Научная статья на тему 'Трудовая миграция в Крым (1944–1976)'

Трудовая миграция в Крым (1944–1976) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3074
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕМОГРАФИЯ / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / CRIMEA / THE SOCIAL AND DEMOGRAPHIC PROCESSES / DEMOGRAPHY / RESETTLEMENT / RESETTLERS / REGULATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сеитова Эльвина Изетовна

В статье рассмотрен ход трудовой миграции в Крым. Государственная программа по переселению трудового населения была введена в связи с крайне тяжелым демографическим положением, в котором оказался регион после завершения военных действий Великой Отечественной войны на территории региона и насильственных депортаций. Прослежено развитие процесса, выявлены основные принципы организации переселения на полуостров. Исследование базируется на архивных материалах, которые впервые вводятся в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Labor Migration to Crimea (1944–1976)

As a result of the Great Patriotic War, Crimea had major human losses. To restore the demographic potential, infrastructure, and national farming, the Governmental Committee of Defense recognized the need to resettle able-bodied collective farm workers to Crimea from different regions of Russia and Ukraine. The resettlement can definitely be called a key event in the peninsula’s post-war history. The main component for measuring the consolidation of the settlers in Crimea was the effective implementation of a social adaption program. It, first of all, included the building of houses for newcomers, infrastructure expansion, credit, and the attention to needs and problems of the new settlers. They cared about organizing the arrival of people and safely moving them into new houses. But there were still many problems. For example, some people did not fully carry out their functions. There were technological violations of constructing houses for the settlers. And there were cases of inappropriate uses of housing. But despite it all, the process of economic and housing arrangements for the arriving population rose to a better level within this period. Immigrants settled in new houses. They were hooked up to electricity, water pipes were laid. Schools, kindergartens were under construction. The settlers were able to use state credits, and they received preferential prices on food. As a result of these measures, the absolute majority of the population arrived and was settled in an orderly fashion in the region.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция в Крым (1944–1976)»

УДК 325.54+314(477.75)“19”1944-197G

Сеитова Э.И.

Трудовая миграция в Крым (1944-1976)

Сеитова Эльвина Изетовна, аспирант кафедры истории Украины Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, преподаватель кафедры истории Республиканского высшего учебного заведения «Крымский инженерно-педагогический университет»

E-mail: [email protected]

В статье рассмотрен ход трудовой миграции в Крым. Государственная программа по переселению трудового населения была введена в связи с крайне тяжелым демографическим положением, в котором оказался регион после завершения военных действий Великой Отечественной войны на территории региона и насильственных депортаций. Прослежено развитие процесса, выявлены основные принципы организации переселения на полуостров. Исследование базируется на архивных материалах, которые впервые вводятся в научный оборот.

Ключевые слова: Крым, социально-демографические процессы, демография, переселение, переселенцы, нормативные акты.

1944 год оказался во многом переломным для Крыма. Во-первых, в апреле для крымчан закончились военные операции Великой Отечественной войны - регион был окончательно освобожден. Во-вторых, в течение мая-июля были насильственно выселены целые народы, которые являли собой неотъемлемую составляющую не только этнической палитры полуострова, но и трудового потенциала. Так, 11 мая 1944 г. Государственный комитет обороны принял секретное постановление о выселении крымских татар1. Приводятся разные данные о количестве выселенных представителей крымскотатарской национальности, но чаще всего встречается цифра в 195 тыс. человек2. Однако фигурирует цифра и в 238 500 человек3. 2 июня 1944 г. И. Сталин подписал постановление ГКО, в котором шла речь о выселении из полуострова крымских болгар (12 тыс. человек), крымских греков (14 тыс.) и армян (11 тыс.). При этом еще летом 1941 г. в спешном порядке была проведена операция по выселению около 52 тысяч немцев. Наряду с этим, оккупанты убили и замучили более 135 тыс. человек. Свыше 85 тыс. отправили из Крыма на работы в Г ерманию. Десятки тысяч крымчан погибли на фронтах и в партизанских отрядах. Так, население полуострова сократилось с 1 млн. 127 тыс. на 1 января 1940 г. до 351 тыс. на лето 1944 г.4. В-третьих, именно в 1944 г. начинается более чем тридцатилетняя программа трудового переселения на полуостров преимущественно колхозного населения России и Украины, что послужило окончательному преобразованию культурно-этнической карты Крыма.

В связи со сложившейся ситуацией жизненно важной проблемой для полуострова явилась полное отсутствие демографического потенциала. В недрах государственной машины советского государства вызревал проект «крымской Калифорнии», инициаторами которого были представители группы деятелей Еврейского антифашистского комитета. Данный план активно поддерживался американской еврейской диаспорой. В Кремле подобным образом рассчитывали на материальную помощь для восстановления разрушенного войной хозяйства. В июне 1944 г. И.В. Сталин обсуждал этот план с президентом американской торговой палаты Эриком Джонстоном, который обещал выделить СССР после войны долгосрочные кредиты5. Однако этой идее не суждено было сбыться, так как предпочтение отдали реализации иного проекта. «Крымская Калифорния» не состоялась. Возможно, причиной этому были перипетии большой политики или власти отдавали себе отчет в том, что решение проблемы с демографической точки зрения проблемного полуострова не терпит отлагательств, в то время как американские кредиты могли прийти лишь после завершения войны.

В опустевшие районы Крыма по решению Президиума Верховного Совета и Совнаркома Крымской АССР сразу же было направлено 15 тыс. человек из городов полуострова. А уже 12 августа 1944 г. Государственный комитет обороны СССР принял постановление «О переселении колхозников в районы Крыма». В свою очередь Совет Народных Комиссаров Крымской АССР и Областной комитет ВКП(б) приняли 18 августа постановле-

1 Крым сквозь тысячелетия / Под ред. Э.Б. Петровой. Симферополь: Лира, 2004. С. 500.

2 Акулов М.Р. Восстановительные работы в Крыму в 1944-1945 годах // Отечественная история. 1993. № 1. С. 183.

3 Верменич Я. Адміністративно-територіальний устрій України: еволюція, сучасний стан, проблеми реформування: у 2 ч. / Я. Верменич; Ін-т історії України НАН України. К., 2009. Ч. 2. С. 203.

4 Крым сквозь тысячелетия... С. 500-501.

5 Сергійчук В. Український Крим. К.: Українська видавнича спілка, 2001. С. 190.

ние «О заселении Ялтинского, Алуштинского, Судакского, Старо-Крымского, Карасубазарского, Бахчисарайского, Балаклавского и Куйбышевского районов Крымской АССР»1. Помимо этого шла подготовка к приему населения, насильно угнанного оккупантами в Германию. 20 марта 1945 г. Совнарком Крымской АССР принял специальное постановление «О приеме и размещении репатриируемого населения». На эти цели было выделено 5764 тыс. руб. Некоторая часть крымчан в 1944-1945 гг. возвратилась из эвакуации. Многие прибыли по государственным и комсомольским мобилизациям для помощи в возрождении разрушенных городов. Так, к 1 сентября 1945 г. в Крыму проживало 589 тыс. человек2.

В СССР уже существовала отработанная система организации переселения. Порядок привлечения, отбора и оформления организованно перемещаемого населения был следующим:

- переселенческий отдел при облисполкоме (Совете Министров АССР), получив от Переселенческого управления план, должен был приступить к разработке необходимых мероприятий.

- в проекте решения облисполкома (постановления Совета Министров АССР) устанавливались задания району; сроки отбора и отправки населения; порядок проведения массовой работы по разъяснению в малоземельных колхозах условий переселения и соответствующих льгот, а также характеристики природных и экономических условий мест вселения.

- определялись условия обеспечения людей медицинским, ветеринарным обслуживанием;

- устанавливался порядок обслуживания перевозимого населения продуктами питания и фуражом для скота на пути следования

- одновременно с этим устанавливался порядок оформления документов комиссиями; осуществлялась выдача билетов, пропусков и паспортов

- назначались уполномоченные облисполкомов (Совета Министров АССР), которые направлялись в районы набора людей.

- переселенческий отдел при облисполкоме (Совете Министров АССР) должен был разрабатывать и направлять райисполкомам необходимые технические указания о порядке проведения и организации работы по отбору, оформлению переселенцев, сообщал станции погрузки, сроки подвоза населения и их имущества к станциям погрузки, условия и место выдачи денежного пособия, продуктов и пр.

- после принятия облисполкомом (Советом Министров АССР) решения (постановления) о плане отбора людей, Переселенческий отдел направлял райисполкомам необходимую документацию - бланки анкет-заявлений, формы оперативной отчетности, экономические характеристики районов вселения, плакаты, брошюры, материалы для районных газет радиовещания3.

Колхозники, которые были отобраны, должны были иметь:

• паспорта на всех членов семьи от 16 лет;

• переселенческие билеты, а для лиц, которые перемещались в погранзону - пропуски;

• воинские документы с отметкой о снятии с учета;

• справки для школьников с отметкой, в каком классе учился ребенок;

•обменные квитанции о сдаче скота, зерна, фуража и пр. заготовительным организациям;

• справки о суммах паевых взносов из сельпо;

• справки о ветеринарной обработке скота;

• справки о медицинском освидетельствовании каждого члена семьи и о прохождении санитарной обработки4.

Перевозку людей от мест выхода до мест вселения производили по железной дороге специальными эшелонами. По рекам и морям переселение осуществлялось морским и речным транспортом. Порядок организации перемещения населения, формирования и отправки эшелонов определялись специальной инструкцией, утвержденной Переселенческим управлением при Совете Министров РСФСР и правилами внутреннего распорядка в переселенческих эшелонах.

Райисполкомы были обязаны обеспечить доставку населения, их скот, фураж и имущество на станцию погрузки за день до отправки эшелонов и организовать из самих переселенцев бригады по охране имущества. До посадки в вагоны на станциях (пристани) погрузки, скот и имущество людей должны были размещаться в заранее подготовленных помещениях или в ближайших населенных пунктах. Доставка людей к станциям погрузки производилась транспортом колхозов и райисполкомов мест выхода. Начальник эшелона принимал по списку от ответственного представителя райисполкома состав прибывших и наличие у них всех необходимых документов. По прибытии на станцию разгрузки, начальник эшелона должен был сдать по акту ответственному представителю Переселенческого отдела района вселения прибывшее население, наличие крупного, мелкого скота и птицы. Об отправке эшелонов к месту назначения, начальники эшелонов доносили телеграфно Переселенческому управлению при Совете Министров РСФСР и Переселенческому Отделу республики, края и области. В составе эшелона должен был быть вагон-изолятор, оборудованный мягкой мебелью (кровати, матрацы и др.). В нем наличествовало необходимое количество белья, медикаментов и медицинских инструментов. Скот перевозился в специальных вагонах в тех же эшелонах5.

Государственными органами продумывалась и планировалась помощь новоселам в регионе вселения. Уже на первом этапе переселения Народному комиссариату торговли Крымской АССР было поручено обеспечить питанием колхозников в пунктах приема и разгрузки эшелонов, а также организовать торговлю продуктами, товарами и предметами первой необходимости. Народному комиссариату здравоохранения Крымской АССР приказали

1 Сеитова Э.И. Миграционные процессы в Крыму в 1944-1953 годах: к постановке проблемы // Матеріали 8-ї Всеукр. наук. конф. «Актуальні питання історії науки і техніки». 17-19 жов. 2009 р. / Центр пам'яткознавства НАН України і УТОПІК. К., 2009. С. 50.

2 Акулов М.Р. Указ. соч. С. 183.

3 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-327. Оп. 2. Д. 446. Л. 32.

4 Там же. Л. 36.

5 Там же. Л. 38-40.

организовать медицинское обслуживание прибывающих на всех пунктах приема эшелонов, а также подготовить изоляторы для заболевших в пути следования. Для этого необходимо было выделить нужное количество медперсонала и медикаментов. В свою очередь, председателям горрайисполкомов: Бахчисарайского, Джанкойского, Севастопольского, Сейтлерского, Симферопольского, Феодосийского районов дали поручение выделить соответствующие помещения для оборудования простейших бань, дезкамер, изоляторов и выделить транспортные средства для перевозки больных1. Новоселам выдавался ручной сельскохозяйственный инвентарь и предметы домашнего обихода, ранее принадлежавшие спецпереселенцам. Колхозникам выдавалось единовременное пособие в размере 2500 руб. на каждую семью. Хозяйства новоселов освобождались на 1944-1945 гг. от всех государственных денежных налогов, страховых платежей и от поставки государству сельскохозяйственных продуктов и продуктов животноводства2. Таким образом, все затраты, связанные с перевозкой переселенцев с мест выхода до мест вселения государство взяло на свой счет, на что было истрачено около 26 млн. 762 тыс. руб.3.

Ключевой составляющей переселенческих льгот была система кредитов. Только в 1944-1945 гг. было выдано кредитов на сумму 62 млн. 235 тыс. руб.4. Материальная поддержка предусматривалась в течение всего периода заселения.

В опустошенный Крым осенью 1944 г. стали прибывать первые эшелоны с переселенцами. В сентябре переехало 17040 семей (62104 человек)5. Кроме людей, которых организованно (как правило, добровольнопринудительно) отправляли на полуостров, были семьи, отдельные граждане, которые по собственной инициативе приезжали на полуостров на постоянное место жительство. К концу 1947 г. прибывших таким способом насчитывалось 2337 семей - из 27 областей СССР6. В сентябре 1944 г. в Азовский район Крыма приехало 162 семей новоселов - из Житомирской области; в Алуштинский - 2349 - из Краснодарского края; в Балаклавский -2050 - из Воронежской области; в Бахчисарайский - 2146 - из Брянской и Орловской областей; в Белогорский -1555 - из Курской и Тамбовской областей; в Джанкойский - 27 - из Каменец-Подольской и Киевской областей; в Евпаторийский - 150 - из Киевской и Каменец-Подольской областей; в Зуйский - 212 - из Ростовской, Киевской и Тамбовской областей; в Кировский - 428 - из Тамбовской области; в Куйбышевский - 2349 - из УССР; в Нижнегорский - 320 - из Тамбовской области; в Октябрьский - 57 - из Винницкой и Киевской областей; в Приморский - 204 - из Тамбовской области; в Симферопольский - 214 - из Винницкой области; в Советский - 180 - из Тамбовской области; в Старо-Крымский - 1268 - из Ростовской, Тамбовской и Курской областей; в Судакский -2469 - из Ставропольского и Краснодарского краев; в Ялтинский - 935 - из Ростовский области7.

Переселенец А. Ефимова, который проживал в колхозе им. Молотова - деревня Кабурча Белогорского района, в январе 1945 г. свидетельствовал: «Из разных районов Тамбовской области в прошлом году приехали сюда колхозники. Они ехали в Крым с горячим желанием быстрее возродить этот чудесный уголок Советской Родины, поднять и поставить его на службу фронту его богатые возможности. На новых местах переселенцы столкнулись с немалыми трудностями: разоренное фашистами многообразное хозяйство артели требовало большой и дружной работы. После учета трудоспособного населения, навыков, знаний и опыта людей было создано 26 специализированных звеньев в составе 6 бригад, получивших по акту инвентарь, тягло, сбрую, посевные участки. 20 агитаторов в бригадах и звеньях рассказывают колхозникам о войне, о нашей Родине, о скорой победе над врагом. Чтобы охватить агитационной работой всех трудящихся, деревня разбита на десятидворки и к каждой из них прикреплен агитатор»8. Секретарь первичной парторганизации колхоза им. Молотова, Алуштинского района М. Шахов-цова вспоминал: «По извилистому Алуштинскому шоссе мы направились в новый для нас край, к новому месту жительства - в колхоз им. Молотова. Все мы - кубанцы, но жили раньше в разных станицах. Каждый из нас привык к своему селению, к своей улице, к своему дому. На новых местах жизнь пришлось начинать заново. Трудновато было по началу. Здесь главное внимание уделяется укреплению трудовой дисциплины. Прошло больше полугода, как мы на новых местах. Все колхозники живут в отремонтированных домах, имеют приусадебные участки» . Таким образом, каждый переселившийся в Крым колхозник получал дом, приусадебный участок, долгосрочную ссуду и корову10. Некоторые переселенческие колхозы выпускали свои периодические издания. Таковой была газета «Ленинский путь» - орган Алуштинского РК ВКП(б) и райсовета депутатов трудящихся11.

Однако, невзирая на организованную государством систему материальной поддержки, значительная часть прибывших, так и не смогла привыкнуть к Крыму. Одной из главных причин обратничества явилась неудовлетворительная работа Крымского обкома партии и, в частности - местных партийных органов. Так, не были созданы городские и районные приемно-распределительные комиссии, недостаточно ответственно решался вопрос трудового и бытового устройства. Несвоевременно и не всем нуждающимся оказывалась денежная по-мощь12. Местные власти при этом старались замалчивать факты обратного выезда новоселов13.

Организаторы переселения были склонны считать главной причиной обратничества - слабое использование экономических возможностей и природных ресурсов региона. Помимо этих причин, указывалось «поверхностное руководство и формальное отношение к нуждам колхозников»14. К тому же власти отмечали недостаточное

1 Государственный архив в Автономной республике Крым (ГААРК). Ф. Р-2887. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

2 Там же. Л. 4-5.

3 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 7. Л. 4.

4 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 4. Л. 90.

5 Сеитова Э.И. Указ. соч. С. 49.

6 Максименко М.М. Местные Советы Крыма в послевоенный период: 1945-1958. Киев: Наукова думка, 1972. С. 114.

7 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 7. Л. 1-2.

8 Ефимов А. В переселенческом колхозе // Красный Крым. 1945. 31 янв. С. 2.

9 Парторганизация переселенческого колхоза // Красный Крым. 1945. 16 мая. С. 2.

10 Быстро залечим раны, нанесенные Крыму войной // Красный Крым. 1945. 20 мая. С. 1.

11 Газета переселенческого района // Красный Крым. 1945. 2 сент. С. 2.

12 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 4. Л. 42.

13 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 7. Л. 9.

14 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 10. Л. 162.

проведение массово-разъяснительной работы и на их низкий политический и организационный уровень1. Наряду с этим, прибывшее население слабо закреплялось в Крыму еще и ввиду психологической составляющей. Ведь на начальном этапе переселенцев заселяли в домах еще недавно депортированных граждан, в которых не производилось даже минимальных перестановок. Значительное психологическое давление оказывали ходившие слухи о том, что скоро крымские татары вернутся и им придется возвращать жилье. Помимо этого, вручение на бессрочное (вечное) пользование землей переселенческим колхозам целого ряда районов, происходило медленно и неорганизо-ванно2. Также были факты разрушения жилых надворных построек3.

Существовали определенные недостатки в организации самого переселенческого процесса. Обком и райкомы партии не принимали необходимых мер по устройству колхозников, прибывших на постоянное жительство в Крым, а также не делали все возможное для быстрейшего организационнохозяйственного укрепления вновь созданных колхозов4. В связи с этим был поставлен вопрос о необходимости улучшения качественного отбора населения для переезда на полуостров и их хозяйственного устройства в местах вселения. 5 марта 1947 г. Совет Министров РСФСР принял постановление «О хозяйственном устройстве переселенцев», которое предусматривало меры борьбы с обратничеством и мероприятия по улучшению хозяйственного устройства новоселов прошлых лет5.

Вместе с тем наряду с процессом заселения Крыма в это время известны случаи отправки людей из полуострова в другие регионы. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16 ноября 1947 г. № 3823 из Крымской области 7 декабря 1947 г. был отправлен эшелон с переселенцами в Еврейскую автономную область6.

Помимо людей, которых организованно привозили в Крым, были случаи самостоятельно приезда населения на полуостров. Однако подобная практика не находила одобрения у чиновников. Так, на одном из заседаний Коллегии Переселенческого управления при Совете Министров РСФСР в январе 1947 г. озвучили мысль, согласно которой нежелательно было беспрепятственно принимать самостоятельно приезжающих в Крымскую область из отдельных областей вселения (как, например, Грузинская ССР, Приморский, Хабаровский края, Ленинградская, Московская, Иркутская, Грозненская и др. области). Это объяснялось тем, что основная масса самостоятельно прибывающих являлась не односельчанами и не родственниками плановых переселенцев, а «случайными и непроверенными лицами». К тому же, точный учет такого контингента семей Переселенческим отделом не был налажен, а по 18 районам области совершенно не проводился7. На этом же заседании была отмечена добросовестная работа большинства приезжих колхозников. Вместе с тем признали - есть также те, которые «приезжают, получают льготы от государства и обратно возвращаются»8. Член коллегии Управления товарищ Быченко констатировал следующее: «Вопрос освоения Крыма имеет очень большое государственное и народнохозяйственное значение. Поэтому правительство и партия уделяют этому вопросу большое внимание. Для того чтобы переселенцы осели в Крыму, включились в сельхоз производство и подняли богатства этого края нужно, чтобы каждый колхозник был обеспечен предоставленными ему льготами»9. Непосредственно начальник Управления Л. Дмитриев отметил, что «Крым - это важнейший район нашей страны. Мы провели переселение. И так плохо получилось, потому что мы мало уделили внимание этой работе. Надо перестроиться, так заселять нельзя!»10.

Помимо колхозников, на полуостров организованно прибывал контингент, демобилизованный из Советской Армии и флота11. В Инструкции «О порядке приема и оформления в число плановых переселенцев колхозников, переселившихся в Крымскую область по приглашению колхозников и демобилизованных из Советской армии» был обозначен следующий порядок организованного переселения населения:

- облисполком рассматривал поступившие ходатайства о приеме в число плановых переселенцев и документы по каждой семье в отдельности,

- оплата расходов по переезду семьям, прибывшим в Крымскую область по приглашениям колхозов, производилось за счет государства. Причем, тем, кто переезжал в групповом порядке, проезд, провоз скота и имущества до двух тонн на каждую семью оплачивалось полностью. Переезжающим в одиночку - оплачивалась только половина от суммы, истраченной на проезд и провоз их имущества,

- прием демобилизованных из Советской Армии и Военно-Морского Флота производился на основании их личных заявлений, подаваемых в райисполкомы по месту вселения. Подобное переселение производилось на общих основаниях12.

С начала 50-х гг. ХХ в. заселялись колхозы и совхозы 16 районов области: Азовского, Алуштинского, Балаклавского, Бахчисарайского, Белогорского, Джанкойского, Куйбышевского, Ленинского, Нижнегорского,

1 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 19. Л. 3.

2 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 1. Л. 69.

3 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 7. Л. 17.

4 Пленум Областного Комитета ВКП(б): о работе Крымского Областного Комитета ВКП(б): доклад секретаря Обкома ВКП(б) тов. П.Ф. Тюляева // Красный Крым. 1944. 28 нояб. С. 2.

5 ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 443. Л. 59.

6 Там же. Л. 56.

7 ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 445. Л. 24.

8 Там же. Л. 28.

9 Там же. Л. 29.

10 Там же. Л. 32.

11 ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 659. Л. 3.

12 Там же. Л. 99-100.

Советский агитационный плакат. Конец 1940-х гг.

Приморского, Симферопольского, Советского, Старо-Крымского, Судакского, Черноморского, Ялтинского. При этом по личной инициативе заместителя председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова, переселять начали не мелко-одиночными группами, а целыми бригадами и колхозами1.

К этому периоду была уже сформирована достаточно прочная экономическая и организационная основа. Следовательно, сложились более благоприятные условия для жизни новоселов. Была организованна работа для прочного закрепления приезжих колхозников. В ее основе лежала обширная строительная программа2. Переселение продолжалось в связи с тем, что область еще нуждалось в дополнительной рабочей силе. Существовал значительный разрыв между потребностью и фактическим количеством трудоспособных, а, следовательно, была слишком большой нагрузка на каждого трудоспособного человека.

С 1954 г. в переселенческом процессе начался новый этап. Он был обусловлен фактом передачи Крыма в состав УССР. Теперь дело заселения полуострова ушло под ответственность правительства УССР и, соответственно, основная масса населения переезжала на полуостров из различных регионов этой союзной республики. Областями наиболее массового набора населения стали: Винницкая, Житомирская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская, Черновицкая3.

Центральный комитет КП Украины и Совет Министров УССР, проанализировав ситуацию в Крымской области, посчитали, что для более быстрого восстановления и развития сельского хозяйства, городов и курортов этого региона необходимо было проведение дополнительных, специальных мероприятий. С этой целью ЦК КП Украины и Совет Министров УССР, совместно с Крымским обкомом партии и облисполкомом, подготовили проект постановления Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства, городов и курортов Крымской области». Проектом предусматривалось значительное расширение посева овощных культур, закладка новых садов, виноградников и ягодников, проведение ряда мероприятий по увеличению урожайности всех сельскохозяйственных культур и повышение продуктивности животноводства. Были запланированы также специальные мероприятия по строительству и оснащению МТС, совхозов новой техникой, повышению уровня механизации садов, виноградников, овощных и технических культур, а также были намечены работы по водохозяйственному и колхозному строительству4.

Совет Министров СССР в Постановлении от 26 июля 1954 г. № 1508 отметил, что в Крымской области за последние годы была проделана большая работа по восстановлению сельского хозяйства, городов и курортов. Вместе с тем Совмин СССР указал на то, что имеющиеся в области благоприятные возможности для подъема сельского хозяйства, производства, развития курортов и городского строительства использовались недостаточно. Подчеркивалось, что в области до сих пор не были восстановлены довоенные площади садов, виноградников и посадка табака. Производство овощей не удовлетворяло потребностей населения городов и курортов. Наблюдалось значительное отставание в механизации трудоемких работ по возделыванию табака и овощей, в садоводстве, виноградарстве и на животноводческих фермах5. В связи с этим процесс переселения колхозников лишь набирал обороты.

В то же время при всех успехах закрепления новоселов часть из них продолжала выбывать из области. Этот процесс можно объяснить:

- неудовлетворенностью хозяйственным обустройством, особенно в то время, когда медленно шло строительство домов.

- некачественным отбором людей в областях выхода. Так, например, из колхоза им. Энгельса Симферопольского района выбыл переселенец Майдан, который по заключению врачей к физическому труду был неприспособлен, а жена Майдана заявила: «Я приехала в Крым лечиться»6.

Нежелание закрепляться в рыболовецких колхозах объяснялось их слабой экономикой и относительно небольшими заработками. Кроме этого, в колхозы в основном прибывали рабочие и служащие со специальностями: электромонтеры, бухгалтера, парикмахеры, трактористы - они, что естественно, не могли работать в море. Из числа принятых в колхозы по внутреннему перераспределению населения обратно выбыло значительно меньше, чем плановых переселенцев. Данный факт объяснялся более тщательным отбором людей самими колхозниками, нередко после практической проверки кандидатов на работе в колхозе.

С 1944 по 1951 гг. переселенцы заселялись в оставшихся от депортированных домах. К тому же заселение велось в основном в горные и предгорные районы. С 1952 г. переселение шло и в степные районы области. Для семей новоселов стали строить поселки с количеством от 40 до 150 и более домов. Если с 1944 по 1955 гг. принимали ежегодно от 2 до 3 тысяч семей и строили для них от 700 до 2500 домов, то начиная с 1956 г. Увеличили показатели от четырех до семи тысяч семей, а норму строительства жилья подняли от трех до шести тысяч в год7.

Большим недостатком в организации заселения региона являлось то, что к учету и отчетности не было ответственного отношения. Например, квартальный отчет составлялся бухгалтером, прорабом хозяйства или кому поручали. Данные о динамике движения переселенцев по годам отсутствовали вовсе.

Учитывая, что в связи с орошением земель Крыма, потребность в кадрах должна была значительно возрасти, Облстатуправление посчитало целесообразным реализовать следующее меры:

• приказом директора совхоза или решением правления колхоза в каждом из хозяйств Крыма определить ответственное лицо по учету и отчетности прибывавших семей;

• в каждом хозяйстве для приема домов от строительных организаций и бригад создавать комиссию, что бы при наличии каких-либо недостатков назначать сроки их устранения;

• потребовать от руководителей хозяйств своевременно готовиться к приему переселенцев и создавать им

1 ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 689. Л. 25.

2 Максименко М.М. Указ. соч. С. 123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Там же. С. 128.

4 Центральный Государственный архив общественных объединений Украины (ЦДАГО). Ф. 1. Оп. 24. Д. 3672. Л. 2.

5 ЦДАГО. Ф. 1. Оп. 24. Д. 3552, л. 5.

6 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 18. Л. 15-16.

7 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 95. Л. 4.

все соответствующие условия;

• обязать руководителей межколхозстроя вырабатывать планы строительства качественных домов для новоселов1 .

В связи с ростом совхозов, созданием новых колхозов, увеличением в них площадей винограда, садов, овощей и в связи с расширением орошаемых площадей водами Северо-Крымского канала, а также за счет приумножения скважин, значительно возрастала потребность в рабочей силе . Переселение продолжалось.

Таблица 1

Динамика переселенческого процесса в 1966-1970 годы3

Годы Переселено семей Выбыло семей

Из числа переселенных текущего года вселения % Из числа переселенных прошлых лет вселения % Всего семей % всего

1966 5713 258 4,5 489 8,6 747 13,1

1967 5710 149 2,6 339 5,9 488 8,5

1968 6046 170 2,8 463 7,7 633 10,5

1969 5384 195 3,6 499 9,3 694 12,9

1970 5789 265 4,6 343 5,9 608 10,5

всего 28642(?) 1037 3,6 2133 7,4 3170 11,0

В этот период на переселение допускались семьи, имевшие в своем составе не менее двух трудоспособных мужчин от 16 до 55 лет, женщины от 16 до 50 лет, которые согласно заключению медицинской комиссии были способны к физическому труду и изъявили желание работать непосредственно в сельхоз производстве. Лица, изъявившие желание переселиться, проходили медицинское освидетельствование в комиссиях, организованных в соответствии с приказом по Министерству здравоохранения СССР от 2 апреля 1951 г. № 297 при местных медицинских учреждениях. Результаты заносились в карты медицинского осмотра, которые составлялись отдельно на каждого трудоспособного члена семьи. Сведения о состоянии здоровья нетрудоспособных записывались на оборотной стороне медкарты главы семьи.

Глава семьи, которая изъявила желание переселиться, подавал заполненную и собственноручно подписанную анкету-заявление установленной формы в исполком сельского, поселкового, городского или районного Совета депутатов трудящихся по месту жительства или уполномоченному по использованию трудовых ресурсов. Данные необходимо было тщательно проверить и заверить подписью председателя исполкома сельского, поселкового Совета депутатов трудящихся или домоуправления по месту жительства. Уполномоченный Отдела облисполкома по использованию трудовых ресурсов лично знакомился с каждой семьей, подавшей заявление на переселении. Он же проверял правильность сведений, изложенных в анкете-заявлении, знакомился с личными документами (паспортом, свидетельствами о рождении, о браке, трудовыми книжками, военными билетами) и со своим заключением, представлял анкету-заявление на рассмотрение райисполкома, горисполкома4.

В Отделе облисполкома по использованию трудовых ресурсов поступившие материалы проверялись на предмет определения соответствия семей условиям отбора, полноты и правильности заполнения установленных форм документации, сверялись с алфавитом глав семей, ранее переселявшихся из данной области. При необходимости Отдел обязан был возвратить поступившие материалы для надлежащего переоформления, а в сомнительных случаях - запросить дополнительные сведения. Утверждал, отклонял семьи и подписывал билеты лично заведующий отделом, а в его отсутствие только его заместитель. Главой семьи мог быть признан только трудоспособный. Выписанные переселенческие билеты по реестрам-спискам направлялись райисполкомам для вручения главам семей. Одновременно с билетами отделы облисполкомов по использованию трудовых ресурсов направляли райисполкомам и районным учреждениям Г осбанка ведомости на выплату единовременного денежного пособия5.

Уполномоченный по использованию трудовых ресурсов рекомендовал переселенцам надлежаще подготовиться к выезду в санитарном отношении. Обязательная санитарная обработка населения могла назначаться по требованию органов Государственной санитарной инспекции в зависимости от санитарно-эпидемической обстановки. Местные зооветеринарные учреждения проводили бесплатную ветеринарную обработку перевозимого скота, с выдачей соответствующих справок6.

Отделы облисполкомов по использованию трудовых ресурсов областей вселения совместно с областными плановыми и сельскохозяйственными органами разрабатывали проекты планов приема населения, проверяя при этом правильность предоставляемых колхозами, совхозами, птицефабриками расчетов о потребности в дополнительной рабочей силе. Это делалось с целью более полного вовлечения и использования в общественном производстве имевшегося трудоспособного населения и закрепления в сельскохозяйственном производстве молодежи, оканчивавшей общеобразовательные школы в местах вселения. Планы приема населения и строительства домов в разрезе районов, колхозов, совхозов и птицефабрик утверждались облисполкомами, районными, городскими исполкомами, в соответствии с народно-хозяйственным планом. Отделы облисполкомов по использованию трудовых ресурсов областей вселения и их уполномоченные обеспечивали направление в области выхода экономических характеристик колхозов, совхозов и птицефабрик вселения, специальных выпусков газет, листовок-обращений, писем

1 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 170. Л. 11-12.

2 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 182. Л. 24.

3 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 308. Л. 5.

4 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 305. Л. 50-52.

5 Там же. Л. 53.

6 Там же. Л. 55.

от ранее переселившихся граждан в адрес своих земляков с приглашением переехать. Отправка семей по межобластному переселению проводилась в соответствии с планами-привязками, направляемыми отделами областей вселения отделам областей выхода1.

После получения телеграммы об отправке населения Отдел облисполкома по использованию трудовых ресурсов области вселения и его уполномоченные организовывали встречу населения на всех станциях назначения. Расселение семей новоселов по колхозам, совхозам и птицефабрикам должна была производиться в соответствии с утвержденными планами приема населения и их переселенческими билетами. Отделы облисполкомов по использованию трудовых ресурсов областей вселения в исключительных случаях могли удовлетворять заявления вновь прибывших о переводе в другие колхозы в пределах области. Это осуществлялось лишь при наличии уважительных причин. Перевод и переоформление билетов из одной области в другую могли проводиться только в исключительных случаях, по разрешению Г осударственного комитета Совета Министров УССР по использованию трудовых ресурсов2.

На начало 1974 г. численность населения Крымской области (без Севастополя) составила 1692,9 тыс. чел., из них 667,6 тыс. или 39,5% приходилось на сельскую местность. Трудовые ресурсы сельской местности составили 357,4 тыс. человек, или 53,5% к численности сельского населения3.

Уже в данный период наблюдалось повышение трудоучастия колхозников, так, если в 1970 г. одним трудоспособным колхозником было отработано 242 человеко-дня, то в 1974 г. речь уже идет о 262 человеко-днях. Аналогичный показатель по категории женщин вырос с 220 до 245 человеко-дней4.

Несмотря на успех закрепления, небольшая часть прибывшего населения все же покидала полуостров. Люди зачастую уезжали по причине расторжения браков и совершения «аморальных проступков». Учитывая эти обстоятельства, областной отдел в дальнейшей своей работе планировал быть строже и принципиальнее в подходах к отбору семей, ибо основным источником сельхоз переселения с 1976 г. предусматривалось внутриобластное перераспределение трудовых ресурсов5. Помимо этого значительная часть семей переселенцев выбывала вследствие недостаточного внимания руководителей к своевременному разрешению вопросов по созданию необходимых жилищно-бытовых и производственных условий для новоселов. В ряде случаев население трудоустраивали без учета их специальностей, на временные работы с низкой оплатой, не всегда полностью удовлетворяли потребности людей в определении детей в дошкольные учреждения6.

В соответствии с решением XXV съезда КПСС (1976 г.) и XXV съезда Компартии УССР в Крымской области было решено продолжать дальнейший процесс по интенсивному развитию наиболее трудоемких отраслей сельскохозяйственного производства (виноградарства, садоводства, овощеводства, эфиромасличные культуры, табаководства и т.д.). В связи с этим значительная часть колхозов и совхозов области по-прежнему испытывали недостаток в рабочей силе. Прогнозировалось, что данная тенденция будет продолжаться. Одним из мобильных источников пополнения трудовыми ресурсами производства области в X пятилетке было определено внутриобластное переселение семей из городов, рабочих поселков и райцентров Крымской области, а также семей, прибывших из других местностей страны по приглашению хозяйств, которым был установлен план приема7.

Практическую работу по подбору семей и оформлению документов, проводили непосредственно уполномоченные Областного отдела, совместно с общественным активом колхозов и совхозов вселения8.

Численность сельского населения, проживавшего на территории Крымской области на 1976 г., составляла 678120 человек (мужчин - 317909, женщин - 360211), трудоспособных насчитывалось 398198 человек9. Согласно переписи населения 1979 г., общая численность населения Крымской области составляла 2135816 человека10.

Таким образом, претерпевший колоссальных разрушений и подвергшийся значительному демографическому потрясению Крым, нуждался в пополнении человеческого потенциала. В связи с этим властями была развернута широкомасштабная переселенческая программа. Она подразумевала под собой систему льгот, которая призвана была сделать подобную акцию более привлекательной для потенциальных новоселов. Новое население и их имущество бесплатно перевезли, выдали (хотя и не всем) единовременное денежное пособие. Однако главной, по сути, являлась необходимость хозяйственно-бытового обустройства населения. Переселенцев в Крыму в течение первых десяти лет размещали в домах депортированных народов, выдавали новоселам для пользования их личные вещи и инвентарь. При этом местные руководители оказались неготовыми эффективно реализовать проект переселения. Эти факторы привели к тому, что большинство организованно перемещенного населения не закрепилось на полу-

1 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 3G5. Л. 6G-61.

2 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 18. Л. 62

3 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 342. Л. 1-2.

4 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 358. Л. 56.

5 Там же. Л. 111.

6 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 359. Л. 24.

7 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 373. Л. 70.

8 Там же. Л. 71-72.

9 ГААРК. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 345. Л. 10.

10 Этническая история Крыма в таблицах, картосхемах и диаграммах (по данным переписей населения): информационносправочное пособие / Авт.-сост. А.С. Петроградская. Симферополь: АнтиквА, 2007. С. 11.

Новоселы Крыма живут в новых благоустроенных домах. На снимке — селение Малореченское. Фото из книги Маслов Е.П. Крым. Экономико-географическая характеристика. АН СССР. Ин-т географии. М.: Географгиз 1954.

острове. Подобное стечение обстоятельств подтолкнуло власть серьезнее и внимательнее отнестись к поселенцам и их нуждам. На протяжении 1965-1976 гг. процесс организованного переселения в Крымскую область продолжался. Он был обусловлен сохранявшейся тенденцией недостатка демографического потенциала, а именно нехваткой человеческого (трудового) ресурса. Разительной особенностью этого периода явилось то, что в результате усиления внимания вопросам хозяйственного и бытового устройства новоселов, удалось стабилизировать закрепление людей в местах вселения. 19 декабря 1972 г. была принята «Инструкция о порядке переселения семей в колхозы, совхозы и птицефабрики», которая регламентировала весь ход процесса заселения Крыма. В 1976 г. было принято важное решение - удовлетворять потребности регионов Крыма путем перераспределения трудовых ресурсов непосредственно в рамках полуострова. В тоже время полностью от практики принятия населения с «материка» не отказались. Так, людей, которые самостоятельно прибывали в Крымскую область, оформляли как внутриобластных переселенцев. Но теоретически процесс организованного заселения региона в 1976 г. был завершен.

ЛИТЕРАТУРА

1 Государственный архив в Автономной республике Крым (ГААРК). Ф. Р-2887. Оп. 1. Д. 1. Л. 2, 4-5; Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 1. Л. 69; Д. 4. Л. 42, 90; Д. 7. Л. 1-2, 4, 9, 17; Д. 10. Л. 162; Д. 19. Л. 3; Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 18. Л. 15-16, Л. 62; Д. 95. Л. 4; Д. 170. Л. 11-12; Д. 182. Л. 24; Д. 305. Л. 50-53, 55, 60-61; Д. 308. Л. 5; Д. 342. Л. 1-2; Д. 345. Л. 10; Д. 358. Л. 56, 111; Д. 359. Л. 24; Д. 373. Л. 70-72.

Gosudarstvennyi arkhiv v Avtonomnoi respublike Krym (GAARK). F. R-2887. Op. 1. D. 1. L. 2, 4-5; F. R-2888. Op. 1. D. 1.

L. 69; D. 4. L. 42, 90; D. 7. L. 1-2, 4, 9, 17; D. 10. L. 162; D. 19. L. 3; F. R-3508. Op. 1. D. 18. L. 15-16, L. 62; D. 95. L. 4; D. 170. L. 11-12; D. 182. L. 24; D. 305. L. 50-53, 55, 60-61; D. 308. L. 5; D. 342. L. 1-2; D. 345. L. 10; D. 358. L. 56, 111; D. 359. L. 24; D. 373. L. 70-72.

2 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-327. Оп. 2. Д. 443. Л. 56, 59; Д. 445. Л. 24, 28, 29, 32; Д. 446. Л. 32, 36, 38-40; Д. 659. Л. 3, 99-100; Д. 689. Л. 25.

Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii (GARF). F. A-327. Op. 2. D. 443. L. 56, 59; D. 445. L. 24, 28, 29, 32; D. 446. L. 32, 36, 38-40; D. 659. L. 3, 99-100; D. 689. L. 25.

3 Центральный Государственный архив общественных объединений Украины (ЦДАГО). Ф. 1. Оп. 24. Д. 3552. Л. 5; Д. 3672. Л. 2.

Tsentral'nyi Gosudarstvennyi arkhiv obshchestvennykh ob"edinenii Ukrainy (TsDAGO). F. 1. Op. 24. D. 3552. L. 5; D. 3672. L. 2.

4 Акулов М.Р. Восстановительные работы в Крыму в 1944-1945 годах // Отечественная история. 1993. № 1. С. 182-190.

Akulov M.R. (1993). Vosstanovitel'nye raboty v Krymu v 1944-1945 godakh. Otechestvennaya istoriya. N 1. Pp. 182-190.

5 Быстро залечим раны, нанесенные Крыму войной // Красный Крым. 1945. 20 мая.

Bystro zalechim rany, nanesennye Krymu voinoi. Krasnyi Krym. 1945. 20 maya.

6 Верменич Я. Адміністративно-територіальний устрій України: еволюція, сучасний стан, проблеми реформування: у 2 ч. / Я. Верменич; Ін-т історії України НАН України. К., 2009. Ч. 2. 367 c.

Vermenych Ya. (2009). Administratyvno-terytorial'nyi ustrii Ukrai'ny: evolyutsiya, suchasnyi stan, problemy reformuvannya: u 2 ch. Ya. Vermenych; In-t istorii Ukrainy NAN Ukrainy. Kiyv. 2009. Ch. 2. 367 p.

7 Г азета переселенческого района // Красный Крым. 1945. 2 сент.

Gazeta pereselencheskogo raiona. Krasnyi Krym. 1945. 2 sent.

8 Ефимов А. В переселенческом колхозе // Красный Крым. 1945. 31 янв.

Efimov A. (1945). V pereselencheskom kolkhoze. Krasnyi Krym. 31 yanv.

9 Крым сквозь тысячелетия / Под ред. Э.Б. Петровой. Симферополь: Лира, 2004. 576 c.

Krym skvoz' tysyacheletiya/ Pod red. E.B. Petrovoi. Lira, Simferopol'. 2004. 576 p.

10 Максименко М.М. Местные Советы Крыма в послевоенный период: 1945-1958. Киев: Наукова думка, 1972. 268 c.

Maksimenko M.M. (1972). Mestnye Sovety Kryma v poslevoennyi period: 1945-1958. Naukova dumka, Kiev, 268 p.

11 Парторганизация переселенческого колхоза // Красный Крым. 1945. 16 мая.

Partorganizatsiya pereselencheskogo kolkhoza. Krasnyi Krym. 1945. 16 maya.

12 Пленум Областного Комитета ВКП(б): о работе Крымского Областного Комитета ВКП(б): доклад секретаря Обкома ВКП(б) тов. П.Ф. Тюляева // Красный Крым. 1944. 28 нояб.

Plenum Oblastnogo Komiteta VKP(b) : o rabote Krymskogo Oblastnogo Komiteta VKP(b) : doklad sekretarya Obkoma VKP(b) tov. P. F. Tyulyaeva. Krasnyi Krym. 1944. 28 noyab.

13 Сеитова Э.И. Миграционные процессы в Крыму в 1944-1953 годах: к постановке проблемы // Матеріали 8-ї Всеукр. наук. конф. «Актуальні питання історії науки і техніки». 17-19 жов. 2009 р. / Центр пам'ятко-знавства НАН України і УтОпіК. К., 2009. С. 49-51.

Seitova E.I. (2009). Migratsionnye protsessy v Krymu v 1944-1953 godakh: k postanovke problemy. In: Materialy 8-i'Vseukr. nauk. konf. «Aktual'ni pytannya istorii nauky i tehniky». 17-19 zhov. 2009 r. Tsentr pam’yatkoznavstva NAN Ukrainy i UTOPIK, Kiyv. Pp. 49-51.

14 Сергійчук В. Український Крим. К.: Українська видавнича спілка, 2001. 243 c.

Sergiichuk V. (2001). Ukrai'ns'kyi Krym. Ukrains'ka vydavnycha spilka, Kiyv. 243 p.

15 Этническая история Крыма в таблицах, картосхемах и диаграммах (по данным переписей населения): информационно-справочное пособие / Авт.-сост. А.С. Петроградская. Симферополь: АнтиквА, 2007. 20 с. Etnicheskaya istoriya Kryma v tablitsakh, kartoskhemakh i diagrammakh (po dannym perepisei naseleniya) : informatsionno-spravochnoe posobie. Avt.-sost. A.S. Petrogradskaya. AntikvA, Simferopol'. 2007. 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.