для их принятия нельзя требовать представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.
Однако обязательным должно быть представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также доказательств факта его нарушения. Заявитель должен обосновывать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представлять доказательства, подтверждающих его доводы.
Е.С. Заиченко
ТРУД НАДОМНИКОВ В РОССИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ*
В науке трудового права всегда значительное место уделялось единству и дифференциации правового регулирования труда, позволяющему учесть особенности труда граждан, заключающих различные виды трудовых договоров1. Нельзя не отметить особую актуальность исследований о труде лиц, работающих на дому, поскольку в последнее десятилетие данный вид трудовых правоотношений оказался невероятно востребованным. Для лиц, работающих на дому, именно дифференцированный подход особенно важен, так как позволяет учесть индивидуальную организацию труда надомников и их особое правовое положение среди других категорий работников.
В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательства в отношении труда надомников, поэтому необходимо обратиться к истории его развития и проследить, каким же образом на протяжении многих лет формировалась данная сфера трудовых отношений в России.
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором Г.С. Скачковой.
1 См.: Скачкова Г.С. Трудовые договоры в различных сферах деятельности. М., 2001. С. 6.
108 ^ „
Труды Института государства и права
Российской академии наук № 2/2011
В литературе отмечается, в частности, что формирование классических трудовых отношений, основанных на трудовом договоре, предполагающем выполнение работы в помещениях работодателя под его непосредственным контролем в течение полного рабочего дня и получение фиксированной оплаты труда, получило значительное распространение лишь в конце XIX -начале XX в. Это было вызвано происходящими процессами индустриализации, уровнем развития общества и экономики, а также обусловлено действующим законодательством.
Однако уже в 20-х гг. XX в. в законодательстве появилась тенденция к появлению новых форм трудовых отношений, активно применяющихся и в наше время. Это произошло под влиянием различных обстоятельств экономического, социального и в некоторой степени политического характера2.
Трудовые договоры и отношения по труду со временем видоизменяются, эволюционируют, более того, появляются новые, не известные ранее. Значимость таких договоров и отношений заключается в том, что они являются формой согласования все более разнообразных интересов работников, работодателей и государства, а значит, способствуют достижению целей и решению основных задач трудового законодательства.
Так, впервые надомный труд получил свое закрепление в КЗоТ РСФСР 1922 г. и постановлениях СНК РСФСР, где использовался термин «квартирники». Согласно постановлению СНК РСФСР от 2 июля 1923 г. «Об изъятиях по распространению Кодекса законов о труде на квартирников»3 квартирниками считались лица, выполняющие у себя на дому работу по найму, исключительно личным трудом (не используя наемного труда, в том числе труда учеников) и из материалов работодателя. На указанных лиц не распространялись, в частности, правила о нормах выработки, времени начала и окончания рабочего дня, для них были предусмотрены некоторые дополнительные основания прекращения договора и т.д.
2 Подробнее см.: Богдан В.И. Трудовое законодательство России. Ис-торико-правовой анализ. М., 2006.
3 СУ РСФСР. 1923. № 63. Ст. 611.
Вместе с тем не было четкой определенности, к какой же именно категории работников относятся лица, работающие на дому. Зачастую суды отказывались признавать данную категорию лиц работниками, работающими по найму, мотивируя это тем, что на квартирников-надомников не распространяются общие правила, применимые к другим работникам, например надомники не состояли в профсоюзах, не регистрировались на бирже труда. Так, Наркомтруд СССР в качестве меры по борьбе с сокрытием трудовых договоров с квартирниками предложил регистрировать всех квартирников в отделах труда и выдавать им расчетные книжки.
Постановлением СНК РСФСР от 15 ноября 1928 г. «Об условиях труда квартирников»4 в законодательство были внесены некоторые изменения и дополнения. Допускалось участие в работе квартирника членов его семьи, работа могла выполняться не только из материалов, выданных нанимателем в натуре, но и из приобретенных надомником, а также из подсобных материалов надомника, изменились некоторые правила об увольнении, устанавливались новые правила об оплате простоев, порядке предоставления отпуска. Трудовое законодательство не ограничивало сферы применения надомного труда, это получалось само собой, надомный труд развивался лишь в определенных отраслях: галантерейной, кожевенной, трикотажной текстильной и т.д.
Впоследствии изменился субъектный состав правоотношений, сторонами стали выступать, с одной стороны, артели в зависимости от отрасли, с другой стороны, члены этих артелей. Нельзя не отметить, что относительно артелей еще Устав о промышленном труде 1913 г.5 предусматривал существование трудовых отношений с работниками, работающими артелью. Их нетипичность приводила к необходимости дальнейшей дифференциации правового регулирования труда членов артели. Согласно ст. 24 Устава о промышленном труде на Губернские или Областные Присутствия по фабричным и горнозаводским делам
4 СУ РСФСР. 1928. № 140. Ст. 920.
5 См.: Устав о промышленном труде // Свод законов Российской империи. СПб., 1913. Т. XI. Ч. 2.
110
возлагалась обязанность составления дополнительных правил, касающихся участия рабочих-артельщиков в управлении предприятием.
Возможность заключения трудового договора с артелью предусматривалась также и ст. 30 Кодекса законов о труде РСФСР 1922 г.6 При заключении договора с артелью для нанимателя возникали по отношению к каждому лицу, входящему в состав артели и выполняющему у нанимателя обусловленную работу, те же обязанности и права, как если бы он заключил договор с ним лично. Однако впоследствии с внесением изменений в законодательство артель могла сама распределять работу между своими членами и заменять одних членов другими, что свидетельствует о существенном видоизменении личностного признака рассматриваемых нетипичных трудовых отношений.
Надомничество сконцентрировалось почти исключительно в системе промысловой кооперации, причем этот процесс касался только полностью трудоспособных лиц.
Наряду с ними стали активно привлекать к надомной форме труда ограниченно трудоспособных лиц. Постепенно надомни-чество стало сосредоточиваться главным образом в кооперации инвалидов, а надомное трудоустройство начало осуществляться исключительно через органы социального обеспечения. В течение длительного периода времени надомный труд рассматривался лишь как исключительная мера, позволяющая вовлечь в общественное производство те категории граждан, которые в силу объективных причин не могли реализовать свое право на труд в условиях организации-нанимателя. В частности, в указанный временной период прием на работу надомников могли осу-
«7
ществлять лишь отдельные виды организаций .
Вот и получается: говорим «надомный труд» - подразумеваем «труд людей с ограниченной подвижностью». У этой традиции мощные исторические корни: слаженно работавшая система надомного труда зиждилась в СССР именно на труде молодых матерей, активных пенсионерах и инвалидах. По всей
6 СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 203.
7 Подробнее см.: Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм. М., 2003. С. 157.
стране работали десятки комбинатов надомного труда, дававших работу людям с ограниченными возможностями. В удаленном режиме на каждую из фабрик работали более 1000 человек.
Специальная праводееспособность нанимателя по приему на работу надомников определялась видами производимых изделий и работ, которые по техническим и экономическим условиям можно было поручать надомникам. Виды этих работ определялись в централизованном порядке Правительством СССР и правительством республики, конкретизировались ведомствами и уточнялись непосредственно самими организациями, применявшими труд надомников.
Анализ нормативных правовых актов того времени, преимущественно ведомственных, приводит к выводу о том, что надомная форма труда обусловливала предъявление специальных требований к лицу, поступающему на работу. У гражданина, желающего заключить трудовой договор с условием работы на дому, должна была отсутствовать реальная возможность работать непосредственно у нанимателя. Кроме того, он должен был относиться к категории населения, предусмотренной действующими для предприятий данного ведомства правилами приема на работу в надомных условиях.
Глобализация, международная конкуренция, либерализация торговли и перемещение капиталов, международное разделение труда, сокращение отраслей тяжелой промышленности и рост быстрыми темпами сектора услуг создали потребность в более гибком регулировании трудовых отношений. Развивающиеся быстрыми темпами информационные и телекоммуникационные технологии создали техническую основу для новых форм организации труда.
29 сентября 1981 г. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 275/17-99 было утверждено Положение об условиях труда надомников (далее - Положение от 29 сентября 1981 г.), которое действует и по настоящее время в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. Данное Положение определило и закрепило правовой статус работника-надомника,
8 Бюллетень Госкомтруда СССР. 1982. № 1. 112
организацию и условия его труда, оплату труда, социальное страхование и т.д.
Положение от 29 сентября 1981 г. требует, чтобы организация трудовых процессов в надомных условиях производилась лишь при наличии необходимых жилищно-бытовых условий. Решение о соответствии этих условий установленным нормативам принимает работодатель с участием профсоюзных органов, а в соответствующих случаях (сами случаи законодатели перечислить запамятовали...) - представителей органов санитарного и пожарного надзора. Кроме того, требуется, чтобы поручаемая надомнику работа не причиняла неудобства соседям. В настоящий момент подобная норма закреплена также в ст. 17 Жилищного кодекса РФ, где указано, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. При этом не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Считаем, что подобные нормы должны быть отражены в Трудовом кодексе РФ, поскольку содержащихся в нем отсылочных норм явно недостаточно.
Большинство правил Положения от 29 сентября 1981 г. носят декларативный характер, поскольку данным документом не предусмотрен ни механизм их реализации, ни ответственность работодателя за их неисполнение.
Законодательство о надомном труде активно применялось на практике, в свое время надомный труд особенно был развит в республиках СССР, широко им пользовались в Узбекистане, Туркменистане, Эстонии и других республиках, где и прежде были сильны традиции ручной работы. Например, в Эстонии в 1980-е гг. существовал крупный фирменный магазин объединения эстонских мастеров народных художественных промыслов
«Уку». В основе его создания лежал надомный труд. На 16 участках, разбросанных по всей республике, работали свыше 1400 надомниц. В отличие от других предприятий здесь могли работать все умельцы - независимо от основной профессии. Совместителей в «Уку» было около 1000 человек. Объединение обеспечивало работников материалами, инструментами, оборудованием. С начинающими мастерами занимались профессионалы при учебно-производственном комбинате.
В 90-е гг. в период действия КЗоТ РСФСР 1971 г.9 также принимались нормативные правовые акты в субъектах РФ, регулирующие труд надомников в отдельных отраслях. Например, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1996 г. № 274 было утверждено «Примерное положения об учебно-производственных комбинатах в Республике Саха (Якутия)»10.
Основной целью создания таких комбинатов являлось существенное повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для алмазообрабатывающей, камнеобрабатывающей и ювелирной промышленности, а также подготовка для надомного труда кадров, прошедших в учебно-производственных комбинатах необходимую производственную практику, и повышение их квалификации в условиях рыночной экономики.
Однако имели место и акты, в которых давалось неверное толкование термину «надомник». В качестве примера приведем постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 1994 г. № 384 «О мерах по содействию производству и сбыту готовой продукции алмазообрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия)»11, утвердившее Временное положение о надомном труде в алмазообрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия).
Согласно данному документу надомный работник - это индивидуальный предприниматель, осуществляющий предприни-
9 ВВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.
10 СПС «КонсультантПлюс».
11 Якутские ведомости. 1994. № 30.
мательскую деятельность без образования юридического лица, имеющий соответствующую квалификацию, помещение, гранильное оборудование и оснастку, а также регистрационные документы, выданные органами государственного учета и надзора, оказывающий головным заводам услуги по обработке алмазного сырья на договорных условиях.
К сожалению, в указанном документе не было проведено отграничение трудовых отношений от гражданско-правовых отношений, связанных с трудом. В частности, были перепутаны понятия таких отношений; не проведено различие между сферой оказания услуг индивидуальными предпринимателями, кооперативами, самозанятостью физических лиц и трудовыми отношениями с особенностями, выражающимися в определении иного места работы, чем территория работодателя. Подобное, конечно, недопустимо, так как сфера деятельности надомников по своему определению относится исключительно к трудовому праву.
В Трудовом кодексе РФ законодатель выделил в отдельную главу (49) правовые нормы, регулирующие особенности труда надомников, правовое регулирование труда данной категории работников наряду с применением общих норм, которые действуют в отношении всех субъектов трудовых отношений, имеют свои особенности и специфику. Полагаю, что сделано это на основании того, что нормы о труде надомников, закрепленные в Трудовом кодексе РФ, укладываются в три статьи и, в основном, воспроизводят Положение от 29 сентября 1981 г.
Надомник определяется как «работник, выполняющий порученную ему предприятием работу на дому»12. Согласно ст. 310 Трудового кодекса РФ надомники - это лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. Надомник может выполнять работу, обусловленную трудовым договором, с участием членов его семьи. При этом трудовые отношения между членами семьи надомника и работодателем не возникают.
12 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2004. С. 476.
Анализируя данную статью, можно сделать вывод, что надомники могут заниматься только материальным производством, но ведь значительное место в сфере надомного труда отводится лицам, занимающимся интеллектуальным трудом, оказанием услуг и т.д. Представляется, что более верное и обширное определение надомного труда закреплено в Конвенции МОТ № 177 «О надомном труде» и одноименной рекомендацией МОТ № 184, принятыми в 1996 г.13
Согласно положениям Трудового кодекса РФ работодатель предоставляет в бесплатное пользование надомников оборудование, инструменты и приспособления, своевременно осуществляет их ремонт. В тех случаях, когда надомник использует свои инструменты и механизмы, ему выплачивается за их износ (амортизацию) компенсация в порядке, определяемом трудовым договором.
Конкретный вид работы для надомников подбирается с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья (принимаются во внимание характер оборудования и инструментов, свойство сырья и материалов, рекомендации медико-социальной экспертной комиссии и т. п.).
Многие условия труда, в том числе оплата труда надомника, основания прекращения трудовых отношений определяются самим трудовым договором, а также коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Что также вызывает множество вопросов на практике.
В Республике Саха (Якутия) за последнее время в рассматриваемой сфере приняты важные нормативные правовые акты. Так, действует целевая программа «Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы»14, Концепция устойчивого развития арктических улусов и мест компактного
13 СПС «КонсультантПлюс».
14 См.: Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 г. № 1781 «О Республиканской целевой программе «Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы» // URL: www.sakha.gov.ru.
116
проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года15. В этих документах в целях снижения уровня безработицы в арктических и иных улусах Якутии планируется наращивание объемов производства в действующих отраслях экономики, организация новых производств посредством малого предпринимательства и развитие таких видов деятельности, как ремесленничество, надомный труд.
Нельзя не отметить и такие документы, как Положение о порядке расходования средств на реализацию мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Республики Саха (Якутия) на 2010 год16 и Концепция семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года17. В них указывается на необходимость расширения использования гибких форм занятости (в том числе надомного труда, частичной занятости), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей. Установлена возможность предоставления работодателю субсидии на создание специального рабочего места в счет установленной квоты, а также специализированного рабочего места для инвалида у него дома, если надомный труд используется в этой организации как форма хозяйствования, а оформление надомного труда осуществляется в соответствии со ст. 310-312 Трудового кодекса РФ.
15 См.: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2007 г. № 515 «Об утверждении Концепции устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года» // Якутские ведомости. 2007. 26 дек. № 100.
16 См.: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 января 2010 г. № 9 (новая редакция) «Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2010 год» // URL: www.sakha.gov.ru.
17 См.: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 января 2009 г. № 10 «Об утверждении Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года» // URL: www.sakha.ru.
Однако, на наш взгляд, данных мер все-таки недостаточно. Как справедливо отмечает В.Г. Сойфер, «...отстает и наука трудового права в исследовании общественных отношений, способствующих развитию надомного труда и его правового обеспечения. Оставляет ждать лучшего и практика организации надомного труда, управления трудом надомников»18.
Действительно, существует необходимость более детального регулирования труда надомников на уровне Трудового кодекса РФ. Требуется внесение изменений также в иные нормативные правовые акты РФ, в том числе в Налоговый кодекс РФ, в части создания целостной системы стимулов для работодателей и граждан, занимающихся надомным трудом. Например, следовало бы освободить работодателей на несколько лет от уплаты обязательных страховых взносов в размере средств, полученных надомникам в виде заработной платы, предоставить налоговые льготы на имущество, переданное надомникам, и т.д.
Как бы то ни было, преимущества использования надомной рабочей силы очевидны, с годами поменялась и направленность надомного труда. На сегодняшний день надомники - это переводчики, редакторы, программисты, дизайнеры, системные администраторы, бухгалтеры, журналисты, диспетчеры. Однако не стоит списывать со счетов и отрасли промышленности, которые в настоящее время в наибольшей степени требуют к себе внимания, поэтому организация «пилотных» проектов по надомному труду в данной сфере была бы очень актуальна.
В заключение отметим, что обращение к истории развития надомного труда не только обогатит трудовое законодательство России, но и позволит учесть недостатки, ошибки в правовом регулировании трудовых отношений, избежав их в будущем.
18 Сойфер В.Г. Занятость граждан в виде надомного труда: реалии и перспективы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 7. С. 12.