Научная статья на тему 'Триумфальные арки в Хабаровске гражданского инженера И. Ф. Носовича'

Триумфальные арки в Хабаровске гражданского инженера И. Ф. Носовича Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ / ГРАЖДАНСКИЙ ИНЖЕНЕР / ФОРМА / ПРОЕКТ / ДЕРЕВЯННАЯ ДЕТАЛЬ / ARCHITECTURE / TRIUMPHAL ARCHES / CIVIL ENGINEER / A FORM / A PROJECT / A WOODEN DETAIL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Конышева О. Ю.

В статье автор рассматривает деятельность гражданского инженера И.Ф. Носовича. Вводит в научный оборот, информацию о мало изученном памятнике архитектуры в Хабаровске. Рассмотрена история и особенности строительства, сделан акцент на проникновении восточных и русских архитектурных традициях, воплощенных в триумфальных арках второй половины XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRIUMFAL ARCHES OF CIVIL ENGINEER I.F. NOSOVICH IN HABAROWSK

The author considers in the article the architectural activity of civil engineer I.F. Nosovich. He introduces into scientific circulation the information about the low-studied monument of architecture in Habarowsk. Here is considered history and peculiarities of building, the emphasis is placed on penetration of oriental and Russian architectural traditions, which are embodied in triumphal arches of the second part of the XIXth century.

Текст научной работы на тему «Триумфальные арки в Хабаровске гражданского инженера И. Ф. Носовича»

тае и домашняя утварь - прялки, ушаты, корыта, коромысла, i настенные шкафчики. Много прялок есть в экспозиции краевед- : ческого музея имени В. Бианки. Одни из них были куплены ра- i ботниками музея у местных жителей города Бийска. Другие при- | везены из Уймонской долины, из сел Баштола и Верхний Уймон, из Солонешенского района. Много экспонатов было привезено | из старых деревень Алтайского края. ,

В современное время, к сожалению, расписанные стены , деревенских домов стали покрывать штукатуркой, обклеивать , газетами и обоями, а опечки закрашивать. Но роспись не поте- j рялась во времени, и промысел все чаще стал появляется ^ в сувенирной продукции нашего туристического Алтая. Известно, что в селах и городах Алтайского края все же сохранились культурные центры росписи и в наше время, в частности, в селе Солонешное есть районный музей. В нем имеются фото фрагментов росписи домов из разных сел: Туманово, Сибирячиха, Топольное. Там сохранились и дома с фрагментами росписи. 1 Прикладное искусство во все времена было проводником 1 духовной энергии людей, играла роль в сближении народов, эпох.

Так как переселение людей было массовое и из разных мест, то в обществе происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Происходило живое общение между представите- 1 лями культур и обмен опытом, трудовыми навыками, изменение технологии промыслов, а это и можно было ожидать. Вследствие чего, появлялась своя региональная культура, но с продолжением художественной традиции промысла. Создание, восприя- 1 тие и интерпретация художественных образов прикладных видов труда, начиная с древнего искусства, являлось процессом

Библиографический список

1. Распутин, В. Сибирь, Сибирь. - М., 1991.

2. Русское народное искусство. - Л., 1959.

3. Прибытков, Г.И. Художественная культура Алтая. - Бийск, 2011.

4. Эдоков, В.И. Алтайский орнамент. - Горно-Алтайск, 1971.

Bibliography

коммуникации людей. Происходил диалог искусств средствами знаково-символического характера, а также обмен материальными и духовными ценностями этнических культур. В статье Г.И. Прибыткова и А. Ханина «Эстетическая потребность в системе потребностей личности» отмечается: «Проблема искусства как формы духовной деятельности включает в себя и вопрос об эстетической потребности, хотя последняя и является более широкой категорией и затрагивает все без исключения виды деятельности, содержащие эстетическое начало. Поэтому неоспоримо, что категория эстетической потребности займет важное место в теоретических исследованиях, касающихся проблем эстетического развития личности вообще и художественной деятельности в том числе».

В.И. Эдоков в книге «Алтайский орнамент» отмечает, что: «Одним из интереснейших видов традиционного народного искусства является орнаментальная культура, отображающая в своеобразных формах окружающую действительность, быт и мировосприятие людей, воплощающая в себе эстетические идеалы» [4, с. 3]. Это еще раз является доказательством тому, что художественно-прикладные виды труда играли важную роль в становлении лиц подрастающих поколений. Выявлена также проблема формирования художественного рынка, преобладание в современном мире суверенизации. Современный человек познает богатый потенциал родной культуры при посещении музеев, специальных учреждений, на выставках сувениров, что особо необходимо для формирования культуры подрастающего поколения.

1. Rasputin, V. Sibirj, Sibirj. - M., 1991.

2. Russkoe narodnoe iskusstvo. - L., 1959.

3. Pribihtkov, G.I. Khudozhestvennaya kuljtura Altaya. - Biyjsk, 2011.

4. Ehdokov, V.I. Altayjskiyj ornament. - Gorno-Altayjsk, 1971.

Статья поступила в редакцию 14.02.13

УДК 7.01

Konysheva O.Ju. TRIUMFAL ARCHES OF CIVIL ENGINEER I.F. NOSOVICH IN HABAROWSK. The author considers in the article the architectural activity of civil engineer I.F. Nosovich. He introduces into scientific circulation the information about the low-studied monument of architecture in Habarowsk. Here is considered history and peculiarities of building, the emphasis is placed on penetration of oriental and Russian architectural traditions, which are embodied in triumphal arches of the second part of the XlXth century.

Key words/architecture, triumphal arches, civil engineer, a form, a project, a wooden detail.

О.Ю. Конышева, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства,

Алтайский гос. университет, г. Барнаул, E-mail/ [email protected]

ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ В ХАБАРОВСКЕ ГРАЖДАНСКОГО ИНЖЕНЕРА И.Ф. НОСОВИЧА

В статье автор рассматривает деятельность гражданского инженера И.Ф. Носовича. Вводит в научный оборот, информацию о мало изученном памятнике архитектуры в Хабаровске. Рассмотрена история и особенности строительства, сделан акцент на проникновении восточных и русских архитектурных традициях, воплощенных в триумфальных арках второй половины XIX в.

Ключевые слова: архитектура, триумфальные арки, гражданский инженер, форма, проект, деревянная деталь.

Значительную роль в развитие архитектурного облика алтайских городов конца XIX - начала XX вв., внёс гражданский инженер И.Ф. Носович. Социально-политические изменения в России, связанные с изменением государственного строя, трагически отразились на многих судьбах, что искажает представление не только об отдельных выдающихся личностях, но и не позволяет в полной мере оценить глубину развития таланта в обществе. К середине XX в. имя гражданского инженера И.Ф. Носовича было практически забыто.

Издание «Сибирской советской энциклопедии» (1929г.) представляет фактологический материал развития сибирского градостроительства, где гражданский инженер И.Ф. Носович упоминается символически.

В исследование развития градостроительства Сибири и воплощения различных архитектурно-градостроительных теорий на территории региона сделан весомый вклад доктором искусствоведения профессором Т.М. Степанской, в своих трудах она одна из первых обращает внимание на творческое насле-

дие гражданского инженера И.Ф. Носовича. Т.М. Степанская автор монографий и научных статей, посвящённых архитектуре и градостроительству Алтая XVIII - начала XX вв. (1995, 2006 г.) [1], освещает творчество воспитанников Российской Академии Художеств и института гражданских инженеров, в том числе и творчество И.Ф. Носовича. Научное значение имеет составленный профессором Т.М. Степанской первый аннотированный каталог «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края» (1990г.) [1], в котором памятники архитектуры систематизированы и проанализированы, отмечена история их создания. Одна из последних работ Т.М. Степанской «Очерки истории искусства Алтая» (2009г.) [2] посвящена биографиям алтайских художников и архитекторов, где о гражданском инженере И.Ф. Носовиче говорится как о мастере эклектики.

Изучению биографии гражданского инженера И.Ф. Носови-ча посвящает научные статьи доктор исторических наук, профессор В.А. Скубневский, одна из его последних статей опубликована в «Барнаульском хронографе: календаре знаменательных и памятных дат» [3].

Свой вклад в изучение творчества и биографии гражданского инженера был сделан В.С. Петренко, С.Н. Баландиным, О.Н. Поляковым, В.Ф. Болдыревым.

Носович Иван-КаликстФеодосьевич родился 14 (27) октября 1862 г. в семье мелкопоместного дворянина в городе Ровно Волынской губернии. В 1873 г. он поступил учиться в реальное училище [4]; после окончания училища в 1883 г. поступает Санкт-Петербургский Императорский институт гражданских инженеров, окончил курс обучения со званием гражданского инженера. 17 февраля 1890 г. И.Ф. Носович назначается «исполняющим дела младшего архитектора» строительного отделения при управлении Приамурского генерал-губернатора.

Подробные сведения о деятельности архитектора в Приамурском управлении не исследованы. Единственный проект И.Ф. Носовича в Хабаровске, отмеченный памятным подарком, триумфальные арки и украшение города к приезду цесаревича Николая [4]. Октябрь 1890 г. ознаменован путешествием цесаревича Николая наследника государя Российской империи -Александра III по Дальнему Востоку. Поездка совпала с указом Императора «о закладке во Владивостоке восточного участка Великой Сибирской железной дороги». Подготовка к торжественной встрече шла основательно: набережная Амура была пышно оформлена. Сохранились фотографии этого события: на пристани в две шеренги выстроены солдаты в парадной форме, среди обилия праздничного декора закреплён плакат «Ура цесаревичу».

Оформление города включало не только гирлянды, вечер-нююэлюминацию, триумфальные арки, но и выстроенный по проекту И.Ф. Носовича на площади у пристани Дом-террасу. Здание одноэтажное, в плане прямоугольное, оконные и дверные проёмы обильно украшены растительно-декоративными мотивами. Фасады здания, судя по снимку, обшиты полуобрезной доской в горизонтальном направлении и выкрашены в светлый тон. Венчающий карниз украшен рельефным орнаментом,

напоминающим жемчужник, по центру которого располагается приветственный лозунг. На металлической шатровой кровле находятся две кирпичные трубы с дымниками, которые в своей форме содержат восточные традиции. По центру крыши установлен условный символ монаршей семьи с атрибутами державной власти. На основном квадратном поле, покрытом белыми цветами, контрастным цветом, выложена большая буква «Н» как знак важности встречи цесаревича Николая.

Открытая терраса располагалась на высоком цоколе, обшитом полуобрезной доской в горизонтальном направлении и выкрашенным в тон строения. Ограда террасы имела простой орнаментальный рисунок. Дом-терраса возводился как временное строение.

В праздничный город цесаревич въехал через триумфальную арку на набережной Амура. Выполненная из дерева арка имела простое лаконичное решение основных форм, включающее сложные по конфигурации пилоны с изящными решётками из вертикальных ромбов. Арка имела обилие декоративных элементов: накладную резьбу, ромбообразные слуховые проёмы и т.д. Завершает строение два симметрично расположенных щипца, на шпильях которых размещались флаги; центральную часть аттика венчал герб Российский империи.

Торжественное мероприятие проходило на Соборной площади, сохранился снимок с парадом гарнизона. У начала улицы Алексеевской (ныне ул. Шевченко) стояла вторая арка [5; 6] которая существовала несколько лет и сохранилась на более поздних фотографиях. Она имела отличительные особенности от набережной арки: более сложные формы пилонов, нижняя часть имела устойчивый характер, по боковым сторонам располагались канделябровые колонны, центральная часть облегчалась решёткой из вертикальных ромбов. Антаблемент арки имеет более сложное декоративное содержание, насыщенное русскими мотивами.

Полное освещение путешествия цесаревича Николая было опубликовано в книге «На восток. Путешествие наследника цесаревича», вышедшее в Лейпциге в 1894 г. [5; 6]. Автор в своём труде не придал значения оформлению набережной и города; имя гражданского инженера И.Ф. Носовича в этом издании не упомянуто.

Изучение творчества архитектора И.Ф. Носовича в Хабаровске до сих пор не проводилось. В разнообразных многочисленных источниках гражданский инженер упоминается косвенно, что позволяет говорить о том, что данный период его жизни и творчества в научной литературе практически не представлен.

Необходимо особо обратить внимание на то, что триумфальные арки явились образцом высокой деревянной архитектуры, отразив в своей сущности взаимопроникновение исконно русской и восточной культур. Данный проект был одним из первых реализованных проектов в профессиональной карьере И.Ф. Носовича и явился свидетельством потенциала его творческой натуры. Заслуги архитектора были отмечены условно и незаслуженно забыты.

Библиографический список

1. Степанская, Т.М. Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края (каталог). - Барнаул, 1990.

2. Степанская, Т.М. Очерки истории искусства Алтая. - Барнаул, 2009.

3. Барнаульский хронограф: календарь знаменательных и памятных дат / отв. ред. В. Б. Бородаев. - Барнаул, 2011.

4. Формулярный список - КГУГААК, ф.4, оп.1, д.145, л. 26об.

5. Хабаровск. Ул. Алексеевой. Триумфальные арки [Э/р]. - Р/д: http://www.27region.ru/stopkadr/displayimage.php?album=647&pid=14449

6. Хабаровск. Триумфальные арки [Э/р]. - Р/д: http://joker.vhabare.ru/uploads/posts/2010-07/1280316332_5.jpg

7. Степанская, Т.М. Архитектура Алтая XVIII-XX вв. - Барнаул, 2006.

Bibliography

1. Stepanskaya, T.M. Pamyatniki gradostroiteljstva i arkhitekturih Altayjskogo kraya (katalog). - Barnaul, 1990.

2. Stepanskaya, T.M. Ocherki istorii iskusstva Altaya. - Barnaul, 2009.

3. Barnauljskiyj khronograf: kalendarj znamenateljnihkh i pamyatnihkh dat / otv. red. V. B. Borodaev. - Barnaul, 2011.

4. Formulyarnihyj spisok - KGUGAAK, f.4, op.1, d.145, l. 26ob.

5. Khabarovsk. Ul. Alekseevoyj. Triumfaljnihe arki [Eh/r]. - R/d: http://www.27region.ru/stopkadr/displayimage.php?album=647&pid=14449

6. Khabarovsk. Triumfaljnihe arki [Eh/r]. - R/d: http://joker.vhabare.ru/uploads/posts/2010-07/1280316332_5.jpg

7. Stepanskaya, T.M. Arkhitektura Altaya XVIII-XX vv. - Barnaul, 2006.

Статья поступила в редакцию 02.03.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.