Научная статья на тему 'Эмоциональное развитие студентов'

Эмоциональное развитие студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / АФФЕКТ / КАТАРСИС / ЛИЧНОСТЬ / EMOTIONS / AFFECT / CATHARSES / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева С. П., Михалева А. Б.

В работе рассматривается проблема эмоционального развития студента, определяется природа аффекта и причины его возникновения. Предлагается организация культурного досуга студентов с целью эмоционального оздоровления посредством восприятия классической музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

In this paper describe the problem of emotional development of students, and determine the nature of affects and main ways of higher education. Suggest the organization of cultural leisure of students to emotional recovery through classic music perception.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное развитие студентов»

репродукцию усвоенных знаний, но и творческие способности студентов.

Самостоятельная работа, по определению И.А. Зимней, это вид учебной работы, целенаправленной, внутренне мотивированной, структурированной самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемой им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. И.А. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума» [2, с. 251]. Следовательно, данный вид учебной деятельности возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать что-то новое, важное. Задача педагога должна заключаться в определении «точек незнания» учащихся и организации не просто получения готовых знаний, но условий возникновения в них потребности в самостоятельном поиске необходимых знаний.

Организация самостоятельной работы — это отбор учителем средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. В соответствии с дидактической целью выделяют несколько видов самостоятельной работы: 1. Работы, подготавливающие к изучению новых знаний. 2. Работы, организуемые с целью изучения нового материала. 3. Работы, нацеленные на повторение и закрепление знаний. 4. Работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений; 5. Обобщающие самостоятельные работы; 6. Проверочные самостоятельные работы [1, с. 107].

Особое внимание следует обратить на один из обязательных видов самообразования и самостоятельной работы - чтение научной литературы (первоисточников). Чтение научных трудов ученых составляет основу компетентности специалиста в своей области знания. Сегодня, к сожалению, нередко встречаются учебники и учебные пособия, содержащие некорректное изложение теории науки, например, психологии. В работе с научными текстами студенты испытывают затруднения в устном изложении прочитанного и в ведении конспекта. Часто результатом деятельности является механическое заучивание и переписывание текста, что не способствует появлению диалога на семинарских занятиях [3; 4, с. 5].

Цель практической части исследования состояла в определении положительной мотивации, осознания цели и владения средствами самообразования. В опросе приняли участие студенты финансово-экономической и физико-технической специализации Северо-Восточного федерального университета в количестве 40 человек (20 девушек и 20 юношей). Вопросы анкеты были разработаны автором статьи.

Анализ результатов показал следующее: у девушек обеих специализаций высокий уровень готовности к самообразованию, при этом более ответственными себя показали девушки-экономисты. Беспристрастное и независимое отношение к СРС демонстрируют юноши-физики, вместе с тем, данная группа более чем другие показала выбор удовлетворения личной мотивации. Юноши-экономисты, как и девушки, ориентированы на достижение учебных целей. Практически все студенты отмечают недостаточную когнитивную сложность заданий СРС, вероятно направленных в основном на репродукцию знаний, и выразили желание в творческой самореализации. В заключение отметим, что волевые качества студентов сформированы и достаточно ярко проявляются как в принятии заданий СРС и стремлении обязательного их выполнения, так и независимого поведения от полевого давления аттестацией и преподавателями. Компетентность в самообразовании у девушек соответствует высокому уровню, у юношей - среднему уровню.

Самообразование посредством самостоятельной работы - это неотъемлемый компонент учебного процесса в высшей школе, ориентированный на развитие личности студентов, что является особенно важным для студентов университета, высшая цель которого заключается в научно-исследовательской работе. Компетентность самообразования может считаться одним из критериев «зоны актуального развития», характеризуется умением самостоятельного решения поставленных задач. Важным представляется переживание студентами эмоционального удовлетворения сопровождающего процесс самостоятельной работы, что в дальнейшем может стать основой возникновения устойчивой потребности в самообразовании, творчестве и познании в научноисследовательской деятельности. Условиями положительной мотивации к самообразованию является «информационный вакуум», познавательные и исследовательские способности.

Литература

1. Жарова Л.В. Учитель самостоятельности. - М.: Просвещение, 1993.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384 с.

3. Ковтун Т.Ю., Чахова К.И. Педагог - профессия почетная, но непопулярная//Вестник научного сообщества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2014. - №2. - С.73-78.

4. Михалева А.Б. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. - Якутск, 2006. - 91 с.

Referencec

1. Zharova L.V. Uchitel' samostojatel'nosti. - M.: Prosveshhenie, 1993.

2. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija. - M.: Izdatel'skaja korporacija «Logos», 1999. - 384 s.

3. Kovtun T.Ju., Chahova K.I. Pedagog - professija pochetnaja, no nepopuljarnaja//Vestnik nauchnogo soobshhestva studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. - 2014. - №2. - S.73-78.

4. Mihaleva A.B. Istorija psihologii: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po pedagogicheskim special'nostjam. - Jakutsk, 2006. - 91 s.

Тимофеева С.П.1, Михалева А.Б.2

‘Студент; “Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Северо-Восточный

федеральный университет им. М.К. Аммосова ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В работе рассматривается проблема эмоционального развития студента, определяется природа аффекта и причины его возникновения. Предлагается организация культурного досуга студентов с целью эмоционального оздоровления посредством восприятия классической музыки.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, аффект, катарсис, личность.

Timofeeva S.P.1, Mikhaleva A.B.2

‘Student; “PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

EMOTIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

Abstract

In this paper describe the problem of emotional development of students, and determine the nature of affects and main ways of higher education. Suggest the organization of cultural leisure of students to emotional recovery through classic music perception.

Keywords: emotions, affect, catharses, personality.

122

Постановка проблемы. Путь развития личности немыслим без жизненных испытаний и/или психологических нагрузок. Для человека важно прийти к пониманию того, что если не работать над укреплением своего психологического состояния и не учиться контролировать эмоции, то можно легко стать «заложником» своих эмоций, подвергая тем самым опасности здоровье и качество жизни в целом. Следовательно, умение управлять эмоциями является важной частью жизни личности [2].

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Существует большое разнообразие положительных (удовольствие) и отрицательных (неудовольствие) эмоций. Чрезмерное выражение эмоций получило название аффекта. Это особое состояние человека, которое связано с «выключением» обычного рационального мышления, в таком состоянии человек действует «стереотипно», в нем как бы включается «аварийная программа» заложенная генетически или навязанная социумом. Чаще всего возникают такие реакции, как бегство, оцепенение, агрессия. Аффекты препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения неприятных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке (аффекту), которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности и депрессии [1].

Традиционно в российской психологии эмоциональное развитие связывали с нравственным становлением личности: чувства интеллектуальные предшествуют развитию чувств нравственных, индивидуальные нравственные чувства - социальным [3].

Методика, результаты. С целью исследования эмоциональных состояний среди студентов мы провели объективное, включенное и кратковременное наблюдение в группе из 20 студентов 2 курса Физико-технического института. Объектом наблюдения стали положительные, отрицательные эмоции и нейтральное (безэмоциональное) состояние студентов. Анализ результатов выявил следующее: положительные эмоции (радость, выражение симпатии, удовлетворение) проявлялись практически у всей группы в начале и конце недели. Отрицательные эмоции (печаль, тоска, недовольство, обида, агрессия и страх) проявились во вторник и среду, то есть в середине недели. При этом данный вид эмоций демонстрировали в большей степени студенты со средней успеваемостью (троечники) и староста группы. Внешне безэмоциональное поведение наблюдалось практически во все дни недели у одного из студентов, причина внутренней скованности предположительно в затруднительном материальном положении и плохой успеваемости.

Древнегреческий ученый Аристотель в своей теории катарсиса предупреждал о вреде накапливаемой эмоциональной напряженности и рекомендовал своевременно выводить ее из организма в целях предупреждения аффектов. Катарсис - это эмоциональная разрядка, очищение души от излишков эмоций в процессе восприятия искусства. Согласно Аристотелю, с целью психологического оздоровления, прежде всего, и культурного развития мы посчитали необходимым организовать студентам слушание разных стилей музыки: классической, джаз, рок, музыки для детей в исполнении профессиональных музыкантов филармонии. В опросе после концерта все отметили переживание удовольствия и восторга, а также возникшее состояние «легкости в душе». Так была проведена работа по формированию у студентов положительных переживаний, которые всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Выводы. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. Поэтому человеку важно знать особенности своей эмоциональной сферы и возможные пути ее развития и оздоровления, стремиться действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства.

Литература

1. Дьяконова Н.А., Михалева А.Б. Подготовка учителей физики в вузе/Сборник научных трудов SWorld, 2013. - Том 25. - С. 56.

2. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. - С. 106-123.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Психология эмоций. - М., 1993. - С. 171-180.

Trajkova.N.V.1, Trajkov.P.I.2

'Доктор психологических наук, доцент, Международный Славянский университет им. Державина Николе - Битола,

Македония; 2Доктор социологических наук, доцент, Университет Св. Кирилла и Мефодия, факультет философии, Скопье,

Македония

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ И ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация

Эксперты, и те, кто работает с детьми, а также специалисты и родители, часто задают вопрос; Как мы можем оценить, что нормальное поведение,а что нарушение в поведении ребенка?

С целью ответить на часть вопроса, в этой статье мы постараемся представить основные критерии для оценки поведения детей и способы классификации проблем и нарушения в детском возрасте, с уделением особого внимания на наиболее распространенные проблемы в период развития агрессивности и гиперактивности у детей.

Цель труда заключается в указании требуемых характеристик для всех тех, кто работает с агрессивными и гиперактивными детьми и предлагают основные правила, которые должны соблюдаться все, а особенно специалисты, работающие с детьми имеющих эти проблеми.

Ключевые слова: эмоциональные проблемы, проблемы с поведением, агрессия, гиперактивность.

Trajkova.N.V.1, Trajkov.P.I.2

doctor of Psychological Sciences, Associate professor , International Slavic University "G.R. Derzavin", Sv. Nikole- Bitola, R.

Macedonia; 2Doctor of Social Sciences, Associate professor, University of St. Ciril and Methodius, Faculty of Philosophy, Skopje, R.

Macedonia

SOCIAL WORK WITH CHILDREN WHO HAVE EMOTIONAL AND BEHAVIOUR PROBLEMS

Abstract

The experts, those ones who communicate with children, as well as no experts or parents, very often ask the following question: How can we evaluate - what is normal behavior, and what is disorder in a child’s behavior? In order to answer this question in this research, we will try to explain the basic criteria of evaluation of children’s behavior as well as the way of classification of the problems and disorders in the period of childhood. We’ll make a special review of the most common problems in the period of childhood: aggressiveness and hyperactivity of children.

The purpose of this scientific paper is to indicate to the essential characteristics of all of those people who communicate with aggressive and hyperactive children and also to propose some basic rules which must be respected by everyone, especially by professionals in their work with above mentioned children.

Keyword: Emotional problems, behavior problems, aggressiveness, hyperactivity.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.