UDC 378
DOI: 10.34671/SCH.SVB.2020.0404.0004
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СПО: В ЧЕМ СПЕЦИФИКА?
© 2020
AuthorlD: 190090 SPIN: 5449-5544 ResearcherlD: U-2406-2018 ORCID: 0000-0002-5857-4416
Селиверстова Ирина Валериевна, заместитель директора Научно-исследовательского центра мониторинга и статистика образования Федерального института развития образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
(119571, Россия, Москва, Проспект Вернадского, д. 82, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме выхода выпускников СПО на рынок труда. На основе анализа широкой информационной базы, включающей в том числе и результаты масштабного социологического исследования, реализованного в 2018 году под руководством автора, описаны особенности трудоустройства выпускников СПО. В статье рассматриваются основные проблемы выпускников СПО при выходе на рынок труда с точки зрения работодателей, представителей служб занятости, представителей системы образования и самой молодежи; оценивается типичность обозначенных проблем в сравнении с другими выпускниками и иными группами населения, ищущими работу; определяются особенности выпускников СПО как социальной группы, влияющие на процесс и результат трудоустройства.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, трудоустройство молодежи, выход на рынок труда, специалисты среднего звена, квалифицированные рабочие и служащие, факторы трудоустройства, мониторинг, исследование проблем трудоустройства
EMPLOYMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION GRADUATES:
WHAT ARE THE SPECIFICS?
© 2020
Seliverstova Irina Valerievna, Deputy Director of the Research Center for Monitoring and Education Statistics Federal Institute for Education Development Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (119571, Russia, Moscow, Vernadsky Prospect, 82, e-mail: [email protected]) Abstract. The article deals with the current problem of the secondary vocational education graduates' entering into the labour market. The secondary vocational education graduate's employment characteristics are described on the basis of a wide information base analysis, including the results of a large-scale sociological study carried out in 2018 under the direction of the author. The article discusses the main problems faced by secondary vocational education graduates in entering the labour market from the perspective of employers, representatives of employment services, representatives of the education system and the young people themselves; assess the typical problems as compared to other graduates and other job-seekers; defines the characteristics of vocational education graduates as a social group influencing the process and results of employment.
Keywords: secondary vocational education, youth employment, entry into the labour market, mid-level specialists, skilled workers and employees, employment factors, monitoring, employment issue research
Введение
Выход молодежи на рынок труда в современном мире - это процесс не всегда легкий, быстрый и результативный [11]. И Россия в этом отношении не является исключением: согласно Обследованию Росстата трое из четырех (75,4%) выпускников профессиональных образовательных организаций сталкивается с теми или иными трудностями при попытке выхода на работу после получения диплома [3]
Как на общем фоне выглядит группа выпускников среднего профессионального образования (СПО)? Насколько типичны ее проблемы? Есть ли у этой группы свои специфические трудности? Чем они вызваны? Этим и другим вопросам был посвящен проект «Анализ проблем, связанных с трудоустройством выпускников», реализованный под руководством автора во второй половине 2018 года.
В рамках проекта было проведено масштабное социологическое исследование, в котором приняли участие представители работодателей, органов управления образованием, служб занятости и образовательных учреждений среднего профессионального образования. Всего была собрана 1241 анкета из 59 регионов. Опрос был поддержан 17 Советами по профессиональным квалификациям и 21 региональным органом управления образования.
Помимо результатов социологического опроса информационной базой исследования стали:
- данные ведомственной статистики и федерального статистического наблюдения;
- данные Мониторинга трудоустройства выпускников по программам среднего профессионального обра-
зования [6] и Мониторинга качества подготовки кадров [1].;
- результаты Федерального статистического выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование 2016;
- результаты Комплексного наблюдения условий жизни населения [4] и Обследования рабочей силы, реализованных Росстатом [2];
- данные информационно-аналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России» и информационной системы «Мониторинг профессионально-квалификационной сферы».
Многие проблемы трудоустройства выпускников СПО в значительной степени или частично обусловлены социо-демографическими особенностями данной группы [9].
Контингент образовательных организаций среднего профессионального образования существенно отличается от контингента вузов, причем не только возрастом. По данным «Комплексного наблюдения условий жизни населения 2016» чаще других намерения о продолжении обучения своих детей в СПО имеют родители детей до 15 лет из семей с тремя и более детьми (21,8%), неполных семей (20,6%) и семей, где один или оба родителя являются неработающими инвалидами (20,1%).
Обследование Росстата зафиксировало значительную разницу между намерениями семей относительно продолжения образования детей из сельской и городской местности. Так, среди городских жителей свой выбор на СПО остановили 14,1% семей, а среди сельских - 23,6%. Доля сельских родителей из неполных семей,
решивших отдать ребенка на обучение по программам среднего профессионального образования, составляет
30,3%.
Родители мальчиков чаще останавливают свой выбор на СПО. Одновременно с этим, если среди всех участников опроса такой выбор сделали 18,6% родителей, имеющих мальчиков до 15 лет, то среди неполных семей родителей, намеренных отдать сына в СПО, оказалось 24,6%, среди семей с тремя и более детьми - 24,2%, а среди семей, где один или оба родителя являются неработающими инвалидами, - 22,2%.
Составляя социо-демографический портрет выпускников СПО, необходимо отдельно остановиться на ген-дерном дисбалансе данной группы. Так, численность женщин на 1000 мужчин среди выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих составляет 513, а в программах подготовки специалистов среднего звена - 1131, в то время как средняя численность женщин на 1000 мужчин в типичном возрасте окончания образовательных организаций СПО среди всего населения составляет 955-960 (Расчет по данным Росстата по состоянию на начало 2017 года). Иначе говоря, среди выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих почти в 2 раза больше мужчин, чем в среднем для населения данного возраста, и это не может не наложить отпечаток на характер процесса и результат поиска работы. Наличие же большего по сравнению со средним для населения в данном возрасте количества женщин среди выпускников программ подготовки специалистов среднего звена объясняется как минимум двумя причинами: наличием большего количества «условно женских» профессий среди программ данного уровня и высоким уровнем отсева юношей, которые до законодательных изменений 2017 года призывались в ряды вооруженных сил, не окончив обучения, и впоследствии не завершали его.
Студенты СПО заканчивают обучение чаще всего в 19-20 лет (рисунок 1), что накладывает определенный отпечаток на их профессиональный и социальный выбор, поскольку идет активное становление личности и формирование психоэмоциональной сферы.
своего обучения посещал какие-либо дополнительные занятия или курсы (таблица 1).
Таблица 1 - Дополнительное обучение студентов профессиональных образовательных организаций, %
Параметры ПГЖРС СПО* ППССЗ СПО" ВО
посещают какие-лиоо курсы или участвуют в других видах дополнительного образования (обучения) 5,6 5,4 11,7
не посещают какие-либо курсы и не участвуют в других видах дополнительного образования (обучения) 94,4 94,6 883
атом числе:
не испытывают такой необходимости 58,4 58,1 61,1
не видят для себя такой возможно ста (нехватка средств, отсутствие времени) 19,2 21,9 143
ищут такую возможно сть 11,9 10,2 9,0
не определено 4,8 4,3 3,9
Источник: Итоги Комплексного наблюдения условий жизни населения [4]
*1 II1КРСПО - Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих среднего профессионального образования
**ППССЗ СПО - Программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования
Определенного рода инертность, отсутствие познавательной активности отличает и личное время учащихся СПО. Они реже читают, реже занимаются спортом или своим хобби, реже в сравнении со студентами вузов тратят время на подработку, одновременно с этим чаще занимаются домашними делами и смотрят телевизор (таблица 2). И при этом в 1,5 раза чаще, чем студенты вузов указывают на нехватку средств или отсутствие времени как причину неучастия в дополнительном образовании.
Таблица 2 - Свободное время учащихся в образовательных организациях разных уровней, %
Параметры 10-11 классы ППКРС СПО ППССЗ СПО ВО
общение с друзьями 87,9 85,7 85,0 81,7
чтение книг 22,8 14,4 15,6 18,7
посещение библиотек 4,6 3,4 4,2 5,6
занятия за компьютером 71,9 68.6 723 72,8
просмотр телепередач 25,2 28,0 24,4 16.4
занятия своим увлечением (хобби) 13,2 10,9 12,5 13,0
посещение дискотек, клубов 32 8,8 7,8 9,0
по сещенне кинотеатр ов 6,9 5,9 9=2 10,4
занятия спортом 30,2 26,4 233 26,5
занятия домашними делами 24,5 28,3 29,5 23,8
подработка 0,4 3,3 3,7 8,9
другое занятие 14 0,6 23 2,9
Рисунок 1 - Возраст выпускников в первые 5 лет после получения диплома в %
Источник: Рассчитано автором по данным Росстата
Процесс трудоустройства во многом зависит от того, какими знаниями и компетенциями, причем не только профессиональными, обладает претендент на рабочее место [5], [10]. Опрос работодателей показал, что для них отсутствие или дефицит надпрофессиональных компетенций (soft skills), например, таких как готовность к обучению, способность к саморазвитию, инициативность и других, является более значимой проблемой при приеме выпускников СПО на работу, чем отсутствие профессиональных знаний. Одновременно с этим результаты обследование Росстата [4] демонстрируют слабую нацеленность учащихся СПО на саморазвитие: лишь каждый двадцатый (5,6%) учащийся СПО во время
Источник: Итоги Комплексного наблюдения условий жизни населения [4]
Подводя промежуточный итог, можно выделить со-цио-демографические характеристики выпускников СПО, влияющие на характер и результат трудоустройства:
- юный, по сравнению выпускниками вузов возраст;
- более частое, в сравнении с другими обучающимися, нахождение в ситуации «низкого старта» (неполные и многодетные семьи, наличие неработающих родителей, низкие доходы в семье т.д.);
- более слабую, по сравнению с выпускниками других уровней, социальную и познавательную активность, незначительный опыт внешних социальных коммуникаций;
- значительный перевес среди выпускников по программам подготовки квалифицированных рабочих -численности мужчин, к тому же находящихся в возрасте призыва в ряды вооруженных сил.
Прежде чем выявить и описать специфические проблемы трудоустройства выпускников СПО, необходимо определить, проблемы трудоустройства, типичные для всех выпускников профессиональных образовательных организаций и в целом для молодежи.
Результаты Обследования выпускников, свидетельствуют, что все группы выпускников программ профессионального образования сталкиваются с трудностями трудоустройства (рис. 2). Выпускники СПО находятся
в общем тренде, а молодежь, имеющая диплом о прохождении программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, указывает на проблемы с трудоустройством даже реже (71,7% при средней доле по всем группам 75,4%), чем остальные группы выпускников, за исключением немногочисленной группы выпускников ВО по программам подготовки кадров высшей квалификации.
Доля выпускников, столкнившихся с трудностями при попытке оформиться на работу (% от общей численности искавших работу выпускников)
Все выпускники Аспирантура ВО специалист, ВО б магистратура
ППССЗСПО ППКРСС10
Рисунок 2 - Доля выпускников, столкнувшихся с трудностями при попытке оформиться на работу (% от общей численности искавших работу выпускников) Источник: Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование [3]
Различия между наличием трудностей при трудоустройстве женщин и мужчин составили всего 0,4 процентных пункта (мужчины чаще встречаются с трудностями), а между жителями городской и сельской местности 1,4 процентных пункта (у сельских жителей трудностей больше). Одновременно с этим следует отметить наличие определенного рода расхождений в том, какие именно трудности встречаются у каждой из названных групп.
По мнению всех выпускников, основным препятствием в трудоустройстве является отсутствие у них опыта работы и стажа по специальности (рисунок 3), с такой проблемой столкнулось больше половины (52,6%) всех выпускников программ профессионального образования, искавших работу.
Рисунок 4 - Трудности по мнению выпускников СПО, с которыми они столкнулись при поиске работы (% от всех выпускников СПО, искавших работу) Источник: Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование [3]
Важно понимать, что мнение выпускников относительно трудностей, возникающих при попытке трудоустройства, в значительной степени субъективно и, как показали результаты анализа, не всегда отражает реальную ситуацию.
Сопоставление видения процесса трудоустройства разными участниками позволяет получить более достоверную картину.
Результаты опроса работодателей показали, что их мнение совпадает с мнением выпускников СПО при обозначении набора ключевых проблем трудоустройства, но не совпадает в оценке их масштаба и значимости. (рисунок 5)
Рисунок 3 - Доля выпускников всех уровней профессионального образования по видам трудностей при трудоустройстве Источник: Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование [3]
Трудности с трудоустройством выпускников СПО в общих чертах совпадают с проблемами других групп выпускников: на первом месте стоит отсутствие опыта (49,1%), на втором - низкий уровень предлагаемой зарплаты (29,9%), на третьем и четвертом - отсутствие подходящих рабочих мест и невозможность найти работу по полученной профессии (специальности) (22% и 15,5% соответственно). (рисунок 4)_
Рисунок 5 - Трудности с которыми сталкивались работодатели при приеме выпускников СПО на работу
Источник: Рассчитано автором по результатам опроса работодателей в рамках проекта «Анализ проблем, связанных с трудоустройством выпускников» (2018г.)
Самой большой проблемой выпускников СПО по мнению и представителей рынка труда, и центров занятости, и системы образования, является отсутствие
у молодежи опыта работы. Так, 70,6% представителей центров занятости считают, что именно отсутствие опыта по специальности является фактором, в наибольшей степени определяющим трудности с трудоустройством у выпускников СПО. Представители системы образования близки в своей оценке данной проблемы к мнению представителей центров занятости.
Одновременно с этим следует отметить, что «необходимость освоения претендентом профессиональной специфики работы на конкретном рабочем месте при наличии общих профессиональных знаний и умений», что близко по сути к понятию «опыт по специальности», по мнению работодателей, встречающаяся, но не самая серьезная проблема. Как видно на рисунке 5, 41,5% работодателей обозначают «необходимость профессиональной адаптации работников (общие профессиональные знания и умения есть, но нужно освоить профессиональную специфику работы на конкретном рабочем месте)» как текущую проблему, с которой они сталкивались при приеме на работу выпускников СПО, в то время как к разряду серьезных, системных проблем ее относят 18,4% всех работодателей, то есть в 2 раза меньше. В то же время, при возможности выбора, который, судя по результатам опроса, чаще всего у работодателей есть, большинство предпочитает брать на позицию, требующую среднего профессионального образования, именно выпускника программ СПО (81,4%), с опытом работы -так поступают 71,9% работодателей (рисунок 6)
Характеристики, которые по мнению работодателей являются решающими при выборе среди нескольких претендентов на позицию требующую СПО. (%]
Наличие диплома ВПО вне зависимости от _ . ^
специальности '
Принадлежность и определенному полу | 3.2К
Принадлежность h определенной возрастной группе 7.5%
Низкие притязания по зарплате 7.6%
Наличие диплома ВПО по данной или близкой специальности
Наличие определенных Soft Skills [например, ¿исциплкниосзаньостъ. инициативность или что-то еще] Наличие дополнительны* прос^ссиональиы* навыков, подгвернщенных документально
Спыт работы
Наличие диплома СПО по даннойспециальноггн
0% 10% 20% 30% 40% 50% 50% 70% ЯО%
Рисунок 6 - Характеристики, которые по мнению работодателей являются решающими при выборе среди
нескольких претендентов на позицию требующую СПО
(%).
Источник: Рассчитано автором по результатам опроса работодателей в рамках проекта «Анализ проблем, связанных с трудоустройством выпускников» (2018г.)
Следует отметить, что востребованность опыта работы по специальности варьируется в зависимости как от сектора экономики, так и от выбора конкретной профессии. По итогам опроса работодателей можно отметить, что существуют сектора, где опыт претендентов играет ключевую роль при приеме их на работу, а есть сектора, где опыт претендента практически незначим для работодателя. Примером первой группы может служить машиностроение (опыт значим для 90,5% работодателей), примером второй - агропромышленный комплекс (23,7%). По конкретным профессиям также наблюдается значительная дифференциация в оценке важности наличия опыта, причем как между секторами, так и внутри них. Например, для профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» этот показатель равен 10%, а для профессии «фрезеровщик-универсал» -96,5%. Внутри секторов разброс не такой значительный, но все-таки присутствует, например, в машиностроение от 98,5% у «фрезеровщика-универсала» до 77,3% у «специалиста, технолога по аддитивным технологиям в машиностроении».
Среди ответов выпускников СПО из разных реги-
онов также зафиксирована значительная дифференциация в оценке важности наличия опыта при трудоустройстве: от 18,7% в Чеченской Республике и 34,7% в Республике Северная Осетия-Алания до показателя 88,5% в Тюменской области (по программам подготовки специалистов среднего звена) и от 12,9% в Чеченской Республике до 89,6% в Тюменской области (по программам подготовки квалифицированных рабочих) [7].
Важно отметить, что ценность наличия опыта при трудоустройстве в большей степени зависит от региональной ситуации на рынке труда: уровня безработицы и масштаба распространения тех или иных секторов экономики в регионе, поэтому как самостоятельную характеристику ее имеет смысл рассматривать применительно только к отдельным секторам экономики и отдельным субъектам Российской Федерации без обобщений на уровне страны в целом.
Опрос представителей работодателей и служб занятости показал, что при трудоустройстве выпускников СПО имеет значение не только опыт работы по специальности, но и любой опыт работы как таковой. Больше половины (60,8%) респондентов из служб занятости указали фактор «Отсутствие какого-либо опыта работы (вне зависимости по специальности или нет)» как фактор, в наибольшей степени определяющий наличие трудностей с трудоустройством у выпускников СПО. Один из работодателей в интервью так охарактеризовал ситуацию с опытом: «Если он (выпускник) до этого хоть где-то работал, хоть кем-то - из него уже легче сделать нормального работника, его легче научить, ему не нужно объяснять, что работа - это работа и ее нужно делать хорошо».
Результаты «Комплексного наблюдения условий жизни населения 2016» зафиксировали, что на момент опроса в 2016 году в нашей стране имели подработку в свободное от учебы время только 3,3% учащихся программ подготовки квалифицированных рабочих (ППКРС) и 3,7% учащихся по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), в то время как среди студентов вузов имели подработку 9%. Частично это связано со сложностями при приеме на работу несовершеннолетних, но и достигнув возраста официального совершеннолетия, учащиеся СПО не торопятся найти себе даже временную работу. Так, согласно опросу выпускников, 58,6% среди выпускников ППССЗ и 63,3% среди выпускников ППКРС начинают искать работу только после получения диплома, для сравнения среди выпускников бакалавриата и магистратуры эти показатели равняются 50,2% и 29,9% соответственно. Согласно этому же опросу, среди выпускников СПО 2011-2015 годов доля тех, кто не работал во время учебы, среди выпускников ППКРС составляет 81,3%, а среди выпускников ППССЗ - 71,5% (таблица 3)
Таблица 3 - Трудовая деятельность студентов во время учебы, %
Все ВО ВО ВО епопп спопп
Параметры выпуски ики аспирант ура специали тет, магистра тура оакалавр иат ссз КРС
Доля неработающих студентов 62,5 433 53,9 60,7 71,5 813
Доля работающих во время 37,5 56,7 46,1 39,2 28,5 18,7
учебы студентов
1/1 них:
-работали постоянно 22,0 34,9 28,8 24,7 14,9 6Л
в том числе раоота оыла 133 30,9 17,5 13,8 8,9 3,8
связана с получаемой пр о фессией (специально стью)
- работали время от времени 15,5 21,5 173 14,5 13,6 12,5
в том числе работа была 6,8 18,4 73 53 6,1 6,5
связана с получаемой профессией (специальностью)
Источник: Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование [3]
Необходимо отметить, что уровень безработицы в регионе значимо влияет только то, какая доля учащихся СПО будет иметь постоянную (не временную/разо-
вую) работу во время учебы, но не влияет на то какая доля учащихся СПО в регионе не будет работать во время учебы вовсе. Иными словами, в регионе с высоким уровнем безработицы учащимся СПО гораздо труднее найти именно постоянную работу во время учебы, чем в регионе с низким уровнем безработицы. Одновременно с этим высокая доля вовсе неработающих во время учебы молодых людей может быть и в регионе с высоким уровнем безработицы, где свободные рабочие места попросту отсутствуют, и в регионе, с низким уровнем безработицы, где есть свободные рабочие места и высокий спрос на рабочую силу. Можно предположить, что выход молодежи на временную и постоянную работу во время работы в большей степени регулируется не рыночными механизмами, а социальной политикой, которую проводят власти того или иного субъекта РФ.
Лидером среди регионов, где выпускники СПО, будучи студентами, работали, по результатам Опроса выпускников, стала Мурманская область - в ней на постоянной или временной основе во время учебы работали 56,9% учащихся СПО, меньше всего данный показатель в Республике Адыгея - 8,6%.
Отсутствие работы и временной подработки во время обучения у выпускников СПО тем более обращает на себя внимание, если учесть, что семьи (домохозяйства) учащихся СПО чаще имеют неполный состав и более низкий средний доход, чем семьи других групп студентов.
Как показали результаты Опроса выпускников, наличие работы во время обучения вне зависимости от того, по специальности или нет трудился студент, дает не только необходимый опыт (стаж), но и в значительной мере снижает степень напряженности в вопросах дальнейшего трудоустройства, поскольку работающие студенты СПО реже сталкиваются с проблемами либо таковыми их не воспринимают.
Согласно результатам опроса работодателей, их первоочередной запрос к системе образования состоит в наращивании практического опыта работы у учащихся СПО и более активной связи с работодателями при прохождении практики.
В качестве промежуточного вывода можно отметить, что отсутствие опыта какой-либо трудовой деятельности (необязательно работы по специальности) является типичной проблемой для всех выпускников программ профессионального образования, но у выпускников СПО данная проблема проявляется особенно остро. При этом стоит подчеркнуть, что учащиеся СПО во время учебы реже других студентов склонны приобретать опыт работы как по специальности, так и не по специальности, даже с учетом влияния вынуждающих внешних обстоятельств, например, таких как низкие доходы семьи.
К ключевым проблемам трудоустройства как для самих выпускников, так и для работодателей можно отнести и вопрос заработной платы.
Треть (31,1%) всех выпускников профессиональных образовательных организаций, искавших работу, обозначили в качестве трудности при трудоустройстве «Низкий уровень предполагаемой заработной платы». Эти данные Опроса выпускников подтверждаются результатами другого обследования Росстата - «Комплексного наблюдения условий жизни населения 2016» [4]. Так, по результатам последнего в России каждый десятый (11.1%) работающий молодой человек в возрасте от 15 до 29 полностью не удовлетворен своим заработком, а еще половина работающей молодежи (51%) не вполне удовлетворена им. Одновременно с этим следует отметить, что низкий уровень зарплаты как причина отказа от предлагаемой работы или поиска другой работы не является характерной чертой только молодежи и конкретно выпускников. Так, среди работающего населения в возрасте 15 лет и старше доля «совсем неудовлетворенных» своей заработной платой составляет 11,9%, точно такой же показатель и у возрастной группы «старше трудоспо-28
собного возраста» - 11,9%. «Не вполне удовлетворена» своим заработком половина (50,3%) работающего населения в возрасте 15 лет и более, а среди работающих людей старше трудоспособного возраста таковых насчитывается чуть меньше - 46,6%.
Таким образом, можно констатировать, что проблема низкого уровня заработной платы как причина, определяющая проблемы трудоустройства выпускников, существует, является актуальной, но не может быть обозначена как специфическая проблема только молодежи или выпускников, поскольку характерна для всех возрастных групп.
Выпускники СПО находятся в общем тренде относительно оценки трудности при трудоустройстве «Низкий уровень предполагаемой заработной платы». Почти треть (29,9%) всех выпускников СПО, участвовавших в опросе и искавших работу, обозначили эту проблему, разница, между ответами выпускников ППССЗ и ППКРС минимальна.
Примечательно, что низкий уровень заработной платы в качестве трудности при выходе на работу отмечается разными группами выпускников СПО вне зависимости от того, на работу с какой заработной платой впоследствии они трудоустраиваются (рисунок 7)
Доля выпускников СПО, столкнувшихся с проблемой "Низкий уровень заработной платы" при поиске работы, по группам заработной платы на первом месте работы, %
4Э.0
Рисунок 7 - Доля выпускников СПО, столкнувшихся с проблемой "Низкий уровень заработной платы" при поиске работы, по группам заработной платы на первом месте работы в %. Источник: Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование [3]
По результатам Опроса выпускников, большинство выпускников СПО 2011-2015 годов выпуска в 2016 году получали среднюю заработную плату в интервале от 10 до 30 тысяч рублей, среди выпускников ППССЗ таких было 78,1%, а среди выпускников ППКРС - 74,4%. Меньше чем 7500 рублей и больше чем 50000 рублей по данным группам получали 2,1% и 4,2% соответственно, тем не менее, мнение данных групп относительно трудностей с низкой зарплатой очень показательно для оценки проблемы. Как видно на графике 7, зависимость между актуальностью для выпускников проблемы низкого уровня предлагаемой заработной платы и уровнем заработной платы при последующем трудоустройстве выпускников минимальна. Так, разница внутри наиболее многочисленной группы (от 10000 до 30000 руб.) составляет менее 3 процентных пунктов, а у малочисленных групп с минимальными и максимальными уровнями оплаты статистически значимая связь уровня заработной платы вообще отсутствует.
Несмотря на то, что Опрос выпускников зафиксировал минимальную, вплоть до полного отсутствия, связь между уровнем оплаты выпускника и восприятием предложенного уровня оплаты при трудоустройстве в качестве проблемы, необходимо констатировать наличие Scientific Vector of the Balkans. 2020. Т. 4. № 4(10)
значительного разброса в уровне зарплат выпускников СПО в зависимости от профессии и региона проживания.
В то время как выпускники говорят о низком, порой неприемлемом уровне предлагаемой заработной платы, работодатели в качестве проблемы обозначают завышенные ожидания вчерашних выпускников при поиске работы. Как показывает опрос, с завышенными притязаниями выпускников СПО при устройстве на работу сталкивались 40,3% представителей рынка труда, но в качестве постоянной или серьезной проблемы завышенные ожидания выпускников СПО относительно заработной платы воспринимают только 14,8% работодателей, то есть почти в 3 раза меньше.
Среди представителей служб занятости проблему низкой зарплаты в качестве препятствия трудоустройству молодежи указали 20,6% респондентов.
В различных секторах экономики ситуация с притязаниями на высокую заработную плату потенциальных работников складывается очень по-разному. Есть сектора, в которых первоначальное притязание выпускниками СПО на высокую заработную плату можно назвать явлением массовым, но к серьезным проблемам работодатели такие притязания не относят. Например, в индустрии красоты сталкивались с завышенным ожиданием своих доходов выпускниками СПО 57,1% работодателей, участвовавших в опросе, а к серьезным частым проблемам отнесли только 4,8%, в машиностроение таких 47,4% и 3,1% соответственно. Существует и иная ситуация, когда работодатели одного сектора чаще, чем все работодатели в среднем, сталкивались с проблемой завышенных ожиданий и чаще других называют ее серьезной/частой при приеме на работу.
Важно отметить, что средний уровень заработных плат в отрасли и конкретно в секторе, который представляют работодатели, не определяет уровень проблемы завышенных ожиданий в отношении заработной платы. В качестве примера приведем два сектора, в которых средний стартовый уровень зарплат, по данным опроса выпускников, отличается больше чем в два раза: сектор здравоохранения и сектор информационных технологий. Доля работодателей, отметивших завышенные ожидания заработной платы выпускников СПО в качестве серьезной/частой проблемы, в этих секторах составляет 26,4% и 21,2% соответственно (при среднем по всем секторам 14,8%). В случае с завышенными ожиданиями в сфере здравоохранения их причиной является низкий уровень заработной платы по специальностям, требующим СПО, а в случае с сектором информационных технологий мы сталкиваемся с реально завышенными ожиданиями на фоне сравнительно высокого уровня оплаты труда в секторе.
Интересно, что низкие притязания потенциального работника по зарплате являются решающим фактором отбора на позицию, соответствующую уровню программ СПО только лишь для 7,6% работодателей.
В качестве промежуточного вывода можно зафиксировать следующие положения относительно влияния уровня заработной платы на трудоустройство выпускников СПО:
- низкий уровень оплаты труда в качестве проблемы трудоустройства типичен для всех социально-демографических групп и не является специфической проблемой выпускников СПО;
- вопрос заработной платы воспринимается как определенная трудность при трудоустройстве выпускников СПО и выпускниками, и представителями системы образования, и представителями рынка труда;
- работодатели часто сталкиваются с завышенными ожиданиями выпускников СПО относительно своей будущей зарплаты, но редко считают это серьезной проблемой;
- выпускники часто указывают низкий уровень заработной платы в качестве проблемы при поиске работы,
но при этом связь восприятия данной трудности выпускниками и реального размера их зарплаты не всегда четко просматривается, а для некоторых групп отсутствует;
- наличие любого опыта работы у выпускников СПО, особенно по специальности в значительной мере снижает актуальность проблемы низкой заработной платы при трудоустройстве выпускников СПО: чем больше опыт работы, тем менее актуальна проблема низкой зарплаты для выпускников СПО.
Отсутствие вакансий - еще одна проблема, обозначенная выпускниками СПО как значимая, при этом существует два ее варианта: отсутствие подходящих рабочих мест как таковых и невозможность найти работу по полученной профессии (специальности). По результатам Опроса выпускников, в среднем каждый пятый (22%) выпускник СПО обозначил первый вариант и 15,5% - второй.
Одновременно с этим треть работодателей (35,4%) указали в опросе, что их компаниям «трудно найти кадры нужной специальности/профессии», и это является серьезной/частой проблемой при поиске сотрудников на рабочие места, требующие среднего профессионального образования.
Данные государственной статистики фиксируют значительное расхождение в уровне спроса на работников и безработицы как в различных секторах экономики, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. Результаты регрессионного анализа имеющихся статистических данных о трудоустройстве выпускников СПО еще раз подтвердили выводы различных российских и международных исследований о том, что наибольшее влияние на характер трудоустройства выпускников СПО имеет ситуация на региональном рынке труда, например, уровень трудоустройства выпускников СПО в равной степени зависит от трех причин: уровня безработицы, уровня средней оплаты труда и уровня урбанизации региона.
Поскольку влияние внешних факторов на уровень трудоустройства типично для всех групп населения [8], необходимо выяснить, существуют ли у процесса трудоустройства специфические для выпускников СПО черты.
В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что по результатам опроса, выпускники программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих в два раза реже, чем выпускники программ подготовки специалистов среднего звена сталкиваются с проблемой невозможности найти работу по профессии (специальности), с этой проблемой столкнулись 10% и 23,6% представителей данных групп соответственно. С отсутствием подходящих рабочих мест вне зависимости от специальности выпускники ППКРС также встречаются реже, чем выпускники ППССЗ, но разница не столь отчетливая.
В 1,5 раза реже встречаются с проблемой отсутствия вакансий по имеющейся профессии (специальности) выпускники СПО негосударственных образовательных организаций, но это может быть объяснено немногочисленностью подобных организаций и их специализации на определенных профессиях. (На начало 2017/2018 учебного года доля частных образовательных организаций, реализующих программы СПО, составила 9,6%).
Как уже отмечалось ранее, наличие опыта постоянной или эпизодической трудовой деятельности во время учебы значительно облегчает трудоустройство для выпускников СПО. Среди выпускников СПО, имевших постоянную работу во время учебы, доля указавших проблему «не смог найти работу по специальности» составляет 5,9%, а среди не имевших - 19,9%, то есть более чем в 3 раза. Доля выпускников СПО, для которых актуальна проблема «отсутствия подходящих рабочих мест», среди этих двух групп составляет 9,3% и 25,9% соответственно.
Результаты Опроса выпускников показали, что вре-
мя начала поиска работы (во время или после окончания обучения) имеет значение только в том случае, если ищешь работу по специальности.
Шанс найти работу по специальности у тех, кто начал ее искать после окончания обучения, почти в 1,5 раза ниже, чем у тех, кто начал искать место трудоустройства в соответствии с дипломом еще во время обучения. Одновременно с этим следует отметить, что более ранее время начала поиска работы практически не снижает актуальность проблемы отсутствия подходящих рабочих мест.
Резюмируя анализ проблем трудоустройства выпускников СПО, связанных с отсутствием рабочих мест и возможности трудоустроиться по специальности, следует отметить:
- отсутствие вакансий - проблема типичная для всех социо-демографических групп, в том числе и для выпускников СПО;
- анализ проблем, связанных с отсутствием рабочих мест для выпускников СПО, на рынке труда продуктивней проводить в разрезе регионов и отдельных территорий в них, поскольку только в этом случае могут быть учтены структура и характеристики регионального рынка труда и социо-экономические особенности региона;
- имеются значительные отличия в спросе на рынке труда на выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих и программ подготовки специалистов среднего звена;
- состояние отрасли экономики и отдельных ее секторов имеет значительное влияние на трудоустройство выпускников СПО, определяя наличие вакансий по тем или иным профессиям (специальностям).
В рамках данной статьи был представлен первичный анализ специфики проблем выпускников СПО как отдельной социо-демографической группы при трудоустройстве. Были выделены особые характеристики данной группы, определяющие характер и результат ее действий в процессе трудоустройства, а также уникальные для этой группы трудности в данном процессе.
В качестве основного вывода можно зафиксировать,
что
1. Отсутствие опыта является одной из самых значимых проблем выпускников СПО при трудоустройстве, поскольку не только является важным условием приема на работу, но и фактором в значительной мере определяющим наличие и отношение выпускников к другим трудностям при трудоустройстве. Опыт любой работы во время обучения вне зависимости от характера трудовой деятельности является единственным фактором, повышающим шансы на успешное трудоустройство выпускников СПО после получения диплома и при этом не зависящим от внешних социо-экономических факторов.
2. Вопрос заработной платы воспринимается как определенная трудность при трудоустройстве выпускников СПО всеми участниками процесса выхода на рынок труда выпускников и является типичным для всех групп населения:
- работодатели часто сталкиваются с завышенными ожиданиями выпускников СПО относительно своей будущей зарплаты, но гораздо реже считают это серьезной/ частой проблемой.
- выпускники часто указывают низкий уровень заработной платы в качестве проблемы при поиске работы, но при этом связь восприятия данной трудности выпускниками и реального размера их зарплаты не всегда четко просматривается, а для некоторых групп отсутствует.
3. Отсутствие рабочих мест, в том числе по профессии/специальности, является значительным барьером при выходе выпускников СПО на рынок труда. Эта проблема зависит в первую очередь от внешних факторов, таких как ситуация на региональном рынке труда, со-цио-географического положения региона и ситуации в отрасли и типична для всех социо-демографических
групп._
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров - URL: http:// indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=spo (дата обращения 2019-04-02).
2. Итоги выборочного обследования рабочей силы. 2017 год - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1140097038766 (дата обращения 2019-04-02
3. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование -URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/ index.html (дата обращения 2019-04-02).
4. Итоги Комплексного наблюдения условий жизни населения -URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ18/index.html (дата обращения 2019-04-02).
5. Михайлова Т.В. Профессиональное самоопределение молодежи как процесс непрерывного образования и профессионального развития личности // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях - IIВсероссийская заочная научно-практическая конференция. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2010. - Издательство: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (Белгород)
6. Мониторинга трудоустройства выпускников по программам среднего профессионального образования - URL: http://spo.graduate. edu.ru/#/?year=2014&year_monitoring=2016 (дата обращения 201904-02).
7. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2018 году Информационный бюллетень — М.: МИРЭА - Российский технологический университет, 2018 — 35 с.
8. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Доклад ЦеТИ и ЛИРТНИУ ВШЭ для ЦСР. —М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 148 с.
9. Селиверстова И.В. Выход на рынок труда: шесть тезисов о трудоустройстве выпускников СПО и проблемах на их пути // Сб.»Система подготовки кадров: точки роста». Выпуск 2 /Под общ. редакцией А. Н. Лейбовича. — М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», «Полиграф сервис», 2018 — 166 с.
10. Josh Bersin Growing Gap Between What Business Needs and What Education Provides URL: https://doi.org/10.1787/5jlsmkvp0slq-en (дата обращения 2019-06-03).
11. OECD (2016), "Attainment and labour market outcomes among young tertiary graduates", Education Indicators in Focus, No. 44, OECD Publishing, Paris, - URL: https://doi.org/10.1787/5jlsmkvp0slq-en (дата обращения 2019-07-22).
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания ФИРО РАНХиГС
The article was received by the editors 11.10.2020 The article was accepted for publication 27.11.2020