КОНТ ТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14616 УДК 378.183.063
Агафонова Е.А. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14616. - 0,46 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14616.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Агафонова Екатерина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, заместитель директора по учебно-методической работе, филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г. Кирове, г. Киров [email protected]
Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы
Аннотация. В статье представлены выводы по результатам проведённого мониторинга эффективности работы вузов с конкретизацией вопросов, вызванных введением в действие нового показателя «Трудоустройство выпускников». Автор подчёркивает значимость нововведения и акцентирует внимание на создании объективных критериев оценки данного параметра.
Ключевые слова: показатели эффективности работы вуза, трудоустройство выпускников.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Напряженная ситуация, сложившаяся вследствие мирового финансового кризиса 2008 года, оголила целый ряд проблем, связанных с профессиональной занятостью людей. В этой связи стало ясно: рынок труда перенасыщен молодыми специалистами с высшим образованием, которые не имеют навыка мобильного реагирования на столь серьезные изменения. Как следствие, значимость приобрело осознание доказанного факта, что использование внутренних ресурсов и сформированная трудовая мотивация могли бы послужить отличным доказательством качественных преимуществ кандидата на вакантную должность и продемонстрировали бы тем самым его готовность к познанию нового, а также совершенствованию уже имеющегося профессионального опыта. К сожалению, в современной реалии имеется явное противоречие сказанному. Многими преподавателями вузов констатируется современная тенденция того, что выпускники не в полной мере используют свои возможности для получения смежной профессии, не проявляют особой заинтересованности в реализации способностей по интеграции знаний, а также не отличаются потребностью к самообразованию. Указанные проблемы послужили значимым фактором для изменения образовательных ориентиров [1].
Так, вступление в силу Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, который призван регламентировать меры по изменению образовательной политики, вызвало необходимость преобразования целого ряда нормативно-правовых документов, в т. ч. Федеральных государственных образовательных стандартов [2]. В их основу было заложено изменение целевых установок в обучении, заключающееся в формировании навыков студентов в самореализации, саморегуляции, самоконтроле и самооценке, что в совокупности составляет новый ориентир - на развитие управленческой культуры обучающихся как способа осознанного построения траектории учебных действий и самообразования.
Вследствие изменений законодательства был скорректирован и контроль над деятельностью высшей школы. Наряду с оценкой качества образовательных услуг, проводимой по результатам лицензирования и государственной аккредитации обра-
г\л Л г\л
ART 14616
научно-методический электронный журнал
УДК 378.183.063 49965. - issn 2304-120X.
Агафонова Е.А. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14616. - 0,46 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14616.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
зовательной деятельности, Минобрнауки России запустило новую оценочную процедуру [3], которая призвана осуществить мониторинг эффективности работы вуза. Базовыми показателями в данном случае являются достигнутые по итогам календарного года результаты в образовательной, научно-исследовательской и финансово-экономической деятельности, а также используемая для этого инфраструктура. Дополнительными в оценке принято считать международную деятельность, приведенный контингент студентов и трудоустройство выпускников.
Вместе с тем, подходы к расчету показателя «Трудоустройство выпускников», подвергаются серьезной критике как со стороны руководителей образовательных организаций, профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр вузов, так и со стороны представителей депутатского корпуса. Утвержденная методика, по мнению тех и других, пока является несовершенной.
1. Основной контингент студентов-очников еще во время обучения занят самостоятельным поиском места работы и делает это по разным личным причинам. К примеру, для накопления стажа работы по специальности или получения любого опыта практической деятельности, который помогает осмысленно подходить к приобретаемым знаниям; для «выживания» в условиях новой среды вследствие обучения в отрыве от дома; для компенсации денежных затрат на получение платного образования и т. д. Однако, согласно утвержденным нормативным актам федерального значения, по факту в основу расчёта трудоустройства заложены только официальные данные службы занятости населения. Как следствие, возникает правомерный вопрос: «Что делать с фактическими сведениями о студентах, которые уже имеют опыт работы и не вставали на учёт для получения статуса безработных?».
2. Несмотря на сложность в трудоустройстве по приобретенной или смежной квалификации, выпускники всё-таки стремятся найти работу по профилю и реализовать себя в той сфере, компетенции по которой приобретались в течение 4-5 лет обучения в высшей школе. Некоторым из них, хотя и не большинству, удаётся достичь поставленной цели, что является значительным достижением, свидетельствующим о сформированности таких качественных характеристик личности, как целеустремленность, осмысленность и активность. Вместе с тем, при оценке эффективности работы вуза, судя по разработанной методике, этот факт не учитывается, что в высказываемых оценках депутатов Государственной думы для СМИ соизмеряется с профанацией. Данное заключение основывается на том, что процент трудоустроившихся по специальности примерно в 1,5-2 раза ниже значения от вообще трудоустроившихся, в т. ч. и на должности обслуживающего персонала. Так какой же из названных показателей имеет большее значение для государства и общества?
3. Несовершенство методики и как следствие необъективность оценки трудоустройства прослеживается и в том, что не корректно приравнивать крупный вуз, работающий в городе федерального значения, к вузу, находящемуся в провинции, даже если в нём созданы все условия для организации образовательного процесса на соответствующем уровне. Возможности устройства на работу, которые имеются в таких российских мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Томск и др. по числу проживающих граждан и имеющихся там рабочих мест не соизмеримы с городами регионального значения. В этой связи у руководителей провинциальных университетов возникает адекватное негодование при осознании того, что они изначально не могут претендовать на более высокие результаты проводимого исследования, так как имеют разные стартовые возможности с крупными
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
Агафонова Е.А. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14616. - 0,46 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14616.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14616 УДК 378.183.063
вузами. Сказанное приводит к мысли о том, что реализуется установка по сокращению общего количества вузов.
Мониторинг деятельности высших учебных заведений, проводимый в 2014 г., в корне отличается от предыдущего тем, что утверждённые показатели в сущности приравнивают филиалы к головным вузам по своей отчетности, а значит, призваны работать на одинаковый результат по основным видам деятельности. Отличие состоит лишь в количественных значениях и в дополнительном седьмом показателе - трудоустройстве выпускников, о котором идет речь в настоящей статье. Независимо от того, что приведенный выше анализ выявил проблемы и вопросы, отслеживание трудоустройства выпускников - это вынужденная мера, принятая на государственном уровне, и она, по нашему мнению, должна найти серьёзную поддержку у представителей высшей школы, общественных и политических организаций. Её решение позволит сконцентрироваться на изменении стратегических ориентиров каждого отдельно взятого вуза по сокращению набора абитуриентов на невостребованные в регионе специальности, по налаживанию договорных отношений о взаимовыгодном сотрудничестве с предприятиями и организациями, по активизации профориентационной и воспитательной работы с приобщением студентов к реализации намеченных целей.
Кроме того, необходимо понимать, что жёсткая конкуренция, которая наблюдается в России уже второе десятилетие с момента введения в действие параметров оценки качества образовательных услуг, приведёт в конечном итоге к выравниванию всех без исключения показателей эффективности. Поэтому считаем своевременным и значимым обратиться к проработке данного вопроса заблаговременно. Как следствие, коротко остановимся на формах и методах работы в данном направлении, которые можно реализовать в филиале и тем самым повлиять на результаты трудоустройства выпускников в будущем.
1. Разработка и применение диагностирующего инструментария для достоверного и своевременного выявления фактических данных о студентах и выпускниках позволит скорректировать отношение к выбранной специальности и сформировать интерес обучающихся к прохождению профессионально-производственной практики. Авторская анкета, приведенная ниже для примера, может быть дополнена методиками по выявлению трудовой мотивации, психодиагностиками успешности осуществления профессиональной деятельности.
Анкета о трудоустройстве
для выпускника филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Кирове
С 2012 года в целях выявления эффективности работы вузов проводится ежегодный мониторинг деятельности образовательных организаций. Трудоустройство выпускников является одним из показателей данной процедуры, который отслеживается в течение трех лет после выпуска.
Сбор данных в нашем филиале начинается с 2014 года, т. е. с момента первого выпуска студентов очной формы обучения. Приглашаем Вас принять участие в анкетировании и уточняем, что информация и контактные данные, которые вносятся Вами, должны иметь достоверный характер, так как будут отслеживаться на государственном уровне.
1. Ваше фамилия, имя, отчество________________________________________
2. Ваши Контактные данные (E-mail, телефон, населенный пункт без указания фактического адреса)__________________________________________
IV 3 ^
ART 14616
научно-методический электронный журнал
УДК 378.183.063 49965. - issn 2304-120X.
Агафонова Е.А. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14616. - 0,46 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14616.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
3. В каком году Вы закончили филиал?_______________
4. По какой специальности?____________________________________________
5. Как бы Вы охарактеризовали обучение в филиале? (обведите Ваш номер ответа)
1) это был очень важный опыт, который помог мне в становлении, как профессионала, так и как личности
2) были как положительные, так и отрицательные моменты в обучении, но я рад(-а), что закончил(-а) именно филиал МГИУ
3) есть, что вспомнить, а значит, годы обучения прошли не зря
4) мои ожидания от обучения не оправдались - жалею, что закончил(-а) филиал
6. При обучении в филиале обучались ли Вы параллельно в другой образовательной организации для приобретения дополнительной квалификации? (обведите Ваш номер ответа)
1) да, в другом вузе по специальности/направлению подготовки
2) да, в другом вузе / центре дополнительного образования по программам переподготовки кадров, т. е. по программам дополнительного образования
3) да, в другом вузе / центре дополнительного образования на кратковременных курсах повышения квалификации, а также на курсах для сдачи экзаменов на право управления транспортным средством
4) нет, но занимался самообразованием посредством изучения специализированной литературы
5) нет, не получал дополнительного образования за годы учебы в филиале
7. Работаете ли Вы сейчас? (обведите Ваш номер ответа)
1) да, работаю. Моё место работы и должность (полностью)____________
2) нет, не работаю, потому что учусь в вузе
8. На каких условиях труда Вы приняты на работу? (обведите Ваш номер ответа)
1) в качестве штатного сотрудника по трудовому договору
2) в качестве штатного сотрудника с испытательным сроком
3) на условиях действия краткосрочного договора о возмездном оказании услуг
4) работаю без оформления
9. Довольны ли Вы своей работой в настоящий момент? (обведите Ваш номер ответа)
1) абсолютно доволен
2) скорее доволен
3) и да, и нет
4) скорее недоволен
5) абсолютно не доволен, нахожусь в поиске работы
10. Определите, что для Вас важнее всего в работе? (выберите не более
3-х вариантов ответов и обведите их)
1) профессиональное развитие
2) высокие должностные позиции
3) возможность карьерного роста в перспективе
4) достойная заработная плата
5) хорошие условия труда
6) слаженный коллектив
МГИУ
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14616 УДК 378.183.063
Агафонова Е.А. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14616. - 0,46 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14616.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
7) хорошие взаимоотношения с руководством
8) адекватность оценки Вашей работы
9) близкое расположение работы от дома
10) гибкий график работы
11) другое (что______________________________________________________)
11. Достигли ли Вы на работе тех результатов, на которые рассчитывали во время поступления на нее? (обведите Ваш номер ответа)
1) да, абсолютно во всем
2) да, во многом, но «нет предела совершенству»
3) да, частично, но хотелось бы в большей степени
4) да, но в очень незначительной мере
5) пока нет, но я стремлюсь к этому
6) нет, и не стремлюсь к этому
12. В какой сфере Вы планируете работать после получения диплома о высшем образовании? (обведите Ваш номер ответа)
1) буду продолжать свою профессиональную деятельность по месту настоящего места работы до накопления практического опыта
2) буду работать в должности (какой) на (указывается наименование организации)
3) еще не определился, но буду искать работу по специальности
4) еще не определился, но буду искать работу по другому профилю
5) попробую себя в различных профессиональных сферах, а потом сделаю выбор
6) пойду служить в армию, а после ее окончания определюсь с выбором
13. Что Вы пожелаете сотрудникам филиала в осуществлении профориентационной работы со студентами? (перечислите конкретные мероприятия)
Благодарим за участие и желаем дальнейших успехов в профессиональном и личностном становлении!
Проведенное анкетирование в филиале ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Кирове выявило немаловажные для последующей работы факты, а именно:
- при оценке работы филиала 50 % от общего количества респондентов считают, что учёба в вузе помогла в их профессиональном и личностном становлении; 28 % участников отмечают, что рады заканчивать именно этот вуз, хотя приобрели при этом, как положительные, так и отрицательные результаты; 6 % констатируют, что годы учёбы прошли не зря; а 16 % опрошенных решили воздержаться от каких-либо оценок;
- о возможности совмещения учёбы с работой 67 % студентов ответили, что не устраивались на работу для успешного окончания вуза, при этом оставшиеся 33 % попробовали трудоустроиться на низкооплачиваемой работе без правового статуса сотрудника либо при оформлении с испытательным сроком;
- по дополнительной подготовке только 22 % из числа опрошенных ответили, что параллельно обучались на курсах для получения права управлять транспортным средством; 28 % занимались самообразованием посредством изучении специализированной литературы; а 60 %, к сожалению, не прибегало ни к каким формам получения дополнительного образования;
(V С rw
ART 14616
научно-методический электронный журнал
УДК 378.183.063 49965. - issn 2304-120X.
Агафонова Е.А. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14616. - 0,46 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14616.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
- по приоритетам в выборе будущей работы, выпускниками подчёркивалась следующая иерархия личных мотивов: 1 - профессиональное развитие и достойная заработная плата, 2 - слаженный коллектив, 3 - возможность карьерного роста, 4 -хорошие условия труда; единичный выбор коснулся таких целей, как высокие должностные позиции, хорошие взаимоотношения с руководством, адекватная оценка работы окружающими; гибкий график работы вообще не заинтересовал респондентов;
- по перспективам будущей работы 39 % выпускников констатировали, что пойдут служить в армию и поэтому даже не задумывались о своей профессиональной карьере; 44 % - пока не определились в месте работы, но будут искать её по специальности; 11 % хотят попробовать себя в различных сферах, а потом уже сделать соответствующий вывод; 6 % не захотели отвечать на данный вопрос.
Из представленных результатов не может не радовать положительная оценка выпускников о приобретённом в вузе опыте и правильная мотивация на трудовую деятельность. Вместе с тем, отслеживаются и конкретные недоработки в профориентационной работе преподавателей, которые проявляются в несформированности внутренней позиции студентов на осмысленность, целеустремлённость и мобильность в поиске работы, на недостаточном уровне самоопределения и самооценки по результатам учёбы.
2. Формирование банка данных о трудоустройстве студентов с целью содействия им в поиске работы (заключение договоров с предприятиями / организациями по проведению практики, отслеживание сведений о трудовой деятельности, заключение договоров о сотрудничестве с центром занятости населения и участие в ежегодной ярмарке вакансий).
3. Подготовка и реализация программы профориентационной работы с отражением специфики факультета (анализ нормативно-правовых документов федерального, регионального и локального уровня, регламентирующих данное направление работы, установка стратегических целей и задач, выбор форм и методов работы, назначение ответственных лиц и сроков исполнения; целевые экскурсии на предприятия, организация круглых столов с руководителями и представителями трудового коллектива; привлечение к разработке наглядности для освоения специальности; приобщение к профессиональной культуре и реализация теоретических знаний на практике; публичное представление эссе на конкурс по соответствующей тематике: «Моя трудовая династия», «Мой идеал в профессии», «Мой первый профессиональный опыт: достижения и работа над ошибками», «Профессиональные советы сокурсникам» и др.).
4. Организация «школы молодого специалиста» (проведение консультаций по вопросам трудоустройства, помощь в грамотном составлении резюме, тренинговая работа с целью приобретения навыков достойного прохождения собеседования на вакантную должность, адаптации к рабочему месту и коллективу, а также получения знаний о корпоративной культуре на предприятии и деловом этикете, о построении успешной карьеры).
5. Создание системы морального и материального стимулирования студентов, активно участвующих в профориентационных мероприятиях, и преподавателей, курирующих данный вид деятельности (ежегодное подведение результатов и сопоставление их с целевыми установками, организация профильных олимпиад, установление обратной связи с выпускниками, что является качественным итогом проделанной работы за учебный год).
6
КОНТ ТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14616 УДК 378.183.063
Агафонова Е.А. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10. -ART 14616. - 0,46 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14616.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
В заключение отметим, что идея оценки эффективности работы вузов вызвана «выдвижением» российского образования на мировой уровень, современными реалиями конкурентной борьбы, сменившимися приоритетами в подготовке специалистов, возрастанием уровня безработицы среди людей с высшим образованием. Показатель
трудоустройства в данном контексте является оправданной и решающей мерой государства, которая должна способствовать изменению позиций образовательных организаций по активизации кадровых, материально-технических, информационных и технологических ресурсов с привлечением к сотрудничеству студенчества, работодателей, специалистов кадровых служб и центров занятости населения, представителей областного и городского департаментов. Основной задачей в этом направлении является достижение объективности в оценке, что на наш взгляд, может быть достигнуто только при налаживании качественной обратной связи с представителями Минобрнауки России. Это подразумевает под собой конструктивные предложения представителей вузов по выработке конкретных действий в реализации программ профориентационной работы, содействие трудоустройству выпускников, а также ознакомление с апробированными результатами научных исследований в данной области.
Ссылки на источники
1. Агафонова, Е. А. Оценка качества образования как средство стимулирования учебной деятельности студентов: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 03.02.12 / Екатерина Анатольевна Агафонова. - Киров, 2012. - 245 с.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm.
3. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 03.06.2014 г. № ДЛ-25/05пр. URL: httpV/мино-брнауки.рф/новости/4233.
Ekaterina Agafonova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of economics and management, deputy director on educational and methodological work, branch of Moscow State Industrial University in Kirov, Kirov [email protected]
Employment of graduates as one of the efficiency indicators of a higher educational institution at present stage: analysis, problems and perspectives
Abstract. The author presents the inference on the results of university efficiency monitoring with concrete questions raised by introduction of the new indicator «Employment of graduates». The author emphasizes the importance of innovation and draws attention to the creation of objective criteria for assessing this parameter. Key words: performance indicators for university, graduates' employment.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(V Т rw