УДК 327
DOI 10.17506/dipi.2018.30.1.112117
трилогия по глобалистике: о цикле работ профессора а.н. чумакова
Русакова ольга Фредовна,
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, доктор политических наук, профессор, Екатеринбург, Россия, E-mail: [email protected]
Русаков Василий Матвеевич,
Уральский федеральный университет, доктор философских наук, профессор, Екатеринбург, Россия, E-mail: [email protected]
Аннотация
Рассмотрен цикл работ профессора А. Н. Чумакова, посвященный проблеме глобализации и новой дисциплине - глобалистике. Выделены главные идеи концепции: целостный мир, культурно-цивилизационный контекст, столкновение интересов.
Ключевые понятия:
глобализация, целостный мир, культурно-цивилизационный контекст, интересы, А. Н. Чумаков.
Говорить о цикле работ профессора А.Н. Чумакова, посвященном глобализации, одновременно и просто, и сложно. Просто, потому что его работы прочно вошли в научный и образовательный обиход. В его случае мы имеем счастливое соединение скрупулезного ученого, способного «докопаться» до сущностей
сколь угодно глубокого порядка, и талантливого преподавателя, способного эти самые сущности объяснить ясным и точным языком. Сложно - потому что автор захватывает вас последовательностью проводимого анализа, постоянным стремлением к систематизации и ввергает в самый центр изучения такого многопланового и многоуровневого явления, как глобализация. При этом чувствуется его приверженность давней, бэконовской, традиции рационально-научного познания - избегать разнообразных «идолов» («рынка», «пещеры» и т. п.).
Первая монография (Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография), которая открывает трилогию, представляет собой основополагающий фрагмент разрабатываемой автором общей теории глобализации, в которой он воссоздает «холистическую» (целостную) картину мира и рассматривает глобализацию, с одной стороны, как естественно-исторический процесс, а с другой - как сферу взаимоотношений и противоборства различных сил и интересов.
Исследование автор начинает с «выявления геополитических реалий XXI века и анализа взаимодействия основных субъектов на мировой арене», которые являются неотъемлемой частью глобального мира и которые определяют характер современных международных отношений. Обращается внимание, что хотя на эту тему имеется множество всевозможных исследований и публикаций, но таких, которые исходили бы из «целостного понимания современного мира и единого человечества, вкупе с геосферой и биосферой составляющего триосферу Земли»1, пока нет2.
Цикл продолжает вторая монография (Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст). Здесь автором в центр внимания поставлены категории - культура, цивилизация и глобализация, - анализируемые как тесно взаимосвязанные, фундаментальные характеристики различных культурно-цивилизационных систем. В работе показано, как глобальные проблемы (в силу объективных причин) охватили все сферы общественной жизни различных народов, а их культурное и цивилиза-ционное развитие оказалось втянутым в орбиту ускоряющейся многоаспектной глобализации. Обстоятельно показаны логика и определенная последовательность исторических событий: в результате поступательного развития и совершенствования культуры возникли и стали развиваться цивилизационные связи, породившие отдельные очаги цивилизации и в итоге цивилизационное
1 См.: Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2018. С. 179-180.
2 Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. - М.: Проспект, 2018. С. 4.
ГОЙИИСКЛЯ АКАДЕМИК НАУК ИНСТИТУТ фЛПОСОфНК
А. Н. Чумаков
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
КОНТУРЫ ЦЕЛОСТНОГО МИРА
развитие привело к глобализации, которая, в свою очередь, обусловила появление во второй половине XX в. глобальных проблем современности. Используя системный подход к пониманию социальных процессов и опираясь на новейшие научные и философские достижения в этой области, автор приходит к выводу, что «линейно-плоскостной мир уступил место миру объемному, голографическому»3.
Если в двух первых монографиях под пером автора глобализация предстает как «естественноисторический процесс», а глобальный мир - как объективная реальность, составной частью которого стало глобальное человечество (в первой книге4 проанализированы истоки глобальных процессов и основные этапы их развития в различных сферах общественной жизни, во второй5 глобализация
показана как бы изнутри общества, когда она выступает в неразрывной связи с культурным и цивилизационным развитием отдельных общественных систем и, таким образом, формирует глобальное человечество в целом как единую культурно-цивилизационную систему), то в третьей автор представляет читателю целостную авторскую концепцию «общей теории глобализации».
В творчестве А.Н. Чумакова импонирует постоянно присутствующая авторская позиция - своей органичностью и уместностью: ощущается, что автор не просто продумывает исследуемый материал, но и «проживает» его; а как выдающийся организатор множества крупных философских перформансов6 - хорошо знает, как все это осуществляется.
Последняя монография является заключительной частью трилогии, посвященной авторской концепции общей теории глобализа-
3 Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. Монография. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Проспект, 2017. С. 2.
4 Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2017.
5 Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. Монография. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Проспект, 2017 г.
6 Он - один из инициаторов проведения и основных организаторов всех Российских философских конгрессов (1997, 1999, 2002, 2005, 2009, 2012, 2015); На XXI Всемирный Философский конгресс, состоявшийся в Стамбуле (2003 г.), организовал поездку российских и зарубежных философов (150 чел.) на специально зафрахтованном для этого пароходе «Мария Ермолова» по маршруту Новороссийск-Стамбул-Новороссийск («Философский пароход»). Организовал возвращение после XXII Всемирного философского конгресса (Сеул, 2008 г.) российской делегации с участием видных зарубежных философов (85 чел.) из Южной Кореи во Владивосток на теплоходе, а затем «Философским поездом» из Владивостока в Москву (с остановками и научными конференциями в крупнейших российских городах); и ряда др.
ции. Опираясь на проведенные ранее исследования природы и направленности глобальных процессов, автор показывает многоплановую структуру и динамику развития современного мира, анализирует международные отношения в условиях всеобщей взаимозависимости. Особое внимание уделяется противоречивой природе как самого человека, так и общественных отношений, что лежит в основе столкновения различных интересов и непрекращающихся социальных конфликтов. В работе также рассматриваются вероятные сценарии исторического развития и предлагаются наиболее оптимальные пути решения актуальных социально-экономических и политических проблем как для отдельных стран, так и для мирового сообщества в целом.
Суммируя проведенные исследования, автор ставит задачу показать структуру и динамику изменений глобального мира с точки зрения того, как он эволюционирует в качестве целостной, стихийно регулируемой и совсем неуправляемой культурно-цивилизационной системы, а также проанализировать наиболее вероятные пути и сценарии его дальнейшего развития7.
Читатель вполне может солидаризироваться с главными выводами исследования по «общей теории глобализации»: с тем, что «в постоянной борьбе за свое существование и доминирование на международной арене различные субъекты международных отношений руководствуются, прежде всего, приоритетом собственных (национальных) интересов. И чем более интенсивно развиваются глобальные процессы, тем чаще, сильнее и жестче сталкиваются их интересы, а формы их разрешения становятся все более разнообразными и изощренными»8, или даже с тезисом «5. У западных стран - есть относительно общая идеология и совпадение стратегических позиций - приверженность либерально-демократическим ценностям и капиталистическому пути развития. Отсюда их в целом устойчивое и долгосрочное сотрудничество в рамках всевозможных организаций, структур и соглашений. У России, Китая, Индии, Бразилии, Ирана, не говоря уже об остальных странах, нет идеологии, которая могла бы стать прочным объединяющим началом для других стран, поэтому у них фактически нет и стратегических союзников, а их объединения и всевозможные альянсы складываются на прагматической основе, когда, поскольку и если отдельные стороны соглашения усматривают в этом свой интерес»9.
7 Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. - М.: Проспект, 2018. С. 3-4.
8 Там же. С. 307.
9 Там же. С. 308.
РОССИЙСКАЯ Л КАШ М 11Ч НлУК
институт Филоса®нн
А. Н. Чумаков
ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР
СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ
Однако тезис о том, что «Причиной извечного (курсив наш. - Авт.) противостояния Запада и Востока, «богатого Севера» и «бедного Юга», развитых и развивающихся стран являются существенные различия их культурно-цивилизационных систем, наиболее ярко проявляющиеся не только в экономике, но и в государственном социально-политическом устройстве, ценностных ориентациях и религиозных взглядах» или «4. Неравенство возможностей в системе мирового сообщества обусловлено различными потенциалами отдельных стран»10 (курсив наш. - Авт.) вызывают определенное методологическое сомнение, которое при ближайшем рассмотрении, как мы полагаем, разделит и уважаемый автор.
Как совершенно справедливо констатирует автор, «предлагаемая книга посвящена столь сложной и многоплановой теме, что рассмотрение даже наиболее важных её аспектов, при всем стремлении раскрыть их по возможности полно, не может рассматриваться как исчерпывающее, к тому же, завершенное»11. Добавим, что сегодня немного найдется авторов, желающих взвалить на себя бремя создания, без преувеличения, цикла работ энциклопедического размаха.
Поэтому в качестве не столько замечания, сколько пожелания на будущее (разумеется, неизбежно оставляемое на усмотрение автора): следовало бы углубить анализ центрального, как нам представляется, пункта рассуждений о глобализации - проблемы интересов, стоящих за процессами глобализации социальных сил.
Спору нет, столь многоплановое и многоуровневое явление современности, прежде всего, нуждается в создании хорошо структурированной феноменологии его, к чему автор приложил немало эвристически ценных усилий, получивших широкое признание12. Тем более что автор совершенно четко формулирует свою позицию: «Во все времена и на всех уровнях общественной жизни, а теперь уже и на мировой арене, где постоянно сталкиваются интересы и позиции всевозможных субъектов международных отношений, споры, разногласия и проблемы решались и решаются, как правило, под прикрытием достижения истины, тогда как в полной мере используется обычно весь арсенал правды и лжи, которые не могут не сопровождаться, к тому же еще и заблуждениями»13. Но раскрытие
10 Там же. С. 307.
11 Там же. С. 478.
12 А.Н. Чумаков - автор идеи, соредактор, составитель и автор серии статей Международной энциклопедии «Глобалистика» (М.: Радуга, 2003 - на рус. и англ. языках) и Международного энциклопедического словаря «Глобалистика» (М.: СПб. - Нью-Йорк: Элима, Питер, 2006). Кроме того, он инициатор и координатор Международного Проекта, Председатель Экспертного совета «Глобалистика: персоналии, организации, издания. Энциклопедический справочник» (М.: Альфа-М, 2012; 2-е изд. стер. - М.: КНОРУС, 2016). Руководитель творческого коллектива, соредактор и автор серии статей Международного издания -Global Studies Encyclopedic Dictionary. Edited by Alexander N. Chumakov, Ivan I. Mazour and William C. Gay. With a Foreword by Mikhail Gorbachev. Editions Rodopi B. V., Amsterdam/New York, NY 2014. XI, 531 pp.
13 Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. - М.: Проспект, 2018. С. 307.
I 1 DiacouRBB-p Я ft
Шскурс ш
причин, особенностей форм проявления и грядущих тенденций развития глобализации невозможны без тщательного анализа их основания.
В заключение нам остается только поддержать постоянно присутствующую в работах профессора А.Н. Чумакова глубокую философскую рефлексию, обеспечивающую бодрое здравомыслие ученому на всех этапах его поиска14, и пожелать новых творческих успехов.
14 Он специально подчеркивает, что «1. В истории человечества еще не было сотворено или придумано такой ахинеи или беспросветной глупости, у которой не нашлось бы хотя бы одного последователя. 2. В истории человечества еще не было открыто или высказано такой абсолютно очевидной истины, у которой не нашлось бы хотя бы одного оппонента» (Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов. - М.: Проспект, 2018. С. 13)».
UDC 008+327
DOI 10.17506/dipi.2018.30.1.112117
GLOBALISTIC TRILOGY: ON THE CYCLE OF wORKS OF PROFESSOR A.N. CHUMAKOV
Rusakova Olga Fredovna,
The Institute of Philosophy and Law,
Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,
Doctor of Political Sciences, Professor,
Ekaterinburg, Russia,
E-mail: [email protected]
Rusakov VasilyMatveevich,
Ural Federal University,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Ekaterinburg, Russia,
E-mail: [email protected]
Annotation
A series of works by Professor A.N. Chumakov, dedicated to the problem of globalization and a new discipline - globalistics. The main ideas of the concept are singled out: a holistic world, a cultural and civilizational context, a clash of interests.
Key concepts:
globalization, integral world, cultural and civilizational context, interests, A.N. Chumakov.