УДК 376
Л. Ф. Тихомирова
Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления
Статья посвящена актуальным проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор приводит основные отличия интеграции и инклюзии, характеризует трудности переходного периода и перспективы дальнейшего развития инклюзивного образования.
Ключевые слова: гуманизация образования, интеграция образования, инклюзивное образование, актуальные проблемы и трудности инклюзивного образования, безбарьерная среда, ресурсное обеспечение инклюзивного образования.
L. F. Tikhomirova
Difficulties in Realization of Inclusive Education of Children with Limited Opportunities
of Health and Ways to Overcome Them
The article is devoted to urgent problems of inclusive education of children with limited opportunities of health. The author gives the main differences of integration and inclusion, characterizes difficulties of the transitive period and prospects of further development of inclusive education.
Keywords: education humanization, education integration, inclusive education, urgent problems and difficulties of inclusive education, barrier-free environment, resource support of inclusive education.
Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование.
Новый несокращенный универсальный словарь Вебстера определяет инклюзию как «процесс, при котором что-либо включается, т.е. вовлекается, охватывается, или входит в состав как часть целого».
Инклюзивное обучение и воспитание - закономерный процесс развития системы образования в любой стране мира. В этот процесс вовлечены многие развитые страны, в том числе и Россия [2].
Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения,
которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически.
Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ОВЗ в образовательную систему.
Интеграция возвращает таких учащихся в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы.
Инклюзивное образование - не форма, а новое образование со своей философией, образование возможностей и свободного выбора.
В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы [1].
Главное отличие процесса инклюзии от интеграции состоит в том, что при инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ограниченными возможно-
© Тихомирова Л. Ф., 2013
стями здоровья, а идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной и социальной направленности обучения. Поэтому интеграцию можно считать образовательной технологией, а инклюзию - социокультурной технологией
[3].
Образовательная инклюзия рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Современный этап развития инклюзивного образования наполнен массой противоречий и проблем и требует от работников образования профессионального и открытого диалога и согласования позиций.
В Стратегии развития инклюзивного образования в г. Москве настоящий период определен как переходный.
Трудности переходного периода заключаются в следующем:
1. Несмотря на готовность нашей школы меняться, для развития инклюзивной практики образования нужны системные институциональные изменения, которые не происходят быстро. Но самые сложные из них - это изменения в профессиональном мышлении и сознании людей, начиная с психологии учителя (что самое сложное), заканчивая экономическими и финансовыми основаниями функционирования всей системы.
2. Внедрение инклюзивного образования сталкивается с трудностями организации, это, прежде всего, создание «безбарьерной среды».
3. Существуют проблемы социального характера. Они включают в себя:
- распространенные стереотипы и предрассудки;
- готовность или отказ учителей, детей и их родителей принять новые принципы образования;
- недостаток систематических комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, мониторинговых исследований, касающихся опыта отечественного инклюзивного образования.
4. На этапе внедрения инклюзивного образования существует острая необходимость в серьезных прикладных исследованиях, которые мо-
гут дать знания о процессах и результатах качественных изменений, повлиять на общие представления о возможности и эффективности процессов инклюзии в образовании.
5. Недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход. Эти педагоги нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в категорию которых в первую очередь попадают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Самое важное, чему должны научиться педагоги массовой школы, - это работать с разными детьми и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. Основной вопрос практиков «Как это сделать?» пока не во всех случаях находит квалифицированный ответ. В отечественном образовании есть два богатых содержательных ресурса для развития инклюзивного подхода в образовании - опыт специального и интегрированного образования и технологический опыт психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Только профессиональное общение педагогов из разных образовательных систем может повлиять на взаимообогащение и расширение возможностей совместного обучения и воспитания.
6. Необходимо изменить позицию родителей. Самостоятельность мышления родителей определяет образовательную траекторию ребенка с ОВЗ, партнерскую позицию родителей по отношению к школе и их ответственность за образовательный результат. Родитель должен стать партнером, но в настоящее время он лишен права ответственного выбора. Рекомендации специалистов становятся «приговором», а консультация не открывает возможностей и вариантов поведения. В процессе развития инклюзивного подхода в образовании позиция родителей будет приобретать все большую самостоятельность и активность. Важная задача школьного сообщества состоит в организации продуктивного диалога с родителями в их привлечении к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребенка.
В настоящее время в Москве 186 образовательных учреждений реализуют идеи инклюзивного образования, участвуют в проекте. Поддер-
живая инклюзивную культуру, реализуя инклюзивную политику и практику, образовательные учреждения действуют в инновационном режиме. При этом одной из основных становится задача на основе имеющегося опыта в области образования детей с ОВЗ создать устойчивую, развивающуюся, эффективно действующую систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в учреждениях разных типов и видов. Для обеспечения стабильного долгосрочного развития школы необходимо целенаправленно создать в ней организационно-образовательную систему, способную интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал педагогического коллектива. Организационно-образовательная система школы включает такие основные элементы, как ее структурная организация, координационные механизмы, образовательная среда, содержание образования, образовательный процесс, субъекты образовательного процесса.
В своей работе руководители отмечают следующие сложности и препятствия [4]:
A) уже существующие учреждения не справляются с возрастающим запросом населения и рискуют «накрениться» в сторону коррекцион-ного образовательного учреждения;
Б) непроработанность нормативных документов как на уровне образовательных программ, так и на уровне документов, регламентирующих финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса, в том числе при переходе из системы в систему;
B) высокие академические требования, предъявляемые нашей образовательной системой, делают крайне затруднительной адаптацию программы средней школы к нуждам ребенка с ОВЗ. Это также препятствует внедрению зарубежного опыта в российские школы. Например, основное базовое образование в Англии больше сориентировано на практическое познание мира, там высок статус профессиональной подготовки в колледж, что упрощает задачу инклюзии. Наши школы и родители ориентируют детей исключительно на приобретение высшего образования, хотя реальные исследования показывают, что академичность нашей программы по силам лишь 15-20 % учеников, все остальные находятся в стрессе непосильных нагрузок и вырастают с комплексами несоответствия требованиям мира;
Г) развитие инклюзии находится в прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с ОВЗ в обычной школе. За
ребенком в специальной школе закреплено 150 тыс. рублей, а за тем же ребенком в обычной школе идет 63 тыс. рублей, чего не может хватить на содержание специалистов, необходимых школе при реализации инклюзивного образования;
Д) недостаточной является помощь высшей школы педагогам, работающим с детьми с ОВЗ в общеобразовательных школах;
Е) слабо задействован потенциал специалистов коррекционных школ. Налаженное взаимодействие между специалистами обычных и кор-рекционных учреждений способствовало бы лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося поведения;
Ж) недостаточно развито родительское движение.
Основными направлениями ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования, с нашей точки зрения, должны стать:
1) Создание системы подготовки педагогического и родительского сообщества, других детей к принятию детей с ОВЗ, формирования толерантности (курсы позитивного партнерства, система тренингов для учителей).
2) Организация подготовки и переподготовки специалистов для работы в условиях инклюзивного образования.
3) Разработка блоков образовательных программ для задач разноуровневого обучения детей в соответствии с их возможностями для подготовительной группы ДОУ, на этапах начальной и средней школы. Количество различных уровней сложности образовательных программ должно быть не менее 5-7, как это предусматривается в системе интегрированного образования за рубежом.
4) Создание системы объективной оценки уровня знаний, умений и навыков, продвижения и развития ребенка в соответствии с различными уровнями сложности программного материала.
5) Разработка дифференцированных программ для задач профильного (профессионального) обучения и развития трудовых навыков детей старшей школы в соответствии с их интеллектуальными и физическими возможностями.
Для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и необходимо подготовить самих педагогов, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих разные возможности. И именно со школьной скамьи необходи-
мо воспитывать детей воспринимать мир во всем его многообразии. Понимать, что какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни.
Библиографический список
1. Алехина, С. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве [Текст] / Инклюзивное образование. Вып. 1. - М. : Центр «Школьная книга», 2010. - С. 6-11.
2. Гусева, Т. Н. Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества [Текст] / Инклюзивное образование. Вып. 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С. 3-5.
3. Ковалев, Е. Е., Староверова, М. С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования [Текст] / Инклюзивное образование. Вып. 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С. 26-36.
4. Семенович, М. Л., Прочухаева, М. М. Идеология инклюзии. Создание профессионального сообщества
[Текст] / Инклюзивное образование. Вып. 1. - М. : Центр «Школьная книга», 2010. - С. 44-49.
Bibliograficheskij spisok
1. Alekhina, S. V. Sovremenny'j etap razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Moskve [Tekst] / Ink-lyuzivnoye obrazovaniye. Vy'p. 1. - M. : Centr «Shkol'-naya kniga», 2010. - S. 6-11.
2. Guseva, T. N. Inklyuzivnoye obrazovaniye kak put' razvitiya i gumanizacii obshchestva [Tekst] / Inklyuzivnoye obrazovaniye. Vy'p. 1. - M.: Centr «Shkol'-naya kniga», 2010. - S. 3-5.
3. Kovalev, Ye. Ye., Staroverova, M. S. Obrazova-tel'naya integraciya (inklyuziya) kak zakonomerny'j etap razvitiya sistemy' obrazovaniya [Tekst] / Inklyuzivnoye obrazovaniye. Vy'p. 1. - M.: Centr «Shkol'naya kniga», 2010. - S. 26-36.
4. Semenovich, M. L., Prochukhayeva, M. M. Ideologiya inklyuzii. Sozdaniye professional'nogo soob-shchestva [Tekst] / Inklyuzivnoye obrazovaniye. Vy'p. 1. - M. : Tsentr «Shkol'naya kniga», 2010. - S. 44-49.