Научная статья на тему 'Трудности подросткового возраста'

Трудности подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1279
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СЕМЬЯ / УЧИТЕЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TEENAGER / FAMILY / TEACHER / PSYCHOLOGICAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедкин Н. Д., Михалева А. Б.

В статье освещаются особенности подросткового возраста, влияние семьи на развитие ребенка. Показана важность психологической компетентности учителя. Современный педагог должен знать и понимать причины возникающих трудностей в поведении подростков, оказывать квалифицированную помощь учащимся и их родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF TEENAGERS

In this article describe the peculiarity of teenagers; influence the family on development of children. Show the value of psychological competence of teacher and its influence on effective of pedagogical activity. The modern teacher must to know and understand the difficulties of pupils’ behaviour, to render help for parents in upbringing of children.

Текст научной работы на тему «Трудности подросткового возраста»

место проживания супруга или супруги - 30% (9 человек), остальные - 27% (8 человек), по разным причинам. Средний возраст приезжих жителей составляет 45 лет (от 22 до 77 лет), из них 56% женщин (17 человек) и 44% мужчин (13 человек). В основном это люди трудоспособного возраста, занятые в бюджетной и социальной сфере, на пример: учителя, воспитатели, работники культуры. Продолжительность их проживания в среднем составляет 15 лет (от 2 до 50 лет), из общего числа приезжих желающих в будущем переехать в другую местность или уехать на родину - 40% (12 человек). Это связанно в основном со скорым выходом на пенсию или поступлением детей в ВУЗы и ССУЗы.

По приезду на место компактного проживания людей сельской местности опрошенные столкнулись со следующими трудностями: бытовые условия (отсутствие благоустройства) - 40% (12 человек), языковой барьер - 10% (3 человека), отдаленность от ближайшего райцентра - 23% (7 человек), медицинское обслуживание - 27% (8 человек), скудный рацион питания

- 47% (14 человек). Культурные и социальные приспособления, связанные с обеспечением человека жильем, одеждой, теплом являются решающими в адаптации в экстремальных условиях.

В связи с условиями обособленного проживания маленьких сел на севере республики, приезжим жителям оказывается посильная помощь и поддержка со стороны местного населения и администрации села, это отметили 97% опрошенных. При этом конфликтные ситуации возникали крайне редко. 77% (23 человека) уже на третий год проживания в селе Русское Устье стали считать его своим вторым домом. Все без исключения, употребляют в своей повседневной речи слова местного диалекта, готовят местные национальные блюда, соблюдают культурные традиции и активно принимают участие в культурной жизни села.

В целом практически все опрошенные не испытывали острого дискомфорта в проживании в условиях Крайнего Севера. Для более комфортного проживания многие отметили недостаток в социальной сфере услуг и культурной жизни (парикмахерская, кинотеатр, театр, кафе, ателье), но так же отметили, что эти факторы не являются для них столь важными.

Изучив данный материал, мы можем сделать вывод о том, что адаптация человека к новым условиям внешней среды в значительной степени связана с состоянием его психики. Психический фактор играет исключительно важную роль в сохранении здоровья и в вопросах адаптации. Психически здоровые люди, проявляющие флексибильность (гибкость) в мышлении и поведении, позитивные эмоции, коммуникабельные, волевые, осознающие свои жизненные цели и стремящиеся к их достижению, способны самостоятельно регулировать свои потребности, управлять своими желаниями и возможностями [2, с. 73]. Оптимистически настроенные люди в новых и трудных для проживания условиях болеют реже, чем пессимисты. Более того, им свойственно считать, что проживание на Крайнем Севере не оказывает негативного влияния на их здоровье. Бездеятельный образ жизни, ригидность мышления и суровые условия проживания - это не совместимые для адаптации человека понятия.

Таким образом, психическое здоровье человека является основным условием социальной адаптации, признаки которой проявляются в осознании и принятии человеком условий жизни и реализацией себя во всех видах деятельности - общении, игре, учебе и труде.

Литература

1. Вяткин А.П. Социализация сознания и экономический смысл // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. - 2012. - №1. - С. 26-33.

2. Михалева А.Б. Николай Яковлевич Грот о личности // Развитие личности. - 2000. - № 2. - С. 71-85.

References

1. Vjatkin A.P. Socializacija soznanija i jekonomicheskij smysl // Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija Psihologija.

- 2012. - №1. - S. 26-33.

2. Mihaleva A.B. Nikolaj Jakovlevich Grot o lichnosti // Razvitie lichnosti. - 2000. - № 2. - S. 71-85.

Лебедкин Н.Д.1, Михалева А.Б. 2

‘Студент; “Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Северо-Восточный

федеральный университет им. М.К. Аммосова ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье освещаются особенности подросткового возраста, влияние семьи на развитие ребенка. Показана важность психологической компетентности учителя. Современный педагог должен знать и понимать причины возникающих трудностей в поведении подростков, оказывать квалифицированную помощь учащимся и их родителям.

Ключевые слова: подросток, семья, учитель, психологическая компетентность.

Lebedkin N.D. 1 Mikhaleva A.B. 2

‘ Student; “ PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

DIFFICULTIES OF TEENAGERS

Abstract

In this article describe the peculiarity of teenagers; influence the family on development of children. Show the value of psychological competence of teacher and its influence on effective ofpedagogical activity. The modern teacher must to know and understand the difficulties ofpupils ’ behaviour, to render help for parents in upbringing of children.

Keywords: teenager, family, teacher, psychological competency.

Подростковый возраст (11-16 лет) - это время возникновения новых психологических особенностей, связанных с потребностью детей быть взрослыми. В психологии развития период подросткового развития упоминается уже в концепции Аристотеля и обозначается как животный этап развития души (7-14) и начало разумного этапа (14-21 год). В это время рекомендуется в развитии детей обратить внимание на их двигательную активность, формирование памяти и эмоций. Психоаналитические представления З. Фрейда о развитии подростков связаны с приливом энергии Либидо в период полового созревания. В это время сложившееся ранее равновесие между структурами личности теряет свою устойчивость, образуя внутриличностный конфликт. Э. Эриксон рассматривал подростничество как центральный период для формирования личностного самоопределения, где достижение идентичности связано, прежде всего, с развитием трудолюбия и ролевой инициативы, выбором пути построения своей жизни в будущем. Вот почему в этот период очень важно адекватное осознание и принятие себя подростком, своих способностей и профессиональных интересов [3, c. 295].

В концепции Д.Б. Эльконина новообразованием в развитии подростков определено формирование самосознания. Возросшие психические возможности вызывают у них потребность в самоутверждении и самостоятельности, в признании со стороны взрослых его прав и участия в общественных делах. Вместе с тем, подростки становятся более чувствительными, ранимыми и застенчивыми. Им трудно управлять не только своим телом, движениями, но и чувствами [1,с. 67].

Семейное воспитание определяет становление индивидуальности подростка. Взаимоотношения с родителями - это первая самая влиятельная модель общения. Подросток старается эмансипироваться от семьи, но в то же время чувствует сильное ее влияние. В этот период родители могут потерять контакт с детьми и войти в непродуктивные конфликты. Родительское попустительство - основа проблемных ситуаций, участниками которых становятся их дети-подростки. С подростками необходимо

120

разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. В благополучных семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как с взрослыми. Необходима твердость в требованиях, умение сказать «Нет» ребенку. При этом важно быть рядом и эмоционально поддерживать подростка, помогать ориентироваться в его проблемах.

Рассмотрим ситуацию: в одной из городских школ г. Якутска девочка-подросток (состоит на учете ПДН), выполняя команду своей подруги, которая приревновала своего парня к новенькой восьмикласснице, жестоко избивает эту восьмиклассницу на глазах собравшихся школьников, из которых никто не пытается вмешаться или позвать на помощь учителей. В результате, пострадавшая ученица поступила в больницу. Мать потерпевшей просит разобраться и наказать обидчиков дочери. Каковы причины данного происшествия, кто виноват?

1. Педагогический коллектив. Нередко педагоги, получив диплом о специальном педагогическом образовании, в профессиональной деятельности проявляют психологическую безграмотность: не учитывают закономерности возрастного развития, особенности формирования когнитивных процессов и поведения школьников. Практически в каждом классе средней школы случаются трудности в учебе и поведении учащихся-подростков. Современный учитель должен уметь адекватно воспринимать эти трудности, понимать причины их возникновения, а также уметь грамотно оказать помощь своему ученику и его семье в их преодолении.

2. Родители. Данная ситуация возникла по причине того, что родители не выполняют свои обязанности в воспитании детей, не уделяют достаточного внимания детям, которые испытывают дефицит своего права на родительскую любовь, общение и совместную игровую, учебную и трудовую деятельность. Современная семья испытывает кризис. Во многих семьях растут единственные дети, у которых не может развиться чувство заботы о младшем. Многие семьи нестабильны и распадаются, подросток оказывается в условиях, неблагоприятных для его эмоционального развития и половой идентификации. Многие семьи испытывают материальные затруднения и не могут создать ребенку условия полноценного развития и отдыха. И, наконец, материально обеспеченные семьи, где у занятых родителей нет времени и внимания для ребенка. Именно таким подросткам, происходящим из проблемных семей, необходима психологическая поддержка.

3. Подростки. Причины подобного поведения подростков находятся в свойственном их возрасту не зрелом умственном развитии, склонности к импульсивным поступкам, а также в отсутствии доверительных отношений с родителями и учителями. Трудности в подростковом возрасте неизбежны, но не для всех этот период становится тяжелым и травматичным для психики. Многое зависит от предыдущего опыта ребенка, но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.

Пострадавшими в данной ситуации являются все дети. Задача учителей, педагогов-психологов оказать квалифицированную помощь подросткам, проявить готовность терпеливо, максимально щадя подростковое самолюбие, обсуждать отношения к делам, к сверстникам, взрослым и к самому себе. Учить, прежде всего, на собственном примере организованности, мягкости и внимательности, позитивному взгляду на себя и одноклассников, конструктивным отношениям с окружающими. Данная рекомендация согласуется с английской пословицей: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя».

Таким образом, психологические изменения в подростковом возрасте отражаются на личности ребенка, тесно связаны с особенностями воспитания и, в целом, с социальной ситуацией развития. Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка препятствует развитию его самостоятельности. Родителям важно уметь проводить постепенную передачу функций контроля самому ребенку, воспитывать чувство ответственности и навык самоконтроля.

Литература

1. Михалева А.Б. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2006. - 91 с.

2. Михалева А.Б., Тимофеева С.Е. Влияние семьи на развитие подростков/Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 45. C.l3l-136

3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. -416 с.

References

1. Mihaleva A.B. Istorija psihologii: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po pedagogicheskim special'nostjam. - Jakutsk: Izd-vo Jakutskogo un-ta, 2006. - 91 s.

2. Mihaleva A.B., Timofeeva S.E. Vlijanie sem'i na razvitie podrostkov/Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. 2014. № 45. S.131-136

3. Jaroshevskij M.G. Istorija psihologii ot antichnosti do serediny HH veka. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 1996. - 416 s.

Рафаилова Л.В.1, Михалева А.Б. 2

‘Студент; “Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Северо-Восточный

федеральный университет им. М.К. Аммосова САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация

Рассматривается проблема самообразования студентов. Одним из способов является метод самостоятельной работы. Особенность самообразования студентов университета заключается в ее направленности на развитие научно-исследовательских способностей. Результаты исследования показали, что причиной низкой мотивации в самостоятельной работе может стать отсутствие достаточно сложных для выполнения заданий и заданий, связанных с творческой самореализацией.

Ключевые слова: самообразование, саморазвитие, самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская работа.

Rafailova L.V.\ Mikhaleva A.B. 2

‘ Student; “ PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Abstract

In this article describe the problem of student’s self-education. One of ways is the methods of independent work. Peculiarity of selfeducation is development of research abilities students at university. The results of study show that the reasons of low-level motivation of independent work can stay that the complications tasks and tasks with creative research are absence.

Keywords: self-education, self-development, independent work of students, scientific research.

Современная высшая школа приоритетной определяет цель формирования у студентов устойчивой потребности в самообразовании и укрепления навыков самостоятельной работы с учебной, справочной и научной литературой. Современная молодежь должна характеризоваться самостоятельностью мышления, способностью адекватного понимания ситуации в обществе и мире, умением отстаивать и защищать свою точку зрения. Практически достижение данной цели связано с методом самостоятельной работы студентов (СРС). Количество часов СРС превышает количество аудиторных в три раза, что предполагает систематическое своевременное выполнение заданий. Виды СРС отличаются разнообразием, ориентированы не только на

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.