Научная статья на тему 'Комплексная оценка состояния здоровья городских и сельских школьников Монголии'

Комплексная оценка состояния здоровья городских и сельских школьников Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / HEALTH GROUPS / БОЛЕЗНЬ / DISEASES / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / INCIDENCE / ШКОЛЬНИКИ / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Погорелова И.Г., Амгалан Г.

Представлены результаты оценки состояния здоровья 7-16-летних школьников по материалам комплексного медицинского осмотра и данным статистической отчетности в динамике 2010 2014 гг. Определены группы здоровья и ведущие классы болезней, характерные для детей, обучающихся в городских и сельских образовательных учреждениях Монголии. Результаты анализа свидетельствуют об увеличении с возрастом количества детей с третьей группой здоровья и преимущественном распространении болезней органов дыхания, пищеварения, лор-органов и органа зрения, неврологических заболеваний как у городских, так у сельских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Погорелова И.Г., Амгалан Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comprehensive health status assessment of urban andrural schoolchildren of Mongolia

In this article presentsthe key findings of health status assessments of urban and rural school children aged 7-16 years based on the materials of comprehensive medical examination and statistical reporting in dynamics 2010-2014. Based on the study results were determined the health status groups and leading causes of morbidity among surveyed school children studying in urban and rural educational institutions of Mongolia. Study results showed that the number of children classified in third group of health was increased with the age of students and incidence of diseases of respiratory, digestive, neurological systems, and diseases of ear nose thought and vision organs were more common among the urban and rural school children of Mongolia.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка состояния здоровья городских и сельских школьников Монголии»

МАЙ HOC (290)

ЗНиСО

39

^ УДК 613.955:311.3(517.3)

Ц КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКИХ И

^ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ МОНГОЛИИ

И.Г. Погорелова1, Г. Амгалан2

-чт- 1ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет»

Минздрава России, Иркутск, Россия

¡zf

■—^ 2Институт общественного здоровья Министерства здравоохранения Монголии,

Улаанбаатар, Монголия

Представлены результаты оценки состояния здоровья 7-16-летних школьников по материалам комплексного медицинского осмотра и данным статистической отчетности в динамике 20102014 гг. Определены группы здоровья и ведущие классы болезней, характерные для детей, обучающихся в городских и сельских образовательных учреждениях Монголии. Результаты анализа свидетельствуют об увеличении с возрастом количества детей с третьей группой здоровья и преимущественном распространении болезней органов дыхания, пищеварения, лор-органов и органа зрения, неврологических заболеваний как у городских, так у сельских школьников. Ключевые слова: группа здоровья, болезнь, заболеваемость, школьники.

I.G. Pogorelova, G. Amgalan □ THE COMPREHENSIVE HEALTH STATUS ASSESSMENT OF URBAN ANDRURAL SCHOOLCHILDREN OF MONGOLIA □ Irkutsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Irkutsk, Russia; Institute of public health of the Ministry of Health of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia.

In this article presentsthe key findings of health status assessments of urban and rural school children aged 7-16 years based on the materials of comprehensive medical examination and statistical reporting in dynamics 2010-2014. Based on the study results were determined the health status groups and leading causes of morbidity among surveyed school children studying in urban and rural educational institutions of Mongolia. Study results showed that the number of children classified in third group of health was increased with the age of students and incidence of diseases of respiratory, digestive, neurological systems, and diseases of ear nose thought and vision organs were more common among the urban and rural school children of Mongolia. Key words: health groups, diseases, incidence, pupils.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является необходимым условием и целью современной концепции реализации образовательного процесса [3], поскольку в любой социально-экономической и политической ситуации состояние здоровья детей и подростков является актуальной государственной проблемой. Рядом исследователей установлено, что значительное увеличение частоты осложнений и нарушений здоровья детей и подростков приходится на возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования [1, 5, 7]. Современная модель системы образования обуславливает интенсификацию школьных нагрузок на обучающихся и, как следствие, последующее ухудшение их состояния здоровья, проявляющееся ростом уровня хронических заболеваний и школьно-обусловленных болезней [4, 8-10]. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, системы кровообращения, пищеварения, патологии органов зрения и нервной системы. Наиболее часто регистрируются болезни органов пищеварения, связанные с нарушением режима питания и дисбалансом пищевого рациона [2, 6]. Для разработки профилактических мероприятий актуальным является сравнительная оценка состояния здоровья детей, проживающих в городской и сельской местности, поскольку образ жизни школьников города и села имеет определенные различия, которые могут обуславливать формирование их здоровья.

Материалы и методы. Программа исследования предусматривала анализ заболеваемости школьников по данным обращаемости за медицинской помощью и результатам комплексного медицинского осмотра. Изучение заболеваемос-

ти по обращаемости 7—16-летних учащихся городских и сельских школ Монголии за период 2010—2014 гг. проведено ретроспективным методом с использованием сведений из амбулаторных медицинских карт лечебно-профилактических учреждений (207 533 карты).

Оценка состояния школьников и распределение детей по группам здоровья осуществлена на основании анализа результатов комплексного медицинского осмотра, проведенного квалифицированными специалистами районного и регионального диагностического центров с использованием разработанных карт изучения состояния здоровья школьника. Всего обследовано 1 827 детей, из них 57,9 % городских и 42,1 % сельских школьников. Анализ заболеваемости для каждой половозрастной группы обучающихся проведен в соответствии с МКБ-10.

Для статистической обработки материала использованы программы Microsoft Excel 2010, Antroplus и SPSS 18.0 с вычислением средних арифметических величин (M), отклонений средних арифметических (о), ошибки средних арифметических (m). Для сравнения средних величин показателей физического развития обследованных детей в независимых выборках, применен t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования. Для выявления тенденций заболеваемости 7-16-летних школьников Монголии проанализированы сведения о распространенности заболеваний по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения обучающихся городских и сельских школ за пятилетний период с 2010-2014 гг. по классам болезней.

Структура заболеваемости сельских школьников в период 2010-2011 гг. характеризуется

40

ЗНиСО

МАЙ НИЕ (290)

преобладанием болезней органов дыхания (31,8-54,1 %), а в 2012-2014 гг. - болезней органов пищеварения (40,6-49,5 %). На третьем месте в структуре общей заболеваемости во все годы наблюдения находились болезни мочеполовой системы (5,8-8,6 %), далее - болезни глаза и придаточного аппарата (5,7-7,4 %), нервной (4,0-5,4 %) и эндокринной системы (1,1-1,9 %).

В структуре заболеваемости городских школьников за изучаемый период первое ранговое место принадлежало болезням органов дыхания (26,8-60,5 %), второе - болезням органов пищеварения (19,3-36,2 %), далее идут болезни мочеполовой системы (2,7-40,5 %), болезни глаза (2,4-27,7 %) и нервной системы (3,3-6,3 %).

Среди детей сельских школ за изучаемый период наибольшая заболеваемость (на 1 000 учащихся) регистрировалась в 2012 г. по всем классам болезней. Также установлено увеличение уровня заболеваемости по болезням органов пищеварения - в 2,1 раза, нервной системы - в 1,5 раза, эндокринной системы - в 6 раз, системы кровообращения - в 2,2 раза (рис. 1).

В результате анализа динамики заболеваемости учащихся городских школ за изучаемый период установлено, что среди городских школьников наиболее низкий уровень заболеваемости наблюдался в 2012 г., а наиболее высокий - в 2013 г. Наибольший рост уровня заболеваемости регистрировался по системе органов дыхания (в 2,4 раза) (рис. 2).

Кроме того, отмечено увеличение заболеваемости нервной, мочеполовой системы и системы органов кровообращения в 1,0-2,4 раза.

Таким образом, по частоте встречаемости и ранговому месту в структуре заболеваемости городских и сельских школьников преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, далее идут болезни нервной, эндокринной, мочеполовой системы и болезни глаза.

100

10

При проведении комплексной оценки состояния здоровья учащихся городских и сельских школ с определением группы здоровья установлено, что 251 (13,7 %) ребенок отнесен к I группе здоровья, 958 (52,4 %) - ко II группе, 561 (30,8 %) с хронической патологией в состоянии компенсации - к III группе, 54 (3,0 %) с хронической патологией в состоянии субкомпенсации - к IV группе, 3 (0,2 %) - к V группе. При этом доля городских мальчиков с I группой здоровья статистически значимо не отличалась от таковой среди сельских (18,7 % и 18,5 % соответственно, p = 0,9), тогда как удельный вес девочек с I группой здоровья соответственно составлял 11,3 и 7,7 % в городских и сельских школах (p < 0,05). Доля городских мальчиков с III группой здоровья превышала долю сельских на 5,4 %, а удельный вес девочек с III группой был примерно одинаков в городских и сельских школах (32,9 и 33,3 %, p = 0,89). В то же время количество сельских девочек с IV группой здоровья превысило таковые показатели среди жителей города на 2,3 % (p = 0,04).

Анализ распределения детей по группам здоровья в зависимости от возраста показал, что доля детей младших классов, относящихся к I группе здоровья, была на 3,7-4,5 % больше по сравнению с детьми средних и старших классов (p = 0,04). Выявлено снижение доли детей со II группой здоровья: если среди учащихся младших классов таких детей было 55,8 %, то среди учащихся средних и старших классов их удельный вес не превышал 48,348,7 % (p = 0,007). Установлено увеличение количества детей с III группой здоровья в зависимости от возраста. Так, если среди учащихся младших классов удельный вес детей с III группой здоровья составлял 26,7 %, то среди детей старших классов уже 37,7 % (p = 0,001).

^бол. орг.пшцеваргния б(ш.орг.дыхания боя.мочепол.сис. боллерв.сис.

0.1

Рис.

100

LO

0.1

бол.сис.кровоо5р. ■ бозондокр.сис.

2010 2011 2012 2013 2014 —•—бол.глаза

1. Заболеваемость сельских школьников по классам болезней за 2010-2014 гг. (число зарегистрированных на 1 000 детей)

бо л. ор г.пищев ар. бол. ор г. дыхания бол.мочеполхис. бол.нерв.сис. бол.сис.кровообр. бол.эндокр .сис бол.глаза

2010

2011

2012

2013

2014

Рис.

2. Заболеваемость городских школьников по классам болезней за 2010-2014 гг. (число зарегистрированных на 1 000 детей)

МАЙ HOC (290)

ЗНиСО

41

^ Таким образом, снижение числа детей со II сэ группой здоровья с возрастом с одновремен-j-У ным увеличением количества школьников с ^^ III группой здоровья, то есть уже имеющих заболевания, свидетельствует о переходе донозо-логических функциональных нарушений в па-|= тологические состояния и процессы. Анализ ^ распределения детей по группам здоровья в зависимости от возраста по городским и сель-ti ским школам позволил установить, что количе-^^ ство детей с I группой здоровья в младших классах в городских школах было больше на =i 4,9 % по сравнению с сельскими, но без статист стически значимых различий (p = 0,35), тогда i— как доли учащихся средних и старших классов I_ городских и сельских школ были приблизительно одинаковыми (p = 0,051).

Необходимо отметить, что доля детей с III группой здоровья, то есть уже имеющих хронические заболевания, значимо различается между городскими и сельскими школьниками. Так, в классах старшей ступени обучения, удельный вес детей с III группой здоровья составлял 45,7 и 28,0 % соответственно (p = 0,0005), тогда как в классах средней и младшей ступеней различия не выявлены, что подтверждает предположение о накоплении негативных изменений в состоянии здоровья с увеличением возраста.

Анализ патологической пораженности, по данным комплексного медицинского осмотра городских и сельских школьников, по органам и системам в зависимости от возраста свидетельствует, что у детей младшего школьного возраста во всех изучаемых школах преобладают болезни органов пищеварения (6,2-8,8 %) и дыхания (6,2-13,2 %). Далее у городских детей наибольший удельный вес имеют неврологические заболевания (4,9 %) и болезни системы кровообращения (3,3 %), а у сельских детей - болезни глаза и его придатков (7,6 %) и системы кровообращения (6,7 %).

У детей среднего школьного возраста в городе наибольший удельный вес отмечен по болезням глаза и его придаточного аппарата (9,6 %), далее - патология органов кровообращения и дыхания (8,2 и 7,7 % соответственно). Среди учащихся сельских школ преобладают болезни органов дыхания (16,1 %), затем - болезни нервной системы (11,4 %) и системы кровообращения (8,8 %). При этом у сельских детей средней ступени обучения на 5,8-8,4 % чаще, по сравнению с городскими, выявлялись заболевания органов дыхательной и нервной системы (p = 0,001).

В структуре патологической пораженности у детей старшего школьного возраста городских и сельских школ наиболее высокий уровень отмечен по системам органов пищеварения (14,7 и 22,9 %), на втором месте среди городских детей - заболевания системы кровообращения (13,2 %), у сельских - неврологические заболевания (16,0 %). Необходимо отметить, что на третьем месте у городских старшеклассников находились болезни эндокринной системы (10,4 %), а у сельских - болезни органов кровообращения (15,9 %). Среди детей старших класс-сов достоверно более высокие показатели неврологической заболеваемости были обнаружены у сельских жителей по сравнению с городскими -16,0 и 6,3 % соответственно (p = 0,02).

Выводы. Анализ состояния здоровья учащихся показал наличие отрицательной динами-

ки с возрастом, проявляющейся в увеличении уровня заболеваемости по обращаемости, распространенности патологической пораженнос-ти и росте доли школьников с III группой здоровья в 1,4 раза (р = 0,001). При этом наиболее высокий уровень патологической пораженно-сти выявлен у детей младших классов в городских школах по болезням органов пищеварения и в сельских - по болезням органов дыхания, в средних классах - по болезням глаза в городских и болезням органов дыхания - в сельских, а в старших классах - по болезням органов пищеварения в городских и в сельских школах). Сравнительный анализ распределения детей городских и сельских школ по группам здоровья позволил выявить, что количество детей всех ступеней обучения, относящихся к I группе здоровья, значимо не различается; среди городских школьников старшей ступени достоверно выше (в сравнении с сельскими детьми) доля детей с III группой здоровья; количество сельских девочек с IV группой здоровья превысило данный показатель жителей города на 2,3 % .

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверина С.В. Гигиеническая оценка факторов образа жизни, формирующих здоровье младших школьников (на примере г. Красноярска): Автореф. дис. ... канд. мед. наук / С.В. Аверина. Красноярск: б/и, 2015. 23 с.

2. Колесникова С.А. и др. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях города Санкт-Петербург / С.А. Колесникова, С.Л. Решетникова, Т.С. Ленкова // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 2007. Кн. 1. С. 591-596.

3. Макаров Л. П. и др. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников /Л.П. Макаров, А.В. Соловьев, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 494-496.

4. Онищенко Г.Г. Основные итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения // Материалы XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей / Под ред. Г.Г. Онищенко, А.И. Потапова. М. Ярославль: Канцлер, 2012. С. 30-40.

5. Полунина Н.В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. 2013. № 5. С. 17-24.

6. Поляков А.Я. и др. Здоровье школьников и социально-гигиенические факторы среды обитания промышленного центра Сибири / А.Я. Поляков, К.П. Петруничева // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 2007. Кн. 1. С. 656-659.

7. Сетко А.Г. и др. Проблемы здоровья студентов современного вуза / А.Г. Сетко, С.Г. Пономарева, Е.П. Щербинина // Материалы III-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине «Актуальные проблемы здоровья детей и подростков пути их решения» / Под ред. чл.-корр. РАМН профессора В.Р. Кучмы. М., 2012. С. 273-274.

8. Тимошенко Е.П. Гигиеническая безопасность гимназистов младшего школьного возраста в рамках модернизации современного образовательного процесса: Ав-тореф. дис. . канд. мед. наук / Е.П. Тимошенко. Оренбург, 2014. 23 с.

9. Kim J.L. et al., Respiratory health among Korean pupils in relation to home, school and outdoor environment / J.L. Kim, L. Elfman, G. Wieslander, M. Ferm et al. // J. Korean Med. Sci. 2011 Feb. Vol. 26 (2). Р.166-173.

10. Zhao Z. et al. Asthmatic symptoms among Pupils in relation to winter indoor and outdoor air pollution in schools in Taiyuan, China / Z. Zhao, Z. Zhang, Z. Wang, M. Ferm et al. // Environ. Health Perspect. 2008 Jan. Vol. 116 (1). Р.90-97.

Контактная информация:

Погорелова Ирина Геннадьевна, тел.: +7 (902) 513-26-15, e-mail: pogorelova_irine@mail.ru Contact information: Pogorelova Irina, рЫ^^: +7 (902) 513-26-15, e-mail: pogorelova_irine@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.