Научная статья на тему 'Сравнительная интегральная оценка факторов образовательной средыгородских и сельских школ Монголии'

Сравнительная интегральная оценка факторов образовательной средыгородских и сельских школ Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕПЕНЬ РИСКА / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ / CATEGORY OF RISK / ACADEMIC LOAD / COMPREHENSIVE ASSESSMENT / SCHOOL ENVIRONMENT / HEALTH OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амгалан Гомбоцэрэн, Погорелова Ирина Геннадьевна

В статье рассмотрены результаты сравнительной интегральной оценки факторов образовательной среды городских и сельских школ Монголии. Установлено, что сумма баллов интегральной оценки степени риска факторов образовательной среды городских и сельских школ Монголии составила 368-380 баллов соответственно, что соответствует допустимому уровню воздействия, который характеризуется отсутствием роста школьно обусловленных болезней и хронических заболеваний, но способствует раннему и стойкому развитию утомления, напряжению адаптационных возможностей организма детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF COMPARATIVE ASSESTMENT OF SCHOOL FACTORS OF URBAN AND RURAL SCHOOLS IN MONGOLIA

This article considers the results of comparative integrated assessment of school factors of rural and urban secondary schools of Mongolia. Study results showed that the total score of the integrated risk assessment of environmental factors for Mongolian secondary schools located in rural and urban areas was 368-380 points. This corresponds to the acceptable ranges, which characterizes by the absence of school-related diseases and chronic conditions. However, recent situation can lead to the early and persistent fatigue, tension of adaptation abilities of children

Текст научной работы на тему «Сравнительная интегральная оценка факторов образовательной средыгородских и сельских школ Монголии»

риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Пермь, 2014. - C.68-69.

11. Якубова И.Ш., Еремин Г.Б., Суворова А.В., БлиноваЛ.Т. Разработка рекомендаций по гармонизации законодательства государств-членов ЕВРАЗЭС в области обеспечения прав детей и подростков на охрану здоровья в организациях образования различного типа // Гигиена и санитария. - 2014. - №2. - С.55-59.

12. Aaro L.E., Wold B. Health behaviour in school aged children: a WHO cross-national survey. Research protocol for the 1989-90 study // Int. J. Public Health. - 2009. - Vol. 54 (Suppl. 2). - P.140-150.

13. Gultekin T., Hauspie R., Susanne C., et al. Growth of children living in the outskirts of Ankara: impact of low socio-economic status // Ann. Hum. Biol. - 2006. - Vol. 33. №1. - P.43-54.

14. Gelander L. Children's growth: a health indicator and a diagnostic tool // Acta. Paediatr. - 2006. - Vol. 95. №5. - P.517-518.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Suhareva L.M. Medical and social problems of education of teenagers. - Moscow, 2014. - 388 p. (in Russian)

2. Baranov A.A., Kuchma L.M. State of health of modern children and role of medico-social factors in its formation // Vestnik RAMN. - 2009. - №5. - P.6-10. (in Russian)

3. Kuchma V.R., Shubochkina E.I. About new scientific approach to the management of the system of sanitary and epidemiological welfare of learners in educational institutions // Zdorovie Naselenia i Sreda Obitania. - 2013. - №8. - P.6-9. (in Russian)

4. Kuchma V.R., Suhareva L.M. Sanitary-epidemiological well-being of children and adolescents in the present conditions: problems and solutions // Zdorovie Naselenia i Sreda Obitania. -2012. - №8. - P.4-6. (in Russian)

5. Methodology of an assessment of risks to health of the population at influence of chemical, physical and biological factors for definition of indicators of safety of production (goods). - Moscow, 2014. - 120 p. (in Russian)

6. Onishhenko G.G. Assessment and risk management for health as the effective tool of the solution of problems of ensuring sanitary and epidemiologic wellbeing of the population of the Russian Federation // Analiz riska zdorov'ju. - 2013. - №1. - P.4-14. (in Russian)

7. Guidance for the assessment of human health risk while influenced by chemicals that pollute the environment. P 2.1.10.1920-04. - Moscow, 2004. - 143 p. (in Russian)

8. Savchenkov M.F., Lemeshevskaia E.P. Medical and

environmental problems in Siberia // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 1995. - Vol. 3. №2. - P.34-37. (in Russian)

9. Setko N. P., Lozinskij A.S., Bulycheva E.V. Features of formation of adaptive capacities of high school students-first-graders // Gigiena i sanitarija. - 2012. - №1. - P.51-53. (in Russian)

10. Hotimchenko S.A., I.V. Gmoshinskij, Zajceva N.V., et al. Features of identification of health risk factors in the nutrition. // Aktual'nye problemy bezopasnosti i ocenki riska zdorov'ju naselenija pri vozdejstvii faktorov sredy obitanija: coll. of scient art. - Perm, 2014. - P.68-69. (in Russian)

11. Jakubova I.Sh., Eremin G.B., Suvorova A.V., Blinova L.T. Development of recommendations on the harmonization of legislation of EurAsEC member states in the field of child and adolescent rights to health care in educational institutions of various types // Gigiena i sanitarija. - 2014. - №2. - P.55-59. (in Russian)

12. Aaro L.E., Wold B. Health behaviour in school aged children: a WHO cross-national survey. Research protocol for the 1989-90 study // Int. J. Public Health. - 2009. - Vol. 54 (Suppl. 2). - P.140-150.

13. Gultekin T., Hauspie R., Susanne C., et al. Growth of children living in the outskirts of Ankara: impact of low socioeconomic status // Ann. Hum. Biol. - 2006. - Vol. 33. №1. - P.43-54.

14. Gelander L. Children's growth: a health indicator and a diagnostic tool // Acta. Paediatr. - 2006. - Vol. 95. №5. - P.517-518.

Информация об авторах:

Тармаева Инна Юрьевна - д.м.н. профессор кафедры гигиены труда и гигиены питания, 664003, Иркутск, ул. Красного

Восстания, 1, ИГМУ кафедра гигиены труда и гигиены питания, тел. (3952) 243609, e-mail: t38_69@mail.ru; Ефимова Наталья Васильевна - д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований; Ханхареев Сергей Степанович - к.м.н., руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия; Богданова Ольга Георгиевна - к.м.н., начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора

по Республике Бурятия.

Information About the Authors:

Tarmaeva Inna Y. - PhD, MD, Professor, hygiene of labor and nutrition department, e-mail: t38_69@mail.ru; Efimova Natalia V. - PhD, MD, Professor, head of laboratory; Hanhareev Sergey S. - PhD, MD, Head of the Republic of Buryatia Rospotrebnadzor; Bogdanova Olga G. - PhD, MD, Head of Department of Rospotrebnadzor Republic of Buryatia.

© АМГАЛАН Г., ПОГОРЕЛОВА И.Г. - 2015 УДК613.95:371

сравнительная интегральная оценка факторов образовательной среды городских и сельских школ Монголии

Гомбоцэрэн Амгалан1, Ирина Геннадьевна Погорелова2 ('Институт общественного здоровья, Монголия, Б. Цогтбаатар; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков,

зав. - д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева)

Резюме. В статье рассмотрены результаты сравнительной интегральной оценки факторов образовательной среды городских и сельских школ Монголии. Установлено, что сумма баллов интегральной оценки степени риска факторов образовательной среды городских и сельских школ Монголии составила 368-380 баллов соответственно, что соответствует допустимому уровню воздействия, который характеризуется отсутствием роста школьно обусловленных болезней и хронических заболеваний, но способствует раннему и стойкому развитию утомления, напряжению адаптационных возможностей организма детей.

Ключевые слова: степень риска, учебная нагрузка, комплексная оценка, образовательная среда, здоровье учащихся.

RESULTS OF COMPARATIVE ASSESTMENT OF SCHOOL FACTORS OF URBAN AND RURAL SCHOOLS IN MONGOLIA

G. Amgalan1,I.G. Pogorelova2 ('Public Health Institute of Mongolia; 2Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. This article considers the results of comparative integrated assessment of school factors of rural and urban secondary schools of Mongolia. Study results showed that the total score of the integrated risk assessment of environmental factors for Mongolian secondary schools located in rural and urban areas was 368-380 points. This corresponds to the acceptable ranges, which characterizes by the absence of school-related diseases and chronic conditions. However, recent situation can lead to the early and persistent fatigue, tension of adaptation abilities of children.

Key words: category of risk, academic load, comprehensive assessment, school environment, health of students.

Разработка и осуществление профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков и достоверное определение степени риска для здоровья детей условий образовательной среды входит в число первоочередных задач гигиенистов [2]. В формировании здоровья школьников участвуют многие факторы риска, которые подразделяются на регулируемые (питание, двигательная активность, условий обучения) и нерегулируемые (биологические). Образ жизни, организация учебно-воспитательной работы и питания, двигательная активность, режим сна и прогулок являются факторами, оказывающими наибольшее влияние на здоровье школьников [3].

По мнению исследователей, учащиеся современных школ более подвержены воздействию факторов образовательной среды, чем их сверстники 20 лет назад, поскольку находятся в условиях образовательного учреждения на протяжении 11 лет в течение 10-12 час. ежедневно [1].

Работы некоторых Монгольских исследователей также были посвящены вопросам санитарного состояния общеобразовательных школ, но комплексной гигиенической и интегральной оценки факторов образовательной среды с определением вероятностных изменений на здоровье учащихся не проводилось, что определило актуальность настоящего исследования [5].

Цель работы: дать сравнительную интегральную оценку факторов образовательной среды сельских и городских школ Монголии.

Материалы и методы

Интегральная оценка факторов образовательной среды городских и сельских школ Монголии осуществлялась по сумме баллов комплексной оценки 6 показателей (учебная недельная нагрузка, режим образовательного процесса, технология обучения, условия обучения и воспитания, двигательная активность и организация питания) и входящих в них критериальных признаков в соответствии с методическими указаниями «Комплексная оценка условий обучения и воспитания детей в общеобразовательном учреждении» [4] и с действующими на территории Монголии гигиеническими требованиями СанПиН-11-66-88, «Санитарные нормы и гигиенические требования учебно-воспитательных учреждений» и стандартом М№>2313:1987 «Школьная мебель».

Оценка критериальных признаков проводилась в баллах в зависимости от отклонения фактических показателей факторов образовательной среды от гигиенических нормативов и оценивалась как полностью, частично соответствующее и не соответствующее им. Комплексная оценка изучаемых показателей осуществлялась по сумме баллов входящих в него критериальных признаков с использованием трехуровневой шкалы - «риск не выражен», «слабая степень риска» и «сильная степень риска» на здоровье учащихся. Интегральная оценка факторов образовательной среды проводилась по сумме баллов показателей по каждой ступени (младшие -1-5 классы, средние - 6-9 классы и старшие - 10-11 классы) обучения и оценивалось как оптимальная (<270), допустимая (270-449), опасная (450>баллов), что позволяло прогнозировать вероятные изменения в состоянии здоровья учащихся.

Анализ различий в величине качественных признаков в сравниваемых группах выполнен с помощью критерия х2 по Пирсону. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05.

результаты и обсуждение

При оценке недельной учебной нагрузки были проанализированы учебная нагрузка в часах, время затрачиваемое на внеучебную деятельность, дополнительные занятия вне школы и выполнение домашних заданий. При этом максимальное количество учебных часов в неделю соответствовало гигиенической норме только в 1-5 классах (21-22 час.), тогда как в 6-9 и 10-11 классах превышало ее на 2-3 час. Время выполнения домашних заданий у учащихся младших классов выше нормируемых значений на 20% и соответствует сильной степени риска, а у учащихся средних и старших классов

- риск по данному критерию был не выражен.

Сравнительная комплексная оценка учебной недельной нагрузки свидетельствует, что учащиеся городских и сельских школ не различаются по уровню нагрузки или интенсивности образовательных программ, но имеются различия по ступеням обучения: так, у учащихся младших классов была отмечена слабая степень риска (18 баллов), средних и старших классов риск был не выражен (12 баллов).

Гигиеническая оценка организации режима образовательного процесса проводилась по следующим критериям: распределение недельной и дневной учебной нагрузки, длительность уроков и перемен, перерыв между основными и факультативными занятиями, сменность и начало занятий, кратность и продолжительность занятий с использованием компьютера и каникул.

При оценке учебного расписания с учетом трудности предметов (по таблице И.Г. Сивкова) установлено, что суммарная еженедельная учебная нагрузка у учащихся младших классов городских и сельских школ составляет 139-139,5, средних классов - 153-153,5, старших классов - 186-188 баллов соответственно. При этом у учащихся средних и старших классов наибольшее количество баллов за день приходилось на крайние дни недели (понедельник, четверг и пятница), т.е. в период врабатывания и снижения уровня работоспособности детей. Кроме того, установлено наличие сдвоенных уроков, перегрузка первых и последних уроков, сочетание равных по сложности предметов, что может являться причиной развития переутомления и функциональынх нарушений со стороны ЦНС.

Таким образом, анализ режима образовательного процесса по выделенным критериальным признакам не выявил различий в городских и сельских школах, но определил разную степень риска по ступеням обучения: у учащихся младших классов - 21 балл (слабая степень риска), средних и старших классов - 25 баллов (сильная степень риска). Однако, по таким критериальным признакам, как сменность занятий, продолжительность урока, перемен и занятий с компьютером

- во всех ступенях обучения, а в классах средней и старшей ступеней - по критерию распределения учебной нагрузки в течение дня и недели было выявлено полное несоответствие гигиеническим нормативам, что характеризуется как сильная степень риска для здоровья учащихся.

Для комплексной оценки условий обучения были использованы следующие критериальные признаки: площадь основных учебных помещений на 1 учащегося, обеспеченность школьной мебелью, уровень естественного и искусственного освещения, воздушно-тепловой режим, устройство и оборудование классов информатики, санитарное состояние основных учебных помещений, соблюдение принципа возрастной изоляции.

При оценке учебной мебели установлено, что в учебных классах, оборудованных столами и стульями одного разме-

ра, не соблюдался оптимальный порядок расстановки мебели с учетом маркировки, не выдерживались нормируемые расстояния, что может служить одним из неблагоприятных факторов, способствующих формированию патологии со стороны опорно-двигательного аппарата.

В 67,9% городских, 58,7% сельских школах показатель площади на одного обучающегося составлял 1,4±0,02 м2, что ниже требуемой величины (1,5 м2) и обуславливает превышение предельной наполняемости классов в городских и сельских школах по всем ступеням обучения (р<0,01). Параметры микроклимата, уро-

проведения дня здоровья и спорта, оценивается как оказывающая слабую степень риска. Это связано с особенностями организации физического воспитания, включающей в себя 2 урока физкультуры в неделю, гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках в младших классах, продолжительность которых составляла менее 2 мин. при нормируемой 3. Кроме того, в младших классах во всех изучаемых школах средняя продолжительность физических упражнений и подвижных игр во время удлиненных перемен составляла лишь 3-4 мин. при норме 15.

вень естественного и искусственного освещения в большинстве классных помещений также не соответствовали гигиеническим требованиям, со статистически значимым различием между городскими и сельскими школами (р<0,001). Во всех изучаемых школах не соблюдался принцип возрастной изоляции.

Таким образом, комплексная оценка условий обучения в городских и сельских школах по всем ступеням обучения составляет 28 баллов и характеризуется сильной степенью риска для здоровья школьников.

При оценке используемой технологии обучения были учтены цель обучения, стиль общения учителя с учениками, наличие физкультминуток, эмоциональ-

Оценка степени риска показателей образовательной среды

Таблица 1

№ Показатель образовательной среды Зона действия

Классы обучения Риск не Слабая Сильная

выражен степень риска степень риска

Г С Г С Г С

Степень риска в классах младшей ступени

1 Недельная учебная нагрузка 18 18

2 Режим образовательного процесса 21 21

3 Технология обучения 26 22

4 Условия обучения 28 28

5 Двигательная активность 17 17

6 Организация питания в условиях школы 26 26

Комплексная оценка Город - 136 Село - 132

Степень риска в классах средней ступени

1 Недельная учебная нагрузка 12 12

2 Режим образовательного процесса 25 25

3 Технология обучения 18 20

4 Условия обучения 28 28

5 Двигательная активность 11 11

6 Организация питания в условиях школы 26 26

Комплексная оценка Город - 120 Село - 122

Степень риска в классах старшей ступени

1 Недельная учебная нагрузка 12 12

2 Режим образовательного процесса 25 25

3 Технология обучения 10 24

4 Условия обучения 28 28

5 Двигательная активность 11 11

6 Организация питания в условиях школы 26 26

Комплексная оценка Город - 112 Село - 126

Интегральная оценка степени риска образовательной среды школы Город - 368 Село - 380

Примечания: Г - город, С - село.

ных разрядок, положительных эмоций и контроль рабочей позы на уроках.

Установлено, что в классах младшей ступени обучения городских школ - технология обучения полностью (26 балла), а в сельских школах в классах младшей и средней ступени частично (22 балла) не соответствовала здоровьесберега-ющей технологии, при этом 50% всех обследованных учеников считали, что преобладает авторитарный стиль общения учителя с учениками.

При оценке организации питания установлено не соблюдение гигиенических норм по следующим показателям: площадь обеденного зала, режим питания, ассортимент буфетной продукции, охват горячим питанием, организация питьевого режима, возможность соблюдения правил личной гигиены. Необходимо отметить, что в 67% всех обследованных школ обеденные залы не соответствовали гигиеническим нормативам по площади и санитарному состоянию, вследствие чего питание у учащихся было организовано в 2-3 смены, что неизбежно приводит к сокращению времени на прием пищи. Таким образом, общая сумма баллов оценки критериальных признаков, учитываемая при оценке организации питания составила 26 баллов, т.е. сильная степень риска развития заболеваемости органов системы пищеварения.

Двигательная активность учащихся, изученная по критериям: количество уроков физкультуры в неделю, реализация программного материала по плаванию, продолжительность гимнастики до учебных занятий в школе, средняя продолжительность физкультурных пауз, проводимых во время уроков, физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах в младших классах, охват учащихся внеклассными формами физического воспитания, количество общешкольных соревнований в учебном году и частота

В результате комплексной оценки отдельных факторов образовательной среды (табл. 1) по ступеням обучения установлено, что в классах младшей ступени городских и сельских школ показатели недельной учебной нагрузки, режима образовательного процесса, технологии обучения и двигательной активности были оценены в 16-22 балла, соответствующих слабой степени риска, по условиям обучения и организации питания в школе - сильная степень риска. В средних и старших классах условия обучения, режим образовательного процесса и организации питания были оценены как показатели с сильной степенью риска.

В целом комплексная оценка факторов школьной среды в классах младшей ступени обучения городских и сельских школ составила 132-136 баллов, в классах средней ступени городских и сельских школ - 120-122, а в старших классах 112-126 балла, что соответствует слабой степени риска и способствует напряжению адаптационных возможностей детей, развитию функциональных расстройств центральной нервной и сердечно сосудистой систем, которые могут проявиться чрезмерным возбуждением, ранним и стойким развитием утомления.

Таким образом, сумма баллов интегральной оценки степени риска факторов образовательной среды городских и сельских школ Монголии составила 368-380 баллов соответственно, что характеризуется как допустимый уровень воздействия, проявляющийся отсутствием роста школьно обусловленных болезней и хронических заболеваний, но приводящий к переутомлению и возникновению жалоб у детей со стороны нервной системы. При этом использование интегральной оценки факторов образовательной среды сделало возможным выделить факторы, имеющие приоритетное значение в формировании здоровья учащихся, а именно нерациональная организация образовательного процесса и

питания, неблагоприятные условия обучения и разработать адресные профилактические мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии

рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все

авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 12.05.2015 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грицинская В.Л. Современные тенденции роста и развития детей Красноярска // Гигиена и санитария. - 2009. -№1. - С.47-49.

2. Зорина И.Г. Социально-гигиенический мониторинг состояния здоровья школьников и факторов среды как методологическая основа определения приоритетов профилактики в различных видах образовательных организаций: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2013. - 34 с.

3. Полунина Н.В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения // Вестник Росздравнадзора. -2013. - №5. - С.17-24.

4. Сухарев А.Г. Образовательная среда и состояние здоровья учащихся: научно-методическое пособие. - М., 2009. - 253 с.

5. Чимэдлхам Ц. Факторы, влияющие на качество начального образования: Автореф. дис. ... кан. мед. наук. -Улаанбаатар, 2011. - 23 с.

REFERENCES

1. Gritsinskaya V.L. Current trends in the growth and development of children in Krasnoyarsk // Gigiena n sanitariya. - 2009. - №1. - P.47-49 (in Russian)

2. Zorina I.G. Sotsialno-gigienicheskii monitoring sostoyaniya zdoroviya shkolnikov I factorov sredi kak metodologicheskaya osnova opredeleniya prioritetov profilaktiki v razlichnikh vidakh obrazovatelinikh organizatsii: Thezis PhD. - Moscow, 2013. -34 p. (in Russian)

3. Polunina N.V. Child health in Russia and approaches to improve // Vestnik Roszdravnadzora. - 2013. - №5. - P.17-24. (in Russian)

4. Sukharev A.G. Obrazovatelinaya sreda i sostoyanie zdoroviya uchashikhsya: Nauchno-metodicheskoe posobie. -Moscow, 2009. - 253 p. (in Russian)

5. Chimedlkham Ts. The factors affecting to the quality of primary education: Thezis PhD (Medicine). - Ulanbaatar, 2011. - 23 p. (in Mongolian)

Информация об авторах:

Гомбоцэрэн Амгалан - научный сотрудник Института общественного здоровья Министерства здравоохранения Монголии; Погорелова Ирина Геннадьевна - доцент кафедры коммунальной гигиены и гигиены и детей подростков, к.м.н., 664003, г. Иркутск, Красного Восстания, 1, e-mail: pogorelova_irine@mail.ru.

Information About the Authors:

Gombotseren Amgalan - researcher at the National Center for Public Health, Ministry of Health of Mongolia; Pogorelovа Irina G. -Associate Professor, MD, PhD, Department of Municipal Hygiene and Hygiene of Children and Adolescents, 664003, Russia, Irkutsk,

Krasnogo Vosstania str., 1, e-mail: pogorelova_irine@mail.ru.

© НОРОВ Б., ИГНАТЬЕВА Л.П., ПАЛАМ Э. - 2015 УДК 613.2/.3

оценка взаимосвязи избыточной массы тела и потребления алкоголя среди взрослого населения Монголии

Норов Болормаа1, Лариса Павловна Игнатьева2, Палам Энхтуяа1 ^Институт общественного здоровья, Монголия, директор - к.м.н. Б. Цогтбаатар; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей

и подростков, зав. - д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева)

Резюме. Исследование проведено на репрезентативной выборке из городского и сельского населения Монголии в возрасте 25-64 лет. Все респонденты опрошены по стандартному вопроснику, разработанному Всемирной организаций здравоохранения (ВОЗ), адаптированному к конкретным условиям Монголии. Представлены результаты частоты и характера потребления алкоголя во взаимосвязи с избыточной массой тела. Взрослое население Монголии - потребляет алкогольные напитки в среднем 3,7 раза в месяц, что составляет 9,1 алкогольных единиц напитков за один прием. Потребление алкогольных напитков мужчинами и женщинами в 5,2-5,5 раза превышает рекомендуемые нормы ВОЗ. Среди исследуемого контингента с избыточной массой тела и ожирением чрезмерное употребление алкоголя является весьма распространенным. Это рискованное поведение, вероятно, является одним из этиологических факторов их избыточной массы тела и ожирения.

Ключевые слова: алкоголь, алкогольная единица, индекс массы тела, избыточная масса тела, разовое избыточное потребление алкоголя.

ASSESSMENT OF ALCOHOL CONSUMption AND ITS' RELATION TO OVERWEIGHT AMONG THE ADULT pOpULATION OF MONGOLIA

N. Bolormaa1, L.P. Igtatieva2, B. Sodgerel3 (1Public health Institute, Mongolia; 2Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. The study was conducted among randomly selected representative sample of Mongolian urban and rural residents aged 25-64 years. All the respondents were inquired according to the standard questionnaire developed by World health organization (WHO) adapted in to Mongolian condition. Article gives the data on frequency and patterns of alcohol consumption and it's relation to overweight and obesity. The average frequency of alcohol consumption for a month was 3,7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.