Научная статья на тему 'Тропы и фигуры как изобразительно-выразительные средства языка (об учебно-методическом пособии к спецкурсу)'

Тропы и фигуры как изобразительно-выразительные средства языка (об учебно-методическом пособии к спецкурсу) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2127
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — С Ю. Шигина

Актуальность исследования тропов и фигур речи, являющихся частью риторики, в наши дни связана с тем, что сегодня риторика переживает период возрождения. В связи с ориентацией современной лингвистики на исследование процессов развития языка глубокое и всестороннее изучение тропов и фигур представляет несомненный интерес, так как в последние годы темпы пополнения словарного состава языка все возрастают, появляются многие "свежие" метафоры, синекдохи, перифразы, зевгмы, требующие лингвистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity to analyze tropes and speech figures, which are parts of rhetoric, is connected with the fact that today rhetoric experiences a period of revival. As modern linguistics aims to investigate active processes of language, a deep and all-round study of tropes and figures is of great interest because the rates the language vocabulary expansion have recently increased and there are many "fresh" metaphors, synecdoches, periphrases, demanding a linguistic analysis.

Текст научной работы на тему «Тропы и фигуры как изобразительно-выразительные средства языка (об учебно-методическом пособии к спецкурсу)»

УДК 82.085

С.Ю. ШИГИНА

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ

ТРОПЫ И ФИГУРЫ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ К СПЕЦКУРСУ)

Актуальность исследования тропов и фигур речи, являющихся частью риторики, в наши дни связана с тем, что сегодня риторика переживает период возрождения. В связи с ориентацией современной лингвистики на исследование процессов развития языка глубокое и всестороннее изучение тропов и фигур представляет несомненный интерес, так как в последние годы темпы пополнения словарного состава языка все возрастают, появляются многие "свежие" метафоры, синекдохи, перифразы, зевгмы, требующие лингвистического анализа.

The necessity to analyze tropes and speech figures, which are parts of rhetoric, is connected with the fact that today rhetoric experiences a period of revival. As modern linguistics aims to investigate active processes of language, a deep and all-round study of tropes and figures is of great interest because the rates the language vocabulary expansion have recently increased and there are many "fresh" metaphors, synecdoches, periphrases, demanding a linguistic analysis.

Популярность риторики в последние годы связана с необходимостью научить людей общаться. В России эта необходимость связана со сферами бизнеса, политики. Главная задача современности - научить человека самостоятельно думать. В традиционной риторике всегда присутствовал раздел элокуцио - украшение. Сама риторика - это искусство красиво говорить. Украшение речи способствует большей выразительности, эмоциональности текста, тем самым усиливается воздействие на реципиента. Этим целям служат тропы и риторические фигуры. Предлагаем следующую классификацию тропов. Во-первых, их можно четко разделить на группы и объяснить разницу между ними. Делятся они на изобразительные и выразительные средства языка. К изобразительным относятся тропы - это разные способы образного употребления слова. К выразительным относятся риторические фигуры, их функция заключается в усилении эмоциональности за счет синтаксических средств языка. Между тропами и риторическими фигурами существуют отличия. Во-первых, изобразительные средства

связаны с лексикой, а выразительные - с синтаксисом. Во-вторых, тропы построены на ассоциации данного слова с другими. Риторические фигуры возникают благодаря линейности синтаксиса, построены на нарушении порядка слов. В-третьих, тропы, в отличие от риторических фигур, несут новую информацию, обогащают наше понимание предмета. Нет единой, общепринятой классификации фигур. Наиболее распространенным было деление фигур на тропы и собственно фигуры, среди которых различались фигуры мысли и фигуры слова. К классу тропов относились отдельные слова в необычном употреблении, а к фигурам - необычно употребленные словосочетания. Словосочетания, меняющие смысл при каком-либо их изменении, образовывали разряд фигур мысли, а те, в которых смысл в таком случае остается неизменным, входили в разряд фигур слова. Разместить используемые в традиционной стилистике наименования разноплановых феноменов по непересекающимся классам вряд ли возможно. Задача становится вообще невыполнимой, если исследователь пренебрегает коренным

различием между абстрагирующим описанием понятийно-терминологического арсенала стилистики и анализом конкретных текстов. Совместная встречаемость (объединение или смежность) разнопорядковых носителей стилистической информации, обнаруживаемая в практике анализа, побуждает к объединению или последовательно чередующемуся рассмотрению того, что следовало бы представить в разных разделах стилистики. Онтологическое подобие и взаимосвязь необходимых или сопутствующих признаков могут быть обнаружены всюду. В частности, студент должен знать, что тропы относятся не к области лексики, как нередко утверждается, а к семасиологии - науке, занимающейся лексической семантикой, то есть значениями слов и словосочетаний, которые используются для называния, номинации отдельных предметов и явлений действительности, и ономасиологии -теории номинации. Хотя манифестантами тропов могут выступать протяженные сегменты (например, развернутая метафора), троп принципиально реализуется в одной значимой единице: морфеме, слове, словосочетании, предложении.

Фигурами, в свою очередь, называются общие формулы манифестаций, состоящих из более чем одной единицы. При этом фигурами традиционно называют и взаимодействия предметных значений, и взаимодействия форм синтаксического построения. Семантическая и синтаксическая области, таким образом, не дифференцируются. Студентам довольно сложно самостоятельно разобраться с такими лингвистическими сложностями. Прослушав спецкурс, они смогут разграничивать и относить к разным классификационным системам явления, возникающие при использовании одной языковой единицы, и явления, существо которых заключено во взаимодействии синтагматически связанных единиц, смежных или соотнесенных несмотря на дистантное расположение. Все сказанное и послужило причиной разработки спецкурса по экспрессивным средствам современного русского языка, тропам, риторическим фигурам как изобразительно-выразительным наименова-

ниям. Цель спецкурса: расширение теоретических знаний студентов о тропах и фигурах как изобразительно-выразительных средствах современного русского языка; исследование современного состояния теории фигур; изучение принципов классификации тропов, фигур; выявление экспрессивных средств языка в художественном тексте; развитие навыков самостоятельной исследовательской работы, творческой научной деятельности. Спецкурс включает темы: 1. Тропы и фигуры. Критерии разграничения тропов и фигур. Понятие о тропе. Грамматические тропы. 2. Классификация тропов по их содержательной характеристике. Различные виды тропов: метафора, метонимия, ирония, гипербола. 3. Перифразы. Функционирование их в речи. Антономазия. 4. Понятие о фигурах речи. Классификация семантических фигур. Стилистические фигуры. Фигуры тождества. Фигуры неравенства. Фигуры контраста. 5. Наука об искусстве звуковой организации стиха. Звукоподражательные фигуры. Аллитерация. Ассонанс. Зияние. Звукопись. 6. Лингвистическая природа и стилистические функции асиндетона и полисиндетона. 7. Стилистические фигуры, связанные с развернутыми определениями: эпанод, гипофора, Reductio ad absurdum. 8. Выразительные возможности повтора. Повтор и его разновидности. Амплификация. Градация. Коррекция. Регрессия. Парономазия. 9. Синтаксические фигуры речи: параллелизм и его разновидности. Период (амбитус). Анафора, эпифора. Хиазм (обратный параллелизм). 10. Антитеза и ее разновидности. 11. Парцелляция. Случаи пунктуационного оформления в тексте. 12. Паронимические фигуры. Каламбур. Эм-фазис. 13. Эллипсис. Анаколуф. 14. Вставочные конструкции. Анаподотон. Диакопа.

В вузовском курсе риторики вопросам классификации тропов и фигур уделяется недостаточное внимание. Историей и систематизацией тропов и фигур никто обстоятельно не занимался, хотя иногда и рассматривались синонимические связи на других уровнях художественной образности. Между тем, еще Феофан Прокопович верно заметил, что именно тропы и фигуры, являясь

_ 161

Санкт-Петербург. 2005

богатейшим вместилищем для синонимических значений, требуют пристального внимания и изучения. Изучение характера организации языковых средств в процессе их функционирования в речи исследователи считают одной из первостепенных задач лингвостилистики, именно поэтому нами было написано данное пособие, позволяющее студентам полнее представить и понять

многие экспрессивные средства русского языка. Структурная организация изобразительно-выразительных средств языка сложна и многообразна, требует глубокого лингвистического анализа, следовательно, не вызывает сомнений и актуальность проделанной работы. Спецкурс рассчитан на 28 часов. Форма зачета - реферат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.