Научная статья на тему 'Приоритеты педагогики А. С. Макаренко: освоение наследия'

Приоритеты педагогики А. С. Макаренко: освоение наследия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТ ВОСПИТАНИЯ / СФЕРА ВОСПИТАНИЯ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ШКОЛА-ХОЗЯЙСТВО / ПЕДАГОГИКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УКЛОН / ШКОЛА ЖИЗНИ / PRIORITY OF EDUCATION / FIELD OF EDUCATION / COLLECTIVE FARMING / SCHOOL-FARM / PEDAGOGY OF PARALLEL ACTION / TEACHING SLOPE / SCHOOL OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Анатолий Аркадьевич, Илалтдинова Елена Юрьевна

Сфера и специфика воспитания в творчестве А.С. Макаренко. Труд «Кризис современной педагогики». Коллективное хозяйство. Естественное воспитание. Педагогика параллельного действия. Педагогический уклон. Отношение к Макаренко за рубежом. «Макаренковское содружество». Лаборатория «Педагогика А.С. Макаренко».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты педагогики А. С. Макаренко: освоение наследия»

1ЕДАГ0ГИЧЕСКАЯ академия

ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГИКИ

A.C. Макаренко: освоение наследия

Анатолий Аркадьевич Фролов,

профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, научный консультант исследовательской лаборатории «Педагогика А.С. Макаренко», доктор педагогических наук

Елена Юрьевна Илалтдинова,

доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, кандидат педагогических наук

Современное российское образование, уже 20 лет действующая «личностно ориентированная» педагогика не хотят видеть своей причастности к опасным социально-экономическим явлениям, к распространению «антикультуры». Образование ограничивается слепой верой только в обучение, хорошие знания, научно-технические достижения, целиком полагается на индивидуальное развитие личности и узкий профессионализм. Роль воспитания и педагогики как науки о воспитании сведена к минимуму, в угоду мифическому «свободному проявлению» личности, освобождённой от социальных обязательств и моральных норм. Игнорируются особенности отечественной истории педагогики и школы, необходимость учитывать и развивать эту историю.

• приоритет воспитания • сфера воспитания • коллективное хозяйство

• школа-хозяйство • педагогика параллельного действия • педагогический уклон, школа жизни

А .С. Макаренко — педагог-учёный и практик, писатель и общественный деятель, чьи научные заслуги, длительный и необычайно успешный социально-педагогический опыт получили мировое признание и высоко подняли авторитет отечественной педагогики. В начале 1990-х годов была попытка её «демакаренкизации»: она возникла в общем русле исключения воспитания из понятийного аппарата педагогики, всей системы педагогического мышления и действия. Очевидно отступление от основ отечественной педагогической традиции, утверждающей приоритет воспитания в становлении человека как личности: эта традиция коренится в народно-педагогическом опыте, она питает ведущее направление всей мировой истории педагогической мысли и практики, воплощается в знаменитом тезисе Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоц-ци «Жизнь образует».

Сфера и специфика воспитания

А.С. Макаренко — единственный в мире классик педагогики, всецело посвятивший своё творчество воспитанию в его принципиальном отличии от обучения и в диалектически-органической связи с ним: это то, что составляет глубокое существо его выдающегося вклада в педагогику, что лежит в основе полемики с ним при его жизни и в дальнейшем, включая современность. И сейчас наши ведущие педагогические деятели видят в образовании лишь обучение. Но вспомним К.Д. Ушинского: педагогика — наука о воспитании; рядом — «дидактика, или наука обучения»; это «две части педагогики»: первая из них — фундаментальная, определяющая.

А.С. Макаренко за пять месяцев до своей кончины отмечал: «У нас нет воспитательной педагогики», т.е. нет теории и практики воспитания, соответствующих новым социально-гуманитарным условиям и потребностям1.

1 Макаренко А.С. Пед. соч. В 8 т. Т. 8. М., 1986 г. С. 179.

Большой фрагмент текста с этой фразой опускался во всех предыдущих изданиях его произведений.

В выступлении А.С. Макаренко перед преподавателями и студентами пединститута в Москве (октябрь 1936 г.) главенствует мысль: «В интересах дела нужно разделить школьную педагогику классной работы от педагогики воспитания... Разделить эти две педагогики и определить их главные мето-ды»2. Вторая фраза опущена во всех изданиях макаренковских сочинений.

Следуя научной методологии, которая считает внешний мир, действенное чувственное восприятие основой познания и становления человека, А.С. Макаренко утверждает: сфера воспитания — непосредственный жизненный опыт, его содержание, мотивация, «переживание», волевая и эмоциональная, духовно-нравственная насыщенность. Сфера обучения — знания и навыки умственной и практической, трудовой, профессиональной деятельности.

Ясное понимание специфики воспитания, его построение на основе коллективной хозяйственно-трудовой деятельности — это главное, что обеспечило высочайшую эффективность творчества А.С. Макаренко как педагога-теоретика и практика. К его пониманию сущности воспитания сейчас приближается выдвинутый у нас в последние годы тезис: уклад жизни школы (семьи и т.д.) — главный фактор воспитания. К сожалению, эта плодотворная идея, как и многое другое в нашей современной действительности, «повисла в воздухе».

«Кризис современной педагогики»

Начало борьбы А.С. Макаренко за самобытную отечественную педагогику относится к периоду бурного развития в Западной Европе и США многообразных

2 Рукописный отдел Института мировой литературы

им. А.М. Горького АН России, ф. 114, оп. 1. л. 6.

реформаторских педагогических течений (конец XIX — начало XX вв.). Ещё до Октябрьской революции 1917 года, под влиянием событий до и после Февраля 1917 г. он написал работу «Кризис современной педагогики» («большое сочинение», как он говорил, «над которым работал шесть месяцев»). За неё он получил золотую медаль при окончании Полтавского учительского института в середине июля 1917 года, после восьмилетней работы учителем и воспитателем в общеобразовательной школе, ориентированной на подготовку железнодорожных рабочих.

Его труд «Кризис современной педагогики» утрачен, видимо, безвозвратно, во время Гражданской войны. Но его основное содержание чётко отражено в слове «кризис». Парадоксально, что А.С. Макаренко говорит о нём, хорошо зная, несомненно, о распространении в это время на Западе на основе концепции «свободного воспитания» прогрессивных идей и практики «нового воспитания», «новой школы», «трудовой школы», педологии, прагматической педагогики.

Их проникновение в российское образование сдерживалось политикой царской России, они с большим трудом находили применение лишь в эпизодическом опыте. Эти идеи получили простор для осуществления в советское время, в 1920-х годах. Их либерально-демократическая направленность ярко проявилась в это время, но в конце 1920-х годов оказалась не соответствующей социально-гуманитарному развитию страны.

О содержании «Кризиса современной педагогики» можно судить по работам А.С. Макаренко начала 1920-х годов. Он показывает ограниченность западной «трудовой школы»: говорит в 1922 году, что «русская трудовая школа (т.е. «единая трудовая школа» РСФСР) по идее буржуазна»3. В 1925 г. отмечает, что «трудовая педагогика есть нечто чуждое нашему обществу»4, но эта фраза опущена во всех предыдущих изданиях макаренковских сочине-

3 Макаренко А.С. Пед. сочин. В 8 т. Т. 1. М., 1986. С. 11.

4 Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания: Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Части 1—4,

1921-1936. Н. Новгород, 2007, 2008, 2009, 2010. Ч. 1. С. 167.

ний. Воодушевлённый «Декларацией Наркомпроса УССР о социальном воспитании детей» (опубликовано 1 июля 1920 г.), он уходит с заведования Полтавской единой трудовой школой № 10 в поиске педагогического учреждения, которое может «всецело удовлетворять» его концепциям.

Показательно отношение А.С. Макаренко к бойскаутизму, 1925 г.: в этой системе «игра по самой своей сути бедна содержанием, ... много воззваний и словесных формул», а «самое худшее — бойскаутизм совершенно оторван от хозяйственной жизни, от всякой экономики»; многие недостатки его «повторены в нашем пионерском движении»5. Абзац с этими словами опущен во всех предыдущих изданиях.

Коллективное хозяйство

В новом воспитании, говорит А.С. Макаренко, важен не просто труд, нужно «коллективное хозяйство». В единой «трудовой общине» детей и взрослых, на основе самоуправления воспитывается «хозяйственная (экономическая) забота»; нужна «школа-хозяйство»6.

С особенной остротой выступает Макаренко против «свободного воспитания». Современные исследования, особенно зарубежные, показывают, что это по существу его реакция на весьма ограниченное, искажённое истолкование взглядов этих классиков педагогики. Реформаторская педагогика направила их наследие в русло, как он говорил, «новейшего европейского индивидуализма»7.

Есть все основания утверждать, что А.С. Макаренко продолжал решать те же педагогические задачи, которые

5 Там же. Ч. 1. С. 170.

6 Там же. С. 167-169, 41.

7 Макаренко А.С. Пед. соч. В 8 т. Т. 1.

С. 179.

., 1986.

выдвинуты в теории «свободного воспитания». Он критически осмыслил, творчески развил это генеральное направление педагогической истории, максимально используя новые социально-экономические условия и требования к человеку. Он обратился к сфере материального производства, видя в ней основу всей системы духовной жизни общества, успешно реализовал в педагогике идею свободного труда, развил изначально присущий труду коллективизм.

Естественное воспитание

Именно это позволило А.С. Макаренко продвинуться далеко вперёд по намеченному Ж.-Ж. Руссо пути «естественного воспитания». Оно предполагает, что воспитание должно определяться не навязыванием знаний и убеждений и не требованием простого послушания принятому порядку, а реальными обстоятельствами жизни детей. Их социальная практика должна вести к осознанию закономерностей работы и жизни, к успешному их использованию на благо человека.

Педагогика параллельного действия

Это база, на которой А.С. Макаренко разрабатывает свою «педагогику параллельного действия». Вся её система строится на отрицании насильственного «прямого», непосредственного воспитательного влияния. Цели и средства воспитания необходимо воплощать в самой жизни педагогического учреждения, в содержании деятельности его коллектива и системе управления им.

Уже к 1922 г. он нашёл и объяснил организационные и технологические средства реализации такой методологии воспитания. Её исходный принцип: полное устранение «педагогической нарочитости»: нужно обеспечить «свободу в самочувствии воспитанника», чтобы он мог «более просто и радостно переживать своё детство»8.

8 Там же. Т. 1. С. 48.

Но лишь в последние годы жизни А.С Макаренко дал краткое сущностное определение этой концепции педагогики, с объяснением явления «параллельности» двух главных «плоскостей» воспитательного процесса9. В этом отношении его наследие начало глубоко исследоваться лишь в последние десятилетия ХХ века, сталкиваясь с укоренившимся ограниченным представлением о нём, основанном на оперировании отдельными цитатами из его произведений.

Он продолжает то, над чем работал И.Г. Песталоцци в области соединения воспитания с производительным трудом. Ма-каренковское открытие возможной «нейтральности» труда в аспекте воспитания, его новых целей и средств до сих пор воспринимается как какой-то «нонсенс». Но уже И.Г. Песталоцци отмечал: «Прядение или косьба, ткачество и пахота — сами по себе эти работы не делают ни нравственным, ни безнравственным»10.

И.Г. Песталоцци считал возможным раннее «соединение воспитательных задач с промышленной деятельностью»; ссылаясь на пример «фабричных предприятий общины в Гернгуте» (Саксония), где «нравственность вполне уживается с настоящим производственным духом»11. Это стало реальностью в опыте макаренковской трудовой коммуны им.Ф.Э. Дзержинского в 1930—1933 гг., когда её производственно-хозяйственная деятельность и педагогический процесс развивались параллельно. В 1934—1935 гг. «параллельность» была нарушена: педагогически неоправданное и бурное расширение производства коммуны вело к разрушению её педагогической системы.

Педагогическая методология А.С. Макаренко совпадает с фундаментальной установкой Дж. Дьюи: школа должна стать

9 Там же. С. 323.

10 Хрестоматия по истории педагогики. Т. 1. Изд. 2. М., 1936. С. 520.

11 Там же. С. 517.

«социальной лабораторией», где устанавливаются новые образцы жизни общества, закладываются основы его прогрессивного развития. Масштабный и глубокий социально-педагогический опыт А.С. Макаренко — образец «педагогики завтрашнего дня». Она прокладывает путь к лучшему будущему, решая современные социально-экономические задачи и закрепляя культурные достижения прошлого.

Педагогический уклон

Эпицентр связи А.С. Макаренко с отечественной и зарубежной педагогикой — его бескомпромиссное отрицание педологии, хотя он, несомненно, был вполне согласен с необходимостью создания всеобъемлющей «науки о детстве» и признавал огромную роль тщательного изучения и учёта в воспитании возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Осмысливая свою работу в науке о воспитании, он летом 1936 г. писал, что его борьба в педагогике была особенно острой, потому что в ней «наиболее ярко звучали противоречия между социально-педагогической и педологической точками зрения»12. Эти противоречия крайне обострились в 1927-1928 гг., что и привело к увольнению его из колонии им. М. Горького. Глубинный смысл его «Педагогической поэмы» — «борьба с педологией и педологическим уклоном в педагогике»13.

Начало этому положено в 1922 году, когда А.С. Макаренко со всей категоричностью сказал: объектом исследования в педагогике является не ребёнок, а «педагогический факт (явление)», т.е. процесс «созидания личности», взаимодействие в педагогическом процессе его целей, средств и результатов.

Главный порок педологии (что не получило должной оценки в постановлении ЦК ВКПб о педологии 1936 г.) — «система логики», методология, фактически отвергающая целенаправленное воспитание; развитие личности представляется как результат влияния лишь наследственности и среды. «Педология затягивает

12 Макаренко А.С. Пед. соч. В 8 т. Т. 4. М., 1986. С. 15.

13 Там же. С. 38.

и сейчас много умов, когда формально педология не существует»14 — этот сделанный А.С. Макаренко в 1937 г. вывод в полной мере относится к современной «личностно-ориентированной» педагогике и системе образования.

Отношение к Макаренко за рубежом

А.С. Макаренко стал известен за границей уже в конце 1920-х годов. С августа 1926 г. по декабрь 1927 г. его колонию им. М. Горького посетили 32 зарубежные делегации; в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского к концу 1932 г. побывали 214 зарубежных делегаций. Ещё при его жизни на успехи его деятельности живо откликнулись выдающиеся педагоги разных стран, позднее влияние макаренковских идей и опыта отразилось в деятельности многих зарубежных теоретиков и практиков. Философ и теоретик педагогики Г. Нооль после чтения «Педагогической поэмы» в 1950 г. сказал: «Можно завидовать русскому народу, который владеет таким богатством». Историк и педагог-компаративист О. Анвайлер в 1971 г. определил: «Педагогика ХХ столетия имеет немного деятелей, чьё значение далеко выходит за рамки их родины. Может быть, их только четыре: американец Дж. Дьюи, итальянка М. Монтессори, немец Г. Кершенштей-нер и украинец и советский гражданин А.С. Макаренко»15.

В 1968 г. по инициативе Л. Фрезе в Марбургском университете создана, начала работу лаборатория «Макаренко-реферат»; её деятельность способствовала объединению сторонников А.С. Макаренко во многих странах. Осенью 1987 г. конференция ЮНЕСКО призвала широко отметить в 1988 г. 100-летие со дня рождения А.С. Макаренко как

14 Там же. С. 28.

15 Anton Makarenko. Gesammelte Werke. Marburger

Ausgabe. Ravensburg, 1975 (информ. буклет). С. 3.

«великого советского писателя и педагога, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики». Как «педагог и социальный работник» он характеризуется в 29-томной универсальной энциклопедии «Британика»; статьи о Макаренко, его работы даются в учебниках и хрестоматиях по педагогике, в педагогических энциклопедиях и словарях разных стран.

«Макаренковское содружество»

В сентябре 1991 г. в Музее-заповеднике А.С. Макаренко под Полтавой состоялась учредительная конференция Международной макаренковской ассоциации с центром в Полтаве (затем в Марбурге, Москве; сейчас общественная педагогическая организация «Макаренковское содружество»).

Отечественные и зарубежные исследования показывают общие черты в творчестве А.С. Макаренко и видных представителей педагогики, психологии, общественных и религиозных деятелей зарубежных стран и советских, русских, украинских педагогов16. Макаренковское наследие стало важным фактором интернационализации педагогики как науки о воспитании.

Лаборатория «Педагогика A.C. Макаренко»

С 2003 г. в Нижегородском государственном педагогическом университете действует исследовательская лаборатория «Педагогика А.С. Макаренко». Издана монография, где дан критический анализ макаренковедческой работы 1939—2005 гг. в 20 странах, освещается работа более 1500 лиц (в том числе более 500 из зарубежных стран), так или

16 Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939—2005, критический анализ). Н. Новгород, 2006. С. 30.

иначе участвующих в изучении и разработке макаренковского наследия17.

Лаборатория выпускает новое издание собрания сочинений А.С. Макаренко «Школа жизни, труда, воспитания» в шести томах, в виде «учебной книги» (1921—1936 гг.), с включением ранее не публиковавшихся его работ и с комментариями, отражающими результаты отечественных и зарубежных исследований, проведённых в последние пять десятилетий. Завершение издания — к 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко в 2013 г. Это издание позволяет вести работу по многим новым направлениям исследования трудов и опыта А.С. Макаренко.

Макаренковский конкурс

О жизненности и актуальности его наследия свидетельствуют ежегодный (с 2003 года) конкурс школ-хозяйств и Макарен-ковские чтения (проводит Издательский дом «Народное образование»), в которых принимают участие десятки образовательных учреждений разного типа.

* * *

Освоение наследия А.С. Макаренко как социального педагога-реформатора продолжается: оно всегда становилось особенно актуальным на переломных этапах социально-экономического развития. Можно с уверенностью предполагать, что в дальнейшем развитии педагогики и школы одно из центральных мест будет и далее занимать разрешение противоречия между макаренковской «воспитательной педагогикой», «школой жизни, труда, воспитания», его опытно-экспериментальной педагогикой и педагогикой дидактической, умозрительно-декларативной, «школой учёбы». НО

17 Там же. Именной указатель. С. 400—416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.