Научная статья на тему 'Учет требований работодателей к профессиональным квалификациям выпускников при переходе к образовательным стандартам нового поколения'

Учет требований работодателей к профессиональным квалификациям выпускников при переходе к образовательным стандартам нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / МОНИТОРИНГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫПУСКНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / РАБОТОДАТЕЛЬ. / METHODOLOGY / MONITORING / HIGHER EDUCATION / EMPLOYMENT / GRADUATE / PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Л. А.

Статья посвящена вопросам формирования механизмов, обеспечивающих связь требований работодателей и образовательных стандартов и программ к профессиональным квалификациям выпускников. Одним из таких механизмов является Комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, итоговым инструментом реализации, которой должен стать справочник-кодификатор в виде матрицы соответствия образовательных специальностей выпускников и профессий/должностей работников в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting requirements of employers for vocational qualifications of graduates in transition to the educational standards of new generation

The article is devoted to the issues of formation of mechanisms to ensure the communication requirements of employers and educational standards and programs to professional qualification of graduates. One of these mechanisms is a Complex methodology for the monitoring of employment of graduates of professional education institutions, the final tool in the implementation of which should become the reference codifier in the form of a matrix of compliance of educational specialties of the graduates and professions/positions of employees in the economy.

Текст научной работы на тему «Учет требований работодателей к профессиональным квалификациям выпускников при переходе к образовательным стандартам нового поколения»

ISSN 1992-6502 (P ri nt)_

2013. Т. 17, № 7 (60). С. 92-94

Ъыьмт QjrAQnQj

ISSN 2225-2789 (Online) http://journal.ugatu.ac.ru

УДК 378:331.53

Учет требований работодателей к профессиональным квалификациям выпускников

при переходе к образовательным стандартам нового поколения

Л. А. Ильина

[email protected]

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ)

Поступила в редакцию 10.05.2013

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования механизмов, обеспечивающих связь требований работодателей и образовательных стандартов и программ к профессиональным квалификациям выпускников. Одним из таких механизмов является «Комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования», итоговым инструментом реализации которой должен стать справочник-кодификатор в виде матрицы соответствия образовательных специальностей выпускников и профессий / должностей работников в экономике.

Ключевые слова: мониторинг; высшее образование; трудоустройство; выпускник; профессиональные квалификации; работодатель.

Проблемы подготовки квалифицированных специалистов, чьи знания, умения и компетенции отвечают требованиям производства, эффективного функционирования рынка труда профессиональных кадров сохраняют актуальность уже не один десяток лет. В последние годы в стране реализован ряд мер, направленных на «сближение» производства и профессионального образования: работодатели получили реальную возможность участвовать в формировании и осуществлении государственной политики в данной области, став соразработчиками профессиональных образовательных программ.

Сегодня стоит задача создания и отработки конструктивных механизмов, повышающих эффективность и снижающих издержки (временные, финансовые, человеческие и др.) процесса подготовки и использования профессиональных кадров. Одним из направлений деятельности на этом пути является обеспечение «сопряжения» нормативных документов, регулирующих вопросы квалификаций в сфере труда (квалификационные справочники, профессиональные стандарты и др.) и в сфере образования (федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, основные образовательные программы и др.).

Региональные органы управления профессиональным образованием, органы управления трудом и занятостью населения совместно с учреждениями профессионального образования должны разработать и предложить общие под-

ходы и конкретные механизмы использования профессиональных стандартов при формировании программ профессионального образования.

Сегодня система профессионального образования не отвечает потребностям рынка труда, в том числе на региональном уровне. Основной продукцией данной системы является выпускник образовательного учреждения, на подготовку которого расходуются значительные финансовые средства. Эффективность бюджетных расходов на систему профессионального образования должна расти одновременно с ростом востребованности выпускников на рынке труда, то есть определяться как трудоустройством выпускников в целом, так и их работой по полученной специальности.

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы показатель трудоустройства выпускников в течение первого года после выпуска с учетом выпускников, призванных в ряды Вооруженных Сил РФ, должен составлять не менее 74 %. В настоящее время ни в одной форме отчетности (как органов государственной статистики, так и образовательных учреждений) нет показателя, отражающего трудоустройство выпускников по полученной специальности.

Такой показатель, установленный в пределах 30-40 %, раньше был обозначен еще в рамках Федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы, но в 2008 году он был исключен.

Л. А. Ильина • Учет требований работодателей

93

Низкий уровень трудоустройства выпускников связан с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, с низким качеством подготовки специалистов, несоответствием компетенций выпускников требованиям работодателя, а также с различными социальными факторами.

В последние два года Президент РФ и Правительство РФ уделяют особое внимание вопросам трудоустройства и работе выпускников по полученной специальности. В соответствии с поручениями Президента РФ Пр-911 от 8 апреля 2011 года и Пр-1315 от 11 мая 2011 года, от органов управления образованием требуется введение показателя, характеризующего трудоустройство и работу по специальности выпускников учреждений профобразования, который должен отслеживаться по выпускникам учреждений высшего профессионального образования в течение не менее трех лет после окончания обучения, среднего и начального профессионального образования - не менее двух лет, а также формирование методики расчета и контроля выполнения этого показателя.

Одним из вариантов учета, с одной стороны, судьбы выпускников вузов, а с другой - эффективности работы вузов является создание федерального реестра выпускников, который будет предоставлять информацию о трудоустройстве выпускника и применении им навыков, приобретенных в ходе обучения (работа по специальности). Национальный мониторинг трудоустройства выпускников вузов (учета карьеры и доходов) - это выход, магистральный путь оценки ситуации на рынке труда. Поступать по старинке - опрашивать вузы о трудоустройстве своих выпускников неэффективно, необходимо отслеживать трудовую жизнь (рабочая специальность, продвижение по службе и доход) после окончания вуза посредством опросов самих выпускников или работодателей, дополнительно используя официальные каналы верификации информации.

Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен проект Комплексной методики мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также методики и регламента по осуществлению экспертизы деятельности учреждений профессионального образования по проведению мониторинга трудоустройства их выпускников.

Методика призвана реализовать три основные функции:

• осуществить сбор данных, которые в достаточной степени могли бы характеризовать трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования с учетом требований к полноте и достоверности полученной информации;

• предоставить возможность анализа эффективности процесса трудоустройства выпускников посредством разработки и расчета индикаторов, оценивающих результативность, оперативность и ресурсоемкость процесса трудоустройства выпускников;

• предоставить, на основе полученных оценок эффективности трудоустройства, возможность выработки проекта управленческих решений, направленных на повышение доли трудоустройства выпускников по специальности (в том числе путем корректировки образовательных программ в целях повышения качества подготовки выпускников).

Немаловажную роль в реализации Методики должна сыграть модель идентификации трудоустройства выпускников образовательных учреждений по полученной специальности, в которой используются матрицы соответствия учебной специальности и направления подготовки выпускника и должности работника, формируемые на основе:

• ФГОС с добавлением перечня профессий/должностей работника в экономике, соответствующих специальности/направлению подготовки специалиста в образовательном учреждении;

• профессиональных стандартов с добавлением перечня образовательных специальностей/направлений подготовки, соответствующих профессии / должности работника.

Итоговым инструментом данной работы будет являться справочник-кодификатор в виде матрицы соответствия образовательных специальностей выпускников и профессий / должностей работников в экономике.

В отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих конкретному направлению подготовки (специальности) профессионального образования, и при необходимости обновления или корректировки положений квалификационных справочников и профессиональных стандартов для учета требований работодателей (сферы труда) при формировании документов, регламентирующих профессиональное образование, необходимо проводить опросы работодателей с целью сбора информации, необходимой

94

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: КОНЦЕПЦИЯ, СТАНДАРТЫ

для разработки конкретных разделов документов.

Работодателям в лице общероссийских объединений, крупных отраслевых и региональных объединений, а также крупных компаний и корпораций, являющихся основными потребителями специалистов (кадров), рекомендуется создавать соответствующие мобильные экспертные группы для эффективного и действенного участия в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе и в разработке ФГОС и основных образовательных программ.

Образовательным учреждениям рекомендуется создавать рабочие группы по разработке основных образовательных программ совместно с представителями работодателей с учетом требований профессиональных стандартов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Письмо Рособразования от 15.02.2010 № 17-55 «О представлении данных для мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования».

2. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2011 № 12538 «О системе информирования абитуриентов о трудоустройстве».

ОБ АВТОРЕ

ИЛЬИНА Луиза Асхатовна, доц. каф. финансов, денежного обращения и экономической безопасности. Дипл. экономист по экономике машиностроения (УАИ, 1976). Канд. экон. наук (ИСЭИ УНИ РАН, 2000).

METADATA

Title: Accounting requirements of employers for vocational qualifications of graduates in transition to the educational standards of new generation. Authors: L. A. Иута

Affiliation: Ufa State Aviation Technical University (USATU),

Russia. Email: [email protected]. Language: Russian.

Source: Vestnik UGATU (Scientific journal of Ufa State Aviation Technical University), vol. 17, no. 7 (60), pp. 92-94, 2013. ISSN 2225-2789 (Online), ISSN 1992-6502 (Print). Abstract: The article is devoted to the issues of formation of mechanisms to ensure the communication requirements of employers and educational standards and programs to professional qualification of graduates. One of these mechanisms is a Complex methodology for the monitoring of employment of graduates of professional education institutions, the final tool in the implementation of which should become the reference codifier in the form of a matrix of compliance of educational specialties of the graduates and professions/positions of employees in the economy.

Key words: Methodology, monitoring, higher education, employment, graduate, professional qualifications, the employer.

References (English Transliteration):

1. Letter Rosobrazovanie from 15.02.2010 No. 17-55 "On submission of data for monitoring the activities of educational institutions of higher professional education."

2. Letter of the Russian Ministry of 01.04.2011 No. 12-538 "On the system of informing the applicants of employment."

About author:

ILYINA, Luiza Askhatovna, Docent of the Dept. of Finances, Currency Circulation and Economic Security, Dipl. economist in economics engineering, Cand. of Econ. Sci. (ISEI UNI Sciences, 2000).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.