Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "ХАРИЗМА" В НЕМЕЦКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА'

ПОНЯТИЕ "ХАРИЗМА" В НЕМЕЦКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / ДОЛЖНОСТЬ / ИСТОРИОГРАФИЯ / КАТОЛИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рещикова Елизавета Юрьевна

В статье на материале немецкой католической мысли второй половины XX в. рассматриваются ключевые направления дискуссии о роли харизмы в церковном устройстве. На основании краткого экскурса в историю понятия делается вывод о том, что его актуальное значение формируется в результате противопоставления харизмы и должности. Более того, католическая дискуссия о роли харизмы оказывается вписанной в рамки, заданные протестантскими спорами конца XIX - начала XX в. вокруг данной оппозиции, в которых харизма предстает как инструмент критики церкви. Католическая мысль предлагает несколько вариантов решения проблемы корреляции харизмы и должности, вплоть до исключения одного из элементов. При рассмотрении немецкоязычных авторов выявлены три основные позиции, по-разному определяющие роль харизмы в церковной жизни: параллельное существование и равнозначность харизматической и должностной структур в церкви (на примере работ К. Ранера и Х. У. фон Бальтазара); превосходство харизматической структуры над должностной (на примере работ Х. Кюнга и Г. Хазенхюттля); восприятие должностной структуры как заключительной формы проявления Духа в мире (представлено работами Х. Шурманна и Й. Ратцингера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTION OF “CHARISMA” IN GERMAN CATHOLIC THOUGHT IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY

The paper examines the main lines of debate on the role of “charisma” in the Church structure, basing on German Catholic thought in the second half of the 20th century. Looking into the history of the concept gives grounds to assert that its meaning originates as the result of juxtaposition of “charisma” and “office”. Moreover, the Catholic discussion on the role of “charisma” appears to be predetermined by the Protestant debate around the said opposition, which intensified in the late 19th and early 20th centuries and revolved around using “charisma” as a means to criticize the Church. Catholic thought suggests several ways to solve the problem of correlation between “charisma” and “office”, some of which seem rather radical. Analyzing German Catholic discourse brings out three basic attitudes towards the role of charisma in the life of the Church: the simultaneous existence and equivalence of the charismatic and the institutional structures (based on the works of K. Rahner and H. U. von Balthasar); the precedence of the charismatic structure over the institutional (based on the works of H. Küng and G. Hasenhüttl); perceiving the institutional structure as the final form of incarnation of the Holy Spirit in the world (represented by H. Schürmann and J. Ratzinger).

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "ХАРИЗМА" В НЕМЕЦКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»

№3 УДК 272, 2-73, 2-38, 2-74, 2-72

том 4 2022

К Я

О

Рч

Понятие «харизма» в немецкой католической мысли второй половины XX века

Е. Ю. Рещикова

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051, Москва, Лихов пер., 6

О

|—^ Для цитирования: Рещикова Е. Ю. Понятие «харизма» в немецкой католической

мысли второй половины XX века // Вопросы теологии. 2022. Т. 4, № 3. С. 442-459. https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.306

^ В статье на материале немецкой католической мысли второй половины

XX в. рассматриваются ключевые направления дискуссии о роли харизмы в церковном устройстве. На основании краткого экскурса в историю поня-С^ тия делается вывод о том, что его актуальное значение формируется в ре-

зультате противопоставления харизмы и должности. Более того, католическая дискуссия о роли харизмы оказывается вписанной в рамки, заданные протестантскими спорами конца XIX — начала XX в. вокруг данной оппо-[ | зиции, в которых харизма предстает как инструмент критики церкви. Като-

Олическая мысль предлагает несколько вариантов решения проблемы корреляции харизмы и должности, вплоть до исключения одного из элементов. РР При рассмотрении немецкоязычных авторов выявлены три основные пози-

ции, по-разному определяющие роль харизмы в церковной жизни: параллельное существование и равнозначность харизматической и должностной структур в церкви (на примере работ К. Ранера и Х. У. фон Бальтазара); превосходство харизматической структуры над должностной (на примере работ Х. Кюнга и Г. Хазенхюттля); восприятие должностной структуры как заключительной формы проявления Духа в мире (представлено работами Х. Шурманна и Й. Ратцингера).

Ключевые слова: харизма, должность, историография, католическое богословие, церковное устройство.

Введение

Понятие «харизма» в современном употреблении (как теологическом, так и социологическом) в большой степени сформировалось под влиянием теологической дискуссии о значении харизмы для организации церковной общины, однако используется далеко за пределами узкоспециальных контекстов1. Рост популярности какого-либо понятия традиционно

1 Слово «харизма» встречается в папских энцикликах, богословских трудах, учебных пособиях и публицистических статьях, а также в названиях торговых марок, текстах популярных песен и ситуациях повседневного общения. Вот несколько примеров: Papst

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2022

442 https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.306

сопровождается изменением его исходного смысла и появлением новых, что ведет к размытию терминологических границ и затрудняет понимание оригинального материала2. В случае с рассматриваемым понятием мы будем ориентироваться на то поле значений, с которым работали католические богословы во второй половине XX в.

С середины XX в. в католическом богословии немецкоязычного пространства слово «харизма» звучит все чаще — как элемент риторики в полемике вокруг кризиса церковного устройства: «Призыв к харизматическому устройству Церкви ввиду кризиса ее иерархического порядка становится все громче: Дух предстает как противник права и его закоснелости... харизматическая община Коринфа — как образец обновленной Церкви»3. Понятие «харизма» оказывается инструментом критики церкви как института. «При такой постановке вопроса "харизма" находится в оппозиции к понятию "(иерархическая) должность", и "кризис должности" понимается как "кризис института"»4. Католическая мысль предлагает несколько вариантов решения проблемы корреляции харизмы и должности — вплоть до полного исключения одного из элементов. В данной работе излагаются три наиболее распространенные в католическом богословии второй половины XX в. позиции: 1) параллельное существование и равнозначность харизматической и должностной структур в Церкви; 2) превосходство харизматической структуры над должностной; 3) восприятие должностной структуры как заключительной формы проявления Духа в мире.

К началу XX в. понятие «харизма» в католической традиции обладало следующими значениями: 1) любой дар, проистекающий из любви Бога | \ \ к человеку; 2) духовные дары и качества, которые дарованы каждому хри- ^-ч стианину, чтобы исполнить свою задачу в Церкви; 3) экстраординарные ^^

Pius XII. Enzyklika "Mystici Corporis Christi". URL: https://www.vatican.va/content/pius-xii/ de/encyclicals/documents/hf_p-xii_enc_29061943_mystici-corporis-christi.html (дата обращения: 18.05.2022); Gerosa L. Charisma und Recht. Kirchenrechtliche Überlegungen zum ^^ "Urcharisma" der neuen Vereinigungsformen in der Kirche. Einsiedeln; Trier: Johannes Verlag, 1989; Charisma: Theorie — Religion — Politik / Hrsg. M. N. Ebertz, W. Gebhardt, A. Zingerle. Berlin; New York: De Gruyter: 1993; Hahn F. Charisma und Amt: Die Diskussion über das kirchliche Amt im Lichte der neutestamentlichen Charismenlehre: Rudolf Lorenz zum 65.

Я

h-Q

О

Geburtstag // Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1979. Bd. 76, Nr. 4. S. 419-449; Rahner K. ^^

РЦ

В

Amt und freies Charisma // Handbuch der Pastoraltheologie / Hrsg. F. X. Arnold, K. Rahner, V. Schurr, L. M. Weber. 5 Bde., Bd. 1. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1964. S. 154-160.

2 Как это происходит в случае с харизмой, подробно рассказывают авторы статьи: Bensman J., Givant M. Charisma and modernity: The use and abuse of a concept // Charisma, history, and social structure / eds R. M. Glassman, W. H. Swatos. New York; Westport; London: Greenwood Press, 1986. P. 27.

3 Ratzinger J. (Benedikt XVI) Bemerkungen zur Frage der Charismen in der Kirche // Die

Zeit Jesu: Festschrift Heinrich Schlier / Hrsg. G. Bornkamm, K. Rahner. Freiburg; Basel; Wien: том 4

Herder, 1970. S. 257. 2022

4 Neumann J. Amt // Handbuch der Pastoraltheologie. 5 Bde., Bd. 5: Lexikon. Hrsg.

F. Klostermann, K. Rahner, H. Schild. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1972. S. 17. №3

№ 3 дары, поданные каждому христианину во благо другим5. При этом церковная должность понималась как одна из харизм, направленных на дальнейшее внутреннее развитие Церкви6. Особенностью должностной харизмы было то, что она передавалась через посредство человека7. Пример такого понимания можно видеть у И. Й. И. фон Дёллингера8: он описывает хариз-нЧ мы как экстраординарные дарования, которые апостолы передавали через | \ ] возложение рук9. Эти дарования обладают узнаваемой экстраординарной \ Г формой, являются определяющими для жизни общины и осуществляют ^^ свое назначение только как служение другим10.

Однако процесс разделения понятий «харизма» и «должность» начался уже в XIX в.11 Значение слова «харизма» развивалось в нескольких направлениях:

— ряд авторов сужают его значение до экстраординарных даров (чу-^ дотворения)12, что исключает из этого поля должность, поскольку долж-

$ нч

о

о

Рч

с

о

PQ

5 Wilhelm J. Charismata // Catholic Encyclopedia. 1913. S. 588-591. URL: https://www. catholic.com/encyclopedia/charismata (дата обращения: 18.05.2022).

6 Ibid.

7 Baumert N. Charisma — Versuch einer Sprachregelung. 2001. S. 10. URL: https://www.

sankt-georgen.de/fileadmin/user_upload/personen/Baumert/Norbert_Baumert__22Charis-

ma_22_-_Versuch_einer_Sprachregelung.pdf (дата обращения: 18.05.2022).

8 Иоганн Йозеф Игнац фон Дёллингер (Johann Joseph Ignaz von Döllinger) (17991890) — баварский католический священник, историк Церкви и богослов; один из инициаторов движения старокатоликов в Германии в 1870-х годах. Г. Хазенхюттль считает позицию Дёллингера репрезентативной для понимания харизмы, господствовавшего накануне I Ватиканского собора (Hasenhüttl G. Charisma: Ordnungsprinzip der Kirche. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1969. S. 309).

9 Döllinger J. J. I von. Christentum und Kirche in der Zeit der Grundlegung. Regensburg: Manz, 1860. S. 296.

10 Ibid. S. 297-298.

11 Baumert N. Charisma — Versuch einer Sprachregelung. S. 5. — Г. Хазенхюттль также считает XIX в. важным для развития понимания харизмы; он полагает здесь начало переосмысления церковного устройства в соответствии с харизматическим пониманием фундаментальной структуры общины — в противовес господствовавшему чуть ли не 18 столетий иерархическому пониманию устройства Церкви (Hasenhüttl G. Charisma: Ordnungsprinzip der Kirche. S. 307-308). Также история понятия «харизма» в разной степени освящается в следующих работах: Gewiess J., Rahner K. Charisma // Lexikon für Theologie und Kirche: 14 Bde. Bd. 2. 2. Aufl. / Hrsg. J. Höfer, K. Rahner. Freiburg: Herder, 1985. S. 10251030; Munzert P. Charisma, Amt und Kirche. Theologische, religions- und kulturwissenschaftliche Aspekte für ein zeitgemäßes Verständnis von Charisma im Kontext von Amt und Kirche. Münster: LIT Verlag, 2016; Landau R. Charisma // Theologische Realenzyklopädie: 36 Bde. Bd. 7 / Hrsg. G. Krause, G. Müller. Berlin; New York: De Gruyter, 1981. S. 681-698.

12 Лев XIII в послании «Testem benevolentiae» (1899) к кардиналу Джеймсу Гиббонсу, архиепископу Балтимора, говорил, что харизмы — всего лишь экстраординарные дары, поданные для преодоления экстраординарных ситуаций (Leo PP XIII. Litterae SSMI D. N. Leonis XIII ad Emum Card. Iacobum Gibbons Archiepiscopum Baltimorensem, quoad opiniones nonnullas quae indicantur nomine Americanismi // Acta Sanctae Sedis: in 41 vols. Vol. 31. London; New York: Johnson Repint Corporation, 1969. P. 470-479.

ность передается, а харизму в современном понимании этого слова нельзя гарантировать с помощью определенных действий13;

— начиная с А. Неандера14 появляется понимание харизматического дарования как естественной способности, охваченной благодатью Божи-ей15; в таком смысле «сверхъестественность» перестает быть ядром понятия: «Теперь путь для социологии свободен, — пишет Н. Баумерт, — "харизму" может узурпировать Макс Вебер»16;

— в рамках и под влиянием активизировавшейся в 1880-е годы протестантской дискуссии17 А. Гарнак и Р. Зом противопоставляют харизмы как «духовные», т. е. управляемые Духом Божиим, функции и должность как функцию «чистого управления»18; все остальные области действия Святого Духа (Писание, таинства, должность и традиция), которые раньше могли быть включены в сферу значений харизмы, теперь исключаются из этого понятия19.

Таким образом, понятие «харизма» получает значение непосредственного действия Духа в результате сужения этого значения до даров чудотворения и противопоставления праву и должности. Тем не менее четкого разделения харизмы и должности в профессиональном богословском языке не происходит.

S

s

1. Харизма в католическом богословии в начале XX века

Для католического богословия вплоть до XX в. представляется нехарактерным определение харизмы через противопоставление должности, в том числе в разговоре о церковном устройстве. Церковь преимущественно описывается как иерархия, основанная самим Христом, которая, бла- ^Ч годаря апостольскому преемству, сохранила свои божественные полномо- ^^

О

13 Baumert N. Charisma — Versuch einer Sprachregelung. S. 10.

14 Август Иоганн Вильгельм Неандер (August Johann Wilhelm Neander) (1789-

1850) — немецкий протестантский богослов и церковный историк, преподаватель, ученик Шлейермахера. Считается основателем протестантской церковной истории.

15 Такое понимание присутствует, в частности, у представителя католической тю-бингенской школы Ф. А. Штауденмайера в монографии о харизмах: Святой Дух по-

А

О

Рч

с

дает естественным силам «высшее посвящение», которое и возвышает естественный дар до харизмы (Staudenmaier F. A. Pragmatismus der Geistesgaben oder das Wirken des göttlichen Geistes im Menschen und in der Menschheit. Tübingen: Heinrich Laupp Verlag, 1835. S. 11). ф

16 Baumert N. Charisma — Versuch einer Sprachregelung. S. 5.

17 Brockhaus U. Charisma und Amt: Die Paulinische Charismenlehre auf dem Hintergrund der frühchristlichen Gemeindefunktionen. Wuppertal: SCM R. Brockhaus, 1987. S. 7.

18 Сам Зом употребляет понятие «должность» не только в смысле чистого управления том 4 с отрицательной коннотацией, но и в положительном ключе как дарованную Богом долж- 2022 ность (Sohm R. Kirchenrecht: 2 Bde. Bd. 1. München; Leipzig: Duncker & Humblot, 1923. S. 26).

19 Baumert N. Charisma — Versuch einer Sprachregelung. S. 5. №3

том 4 2022

№3 чия до сих пор20. Как утверждает У Брокгауз21, вплоть до середины XX в.

харизма в этом контексте почти не фигурирует22. С уверенностью можно сказать, что богословская дискуссия вокруг харизмы в XX в. так или иначе находится под влиянием Р. Зома, А. Гарнака, К. Холля и некоторых других протестантских авторов. нЧ Предлагая обзор позиций католических авторов (с 1885 по 1969 г.)

относительно взаимоотношения харизмы и церковной иерархии, У Брок-\ Г гауз утверждает, что в католической среде неизбежно должен был возникнуть вопрос о месте харизматических функций, описанных Павлом в 1 Кор 12 и Рим 12, в иерархической структуре23. Это происходит в 1929 г. в форме реакции Л. Айзенхофера на утверждение О. Казеля о том, что в Древней Церкви евхаристия совершалась пророками (т. е. харизматика-ми)24. Другого обоснования возрастающего интереса к харизме как к явлению, имеющему отношение к церковному устройству, Брокгауз не предлагает.

Готтхольд Хазенхюттль25 в упомянутой выше работе «Харизма: прин-ч^ цип устройства Церкви» (1969) также упоминает это «шокирующее» высказывание Казеля, однако у него оно вписано в более широкую кар-Р I тину. Хазенхюттль пишет, что почву для роста интереса к харизматиче-

С

о м

о о

е

нч

уЦ

о

о

20 Именно против этой позиции выступают протестанты, сравнивая протестантский и католический взгляд на организацию Церкви. См., напр.: Seyerlen R. Die Entstehung der Episcopats in der christlichen Kirche mit besonderer Beziehung auf die Hatch-Harnack'sche Hypothese // Zeitschrift für practische Theologie. 1887. Nr. 9. S. 97-143.

21 Ульрих Брокгауз (Ulrich Brockhaus) (род. в 1936 г.) — немецкий протестантский богослов, бывший руководитель и один из авторов издательства «Р. Брокгауз» (в России более известным является другое немецкое издательство, выпускавшее энциклопедическую литературу — «Ф. А. Брокгауз АГ», к нему этот автор не имеет отношения). О его книге «Харизма и должность» Ив Конгар, выдающийся французский католический богослов XX в., отзывался как о блестящей истории понятий.

22 Brockhaus U. Charisma und Amt. S. 86. — При этом Брокгауз рассматривает позиции трех авторов, чьи сочинения были опубликованы в этот период: А. Викенхаузера (Wiken-hauser A. Die Kirche als der mystische Leib Christi: nach dem Apostel Paulus. Münster: Aschendorff, 1937), О. Казеля (Casel O. Prophetie und Eucharistie // Jahrbuch für Liturgiewissenschaft. 1929. Nr. 9. S. 1-19), Й. Воббе (WobbeJ. Der Charis-Gedanke bei Paulus. Münster: Aschendorff, 1932). Все трое сходятся во мнении, что харизмы делятся на преходящие и должностные.

23 Brockhaus U. Charisma und Amt. S. 71-72.

24 Casel O. Prophetie und Eucharistie. S. 1. — Казель затем поясняет, что апостолы, пророки и учителя не являлись мирянами — они относились к «церковному господству».

25 Готтхольд Хазенхюттль (Gotthold Nathan Ambrosius Hasenhüttl) (род. в. 1933 г.) — критик Католической церкви, живет в Германии. Бывший католический священник (отстранен от служения в 2003 г.), бывший преподаватель систематического богословия (отстранен в 2006 г.). В 2010 г. формально покинул лоно Католической церкви. Его критика направлена преимущественно против Церкви как жесткого фундаменталистично-го института. В книге «Харизма: принцип устройства Церкви» Хазенхюттль, среди прочего, достаточно подробно излагает путь развития католического понимания харизмы в XIX — первой половине XX в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ской структуре общины26 подготовило, в частности, учение Й. А. Мёлера о Церкви как о мистическом Теле Христовом27. В 1915-1916 гг. в журнале «Hochland» появляются публикации Макса Шелера28, начиная с которых «"Corpus Christi Mysticum" становится в католической Германии центральной идеей, в противовес ecclesia militans и церкви как правовой структуре, обществу, организации»29.

С точки зрения Хазенхюттля, «решающему перелому в католическом мышлении способствовала энциклика Пия XII "Mystici Corporis Christi" (1943) — она вновь ввела в официальный оборот харизматическую структуру общины»30. В энциклике Церковь предстает как мистическое Тело Христа, всем членам которого подаются харизмы. Харизмы — это не только экстраординарные дары, но и повседневное явление, которое подается для осуществления любого служения (а не только служения, требующего посвящения). Иерархическая и харизматическая структуры существуют параллельно, хотя харизматическая должна безусловно подчиняться иерархической. Хазенхюттль утверждает, что энциклика Пия XII «поставила перед богословами почти неразрешимую задачу31 — объяснить параллельное существование (Nebeneinander) двух структур в Церкви»32. Параллельное существование и равнозначность двух структур в Церкви представляется доминирующей позицией в современном католическом богословии, однако наряду с ней бытуют и иные взгляды на соотношение харизмы и должности, наиболее распространенными среди которых являются превосходство харизматической структуры над

26

S

«Харизматическая структура общины», а также «фундаментальная харизматическая структура Церкви» — словосочетания, которые широко используются в богословской литературе в паре со словосочетанием «иерархическая/должностная структура» как продолжение все той же оппозиции «харизма — должность».

27 Изложено в работе: Möhler J. A. Die Einheit der Kirche, oder das Princip des ^H Katholicismus, dargestellt im Geiste der drei ersten Jahrhunderte. Tübingen: Heinrich Laupp,

1825. W

28 Scheler M. Soziologische Neuorientierung und die Aufgabe der Katholiken nach dem

Krieg // Hochland. 1915-1916. Nr. 13, Bd. I. S. 385-406, 682-700; 1916. Nr. 13, Bd. II. S. 188-204; i-^ 257-294. ^_i

29 Hasenhüttl G. Charisma: Ordnungsprinzip der Kirche. S. 322-323.

30 Ibid. S. 324.

31 Хазенхюттль считает, что Карл Ранер (Rahner K. Das Dynamische in der Kirche.

и о

о

Freiburg: Herder, 1958), Эрих Пшивара (Przywara E. Kirche in Gegensätzen. Düsseldorf:

Рц С

Patmos, 1962) и Х. У фон Бальтазар (Balthasar H. U., von. Chans und Charisma // Sponsa Verbi. Skizzen zur Theologie II. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1961) с ней не справились и стало очевидно, что нужна оптика, рассматривающая сосуществование харизмы и должности (Miteinander vs. Nebeneinander), попытка разработать которую и была предпринята на II Ватиканском соборе.

32 Hasenhüttl G. Charisma: Ordnungsprinzip der Kirche. S. 325. — Действительно, существует ряд работ первой половины XX в., рассматривающих харизму в контексте

учения о «мистическом Теле Христовом» (экклезиология) (см., напр.: Wikenhauser A. том 4

9П99

Die Kirche als der mystische Leib Christi: nach dem Apostel Paulus; Soiron Th. Die Kirche als 20

der Leib Christi. Düsseldorf: Patmos, 1951), хотя наиболее распространенным контекстом, в котором харизма соотносится с устройством Церкви, является библеистика. №3

№ 3 институциональной (либеральный взгляд) и восприятие должностной структуры как заключительной формы воплощения Духа (консервативная позиция).

том 4 2022

К Я

О

С

о

2. Соотношение харизмы и должности в немецком католическом богословии середины XX века

2.1. Равнозначность харизмы и должности п

Позицию относительно гармоничного сосуществования двух одинаково важных для устройства Церкви структур представляют Карл Ранер и Ханс Урс фон Бальтазар. В рамках этого взгляда харизма неотделима от должности (одно не может быть без другого), эти явления актуальны, равнозначны и существуют изначально (восходят к Иисусу Христу).

Работы Карла Ранера, опубликованные в 1950-е — 1960-е годы, име-А ют большое значение для немецкоязычного пространства; среди них эссе О «Динамическое в Церкви» (19 58)33, статья «Харизматическое в Церкви» ^^ (1958)34, статья «Должность и свободная харизма» в «Настольной книге р Р пастырского богословия» (1964)35 и эссе «О смысле церковной должности» (1966)36.

В эссе «Динамическое в Церкви» К. Ранер говорит о некоторой единой харизматической составляющей Церкви, которая включает в себя «хариз-PQ му должности» и «неинституциональные церковные харизмы». С одной стороны, автор утверждает их единство: «Должность и духовные дары в Церкви нельзя воспринимать как два абсолютно различных элемента, которые иногда почти случайно совмещаются в личности, облаченной должностью и в то же время обладающей харизмой. Именно должность, а не человека, который ее занимает, можно охарактеризовать как обладающую харизматическими дарами Церкви»37, — должность транслирует благодать на своего носителя. С другой стороны, Ранер подчеркивает, что харизма в Церкви не является исключительной компетенцией духовенства, в том числе харизма руководства. Обосновывая последнее утверждение, он ссылается на энциклику папы Пия XII «Mystici Corporis Christi»: «Не следует, однако, думать, что это внутренне согласованное или, как говорят, "органическое" строение тела Церкви сводится лишь исключительно к иерархическим степеням и ими ограничивается, или же, как это утверждает противоположное мнение, что Церковь состоит единственно из "харизматиков", хотя подобные люди, обладающие чудесными дарова-

33 Rahner K. Das Dynamische in der Kirche.

34 Rahner K. Das Charismatische in der Kirche // Lexikon für Theologie und Kirche: 14 Bde., Bd. 2. 2. Aufl. Freiburg: Herder, 1958. S. 1027-1030.

35 Rahner K. Amt und freies Charisma. S. 154-160.

36 Rahner K. Vom Sinn des kirchlichen Amtes. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1966.

37 Rahner K. The Dynamic Element in the Church. Freiburg: Herder; Montreal: Palm Publ., 1964. P. 47.

ниями, никогда не прекратятся в Церкви»38. Христос сообщил апостолам и их преемникам власть; однако Он руководит и управляет и Сам основанным Им обществом. Он пробуждает «в лоне Матери-Церкви мужей и жен, чтобы они сиянием блеска своей святости служили примером прочим верующим во Христа для возрастания Его таинственного Тела»39. Из этого Ранер делает вывод, «что в Церкви есть лица вне иерархии, обладающие дарами Святого Духа; через них Христос может "напрямую" управлять Церковью»40. Однако харизматическая структура не упраздняет иерархи-ческую41, и церковнослужители тоже могут получать прямые харизматические импульсы от Бога. Гармоничное сосуществование харизматической и иерархической структур обеспечивается только Богом42. Единая харизматическая составляющая Церкви находит выражение в двойственной структуре Церкви.

В статье «Должность и свободная харизма» для обозначения неинституциональных харизм Ранер использует словосочетание «свободная харизма», определяя его как «посюстороннее действие благодати Божи-ей, которая свободна и не может институционально управляться челове-ком»43. Свободная харизма даруется Духом Божиим верующим, которые ставят ее на службу Церкви (хотя возможно и наделение такими дарами человека вне Церкви, но его дар и миссия могут иметь значение для нее)44. Харизма называется свободной, чтобы подчеркнуть ее отличие от должностной власти, которая харизматична по своему характеру, поскольку, во-первых, Церкви дано эсхатологическое обещание, что она никогда не будет оставлена Духом45, во-вторых, должность является даром божественной благодати, поскольку, как и харизма, она даруется свободно и ее нельзя заслужить; кроме того, должностная власть направлена на исцеле- ^ч ние членов Церкви и «для самого ее носителя является вызовом и обетова- ^^ нием собственного спасения»46 (что, видимо, также роднит ее с харизмой |-Н в функциональном отношении). ^^

38 Пий XII, папа. Энциклика «Mystici Corporis Christi». 1943. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/konfessii/hristianskoe-verouchenie-dogmaticheskie-teksty-uchitelstva-tserkvi-3-20- ^^ vv/9 (дата обращения: 18.05.2022).

39 Там же.

40 Rahner K. The dynamic element in the Church. P. 53.

41 Интересно, что иерархическая структура для Ранера не идентична институту, поскольку содержит в себе «харизматический элемент, превосходящий институциональный порядок». Харизматическое «противостоит чисто институциональному — управляющемуся людьми, предсказуемому, тому, что может быть выражено в законах и правилах» (Ibid. P. 44).

42 Ibid. P. 52.

43 Rahner K. Amt und freies Charisma. S. 155.

44 Ibid. S. 154-155.

45 Ibid. S. 155. — Эта же мысль присутствует и в эссе «Динамическое в Церкви»: «Обещание, что Господь в Духе Святом будет пребывать с Церковью до скончания века, том 4 относится к официальной Церкви» (Rahner K. The dynamic element in the Church. S. 43-44); 2022 «Дух Божий никогда не оставлял официальную власть и законы» (Ibid. S. 58).

46 Rahner K. Amt und freies Charisma. S. 156. №3

S

hQ

О

Рч

С

о

ÇQ

№ 3 Должность и харизма не могут существовать друг без друга, поскольку

Церковь является единством божественной благодати и ее исторической осязаемости47. Харизма не восходит к церковному посредничеству (как рукоположение), но регулируется через принятие и подтверждение Церковью и должна непременно получить институциональное воплощение48 — послужить на благо Церкви. В свою очередь, должностная власть может осуществляться только в Церкви, оживотворяемой Святым Духом, в том f j числе через свободные харизмы. «К тому же отдельный носитель должно-^^ сти только тогда может действительно осуществлять свою должностную власть, когда ему в определенной мере дарована свободная харизма»49. Любопытно, что, по Ранеру, действие харизмы не может быть направлено против должности: «В устроенном Христом порядке (Ordnung Christi) не может быть действия благодати, которое бы было нецерковным», в то время как харизма не имеет такой же защиты от должности50.

Церковь недемократична потому, что ее должности и авторитет восходят к Самому Богу, и одновременно демократична, потому что «ни одна (иерархическая) инстанция в Церкви не обладает всей полнотой власти», ^^ и «даже в Церкви что-то может иметь свое начало среди народа Божье-Р I го»51. Ранер использует понятие харизмы для признания индивидуальной свободы каждого члена Церкви; с его помощью он обосновывает право на создание религиозных организаций, не созданных сверху и не включенных в иерархическую структуру. г^Ч Ханс Урс фон Бальтазар описывает место харизм в церковной жиз-

ни в работе «Фома и харизматика» (1954)52 и статье «Харис и харизма» из сборника Sponsa Verbi (1971)53.

С его точки зрения, харизмам свойственна диалектика: с одной стороны, они выражают имеющуюся в Церкви полноту Духа, с другой — сами по себе не могут служить обоснованием непогрешимости носителя харизмы. Эта диалектика, как утверждает Бальтазар, объясняется социальным смыслом харизм, который подчеркивает апостол Павел: главный критерий истинности харизмы — ее служение благоустроению общины. «Ничто, что человек имеет "сам по себе и для себя", не может называться харизмой»54, — и это помещает харизму в непосредственной близости к церковной должности, хотя полного совпадения не происходит. Бальтазар пишет, что церковная должность возникает во II в. и «частично замещает и вытес-

К S

О М

47 Rahner K. Amt und freies Charisma. S. 154-156.

48 Rahner K. Das Charismatische in der Kirche. S. 1028.

49 Rahner K. Amt und freies Charisma. S. 155.

50 Rahner K. The dynamic element in the Church. P. 52-53.

51 Ibid. P. 70, 72.

52 Balthasar H. U. von. Thomas und die Charismatik // Kommentar zu Thomas von Aquin, Summa theologica quaestiones II 171-182, Besondere Gnadengaben und Die zwei Wege menschlichen Lebens. Einsiedeln; Freiburg im Breisgau: Johannes, 1996. S. 252-586.

53 Balthasar H. U. von. Charis und Charisma. S. 332-348.

54 Бальтазар цитирует работу: Lautberg M. Der Begriff des Charisma und seine Bedeutung für die Praktische Theologie. Güttersloh: C. Bertelsmann, 1898. S. 13.

няет харизматическое, частично встраивается в него, частично начинает его регулировать», что может соответствовать изначальному намерению Основателя Церкви55.

В исходном состоянии харизма и должность теологически значимым образом неразделимы. Бальтазар видит в этом напоминание поздней Церкви о том, что, с одной стороны, должность требует от носителя святости, а с другой — «вся церковная святость является социальной, относится к построению мистического тела и является миссией, функцией и в этом смысле должностью, поэтому необходимо полностью отказаться от попыток их разделить»56. Неделимость харизмы и должности заключается также в том, что харизмы требуют признания общиной, поэтому, чтобы стать носителем должности, необходимо обладать харизмой. Кроме того, сам процесс передачи должности требует специальной харизмы57.

Бальтазар полемизирует с тезисом Зома о том, что иерархия выросла из изначально господствовавшей харизмы58; он утверждает, что этот тезис ошибочен, поскольку апостольская должность восходит к «непосредственному избранию Христом, которое нельзя поставить на одну ступень с общинными функциями харизматиков»59. Также Бальтазар спорит с утверждением Э. Пфайффера60 о том, что должности действуют постоянным, а харизмы — свободным образом, поскольку должности служат постоянным нуждам Церкви, а харизмы — преходящим. Бальта-зар утверждает, что есть харизмы, которые служат постоянным нуждам Церкви и могут в конце концов превратиться в должности и быть полностью восприняты иерархией. «А есть должности, которые требуют — даже сегодня в сознании верующих! — таинственного харизматического | \ \ основания»61.

Любопытно также высказывание Бальтазара о том, что харизмы ^^ принципиально не связаны с естественными дарованиями человека62. |-Н Харизмы являются дарами Духа, а не плодами святости человека; их не- ^^

55 Balthasar H. U. von. Thomas und die Charismatik. S. 261-262.

56 Ibid. S. 262.

57 Ibid. S. 263.

58 Тем не менее далее в тексте встречается фраза: «...должностное появляется из всеохватывающей атмосферы харизматического» (Ibid.).

59 Ibid. S. 262-263.

60

S

M

h-Q

o

Pfeiffer E. Das Charisma und das geistliche Amt in ihrem Unterschiede und ihrem

E

ÇQ

Verhältnis zueinander // Deutsche Zeifschrift für christliches Leben. 1853. Heft 48. S. 384385. — Э. Пфайффер — протестантский пастор, теолог, живший в XIX в. Упоминается в статье о дарах Духа «Реальной энциклопедии протестантского богословия и Церкви» наряду с А. Неандером как автор, наконец-то обративший внимание на проблему соотношения должности и харизмы (Cremer. Geistesgaben // Real-Enzyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. Bd. 5: Geist bis Herder. 1897. S. 13-14. URL: https://books. google.ru/books?id=Zd9hDgAAQBAJ&lpg=PA14&ots=L7y-Jrp7uc&dq=Pfeiffer%20das%20 Charisma%20und%20das%20geistliche%20Amt&hl=de&pg=PA14 v=onepage&q&f=true (дата обращения: 18.05.2022)). 2022

61 Balthasar H. U. von. Thomas und die Charismatik. S. 263-264.

62 Хотя в исключительных случаях, пишет Бальтазар, это возможно (Ibid. S. 265). №3

№ 3 возможно «заработать». Харизма происходит из сущностной святости Святого Духа в Церкви, она направлена на эту святость и только в ней

20М2 возможна63.

2.2. Харизма — изначальна, должность — вторична

нЧ Второе направление утверждает изначальное существование хариз-

^Ч матической структуры Церкви, из которой позднее возникает иерархиче-^^ ская. Иерархическая структура является вспомогательной и существовать |~Н без харизматической не может, в то время как харизматическое устрой-^^ ство без институциональных форм принципиально возможно.

В книге «Церковь» (1967) Ханс Кюнг64 акцентирует внимание на фундаментальной харизматической структуре Церкви. Он критикует католическое богословие за то, что оно ориентируется исключительно на иерархическую структуру Церкви, предав забвению ее харизматическую основу, призывает «заново открыть харизмы» и вернуться к «экклезиологии апостола Павла»65, в рамках которой понятие «харизма» являлось обобщаю-^^ щим по отношению ко всем церковным служениям и функциям. Таким Рц образом, церковная должность выступает как одна из харизм66.

Кюнг утверждает, что харизмы — актуальное и даже центральное явление в современной Церкви. Необходимо говорить о «харизматической структуре Церкви, которая включает в себя должностную структуру и выходит за ее пределы»67. Ссылаясь на Новый Завет, Кюнг подразделяет харизмы на общие (поучение, утешение, вера и др.) и особые (апостолы, пророки, учителя, пастыри и др.). Особые харизмы представляют собой диаконическую структуру, выступающую аспектом всеобщей фундаментальной харизматической структуры Церкви68. Первые есть «поданные Богом личные дарования и добродетели», вторые — «установленные Богом публичные функции общины»69.

С точки зрения Кюнга, современная Церковь очень далеко ушла от изначального новозаветного харизматического устройства. Существующая в Католической церкви экзегеза направлена на то, чтобы гармонизировать различия и заретушировать несоответствия в Новом Завете, что опасно70.

[3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нч

о

03

63 Balthasar H. U. von. Thomas und die Charismatik. S. 266.

64 Ханс Кюнг (Hans Küng) (1928-2021) — швейцарский теолог и писатель, католический священник, преподаватель. Был одним из консультантов II Ватиканского собора. С 1995 г. — президент фонда «За глобальную этику». Считается главным идеологом модернизации католицизма, за что не раз подвергался резкой критике со стороны Ватиканской конгрегации доктрины веры, которая в 1979 г. добилась для Кюнга запрета преподавать в университете.

65 Küng H. Die Kirche. Freiburg im Breisgau: Herder, 1967. S. 217.

66 Ibid. S. 225.

67 Ibid. S. 226.

68 Ibid. S. 495.

69 Ibid. S. 465.

70 Ibid. S. 487, 489.

Опасен и противоположный путь интерпретации истории Древней Церкви — представление ее как набора противоречий с тем, чтобы потом выбрать какую-то сторону конфликта (здесь имеются в виду, очевидно, Зом, фон Кампенхаузен71, Кеземанн72 и др.)73. История Древней Церкви, согласно Кюнгу, должна служить образцом для современной Церкви: необходимо, чтобы Церковь осознала свою удаленность от истоков74.

То, что Кюнг говорит о харизматической структуре Церкви, более подробно излагает Готтхольд Хазенхюттль в упомянутой выше книге «Харизма: принцип устройства Церкви». Как и Кюнг, Хазенхюттль утверждает, что в Древней Церкви существовали две структуры75: фундаментальная харизматическая структура, отраженная в Посланиях апостола Павла (1-е и 2-е к Коринфянам, к Римлянам и Ефесянам)76, и вспомогательная (административная) структура (епископы и старейшины), отраженная в пастырских посланиях (1-е и 2-е к Тимофею, к Титу), в Деяниях и у мужей апостольских77. В фундаментальной харизматической структуре все верующие — харизматики, и все — равны78. Во вспомогательной структуре присутствует градация, место верующего в которой определяется большей или меньшей степенью участия в совершении евхаристии79. Хазенхюттль считает, что из двух типов организации общины, названных в Писании, именно харизматический тип более соответствует библейской проповеди. Общинное устройство без устоявшихся институциональных форм принципиально возможно, а вот фундаментальные харизматические элементы не должны отсутствовать ни в одном типе организации общины80.

Хазенхюттль делает следующие практические выводы: в Церкви есть чисто гуманитарно-социальное призвание, которое подразумевает служения, установленные «человеческим правом» (Dienste des menschlichen ^н Rechts). Затем есть призвание Церковью, оно охватывает постоянные ^^ должности в общине, в частности, должность пастыря. Эти должности |-Н могут легитимно пониматься как «выражение воли Божьей» (ius divinum), ^^

71 Campenhausen H. von. Kirchliches Amt und geistliche Vollmacht in den ersten drei Jahrhunderten. Tübingen: Mohr, 1953. — Протестантский теолог Ханс фон Кампенхаузен

3

о

S

s

фигурирует в нескольких статьях как автор, оказавший значительное влияние на понимание в немецкоязычном пространстве оппозиции «харизма — должность».

72 Käsemann E. Amt und Gemeinde im Neuen Testament // Exegetische Versuche und Besinnungen. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1965. S. 109-134. — Эрнст Кеземанн считается одним из наиболее значимых протестантских интерпретаторов понятия «харизма» в богословии ап. Павла.

73 Küng H. Die Kirche. S. 490.

74 Ibid. S. 491 et seq. ф

75 Хазенхюттль, предлагая это деление, ссылается на Гарнака: Hasenhüttl G. Charisma:

Рч

с

PQ

Ordnungsprinzip der Kirche. S. 226.

76 Ibid. S. 129 et seq.

77 Ibid. S. 228 et seq., 230, Anm. 40. том 4

78 Ibid. S. 228, 232, 234. 2022

79 Ibid. S. 228.

80 Ibid. S. 231. №3

том 4 2022

О

о

Рч

PQ

2.3. Апостольское руководство как заключительное проявление Духа

№ 3 но необязательно имеют харизматическое основание81. Наконец, есть призвание Духом; оно охватывает харизматиков, т. е. всех христиан82, которые обладают авторитетом, полученным непосредственно от Духа. Харизма-тик не назначается пастырем, но пастырь должен признавать авторитет отдельного харизматика83. Беды общины начинаются тогда, когда дары нЧ благодати подавляются84.

5

О «

^^ Третье направление предполагает плавный и естественный переход

от харизматической к должностной структуре. Апостольская (и постапостольская) форма руководства — это дар (проявление) Духа, который является кульминацией харизматических даров и придает им смысл. | ^ Хайнц Шурманн85 в работе «Духовные дары благодати в общинах Пав-

ла» (впервые опубликована в 1965 г.)86 называет харизмы фундаментальной структурой Церкви, что позволяет Брокгаузу поставить его в один ряд с Кюнгом и Хазенхюттлем87. Устройство Церкви было и является «пневматической структурой даров духа... в которую встроены дары руковод-| ] ства»88. Взгляд Павла, утверждает Шурманн, находится «по ту сторону эк-^^ клезиологически важного различия между иерархическими должностями и свободными харизмами»89.

Шурманн подчеркивает упорядоченность харизматической структуры — свидетельство этому он видит в перечнях харизм в посланиях апостола Павла. Шурманн считает, что Павел выстраивает харизмы «по рангу и значимости»90. Харизматическая структура регулируется двумя принципами: во-первых, любовью, во-вторых, традицией и апостольским руководством91. Эта регулируемая харизматическая структура плавно

81 Hasenhuttl G. Charisma: Ordnungsprinzip der Kirche. S. 354-355.

82 Ibid. S. 234.

83 Ibid. S. 358.

84 Ibid. S. 356.

85 Хайнц Шурманн (Heinz Schürmann) (1913-1999) — немецкий богослов (направление деятельности — богословие Нового Завета), католический священник, преподаватель. Был одним из консультантов на II Ватиканском соборе, членом Международной теологической комиссии и консультантом Папской библейской комиссии. Его научная работа получила международное признание (удостоен звания Doctor Honoris Causa в ряде европейских университетов).

86 Schürmann H. Die geistlichen Gnadengaben in den paulinischen Gemeinden // Ursprung und Gestalt: Erörterungen und Besinnungen zum Neuen Testament. Düsseldorf: Patmos, 1970. S. 236-267.

87 Brockhaus U. Charisma und Amt. S. 88.

88 Schürmann H. Die geistlichen Gnadengaben in den paulinischen Gemeinden. S. 265.

89 Ibid. S. 260.

90 Ibid. S. 250.

91 Ibid. S. 261.

переходит в постапостольскую должностную структуру: постапостольское церковное устройство является развитием апостольского, поскольку в первом есть начатки второго. Заключительное проявление Духа происходит, по Шурманну, в традиции, а не в харизмах92.

Эту тенденцию продолжает Йозеф Ратцингер в статье «Замечания к вопросу о харизмах в Церкви» (1970)93; автор утверждает, что в своей статье хотел бы лишь уточнить определенные моменты, намеченные в работе Шурманна.

Ратцингер воспринимает харизмы как явление, характерное для зарождения любой религии (и отсылает к произведению Рональда Нок-са «Энтузиазм: глава в истории религии, с особым упоминанием о XVII и XVIII веках»94). Харизма в таком понимании сводится к «феномену чу-дотворения», который сам по себе не является экстраординарным; его причинами выступают внутренние силы, высвобождающиеся в человеке в результате религиозных потрясений. Наличие особых дарований не является безусловным основанием для легитимации религиозного авторитета, их значимость зависит от того, как они будут осмыслены в рамках уже существующих религиозных структур: «Свое специфическое значение эти феномены получают... через способ духовной классификации, через форму осмысления, которая придает им смысл — или делает бессмысленными. Значение и сила зарождающейся Церкви заключаются посему не столько в этих феноменах, сколько в той духовной форме, которую она им смогла придать»95. Ратцингер утверждает, что Павел в своем богословии проходит путь от узнавания Бога в чудесах к узнаванию Его в повседневном постоянстве Его порядка — от экстраординарного к ординарному. | \ \ Как и у Шурманна, критерий различения духов — связь с апостольским руководством, которое выступает выражением Символа веры. Апостоль- ^^ ское руководство подтверждается, в свою очередь, своим бытованием |-Н от начала (Ursprünglichkeit) и тем, что является общим для всей Церкви (Gesamtkirchlichkeit). Ратцингер (и Шурманн, которого Ратцингер цитирует) видит в этом движении к ординарному развитие организованной должности, за которое борется апостол Павел. Ратцингер приходит к выводу о том, что дары Духа нераздельно связаны с апостольской формой руководства.

Согласно Ратцингеру, харизматик является истинным носителем даров Духа, если он отрекается от себя; «или, если сформулировать еще ра- ^^ дикальнее: критерий истинной харизмы — крест»96. Носитель харизмы Рц

С

92 Ibid. S. 265. ф

93 Ratzinger J. (Benedikt XVI) Bemerkungen zur Frage der Charismen in der Kirche.

S. 257-272. W

94 Knox R. A. Enthusiasm: A chapter in the history of religion with special reference to the

17th and 18th centuries. New York; Oxford: Oxford University Press, 1950. том 4

95 Ratzinger J. (Benedikt XVI) Bemerkungen zur Frage der Charismen in der Kirche. 2022 S. 258-259.

96 Ibid. S. 270. №3

s

о

w

F

M

h-Q

о

№ 3 должен выбирать между собственным «я» и выполнением задачи, возложенной на него Богом, в рамках своего положения в Церкви. «Тот, кто к этому не готов, кто предпочитает невредимость собственного "я" исполнению призвания на месте своего служения, тем самым уничтожает хариз-му»97. Здесь напрашивается вывод о том, что харизматические движения, нЧ не принимающие церковного устройства, не проявляющие послушания, Д \ ] теряют дар Духа — и перестают быть частью Церкви. Принимая «место», \ Г вы принимаете «крест» — схожая мысль есть у Ранера в эссе «Динамиче-^^ ское в Церкви»: принимая харизму, вы принимаете страдание; Дух есть от Бога, если этот Дух для других, не для себя.

О

Заключение

Харизма — очень разнородное явление в католическом богословии, это понятие со сложной историей, не ограничивающейся рамками истории католицизма. Создается впечатление, что в начале XX в. в католиче-О ской традиции существовала устойчивая «нулевая» позиция, в рамках ^^ которой понятие «харизма» имело три основных значения: любой боже-Рц ственный дар человеку; дар христианину во благо Церкви (сюда же относились должности); экстраординарный дар христианину во благо другим. В настоящий момент оппозиция «харизма — должность» нерелевантна, да и само понятие «харизма», по-видимому, не играет значимой роли

PQ

в католическом богословии, в то время как в протестантской среде еще в 1880-е годы велась активная дискуссия о значении харизмы в ее оппозиции к должности для церковного устройства (и в историческом плане, и применительно к современному устройству Протестантской церкви). Эта полемика оказала несомненное влияние на католическую мысль, хотя установить прямые связи затруднительно. Также важным для развития этого направления является учение Мёлера о Церкви как о мистическом Теле Христовом (182 5)98, которое завоевало популярность в католической Германии начала XX в. и подготовило почву для роста интереса к «харизматической структуре общины»99. Однако решающее значение для ввода этого понятия в активный оборот в католическом дискурсе стала энциклика папы Пия XII «Mystici Corporis Christi» (1943). В ней утверждается единство должности и харизмы — как ответ на уже существующее (и, с позиции документа, ошибочное) мнение об их противопоставленности. Представление о параллельном существовании и равнозначности иерархической и должностной структур становится доминирующим в католическом богословии. Наряду с этим во второй половине века получают распространение две позиции: либеральная (а в каких-то случаях и антимонархическая), в рамках которой утверждается превосходство харизма-

97 Ratzinger J. (BenediktXVI) Bemerkungen zur Frage der Charismen in der Kirche. S. 271.

98 Möhler J. A. Die Einheit in der Kirche, oder das Princip der Katholicismus.

99 Hasenhüttl G. Charisma: Ordnungsprinzip der Kirche. S. 324.

тической структуры над институциональной, и консервативная, полагающая должностную структуру как заключительную (и единственно возможную) форму проявления Духа в Церкви.

Вопрос о соотношении харизмы и должности в католическом богословии XX в. не исчерпывается представленными в статье идеями. Эта оппозиция находится на стыке целого ряда богословских дисциплин (библе-истики, экклезиологии, религиозной социологии, канонического права) и находит в них разное отражение. Сложность проблематике добавляет и то, что она, как мы увидели, является межконфессиональной.

Статья поступила в редакцию 4 декабря 2021 г.;

рекомендована к печати 1 июня 2022 г.

Контактная информация:

Рещикова Елизавета Юрьевна — лаборант; lupus.theologian@gmail.com

(represented by H. Schürmann and J. Ratzinger). Keywords: charisma, office, historiography, Catholic theology, church structure.

References

Balthasar H. U. von (1961) "Charis und Charisma", in Sponsa Verbi. Skizzen zur Theologie II, S. 332-348. Einsiedeln, Johannes Verlag.

Notion of "charisma" in German Catholic thought in the second half of the 20th century

E. Yu. Reshchikova

St Tikhon Orthodox University, 6/1, Lihov per., Moscow, 127051, Russian Federation

For citation: Reshchikova E. Yu. Notion of "charisma" in German Catholic thought in the second half of the 20th century. Issues of Theology, 2022, vol. 4, no. 3, pp. 442-459. https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.306 (In Russian) ^

The paper examines the main lines of debate on the role of "charisma" in the Church structure, basing on German Catholic thought in the second half of the 20th century. Looking into the history of the concept gives grounds to assert that its meaning originates as the result of juxtaposition of "charisma" and "office". Moreover, the Catholic discussion on the role of "charisma" appears to be predetermined by the Protestant debate around the said opposition, which intensified in the late 19th and early 20th centuries and revolved around using "charisma" as a means to criticize the Church. Catholic thought suggests several ways to solve the problem of correla- k

tion between "charisma" and "office", some of which seem rather radical. Analyzing German Catholic discourse brings out three basic attitudes towards the role of charisma in the life of the Church: the simultaneous existence and equivalence of C^ the charismatic and the institutional structures (based on the works of K. Rahner and H. U. von Balthasar); the precedence of the charismatic structure over the institutional (based on the works of H. Kung and G. Hasenhuttl); perceiving the institutional structure as the final form of incarnation of the Holy Spirit in the world | j

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

Рч

О PQ

том 4 2022

№3 457

PQ

№ 3 Balthasar H. U. von (1996) "Thomas und die Charismatik", in Kommentar zu Thomas von Aquin,

Summa theologica quaestiones II171-182, Besondere Gnadengaben und Die zwei Wege men-T0M 4 schlichen Lebens, S. 252-586. Einsiedeln; Freiburg im Breisgau, Johannes.

Baumert N. (2001) Charisma — Versuch einer Sprachregelung. Available at: https://www.sankt-geor-gen.de/fileadmin/user_upload/personen/Baumert/Norbert_Baumert___22Charis-

Sma_22_-_Versuch_einer_Sprachregelung.pdf (accessed: 18.05.2022). Bensman J., Givant M. (1986) "Charisma and modernity: The use and abuse of a concept", in ^^ Charisma, history, and social structure. Eds R. M. Glassman, W. H. Swatos, pp. 27-56. New

^^ York; Westport; London, Greenwood Press.

OBrockhaus U. (1987) Charisma und Amt: Die Paulinische Charismenlehre auf dem Hintergrund

der frühchristlichen Gemeindefunktionen. Wuppertal, SCM R. Brockhaus. Campenhausen H. von (1953) Kirchliches Amt und geistliche Vollmacht in den ersten drei Jahrhunderten. Tübingen, Mohr. Casel O. (1929) "Prophetie und Eucharistie", in Jahrbuch für Liturgiewissenschaft, Nr. 9, S. 1-19. Cremer (1897) "Geistesgaben", in Real-Enzyklopädie für protestantische Theologie und Kirche: 5. Band: Geist bis Herder, S. 10-14. Available at: https://books.google.ru/books?id=Zd9hD-gAAQBAJ&lpg=PA14&ots=L7y-Jrp7uc&dq=Pfeiffer%20das%20Charisma%20und%20 ^ das%20geistliche%20Amt&hl=de&pg=PA14 v=onepage&q&f=true (accessed: 18.05.2022).

ODöllinger J. J. I von (1860) Christentum und Kirche in der Zeit der Grundlegung. Regensburg, Manz.

Ebertz M. N., Gebhardt W., Zingerle A. (Hrsg.) (1993). Charisma: Theorie — Religion — Politik. Q^ Berlin; New York, De Gruyter.

Gerosa L. (1989) Charisma und Recht. Kirchenrechtliche Überlegungen zum "Urcharisma" der ^H neuen Vereinigungsformen in der Kirche. Einsiedeln; Trier, Johannes Verlag.

Gewiess J., Rahner K. (1985) "Charisma", in Lexikon für Theologie und Kirche. 14 Bde., Bd. 2.

Hrsg. J. Höfer, K. Rahner, S. 1025-1030. Freiburg, Herder. Hahn F. (1979) "Charisma und Amt: Die Diskussion über das kirchliche Amt im Lichte der neutestamentlichen Charismenlehre: Rudolf Lorenz zum 65. Geburtstag", in Zeitschrift für Theologie und Kirche, Bd. 76, Nr. 4, S. 419-449. Hasenhüttl G. (1969) Charisma: Ordnungsprinzip der Kirche. Freiburg; Basel; Wien, Herder. Käsemann E. (1965) "Amt und Gemeinde im Neuen Testament", in Exegetische Versuche und

Besinnungen, S. 109-134. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht. Knox R. A. (1950) Enthusiasm: A chapter in the history of religion with special reference to the 17th

and 18th centuries. New York; Oxford, Oxford University Press. Küng H. (1967) Die Kirche. Freiburg im Breisgau, Herder.

Landau R. (1981) "Charisma", in Theologische Realenzyklopädie. 36 Bde., Bd. 7. Hrsg. G. Krause,

G. Müller, S. 681-698. Berlin; New York, De Gruyter. Lautberg M. (1898) Der Begriff des Charisma und seine Bedeutung für die Praktische Theologie.

Güttersloh, C. Bertelsmann. Leo PP XIII. (1969) "Litterae SSMI D. N. Leonis XIII ad Emum Card. Iacobum Gibbons Archie-piscopum Baltimorensem, quoad opiniones nonnullas quae indicantur nomine America-nismi", in Acta Sanctae Sedis. In 41 vols., vol. 31, pp. 470-479. London; New York, Johnson Repint Corporation.

Möhler J. A. (1825) Die Einheit der Kirche, oder das Princip des Katholicismus, dargestellt im

Geiste der drei ersten Jahrhunderte. Tübingen, Heinrich Laupp. Munzert P. (2016) Charisma, Amt und Kirche. Theologische, religions- und kulturwissenschaftliche Aspekte für ein zeitgemäßes Verständnis von Charisma im Kontext von Amt und Kirche. Münster, LIT Verlag.

Neumann J. (1972) "Amt", in Handbuch der Pastoraltheologie. 5 Bde., Bd. 5: Lexikon. Hrsg.

F. Klostermann, K. Rahner, H. Schild. Freiburg; Basel; Wien, Herder, S. 17-18. Pfeiffer E. (1853) "Das Charisma und das geistliche Amt in ihrem Unterschiede und ihrem Verhältnis zueinander", Deutsche Zeifschrift für christliches Leben, Heft 48, S. 381-387.

Pius XII, Papst (1943) Enzyklika "Mystici Corporis Christi". Available at: https://www.vatican. va/content/pius-xii/de/encyclicals/documents/hf_p-xii_enc_29061943_mystici-corpo-ris-christi.html (accessed: 18.05.2022).

Pius XII, Pope (1943) Papal encyclical "Mystici Corporis Christi". Available at: https://azbyka. ru/otechnik/konfessii/hristianskoe-verouchenie-dogmaticheskie-teksty-uchitelstva-tserk-vi-3-20-vv/9 (accessed: 18.05.2022). (In Russian)

Przywara E. (1962) Kirche in Gegensätzen. Düsseldorf, Patmos.

Rahner K. (1958) "Das Charismatische in der Kirche", in Lexikon für Theologie und Kirche. 2. Aufl. 14 Bde., Bd. 2, S. 1027-1030. Freiburg, Herder.

Rahner K. (1958) Das Dynamische in der Kirche. Freiburg, Herder.

Rahner K. (1964) "Amt und freies Charisma", in Handbuch der Pastoraltheologie. 5 Bde., Bd. 1. Hrsg. F. X. Arnold, K. Rahner, V. Schurr, L. M. Weber, S. 154-160. Freiburg; Basel; Wien, Herder.

Rahner K. (1964) The dynamic element in the Church. Freiburg, Herder; Montreal, Palm Publ.

Rahner K. (1966) Vom Sinn des kirchlichen Amtes. Freiburg; Basel; Wien, Herder.

Ratzinger J. (Benedikt XVI) (1970) "Bemerkungen zur Frage der Charismen in der Kirche", in Die Zeit Jesu: Festschrift Heinrich Schlier. Hrsg. G. Bornkamm, K. Rahner, S. 257-272. Freiburg; Basel; Wien, Herder.

Scheler M. (1915-1916) "Soziologische Neuorientierung und die Aufgabe der Katholiken nach dem Krieg", in Hochland, Nr. 13, Bd. I, S. 385-406, 682-700; Nr. 13, Bd. II, S. 188-204, 257-294.

Schürmann H. (1970) "Die geistlichen Gnadengaben in den paulinischen Gemeinden", in Ursprung und Gestalt: Erörterungen und Besinnungen zum Neuen Testament, S. 236-267. Düsseldorf, Patmos.

Seyerlen R. (1887) "Die Entstehung der Episcopats in der christlichen Kirche mit besonderer Beziehung auf die Hatch-Harnack'sche Hypothese", in Zeitschrift für practische Theologie, Nr. 9, S. 97-143.

Sohm R. (1923) Kirchenrecht. 2 Bde., Bd. 1. München; Leipzig, Duncker & Humblot.

Soiron Th. (1951) Die Kirche als der Leib Christi. Düsseldorf, Patmos. ^^

Staudenmaier F. A. (1835) Pragmatismus der Geistesgaben oder das Wirken des göttlichen Geistes r^

im Menschen und in der Menschheit. Tübingen, Heinrich Laupp Verlag.

Wikenhauser A. (1937) Die Kirche als der mystische Leib Christi: Nach dem Apostel Paulus. Münster, Aschendorff.

Wilhelm J. (1913) "Charismata", in Catholic Encyclopedia, S. 588-591. Available at: https://www. catholic.com/encyclopedia/charismata (accessed: 18.05.2022).

Wobbe J. (1932) Der Charis-Gedanke bei Paulus. Münster, Aschendorff.

Received: December 4, 2021 Accepted: June 1, 2022

Author's information:

S

о о

H

о

о

Elizaveta Yu. Reshchikova — Research Assistant; lupus.theologian@gmail.com Q^

С

о

PQ

том 4 2022

№3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.