Научная статья на тему 'Труд и «Хозяйствование» - основа социальной педагогики А. С. Макаренко'

Труд и «Хозяйствование» - основа социальной педагогики А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ЛОГИКА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / FOLK PEDAGOGY / MANAGEMENT SCHOOLS / EDUCATIONAL COMMUNITY / MANAGEMENT LOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Анатолий Аркадьевич

Принципы народной педагогики. Условия развития школ-хозяйств. Воспитательный коллектив и «логика хозяйствования» в практике А.С. Макаренко. Педагогика параллельного действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Труд и «Хозяйствование» - основа социальной педагогики А. С. Макаренко»

ТРУД

И «ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ» — основа социальной педагогики А.С. Макаренко

Анатолий Аркадьевич Фролов,

профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, доктор педагогических наук

Начавшийся в 2007—2008 гг. мировой финансово-экономический кризис ярко показывает: растущая безработица, подмена ценности труда ценностью денег, стремление компенсировать упадок производства нетрудовыми и криминальными доходами, торговыми и финансовыми махинациями подрывают основы человеческой цивилизации, порождают отвратительные явления духовного и физического вырождения человека.

народная педагогика • школы-хозяйства логика хозяйствования

воспитательный коллектив

Начало этого процесса — в глубинах человеческой истории, когда часть людей получила возможность отойти от производства материальных благ, развивая духовные основы жизни. «Элита» стала управляющей, паразитируя на тех, кто производит первостепенно необходимые жизненные средства. Длительный и глубокий разрыв материального и духовного, умственного и физического труда неуклонно вёл эту социальную группу к моральной и природно-биологичес-кой деградации. Она заражает все слои общества, и прежде всего молодёжь, сферу культуры и образования.

Всё продолжается

Возможно, мы сейчас находимся на пике этого процесса. Советская

общественная система в 1920-х годах, на рубеже 1950—1960-х и в конце 1980-х годов предприняла попытки привлечь учащуюся молодёжь к производству материальных благ, но в конечном итоге оставила нам нетрудовую педагогику и школу. Современные деятели образования их закрепили, создали идеал «школы учёбы», где вместе с отсутствием производственного труда ушли в небытие и идеалы воспитания. Его сменила социализация, мощное влияние процессов в сфере экономики, общественной жизни и культуры.

Государство требует сейчас от школы и оценивает её работу очень чётко: нужны знания и технологические умения, «компетенции». Нужен технологически обученный человек-профессионал, хорошо

приспособленный к системе рынка, товарно-денежных отношений. Образование и культура, искусство вошли в «сферу услуг», производства и продажи «продукта».

Формируется человек-потребитель, он не работает, а «зарабатывает», не живёт, а «выживает», надеется не на успех, а на «удачу». Как батрак, он отстранён от исполнения в труде хозяйственно-организаторских функций, они целиком стали делом менеджмента, касты специалистов-управленцев.

Народная педагогика

Но в педагогическом сознании и реальном опыте воспитания ещё не утратились принципы исторически изначальной народной педагогики. Её основы — трудовая жизнь детей с малых лет вместе со взрослыми, их взаимопомощь, общее хозяйствование и трудовая мораль как главная сила жизненных отношений.

Влияние этой педагогики, однако, сокращается с катастрофической быстротой. Главная причина — коренное изменение характера семьи: она уже давно перестала быть хозяйственно-трудовой, трудовым коллективом, первичной ячейкой экономического уклада общества. Наиболее устойчивая в трудовом отношении сельская семья фактически уже лишилась этого преимущества. Минимальными и ущербными стали педагогические воспитательные возможности семьи при одном ребёнке и с одним родителем. Разлады в семье и насилие над детьми ведут к тому, что встаёт проблема защиты детей от родителей.

Что делать?

Все эти явления приобретают массовый и, видимо, необратимый характер. Преодолеть их принимаемыми сейчас мерами не удаётся и далее, вероятно, не удастся. Здесь действует, несомненно, объективная закономерность, её необходимо признать и сделать выводы.

Кардинальное решение одно: ослабление семьёй педагогических функций должно компенсироваться государством и обществом, они должны создать для детства и юности необходимые условия. Так было всегда в переломные, напряжённые периоды социально-экономического развития. Применяемый ныне принцип устройства обездоленных детей в «нормальные» семьи не даёт ожидаемых результатов.

Нужно со всей серьёзностью отнестись к современному и многообразному опыту школ разного типа и различных «центров», успешно использующих производство товаров и услуг. С 2003 года в России ежегодно в разных регионах России проводится Конкурс им. А.С. Макаренко «школ-хозяйств» (инициатор — издательство «Народное образование», руководитель А.М. Кушнир). К настоящему времени в этом конкурсе приняли участие педагогические учреждения из 87 районов страны, победителями стали более 40 участников конкурса. Наиболее активные организаторы конкурса в регионах и победители награждаются Медалью А.С. Макаренко — «За педагогическую доблесть».

Школы-хозяйства

Дальнейшее развитие «школ-хозяйств», несомненно, будет зависеть прежде всего от того, пойдёт ли страна дальше по пути укрепления промышленного и сельскохозяйственного производства, потребуются ли многочисленные квалифицированные рабочие и специалисты «среднего звена». Второе условие: будет ли хорошо разработана законодательная и правовая, административная база организации труда в условиях образовательно-воспитательного учреждения.

Третье: сможет ли педагогическая наука способствовать педагогически правильному решению второй задачи на основе успешного решения своих специфических задач и проблем. Современная педагогика уже давно отстранилась от производства и экономики, они отсутствуют в разработке

НАРОДНЫ1Й ПРОЕКТ

основ этой науки. Она не видит необходимости в изучении и поддержке имеющегося творческого педагогического опыта, отвыкла от масштабной опытно-экспериментальной работы по укреплению связи школы с жизнью.

Но у нас есть мощное средство преодоления в педагогике различных укоренившихся предрассудков — богатейшее наследие А.С. Макаренко. Глубинный смысл всей его работы и главный секрет его необычайного успеха как педагога-теоретика и практика — в утверждении приоритета воспитания, в борьбе за педагогику как науку о воспитании.

Он продолжил и развивал коренное направление всей истории педагогической мысли и практики — «школу жизни, труда, воспитания». Он делал это в русле идущей от Ж.Ж. Руссо идеи действительно «свободного» и «естественного», т.е. определяемого жизнью воспитания, он выступал против индивидуалистически искажённого восприятия этой великой идеи.

Воспитательный коллектив

Но необходимо иметь в виду ещё одно, четвёртое условие дальнейшего развития «школ-хозяйств». Нужно решительно освободиться от нескольких глубоко ошибочных представлений, прочно утвердившихся в среде сторонников и последователей А.С. Макаренко.

Это прежде всего их убеждение в том, что трудовую, производственную деятельность можно в воспитании рассматривать равноценной всякой другой деятельности, включая учебную, отдых, праздники, развлечения. Можно, следовательно, полноценно применить макаренковское наследие в воспитательной системе, лишённой продуктивного труда. Можно отождествлять «воспитательный коллектив» А.С. Макаренко с любой «малой группой», с коллективом учебного класса, «дополнительного образования», т.е. с объединениями не производящими, а потребляющими.

Макаренковский «воспитательный коллектив» — это специфический трудовой коллектив (наряду с коллективом предприятия, организации), единый коллектив педагогического учреждения — детей, педагогов, всех сотрудников. Его «продукция» — молодое поколение,

образованное и воспитанное в соответствии с назревшими задачами экономики, науки и культуры. Лишь на таком уровне коллективности может быть организовано в педагогическом учреждении серьёзное производство и эффективное, полноценное воспитание.

Сведение «воспитательного коллектива» А.С. Макаренко лишь к «детскому», «ученическому», а самоуправления — лишь к «ученическому», «школьному» (состоящему из школьников) — это очень серьёзная ошибка в макаренковеде-нии. Она основана на застарелом и губительном «идеальном» представлении: «пусть дети всё делают сами» (обратная сторона авторитарной педагогики).

Воспитание и обучение

Крупная ошибка кроется и в том, что молчаливо отвергается выдающееся мака-ренковское открытие: труд может быть «нейтральным» процессом в отношении воспитания, его новых задач и средств.

В непринятии этого тезиса чётко проявляется нежелание осознать различие между воспитанием и обучением. В результате трудовое обучение можно легко представлять как воспитание.

Но ещё И.Г. Песталоцци понимал: «Прядение или косьба, ткачество и пахота — сами по себе эти работы не делают ни нравственным, ни безнравственным».

В духе наследия А.С. Макаренко ныне со всей ясностью можно определить: предмет обучения — знания и навыки умственной и практической, трудовой, профессиональной деятельности. В обучении идёт усвоение, «присвоение» достижений общественно-исторического опыта. Это в основном деятельность индивидуальная, она таит опасность воспитания потребителя и эгоиста, когда знания могут эффективно использоваться даже в преступных целях.

Сфера воспитания — непосредственный жизненный опыт детей, его содержание, мотивация, переживания, волевое и эмоциональное, духовно-нравственное напряжение этой жизни. В воспитании формируется человек-созидатель, социально полноценная и разносторонне развитая личность и индивидуальность.

Надо серьёзно вдуматься в слова А.С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно»1.

«Новое воспитание»

Очень важно учитывать, что А.С. Макаренко всюду говорил не просто о воспитании, а о «новом воспитании» и «новом человеке». Величайшей заслугой является то, что он вывел в педагогике на первый план проблему положения человека в системе производства: именно этим кардинально определяется положение человека в обществе, его ценность и достоинство, его духовное состояние — то, что является высшей целью нового воспитания.

Нужно воспитывать, говорил А.С. Макаренко, «хозяйственную позицию по отношению к окружающему миру», черты «хозяина жизни», «гражданина-хозяина». К этому ведут два взаимосвязанных пути: постоянное развитие производства как «хозяйства», всё более полное «внедрение коллектива в управление этим хозяйством». В педагогике возникает новое направление — «социально-экономическое воспитание», где должна вырабатываться новая «логика хозяйствования».

«Логика хозяйствования»

«Логика хозяйствования» в практике А.С. Макаренко строится на основе объединения административного управления и самоуправления. Действовал единый «центральный хозяйственный орган», он эффективно руководил всем укладом жизни педагогического уч-

1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. / Сост. М.Д. Виноградова, Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. М., 1984. Т. 4. С. 291.

реждения. Развивался демократизм управления, тесно связывались функции решения и исполнения, усиливалась оперативность управления.

И главное: А.С. Макаренко, таким образом, в организации труда и жизни коллектива педагогического учреждения сводит к минимуму административно-правовую форму управления. Он целиком полагается на действие нравственных отношений, моральных норм, общественного мнения и традиций. Система управления опирается на доверие, чувство долга, чести и достоинства, совести, стыда и позора.

«Педагогика параллельного действия»

Опыт А.С. Макаренко доказывает: экономически эффективное производство может сочетаться с полноценным воспитанием. Это основа его знаменитой «педагогики параллельного действия». Наши отечественные экономисты раньше педагогов-учёных сделали вывод о значении макаренковского наследия для социально-экономического развития. Оно сейчас всё более зависит от «человеческого фактора», побуждая к решительному усилению общественного значения воспитания, педагогики, образования в целом. А.С. Макаренко первый понял, что система нравственного воздействия должна базироваться на мощном материальном факторе, решающем в жизни человека. И в качестве этого фактора он безошибочно выбрал труд.

* * *

Современному осмыслению трудов и опыта А.С. Макаренко содействует новое издание его сочинений, подготовленное исследовательской лабораторией НГПУ им. К. Минина «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко»2. НО

2 Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания: Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Части 1—7. 1921—1938 гг. / Сост. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. Н. Новгород. 2007-2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.