Научная статья на тему 'ТРИ ВЕКТОРА СОТРУДНИЧЕСТВА ЯПОНИИ И США'

ТРИ ВЕКТОРА СОТРУДНИЧЕСТВА ЯПОНИИ И США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
520
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТР / американо-японский альянс / Окинава / ядерная программа Северной Кореи / регионализм / интеграция / Asia-Pacific / the American-Japanese alliance / Okinawa / North Korea’s nuclear programme / regionalism / integration

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щербинина Юлия Владимировна

Рассматриваются приоритетные направления сотрудничества Японии и Соединенных Штатов Америки в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона. В центре внимания автора – деятельность американо-японского альянса в сфере поддержания региональной безопасности и интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper reviews the priority directions of cooperation between Japan and the United States of America within Asia-Pacific. The author focuses on the activities of the Japanese-American alliance in such areas as the maintaining of regional security and integration processes.

Текст научной работы на тему «ТРИ ВЕКТОРА СОТРУДНИЧЕСТВА ЯПОНИИ И США»

Ю.В. Щербинина ТРИ ВЕКТОРА СОТРУДНИЧЕСТВА ЯПОНИИ И США

Аннотация. Рассматриваются приоритетные направления сотрудничества Японии и Соединенных Штатов Америки в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона. В центре внимания автора -деятельность американо-японского альянса в сфере поддержания региональной безопасности и интеграционных процессов.

Abstract. The paper reviews the priority directions of cooperation between Japan and the United States of America within Asia-Pacific. The author focuses on the activities of the Japanese-American alliance in such areas as the maintaining of regional security and integration processes.

Ключевые слова: АТР, американо-японский альянс, Окинава, ядерная программа Северной Кореи, регионализм, интеграция.

Keywords: Asia-Pacific, the American-Japanese alliance, Okinawa, North Korea's nuclear programme, regionalism, integration.

Тенденцией последнего времени стало смещение фокуса мировой политики и экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион. Располагая обширными земельными, природными и трудовыми ресурсами, огромным финансовым, технологическим и промышленным потенциалом, разветвленной сетью коммуникаций, АТР превратился в область пересечения геополитических интересов ведущих мировых держав.

Одно из ключевых государств региона - Япония, для которой Азиатско-Тихоокеанский регион представляет колоссальный интерес с экономической, политической и стратегической точек зрения. Несмотря на то что аналитики по-разному оценивают приоритетные задачи Японии в регионе, многие сходятся на том, что преимущество все же следует отдать экономическим и торговым

интересам, поскольку Япония является «торговой державой международного масштаба», строящей свою политику на экономической основе (7).

И если для расширения своего влияния в АТР Япония использует, в основном, экономические механизмы, то ее партнер и союзник в регионе - Соединенные Штаты Америки - нацелен на укрепление своих политических позиций, в том числе, при помощи военного вмешательства. В перспективе это может создать потенциальную опасность столкновения интересов Японии и США в АТР.

Стоит отметить, что американо-японские отношения на протяжении длительного времени развивались в рамках альянса, который был создан еще в 1960 г. после подписания в Вашингтоне Договора о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности (19). В настоящее время стороны сотрудничают по вопросам поддержания мира в Северо-Восточной Азии. В числе приоритетных задач остаются разрешение северокорейского вопроса и проблемы, связанные с усилением Китая. Поэтому военное присутствие Соединенных Штатов в Японии и Южной Корее служит залогом обеспечения мира в регионе.

Однако сохраняется конкурирующее положение двух стран в торгово-экономической сфере, как в области двусторонней торговли, так и в борьбе за большую долю в быстрорастущей экономике Азии. Стремительный рост экономических показателей, по которым Япония превзошла европейские страны, позволил ей на равных соперничать с США. Вместе с тем не лишены оснований опасения, что подобная конкуренция государств в конечном итоге приведет к росту напряженности в двусторонних отношениях.

Возможные пути развития взаимодействия Японии и США представляют огромный интерес для исследователей. Анализ будущих сценариев американо-японского сотрудничества и взаимоотношений альянса с другими акторами в Азиатско-Тихоокеанском регионе является основой трудов многих авторов. В том числе, в настоящей статье предполагается наметить ключевые векторы сотрудничества Японии и Соединенных Штатов, затронув, в частности, проблему американского базирования на японском острове Окинава, острый северокорейский вопрос, а также некоторые аспекты региональной интеграции и формирования восточноазиатского регионализма с учетом роли США и Японии в данных процессах.

Окинава: Американские базы на территории Японии

Американо-японский союз имеет существенное значение для обеспечения стабильности и дальнейшего развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Несмотря на тесное сотрудничество США и Японии, особенно в текущий период, когда Соединенные Штаты находятся в условиях жесткой экономии бюджетных средств и сокращения расходов на оборону, стратегический диалог двух стран остается недостаточно плодотворным. Ключевым моментом, тормозящим развитие сотрудничества, по-прежнему является напряженность вокруг американских баз на острове Окинава.

Застарелая проблема не только мешает стратегическому взаимодействию двух стран, но также требует внушительных затрат и тормозит экономическое развитие острова. Сегодня на Окинаве сосредоточено большое количество американских баз, которые занимают 18,4% общей площади острова, где проживает почти 91% населения префектуры (12). Военные базы затрудняют жизнь острова, осложняя транспортную коммуникацию и ограничивая использование земли. Воздушные пространства и водные районы, прилегающие к острову, также используются военными силами США в учебных целях. На рыболовную деятельность местных жителей и коммерческие рейсы в этих зонах накладываются различные ограничения. Кроме того, жизнь населения на Окинаве осложняют высокий уровень авиационного шума, порой превышающий допустимые показатели, а также неблагоприятные экологические последствия, связанные с деятельностью военных баз и обучением американских войск.

Подготовка и учения солдат, а также иная военная деятельность в мирное время ведет к разрушению окружающей среды. Ущерб природе, который был нанесен строительством военно-воздушной базы Футэнма на Окинаве, огромен. Более того, в 1996 г. на объекте Онна Пойнт, где пребывали американские пехотинцы, в почве и внутри бывшего водоподготовительного резервуара были обнаружены токсичные вещества, такие как кадмий, ртуть, свинец и мышьяк. После переговоров между представителями префектуры Окинава и американскими военными по утилизации токсичных отходов американское правительство отказалось нести ответственность за данные загрязнения. На сегодняшний день японские силы самообороны продолжают хранить токсичные отходы временно на государственной земле. Правительство Японии оплачивает данные процедуры (8).

Недовольство местных жителей вызывает и поведение американских военнослужащих, совершающих грабежи, изнасилования, убийства и другие преступления, подрывающие в конечном итоге авторитет американской армии1. Толерантность общественности к концентрированному присутствию американских баз, особенно на Окинаве, заметно снизилась, несмотря на усилия Токио по увеличению экономической выгоды для принимающих общин (16).

Более того, американские базы в Японии сегодня создают впечатление экстерриториальности, которая ослабляет общественную поддержку альянса.

Попытки разрешить проблему, к примеру, путем передислокации американских войск осуществлялись неоднократно, но вопрос каждый раз оставался открытым. В частности, в 1996 г. США и Япония договорились о закрытии базы «Футэнма», однако функционирование базы прекращено не было. В октябре 2005 г. в рамках Консультативного комитета безопасности был принят документ «Американо-японский союз: трансформация и реорганизация для будущего» (15), который предусматривал, в числе прочего, проект соглашения о сокращении американского контингента в Японии. Предполагалось вывести с острова Окинава на остров Гуам 7 тыс. морских пехотинцев в обмен на согласие Японии активизировать свое участие в разработке и создании совместной американо-японской ПРО. 1 мая 2006 г. государства заключили рамочное соглашение о передислокации до 2014 г. американских военных баз. Однако в дальнейшем, в силу внутриполитических коллизий в Японии (противодействие оппозиции, блокирование инициатив правительства в условиях отсутствия единства в вопросах обороны и взаимодействия с Соединенными Штатами, частая сменяемость премьер-министров), развитие американо-японского сотрудничества в данном направлении замедлилось.

Определенные перемены наметились после прихода к власти в Японии в 2009 г. Демократической партии. Новый премьер-министр Ю. Хатояма заявил о намерении сделать внешнюю политику Японии независимой от США, а японо-американский альянс - равноправным. Одним из главных предложений Ю. Хатоямы было выведение американской базы «Футэнма» за пределы Оки-

1 В сентябре 1995 г. три американских военнослужащих похитили и изнасиловали ученицу начальной школы. Другой инцидент с участием несовершеннолетней произошел в феврале 2008 г. Старший сержант корпуса морской пехоты был отдан под трибунал и осужден за сексуальное насилие.

навы. Однако попытки реализовать обещания столкнулись с сопротивлением руководства Соединенных Штатов, которое выступило против любых вариантов выведения базы «Футэнма» с Окинавы. Жесткость позиции американского руководства привела к отказу от большинства японских требований и явилась одной из причин досрочной отставки премьера. Более того, данный факт стал свидетельством того, насколько маловероятно обретение Японией полной независимости от США в вопросах обороны.

Впоследствии в 2011 г. премьер Е. Нода внес предложение о переносе базы «Футэмма» из города Гинован в менее населенный курортный район Хеноко на севере Окинавы, в город Наго (18). Предложение вызвало сильный общественный резонанс.

Тем не менее в декабре 2013 г. губернатор японского острова Окинава одобрил план по переносу авиабазы США в Наго. Однако 19 января 2014 г. в Наго прошли выборы мэра города, на которых победу одержал глава муниципальной администрации Сусуму Инаминэ, выступающий против переноса авиабазы «Футэнма». Изначально предполагалось, что выборы также будут представлять собой референдум по вопросу о передислокации американской авиабазы. Явка на выборах составила более 76,7% (11). Таким образом жители города продемонстрировали свое отношение к данному вопросу.

Что интересно, на фоне растущего недовольства военным присутствием американцев в японских регионах, результаты опросов общественного мнения от 4 и 5 декабря 2011 г., проведенных японской ежедневной газетой «Асахи Симбун», показали, что 72% японцев выступают за укрепление американо-японского сотрудничества, около 60% японских респондентов согласны с тем, что Япония может оказать материально-техническую поддержку США в том случае, если в военном противостоянии с КНР Соединенные Штаты Америки встанут на защиту Тайваня. В случае развертывания военных действий в Тайваньском проливе, по мнению 57% опрошенных японцев, силы самообороны Японии должны оказать помощь в транспортировке американских войск и предоставить США другие виды материально-технической поддержки (10).

Очевидно, что в условиях взаимозависимости, когда для Японии нахождение американских баз на ее территории является основным средством обороны и залогом региональной стабильности, а для Соединенных Штатов военные базы служат форпостом и стратегическим опорным пунктом в регионе, тесное двустороннее сотрудничество остается в интересах обеих стран. Однако

американо-японскому альянсу сегодня нужен план, который будет кардинально менять основы американского военного присутствия в Японии. Главным образом, необходимо сконцентрироваться на обеспечении деятельности американских войск на территории Японии без ущерба населению и окружающей среде, обеспечению безопасности японских жителей и восстановлению положительного образа американского солдата. Также немаловажным условием является разделение бремени по содержанию американских войск и ответственности за возможные негативные последствия их пребывания на японской территории.

Ввиду исключительной важности американского военного присутствия в Японии и Южной Корее для текущего балансирования Соединенных Штатов в АТР, их способности поддерживать стабильность в регионе, а также для обеспечения безопасности Японии достижение консенсуса по вопросу базирования американских войск на японской территории остается одной из главных задач для руководства альянса в ближайшем будущем.

Перед угрозой северокорейских ракет

Угрозы Северной Кореи применить ядерное оружие против США и Южной Кореи с недавних пор служат предметом обеспокоенности руководства Японии. Заявления северокорейских властей стали суровым напоминанием об опасности, которую Пхеньян представляет для Японии и других государств за пределами региона. Агрессивное поведение Северной Кореи на сегодняшний день является одним из главных вызовов, стоящих перед американо-японским альянсом.

В то же время ускоренные темпы военной модернизации Китая, его претензии на единоличное региональное господство и принципиальные позиции по территориальным вопросам, а также проводимый Китаем кибершпионаж наряду с расширением возможностей по ведению кибернетических войн формируют особый комплекс проблем, подрывающих безопасность и стабильность в регионе. Не меньшую озабоченность вызывает нынешний кризис в отношениях между Японией и Республикой Кореей, связанный как с традиционными разногласиями по вопросам трактования милитаристского прошлого Японии, принесения официальным Токио извинений Сеулу и территориальными спорами из-за архипелага Токто, так и с расхождением позиций в сферах экономики, торговли, внешней политики и вопросах безопасности. Такое по-

ложение вещей не может не сказаться на снижении коллективной способности региональных акторов бороться с ключевыми проблемами, особенно с северокорейской угрозой.

Для организации наиболее эффективного противодействия существующим угрозам необходимо, в частности, выведение американо-японского сотрудничества на новый уровень. Японский премьер-министр Синдзо Абэ и президент США Б. Обама уже выразили готовность к укреплению союза. Во время саммита 22 февраля 2013 г. в Вашингтоне они подтвердили свою основополагающую цель и выделили главные направления деятельности альянса (13). Приоритетной задачей союза Японии и Соединенных Штатов по-прежнему является сохранение мира и стабильности в Северо-Восточной Азии. От того, каким образом альянс намерен бороться с возникающими региональными проблемами, будет зависеть эволюция системы региональной безопасности на десятилетия вперед.

Урегулирование северокорейского вопроса для американо-японского альянса в настоящее время является задачей номер один и требует предельной концентрации усилий союзников, поскольку в планах руководства Северной Кореи - перманентное обладание ядерным оружием, разработка боеголовок и ракет, способных нанести удар по близким и дальним целям, и получение признанного статуса ядерной державы. Более того, успешные ядерные и ракетные испытания свидетельствуют о том, что Северная Корея не намерена отказываться от своего плана. Успех третьего ядерного испытания 12 февраля 2013 г. предоставил доказательства дальнейшего прогресса Северной Кореи в разработке действующих ядерных боеголовок. Это испытание последовало за успешным запуском в декабре 2012 г. ракеты дальнего действия, которая могла бы использоваться для поражения целей на межконтинентальных расстояниях (14).

Угрозы Пхеньяна о готовности использовать ядерное оружие, в том числе, против США, послужили причиной американского развертывания дополнительных перехватчиков наземного базирования на Аляске в середине марта 2013 г. Данный факт стал свидетельством растущей тревоги по поводу способности Северной Кореи нанести удар. Возможно, американские и японские военные базы уже находятся в пределах досягаемости северокорейских ракет с ядерными боеголовками.

Предпринимавшиеся ранее США попытки формирования зоны, свободной от ядерного оружия, посредством диалога с

Пхеньяном успехом не увенчались. Согласно заявлениям руководства Северной Кореи, создания зоны, свободной от ядерного оружия, на Корейском полуострове не следует ожидать до тех пор, пока не будет осуществлено глобальное разоружение. Тем не менее, несмотря на подобные заявления Пхеньяна, важно продолжать поиск любых дипломатических альтернатив, прежде чем переходить к иным мерам воздействия.

В связи с этим ключевым становится вопрос о том, могут ли США и Япония совместно предпринять дополнительные шаги, чтобы убедить Северную Корею остановить разработку оружия массового поражения. Возможно, американо-японский альянс способен сыграть ключевую роль в разработке наиболее эффективного подхода для урегулирования северокорейской проблемы, а также убедить Китай занять активную позицию, чтобы остановить развитие ядерной программы Северной Кореи.

После агрессивных выступлений КНДР руководство Китая выразило обеспокоенность в связи с ростом напряженности на Корейском полуострове. Председатель КНР Си Цзиньпин и министр иностранных дел Китая Ван И заявили о недопустимости роста напряженности на китайской границе. Данные заявления, направленные Пхеньяну, были истолкованы как предупреждение о том, что КНДР «зашла слишком далеко в наращивании региональной напряженности» (14). Однако, несмотря на выраженное недовольство, по-прежнему неясно, готов ли Китай увеличить давление на режим КНДР и прекратить содействие, которое он оказывает Пхеньяну (6). Есть опасения, что китайское руководство не собирается менять свою стратегическую позицию, основанную на том, что обладание Северной Кореей ядерным оружием хоть и проблематично, но все же лучше, чем альтернатива возможного крушения КНДР или воссоединение Корейского полуострова под эгидой Сеула. Между тем вероятность того, что Китай все же окажет необходимую помощь по урегулированию северокорейского вопроса, возрастает, поскольку агрессивные действия КНДР могут стать угрозой стратегическим интересам Китая.

В свою очередь, деятельность американо-японского альянса в нынешних условиях должна быть нацелена на увеличение боеготовности союза и на сотрудничество по ПРО, а также на повышение уровня двусторонней подготовки и учений, укрепление оборонительных способностей. В то же время встает вопрос об исполнении Соединенными Штатами обязательств по защите своих союзников,

Японии и Южной Кореи, с помощью полного спектра имеющихся у США возможностей, в том числе ядерного арсенала.

Американское руководство заявило о готовности обеспечить безопасность Южной Кореи и Японии, а также о намерении использовать «расширенные возможности устрашения» в отношении КНДР. На ежегодных американо-южнокорейских учениях в апреле 2013 г. США продемонстрировали свои стратегические бомбардировщики В-52 и В-2, способные нести ядерное оружие, и заявили, что эти активы могли бы сыграть ключевую роль в случае возникновения непредвиденных обстоятельств с участием Северной Кореи.

Решительная реакция США, Японии и Южной Кореи в ответ на провокации КНДР, демонстрация солидарности союзников, их готовность к противостоянию северокорейским угрозам, а также направленное Северной Корее предложение Вашингтона наладить диалог на основе обязательств денуклеаризации (создания зоны, свободной от ядерного оружия) принесли свои плоды - северокорейское руководство остановило подготовку к пуску баллистической ракеты и временно отменило приказ о состоянии повышенной боеготовности.

По мнению экспертов, кризис на Корейском полуострове обозначил своего рода переход к новой фазе. Обострение напряженности в регионе, а затем возврат к столу переговоров, с тем чтобы попытаться получить выгоду в обмен на прекращение провокаций, - тактика, которую Пхеньян использовал неоднократно. Такой стиль поведения требует от Соединенных Штатов и Японии тщательно скоординированной реакции. В условиях, когда возможность проведения ядерных испытаний сохраняется, Вашингтон и Токио должны быть особенно бдительны и иметь четкий план совместных действий на случай непредвиденных обстоятельств, даже если речь идет о военных провокациях.

В то же время действия Северной Кореи подталкивают США, Японию и Южную Корею к тесному трехстороннему сотрудничеству. Провокационная деятельность КНДР могла бы служить сильным объединяющим фактором для указанных стран, помогая им выйти на новые рубежи сотрудничества в области обороны, однако этому препятствует сохраняющееся напряжение в отношениях между Токио и Сеулом. Проблемные японо-южнокорейские отношения и любая неудача Токио, Сеула и Вашингтона установить прочное трехстороннее сотрудничество могут быть использованы Пхеньяном для того, чтобы настроить азиатских союзников Америки друг против друга.

Несмотря на высокую степень готовности американо-японского альянса и Южной Кореи совместно противостоять возникающим угрозам, меняющаяся расстановка сил в АТР и связанные с этим проблемы свидетельствуют о том, что странам необходимо переходить на новый уровень взаимодействия, чтобы более эффективно участвовать в формировании будущего Азии.

Восточноазиатский регионализм: Место и роль США и Японии

Активизация деятельности Соединенных Штатов в АТР в условиях возрастающего здесь влияния Китая положила начало различным дискуссиям о будущем региональном порядке. Некоторые эксперты стали утверждать, что роль регионального лидера должна принадлежать КНР в результате естественного возвращения Китаю статуса самой влиятельной силы в регионе, тем более что страны Восточной Азии в большей степени склонны к лидерству Поднебесной, нежели к лидерству США. Сторонники интеграции Восточной Азии под эгидой Соединенных Штатов сошлись на том, что процесс усиления Китая можно контролировать, а его влияние может быть ограничено в институциональной среде.

Что интересно, активные призывы к созданию уникальной региональной организации в Восточной Азии стали приходить не из Китая, а из Японии и Южной Кореи - двух ключевых американских союзников. В прошлом Япония и Южная Корея уже настаивали на восточноазиатской интеграции, рассматривая участие Китая в данном процессе (хотя ему не отводилась руководящая роль), но не предполагая участия США. Очевидно, недовольство Японии и Южной Кореи статусом аутсайдеров в процессе налаживания региональной стабильности и порядка побудило японских и корейских лидеров предложить собственные альтернативные схемы взаимодействия государств в регионе.

Поиск моделей регионального сотрудничества и дискурс на эту тему способствовали появлению удивительного многообразия региональных коопераций в Азии.

В конечном итоге постепенно произошло складывание трех уровней межгосударственного взаимодействия: деятельность в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) по экономическим, политическим и иным вопросам; в рамках Тихоокеанского экономического совета (ТЭС) и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества по проблемам

торговли и инвестиций; в рамках АСЕАН, в частности, по созданию зон свободной торговли. Такая же трехуровневая система сложилась в сфере обеспечения безопасности: а) двусторонние соглашения о сотрудничестве в области безопасности; б) договор пяти держав об обороне и Совет по сотрудничеству и безопасности в АТР - на субрегиональном уровне; в) региональный форум АСЕАН - в масштабе всего региона (3).

Однако институциональный дизайн не дал странам региона необходимых возможностей для успешного сотрудничества. Во многом это было связано с различным пониманием самого регионализма и наличием споров между государствами относительно их статуса в регионе и мире.

Наиболее характерной чертой интеграционных процессов в Восточной и Юго-Восточной Азии явилось то, что объединения стран формировались в зависимости от функций, которые они были призваны выполнять (финансовые, экономические объединения или союзы по вопросам обеспечения региональной безопасности). В частности, появление АСЕАН+3 и Чиангмайской инициативы было обусловлено растущим осознанием странами региона необходимости координационного механизма для поддержания своих золотовалютных резервов и содействия работе иных региональных финансовых механизмов на волне азиатского финансового кризиса в 1997-1998 гг.

Другими словами, под влиянием в значительной степени внешних потрясений страны интегрировались для решения экономических проблем. Однако иначе происходило объединение стран по вопросам обеспечения региональной безопасности. В основном, такие союзы возникали в ответ на эндогенные проблемы безопасности в регионе. В качестве примеров можно назвать шестисто-ронние переговоры, начавшиеся в 2003 г. с целью урегулирования проблемы ядерного оружия Северной Кореи (4), и инициативы США по мирному использованию ядерной энергии в рамках укрепления режима нераспространения ядерных материалов.

Еще одна особенность азиатского регионализма, по мнению доцента кафедры государства и права Лафайет-колледжа Сео Хен Пак и ее коллеги Ил Хен Чо, - отсутствие прогресса в вопросах формализации и институционализации (9). Как замечает профессор Корнельского университета Питер Катценштейн, в Азии преобладают неформальные сетевые формы взаимодействия государств, которые явились свого рода побочным продуктом исторического процесса. Такие формы сотрудничества были свя-

заны, прежде всего, с доминированием США, которые предпочитали двусторонние отношения в регионе, пренебрегая формальными институтами (5). Однако данные типы взаимоотношений государств с признанием лидирующей роли США, встроенной в систему традиционной региональной безопасности и экономические структуры, оказались перед сложным набором вызовов. В сочетании с предполагаемым ослаблением регионального влияния США подъем Китая представляется долгосрочной региональной проблемой, которая может потенциально изменить нынешнюю структуру безопасности.

В то же время появление огромного количества региональных структур с разным составом и функциями и площадок для сотрудничества - АСЕАН+3, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Региональный форум АСЕАН (АРФ), Чиангмайская инициатива, Саммит Восточной Азии, Транстихоокеанское партнерство - стало свидетельством неудовлетворенности азиатских лидеров ролью простых посредников регионализации. И несмотря на существующие препятствия и проблемы в отношениях стран, лидеры стран АТР активно стремились участвовать в формировании повестки дня и контролировать масштаб регионализма. В итоге это привело к возникновению нескольких жизнеспособных альтернатив и формированию «гибридной формы регионализма» (9).

Как предполагает Этель Золинген, в дальнейшем сила различных внутрирегиональных коалиций (интернациональных или националистических) будет формировать региональные модели взаимодействия. Согласно данной схеме, теоретически следует ожидать конкуренцию между националистическими (изоляционистскими) и интернациональными коалициями (17). В зависимости от характера интеграционной коалиции можно предсказать различные типы регионализма. Например, доминирование финансового сектора в рамках победившей коалиции будет способствовать финансовому регионализму, в то время как политическое господство частных секторов бизнеса может способствовать регионализму в виде расширения производственных сетей или увеличения инвестиционного потока (9) и т. д.

Также не исключено, что в Восточной Азии постепенно реализуется концепция «китайского регионализма» (1), в основу которой заложены растущая социокультурная интеграция государств региона, активное общественное и экономическое взаимодействие, ведущее, в свою очередь, к формированию регионального само-

сознания и идентичности. Другими словами, «новый регионализм» Китая представляет собой политическую тактику, использующую в качестве наиболее эффективных инструментов формирование положительного восприятия китайской культуры с акцентом на экономические достижения последних лет; взаимодействие и взаимопомощь стран региона в экономической и социальной сферах, оказание гуманитарной помощи; а также сбалансированную внешнюю политику, направленную на недопущение региональной напряженности и укрепление политической и экономической стабильности.

Таким образом, зарождение своеобразных форм регионализма, вызванное во многом нарушением баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе в связи с усилением Китая, трансформацией региональной роли США, лидирующая роль которых перестала быть безусловной, и политикой Японии, нацеленной на сдерживание, балансирование и интеграцию, остро ставит проблему моделирования сценариев дальнейшего развития Азиатско-Тихоокеанского региона и перспектив будущих интеграционных процессов.

По мнению профессора кафедры политических институтов и прикладных политических исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктора политических наук Н.А. Баранова, с определенной долей вероятности дальнейшие события в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут разворачиваться по одной из двух схем (2).

Первая носит название «американская схема» и предполагает, что Китайская Народная Республика может объединить усилия с Соединенными Штатами против Индии и России. Данный подход полностью основан на прогнозе Збигнева Бжезинского, который предрекает Америке в будущем роль державы, ослабленной до такой степени, что ей придется сделать Китай своим союзником, а впоследствии - партнером, который при этом будет прикладывать все усилия, чтобы не допустить укрепления американо-японского союза, тем более, замещения влияния США в регионе японским.

Подтверждением возможности такого развития событий является скорость, с которой идет процесс усиления Китая. Это порождает сомнения относительно того, смогут ли Соединенные Штаты и Япония противостоять КНР, будут ли они способны контролировать ситуацию через стратегическую конвергенцию с Китаем. С другой стороны, возможные провокации США, подталки-

вающие Китай к расширению геополитической экспансии в зонах пересечения геополитических интересов через давление на Россию и Индию, могут привести к более тесному российско-индийскому военно-политическому сотрудничеству. В случае реализации данной схемы противодействовать ей предстоит через взаимодействие России, Индии и Китая.

Вторая схема предполагает противостояние блока США -Япония - Объединенная Корея и союза Китая с Россией и Индией. Основным требованием для реализации данного сценария является укрепление союза Соединенных Штатов и Японии, что может послужить толчком к объединению Северной и Южной Кореи под эгидой США. При таком положении дел противоречия, которые могут возникнуть между Китаем, Японией и США, а также на российском Дальнем Востоке, способны привести к сближению геополитических интересов России и КНР и формированию более тесного российско-китайского военно-политического союза в противовес американскому давлению в регионе. В конечном итоге, вероятно, произойдет геополитический раскол на «западную» (США, Япония, Корея) и «восточную» сферы влияния (Китай, Индия, Россия), что может стимулировать формирование военных блоков и гонку вооружений, а также рост напряженности в регионе (2).

На сегодняшний день существует достаточно большое количество попыток долгосрочного прогноза развития Азиатско-Тихоокеанского региона и его влияния на мировую политику, однако, в большинстве своем, все прогнозы объединяет ключевая мысль о том, что АТР будет самым важным и конфликтным регионом XXI столетия.

Заключительные положения

Эволюция системы безопасности и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе во многом будут зависеть от того, какое развитие получат американо-японские отношения в дальнейшем. Перед американо-японским альянсом сегодня стоит серьезная задача - не потерять одну из ведущих позиций в регионе в сфере поддержания стабильности и формирования региональной системы безопасности.

По-прежнему камнем преткновения в отношениях Японии и США является военное присутствие американцев на японском острове Окинава. Затянувшееся на долгие годы решение трудного для обеих сторон вопроса привело к тому, что образ крепкого аме-

рикано-японского союза стал менее убедительным и утратил поддержку общественности данного региона. Американские базы на Окинаве, являющиеся «средством сдерживания» КНР и Северной Кореи, а также инструментом контроля над торговыми путями в Тихом океане, стали причиной финансовых, социальных, экономических и иных проблем, с которыми приходится сталкиваться японскому населению. Длительный и сложный процесс американо-японских переговоров по окончательному разрешению окинав-ского вопроса зашел в тупик.

В связи с этим успешные попытки сторон хотя бы частично разрешить эту проблему являются свидетельством способности двух государств добиваться прогресса. Более того, запланированная передислокация морских пехотинцев в большей степени соответствует современным реалиям в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Размещение военных составов на Гуаме, Окинаве и северо-западе Австралии, вероятно, позволит осуществлять наиболее эффективный контроль над данным районом с помощью сил быстрого реагирования на Гавайях.

Стоит отметить, что изменение общей картины стратегического баланса в Азии сегодня служит лейтмотивом дискуссий, разворачивающихся на различных переговорных площадках и прочих платформах межстранового взаимодействия. Усиление КНР и ядерная программа Северной Кореи диктуют новую стратегическую повестку дня для американо-японского альянса и его союзников. Поэтому правительствам Соединенных Штатов и Японии необходимо с большой осторожностью расставлять приоритеты взаимодействия, в частности в военной сфере.

Япония и США должны формализовать механизмы координации кризисного реагирования и разработать долгосрочную стратегию, определяющую приоритеты двух стран. Прежде всего, необходим диалог по обеспечению противоракетной обороны и морской безопасности. В условиях непредсказуемости действий Северной Кореи становится уместным налаживание военно-технического сотрудничества, а именно - проведение общих исследований и разработок, направленных, в том числе, на повышение оборонной способности Японии, а также формирование совместного кризисного плана реагирования на случай непредвиденных обстоятельств.

Целью альянса также является военное сдерживание КНР через систему передового базирования сил Соединенных Штатов и создание военно-политических коалиций и обеспечение прозрач-

ности военной программы Китая. Еще одной составляющей американской стратегии на данном направлении служит выравнивание уровней торгового баланса с Китаем и иными странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Что касается вопросов обеспечения морской безопасности, то существуют опасения, что деятельность КНР в Восточно-Китайском море может стать препятствием для доступа Соединенных Штатов к водам, разделяющим Пекин и Токио, что уменьшит способность Вашингтона оказывать помощь по обороне Японии. Таким образом, в рамках американо-японского военного сотрудничества не менее важным является вопрос организации рекогносцировки и наблюдения за деятельностью КНР в японских территориальных водах.

Учитывая, что сфера морского сотрудничества между Соединенными Штатами и Японией выходит далеко за пределы Восточно-Китайского моря, поддержание открытости морских путей становится острой необходимостью для Японии, а также для иных азиатских стран. Следовательно, для обеспечения свободы судоходства Токио и Вашингтону необходим общий план, разработанный совместно с другими партнерами в Юго-Восточной и Южной Азии.

Мощным активом альянса может служить также опыт оперативного реагирования американских военных и сил самообороны Японии на стихийные бедствия, поскольку Азия является районом с неустойчивой экологической обстановкой: американо-японский альянс может предложить Азиатско-Тихоокеанскому региону значительную гуманитарную помощь, что поможет упрочить позиции Японии и США в регионе, а также поддержит образ крепкого американо-японского союза.

Отдельного внимания заслуживает появление так называемой азиатской формы регионализма, что стало следствием изменения политического устройства мира и системы мировых хозяйственных коммуникаций. Политические инициативы и дипломатические усилия многих стран АТР привели к складыванию той формы регионализма, которая пришла на смену регионализму старого типа со свойственным ему ограничением сферы межгосударственного сотрудничества и акцентом на военно-стратегическое взаимодействие. В отличие от «старого» регионализма, «новый» азиатский регионализм стал воплощением многовекторного развития азиатско-тихоокеанского сообщества. Взаимодействие государств стало осу-

ществляться как в сфере политики и региональной безопасности, так и в экономической сфере, культуре и науке.

Иными словами, концепцию «нового» регионализма в АТР можно рассматривать как политический феномен, который служит для региональных акторов инструментом реализации их внешней политики и основополагающим принципом организации сотрудничества.

Процесс регионализации в АТР был обусловлен, прежде всего, внешнеполитическим курсом и национальными интересами стран региона и строго детерминирован политической и экономической необходимостью.

Однако, несмотря на разветвленную систему регионального взаимодействия, уровень формализации и институционализации сотрудничества на сегодняшний день по-прежнему остается довольно низким.

В то же время вопросы дальнейшего интеграционного развития Азиатско-Тихоокеанского региона, создания региональных коопераций и переговорных площадок, а также проблема влияния АТР в системе международных отношений в будущем пока остаются открытыми.

Список литературы

1. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: Грани социокультурного измерения. - М.: Восточная книга, 2010. - 239 с.

2. Баранов Н.А. Азиатско-Тихоокеанский регион в системе геополитических координат современного европоцентричного мира: Тема 18 в курсе лекций «Геополитические проблемы европейского развития». - Режим доступа: http://nicbar.narod.ru/geoproblemy_lekzia18.htm (Дата обращения - 03.03.2014.)

3. Николаенко А.В. К вопросу об особенностях развития интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона // Проблемы современной экономики. - М., 2006. - № 3/4 (19/20). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php? nArtId=1107 (Дата обращения - 03.03.2014.)

4. Шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР: Справка // РИА Новости. - 2011. - 24 августа. - Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20110824/ 422914168.html (Дата обращения - 03.03.2014.)

5. Asian regionalism // Network power: Japan and Asia / P.J. Katzenstein, T. Shiraishi (Eds.). - Ithaca, NY: Cornell univ. press, 1997. - 416 p.

6. Baker R. China and North Korea: A tangled partnership // Stratfor. - 2013. -16 April. - Mode of access: http://www.stratfor.com/weekly/china-and-north-korea-tangled-partnership?utm_source=freelist-f&utm_medium=email&utm_campaign= 20130416&utm_term=gweekly&utm_content=readmore&elq=deacc2678920423f97 865ec75c2a90 be (Дата обращения - 03.03.2014.)

7. The diplomatic history of postwar Japan / M. Iokibe (Ed.); Transl. by R.D. Eldridge. - Abingdon: Routledge, 2011. - 272 p.

8. Hayashi K., Oshima K., Yokemoto M. Overcoming American military base pollution in Asia: Japan, Okinawa, Philippines // The Asia-Pacific J.: Japan focus. -2009. - Vol. 28-2-09, July 13. - Mode of access: http://www.japanfocus.org/-oshima-ken_ichi/3185 (Дата обращения - 03.03.2014.)

9. Il Hyun Cho, Seo-Hyun Park. Domestic legitimacy politics and varieties of regionalism in East Asia // Review of international studies. - Cambridge: Cambridge univ. press. - 2013. - November. - P. 1-24.

10. International politics in times of change / N. Tzifakis (Ed.); The Konstantinos Karamanlis institute for democracy. - Berlin: Springer, 2012. - 334 p.

11. Jonston E. Nago mayor wins re-election in blow to Abe, U.S. // The Japan Times. - 2014. - 19 January. - Mode of access: http://www.japantimes.co.jp/news/ 2014/01/19/national/nago-mayor-wins-re-election-in-blow-to-abe-u-s/#.UuTTTPnHksc (Дата обращения - 03.03.2014.)

12. Overview of the US military bases in Okinawa: Yukie Yoshikawa research // Research web site / Regional security policy division, Executive office of the Governor Okinawa Prefecture. - Mode of access: http://okinawa-institute.com/en/ node/29 (Дата обращения - 03.03.2014.)

13. Press conference by Prime Minister Shinzo Abe during his visit to the United States of America // Prime Minister of Japan and his Cabinet. - 2013. -22 February. - Mode of access: http://www.kantei.go.jp/foreign/96_abe/statement/ 201302/22kaiken_e.html (Дата обращения - 03.03.2014.)

14. Revere E.J.R. The United States and Japan in East Asia: Challenges and prospects for the alliance // American foreign policy interests: J. of the National committee on American foreign policy. - Abingdon: Routledge, 2013. - Volume 35, Issue 4 (July). - P. 188-197.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Security consultative committee document. U.S. - Japan alliance: Transformation and realignment for the future // Ministry of foreign affairs of Japan. - 2005. -29 October. - Mode of access: http://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/ security/scc/doc0510.html (Дата обращения - 03.03.2014.)

16. Smith Sh.A. A strategy for the U.S.-Japan Alliance: Policy innovation memorandum N. 19 // Council on foreign relations. - 2012. - April. - Mode of access: http://www.cfr.org/japan/strategy-us-japan-alliance/p28010 (Дата обращения -03.03.2014.)

17. Solingen E. Regional orders at century's dawn: Global and domestic influences on grand strategy. - Princeton, NJ: Princeton univ. press, 1998. - 338 p.

18. Tanaka H. Prime Minister Noda and fixing the Futenma impasse // East Asia insights. - 2011. - Vol. 6, N 5. - Mode of access: http://www.jcie.or.jp/insights/6-5.html (Дата обращения - 03.03.2014.)

19. Treaty of mutual cooperation and security between Japan and the United States of America // Wikisource. - Mode of access: http://en.wikisource.org/wiki/Treaty_ of_Mutual_Cooperation_and_Security_between_Japan_and_the_United_States_of_ America (Дата обращения - 03.03.2014.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.