Научная статья на тему 'Динамика состояния здоровья учащихся на этапе перехода к предметному обучению (в последнее тридцатилетие)'

Динамика состояния здоровья учащихся на этапе перехода к предметному обучению (в последнее тридцатилетие) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шишова А. В., Жданова Л. А.

Приводятся результаты обследования учащихся ивановских общеобразовательных школ, поступивших в пятый класс тридцать лет назад и в настоящее время. Выявлено значительное уменьшение числа абсолютно здоровых детей на фоне роста распространенности функциональных отклонений и хронических болезней. Установлено изменение структуры заболеваемости, ухудшение физического развития. Все это требует разработки системы мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников и улучшение качества их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шишова А. В., Жданова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика состояния здоровья учащихся на этапе перехода к предметному обучению (в последнее тридцатилетие)»

Организация здравоохранения

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К ПРЕДМЕТНОМУ ОБУЧЕНИЮ (В ПОСЛЕДНЕЕ ТРИДЦАТИЛЕТИЕ)

Шишова А.Вкандидат медицинских наук,

Жданова Л.А., доктор медицинских наук

Кафедра поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, Иваново, Ф. Энгельса, 8

* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: shishova@inbox.ru

РЕЗЮМЕ Приводятся результаты обследования учащихся ивановских общеобразовательных школ, поступивших в пятый класс тридцать лет назад и в настоящее время. Выявлено значительное уменьшение числа абсолютно здоровых детей на фоне роста распространенности функциональных отклонений и хронических болезней. Установлено изменение структуры заболеваемости, ухудшение физического развития. Все это требует разработки системы мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников и улучшение качества их жизни.

Ключевые слова: дети, заболеваемость, предметное обучение, здоровье, динамика.

Переход на вторую ступень школьного образования - важный этап в жизни ребенка. Изменение микросоциальных условий (привыкание к требованиям разных учителей, кабинетной системе обучения), а также не соответствующая функциональным возможностям школьников учебная нагрузка (увеличение количества уроков и продолжительности самоподготовки, дополнительные предметы) приводят к эмоциональному стрессу и нарушениям здоровья дезадаптацион-ного генеза. Это способствует формированию у пятиклассников функциональных нарушений и их переходу в хронические заболевания, что проявляется значительным увеличением числа детей, отнесенных к III группе здоровья, при существенном уменьшении процента лиц, отнесенных к I и II группам.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проведен сравнительный анализ состояния здоровья детей, поступивших в пятый класс

общеобразовательной школы в 1987-1988 и в 2007-2008 гг. Под наблюдением находилось 179 учащихся, перешедших на предметное обучение тридцать лет назад, и 240 современных пятиклассников.

Физическое развитие оценивалось по данным антропометрических измерений, которые проводились по унифицированной методике А.Д. Ста-вицкой, Д.И. Арон с использованием местных возрастно-половых нормативов [3].

Заболеваемость детей определялась исходя из сведений об обращаемости в детскую поликлинику и данных углубленного профилактического осмотра.

Комплексная оценка состояния здоровья [2] проводилась с выделением пяти групп здоровья с учетом объективного общеклинического обследования ребенка, данных лабораторных методов и заключений врачей-специалистов.

Shishova A.V., Zhdanova L.A.

HEALTH STATUS DYNAMICS IN PUPILS OF THE 5TH FORM IN THE LAST THIRTY YEARS

ABSTRACT Pupils of the 5th form of Ivanovo region secondary schools (admitted in 2009 and in 1979) were examined thoroughly and the findings allowed to reveal the significant decrease of the absolutely healthy children with the considerable increase of functional disorders and chronic diseases prevalence. Morbidity structure alteration and physical development worsening were determined. It requires to develop the system of measures directed to pupils’ health preservation and to improvement of the quality of their life.

Keywords: children, morbidity, 5th form pupils, health, dynamics.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась альтернативно-вариационными методами с использованием прикладных программ Excel и «Статистика» [4]. Определялись показатели: средняя арифметическая величина (М), среднеквадратическое отклонение (а), средняя ошибка (т). Проводилась оценка достоверности различий статистических показателей (р) по критерию Стьюдента (t).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ тридцатилетней динамики показателей комплексной оценки здоровья учащихся пятых классов (табл. 1) выявил негативные тенденции.

Согласно нашим данным, каждый десятый пятиклассник тридцать лет назад начинал предметное обучение, имея I группу здоровья, и каждый второй - хроническую патологию. Среди современных пятиклассников абсолютно здоровыми являются единицы, а хронические заболевания регистрируются более чем у 80% детей.

Распространенность различных видов соматической патологии за тридцать лет тоже изменилась (табл. 2). Наблюдается значительный рост заболеваемости: в 2 раза увеличилась частота встречаемости болезней органов дыхания, глаза и его придаточного аппарата, более чем в 5 раз -болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, в 3 раза - болезней органов кровообращения, в 6 раз - болезней органов пищеварения, мочеполовой системы, в 18 раз-болезней кожи и подкожной клетчатки.

Тридцать лет назад на первом месте по распространенности стояли болезни органов дыхания (28%), на втором - болезни костно-мышечной системы (17,2%), на третьем - болезни глаза и его придаточного аппарата (16,1%). В настоящее время лидируют болезни костно-мышечной системы (98%), которые имеются почти у всех пятиклассников. Второе место занимают болезни органов дыхания (61,16%). Места с третьего по пятое отводятся болезням кожи и подкожной клетчатки (38,83%), мочеполовой системы (37,86%) и патологии глаза и его придаточного

аппарата (36,89%), распространенность которых приблизительно одинакова. Примечательно, что класс болезней «психические расстройства и расстройства поведения» представлен преимущественно невротическими реакциями. Следует отметить, что большинство из них (72,4%) - сла-бовыраженные и в течение года самостоятельно купируются, поэтому часто в статистические отчеты по заболеваемости не попадают.

За тридцать лет значительно увеличилась (р < 0,001) распространенность хронической патологии, которая преобладает у современных пятиклассников: более 80% из них имеют III группу здоровья. В структуре болезней органов дыхания преобладают хронические болезни миндалин и аденоидов (гипертрофия миндалин и аденоидов, хронический тонзиллит, хронический ринит). Среди болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани хронические заболевания составляют около половины (25% - сколиоз, 24,4% - плоскостопие). Болезни кожи и подкожной клетчатки представлены, в основном, атопическим дерматитом.

У современных пятиклассников часто диагностируются функциональные расстройства. Рост распространенности болезней мочеполовой системы обусловлен увеличением числа случаев дисмета-болическихнефропатий, которые в структуре этой группы болезней составляют 74,5%. Остальные болезни мочеполовой системы представлены воспалительными заболеваниями (пиелонефрит, инфекция мочевыводящих путей, цистит, гломерулонефрит). Болезни глаза и его придаточного аппарата представлены аномалиями рефракции (71%) и миопией (29%). В структуре болезней органов пищеварения дисфункции билиарного тракта (56%) преобладают над воспалительными заболеваниями желудочно-кишечного тракта (44%).

При этом «нагруженность диагнозами» (количество функциональных отклонений и хронических заболеваний, выявленных при углубленных профилактических осмотрах, которые приходится в среднем на одного ребенка) у современного пя-

Таблица 1. Распределение по группам здоровья учащихся пятых классов в 1987-1988 и в 2007-2008 гг.

Группа здоровья Число детей, % I

1987-1988 гг. 2007-2008 гг. I

I I 10,8 0,98*

II 39,8 16,5*

III 49,4 82,52*

Примечание. *-достоверность различий (р < 0,001) при сравнении 1987-1988 и 2007-2008 гг.

Таблица 2. Распространенность различных видов соматической патологии среди учащихся пятых классов, поступивших в первый класс в 1987-1988 и 2007-2008 гг.

Вид патологии Число детей, %

1987-1988 гг. 2007-2008 гг.

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 17,2 98*

Болезни мочеполовой системы 5,38 37,86*

Болезни глаза и его придаточного аппарата 16,1 36,89**

Болезни органов пищеварения 5,38 30,1*

Болезни органов дыхания 28 61,16*

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 5,38 2,91

Болезни крови и кроветворных органов 1,0 3,2

Болезни системы кровообращения 13,4 34,0**

Болезни кожи и подкожной клетчатки 2,0 38,83**

Примечание. Значимость различий между показателями групп: * - р < 0,001, ** - р < 0,01.

тиклассника составляет 4,23. “Нагруженность” пятиклассника функциональными отклонениями составляет 2,48, хроническими заболеваниями -1,74.

Своевременное выявление патологии и реабилитация, преимущественно в условиях образовательного учреждения, являются необходимым условием сохранения и укрепления здоровья обучающихся, а также фактором профилактики хронической патологии и ранней инвалидизации. При организации внутришкольной образовательной среды необходимо предусмотреть мероприятия по профилактике возникновения этих состояний, а также иххронизации.

Сравнительное изучение уровня и гармоничности физического развития пятиклассников тридцать лет назад и в настоящее время (табл. 3) показало, что большинство детей в течение всего периода наблюдения имели средний вариант длины

тела, однако в настоящее время количество этих детей достоверно больше, чем тридцать лет назад (р < 0,01). Обращает внимание, что тридцать лет назад более чем у трети детей рост был выше среднего или высокий, что отражало общепопуляционные процессы акселерации, характерные для того времени. В настоящее время количество детей с такими вариантами развития значительно уменьшилось и составляет 7,8 и 0,98% соответственно, что свидетельствует о замедлении общепопуляционных процессов акселерации [1].

Уменьшилось число детей с гармоничным физическим развитием - с 83,51 до 70,6% (р < 0,05) за счет увеличения количества детей с дефицитом массы - с 8,25 до 20,58% (р < 0,01). Это подтверждает описанную в литературе тенденцию изменения пропорций телосложения современной популяции молодого поколения, его грациа-лизацию [1].

Таблица 3. Физическое развитие учащихся пятых классов, поступивших в школу в 1987-1988 и 2007-2008 гг.

Физическое развитие Число детей, % I

1987-1988 гг. 2007-2008 гг. ]

Низкий рост 1,03 0,98

Ниже среднего рост 5,16 13,7*

Средний рост 55,57 76,54**

Выше среднего рост 31,96 7,8** |

Высокий рост 7,22 0,98*

Гармоничное 83,51 70,6*

Избыток массы 1-2 степени 8,25 8,82

Дефицит массы 1-2 степени 8,25 20,58** |

Примечание. Значимость различий при сравнении показателей групп: * - р < 0,05, ** - р < 0,01

Таким образом, состояние здоровья школьников на современном этапе представляет серьезную медико-социальную проблему. За тридцатилетний период среди пятиклассников наблюдается значительное уменьшение количества абсолютно здоровых детей при значительном увеличении распространенности хронической патологии.

Зафиксирован значительный рост частоты патологии всех классов. Уменьшается число детей с гармоничным физическим развитием. Это диктует необходимость разработки системы мероприятий, направленных на профилактику возникновения патологических состояний и улучшение качества жизни школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Подросток: Физиолого-гигиенические и психосоциальные основы обучения и воспитания / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, К.Э. Павлович. - М.: МИОО, 2004.

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ «О комплексной оценке состояния здоровья детей» № 621 от 30.12.2003 г.

3. Профилактические осмотры детей / Л.А. Жданова, А.В. Шишова, Т.В. Русова и др. - Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2006. - 234 с.

4. Сергиенко В.И., Бондарева И.Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-256 с.

Поступила 8.10.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.