Научная статья на тему 'Триады, предложенные Р. Г. Назировым'

Триады, предложенные Р. Г. Назировым Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
10
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Триады, предложенные Р. Г. Назировым»

Триады, предложенные Р. Г. Назировым

Р. Г. Назиров

Триады были традицией кафедры русской литературы и фольклора. Суть этого педагогического инструмента была в том, чтобы предложить студенту длинную траекторию исследовательской работы сразу на три года. На третьем курсе студенты филологического факультета БашГУ должны были писать курсовую работу по литературоведению (на втором —по лингвистике). Тем студентам, которые предполагали далее специализироваться на кафедре русской литературы, предлагалось сразу выбрать не тему на этот год, а сделать её подготовительной, чтобы на следующем, четвертом, курсе суметь развить в т.н. преддипломной 'работе и завершить в дипломной. Получалось, что каждый год студент не начинал свою работу с нуля, а основывался на заделе прочтенной литературы. Так справедливо было бы ожидать более высокого качества студенческих исследований.

Триады Назирова интересны тем, что раскрывают перед нами творческую лабораторию литературоведа и педагога. Мы можем проследить, как двигалась его исследовательская мысль, как она могла связывать сущности, и какие векторы предлагала для разработки студентам.

1.

а) «На смерть Гёте» Е. В. Баратынского

б) Тема надежды в последних произведениях Е. В. Баратынского

в) Философская проблематика Е. В. Баратынского

2.

а) Шатобриан и Купер в оценке Пушкина.

б) Пушкин о «Записках» Джона Теннера.

в) Тема «естественного человека» в мировоззрении и творчестве Пушкина.

3.

а) Принципы передачи движения в прозе Гоголя.

б) Цветовая гамма в двух первых книгах Гоголя.

в) Поэтическое и будничное в изображении внешнего мира Гоголя.

4.

а) Орнаментальность стиля Гоголя.

б) Гоголевские «стилевые вольности» и их значение в развитии русского литературного языка.

в) Стилевая традиция Гоголя в творчестве Герцена и Лескова.

5.

а б в 6 а б в

7 а б в

8 а б в 9 а б в 10. а

б в

Гоголевская сатира на бытовой макаронический стиль дворянства. Макароническая поэзия И. Мятлева. Проблема варваризмов в стиле Герцена.

«Артистическая» манера Тургенева.

Остраняющие моменты и вульгаризмы в эпистолярном стиле Тургенева. Различия и соответствия в стиле прозы Тургенева и его переписки.

Потрет и характеристики в прозе Тургенева. «Рассеянный» потрет у Л. Н. Толстого

Принципы изображения человека у Тургенева и Толстого.

Человек перед лицом смерти в «Севастопольских рассказах»

«Три смерти» и «Смерть Ивана Ильича».

Поэтика последних мгновений в творчестве Л. Н. Толстого

Типы светских женщин в «Анне Карениной» и «Воскресении». Образ Сипягиной в романе Тургенева «Новь». «Ариадна» Чехова и русская комическая традиция.

Поэзия степи в прозе Гоголя.

Украинские крестьяне в изображении Данилевского. «Степь» Чехова: традиции и творчество.

I

1. Пушкинский «подтекст» в «Станционном смотрителе».

2. Искусство намёка в «Пиковой даме».

3. Принцип экономии в прозе Пушкина.

II

1. Лермонтовское отношение к Байрону.

2. Романтический «сатанизм» и тема демонизма у Лермонтова.

3. Лермонтовская критика романтического героя. IV

1. «Старосветские помещики» и тайная любовь Гоголя к его героям.

2. Гоголевское отношение к Плюшкину.

3. Мечта Гоголя о русском человеке будущего. VII

1. Образ Андрея Колосова у Тургенева.

2. Аскетизм Инсарова.

3. Тургеневские типы сильных людей.

IX

1. Тема ложной гордости в «Юности» Л.Н.Толстого.

2. Тема фальшивого рыцарства у Толстого («Севастопольские рассказы»).

3. Разоблачение ложного героизма в «Войне и мире».

X

1. Романтизация преступления в «Хозяйке» Достоевского.

2. Типы преступников в «Записках из Мёртвого дома».

3. Преступление как фальшивое самоутверждение в «Бесах» Достоевского. Триада Р. Г. Назирова

1. «Адольф» Бенжамена Констанса и «Евгений Онегин»

2. Герои Альфреда де Виньи и Лермонтова.

3. Романтический психологизм и русский роман XIX века.

1. «Вий» Гоголя и его истоки.

2. «Упырь» Алексея Толстого.

3. Фантастически-ужасное в русской литературе.

1. Новеллы Пушкина и Мериме.

2. Французская новелла 1-й полвины XIX века и творчество Тургенева.

3. Типология реалистической повести.

1. Проблема плутовского романа в русской литературе.

2. Гоголь и плутовской роман.

3. Писемский как завершитель пикарескной традиции.

1. Юмор Стерна и Гоголя.

2. Юмор Чехова.

3. Эволюция лирического юмора от Стерна до Чарли Чаплина.

1. История каламбура в XVIII-XIX веках.

2. Каламбур в русской поэзии нового времени.

3. Каламбур и двусмысленность в романах Достоевского.

Темы докладов спецсеминара по Достоевскому

1. «Мечтатели» молодого Достоевского и тип «лишнего человека».

2. Тема музыки в «Белых ночах» и «Неточке Незвановой».

3. Фольклорные элементы в повести «Хозяйка».

4. Рассказ «Маленький герой» и европейские литературные традиции.

5. Пушкинские и гоголевские традиции в повести «Дядюшкин сон».

6. Диккенсковский эпизод в «Селе Степанчикове».

7. Дантовские мотивы в «Записках из Мёртвого дома».

8. Европейская традиция романов об «узниках» и книга Достоевского о каторге.

9. Тема творческой деградации художника в «Неточке Незвановой».

10. Лермонтов, Тургенев и «Записки из подполья».

11. Гоголевские элементы в «Преступлении и наказании».

12. Голоса народа в «Преступлении и наказании».

13. Князь Мышкин как психолог и целитель.

14. Тип губернатора в «Бесах» и градоначальники Щедрина.

15. Истоки трагедии Ставрогина.

16. Литературная генеалогия рассказа «Бобок».

17. Евангельские и житийные мотивы в «Братьях Карамазовых».

18. Пушкинские мотивы в «Братьях Карамазовых».

1. Зам. Председателя праздничной комиссии филфака БГУ.

2. Руководитель методологич. Семинара Башкирского оперного театра.

3. Член научно=методич. совета центрального лектория общества «Знание».

4. Член университетской комиссии по НСО.

5. Член редколлегии литературоведческих межвузовских сборников Мордовского, Удмуртского, Тюменского и Башкирского университетов.

И самая большая лекционная нагрузка на кафедре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ФРГФ I курс

2. Филфак I и III курс

3. Филфак вечернее

4. ФПК

Каждую субботу 6 часов. «Библиотечного дня» нет, занятия есть каждый день. У нас есть люди, к-рые годами ничего не делают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.