ISSN 1992-6502 (P ri nt)_
2013. Т. 17, № 7 (60). С. 108-109
Ъыьмт QjrAQnQj
ISSN 2225-2789 (Online) http://journal.ugatu.ac.ru
УДК 378:331.53
Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования
как фактор успешного трудоустройства
1 -) с. а. ли1, н. а. Курносова 2
1 [email protected], [email protected]
1 ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ)
2 Рекрутинговый интернет-портал RABOTA.RU
Поступила в редакцию 11.06.2013
Аннотация. Рассматривается применение основных принципов компетентностного подхода к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования. Его успешное применение обеспечивает высокий уровень востребованности выпускников вузов на рынке труда и профессиональную мобильность.
Ключевые слова: компетентностный подход; подготовка специалистов; управление; профессиональная мобильность.
К числу важнейших проблем реализации компетентностного подхода в двухуровневой системе высшего профессионального образования, лежащего в основе ФГОС 3-го поколения, относится проблема реального соответствия качества подготовки работника в системе ВПО потребностям его будущего работодателя.
В отличие от системно-деятельностного подхода, на базе которого были сформированы ГОС ВПО первого и второго поколений, компе-тентностный подход «...акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [1]. Вряд ли кто-либо будет оспаривать утверждение, что главной целью системы ВПО является подготовка работника определенной квалификации. В соответствии с данной целью были сформулированы вышеуказанные требования к ГОС ВПО предыдущих поколений. Однако подход, реализуемый в содержании ФГОС ВПО третьего поколения, более полно отвечает экономическим и социально-культурным реалиям современного общества, в том числе и российского.
К подобным реалиям относится бурное развитие в нашей стране в последние полтора десятилетия сферы торговли и услуг. Более того, переход большинства крупных промышленных предприятий, в том числе и группы А, в негосу-
дарственную собственность ознаменовал новый подход в целевым установкам в работе этих предприятий. При отсутствии гарантированного госзаказа и бюджетной оплаты 100 % произведенной продукции, главным становится не только ее производство, но и успешная реализация. В силу этого кардинально возросла потребность в работниках, занимающихся продажей, продвижением или стимулированием спроса. Большинство из подобных работников называется менеджерами, то есть «управленцами» или руководителями различного уровня. Главным профессиональным качеством такого типа работников как раз и является способность эффективно действовать в различных ситуациях. Не зря наиболее успешных менеджеров постоянно переманивают в различные компании, даже имеющих совершенно иной профиль деятельности. Считается, что если такой руководитель сумеет наладить систему реализации продукции или услуг, то он не обязательно должен быть дипломированным специалистом в данной области производства.
В пользу такого мнения свидетельствуют результаты социологических опросов работодателей, проведенных рекрутинговым порталом RABOTA.RU в мае-июле текущего года. Согласно этим результатам 72 % опрошенных работодателей указали главным критерием «личное впечатление и опыт делового общения».
С. А. Ли, Н. А. Курносова • Компетентностный подход .,
109
А вот «соответствие специальности выпускника профилю будущей работы» отметили только 14 % опрошенных. Еще меньшее число голосов набрал ответ «репутация вуза» - 7% [2]. Таким образом, «заказчики» трудовых ресурсов ясно выразили свое пожелание к основным качественным параметрам подготовки своих будущих работников.
Высокий уровень профессиональной мобильности работников, связанный с особенностями современной экономической системы, предполагает, что в процессе своей трудовой деятельности работник может несколько раз менять свою профессию и/или сферу занятости. Именно данный фактор и является ключевым при переходе на двухуровневую систему ВПО. Действительно, углубленная подготовка специалиста в какой-либо области производства может оказаться невостребованной, если после окончания вуза он не найдет себе работу по специальности или будет уволен с этой работы после недолгого периода занятости. Поэтому другой стороной профессиональной мобильности является переобучение и переквалификация работников, уволенных по сокращению штатов или в результате закрытия их предприятия, что не является редкостью сложившейся экономической ситуации. Во всех указанных случаях узкая специализация работника вряд ли является хорошим подспорьем в поисках новой работы. В подобных условиях эффективное функционирование двухуровневой системы ВПО нуждается в разработке единой концепции ком-петентностной подготовки выпускников, которая бы отвечала запросам, представлениям и потребностям трех сторон образовательного процесса: вузов, работодателей и обучающихся (студентов). Только согласованное понимание указанными сторонами такой концепции и позволит решить данную проблему.
Без решения этой задачи, которую можно и нужно решать различными методами - от административной поддержки государства, до эффективной пропаганды и рекламы, трудно гарантировать быстрый успех реализации компе-тентностного подхода в системе ВПО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проектирование компетентностно-ориентирован-ных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: метод. рекомендации для организаторов проектн. работ и проф.-препод. коллективов вузов. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, Координац. совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высш. шк., 2009. 9 с.
2. RABOTA.RU: Интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.ufa.rabota.ru.
ОБ АВТОРАХ
Ли Сергей Александрович, ст. преп. каф. философии. Иссл.
в обл. социол. иссл. СМИ и рекламы.
Курносова Наталья Анатольевна, дир. Уфимск. предст-ва.
METADATA
Title: Competent approach to higher education system as a
factor of successful employment. Authors: S. A. Lee1, N. A. Kournosova2 Affiliation:
1 Ufa State Aviation Technical University (UGATU), Russia.
2 Ufa Recruitment Agency Internet Portal RABOTA.RU, Russia.
Email: 1 [email protected]. Language: Russian.
Source: Vestnik UGATU (scientific journal of Ufa State Aviation Technical University), vol. 17, no. 7 (60), pp. 108-109, 2013. ISSN 2225-2789 (Online), ISSN 1992-6502 (Print). Abstract: This article focuses on the application of the basic principles of competence-based approach to training in the system of higher education. Its successful application provides a high level of demand for graduates in the labor market and professional mobility. Key words: Competence approach; training; management; professional mobility.
References (English Transliteration):
1. Designing competence-oriented work programs of academic disciplines (modules), practice included in the basic educational programs FGOS VPO (Federal state educational standard of higher education in professional): Guidelines for organizers of design work and the teaching staff of universities, (in Russian) . Moscow: The training quality issues Research Center, The Coordinating Council of teaching unions, scientific and methodological council of Higher Education, 2009.
2. Web-site RABOTA.RU [Online]. Available: http:// www.ufa.rabota.ru
About authors:
LI, Sergey Aleksandrovich, Lecturer of Dept. of Philosophy. KURNOSOVA, Natalya Anatolyevna, Director of Ufa agency.