по проживанию совместно с ребенком и соответственно взаимным правом требовать от другого соблюдения этого права и исполнения обязанности.
А.Е. Казанцева отмечает, что третьи лица не могут выступать субъектами семейных правоотношений, однако своим поведением могут нарушать некоторые права участников, в т.ч. право родителей на воспитание ребенка11. Такое утверждение, по нашему мнению, не совсем верно. Действительно указанные лица не осуществляют непосредственно родительские правомочия, но и последние не могут быть обозначены лишь кругом родительских прав и обязанностей. Это лишило бы родительское правоотношение надлежащего смысла, поскольку именно контроль и содействие наполняют родительское правомочие тем содержанием, которое отвечает интересам ребенка.
1 См.: Янкова З.А. Городская семья. Институт социологических исследований АН СССР / отв. ред. Т.В. Ря-бушкин. М. 1979; Гурко Т.А. Брак и родительство в России М., 2008. С. 200.
2 Гурко Т.А. Указ. раб. С. 200.
3 См.: Там же. С. 201.
4 СологубА.Ю. Проблемы реализации прав отцов в отношении несовершеннолетних детей // Материалы Международной научно-практической конференции «Семейное право на рубеже XX-XI веков. К 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка»(Казанский Приволжский Федеральный Университет, г. Казань, 18 декабря 2010 г.). Казань, 2010. С. 112-115.
5Максименко С.Т. Реализация семейных норм и обязанностей в соответствии с их социальным назначением. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье в правоприменительной практике: межвузовский тематический сборник. Саратов, 1978. С. 17-22.
6 В теории права обосновано мнение о возможном существовании права, как такового, без корреспондирующей ему обязанности. См., например: Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 188-193. Иной точки зрения придерживается Б.И. Семенеко (см.: СеменекоБ.И. О единстве прав и обязанностей в социалистическом обществе // Актуальные вопросы советской юридической науки: сборник статей. Саратов, 1978. Ч. 1. С. 43; см. также: Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические аспекты субъективного права. Саратов, 1972. С. 179-182).
7 См.: РясенцевВ.А. Семейное право. М., 1971. С. 51, 183.
8 См.: Йоффе ОС. Советское гражданское право: курс лекций: в 3 т. Т. 3. Л., 1965. С. 238-239.
9 Аналогичного мнения придерживается Е.М. Ворожейкин (см.: Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972. С. 189-190. Противоположную точку зрения высказывает А.И. Пергамент (см.: Пергамент А.И. Родительские права и обязанности // Ленинские идеи о браке и семье: Тезисы докладов научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина «Ленинские идеи и новое законодательство о браке и семье». Саратов, 1969. С. 26-34).
10 Обоснована точка зрения, согласно которой конституционные обязанности являются наиболее важными обязанностями граждан, присущи отношениям общего типа и служат основой для отраслевых правоотношений (см.: ГукасянР.Е. Соотношение прав и обязанностей граждан в свете новой Конституции СССР // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР. Саратов. 1980. С. 208).
11 См.: Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, 1987. С. 16.
Ю.В. Никонорова
ТРУДНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАНАМИ
В статье рассматриваются проблемы осуществления гражданских прав, причиной которых являются несовершенство законодательства, отсутствие ответственности и нарушения со стороны органов местного самоуправления. Формулируется вывод о необходимости соблюдения законодательства и дальнейшего его совершенствования.
Ключевые слова: осуществление гражданских прав, молодая семья, дети-сироты, жилое помещение, удовлетворение потребностей.
© Никонорова Юлия Владимировна, 2014
Аспирант кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Ю.Х. КАЛМЫКОВА
J.V. Nikonorova
DIFFICULTIES IN THE IMPLEMENTATION OF HOUSING RIGHTS OF CITIZENS
This article discusses the implementation of civil rights, which are due to imperfection of the legislation, lack of responsibility and violations of the local authorities. The author comes identified the need to legal compliance and its further improvement.
Key words: realization of civil rights, a young family, orphans, living room, meeting the needs.
В настоящее время права граждан носят декларативный характер, потому что, несмотря на закрепление в законодательстве, на практике осуществить их достаточно проблематично.
Во-первых, не способствует осуществлению гражданских прав и несоответствие законов субъектов федеральному законодательству. Так, Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения «(в ред. от 29 января 2014 г.)1 и Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (в ред. от 6 июня 2012 г.)2 не соответствуют ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее —ЖК РФ) и Конституции РФ, т.к. одним из условий признания жителей нуждающимися в жилых помещениях в этих законах является срок проживания на территории Москвы и Санкт-Петербурга не менее 10 лет. В ст. 57 ЖК РФ отсутствует т.н. ценз оседлости как основание для признания лица нуждающимся в жилом помещении.
Во-вторых, для беспрепятственного осуществления прав большое значение имеет единообразное и точное понимание дефиниций. Так, существует различие в применении понятия «молодая семья». В Постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»3, в соответствии с которым молодой семьей считается семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста. А в Постановлении Правительства РФ от 31 января 2009 г. № 83 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года»»4 к молодым семьям относились состоящие в зарегистрированном браке лица, одно из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, или неполная семья, состоящая из одного родителя, чей возраст не превышает 35 лет, и одного или более детей (в т.ч. усыновленных). Аналогичное определение дано в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы5.
Приведенный анализ применения понятия «молодая семья» подтверждает различие в подходе определения одного и того же термина в разных нормативных правовых актах, что не способствует улучшению урегулирования общественных отношений применительно к данной категории лиц. При этом необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что органы местного самоуправления стали практиковать исключение из указанной подпрограммы молодых людей,
которым в процессе участия в ней исполнилось 36 лет, вследствие чего лица уже не могут осуществить свои права.
Тяжелая ситуация складывается с предоставлением жилья для детей-сирот. До 1 января 2013 г. дети-сироты имели право на внеочередное предоставление жилых помещений. На этот срок в очереди на квартиры состояли 102 175 чел.6 Однако Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ7 и установлен новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет. Указанный срок может быть однократно продлен на 5 лет, а по его истечении должен быть заключен договор социального найма жилого помещения. При этом право определять порядок обеспечения жильем детей-сирот отнесено к компетенции субъектов РФ. Такое положение не может не сказаться на осуществлении права на жилище данной категорией граждан, потому что оно поставлено в зависимость от объема выделяемых бюджетных средств, от количества соответствующего жилья, уровня жизни в конкретном регионе. К тому же не является секретом, что законодательство субъектов зачастую не соответствует федеральному законодательству. К тому же анализ практики применения норм о предоставлении детям-сиротам жилых помещений свидетельствует о нарушениях органов местного самоуправления, что существенно затрудняет осуществление прав указанной категорией граждан.
Так, органы местного самоуправления отказывают в предоставлении жилого помещения ввиду наличия жилого помещения, несмотря на то, что данное жилое помещение было признано непригодным для проживания или не отвечает санитарным нормам (Определение Верховного Суда РФ от 27 марта 2012 г. № 37-В11-8).
Так, органы местного самоуправления нередко предоставляли жилое помещение меньшей площади, чем установлено нормой по договору социального найма.
Также органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам, непригодные для проживания, не отвечающие требованиям благоустроенности. Зачастую это квартира без коммунальных удобств, сантехнического и газового оборудования и даже без межкомнатных дверей8. Так, троим сиротам Маныловам отказали во внеочередном предоставлении жилого помещения, т.к. за ними закреплен жилой дом, который еще в 1999 г. после пожара был признан непригодным для проживания9. В Новосибирской области разнополым сиротам, не состоящим в родстве, чиновники выделили одну квартиру на двоих, а пятерым выпускникам бурятского детдома вручили ордера на дачные постройки, в которых можно жить только летом10.
В некоторых регионах средства для детей-сирот своевременно не осваиваются. В других имеют место факты нецелевого использования субсидий. Во многих регионах за детьми закрепляли жилье, изначально непригодное для проживания, а иногда и вовсе несуществующее. Зачастую жилье предоставляется в тех населенных пунктах, где отсутствует возможность трудоустройства11.
Таким образом, лицо, желающее осуществить свои гражданские права, удовлетворить потребность, встречает на своем пути различные препятствия в виде несовершенства законодательства, халатности органов местного самоуправления.
К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Ю.Х. КАЛМЫКОВA
В связи с этим необходимо проводить дальнейшее совершенствование гражданского законодательства, разрабатывать действенный механизм реализации прав граждан и повышать ответственность должностных лиц.
1 См.: Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. 26 июля; 2014. 13 февр.
2 См.: Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 28 июля; 2012. 21 июня.
3 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25, ст. 903.
4 См.: Собр.законодательства Рос. Федерации. 2009.№ 8, ст. 966.
5 См.: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (в ред. от 18 апреля 2014 г.)// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 5, ст. 739.
6 См.: Интернет-портал «Российской газеты». 2013. 24 сент.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 10, ст. 1163.
8 См.: Интернет-портал «Российской газеты». 2013. 4 апр.
9 См.: ИоноваЛ. Нежеланное наследство// Российская газета - Неделя - Юг России (Юг России). 2011. 10 марта.
10 См.: МишинаЕ. Стены плача // Российская газета (федеральный выпуск). 2013. 11 янв.
11 См.: КозловаН. Сарай оценили в миллион// Российская газета (федеральный выпуск). 2012. 29 февр.
А.С. Покачалова
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы защиты прав сторон по договору об обязательном пенсионном страховании. Определяются возможные способы защиты нарушенных прав застрахованного лица по договору. Приводится судебная практика и обосновывается вывод, что к отношениям, складывающимся в рамках договора, могут применяться только некоторые способы защиты с учетом особых условий, обусловленных социальной значимостью правоотношений, складывающихся в сфере обязательного пенсионного страхования.
Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды; договор, обязательное пенсионное страхование; защита прав, способы защиты, недействительная сделка.
A.S. Pokаchalova
PROBLEMS OF PROTECTION OF THE CIVIL RIGHTS IN THE OBLIGATORY PENSION INSURANCE SPHERE
This article defines the questions of protection of the rights of the parties under the contract on obligatory pension insurance. Possible ways of protection of the violated rights of the insured person are determined by the contract by the author. Jurisprudence is given and the conclusion locates that to the relations developing within the contract, only some ways of protection taking into account the special conditions caused by the social importance of legal relationship, developing in the obligatory pension insurance sphere can be applied.
Keywords: non-state pension funds; contract, obligatory pension insurance, protection of rights, ways of protection, invalid transaction.
Сфера защиты прав и законных интересов субъектов обязательного пенсионного страхования приобретает все большую актуальность в связи с расширением полномочий у негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ).
Начиная с 2004 г., НПФ предоставили право выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию1. Гражданин, выразивший
© Покачалова Анна Сергеевна, 2014
Аспирант кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая ака-156 демия); e-mail:[email protected]