Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: ЗАГАДКИ ИНФИНИТИВА'

ТРУДНОСТИ СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: ЗАГАДКИ ИНФИНИТИВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

262
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфинитив / глагол / сказуемое / отглогольные существительные / объктный инфинитив / субъектный инфиритив / предикатив / дополнение / определение / обстоятельство цели. / infinitive / verb / predicate / verbal nouns / object infinitive / subjective infinite / predicative / addition / definition / circumstance of purpose

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нурсултон Шайхисламов

Выбор данной тематики обусловлен, прежде всего, значимостью объекта исследования на современном этапе развития современного русского языка. Актуальность поставленной проблемы довольно высока в настоящее время. Многие совершенно не знают, какую роль играет инфинитив, и как его выделять в предложении. Отсюда вытекает практическая значимость этого вопроса, так как в школе не уделяется должного внимания при рассмотрении синтаксических функций инфинитива, и это становится причиной многих ошибок. Целью работы является исследование синтаксических функций инфинитива в предложении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF SYNTAX ANALYSIS: RIDDLES OF THE INFINITIVE

The choice of this topic is due, first of all, to the importance of the object of research at the present stage of development of the modern Russian language. The urgency of the problem posed is quite high at the present time. Many people do not know at all what role the infinitive plays, and how to highlight it in a sentence. This implies the practical importance of this issue, since the school does not pay due attention when considering the syntactic functions of the infinitive, and this becomes the cause of many errors. The aim of this work is to study the syntactic functions of the infinitive in the sentence.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: ЗАГАДКИ ИНФИНИТИВА»

ТРУДНОСТИ СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: ЗАГАДКИ

ИНФИНИТИВА

Нурсултон Шайхисламов

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской

области n.shayxislamov@cspi.uz

АННОТАЦИЯ

Выбор данной тематики обусловлен, прежде всего, значимостью объекта исследования на современном этапе развития современного русского языка. Актуальность поставленной проблемы довольно высока в настоящее время. Многие совершенно не знают, какую роль играет инфинитив, и как его выделять в предложении. Отсюда вытекает практическая значимость этого вопроса, так как в школе не уделяется должного внимания при рассмотрении синтаксических функций инфинитива, и это становится причиной многих ошибок. Целью работы является исследование синтаксических функций инфинитива в предложении.

Ключевые слова: инфинитив, глагол, сказуемое, отглогольные существительные, объктный инфинитив, субъектный инфиритив, предикатив, дополнение, определение, обстоятельство цели.

DIFFICULTIES OF SYNTAX ANALYSIS: RIDDLES OF THE INFINITIVE

Nursulton Shaykhislamov

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region n.shayxislamov@cspi.uz

ABSTRACT

The choice of this topic is due, first of all, to the importance of the object of research at the present stage of development of the modern Russian language. The urgency of the problem posed is quite high at the present time. Many people do not know at all what role the infinitive plays, and how to highlight it in a sentence. This implies the practical importance of this issue, since the school does not pay due attention when considering the syntactic functions of the infinitive, and this becomes the cause of many errors. The aim of this work is to study the syntactic functions of the infinitive in the sentence.

Keywords: infinitive, verb, predicate, verbal nouns, object infinitive, subjective infinite, predicative, addition, definition, circumstance of purpose.

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, нет более противоречивого вопроса, который волновал бы лингвистов так, как вопрос о природе инфинитива. По мнению В. В. Иванова, русский инфинитив восходит к отглагольным существительным в формах дательного и винительного падежа (динамически направленных падежей), но, в отличие от существительных, не имел склонения. Падежные формы отглагольных существительных свидетельствуют о том, что эти существительные обозначали «субстантивированные действия в качестве объекта динамической направленности субъекта». После полного оглаголивания существительных, что представляется возможным объяснить как стремление представить само глагольное действие отстраненным объектом, возникший из них инфинитив сохранил первоначальную функцию своего источника и расширил сферу функционального применения.

Однако эта теория не находит подтверждения в письменных памятниках русского языка и относится к гипотетическому праславянскому языку (существование которого отвергается многими исследователями). Можно предположить, что когда-то глаголы имели формы, согласующиеся с подлежащим, стоящим в дательном падеже: не тебе решать, ему ли не знать, мне не спится, не ночевать же нам тут, мне ещё ребёнка забирать. По другой версии, инфинитив мог быть формой будущего времени для несовершенных глаголов, утратившей морфемы согласования по числам и лицам: Я велел ему молчать. Я выпустил собаку гулять. Я — спать.

Некоторыми исследователями инфинитив признаётся именем с глагольной основой из-за того, что он не принадлежит к числу ни предикативных, ни атрибутивных форм глагола: обычай в современных языках называть глагол в словаре с помощью инфинитива «парадоксален потому, что для обозначения глагола нелогично прибегать к той форме, которая не является глагольной. Вреден потому, что он внушает и пропагандирует ту ложную мысль, что инфинитив — это глагол».

Другие лингвисты подчёркивают, что инфинитив в современном русском языке — «глагольный номинатив», исходная форма глагола, в которой потенциально заложено отношение к лицу: неопределённая форма глагола благодаря своей отвлечённости представляется нам простым голым выражением идеи действия, без тех осложнений, которые вносятся в неё всеми другими глагольными категориями.

В пользу того, что инфинитив в русском языке является формой глагола, говорит то, что инфинитив имеет грамматический признак — вид (совершенный

и несовершенный). Такое свойство глаголов, как возвратность, также присуще инфинитиву: купать и купаться. Также, будущее время несовершенных глаголов образуется аналитически с помощью вспомогательного глагола «быть», который согласуется с подлежащим в лице и числе, и имеет форму будущего времени, а инфинитив несёт смысловую нагрузку.

В русском языке глагол в инфинитиве принимает следующие словоизменительные (формообразующие):

-ть (если ему предшествует гласный звук, являющийся, как правило, суффиксом); например: делать, колоть, гнуть, принять -ти (если ему предшествует согласный звук, являющийся чаще всего частью корня); например: пойти, нести, везти. Однако в случае не ударности суффикса он и в указанном случае сокращается в -ть: лезть.

В глаголах на -чь (печь, беречь, стеречь) -чь является не окончанием, а частью корня (с нулевым словоизменительным суффиксом), что подтверждается при спряжении глаголов: печь — печёт, беречь — бережёт, стеречь — стереж ёт.

Эти суффиксы инфинитива можно определить как формообразующие в пределах глагольной парадигмы, некоторые из них могут входить в состав словообразующих суффиксов при образовании глаголов от других частей речи.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

И так, как мы объяснили инфинитив - начальная форма глагола - очень подвижен в синтаксическом отношении: он способен занимать в предложении синтаксические позиции как главных, так и второстепенных членов, что определяется рядом условий. Первым важным условием является его зависимое или независимое положение в предложении. Независимый инфинитив может быть в позиции подлежащего или сказуемого. Так, в двусоставном предложении: Ох, нелегкая это работа

Из болота тащить бегемота... (К. Чуковский) инфинитив тащить, будучи абсолютно независимым, является подлежащим, «подсказкой» здесь служит слово это, всегда сигнализирующее о сказуемом, в данном предложении - работа. В грамматической основе «инфинитив + инфинитив» один из неопределенных форм находится в позиции подлежащего, другая - в позиции сказуемого, например: Жалеть коня - истомить себя (посл.). Независимый инфинитив в инфинитивном односоставном предложении занимает позицию сказуемого, как бывать, летать в предложении: Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком! (К. Чуковский).

Сложнее установить синтаксическую функцию зависимого инфинитива. Для него значимыми оказываются его связи в предложении с теми или иными частями речи. Он может зависеть от личных глаголов, от предикативов и предикативных наречий (то есть наречий в функции сказуемого в безличных предложениях), от существительных. Чаще всего инфинитив связан с личным глаголам, но не всегда занимает одну с ним позицию. На его функционирование влияет то, является он субъектным или объектным. Объектный инфинитив никогда не занимает одну позицию с личным глаголам, то есть не может быть сказуемым. Для определения его синтаксической функции пользуемся обычным приемом - подставляем вопрос: А я прошу ко мне не приставать! (Ю.Ким). Прошу (о чём?) не приставать - инфинитив занимает позицию дополнения. Аналогично: Мы предложили читателям поработать частными детективами.... (из газеты), инфинитив поработать - дополнение. Нередко инфинитив в подобных предложениях можно заменить однокоренным существительным в функции дополнения, как в последнем случае: (предложили) работу.

ОБСУЖДЕНИЕ

Объектный инфинитив может занимать позицию обстоятельства цели: Он охотно давал их (книги) читать... (А. Пушкин). Давал (для чего? с какой целью?) читать. Также можно заменить: давал для чтения.

Более сложно определяется синтаксическая функция субъектного инфинитива. Здесь возможно несколько случаев.

1. Субъектный инфинитив занимает одну позицию с личным глаголом, образуя с ним составное глагольное сказуемое, но только если этот личный глагол является вспомогательным (фазовым, модальным или эмоциональным), как в предложениях: ...В конце концов я совсем перестал думать о цели своей поездки (Ю. Нагибин); ...Всем людям хочется иногда плакать... (Е. Евтушенко); Она боялась говорить громко. Составные сказуемые здесь - перестал думать, хочется плакать боялась говорить. Еще одно условие для участия и инфинитива в формировании сказуемого - его зависимость от предикатива или предикативного наречия, например: А впрочем, ботинки надеть

Нельзя без расходу, - В них можно стоять и сидеть В любую погоду (Н. Матвеева).

Инфинитив надеть зависит от предикатива нельзя и образует с ним сказуемое; инфинитивы стоять и сидеть образуют сказуемые с предикативом можно. В предложении Мне стыдно руки жать

Льстецам, лжецам, ворам и подлецам... (А Тарковский) инфинитив жать зависит от предикативного наречия стыдно и образует с ним сказуемое.

2. Субъектный инфинитив связан с личным глаголом, не относящимся к разряду вспомогательных, тогда он не может быть в позиции, которые определяются также путем подстановки вопроса. Рассмотрим предложения:

Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять! (К. Чуковский) В сочетании не ходите гулять личный глагол, имея значения движения, не входить в разряд вспомогательных, поэтому представляет собой простое глагольное сказуемое, а инфинитив - обстоятельство цели: не ходите (с какой целью?) гулять. Мы... по Африке гулять Навсегда забудем! - забудем (о чем?) гулять. Инфинитив часто функционирует как обстоятельство цели при глаголах движения (идти, бежать, и под). Однако надо помнить о многозначности слов. Так, скажем, глагол пойти многозначен: наряду с прямым значением «передвигаться» он может реализовать переносное - «начать делать что-н., начать осуществляться», в последнем случае он выступает как вспомогательный и вместе с инфинитивом образует составное глагольное сказуемое, ср.: И пошли они смеяться - Лимпопо (К. Чуковский) Пошли смеяться значит начали смеяться, это состояние глагольное сказуемое с фазовым вспомогательным глаголам, обозначающим начало действия.

3. Инфинитив, примыкающий к существительному, занимает позицию определения, это устанавливается обычным способом - подстановкой вопроса: Я боролся за право работать, как хочу (из газеты). За право (какое?) работать.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Нередко в инфинитиве совмещаются значения определения и дополнения, что позволяет ему одновременно занимать в предложении соответствующие позиции. Вот предложение: Стремление петь окрепло в нем окончательно. Стремление (какое?) петь и стремление (к чему?) петь. Подобное совмещение функций определения и дополнения наблюдается прежде всего в тех случаях, если инфинитив зависит от отглагольного существительного, и вот почему. С одной стороны, отглагольное слово, будучи существительным, способно

определяться, иметь при себе определение. С другой стороны, будучи отглагольным, существительное сохраняет способность производящего глагола (здесь - стремиться) иметь при себе зависимое слово с объектным значением -дополнение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассуждение о синтаксической роли зависимого инфинитива можно представить в виде алгоритма.

1. а) Определите, с какой частью речи связан инфинитив.

б) Со словом состояния (предикативом, или предикативным наречием) -инфинитив входит в состав сказуемого.

в) С существительным.

2. С личным глаголом.

3. Определите характер инфинитива - субъектный или объектный.

4. а) Объектный инфинитив не входит в состав сказуемого. б) Субъектный инфинитив

5. Представьте вопрос от личного глагола к инфинитиву, назовите функцию инфинитива.

6. Определите, является ли личный глагол вспомогательным.

7. а) Личный глагол вспомогательный - инфинитив входит в состав сказуемого. б) Личный глагол не является вспомогательным.

REFERENCES

1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. — М.: 2011.

2. Панов М.В. Позиционная морфология русского языка. М., 1999.

3. Чупашева О. М. Русский язык. Трудности синтаксического анализа: Учебное пособие. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2004.

4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: языки славянской культуры, 2001.

5. Соколова В. П. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие, Ч. 2. Глагол. Наречие. Слова категории состояния. 2012.

6. Shayxislamov, N. (2020). Hozirgi zamon tilshunosligida til va madaniyatning talqini. Scientific Progress, 1(1), 59-70.

7. Тангирова, Г. И. (2020). ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ. Science andEducation, 1(Special Issue 3).

8. Shofqorov, A. M., Baykabilov, U. A., Bayzakov, J. A., & Shayxislamov, N. Z. O. G. L. (2020). TIL O 'QITISHDA KOMPYUTER TEXNOLOGIYALARI. Science and Education, 1(Special Issue 3).

9. Kaldibayeva, D. O. (2020). TALABALARNING MANTIQIY TAFAKKURINI SHAKLLANTIRISHNING PEDAGOGIK OMILLARI. Science and Education, 1(Special Issue 3).

10. Irisbaev, T. (2020). STRONG GROUND.... Экономика и социум, 11(78).

11. Shayxislamov, N. Z. O. G. L. (2020). TIL KORPUSI YARATISHNING UMUMIY TAMOYILLARI XUSUSIDA. Science and Education, 1(Special Issue 3).

12. Shaykhislamov, N. (2020). COMMENTS ON UZBEK LINGUISTICS AND MODERN LINGUISTICS. INTERNATIONAL JOURNAL OF DISCOURSE ON INNOVATION, INTEGRATION AND EDUCATION, 1(3), 128-132.

13. Ирисбаев, Т. (2020). ДЕТЕКТИВДА РЕАЛИСТИК ТАСВИР. Science and Education, 1(8).

14. Айдаров, Е. Б. (2019). ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИИ И КАК БЕРЕЧЬ ОКРУЖАЮЩЮЮ СРЕДУ. Журнал научных и прикладных исследований, 67.

15. Жарасбаев, Н. А. (2019). ТYркi элемше ортак т^ырлы т^^асы. II Yunusov Readings: Modernization of the Great Steppe values as a key factor in the development of science and education, 464-467.

16. Жарасбаев, Н. А. (2019). ТYркi халыктары эдебиетшдеп ортак сарындар. Филология уэм оны оцыту тарауларындагы фундаменталь уэм инновациялъщ изертлеулер, 71-73.

17. Beketov, N. А. (2019). Amaliy mazmunli masalalar asosida iqtisodiy ko'nikmalarni rivojlantirish. Ilmiy izlanuvchilar va iqtidorli talabalarning maqolalari to'plami, 157161.

18. Beketov, N. А. (2019). Q-многообразия и полные сцепленные системы. Fundamental matematika muammolari va ularning tatbiqlari, 167-169.

19. Ахмедов, Б. А. (2020). Математические модели оценки характиристик качества и надежности программного обеспечения. EURASIAN EDUCATION SCIENCE AND INNOVATION JOURNAL, 3(10), 97-100.

20. Shaykhislamov, N. (2020). COMMENTS ON UZBEK LINGUISTICS AND MODERN LINGUISTICS. INTERNATIONAL JOURNAL OF DISCOURSE ON INNOVATION, INTEGRATION AND EDUCATION, 1(3), 128-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.