УДК 316.421(045) DOI 10.12737/18153
Природа конфликтов в глобальном мире
Омарова Лейла Бунияминовна
Аспирантка кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: leylaomarova1@gmail.com
Природа конфликтов в глобальном мире заключается в столкновении противоположных интересов и целей. Конфликтность и негативность (так как они «нарушителей спокойствия») рассматриваются в качестве творческой функции нового общения. В центр международных отношений в классической геополитике ставится конфликт. В конце XX века широкое распространение получили этнонациональные и этноконфессиональные конфликты.
Противоречивые процессы глобализации, которые имеют место быть в сегодняшнем обществе, обостряют существующие или порождают новые проблемы. Логико-философский анализ двух ключевых понятий: «глобальные вызовы» и «глобальные угрозы» показывает нам, что они не равнозначны. Глобальные вызовы это мировые проблемы общего характера, который являются следствием новых факторов в мировом развитии, нарушающих стабильность нормального функционирования механизмов воспроизводства общественной жизни, межцивилизационных отношений, международных политических и экономических отношений в границах существующего мирового порядка. «Угроза» определяется с указанием непосредственного источника и конкретно. К конкретным военно-политическим и экономическим глобальным угрозам относятся терроризм, религиозный экстремизм, этническая вражда, неконтролируемая миграция, незаконная торговля оружием и др.
Ключевые слова: глобализация, культура, цивилизация, конфликт, мультикультурализм, разлом.
Conflict in the Global World
Leyla B. Omarova
Postgraduate Student, «Philosophy»Department, Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: leylaomarova1@gmail.com
Nature of conflicts in global world is in fact a collision of opposite interests and the purposes. Conflictness and negativity (as they are «troublemakers») are considered as a creative function of new communication. Conflict is put in center of international relations in classical geopolitics. At the end of the 20th century ethnonational and ethnoconfessional conflicts were widely adopted.
Contradictory processes of globalization that take place in today's society, aggravate problems which exist or generate new problems. Logical and philosophical analysis of two key concepts - «global challenges» and «global threats» - makes us understand they aren't equivalent. Global challenges are general world problems that can be estimated as a consequence of new factors of world's development breaking stability of normal functioning of mechanisms of reproduction of public life, intercivilization relations, international political and economic relations in borders of the contemporary world order. «Threat» is indicated specifically by means of demonstration of its source. Concrete military-political and economic global threats are terrorism, religious extremism, ethnic hostility, uncontrollable migration, illegal traffic in arms.
Keywords: globalization, culture, civilization, conflict, multiculturalism, break.
27 января 2016 г. в Финансовом университете при Правительстве РФ состоялось очередное заседание семинара «Философско-методологические исследования глобалистики», в центре внимания которого были истоки и причины социальных конфликтов в современном мире. С альтернативными докладами выступили первый вице-президент РФО, д-р филос. наук, профессор А.Н. Чумаков и философ, член Союза российских писателей, канд. филос. наук А.В. Кацура. Тема заседания была инициирована дискуссионной статьей А.Н. Чумакова «Культурно-цивилизационные разломы глобального мира» [5, с. 35—48]. В своем выступлении автор указанной публикации отметил, что, поскольку тема многоплановая и сложная, следовало бы остановиться лишь на некоторых наиболее значимых тезисах. Он также подчеркнул, что актуальность темы определяется нарастающим напряжением в глобальном мире. В последние два года мы фактически вступили в эпоху новой холодной войны, и выход из этой ситуации, с его точки зрения, не просматривается. Поскольку Россия оказалась на самом острие современных противоречий, необходимо разобраться в мировых тенденциях и природе современных конфликтов, чтобы адекватно определить место России в системе международных отношений. Я считаю, сказал докладчик, что конфликты — это естественное состояние в истории человечества, и современное положение в мире не является исключением. Поскольку субъектами международных отношений в условиях глобализации выступают отдельные государства, транснациональные корпорации, правительственные и неправительственные организации, то именно они и являются основными конфликтующими сторонами в глобальном мире. В основе общественных конфликтов лежит, как правило, различие культур, которое порождает несовпадающие интересы и отношения. Именно культурные различия являются той питательной почвой, на которой конфликты произрастают. Важно отметить, что каждая культура базируется на «трех китах»: язык, традиции и религия. Исходя из этого, можно утверждать, что не существует полностью совпадающих культур, что и определяет все многообразие современных конфликтов как на локальном или региональном, так и на глобальном уровнях.
Далее докладчик обратил внимание на широко распространенное заблуждение, что различные народы и общности ведут межкультурный диалог. На самом же деле его не существует, и мы, по сути, принимаем мираж за реальность. Понятие «культура» возникло в античную эпоху, когда надо было отличать рукот-
ворное от естественного. Так появился термин «культура». Сначала в сельском хозяйстве — для проведения различия между естественной и искусственной природой. Затем он распространился на другие сферы человеческой деятельности, и даже на самого человека, который также окультуривается, возделывается и постепенно становится личностью в процессе воспитания, образования и просвещения. Так, понятие «культура» наполнялось все новыми смыслами до тех пор, пока в Новое время не появился еще один термин — «цивилизация». Европейцы обратили внимание, что в других регионах мира живут такие же люди, но все еще находящиеся в состоянии дикости, у которых проблемы решаются исключительно с позиции силы, а также варвары, которые придерживаются своей культуры, но вовсе не ценят другие культуры. Понятием «цивилизация» они охарактеризовали свой тип отношений, основанный на законах и уважении прав других людей. Отсюда пошло деление истории на «дикость», «варварство» и «цивилизацию». Иными словами, цивилизация — это тоже культура, но культура отношений, взаимопонимания и соответствующим образом организованного общества. Так сложилась либерально-демократическая организация общества и его ценностей, где диалог осуществляется на правовой основе и равенстве всех перед законом.
Итак, культура и цивилизация — это две стороны одной медали, и мы живем в культурно-цивилиза-ционном контексте, когда цивилизация понимается как культура отношений, основанная на общепринятых нормах и принципах. Если с этой точки зрения посмотреть на современное человечество, следует признать, что оно, поделенное на культурно-циви-лизационные системы, являет собою «лоскутное одеяло», где одновременно сосуществуют и цивилизация, и варварство, и даже дикость. И все это происходит на фоне многоаспектной глобализации, где люди с необходимостью должны вступать в диалог, который, как было отмечено выше, может происходить только на цивилизационной основе.
Однако уровень цивилизованности современных субъектов международных отношений слишком разный, и это одна из главных причин того, что человечество конфликтовало, конфликтует и будет конфликтовать как минимум в обозримой перспективе, подчеркнул докладчик. Далее он предложил рассматривать такие конфликты по аналогии с геологическими процессами, когда, например, в результате столкновения тектонических плит образуются горы, или по краям таких плит проходят зоны вулканической активности. Нечто подобное
с точки зрения повышенной социальной активности и политической нестабильности происходит и вокруг отдельных культурно-цивилизационных систем. Например, Европа, будучи относительно целостной культурно-цивилизационной системой, соприкасается с иными, окружающими ее культурно-циви-лизационными системами, с которыми она с необходимостью вступает в противоречия и конфликтные отношения. Это объективный процесс, от которого никуда не деться, и именно здесь следует искать причины цветных революций, буквально опоясывающих Западную Европу. Здесь же кроются и причины провала политики мультикультурализма, ярким подтверждением чему стала неконтролируемая миграция беженцев в Европу, которая, приняв миллион мигрантов, получила, по существу, мину замедленного действия, способную взорвать целостность Европы.
Затем с содокладом выступил А.В. Кацура. Он дополнил первого докладчика, отметив, что изложенное им понимание культурно-цивилизационных разломов связано с географическим детерминизмом, который, по его мнению, в последнее время возвращается в необычных формах. А.В. Кацура обратил внимание, что цивилизационные разломы рассматривал американский ученный С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций», где он выделял девять цивилизаций, семь из которых — основные. На границах этих цивилизаций происходят разломы, войны, столкновения, конфликты. Но С.Хантингтон говорит также о внутрицивилизаци-онных трениях, которые начинаются с ослаблением власти, что ведет за собой племенные трения, войны, этнические столкновения. Хотя работа написана 20 лет назад, ее актуальность только возрастает. Современный арабский мир, в частности Сирия, — и есть пример внутрицивилизационных разломов и трений.
Докладчик также обратил внимание, что среди семи основных цивилизаций Хантингтон выделяет Запад и «великое кольцо», но, по мнению А.В. Кацуры, это «Великое Христианское кольцо». Из истории мы знаем, что отцы пилигримы сели на корабль, переплыли океан, основали новый Амстердам, пошли на Запад и дошли до Тихого океана. Столетием раньше русские отправились на Восток, освоили огромные пространства Сибири и вышли к Тихому океану. Затем они включили в состав Российской империи Аляску, основали форт Росс в Калифорнии и протянули «руку» пришедшим американцам-христианам. Таким образом, христиане замкнули своеобразное кольцо.
Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что в промежутке между 600 и 300 северной широты располагаются четыре культурные столицы мира — Осло, Стокгольм, Хельсинки, Санкт-Петербург. Близко к ним Москва, относительно недалеко Лондон. Средиземное море — граница между христианской и мусульманской цивилизациями. Здесь лежит Рубикон трения со времен возникновения цивилизации. Эти трения не прекращались вплоть до XXI в. Современные беженцы — это продолжение этих трений [2, с. 85]. С. Хантингтон пишет, что с окончанием «холодной войны» «соперничество сверхдержав сменилось столкновением цивилизаций» [3, с.17], и в этом новом мире наиболее масштабные конфликты происходят между народами различных культур.
Доклады вызвали интерес и дискуссию среди участников семинара. Так, проф. А.П. Назаретян выступил с несколько иным пониманием современной политической обстановки. Он не согласился с утверждением А.Н. Чумакова о том, что идет новая холодная война, а также с А.В. Кацурой в том, что сегодняшние конфликты, это конфликты цивилизаций. Величайший философ XX в. Норманн Элиас писал, что неслучайно те народы, которые различали культуру и цивилизации (немцы и русские), пережили самые суровые периоды тоталитаризма [7, с. 171]. В современном мире на первый план выходит не культура или цивилизация, а различные идентификации, т.е. разделение людей на «наших» и «не наших». Если не удастся ликвидировать это разделение, мы вернемся к средневековью, т.е. будем развиваться по нисходящей направленности.
Кандидат юрид. наук, доц. С.М. Бурьянов говорил о преодолении культурно-цивилизационных разломов. Культурно-цивилизационные различия обусловлены разными условиями бытия, которые формируют различную идентичность. В условиях глобализации происходит сближение различных регионов мира, различных стран, племен, народов и т.д. Это объективный процесс, который дополняется различными механизмами социальной регуляции. Речь, прежде всего, о правовых нормах — главных регуляторах общественных отношений. Кроме правовых норм существуют моральные нормы, но главенствующее положение занимают все-таки нормы права, которые независимы от нашей идентичности. При этом право можно подразделить на международное и внутригосударственные правовые системы. Международное право объединяет все правовые системы. Происходит процесс сближения правовых систем. Основой сближения является реализация междуна-
родно-признанных прав человека. Важнейшее право — право на свободу совести, это противоядие от куль-турно-цивилизационных разломов.
Доктор филос. наук, профессор Т.М. Махаматов акцентировал внимание на том, что различия между культурой и цивилизацией требуют более глубокого изучения [6, с. 58]. В наше время начинается переход от эпохи глобализации к эпохе постглобализации. Этот переход начинается с распада социалистической системы. Многие страны объективно оказались в положении «войны всех против всех». Это одна из черт постглобализации. Второй основной чертой последних лет стали цветные революции. Третьей — превращение санкций в особый метод воздействия по тем вопросам, по которым не удается договориться. Четвертый признак — это доминирование «мягкой» силы, т.е. пути переговоров. К признакам постглобализации также относится переход от од-нополярного мира к многополярному. Постглобализация также характеризуется постдемократией, так как демократия терпит кризис.
Доктор экон. наук, д-р филос. наук Х.А. Барлыбаев согласился с Т.М. Махаматовым в том, что проблема культуры и цивилизации требует более глубокой проработки. При этом он отметил, что в эту проблематику плохо вписывается предмет глобализации, а он важен — это единение, сотрудничество в мировом сообществе. На этом следовало акцентировать внимание. Различия обусловлены не различием культур, а различием потребностей, которые различны у разных народов. Потребности перерастают в интересы, интерес ведет к цели [6, с. 49]. Докладчик дал оценку общественно-политической ситуации глобального мира и выделил основные проблемные зоны, которые стоят перед обществом и требуют серьезного изучения специалистами различного профиля.
Доктор филос. наук, проф. А.Г. Пырин отметил, что классификация конфликтов обширна, но основные конфликты различаются по интересам, ценностям и идентификации. Если говорить о конфликтах идентификации, то здесь стоит вопрос: кому я принадлежу, с кем мне по пути? Человек отождествляет себя или с другим человеком, или с коллективом, или с обществом в целом. В СССР было почти 300 млн человек, а сейчас в нашей стране даже половины от этого числа нет. 100 лет назад, прогнозируя численность населения в России, Д.И. Менделеев говорил, что к 2000 г. нас будет 500 млн человек. Некоторые утверждали, что нас будет миллиард. Прогнозы не оправдались. Многие считают, что это результат войн и революций [1, с. 65]. Но здесь мы потеряли десятки миллионов человек, тогда как недосчитались несколько сотен миллионов. Основная причина — резкое изменение менталитета. Женщины и особенно мужчины нередко не хотят иметь много детей. Они устремлены на карьерный рост. Это продолжается до сих пор. Опрос молодых людей, проведенный в 2015 г. показал, что девушки, желающие иметь детей, составляют 75% от числа опрошенных, а среди юношей таких лишь 38%, т.е. почти в два раза меньше. Там, где сегодня наблюдается депопуляция, для роста численности населения, по мнению А.Г. Пырина, необходимо задействовать различные методы стимулирования, так как естественное воспроизводство населения в развитых странах себя исчерпало, а оставлять эту проблему без должного внимания чревато серьезными социально-экономическими и политическими последствиями.
В заключение семинара были подведены общие итоги обсуждения и намечена тема следующего заседания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимодействие культур в условиях глобализации [Текст] отв. ред. А.А. Гезалов, И.Р. Мамед-Заде. — М.: Канон+, Реабилитация, 2010.— 527 с.
2. Кацура А.В. Планетарное человечество: на краю пропасти [Текст] / А.В. Кацура, И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. — М.: Проспект, 2016. — 206 с.
3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хантингтон. — М.: АСТ, 2014. — 571 с.
4. Труды членов Российского философского общества. Российская академия наук [Текст]. Вып. 14. — М., 2007.
5. Чумаков А.Н. Культурно-цивилизационные разломы глобального мира [Текст] / А.Н. Чумаков // Век глобализации. - 2015. - № 2 (16). - С. 35-48.
6. Эволюция гражданского общества: философская рефлексия [Текст]: сборник научных трудов / Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет). Кафедра философии. — М.: Финансовый университет, 2012. — 400 с.
7. Elias, Norbert. Ueber den Prozess der Zivilisation [Тех1] / Norbert Elias. - Frankfurt-Main, 1997. - Bd. I. - Р. 171.
REFERENCES
1. Vzaimodeystviekul'turvusloviyakhglobalizatsii [Interaction of cultures in a globalizing world]. Moscow, Kanon+ Publ., Reabil-itatsiya Publ., 2010. 527 p.
2. Katsura A.V., Mazur I.I., Chumakov A.N. Planetarnoe chelovechestvo: na krayupropasti [Planetary humanity: on the brink]. Moscow, Prospekt Publ., 2016. 206 p.
3. Khantington S. Stolknovenie tsivilizatsiy [The Clash of Civilizations]. Moscow, AST Publ., 2014. 571 p.
4. Trudy chlenov Rossiyskogo filosofskogo obshchestva. Rossiyskaya akademiya nauk. T. 14 [Proceedings of the Russian Philosophical Society. The Russian Academy of Sciences. V. 14]. Moscow, 2007.
5. Chumakov A.N. Kul'turno-tsivilizatsionnye razlomy global'nogo mira [Cultural and civilizational faults of the global world of globalization]. Vekglobalizatsii [Century of globalization], 2015, I. 2 (16), pp. 35-48. (in Russian)
6. Evolyutsiyagrazhdanskogo obshchestva [The evolution of civil society: philosophical reflection]. Moscow, Finansovyy universi-tet Publ., 2012. 400 p.
7. Elias Norbert: Ueber den Prozess der Zivilisation. Frankfurt/Main, 1997. Bd. I, S. 171.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Влияние глобализациии членства в ВТО на качество жизни населения стран группы БРИКС: Сборник статей по материалам Международной научной конференции (Москва, 17 марта 2015 г.) /
под ред. А.А. Ткаченко. - М.: Финансовый университет, 2016. - 188 с. ISBN 978-5-7942-1313-3
В материалах сборника изложены основные проблемы стран группы БРИКС по вопросам качества жизни, которое рассматривается как широкое понятие в контексте инициативы ОЭСР 2011 г. Внимание уделено таким глобальным проблемам развивающихся стран, как доступность к питьевой воде, рост численности населения, уровень образования, развитие систем охраны здоровья населения и социального обеспечения.
Рекомендуется для преподавателей и специалистов, занимающихся социально-экономическими, демографическими и экологическими проблемами стран в их взаимозависимости, для аспирантов и докторантов, представителей государственной власти и общественных организаций.
ФИНАНСОВЫЙ Ü
И УНИВЕРСИТЕТ
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЧЛЕНСТВА В ВТО НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН ГРУППЫ БРИКС
Сборник статей по материалам Межлунаролной научной конференции (Москва, 17 марта 2015 г.)