Научная статья на тему 'Тридцатилетняя динамика состояния здоровья семилетних первоклассников г. Иваново'

Тридцатилетняя динамика состояния здоровья семилетних первоклассников г. Иваново Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
203
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шишова А. В., Жданова Л. А., Беляшина Н. О., Михайлова И. Н.

В данной работе приводятся результаты исследований состояния здоровья первоклассников г.Иваново за последние тридцать лет. На основе анализа углубленных исследований выявлено уменьшение количества абсолютно здоровых детей при значительном увеличении распространенности функциональных отклонений и хронических болезней. Установлено изменение структуры заболеваемости, ухудшение физического развития. Это требует разработки системы мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников и улучшение качества их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шишова А. В., Жданова Л. А., Беляшина Н. О., Михайлова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH STATUS IN SEVEN YEAR OLD PUPILS OF THE FIRST FORM IN IVANOVO: DYNAMICS OF THIRTY YEARS

The article presents the results of the health status examination of the first form pupils in Ivanovo in the last thirty years. On the basis of thorough examination authors revealed the significant decrease of the absolutely healthy children with the considerable increase of functional disorders and chronic diseases prevalence. Morbidity structure alteration and physical development worsening were determined. It reguires to work out the system of measures directed to pupils' health preservation and to improvement of the guality of their life.

Текст научной работы на тему «Тридцатилетняя динамика состояния здоровья семилетних первоклассников г. Иваново»

ШЕ №2 (203) ЗНиСО 19

ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЕМИЛЕТНИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Г. ИВАНОВО

А.В. Шишова, Л.А. Жданова, Н.О. Беляшина, И.Н. Михайлова

HEALTH STATUS IN SEVEN YEAR OLD PUPILS OF THE FIRST FORM IN IVANOVO: DYNAMICS OF THIRTY YEARS

A.V. Shishova, L.A. Zhdanova, N.O. Belyashina, I.N. Mikhailova

ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», г. Иваново

В данной работе приводятся результаты исследований состояния здоровья первоклассников г. Иваново за последние тридцать лет. На основе анализа углубленных исследований выявлено уменьшение количества абсолютно здоровых детей при значительном увеличении распространенности функциональных отклонений и хронических болезней. Установлено изменение структуры заболеваемости, ухудшение физического развития. Это требует разработки системы мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников и улучшение качества их жизни.

The article presents the results of the health status examination of the first form pupils in Ivanovo in the last thirty years. On the basis of thorough examination authors revealed the significant decrease of the absolutely healthy children with the considerable increase of functional disorders and chronic diseases prevalence. Morbidity structure alteration and physical development worsening were determined. It reguires to work out the system of measures directed to pupils' health preservation and to improvement of the guality of their life.

В последние десятилетия произошли значительные неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков. В связи с не-

гативными процессами в состоянии здоровья подрастающего поколения крайне актуальным становится изучение динамики показателей и

20

ЗНиСО Февраль №2 (203)

особенностей формирования здоровья детей и подростков с целью разработки эффективных профилактических мер и оздоровительных технологий [3; 4].

Многими авторами отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья детей младшего школьного возраста [1; 2; 3]. Нами был проведен сравнительный анализ состояния здоровья семилетних первоклассников, поступивших в общеобразовательную школу в 1982-1983 гг. (179 человек), 1993-1994 гг. (240 детей) и 2003—2004 гг. (128 учащихся).

Анализ результатов динамического наблюдения свидетельствует об отчетливом снижении численности абсолютно здоровых первоклассников и увеличении количества учащихся, страдающих функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Эта тенденция особенно ясно прослеживается по данным комплексной оценки здоровья (табл. 1). Тридцать лет назад почти половина первоклассников имели первую группу здоровья. В последние пятнадцать лет лишь каждого пятого-шестого ребенка можно назвать абсолютно здоровым (р < 0,001). Увеличивается число детей с функциональными отклонениями - II группа здоровья (1882— 1983 гг. - 39,5 %, 1993—1994 гг. - до 45 % и 2003—2004 гг. — до 49 %). Наблюдается неуклонный рост (с 12,8 % до 37,6—34,2 %) количества первоклассников с хроническими заболеваниями (р < 0,001).

Представленные данные свидетельствуют, что только 16,8 % современных дошкольников начинают систематическое обучение в школе с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не имея функциональных отклонений или хронических заболеваний. Практически половина (49 %) страдают одним или несколькими функциональными нарушениями, треть имеет хроническую патологию.

Изменилась распространенность соматической патологии (табл. 2). Тридцать лет назад на первом месте по частоте встречаемости

у первоклассников была патология органов дыхания, в которой преобладали хронические заболевания ЛОР-органов (хронические болезни миндалин и аденоидов, хронический на-зофарингит, фарингит, синусит, хронический и аллергический ринит). На втором месте -болезни глаза и его придаточного аппарата, а третье место - болезни органов пищеварения.

Пятнадцать лет назад был отмечен рост числа болезней органов дыхания (р < 0,05) за счет увеличения распространенности названных выше заболеваний ЛОР-органов и аллергических заболеваний (бронхиальная астма, аллергический ринит). Отмечено увеличение в 6 раз (р < 0,001) количества детей с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (сколиоз, плоскостопие). Достоверный рост отмечен в частоте болезней мочеполовой системы (р < 0,001).

В настоящее время у учащихся первых классов на первом месте по распространенности находятся болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. Они представлены в основном нарушениями осанки (57,4 %) и сколиозами (33 %), а также уплощением стоп (25,5 %) и плоскостопием (23,6 %). На втором месте - болезни мочеполовой системы, представленные дисметаболическими нефропатиями (21,6 %) и воспалительными заболеваниями (8,1 %). Болезни органов дыхания, несмотря на тенденцию к росту, стоят на третьем месте. Кроме того, отмечается значительный рост болезней органов пищеварения (в 6 раз), глаза и его придаточного аппарата (в 2 раза), органов кровообращения, кожи и подкожной клетчатки (в 6 раз).

В структуре соматической патологии первоклассников преобладают функциональные нарушения. В группе болезней костно-мышечной системы они представлены нарушениями осанки (57,4 %) и уплощением стоп (25,5 %), что значительно превосходит по частоте число детей со сколиозами (33 %) и плоскостопием (23,6 %).

Таблица 1. Распределение детей по группам здоровья, поступивших в школу в 1982-1983 гг., 1993-1994 гг. и 2003-2004 гг. (%)

Группа Число детей (%)

здоровья 1981-1982 гг. 1993-1994 гг. 2003-2004 гг.

1 47,7 17,4* 16,8

2 39,5 45 49

3 12,8 37,6* 34,2

*Примечание. Значимость различий (р < 0,001) при сравнении показателей между данными в 1981—1982 гг. и 1993—1994 гг.

Февраль №2 (203) знисо

21

Таблица 2. Распространенность различных видов соматической патологии среди первоклассников, поступивших в первый класс в 1982—1983 гг., 1993-1994 гг. и 2003—2004 гг.

Вид патологии Число детей (%)

1981—1982 гг. 1993—1994 гг. 2003—2004 гг.

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 2,5 15,8* 56,0*

Болезни мочеполовой системы 2,5 13,3* 29,7**

Болезни глаза и его придаточного аппарата 5,1 8,9 19,1

Болезни органов пищеварения 4,2 2,6 14,9*

Болезни органов дыхания 10,1 17,7 20,3

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 1,7 1,9 2,3

Болезни крови и кроветворных органов 0,9 0,6 0,7

Болезни системы кровообращения 4,5 7,1 14,86

Болезни кожи и подкожной клетчатки 1,7 2,5 14,86*

Примечание. Значимость различий при сравнении показателей с предшествующим десятилетием: * - р < 0,001, - р < 0,05, ** р < 0,01.

В патологии мочеполовой системы преобладает дисметаболическая нефропатия (73 %) над острыми и хроническими воспалительными заболеваниями почек (27 %).

Болезни органов пищеварения представлены дисфункцией билиарного тракта (55 %), хроническими гастритами и гастродуодени-тами (45 %).

В структуре заболеваний органов дыхания превалирует хроническая патология ЛОР-органов, аллергические состояния (бронхиальная астма, аллергический ринит).

Болезни глаза и его придаточного аппарата представлены аномалиями рефракции (69 %), гиперметропичеким астигматизмом (23 %) и косоглазием (8 %), а болезни кожи и подкожной клетчатки — атопическим дерматитом.

Высоким остается удельный вес часто болеющих детей, которые составляют 31 % всех первоклассников.

Обращает на себя внимание наличие и обилие сочетанной патологии: 83,2 % детей при поступлении в школу уже имеют функциональные нарушения и хронические заболевания. Из них только 39 % имеют один диагноз. У 39 % выявлено два заболевания, у 16 % - три, у 6 % - четыре и более.

«Нагруженность диагнозами» (демонстрация количества функциональных отклонений и хронических заболеваний, выявленных при углубленных профилактических осмотрах,

приходящаяся в среднем на одного ребенка) у современного первоклассника составляет 1,89. При этом нагруженность функциональными отклонениями составила 3,2, а хроническими заболеваниями — 0,8.

Своевременное выявление патологии и реабилитация, преимущественно в условиях образовательного учреждения, является большим резервом сохранения и укрепления здоровья обучающихся, а также фактором профилактики возникновения хронической патологии и ранней инвалидизации. В организации внутришкольной образовательной среды возможно и необходимо предусмотреть мероприятия по профилактике возникновения этих состояний, а также переход этих заболеваний в хронические.

Развитие «школьно-необходимых функций» (речь, тонкая моторика пальцев кистей рук, интеллектуальные показатели) определяет функциональную готовность к обучению и оказывает значительное влияние на успешность познавательной и социальной адаптации. Для этого была изучена тридцатилетняя динамика числа «зрелых» и «незрелых» детей, поступающих в первый класс. За тридцать лет достоверно увеличилось число детей, пришедших в школу с достаточным развитием всех перечисленных функций за счет уменьшения числа относительно зрелых (с недоразвитием какой-либо одной функции) с 50 % до 22,7 %

22 ЗНиСО февраль №2 (203)

Таблица 3. Степень школьной зрелости первоклассников, поступивших в школу в 1982-1983 гг., 1993-1994 гг. и 2003-2004 гг., %

Степень школьной зрелости Число детей (%)

1981-1982 гг. 1993-1994 гг. 2003-2004 гг.

«зрелые» (достаточное развитие школьно-необходимых функций) 27,3 51,2* 75,9*

относительно «зрелые» (недоразвитие какой-то одной функции) 50,0 31,0* 22,7

«незрелые» 24,2 17,9 1,4*

Примечание. * - значимость различий (р < 0,001) при сравнении показателей с предшествующим десятилетием.

и, особенно, числа незрелых (с 24,2 % до 1,4 %) (табл. 3). Это свидетельствует о совершенствовании содержания и методов воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, развитии логопедической и психологической служб в образовательных учреждениях, а также о расширении возможностей дополнительных методов обучения и воспитания дошкольников, предоставляемых сегодня системой образования. В настоящее время незрелыми приходят в школу в основном дети, не посещающие или посещающие крайне нерегулярно дошкольные образовательные учреждения или имеющие дефекты психического развития.

В 80-е гг. недостаточное развитие школьно-необходимых функций в основном определялась по плохой координации пальцев кисти, а с 90-х гг. и до настоящего времени школьную незрелость формируют дефекты звукопроиз-ношения (34,8 %).

В 90-х гг. в два раза увеличилось число детей с отставанием биологического возраста от паспортного по сравнению с 80-ми гг. (21,3 % и 10,7 % соответственно), хотя эта разница статистически недостоверна. В течение по-

следних пятнадцати лет этот показатель является стабильным (10,8 %).

С результатами сравнительного изучения уровня и гармоничности физического развития поступавших в школу детей в 1981-1982 гг., 1993-1994 гг. и 2003-2004 гг. можно ознакомиться в табл. 4.

Из представленных данных видно, что во все годы наблюдения у большинства детей средний вариант длины тела. За последние пятнадцать лет уменьшилось число первоклассников с ростом ниже среднего (р < 0,01), данная тенденция сохранилась и до настоящего времени. Число детей с высоким ростом в последние тридцать лет остается на стабильном уровне. Вариант длины тела выше среднего изменялся волнообразно, несколько увеличиваясь в 90-е гг. и имея тенденцию к уменьшению в настоящее время. Это свидетельствует о приостановлении среди детского населения процессов акселерации и ретардации, а также о тенденции к гармонизации ростовых процессов. Анализ показал, что количество детей с гармоничным развитием достоверно увеличилось в 90-е гг. и вновь уменьшилось в настоящее время. Во все годы наблюдения пре-

Таблица 4. Физическое развитие первоклассников, поступивших в школу в 1982-1983 гг., 1993-1994 гг. и 2003-2004 гг., %

Физическое развитие Число детей (%)

1981—1982 гг. 1993—1994 гг. 2003—2004 гг.

Низкий рост 2,2 1,2 1,4

Ниже среднего рост 8,7 1,2* 1,4

Средний рост 61,6 60,5 74,6*

Выше среднего рост 18,8 25,6 12,7*

Высокий рост 8,7 11,6 9,9

Гармоничное 60,9 76,7* 66,2

Избыток массы 1—2 степени 10,1 7,0 10,8

Дефицит массы 1—2 степени 29,0 16,3* 23

Примечание. * - значимость различий (р < 0,01) при сравнении показателей с предшествующим десятилетием.

Февраль №2 (203) знисо

23

обладали дети с дефицитом массы тела 1—2 степени.

Выводы. Таким образом, состояние здоровья школьников на современном этапе представляет серьезную медико-социальную проблему. За тридцатилетний период среди первоклассников наблюдается значительное уменьшение количества абсолютно здоровых детей при значительном увеличении распространенности хронической патологии. Наблюдается значительный рост по всем классам болезней. Уменьшается число детей с гармоничным физическим развитием. Это требует разработки системы мероприятий, направленных на профилактику возникновения этих состояний и улучшение качества жизни школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М.

Медицинские и социальные аспекты

адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.:ГЭОТАР-Медиа. 2007. 352 с.

2. Кучма В.Р., Звездина И.В., Жигарева Н.С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников //Вопросы современной педиатрии. 2008. Т. 7. № 4. С. 9—12.

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Особенности формирования здоровья подростков: основные тенденции, факторы риска, профилактика //Сб. материалов Х Конгресса педиатров «Актуальные проблемы педиатрии». М. 2006. С. 319—320.

4. Кучма В.Р.,Сухарева Л.М.,Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.