Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского
Серия «Исторические науки». Том 23 (62), № 1 : спецвыпуск «История Украины». 2010 г. С. 180-186.
УДК 325.54+314(477.75)"19"1944-1970
СИСТЕМА ЛЬГОТ ДЛЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В КРЫМ В 1944-1964 ГОДАХ
Сеитова Э. И.
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина
E-mail: [email protected]
В итоге Великой отечественной войны Крым понес значительные людские потери. Для восстановления демографического потенциала, инфраструктуры и народного хозяйства, Государственный комитет обороны признал необходимым переселить в Крым из различных областей РСФСР и УССР трудоспособных колхозников. С целью, как можно более активного заселения, а также успешной и быстрой адаптации прибывших была разработана и введена в действие система льгот для переселенцев. Она включала компенсацию всех видов затрат связанных с перевозкой людей из мест выхода до мест вселения, расходов, связанных с благополучным прибытием и расселением новоселов, а также их максимально комфортного проживания на полуострове.
Ключевые слова: миграция, система льгот, демографический потенциал, народное хозяйство, переселение, переселенцы
Миграция населения - сложный социально-демографический процесс, который воздействует на все стороны социально-экономической жизни общества. Она способна влиять не только на значительные экономические, социальные, демографические и этнические процессы, но и выступает в роли важного звена государственной политики [1, с. 8]. Рассматривая миграции, в разных ее проявлениях, чрезвычайно важно определить теоретическое наполнение исследуемой категории. Миграция, как разновидность социальной мобильности населения, предполагает, что - это вид, способ и формы перемещения лиц без гражданства или граждан во внутригосударственном или транснациональном пространстве, что обуславливаются на практике социально-экономическими и политико-культурными причинами, а не естественными факторами [2].
В Советском Союзе движение населения и рабочей силы планировалось. Но, целенаправленное воздействие государства на этот процесс распространялось лишь на какой-то процент миграционного движения (прежде всего обусловленную экономическими мотивами), в то же время как оставшаяся его часть была по существу неуправляемой [3, с. 47].
Крым, в свою очередь, в полой мере ощутил на себе методы демографической политики СССР. Спецификой этого региона, в демографическом отношении, было то, что летом 1941 и весной 1944 годов из полуострова были насильственно депортированы сначала немцы, а затем крымские татары, болгары, армяне, крымские греки. Это, наряду со значительными людскими потерями в результате военных действий, и мобилизации, привели к тому, что полуостров практически обезлюдил, встала необходимость принятия мер для восстановления народного хозяйства и полно-
ценной жизнедеятельности этого края. Вследствие чего было принято решение заселить Крым колхозниками-переселенцами из различных областей УССР и РСФСР.
Переселенческое управление при Совете Министров РСФСР и Главное управление по организованному набору работников и переселению семей при Совете Министров УССР при тесном сотрудничестве с Переселенческим отделом при Совете Народных Комиссаров Крымской АССР (с 1945 г. - Переселенческий отдел Исполнительного комитета Крымского областного Совета депутатов трудящихся). Согласно приказу Государственного комитета обороны, должны были организовать переселенческий процесс на полуостров. Успешность этой политики обеспечивалась, прежде всего, благодаря системе льгот, которая была направлена на укрепление экономической основы и улучшения бытовых условий переселенцев. Она заключала в себе следующие компоненты: компенсация всех видов затрат, связанных с переселением; выделение (строительство) жилья; кредитование; обучение (переобучение) тем специальностям, в которых нуждался Крым; выделение сельскохозяйственного оборудования и скота; налоговые каникулы.
В соответствие с постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР № 115/2043 от 17 ноября 1937 года «О льготах по сельскохозяйственному переселению» колхозникам за счет государства предоставлялся бесплатный проезд, провоз скота и имущества, а расходы по организации всего процесса должны были производиться полностью за счет государственного бюджета [4]. Приказом Министерства финансов РСФСР крымский переселенческий отдел был освобожден от уплаты государственной пошлины [5].
Постановлением Совета Народных Комиссаров Крымской АССР и областного комитета ВКП(б) от 18 августа 1944 года «О заселении Ялтинского, Алуштинского, Балаклавского, Бахчисарайского, Куйбышевского, Старо-Крымского и Судакского, Карасубазарского районов Крымской АССР» обязали наркома торговли (товарища Швецова) обеспечить питанием колхозников переселенцев в пунктах приемки и разгрузки эшелонов и организовать торговлю продуктами, товарами и предметами первой необходимости. Наркому здравоохранения Крымской АССР (товарищу Демидову) было приказано организовать медицинское обслуживание прибывающих колхозников на всех пунктах приемки эшелонов, а также изоляторы для заболевших в пути следования переселенцев, выделить для этого необходимое количество медперсонала и медикаментов, обязали председателей горрайисполкомов: Бахчисарайского, Джан-койского, Севастопольского, Сейтлерского, Симферопольского, Феодосийского районов выделить соответствующие помещения для оборудования простейших бань, дезкамер, изоляторов и выделить транспортные средства для перевозки больных [6]. Льготы являлись инструментом для вербовки потенциальных переселенцев. Это следует из приказа по переселенческому управлению при Совете Министров РСФСР «О льготах по переселению на 1952 год». Начальникам переселенческих отделов приказывалось довести в десятидневный срок до сведения райисполкомов, производящих отбор и прием колхозников, информацию о льготах, установленных на текущий год. Им также необходимо было разъяснить существующую систему поощрений среди населения в местах выхода и колхозах вселения путем докладов на общих собраниях, проведения групповых и индивидуальных бесед среди населения, выступлений по
181
радио и организации информационно-справочной работы в сельсоветах, избах-читальнях, сельских клубах и т. д. [7]. Таким образом, все расходы, связанные с перевозкой переселенцев из мест выхода до мест вселения и затраты, связанные с благополучным прибытием и расселением новоселов государство взяло на себя [8].
Финансирование жилищного строительства велось, как правило, за счет льготных кредитов Госбанка СССР, а в ряде случаев - за счет собственных средств хозяйств. Под планы строительства жилья выделялись материально-технические ресурсы. Сооружение домов велось по типовым проектам хозяйственным способом, то есть силами самих хозяйств вселения. Плану строительства домов соответствовал и план переселения семей. В первых же документах, регламентирующих миграционный процесс на полуостров, рекомендовалось наделить переселяемых в Крым людей домами с имеющимися надворными постройками и приусадебными участками. Также требовалось выдать им по оценочной стоимости районного финансового отдела ручной сельскохозяйственный инвентарь и предметы домашнего обихода, ранее принадлежавшие спецпереселенцам [9]. В объяснительной записке к отчету по форме № 4 за 1946 год значится, что все семьи, работавшие в колхозах в количестве 10220 хозяйств, имели новые или отремонтированные дома. Они за ними были закреплены по акту на вечное пользование и наделены приусадебными участками, согласно уставу сельхозартели от 0, 10 до 0, 5 га. Переселенцы, значившиеся за совхозами, предприятиями и госучреждениями, приусадебными участками не наделялись, а пользовались земельными участками (огородами) по существующим нормам для рабочих и служащих [10]. К 1954 году была уже сформирована достаточно прочная экономическая и организационная основа. Следовательно, сложились более благоприятные условия для жизни вновь прибывших. Была организованна широкая работа для закрепления приезжих колхозников. В ее основе лежало расширение переселенческого строительства. В 1950-1954 годах было построено 7152 жилых дома, выстроено и капитально отремонтировано 3895 домов [11, с. 123].
Несмотря на это многие переселенцы не были обеспечены жилыми домами, не имели в личном пользовании коров, не использовали установленные льготы. Значительная часть переселенцев, будучи хозяйственно неустроенна в местах вселения, возвращалась назад - в места их прежнего проживания. Так они наносили большой ущерб государству [12]. Учитывая этот факт, были приняты дополнительные меры к ускорению строительства жилых построек. К тому же, был введен в райисполкомах поименный учет хозяйственного устройства переселенцев и установлен строгий контроль над обеспечением каждой семьи домом (или квартирой в совхозах и леспромхозах), приусадебным участком, скотом личного пользования, другими льготами и преимуществами. Проверялся каждый случай ухода переселенцев из мест вселения, а лиц, виновных в плохом хозяйственном устройстве колхозников, привлекали к ответственности [13].
Что касается темпов строительства домов, то необходимо отметить, что на 1955 год был установлен план в количестве 3050, фактически было построено на 1 января 1956 года - 1660 домов или 54,4%, находилось на стадии строительства 988, и не начато было строительство 404 домов. Сдерживающей причиной строительства являлась задержка лимита кредитования. Областной союз потребительских сообществ
182
не обеспечивал своевременного завоза строительных материалов, особенно леса, цемента и стекла, что тормозило выполнение работ. Также управление по строительству не оказывало достаточной организационно-технической помощи, не проводило должного контроля над качеством и стоимостью строительства, вследствие чего многие дома имели недостатки и значительные технические дефекты [14].
Одной из проблем в деле обеспечения переселенцев домами было халатное отношение чиновников к своим обязанностям. Так, из решения Исполнительного комитета Крымского областного Совета депутатов трудящихся №153 от 17 марта 1959 года «О ходе строительства домов для колхозников-переселенцев в колхозах Зуй-ского и Евпаторийского районов», следует, что произведенной проверкой установлено формальное отношение обозначенных райисполкомов к организации выполнения задания по строительству домов. В результате чего план строительства домов в первом квартале не был выполнен. В колхозах Зуйского района из 48 домов не было построено ни одного дома, при наличии в колхозах 276 домов переходящих с 1958 года. В Евпаторийском районе из 40 домов было построено лишь 5, при наличии в колхозах 166 домов, которые перешли с 1958 года.
Пользуясь бесконтрольностью со стороны райисполкомов, руководители колхозов этих районов не подготовились к работе в зимний период, не использовали в полной мере выделенные им фонды на материалы и не завезли их на строительные площадки [15]. Также, в распоряжении от 3 июля 1959 года № 459-р значиться: «в связи с неудовлетворительным ходом строительства домов для переселенцев в колхозах Евпатории и Черноморского районов было решено уменьшить план строительства домов, установленный на 1959 год» [16]. Бюро обкома КПУ и облисполком отметили, что в колхозах и совхозах ряда районов области строительство домов для переселенцев велось крайне низкими темпами. Вследствие чего в целом по области на 15 июля 1959 года из годового плана 6000 домов было построено только 1390 или 23,1%, а около 500 домов еще даже не начинали строить. Крайне неудовлетворительно было оценено строительство домов в Раздольненском районе, где план ввода в эксплуатацию домов был выполнен на 8%, в Джанкойском - на 12%, в Первомайском - на 14%, в Кировском - на 6%, в Симферопольском - на 20%, в Краснопере-копском - на 21%. В совхозе «Большевик» Красногвардейского района из плана строительства 60 домов построено только 4 дома. Во многих колхозах и совхозах рабочие из строительных бригад часто отвлекались на другие работы, вследствие чего строительство велось слабыми темпами.
Низкая оценка была поставлена работе строительных трестов. Например, Крымский областной строительный трест в Первомайском районе не сдал ни одного дома из годового плана 120 домов. Взыскания получили и другие тресты [17]. Бюро обкома КПУ и облисполком неоднократно обращали внимание райкомов партии и райисполкомов на усиление темпов строительства домов для переселенцев, как на выполнение важнейшей хозяйственной задачи, однако секретари райкомов партии и представители райисполкомов продолжали относиться к этому процессу не с должной ответственностью. В связи с этим Бюро обкома КПУ и облисполком постановили: обязать секретарей райкомов КПУ, председателей райкомов, начальника управления сельским хозяйством, начальника управления совхоза, управляющего Кры-
183
минтрестом, управляющего консервтрестом и руководителей строительных трестов в разы улучшить руководство над строительством домов. Также обязали райкомы партии, райисполкомы повысить контроль над руководителями и первичными парторганизациями колхозов в деле переселенческого строительства и хозяйственного устройства переселенцев. И расследовать каждый случай отъезда семей переселенцев. Руководителей же, проявлявших невнимательное отношение к закреплению переселенцев, привлекать к строгой ответственности [18]. О дальнейшем ходе хозяйственного устройства и закреплении колхозников и строительстве домов узнаем из Решения Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся №946 от 26 июля 1959 года. В колхозах и совхозах района медленно велось строительство домов для новоселов и не уделялось достаточного внимания их хозяйственному устройству. Не были использованы все имеющиеся возможности для оказания помощи переселенцам: особенно в благоустройстве приусадебных участков, в приобретении скота. Из льготного фонда помощи в сумме 464 тысяч рублей было использовано лишь 136 тысяч рублей [19].
На 1 октября 1964 года было построено 3198 или 60,3%, в том числе колхозы планом 3869, построено 2291 или 58,2%, совхозы Главного управления совхозов 726 домов при плане 1226 или 59,2%, совхозы совнархоза 188 домов при плане 208 или 87,8% к плану. Из 3198 домов сданных в эксплуатацию 1356 домов построено в 3 квартале и 400 за это время заложено вновь. К концу 1964 года в стадии строительства находились 1875 домов, из них 1562 с готовностью свыше 50% [20].
Еще одним ключевым моментом в деле закрепления переселенцев в Крыму было, безусловно, льготное кредитование. Начав переселенческий процесс, государство распорядилось выдать колхозникам единовременное пособие в размере 2500 рублей на каждую семью, а также позаботилось об освобождении на 1944-1945 года хозяйства колхозников от всех государственных денежных налогов, страховых платежей и от поставки государству сельскохозяйственных продуктов и продуктов животноводства [21]. На протяжении всех лет вселения прибывшим предоставлялись льготные кредиты [22].
Нуждающимся семьям выдавалась денежная ссуда до 5000 рублей [23]. В решении исполнительного комитета Крымского областного Совета депутатов трудящихся №8 от 10 января 1956 года «О кредитном плане сельхозбанка на 1956 год» значиться, что в этом году колхозам области была оказана значительная помощь кредитами Сельскохозяйственного банка предназначенные на капитальное строительство. Например, в 1955 году колхозам было выдано кредитов 78183 руб., в том числе на строительство производственных объектов 29392 рублей, электрификацию 3800 руб., прочие производственные нужды 12628 руб. и на переселенческие мероприятия 32363 рублей [24]. Однако многие колхозы области не эффективно использовали кредиты Сельхозбанка и денежные средства кредитных фондов, допускались случаи их расхода не по целевому назначению. Ввиду этого факта, не были выполнены планы строительства и ввода в эксплуатацию производственных объектов. Райисполкомы, директоры МТС и работники Сельхозбанка осуществляли недостаточный контроль над правильностью образования и расходования денежных
184
средств фондов колхозов и использованием кредитов, а при выявлении случаев расходования ресурсов не по целевому назначению - виновных не наказывали [25].
Совет Министров СССР своим постановлением от 22 мая 1957 года № 548 установил следующий порядок выплаты денежной помощи: сумму в размере до 1000 карбованцев положено было выплачивать в два этапа: 50% по прибытии работника на предприятие и 50% после завершения двухмесячного срока работы. Денежную помощь в размере более 1000 карбованцев положено было выплачивать в три этапа: 40% по прибытии работника на предприятие, 30% после завершения двухмесячного срока роботы и остальные 30% после завершения шестимесячного срока работы [26]. На семьи рабочих и служащих (начиная с января 1956 года) из городов, рабочих поселков и райцентров в пределах области на работу и постоянное жительство в малоземельные колхозы, нуждающихся в пополнении рабочей силы, должны были распределяться все льготы и преимущества, предусмотренные постановлением Совета Министров СССР от 19 февраля 1953 года №517. Эти правила действовали за исключением предоставления им бесплатного проезда, провоза имущества и выдачи единовременного денежного пособия [27].
Исполнительный комитет Крымского областного совета депутатов трудящихся своим распоряжением №776-р от 6 ноября 1958 года обязал областную контору Сельхозбанка открыть дополнительные кредиты для материального обеспечения колхозов в сумме 5000 руб. и на переселенческие мероприятия в сумме 23600 руб. [28]. Во исполнение постановления Совета Министров Украинской ССР от 19 января 1959 года №64 «О кредитном плане Сельхозбанка по Украинской ССР на 1959 год», исполком областного Совета депутатов трудящихся решил распределить долгосрочный кредит Сельхозбанка для колхозников на капиталовложения и на переселенческие мероприятия 46000 рублей [29].
Таким образом, переселенческий процесс долгое время служил одним из наиболее эффективных форм трудоустройства и перераспределения трудовых ресурсов как, в общем, в СССР, так и в Крыму в частности. Он осуществлялся советским государством, и имел целью комплектование кадрами работников и специалистов предприятий и различных организаций преимущественно - в населенных пунктах, где чувствовался недостаток рабочей силы. Крым, после завершения Великой Отечественной Войны, ощущал острую необходимость в людских ресурсах. В связи с этим полуостров стали заселять колхозниками-переселенцами из различных областей РСФСР и УССР. Успешность этого процесса гарантировалась разработанной и введенной в действие системой льгот, направленной на социально-бытовую адаптацию колхозников-переселенцев.
Список литературы
1. Ярмиш О. Н. Млрацшш процеси як державной правоутворюючий чинник / О. Н. Ярмиш // Мцрацшш процеси в Украш i свт: юторшко-юридичш аспекти: Мат-ли XIV М!жн. ют.-прав. Конф. / ред. кол. : О. В. Тимощук, Д. В. Велтздський, О. Н. Ярмин та ш. -Сшферополь: ДiАйПi, 2005. - 430 с.
2. Млрацшш процеси в сучасному свт: свгговий, регюнальний та нацюнальний вимiри. Понятшний апарат, концептуальш тдходи, теорш та практика: енциклопедш / [за ред. Ю. Римаренка]. - К. : Довiра, 1998. - С. 153
3. Миграция сельского населения / под ред. Т. И. Заславской. - М. : Мысль, 1970. - 348 с.
185
4. ГААРК, ф. 2888, оп. 1, д. 19, л. 72
5. Там же, л. 19
6. ГААРК, ф. Р-2887, оп. 1, д. 1, л. 2
7. ГААРК, ф. Р-2888, оп. 1, д. 103, л. 1
8. ГААРК, ф. Р-2888, оп. 1, д. 7, л. 4; д. 18, л. 20
9. ГААРК, ф. Р-2887, оп. 1, д. 1, л. 4
10. ГААРК, ф. Р-2888, оп. 1, д. 6, л. 40
11. Максименко М. М. Местные Советы Крыма в послевоенный период: 1954-1958 / М. М.
Максименко. - К. : Наукова думка, 1972. - 266 с.
12. ГААРК, ф. Р-2888, оп. 1, д. 103, л. 140
13. Там же, л. 141-142
14. ГААРК, ф. Р-3508, оп. 1, д. 18, л. 17
15. Там же, д. 90, л. 10
16. Там же, л. 25
17. Там же, л. 26
18. Там же, л. 27
19. Там же, л. 51
20. ГААРК, ф. Р-3508, оп. 1, д. 159, л. 13
21. ГААРК, ф. Р-2887, оп. 1, д. 1, л. 5
22. ГААРК, ф. Р-2888, оп. 1, д. 1, л. 56, 63, 66, 67, 71; д. 4, л. 10, 74, 75, 90, 143, 153, 200, 241
23. Там же, д. 6, л. 40
24. ГААРК, ф. Р-3508, оп. 1, д. 19, л. 2
25. Там же, л. 3
26. ГААРК, ф. Р-3508, оп. 1, д. 38, л. 50
27. Там же, д. 19, л. 9
28. Там же, д. 69, л. 120
29. Там же, д. 90, л. 1
Сеггова Е. I. Система тльг для переселенщв в Крим в 1944-1964 роках / Е. I. Сеггова // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серiя «1сторичш науки». -2010. - Т. 23 (62), № 1 : спецвипуск «1сторш Украши» - С. 180-186.
В наслщок Велико! впчизняноТ вшни Крим претершв значних людських втрат. Задля вщновлення демографiчного потенщалу, шфраструктури та народного господарства, Державний компет оборони визнав необх1дним переселення до Криму з рiзних областей Росй та Украши працездатних колгоспникв. З метою, якомога активншого заселення, а також успттноТ та швидкоТ адаптацй прибулих була розроб-лена та впроваджена в дю система тльг. Вона мала на увазi компенсацта всгх видав видашв пов'язаних з прибуттям та заселенням колгоспниюв, а також Тх максимально комфортного проживання на швостров^
Ключевi слова: мiграцiя, система тльг, демографiчний потенцiал, народне господарство, переселення, переселенщ
Seitova E. The System of Privileges of the Settlers to Crimea from 1944-1964 / E. Seitova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2010. - Vol. 23 (62), No 1 : "History of Ukraine". - P. 180-186.
As a result of the Great Patriotic War, Crimea had major human losses. To restore the demographic potential, infrastructure, and national farming, the Governmental Committee of Defense recognized the need to resettle able-bodied collective farm workers to Crimea from different regions of Russia and Ukraine. With the goal of active settling and also a successful and quick adaption of the arriving people, a system of privileges was introduced and implemented. It implied the compensation of all kinds of costs connected with transportation of the resettlers from places where they used to live to places where they were going to live; costs connected with their successful arrival and settlement; and also their maximal comfortable living on the peninsula.
Key words: migration, system of privileges, demographic potential, national farming, resettlement, resettlers
Поступила в редакцию 01.10.2010 г.
186