Научная статья на тему 'Триада "цифровизация-креативностьвзаимодействие" как фактор успешного становления будущего инженера в культурно-образовательном пространстве'

Триада "цифровизация-креативностьвзаимодействие" как фактор успешного становления будущего инженера в культурно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
креативность / цифровизация / взаимодействие / инженер / культурно-образовательное пространство / политехнический университет / арсенал цифровых инструментов. / creativity / digitalization / interaction / engineer / cultural and educational space / polytechnic university / arcenal of digital tools.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокая М.А., Крылова Е.А., Баринова Д.О.

Цель исследования – раскрыть педагогические условия, являющиеся факторами успешности будущих инженеров в цифровом культурно-образовательном пространстве политехнического университета. Особое внимание уделяется феномену цифровизации, который ассоциируется как с внедрением новых технологий, так и с развитием креативности у будущих инженеров, способных генерировать новые идеи, а также способных организовывать свою работу по креативному решению проблем. Научная новизна заключается в разработке авторского комплекса современных упражнений развития креативного мышления будущих инженеров с использованием арсенала цифровых инструментов. В результате комплекс упражнений призван расширить и систематизировать знания будущих инженеров, связанных с особенностями организации креативной деятельности при выполнении проектной работы на всех этапах подготовки: от выбора темы проектной работы до проведения ее успешной защиты. В основу проектирования учебных заданий, разработанных Высшей школой лингводидактики и перевода Гуманитарного института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", положена таксономия Бенджамина Блума. Разработанный авторами комплекс упражнений представляет собой алгоритм, позволяющий сформировать способность у будущего инженера целенаправленного и эффективного выхода за его пределы репродуктивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Triad "Digitalization-Creativity-Collaboration" as a factor of the successful formation of a future engineer in the cultural and educational space

The purpose of the research is to reveal the pedagogical conditions that serve as success factors for future engineers in the digital cultural and educational space of the Polytechnic University. Particular attention is paid to the phenomenon of digitalization, which is associated both with the introduction of new technologies and with the development of creativity in future engineers who are able to generate new ideas, as well as being able to organize their work on creative problem solving. Scientific novelty lies in the development of the author's complex of modern exercises for the development of creative thinking of future engineers using an arsenal of digital tools. As a result, a set of exercises is designed to expand and systematize the knowledge of future engineers related to the peculiarities of the organization of creative activity when performing design work at all stages of preparation: from choosing a project work topic to carrying out its successful defense. Benjamin Bloom's taxonomy is used as the basis for the design of training tasks developed by the Higher School of Linguodidactics and Translation of the Humanitarian Institute of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University". The set of exercises developed by the authors is an algorithm that allows to form the ability of a future engineer to purposefully and effectively go beyond his limits of reproductive activity.

Текст научной работы на тему «Триада "цифровизация-креативностьвзаимодействие" как фактор успешного становления будущего инженера в культурно-образовательном пространстве»

Triad “Digitalization-Creativity-Collaboration” as a factor of the successful formation of a future engineer in the cultural and educational space

Odinokaya Maria Alexandrtovna, PhD of Pedagogical sciences

Krylova Elena Alexandrtovna, PhD of Pedagogical sciences

Barinova Darina Olegovna, PhD of Pedagogical sciences

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg

The purpose of the research is to reveal the pedagogical conditions that serve as success factors for future engineers in the digital cultural and educational space of the Polytechnic University. Particular attention is paid to the phenomenon of digitalization, which is associated both with the introduction of new technologies and with the development of creativity in future engineers who are able to generate new ideas, as well as being able to organize their work on creative problem solving. Scientific novelty lies in the development of the author's complex of modern exercises for the development of creative thinking of future engineers using an arsenal of digital tools. As a result, a set of exercises is designed to expand and systematize the knowledge of future engineers related to the peculiarities of the organization of creative activity when performing design work at all stages of preparation: from choosing a project work topic to carrying out its successful defense. Benjamin Bloom's taxonomy is used as the basis for the design of training tasks developed by the Higher School of Linguodidactics and Translation of the Humanitarian Institute of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University". The set of exercises developed by the authors is an algorithm that allows to form the ability of a future engineer to purposefully and effectively go beyond his limits of reproductive activity.

Keywords: creativity; digitalization; interaction; engineer; cultural and educational space; polytechnic university; arcenal of digital tools.

Цитировать: Одинокая М.А., Крылова Е.А., Баринова Д.О. Триада "цифровизация-креативность-взаимодействие" как фактор успешного становления будущего инженера в культурно-образовательном пространстве // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 361-366. EDN: UIKYVA. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.63

Одинокая Мария Александровна, кандидат педагогических наук

Крылова Елена Александровна, кандидат педагогических наук

Баринова Дарина Александровна, кандидат педагогических наук

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования - раскрыть педагогические условия, являющиеся факторами успешности будущих инженеров в цифровом культурно-образовательном пространстве политехнического университета. Особое внимание уделяется феномену цифровизации, который ассоциируется как с внедрением новых технологий, так и с развитием креативности у будущих инженеров, способных генерировать новые идеи, а также способных организовывать свою работу по креативному решению проблем. Научная новизна заключается в разработке авторского комплекса современных упражнений развития креативного мышления будущих инженеров с использованием арсенала цифровых инструментов. В результате комплекс упражнений призван расширить и систематизировать знания будущих инженеров, связанных с особенностями организации креативной деятельности при выполнении проектной работы на всех этапах подготовки: от выбора темы проектной работы до проведения ее успешной защиты. В основу проектирования учебных заданий, разработанных Высшей школой лингводидактики и перевода Гуманитарного института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», положена таксономия Бенджамина Блума. Разработанный авторами комплекс упражнений представляет собой алгоритм, позволяющий сформировать способность у будущего инженера целенаправленного и эффективного выхода за его пределы репродуктивной деятельности.

Ключевые слова: креативность; цифровизация; взаимодействие; инженер; культурно-образовательное пространство; политехнический университет; арсенал цифровых инструментов.

УДК 378

5.8.7

Одинокая М.А., Крылова Е.А., Баринова Д.О.

Триада «цифровизация-креативность-взаимодействие» как фактор успешного становления будущего инженера в культурно-образовательном пространстве

Введение

В современной реалии, как отмечается многими российскими и зарубежными исследователями (С.А. Аксючиц и А.С. Чепурская [1], С.Ю. Дронова [2], М.В. Кораблина [3], Р.В. Козьяков [4], Д.Б. Козюкин и И.Э. Рахимбаева [5], Е.C. Макаренко [6], Л.А. Миэринь [7], П.Н. Осипов и Л.П. Дулалаева [8] и др. [9-16]), все актуальнее становится проблема расширения и систематизирования знаний будущих инженеров в современном культурно-образовательном пространстве политехнического университета, связанной с особенностями организации креативной деятельности с использованием арсенала цифровых инструментов при выполнении проектной деятельности на всех этапах подготовки: от выбора темы до проведения ее успешной защиты.

Под проектной деятельностью нами понимается специально организованная самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность будущих инженеров, основной целью которой является разрешение какой-либо личной или профессиональной проблемы, оформленное в виде эксклюзивного продукта, который можно осмыслить, увидеть, применить в реальном современном культурно-образовательном пространстве политехнического университета.

Культурно-образовательное пространство нами рассматривается как совокупность культурных ценностей, традиций, принятого этического кодекса, которыми располагает политехнический университет.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в развитии способности человека креативно познавать и преобразовывать окружающую действительность, а также служить на благо современного общества путем решения насущных личных и профессиональных вопросов. Эффективность учебного процесса во многом определяется методикой преподавания, направленной на формирование у будущих инженеров системы представлений об организации проектной деятельности с использованием арсенала цифровых инструментов; способствованию формирования у них умений осуществлять проектную работу; мастерством использования арсенала цифровых инструментов; содействованию организации совместной работы будущих инженеров по креативному решению проблем [1-4].

В настоящее время проблеме подготовки будущих инженеров, которые вовлекаются в проектную деятельность в цифровом культурно-образовательном пространстве университета, посвящены многочисленные научные исследования. Теоретической базой исследования послужили публикации Р.В. Козьяков [4], Д.Б. Козюкин и И.Э. Рахимбаева [5] и др. [6; 7].

Осмысление проблемы креативности и его развития с использованием палитры цифровых инструментов в культурно-образовательном пространстве политехнического университета связано с тремя основными тенденциями Первая тенденция характеризуется созданием живых и неживых форм действительности, отраженных в продуктах креатива. Она находит свое воплощение в легендах, историях (сторителлинг). Вторая тенденция позволяет проникнуть в процессы изменения и преобразования, становясь участником этих процессов. Третья тенденция подразумевает разрушение старого и построение нового образа, создание новых тенденций реалии. Все вышеперечисленное приводит к противоречию между потребностью в умении осуществлять поиск реальных проблем, решение которых нужно разработать, и умении использовать определенный инструментарий работы с этими проблемами, чтобы достичь качественного результата. Ключевым моментом в свете обозначенных реалий проистекает из умения созидать новое, соединять нетривиально те элементы, которые выходят за рамки осознания, используя цифровые инструменты и осуществляя взаимодействие с участниками учебного процесса.

Методология

Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий, являющихся факторами успешности будущих инженеров в цифровом культурно-образовательном пространстве политехнического университета, а также в изучении взаимосвязи триады понятий «цифровизация», «креативность», «взаимодействие», раскрытии их особенностей, определении основных тенденций развития данного феномена у будущих инженеров в культурно-образовательном пространстве политехнического университета. В соответствии с целью сформированы следующие задачи: 1) разработка, теоретическое обоснование и проверка в опытно-экспериментальной работе педагогических условий, обеспечивающих эффективность становления будущих инженеров в культурно-образовательном пространстве политехнического университета. Мы предполагаем, что формирование креативности будущих инженеров будет более эффективным, если будет произведен учет совокупности общих и специфических условий организации проектной деятельности с использованием арсенала цифровых инструментов; 2) осуществление поиска технологического сопровождения креативной деятельности в цифровом формате будущих инженеров.

В ходе исследования авторы опирались на методы анализа, сравнения и обобщения информации из научной литературы.

Результаты исследования

Мы характеризуем триаду понятий «цифровизация», «креативность», «взаимодействие», связанных с действительностью и наиболее полно раскрывающих соотношение данных понятий в цифровом культурно-образовательном пространстве политехнического вуза.

Первое понятие - «цифровизация» - определяет взаимосвязь между продуктом воображения и явлением действительности в цифровом формате, созданием цифровой истории.

Второе понятие - «креативность» - раскрывает элементы действительности, которые позволяют воссоздать яркий уникальный образ явления, предмета, события. Под креативностью нами понимается высшее проявление активности будущих инженеров и способность создать новое явление, предмет, событие и имеющее ценность в глазах общественности, проявляющиеся в любой сфере человеческой деятельности. Креативное мышление учит работать в команде, позволяет проявлять инициативу, психологическую устойчивость, умение выходить из затруднительных ситуаций.

Третье понятие - «взаимодействие» - носит характер сотрудничества между участниками культурно-образовательного пространства политехнического университета. Присутствие аспекта сотрудничества в образовательном культурно-образовательном пространстве политехнического университета делает проектную деятельность более чувственной и рациональной и предполагает коллаборативный результат. Здесь также происходит совершенствование коммуникативных навыков для решения различных проектных задач участников образовательного процесса.

Триада понятий «цифровизация», «креативность», «взаимодействие» в культурно-образовательном пространстве политехнического университета осуществляется в процессе реализации следующих направлений: 1) использование модульных программ базовых дисциплин и спецкурсов; 2) усиление практической направленности их обучения.

Реализация первого направления представлена универсальными компетенциями ФГОС, способствующими успешному становлению будущего инженера. Теоретическое осмысление его основных положений происходит в процессе изучения модулей основных дисциплин и курсов по выбору в соответствии с учебным планом. К ним относится «Креативное мышление и генерация идей», «Введение в искусственный интеллект» и др. На курсах будущие инженеры обучаются технологии создания нового, личностного творческого продукта, отклоняясь от привычных схем.

Реализация второго направления связана с поиском палитры цифровых инструментов, способствующих креативной мыслительной деятельности подопечных. К числу общих характеристик проектной деятельности с использованием палитры цифровых инструментов как средства креативности будущего инженера в культурно-образовательной среде технического вуза необходимо отнести:

- Систематизация, интерпретация, агглютинация (комбинирование различных частей или сочетаний, придающих определенный смысл), установление связей между объектами действительности, гиперболизация, переработка, cинтез, возникновение оригинальных комбинаций, схематизация (слияние отдельных образов и сглаживание между ними различий), типизация (воплощение в определенном образе в действительности), акцентирование (подчеркивание или выделение в создаваемом образе какой-то черты) и креативное преобразование представлений об окружающей действительности, полученные на предшествующем опыте будущего инженера.

- Реализация нового образа (новых представлений) художественно-проектной мысли будущего инженера на основе предшествующего опыта.

- Насмотренность.

- Раскрытие элементов действительности.

- Представление полученных в ходе проекта результатов, полученных в ходе наработок (в виде портфолио студента: дорожной карты, кейса, цифровой истории).

- Поэтапность, проявляющуюся в шести конструктах, а именно: 1) знаниевого; 2) процессуально-деятельностного; 3) личностно-адаптационного; 4) аналитического; 5) оценочного; 6) креативного (ранжированных согласно таксономии Бенджамина Блума).

Таким образом, технологическое сопровождение проектной деятельности как средства формирования креативности будущих инженеров с использованием арсенала цифровых инструментов основано на поэтапном раскрытии некоего проблемного конструкта в условиях диалога культурно-образовательного пространства политехнического университета.

Специфическими условиями организации проектной деятельности с использованием арсенала цифровых инструментов являются:

- учет культурно-образовательной среды будущих инженеров;

- опора на портфолио, предполагающего составление плана проекта, решение кейса при помощи одной из техник креативного мышления и генерации идей; цифровой истории, связанный с проектом; наглядное представление (визуализацию) проекта в виде мультимедийной презентации;

- мониторинг динамики формирования креативности при осуществлении ими проектной деятельности с использованием цифровых инструментов.

На основе данных мониторинга разработана дорожная карта обучающегося, отражающая типичные затруднения будущих инженеров.

Разработана система упражнений и экспериментально проверена эффективность педагогических условий реализации проектной деятельности с использованием цифровых инструментов как средства формирования креативности у будущего инженера в культурно-образовательном пространстве политехнического университета.

Мониторинг формирования креативности у будущего инженера в культурно-образовательном пространстве политехнического университета представлен наблюдением, диагностикой и осуществлением креативного тренинга.

Проектная технология с использованием палитры цифровых инструментов в условиях мультикультурного пространства политехнического университета обеспечивает оптимальное формирование креативности будущих инженеров.

Эффективность формирования креативности будущих инженеров с использованием цифровых инструментов обеспечивается разработанным комплексом упражнений, в основу которого положена таксономия Бенджамина Блума. Выполнение, ранжированных по степени нарастания сложности, упражнений с использованием палитры цифровых инструментов, позволит будущему инженеру определить, насколько он продвинулся вперед.

Формирование и совершенствование креативности будущих инженеров с использованием палитры цифровых инструментов мы предлагаем осуществлять путем введения дорожной карты обучающегося, составленных с учетом ключевых особенностей формирования креативности, к которым мы относим:

- умение осуществить симбиоз знаний из различных образовательных областей;

- умение приобщить к духовно-нравственной основе, исконно присущей русской культуре.

Пример оформления дорожной карты обучающегося с учетом ключевых особенностей формирования креативности будущих инженеров в цифровом культурно-образовательном пространстве политехнического университета представлен ниже (см. табл.).

Выполнение этих и аналогичных упражнений требует четко прописанного алгоритма учебных действий будущих инженеров. Алгоритмическое предписание включало семь шагов: целеполагание, отбор содержания, выбор средств и приемов, контроль, самоконтроль и рефлексия. Особого внимания заслуживает то факт, что будущие инженеры руководствуясь данным алгоритмических предписанием, успешно выполняли упражнения самого разного характера и направленности.

Следует отметить, что качество выполнения упражнений с использованием алгоритмических предписаний предопределялось следующими дидактическими свойствами и принципами: интерактивность, обратная связь, автономность, креативность, дифференцированность и др.

Таблица - Дорожная карта обучающегося Оценка уровня овладения навыком креативности с использованием цифровых инструментов

ФИО обучающегося

Этапы креативной деятельности Уровень навыков мышления

Уровень навыков обучающегося

Виды упражнений по формированию креативности c использованием цифровых инструментов

Констатирующий этап (дата)

Контрольный этап

(дата)

Сравнение результатов (итог):

Навыки мышления низкого уровня

Упражнения первого уровня «ЗНАНИЕ»

Упражнения второго уровня «ПОНИМАНИЕ»

Упражнения третьего уровня «ПРИМЕНЕНИЕ»

Навыки мышления высокого уровня

Упражнения четвертого уровня «АНАЛИЗ»

Упражнения пятого уровня «СИНТЕЗ»

Упражнения шестого уровня «ОЦЕНКА» - Упражнение на связывание случайных данных с проблемным вопросом

- Упражнение на управление временем

- Упражнение на устранение помех

- Упражнение на исключение механичности действия, шаблонности мыслей и замыленности взгляда

- Упражнение на выявление анализа паттерна поведения

- Упражнение на освоении навыка разбивать крупные проблемы на серии задач

- Упражнение на генерацию креативных историй

- Упражнение на расширение картины мировоззрения

- Упражнение на улучшение концентрации внимания

- Упражнение на нахождение гипотетических замен

-Упражнение на преодоление препятствий

- Упражнение на выявление потенциальных ресурсов

В ходе реализации проектной деятельности при помощи дорожной карты как средства формирования креативности будущие инженеры эффективно овладевают такими навыками, как умение осуществить симбиоз знаний из различных образовательных областей; умение приобщить к духовно-нравственной основе, исконно присущей русской культуре.

Заключение

Обобщая вышесказанное, выделяем основные векторы деятельности педагога по организации проектной деятельности с использованием арсенала цифровых инструментов как средства формирования креативности будущих инженеров в условиях культурно-образовательном пространстве политехнического университета:

- структурирование учебного процесса;

- регулирование;

- оказание педагогического консультирования в вопросах интеграции и как ее результата приобретения будущими инженерами нравственно-эстетического опыта поколений, формирования у подопечных личностных ориентаций на базе конкретных культурных форм эстетической и художественной деятельности;

- обеспечение педагогической поддержки в организации диагностики по достижению уровня сформированности креативности с использованием арсенала цифровых инструментов.

Проектная деятельность с использованием арсенала цифровых инструментов призвана обеспечивать как выявление потребностей будущих инженеров, так и осуществление индивидуально организованной помощи будущим инженерам в условиях культурно-образовательного пространства политехнического университета.

Работа преподавателя должна содержать:

- комплекс упражнений;

- механизм взаимодействия преподаватели и обучающихся;

- планируемые результаты проектной деятельности с использованием арсенала цифровых инструментов в условиях культурно-образовательного пространства политехнического университета.

Литература:

1. Аксючиц С.А., Чепурская А.С. Разновозрастное сотрудничество субъектов учебной деятельности // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. – 2020. – №. 1. – С. 107-110.

2. Дронова С.Ю. Мотивация преподавателя: креативность и коллаборативная среда // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – №. 6. – С. 115-121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кораблина М.В. Развитие навыка креативности у студентов инженерного профиля в процессе обучения иностранному языку // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – №. 5. – С. 190-194.

4. Козьяков Р.В. Развитие креативного мышления обучающихся в условиях смешанного обучения // Человеческий капитал. – 2022. – №. 9. – С. 165.

5. Макаренко Е.С. Развитие креативности обучающихся в системе СПО средствами социоигровой деятельности // Материалы 66-й студенческой научно-практической конференции инженерного факультета ФГБОУ ВО" Самарский государственный аграрный университет". – 2021. – С. 365-370.

6. Козюкин Д.Б., Рахимбаева И.Э. Развитие креативного мышления студентов профильных вузов на базе дизайн центра г. Саратова в рамках международного проекта «КОРЕНЬ» // Развитие личности средствами искусства. – 2022. – С. 314-320.

7. Миэринь Л.А. Технологии преподавания в рамках концепции креативного образования // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства. – 2019. – С. 164-173.

8. Осипов П.Н., Дулалаева Л.П. Развитие soft skills студентов технического вуза во внеаудиторной деятельности // Управление устойчивым развитием. – 2020. – №. 6. – С. 95-102.

9. Crittenden W.F., Biel I.K., Lovely III W.A. Embracing digitalization: Student learning and new technologies // Journal of marketing education. – 2019. – Т. 41. – №. 1. – С. 5-14.

10. Frolova E.V., Rogach O.V., Ryabova T.M. Digitalization of Education in Modern Scientific Discourse: New Trends and Risks Analysis //European journal of contemporary education. – 2020. – Т. 9. – №. 2. – С. 313-336.

11. Ghavifekr S., Pei X. Leading Global Digitalization in Higher Education //Global Perspectives on the Internationalization of Higher Education. – IGI Global, 2023. – С. 1-15.

12. Makhalina O.M. et al. Creative directions in digitalization of education in Russia // RSUH/RGGU BULLETIN. Series Economics. Management. Law. – 2019.

13. Popov A.I., Maystrenko N.V., Bukin A.A. Methods of individual training of engineering personnel in the conditions of digitalization of education //Scientific and pedagogical review. – 2020. – №. 3. – С. 31.

14. Pu R., Tanamee D., Jiang S. Digitalization and higher education for sustainable development in the context of the Covid-19 pandemic: A content analysis approach //Problems and Perspectives in Management. – 2022. – Т. 20. – №. 1. – С. 27-40.

15. Sousa R.D., Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a new direction in education sphere // E3S Web of Conferences. – EDP Sciences, 2020. – Т. 159. – С. 09014.

16. Strandgaard Pedersen J., Slavich B., Khaire M. Technology and creativity: Production, mediation and evaluation in the digital age. – Springer International Publishing, 2020. – С. 1-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.