Научная статья на тему '«Троица в “икономии” есть Троица имманентная и наоборот»: Влияние Карла Ранера на вопрос об атрибутах Бога после Второго Ватиканского Собора'

«Троица в “икономии” есть Троица имманентная и наоборот»: Влияние Карла Ранера на вопрос об атрибутах Бога после Второго Ватиканского Собора Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имманентная Троица / исхождение Духа / икономия / Бог «per se» / Бог «quoad nos» / блж. Августин / апроприации / Карл Ранер / самосообщение Бога / Второй Ватиканский Собор / новые концепции в католической догматике / the immanent Trinity / the procession of the Spirit / the economy of salvation / God “per se” / God “quoad nos” / St. Augustine / appropriations / Karl Rahner / God’s self-communication / the Second Vatican Council / new conceptions in Catholic dogmatics

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Штефан Липке Sj

В статье впервые на русском языке рассматривается эссе К. Ранера «Bemerkungen zum dogmatischen Traktat “De Trinitate”», в котором немецкий иезуит и богослов пересматривает аксиому блж. Августина о том, что «дела Троицы вовне неразделимы», а также связанный с ней подход западной теологии, которая изучает «имманентную» Троицу вне зависимости от учения о едином Боге, с одной стороны, и о действиях Бога в истории творения и спасения, с другой. Исходя из того, что человеком точно стала не Троица в целом, а собственно второе Её Лицо, Слово, Ранер высказывает позицию, что Троица всегда и во всём сообщает Себя миру такой, какая Она есть. По его мнению, Троица и есть единый Бог, Творец и Спаситель, не «только» онтологически, но и гносеологически. Благодаря этой новой парадигме Ранера, наряду с концепциями других выдающихся теологов времени Второго Ватиканского Собора, католическая теология отходит от строгого разделения между философской и богословской теологией, между учением о Боге «per se» и «quoad nos». Таким образом, обсуждение атрибутов Бога теперь неотделимо от рассмотрения Троицы и Её животворящих и спасительных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The Trinity in the ‘economy of salvation’ is the immanent Trinity and vice versa”: Karl Rahner’s influence concerning the question of the divine attributes after the Second Vatican Council

In this article, for the first time in Russian, Karl Rahner’s essay “Bemerkungen zum dogmatischen Traktat ‘De Trinitate’” is studied. In this essay the German Jesuit and theologian revisits Augustine’s axioma that “the works of the Trinity are indivisible”, and, as linked to it, the approach, in Western theology, that studies questions concerning the “immanent” Trinity independently from the treatise “De Deo uno” on the one hand and the treatise “De creatione”, and soteriology, on the other hand. Starting from the fact that not the Trinity but the Second Person of the Trinity, i. e. the Logos, became man, Rahner expresses his position that the Trinity communicates itself to the world always and in everything as itself, the way it is. That is why the Trinity, in his view, is identical with the One God, the Creator and Savior, not “only” ontologically, but also gnoseologically. Due to this new paradigm expressed by Rahner, together with the ideas promoted by several other leading theologians of the Vatican II epoch, Catholic theology leaves the strict division between philosophical and revealed theology and the division between the teaching on God “per se” and “quoad nos” behind. As a consequence, further on, the teaching on the divine attributes can no longer be separated from the teaching on the Trinity and its creating and saving action.

Текст научной работы на тему ««Троица в “икономии” есть Троица имманентная и наоборот»: Влияние Карла Ранера на вопрос об атрибутах Бога после Второго Ватиканского Собора»

ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 (22)

2024

Штефан Липке SJ

«Троица в "икономии" есть Троица имманентная и наоборот»: Влияние Карла Ранера на вопрос об атрибутах Бога после Второго Ватиканского Собора

УДК 272-144

DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_30

EDN WBVGUN \я\ ¡¿Я^Ё

Аннотация: В статье впервые на русском языке рассматривается эссе К. Ранера «Bemerkungen zum dogmatischen Traktat "De Trinitate"», в котором немецкий иезуит и богослов пересматривает аксиому блж. Августина о том, что «дела Троицы вовне неразделимы», а также связанный с ней подход западной теологии, которая изучает «имманентную» Троицу вне зависимости от учения о едином Боге, с одной стороны, и о действиях Бога в истории творения и спасения, с другой. Исходя из того, что человеком точно стала не Троица в целом, а собственно второе Её Лицо, Слово, Ранер высказывает позицию, что Троица всегда и во всём сообщает Себя миру такой, какая Она есть. По его мнению, Троица и есть единый Бог, Творец и Спаситель, не «только» онтологически, но и гносеологически. Благодаря этой новой парадигме Ранера, наряду с концепциями других выдающихся теологов времени Второго Ватиканского Собора, католическая теология отходит от строгого разделения между философской и богословской теологией, между учением о Боге «per se» и «quoad nos». Таким образом, обсуждение атрибутов Бога теперь неотделимо от рассмотрения Троицы и Её животворящих и спасительных действий.

Ключевые слова: имманентная Троица, исхождение Духа, икономия, Бог «per se», Бог «quoad nos», блж. Августин, апроприации, Карл Ранер, самосообщение Бога, Второй Ватиканский Собор, новые концепции в католической догматике.

Об авторе: Штефан Липке SJ

Кандидат филологических наук, директор Института св. Фомы, доцент кафедры истории философии Российского университета дружбы народов. E-mail: stephanlipkesj@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9072-6945

Для цитирования: Липке Ш. «Троица в "икономии" есть Троица имманентная и наоборот»: Влияние Карла Ранера на вопрос об атрибутах Бога после Второго Ватиканского Собора // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 2 (22). С. 30-35.

Статья поступила в редакцию 08.01.2024; одобрена после рецензирования 16.03.2024; принята к публикации 19.03.2024.

PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 (22)

2024

Stephan Lipke, S. J.

"The Trinity in the 'economy of salvation' is the immanent Trinity and vice versa": Karl Rahner's influence concerning the question of the divine attributes after the Second Vatican Council

Abstract: In this article, for the first time in Russian, Karl Rahner's essay "Bemerkungen zum dogmatischen Traktat 'De Trinitate'" is studied. In this essay the German Jesuit and theologian revisits Augustine's axioma that "the works of the Trinity are indivisible", and, as linked to it, the approach, in Western theology, that studies questions concerning the "immanent" Trinity independently from the treatise "De Deo uno" on the one hand and the treatise "De creatione", and soteriology, on the other hand. Starting from the fact that not the Trinity but the Second Person of the Trinity, i. e. the Logos, became man, Rahner expresses his position that the Trinity communicates itself to the world always and in everything as itself, the way it is. That is why the Trinity, in his view, is identical with the One God, the Creator and Savior, not "only" ontologically, but also gnoseologically. Due to this new paradigm expressed by Rahner, together with the ideas promoted by several other leading theologians of the Vatican II epoch, Catholic theology leaves the strict division between philosophical and revealed theology and the division between the teaching on God "per se" and "quoad nos" behind. As a consequence, further on, the teaching on the divine attributes can no longer be separated from the teaching on the Trinity and its creating and saving action.

Keywords: the immanent Trinity, the procession of the Spirit, the economy of salvation, God "per se", God "quoad nos", St. Augustine, appropriations, Karl Rahner, God's self-communication, the Second Vatican Council, new conceptions in Catholic dogmatics.

About the author: Stephan Lipke, S. J.

Cand. Sc. in Philology; Director of the St. Thomas Institute; Associate Professor of the Department of History of Philosophy, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia (RUDN). E-mail: stephanlipkesj@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9072-6945

For citation: Lipke S. "The Trinity in the 'economy of salvation' is the immanent Trinity and vice versa": Karl Rahner's influence concerning the question of the divine attributes after the Second Vatican Council. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 2 (22), pp. 30-35.

The article was submitted 08.01.2024; approved after reviewing 16.03.2024; accepted for publication 19.03.2024.

UDC 272-144

DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_30 EDN WBVGUN

На ключевую роль Карла Pанера в развитии католической теологии указали в русском религиоведении и православной теологии уже И. С. Pожде-ственская1, И. С. Хромец2 и С. А. Петровцев3. При этом они сосредоточились на вопросах антропологии и учения о благодати. Здесь же, насколько нам известно, впервые на русском языке анализируется, в контексте его размышлений о трактате «De Trinitate», что означают его знаменитые слова «Троица

« >5 гтч г" 4

в икономии есть Троица имманентная и наоборот» и его концепция «самосообщения Бога»5 для учения об атрибутах Бога, в контексте того вопроса, как относятся друг к другу речь о Боге «per se» и «quoad nos», «de Deo uno» и «de Deo trino». Материалом для нашего исследования является его статья «Bemerkungen zum dogmatischen Traktat "De Trinitate"», опубликованная в 1960 г. В ней Pанер высказывает свои основные интуиции касательно учения о Троице. Актуальность нашей статьи заключается в том, что она способствует взаимному пониманию между православием и католицизмом, т.к. показывает ключевое значение таких понятий, как «самораскрытие» или «самосообщение» Бога, для современной католической теологии.

Известно, что западная теология и восточная шли весьма разными путями, начиная с утверждения блж. Августина, что «Отец и Сын и Дух Святой, как есть неразделимы, так и нераздельно действуют»6. Это стало одной из причин, почему можно было разделить учение о Троице от учения о действиях Бога (как Творца, так и Спасителя). В результате, появился трактат «De Deo trino», который никак не был связан с другими трактатами догматики — ни с трактатом «De Deo uno», ни с сотериологией. Как отмечает К. Pанер, среднестатистический католик верит просто в то, что «Бог стал человеком», связывая это с Сыном или Логосом скорее внешне7. Соответственно, проблем не было объявить, что Дух «от Отца и Сына исходит», хотя в Евангелии сказано, что Он «от Отца исходит» (Ин 15:26): первое исхождение — внутри Троицы, согласно «психологическому» учению блж. Августина: память и (само-) познание порождают любовь к Себе. А второе — в домостроительстве спасения, где Отец шлет Сына Параклитом, а затем Духа «другим Параклитом». И эти два аспекта между собой связаны только «per appropriationem», т. е. «присваиванием», но не существенно.

1 Рождественская И. С. Понятие «Сверхъестественного экзистенциала» Карла Ранера в контексте проблемы соотношения природы и благодати // Религиоведение. 2011. № 2. С. 84-93.

2 Хромец И.С. Проблема соотношения философии религии и теологии в антропологическом учении Карла Ранера // Вестник Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия, социология, искусствоведение. 2011. С. 162-171.

3 Петровцев С. А. Учение Карла Ранера о соотношении свободы и благодати в деле спасения в свете православного богословия // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 2 (14). С. 83-110.

4 Rahner K. Bemerkungen zum dogmatischen Traktat «De Trinitate» // Schriften zur Theologie. Bd. IV. Einsiedeln, 1960. P. 115.

5 Ibid. P. 126.

6 Aurelius Augustinus. De Trinitate. I, 4. P. 824.

7 RahnerK. Bemerkungen... P. 106.

Ведь в догматиках ещё первой половины XX в. трактуются отдельно, например, в «учении о Боге Едином» — «существо Бога», «свойства Божественного бытия», «свойства Божественной деятельности», а затем, в «учении о Боге Триедином» — «троичность Лиц в Боге», «внутрибожественные исхож-дения», Божественные «реляции, свойства и ноции», «апроприации, миссии и перихоресис», а только затем — учение о творении8; примерно так же поступает в своем учебнике Л. Отт9.

Но уже новый учебник «Mysterium salutis: Grundriss heilsgeschichtlicher Dogmatik», составленный ещё во время Второго Ватиканского Собора, радикально отказывается от идеи изучить «существо» Бога отдельно от Его действий в истории спасения10. М. Шмаус же в своем учебнике догматики «Der Glaube der Kirche» также отклоняется от раздельного трактования указанных тем, представляя сотворение мира, Ветхий Завет, откровение в Иисусе Христе, как разные ступени единой божественной «Selbsterschließung»11.

Данный поворот в значительной степени связан с требованиями Второго Ватиканского Собора, особенно в декрете о формации будущих священников: «Догматическое богословие надлежит преподавать в следующем порядке: прежде всего следует излагать библейские темы; затем нужно объяснить воспитанникам, какой вклад внесли Отцы Восточной и Западной Церкви в верную передачу и разработку каждой из истин Откровения, а также изложить дальнейшую историю догматов, принимая во внимание и их связь с общей историей Церкви; далее, чтобы пролить как можно более полный свет на тайны спасения, пусть воспитанники учатся глубже вникать в них посредством рассуждения, руководствуясь учением Св. Фомы, и постигать взаимную связь между ними»12.

Такого требования, как подчеркивается во введении в учебник «Mysterium salutis», стоило ожидать ещё с начала Собора в 1962 г.13

Оно возникло на фоне того, что в первую половину ХХ в. латинская теология старалась оживить связи с греческой, чтобы в полной мере, как говорит К. Ранер, осмыслить Бога, Его действия, учение о едином и триедином Боге, исходя из библейского учения о спасительных действиях Бога14. В этом процессе Ранер сыграл важнейшую роль.

Исходной точкой своей концепции он выбирает то, что именно Логос стал человеком15, т.е. что в Том, в Котором Бог высказывает Себя Самому Себе, он высказывает Себя также и людям. Согласно Ранеру, тот, кто не считает это произвольным совпадением, а соответствующим Откровению, «остается в об-

8 Diekamp F. Katholische Dogmatik nach den Grundsätzen des heiligen Thomas. Bd. I. Münster, 1957. P. VIII-X.

9 Ott L. Grundriss der katholischen Dogmatik. Freiburg, Basel, Wien, 1961. P. VII-IX.

10 Mysterium salutis: Grundriss heilsgeschichtlicher Dogmatik. Bd. I. Einsiedeln, Zürich, Köln, 1965. P. XXII.

11 Schmaus M. Der Glaube der Kirche: Handbuch katholischer Dogmatik. Bd. 1. München, 1969. P. X.

12 Декрет о подготовке ко священству (Optatam totius). № 16. С. 254.

13 Mysterium salutis... Bd. I. P. XXII.

14 RahnerK. Bemerkungen. P. 132-133.

15 Ibid. P. 121.

ласти той истины, что Логос есть тот, которым Он проявляется в Откровении, тем самым откровителем (не одним из возможных) Триединого Бога на основе Его личностного бытия, свойственного только Ему, как Логос Отца»16.

Соответственно, по крайней мере, когда мы говорим о воплощении, следует сказать: «Здесь есть Логос у Бога и Логос у нас, имманентный Логос и Логос

17

в икономии, строго говоря, один и тот же» .

Это означает, что, по крайней мере, в данном случае одно особое спасительное действие не просто присваивается Сыну, но в этой форме совершается только Им18 — разумеется, как действие от Отца, «пославшего» Его, в Духе, силой Которого воплощение совершается (Лк 1:35). В Иисусе Христе Отец сообщает Себя, как Отца — в Сыне, как в Сыне, связанном с Ним в Духе Святом19.

Следовательно, Ранер считает себя вправе предположить, что «каждое из трёх божественных Лиц сообщает Себя, как Себя, в Своём личностном свойстве и различии в свободной благодати человеку, и это триединое сообщение ... есть реал-онтологическая основа жизни благодати в человеке и ... непосредственного видения божественных Лиц в совершении»20.

Здесь происходит именно то, что Т. Кун называет «сменой парадигм»: до этого догматика интерпретировала «opera Trinitatis indivisa» блж. Августина как призыв подчеркивать, что действует в мире Единый Бог. Она отделяла учение о Троице об учении о «домостроительстве», делила учение о Боге строго по трактатам и пробовала встраивать многочисленные свидетельства Нового Завета и Отцов (в частности, греческих) и их наследников о том, что Отец, Сын и Дух в мире каждый действуют по-своему (конечно, вместе с Другими), в это учение о «нераздельности» с помощью концепта «апро-приаций». Теперь же этих свидетельств оказалось столь много, что их уже нельзя встраивать; тогда, наоборот, «indivisa» блж. Августина понимается, как: совместно, но каждое из божественных Лиц играет Свою особую роль. Соответственно, и не удивительно, что со времен Ранера понятие «апроприации» совсем ушло из употребления.

Поэтому небольшая статья Ранера играет ключевую роль в развитии теологии после Второго Ватиканского Собора. Во-первых, в ней и ряде других текстов теологи-эксперты на Соборе (а из них, пожалуй, Любак, Ранер и Баль-тазар — самые оригинальные), показывают, что нельзя отделить учение о Боге Едином от учения о Боге Триедином, а учение о спасительных действиях Триединого Бога — от учения о Троице «как таковой». Следовательно, отпадает крайняя версия «Filioque», т.к. происхождение Духа от Отца через действия и молитвы Сына и есть происхождение Духа от Отца через Сына «внутри» Троицы, а рождение Человека Иисуса от Отца силой Духа в воплощении и есть Его рождение от Отца в Духе внутри Троицы. Поэтому Католическая Церковь не испытывает проблем с признанием того, что «Filioque» — формула «неудачная».

16 Ibid. Все переводы из Ранера наши, Ш. Л.; курсив Ранера.

17 Ibid. P. 123.

18 Ibid. P. 124.

19 Ibid. P. 125.

20 Ibid. P. 124.

А для нас здесь важнее, что любая речь об атрибутах «Бога» всегда будет речью об атрибутах «Триединого Бога» и об атрибутах Бога, действующего в общении с миром и с людьми, т.е. в «икономии».

Отсюда, кстати, понятно и достойно дальнейшего обсуждения, почему такие ветви, как «теология освобождения», «феминистская теология», «теология религиозного плюрализма» и т.д. не могут просто говорить о том, что Бог действует так, как они это видят, а порождают каждый раз свой «образ Бога»; ведь Бог, действующий «quoad nos», и Бог, как таковой, «per se» — один и тот же.

Источники и литература

1. Декрет о подготовке ко священству (Optatam totius) // Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 2004. С. 240-260.

2. Петровцев С.А. Учение Карла Ранера о соотношении свободы и благодати в деле спасения в свете православного богословия // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. №2 (14). С. 83-110.

3. Рождественская И. С. Понятие «Сверхъестественного экзистенциала» Карла Ранера в контексте проблемы соотношения природы и благодати // Религиоведение. 2011. №2. С. 84-93.

4. Хромец И. С. Проблема соотношения философии религии и теологии в антропологическом учении Карла Ранера // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия, социология, искусствоведение. 2011. С. 162-171.

5. Aurelius Augustinus. De Trinitate libri XV // Sancti Aurelii Augustini Hipponensis Episcopi Opera Omnia. T. VIII. Ed. J.-P. Migne. Parisiis: Montrouge, 1844. P. 819-1098.

6. Diekamp F. Katholische Dogmatik nach den Grundsätzen des heiligen Thomas, 12 und 13., neubearb. Auflage, hg. von Klaudius Jüssen. Bd. I. Münster: Aschendorff, 1957. X, 372 S.

7. Mysterium salutis: Grundriss heilsgeschichtlicher Dogmatik. Bd. I. Einsiedeln, Zürich, Köln: Benziger, 1965. XLVIII, 1034 S.

8. Ott L. Grundriss der katholischen Dogmatik, 5., veränd. Aufl. Freiburg, Basel, Wien: Herder, 1961. XX, 606 S.

9. Rahner K. Bemerkungen zum dogmatischen Traktat «De Trinitate» // Schriften zur Theologie. Bd. IV. Einsiedeln: Benziger, 1960. S. 103-133.

10. Schmaus M. Der Glaube der Kirche: Handbuch katholischer Dogmatik. Bd. 1. München: Max Hueber, 1969. XVI, 792 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.