Научная статья на тему 'ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ НА ОБРАЗОВАНИЕ'

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ НА ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетные расходы / эффективность / образование / кредит / трудоустройство выпускников / отраслевая занятость / budget expenditures / efficiency / education / credit / graduate employment / industry employment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И А. Щипанов

В статье рассматривается вопрос несоответствия структуры выпускников высших и средних специальных образовательных организаций по отношению к отраслевой занятости, которое само по себе не является критерием неэффективности бюджетных расходов, но открывает проблему не менее значимую – структурного несоответствия выпускников и рынка труда. Автором отмечено, что российская система финансирования образования является уникальной, поскольку финансируется из бюджета напрямую и через Национальный проект «Образование» целевым образом с ориентиром на достижение конкретных результатов в рамках федеральных проектов. Актуальность исследуемой тематики определяется высокой социальной значимостью образовательной сферы для государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И А. Щипанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT OF GRADUATES IN RELATIONSHIP WITH BUDGET COSTS ON EDUCATION

The article examines the issue of the discrepancy between the structure of graduates of higher and secondary specialized educational organizations in relation to industry employment, which in itself is not a criterion for the inefficiency of budget expenditures, but opens up an equally significant problem the structural discrepancy between graduates and the labor market. The author notes that the Russian education financing system is unique, since it is financed from the budget directly and through the National Project “Education” in a targeted manner with a focus on achieving specific results within the framework of federal projects. The relevance of the topic under study is determined by the high social significance of the educational sphere for the state and society.

Текст научной работы на тему «ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ НА ОБРАЗОВАНИЕ»

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С БЮДЖЕТНЫМИ

РАСХОДАМИ НА ОБРАЗОВАНИЕ

И.А. Щипанов, аспирант

Уральский федеральный университет имени первого Президента России

Б.Н. Ельцина

(Россия, г. Екатеринбург)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-2-229-233

Аннотация. В статье рассматривается вопрос несоответствия структуры выпускников высших и средних специальных образовательных организаций по отношению к отраслевой занятости, которое само по себе не является критерием неэффективности бюджетных расходов, но открывает проблему не менее значимую - структурного несоответствия выпускников и рынка труда. Автором отмечено, что российская система финансирования образования является уникальной, поскольку финансируется из бюджета напрямую и через Национальный проект «Образование» целевым образом с ориентиром на достижение конкретных результатов в рамках федеральных проектов. Актуальность исследуемой тематики определяется высокой социальной значимостью образовательной сферы для государства и общества.

Ключевые слова: бюджетные расходы, эффективность, образование, кредит, трудоустройство выпускников, отраслевая занятость.

Вопросы оценки эффективности бюджетных расходов сохраняют свою актуальность, особенно сейчас, вначале нового электорального периода. Российская модель финансирования образования уникальна и реализуется по двум магистральным направлениям: через прямое бюджетное финансирование и в формате Национального проекта «Образование», в состав которого входят семь Федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Социальная активность», «Соци-

альные лифты для каждого» [2]. Федеральные проекты ориентированы на достижение конкретных показателей по более узким, чем предполагает категория «образование», направлениям. Объем финансирования нацпроекта «Образование» составляет более семисот восьмидесяти миллиардов рублей, при этом самый емкий федеральный проект - «Современная школа» (рис. 1). Источники финансирования нацпроекта таковы: из федерального бюджета 723,3 млрд рублей (92,2%); из региональных бюджетов субъектов РФ -45,7 млрд рублей (5,8%); и 15,4 млрд рублей - из внебюджетных источников (2%).

Рис. 1. Структура финансирования НП «Образование»

Бюджет нацпроекта «Образование» большой, поэтому вопрос о его результатах весьма актуален и для государства, и для общества. Одним из наиболее показательных результатов небезосновательно принято считать трудоустройство выпускников высших и средних специальных образовательных учреждений. Существует достаточное количество эмпирических данных и исследований по вопросу трудоустройства выпускников по полученной специальности (направлению подготовки). Важно, что первую работу 67% выпускников выбирают по полученной профессии, но остальные 33% трудоустраиваются без прямой связи с полученным дипломом.

При этом уровень образования влияет на структуру трудоустройства по полученной в среднеспециальных и высших образовательных учреждениях профессии: среди выпускников высшего образования доля трудоустроившихся по полученной специальности (направлению подготовки) выше - около 72%, в то время как среди выпускников учреждений СПО таких - всего 57%.

На первом этапе исследования автором проведено сравнение отраслевой структуры занятого населения и выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования по данным в 2023 года (рисунки 2 и 3).

О 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 Рис. 2. Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности в

2023 г., тыс. чел. [1]

Как видно из рисунка 2, наиболее емкой по численности занятого населения является - торговля и ремонт автотранспорта, за ними следуют обрабатывающее производство и строительство; наименее емкой отраслью являются связь, СМИ, финансы и страхование.

Эта информация чрезвычайна важна не только с исследовательской точки зрения, но и для образовательных учреждений,

абитуриентов и их родителей, потому что получение, например, финансового образования считается престижным, при этом бюджетных мест по этому направлению подготовки не много, что порождает высокую стоимость обучения [4]. Вопрос в том, насколько его получение обосновано - емкость профессии, судя по статистике, небольшая.

Рис. 3. Численность выпускников СПО и ВО по образовательным программам, направлением подготовки, 2022 г., тыс. чел. [1]

Рисунок 3 как раз показывает, что высшие образовательные учреждения выпускают наибольшее количество специалистов по экономическому направлению подготовки, что порождает конкуренцию среди вузов за контингент - это хорошо, с точки зрения рынка, однако речь идет о социально и экономически значимой для государства и общества сфере [3].

Представленные на диаграммах данные не идеальны для сравнения, поскольку основываются на разных системах классификации профессий, но в целом позволяют определить отсутствие достаточной корреляции между занятостью населения в определенных отраслях экономики и структурой специальностей (направлений

подготовки) выпускников образовательных учреждений, входящих на рынок труда.

Нельзя не отметить существенное преобладание профессий, связанных с торговлей, в то время как среди выпускников всех уровней дипломы со специальностями «торговых» направлений занимают незначительную долю. Аналогичную картину можно отметить в отношении обрабатывающего производства, сельского хозяйства - здесь работает большая часть трудоспособного населения, но в основном с дипломами других направлений.

В свою очередь, наличие взаимосвязи между сложившимся рынком труда и структурой получаемого образования

определяется в отношении таких отраслей 1) бюджетных расходов на образование

как образование, здравоохранение (в части - когда государственные средства финан-специалистов среднего звена), строитель- сируют получение профессиональных ство, энергетика, транспорт. компетенций, которые выпускники не

Разумеется, что для принятия мер по применяют в будущем, то есть бюджетные изменению ситуации, необходимо даль- расходы не эффективны; нейшее изучение складывающихся тен- 2) развития экономики в целом - в не-

денций, поскольку низкий уровень корре- которых отраслях заняты лица, не облада-ляции между имеющейся отраслевой ющие достаточным уровнем профессио-структурой экономики и направлениями нальных компетенций, соответственно, это получаемого студентами образования от- сказывается на производительности труда рицательно влияет на эффективность: и в конечном счете - на макроэкономиче-

ской динамике.

Библиографический список

1. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 132 с. - ISBN 978-5-7598-2694-1. DOI: 10.17323/978-5-7598-2694-1.

2. Официальный сайт Национальных проектов РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/obrazovanie

3. Судакова А.Е., Сандлер Д.Г., Тарасьева Т.В. Конкуренция между вузами: концептуальный анализ // Университетское управление: практика и анализ. - 2020. - Т. 24. № 4. -С. 58-74.

4. Шориков А.Ф., Судакова А.Е. Оптимизация структуры выпуска специалистов университетами с ориентацией на рынок труда: минимаксный подход // В сборнике: Наука и образование в обеспечении инновационного развития региона. материалы IV Российской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. - С. 145-149.

5. Комында А.А. Потребительское кредитование как важное социальное явление в жизни россиян // Вектор экономики. - 2017. - № 12 (18). - С. 49.

EMPLOYMENT OF GRADUATES IN RELATIONSHIP WITH BUDGET COSTS ON

EDUCATION

I.A. Shchipanov, Postgraduate Student

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Russia, Ekaterinburg)

Abstract. The article examines the issue of the discrepancy between the structure of graduates of higher and secondary specialized educational organizations in relation to industry employment, which in itself is not a criterion for the inefficiency of budget expenditures, but opens up an equally significant problem - the structural discrepancy between graduates and the labor market. The author notes that the Russian education financing system is unique, since it is financed from the budget directly and through the National Project "Education " in a targeted manner with a focus on achieving specific results within the framework offederal projects. The relevance of the topic under study is determined by the high social significance of the educational sphere for the state and society.

Keywords: budget expenditures, efficiency, education, credit, graduate employment, industry employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.