РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
REGIONAL INTERNATIONAL RELATIONS
УДК 94(520).033.55
Б.М. Афонин1
Дальневосточное отделение РАН, г. Владивосток, Россия
E-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАБИНЕТА СИНДЗО АБЭ*
Аннотация. В статье дается анализ внешним связям Японии со странами-соседями - Китаем, Республикой Корея (РК), Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Россией. В последние годы отношения Японии с этими странами заметно охладились. Названы основные причины сложившейся ситуации - историческое прошлое, территориальный спор, а также обострившаяся международная обстановка. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, вернувшись к власти в декабре 2012 г., одной из задач своего кабинета министров в области внешней политики назвал расширение сотрудничества с рядом стран, включая нормализацию связей с Китаем и РК. С этой целью он развернул активную дипломатию. За три года на посту главы государства Синдзо Абэ посетил более 50 стран, в числе которых были США, Россия, страны ЕЭС, Австралия, Индия и др. Однако в этом списке не было Китая и РК, с которыми Япония имеет дипломатические и активные торгово-экономические отношения. Между Японией и Китаем с 2012 г. обострился территориальный спор вокруг крошечных необитаемых островов Сенкаку, расположенных в Восточно-Китайском море. Всё более неопределенными в политическом плане остаются отношения Японии и РК, в которых камнем преткновения являются вопросы истории двусторонних отношений, а также
1 Борис Михайлович Афонин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток, Россия.
Для цитирования: Афонин, Б.М. Региональная дипломатия кабинета Синдзо Абэ // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. № 1-2. С. 9-22.
Статья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 14-18-00161.
© Афонин Б.М., 2016
территориальный спор из-за мелких островов Такэсима, расположенных в Японском море. Хотя можно отметить и положительный сдвиг в политике Токио в отношении Китая и РК. В 2014 г. состоялась неофициальная встреча лидеров этих государств. Самые сложные и даже напряженные отношения сохраняются между Японией и КНДР. Что касается японо-российских связей, то они с 2014 г. в политическом плане охладились из-за санкций, которые ввела Япония против России, присоединившись к США и ЕЭС. Территориальный спор происходит и в регионе Юго-Восточной Азии (ЮВА), главным образом между Китаем и Вьетнамом вокруг Парасельских островов и архипелага Спратли, расположенных в Южно-Китайском море. Наиболее крепкие союзнические отношения сложились между Японией и США. В последние годы особое внимание уделяется дальнейшему укреплению японо-американского военного сотрудничества в связи с быстро меняющейся геополитической обстановкой в АТР, а также появлением «новых вызовов» - ракетно-ядерной программы КНДР и усилением позиций Китая в регионе. На фоне сложной международной обстановки происходит процесс милитаризации, гонка вооружений и военно-политическое противостояние между ведущими державами мира. Все это создает геополитическое напряжение в мире, включая АТР, в духе «холодной войны» второй половины ХХ века.
Ключевые слова: кабинет министров, Япония, Китай, Россия, Республика Корея, Корейская Народно-Демократическая Республика, внешняя политика Японии, международная обстановка, территориальный спор, процесс милитаризации.
Boris M. Afonin1
Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia
E-mail: [email protected]
REGIONAL DIPLOMACY OF THE CABINET OF SHINZO ABE
Abstract. This article provides the analysis of foreign relations between Japan and its neighboring countries such as China, Republic of Korea (RK), Democratic People's Republic of Korea (DPRK) and Russia. Over the past years, relationships between Japan and these countries have been significantly alienated. The main reasons for such situation were identified as the history, territorial disputes and ag-
1 Boris M. Afonin, Candidate of Historical Sciences, senior researcher at the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.
For citation: Afonin, B.M. Regional diplomacy of the cabinet of Shinzo Abe // // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2016. № 1-2. P. 9-22.
gravated international situation. Shinzo Abe, Prime Minister of Japan, having assumed his office in December 2012, set the enhancement of cooperation with a series of countries, including the normalization of relations with China and RK, as the first priority task for the Cabinet of Ministers in the sphere of foreign policy. And for this purpose he launched the active diplomacy effort. For three years since office taking, Shinzo Abe has made visits to more than 50 countries, including the USA, Russia, EEC countries, Australia, South East Asia etc. But this list did not include China or RK which have active trade economic and diplomatic relations with Japan. The territorial conflict concerning the tiny uninhabited islands of Senkaku located in the East China Sea has been escalated between Japan and China since 2012. Relations between Japan and RK in political aspects are becoming more uncertain as well, when the history of their bilateral relations and disputed islands of Takeshima situated in the Sea of Japan are the sticking point. However, an effective advance in the policy of Tokyo in relations with China and RK may be noted. In 2014, an informal meeting of the countries' leaders was held. Relations between Japan and DPRK are the most complicated and even strained. As to the Russian and Japanese relationship, these countries have been alienated in the political aspect since 2014 due to the sanctions imposed against Russia by Japan having joined the USA and EEC. Territorial dispute also takes place in the area of the South East Asia, mainly between China and Vietnam in respect to the Paracel Islands and Spratly archipelago situated in the South China Sea. The most strong and friendly relations have formed between Japan and the USA. Over the last years, the special attention has been paid to further strengthening of Japanese and American military cooperation in connection with rapidly changing geopolitical environment in the Asian Pacific Region, as well as new challenges, namely a nuclear and missile age in the North Korea and the rise of position of China in the region. Due to such complicated international atmosphere, a process of militarization, arm race and military confrontation between the major global powers is developing. All these factors create a geopolitical stress in the world, including Asian Pacific Region similar to the cold war of the second half of the XX century.
Key words: Cabinet of Ministers, Japan, China, Russia, Republic of Korea, Korean People's Democratic Republic, Japan's foreign policy, international situation, territorial disputes, process of militarization.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ с момента прихода к власти в декабре 2012 г. развернул активную дипломатию, включая региональное направление. В 2013 г. он посетил Россию, ряд европейских стран, все страны АСЕАН, в 2014 г. нанес визит в Австралию, Новую Зеландию, страны Латинской Америки. Только за два года (2013-2014 гг.) Синдзо Абэ совершил визиты в 50 стран мира, тем самым поставил рекорд по этому показате-
лю среди его предшественников [8]. Поездки за рубеж японского премьера продолжились, и в 2015 г. состоялся официальный визит Синдзо Абэ в США, Индию, в страны Центральной Азии (бывшие советские республики).
В ежегодно издаваемой МИД Японии «Синей книге по вопросам дипломатии» даются основные направления внешней политики страны, отношения с развитыми и развивающимися странами мира. На ближайшие годы определены три главные составляющие внешнеполитического курса страны - укрепление альянса с Соединенными Штатами, развитие отношений с соседними странами и продвижение экономического направления с целью восстановления былой мощи японской экономики. В каждом издании главное внимание отводится отношениям с США, которые характеризуются как «краеугольный камень японской дипломатии и безопасности, играют важную роль в сохранении стабильности и процветания не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире» [7, с. 94].
Известно, что японо-американские отношения базируются на основе «японо-американского договора о гарантии безопасности» от 1960 г., который определил политику двух стран на многие годы и сегодня является основным юридическим документом военно-политического союза Японии и США. За более чем полувековой период японо-американский «договор безопасности» неоднократно дополнялся новыми документами и соглашениями. К самым последним относится документ под названием «Новые принципы американо-японского сотрудничества в сфере безопасности», принятый в апреле 2015 г. Этот документ охватывает сферу регионального и глобального сотрудничества, включая миротворческие операции, обеспечение безопасности морских путей, военное сотрудничество и материально-техническое снабжение, информационную безопасность и др. [1].
Среди стран, которые с официальным визитом посетил Синдзо Абэ за 2013-2015 гг., не было, однако, двух соседних стран - Китая и Республики Корея, с которыми отношения в последние годы складывались далеко не благоприятно.
Основные проблемы в отношениях с этими странами - тяжелое наследие исторического прошлого, территориальный спор и новые тревожные вызовы, появившиеся в последнее время.
Наиболее серьезные проблемы в последние годы возникли в отношениях с Китаем, главным образом из-за территориального спора по поводу суверенитета над островами Сенкаку (кит. Дяоюйдао), расположенными в Восточно-Китайском море1. Острова в настоящее время находятся под управлением Японии и административно входят в префектуру Окинава.
1 Острова Сенкаку состоят из пяти небольших необитаемых островов: Уоцури (самый большой в этой группе), Окинокита, Окиномина, Коби и Минамикосима, а также нескольких мелких скал. Их общая площадь составляет 5,5 кв. км // Источник: Нихонтимэйдзитэн (Энциклопедический словарь географических имён Японии). Токио : «Сансэйдо», 2007. С. 680.
Однако Китай постоянно настаивает на том, что острова Дяоюйдао с давних времен (с эпохи династии Минь 1368-1644 гг.) являются частью исконно китайской территории (на них претендует еще и Тайвань). Япония же утверждает, что острова Сенкаку, входящие в архипелаг Рюкю, были включены в состав Японии в 1895 г. и что они были возвращены ей Соединенными Штатами вместе с префектурой Окинава в 1972 г. (рис. 1, 2).
ВОСТОЧНО^ КИТАЙСКОЕ МОРЕ
острова СЕНКАКУ
ЯПОНИЯ
Рис. 1. Местоположение островов Сенкаку в Восточно-Китайском море. Источник: www.ru.emb-japan.go. ]рЛеггко1у /8епкаки/аЬои1Ы:т/
Япония и Китай, подписывая Совместное заявление о нормализации двусторонних отношений в 1972 г., по предложению китайской стороны решили не касаться вопроса островов Сенкаку, однако во время заключения Договора о мире и дружбе в 1978 г. Китай впервые заявил свои претензии на эти острова. Но по инициативе тогдашнего премьера Госсовета КНР Дэн Сяопина этот вопрос был отложен на усмотрение будущих поколений [6, с. 48-49].
Однако в начале 90-х гг. ситуация изменилась. В 1992 г. Китай принял новый закон о территориальных водах, в котором провозглашалось, что острова Сенкаку являются китайскими. Японский МИД по этому поводу
заявил Китаю протест. В 1996 г. Япония ввела 200-мильную эксклюзивную экономическую зону. Китайская сторона восприняла это как шаг по закреплению прав Японии на острова Сенкаку [6, с. 48-49]. Эскалация напряженности в районе островов стала также возрастать после обнаружения в этом районе крупных месторождений нефти и газа. Кроме этого, морские воды, омывающие Сенкаку, богаты биоресурсами, включая ценные породы рыб. В этом районе ведут промысел рыбаки Японии, Китая и Тайваня.
Рис. 2. Острова Сенкаку в натуральном виде. Источник: www.ru.emb-japan.go. ]рЛеггкогу /senkaku7about.htm/
Территориальный спор вокруг островов Сенкаку еще больше обострился после того, как в сентябре 2012 г. Токио объявил о покупке островов у частных владельцев. После этого в ряде городов Китая прошли массовые антияпонские демонстрации. С тех пор китайские корабли почти постоянно находятся вблизи спорных островов и периодически совершают демонстративные заходы в прибрежную зону. В ноябре 2013 г. министерство обороны КНР в одностороннем порядке объявило о создании опознавательной зоны ПВО в Восточно-Китайском море, затрагивающей воздушное пространство над островами Дяоюйдао. Япония приняла ответные меры по усилению патрулирования кораблей береговой охраны и авиации в акватории островов Сенкаку.
Японию в территориальном споре с Китаем поддерживают США. На переговорах Барака Обамы и Синдзо Абэ в апреле 2014 г. президент США заявил, что острова Сенкаку подпадают под японо-американский договор безопасности от 1960 г. и это означает, что любая агрессия по отношению к
этим территориям будет расцениваться США как угроза собственной национальной безопасности [2]. Эта же мысль вновь была подтверждена Оба-мой во время встречи с Синдзо Абэ в Вашингтоне в апреле 2015 г.
Следует отметить, что попытки решить эту проблему путем переговоров Токио и Пекин предпринимали неоднократно, однако результатов они не принесли, поскольку ни одна из сторон пока не выразила готовность пойти на компромисс. Исходя из геополитических и стратегических интересов двух стран в этом регионе, по всей видимости, это противостояние будет и в дальнейшем продолжаться. В 2015 г. и в начале 2016 г. проблема территориального спора между двумя странами несколько затихла.
Помимо территориального спора между двумя странами существуют и другие не менее острые проблемы. Например, тяжелое историческое наследие, оставшееся после второй японо-китайской войны (1937-1945 гг.) и оккупации Японией северо-восточных провинций Китая (Маньчжурии) с 1931 г. по 1945 г. Китайцы не могут простить японцам их агрессию во время войны, человеческие жертвы и унижения, которым они подвергались. Китай за эти годы понес огромные жертвы. По данным китайских источников, в войне 1931-1945 гг. погибли и получили ранения более 35 млн китайцев [5]. Прямые и косвенные экономические потери Китая составили десятки млрд долл. Китай давно призывает Японию признать свое агрессивное прошлое. Этот призыв поддерживают ученые и общественность Китая, Южной Кореи и других стран мира. Однако японская сторона не спешит этого делать. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая в парламенте страны по случаю 70-летия окончания Второй мировой войны, ограничился лишь раскаяниями.
Негативную реакцию и протесты в Китае вызывает посещение высокопоставленными чиновниками Японии синтоистского храма «Ясукуни», который считается символом японского милитаризма1. Вот и недавно, 22 апреля 2015 г., Ясукуни по случаю проводимого там весеннего праздника посетили боле ста депутатов парламента от различных партий, включая присоединившихся к ним двух министров. Ранее премьер-министр Японии Синдзо Абэ направил храму ритуальное подношение в виде декорированной ветви священного в Японии вечнозеленого дерева «сакаки». Последний раз Синдзо Абэ посещал Ясукуни в декабре 2013 г. Тогда это привело к резкой критике со стороны Пекина и Сеула и обострило отношения между странами.
1 В синтоистском храме Ясукуни хранятся списки с именами всех японцев, погибших в войнах, в которых участвовала Япония с середины XIX века. В этот список включены и военные преступники, осужденные Международным трибуналом для Дальнего Востока в 1947 г. Поэтому посещения Ясукуни японскими официальными лицами воспринимаются в Китае и двух корейских государствах, пострадавших от японской агрессии во время Второй мировой войны, как её оправдание.
Несмотря на вышеназванные проблемы, доминирующим фактором в японо-китайских отношениях являются торгово-экономические связи. Китай, начиная с 2014 г., является главным торговым партнером Японии, а Япония - третьим партнером Китая после США и ЕС [4, с. 131]. Японо-китайский товарооборот в 2013 г. составлял 312, 4 млрд долларов [9, с. 129]. Можно предположить, что торгово-экономические связи Японии и Китая будут и в дальнейшем превалировать над двусторонними политическими отношениями. Более того, с осени 2014 г. наметились признаки снятия политической напряженности: состоялись две неофициальные встречи Синдзо Абэ и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине в ноябре 2014 г. и в Джакарте в апреле 2015 г., на которых было высказано мнение о необходимости продолжить развивать стратегические и взаимовыгодные отношения. В мае 2015 г. Пекин посетила большая японская делегация (около трех тыс. чел), в которую входили представители деловых кругов и руководители местных органов власти. Это говорит о том, что высшее политическое руководство двух стран не заинтересовано в дальнейшей эскалации напряженности. Однако борьба за лидерство в АТР продолжается.
Сложные отношения наблюдаются у Японии и с обоими корейскими государствами. Главная причина - тяжелое историческое прошлое, оставшееся после колониального господства Японии на Корейском полуострове с 1910 г. по 1945 г., когда Корея была единым государством. В эти годы население Кореи жестоко угнеталось, корейцев насильственно переселяли в Японию и на о-в Сахалин для выполнения тяжелых и опасных работ (всего было вывезено более 8, 4 млн корейцев, около миллиона из них погибли). Во время войны более 364 тыс. корейских парней мобилизовали в японскую армию, около 200 тыс. молодых кореянок насильственно отправили в армейские бордели для оказания сексуальных услуг [3].
До 1948 г. на Корейском полуострове находилось одно государство -Корея. После Второй мировой войны Корея была разделена на два самостоятельных государства: Республику Корея (РК), образованную 15 августа 1948 г., и Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР), образованную 9 сентября 1948 г.1 Сегодня обе эти страны требуют от правительства Японии официальных извинений за чудовищные злодеяния императорской армии в период колониального господства в Корее в 19101945 гг. и выплаты соответствующей компенсации их жертвам. В ответ японские власти отделываются только раскаяниями за содеянное.
Несмотря на то, что Япония и Республика Корея имеют дипломатические отношения (они были установлены 22 июня 1965 г.), между ними имеется ряд противоречий, включая территориальный спор. Речь идет о двух небольших скалистых островках Такэсима (в Корее их называют Токто или
1 В зарубежной литературе часто используются неофициальные названия: РК -Южная Корея, КНДР - Северная Корея.
Докто, на российских географических картах они именуются как скалы Ли-анкур) общей площадью 23 га, расположенных в Японском море к востоку от Корейского полуострова. Эти острова были включены в состав Японии в 1905 г. согласно Портсмутскому мирному договору, когда Корея отошла к Японии. После поражения Японии во Второй мировой войне Сеул включил эти острова в состав своей территории, ссылаясь на то, что они исторически были частью Кореи. Сейчас острова Токто контролируются Сеулом, он держит там небольшой военный гарнизон. Ежегодно корабли ВМФ и Береговой охраны РК проводят военные манёвры по отработке обороны островов Токто. Вокруг принадлежности этих островов между двумя странами периодически вспыхивают дипломатические баталии. Южная Корея не признает наличие этого территориального спора и всегда заявляет, что суверенитет Токто не подлежит сомнению (рис. 3).
Рис. 3. Острова Такэсима (Токто). Источник: Десять истин об островах Докто, искажаемых Японией. Сеул: Northeast Asian History Foundation, 2014.
В Южной Корее, как и в Китае, негативно воспринимают посещение японскими политиками храма Ясукуни, в связи с чем в стране проходят антияпонские выступления. Несмотря на трагическое прошлое Республики Корея, отношения Японии с ней базируются на высоком уровне торгово-экономических связей - около 100 млрд долл. в 2013 г. [10, с. 344]. Кроме этого, обе страны связаны военно-политическим сотрудничеством: японо-американский договор безопасности (1960 г.) и американо-южнокорейский договор о взаимной обороне (1953 г.), по сути, неофициально представляют альянс Вашингтон - Токио - Сеул. В условиях постоянной напряженности на Корейском полуострове это немаловажно. Что касается спора вокруг двух крошечных островов Такэсима (Токто), то для обеих стран он имеет второстепенное значение.
Отношения Японии с Корейской Народно-Демократической Республикой всё послевоенное время остаются напряженными. Между двумя странами отсутствуют дипломатические отношения, нет прямого транспортного сообщения, порты Японии закрыты для судов под флагом КНДР, практически свернута вся внешняя торговля. Все контакты между двумя странами осуществляются через штаб-квартиру Лиги корейских граждан, проживающих в Японии, «Чхонрён», которая является легальной организацией, представляющей интересы КНДР в Японии.
Среди многих проблем наиболее серьезными являются похищение спецслужбами Северной Кореи японских граждан (в 70-80-х гг. ХХ в.) и ракетно-ядерные разработки, которые осуществляет Пхеньян. Проблема похищенных японских граждан, которых в 70-80-х гг. ХХ в. насильственно и обманным путем доставили в Северную Корею, стала серьезным препятствием для нормализации японо-северокорейских отношений. По этому вопросу неоднократно велись переговоры, включая встречи на высшем уровне во время блицвизита в Пхеньян в сентябре 2002 г. премьер-министра Японии Дзюнъи-тиро Коидзуми. Северокорейская сторона признала факт похищения японцев, назвав 13 человек. Из них пятеро были отпущены в Японию, но с условием обратного возвращения. Остальных, по заверению северокорейских властей, уж нет в живых, и, следовательно, вопрос исчерпан. В Токио к этой информации отнеслись с недоверием, тем более, что по его данным число похищенных значительно больше (от 17 до 20 чел.). Эта проблема названа главной задачей, стоящей перед японской дипломатией в настоящее время.
Осуществляемая Северной Кореей ракетно-ядерная программа представляет большую опасность для Японии. В феврале 2005 г. Пхеньян заявил о ядерном оружии собственного производства, провел четыре его подземных испытания (последнее было осуществлено 6 января 2016 г.), осуществил целый ряд запусков баллистических ракет. Особо негативную реакцию и осуждение мировой общественности вызвал запуск 7 февраля 2016 г. Северной Кореей ракеты большой дальности с искусственным спутником Земли. В США, Южной Корее и Японии полагают, что этот пуск был испытанием межконтинентальной баллистической ракеты. Подобные действия Северной Кореи еще больше осложнили отношения с Японией.
Как известно, Япония имеет территориальные притязания и к России: к островам южнокурильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (рис. 4*). Токио ссылается на первый русско-японский договор от 1855 г. (Си-
* Острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп образуют южнокурильскую гряду общей площадью 5174 кв. км. Группа островов Хабомаи и Шикотан входят в Малую Курильскую гряду протяженностью около 100 км, общей площадью 360,8 кв. км. Острова Хабомаи (Полонского, Зеленый, Танфильева, Анучина, Юрий) необитаемы. Площадь о-ва Шикотан 182 кв. км. Острова Кунашир и Итуруп относятся к южной части Большой Курильской гряды. На самом крупном о-ве Итуруп проживает 6,4 тыс. чел. На втором по
модский трактат), когда были установлены дипломатические отношения между Японией и Россией и определена граница. Позиция же Москвы заключается в том, что все Курильские острова перешли к СССР по итогам Второй мировой войны. Российский суверенитет над ними, оформленный соответствующими международно-правовыми документами, сомнению не подлежит.
Рис. 4. Российские острова Курильской гряды, на которые претендует Япония: Итуруп, Кунашир, Малая Курильская гряда: Шикотан, Анучина, Танфильева, Демина, Юрий, Зеленый, Полонского, Лисьи, Шишки и другие острова Источник: Кузин А.Т. Японские территориальные притязания к России. Южно-Сахалинск : ГУП «Сахалинская областная типография», 2010. С. 62.
величине о-ве Кунашир - около 8 тыс. чел., на Шикотане - 2,1 тыс. чел. Общая численность населения островов южнокурильской гряды на 2014 г. составляла 16,5 тыс. чел. (Источник: Сахалинская область - приглашение к сотрудничеству. Южно-Сахалинск : Комитет экономики администрации Сахалинской области, 2003. С. 4; Российская газета. 2004. 16 ноября; Аргументы недели. 2014. № 43, 13 ноября. С. 2.
Известно, что территориальная проблема тесно связана с вопросом заключения мирного договора между Россией и Японией. Руководители двух стран неоднократно касались этого вопроса. Однако из-за жесткой позиции правящей в Японии ЛДП и правительства, которые хотят заключить мирный договор только после решения в пользу Японии принадлежности всех четырех островов, эта проблема остается неизменной. Позицию правительства и ЛДП поддерживают также депутаты японского парламента, неоднократно принимавшие резолюции по так называемым «северным территориям».
Подобное упорство японских правящих кругов объясняется еще и тем, что они имеют поддержку некоторых стран, прежде всего Соединенных Штатов Америки, которые никогда не были заинтересованы в нормальных отношениях России и Японии. В связи с кардинальным несовпадением позиций двух стран в территориальном вопросе, в России и Японии считают, что эту проблему в обозримом будущем решить будет невозможно.
Территориальный спор происходит и в регионе Юго-Восточной Азии (ЮВА), главным образом между Китаем и Вьетнамом вокруг Парасельских островов и архипелага Спратли, которые расположены в Южно-Китайском море. На эти же острова заявляют претензии Бруней, Малайзия, Тайвань и Филиппины. На шельфе этих островов обнаружены значительные запасы углеводородов. В районе этих островов, несмотря на протесты Вьетнама, Китай с 2013 г. ведет крупномасштабные гидротехнические и строительные работы по расширению и освоению искусственно созданных островов и уже объявил о 12-мильной зоне вокруг них в качестве свой территории. Более того, на этих искусственно созданных островах, по данным японской печати, Пекин возводит различные объекты, включая взлётно-посадочные полосы и укрепленные военные пункты. Эти действия Китая, естественно, вызывают недовольство ряда стран региона, которые неоднократно заявляли, что подобные действия серьезно нарушают их суверенитет и представляют собой угрозу мирному судоходству в регионе. В этот спор готовы вмешаться и США путем ввода своих военных кораблей в пределы 12-мильных зон у искусственных островов КНР. В октябре 2015 г. США направили ракетный корабль «Лассен» на патрулирование в этом районе. Позицию США в этом вопросе поддерживает Япония, которая также обеспокоена такими действиями Китая.
В 2014 г. Токио активизировал свою дипломатию в сторону Южной Азии и Индийского океана. Япония расценивает этот регион как зону своих важных экономических интересов, имеющих непосредственное отношение к обеспечению национальной безопасности. По Индийскому океану постоянно проходят танкеры с нефтью, сжиженным газом и другими природными ресурсами, преимущественно с Ближнего Востока, а также грузовые суда с товарами из Европы в Японию. Токио заинтересован в защите этих трасс как от морских пиратов, так и от возможных провокаций со стороны некоторых государств.
Среди стран региона Южной Азии главным партнером Японии является Индия, которая заинтересована в развитии всесторонних отношений с Японией, включая военное сотрудничество. Токио и Нью-Дели с 2012 г. проводят регулярные совместные военно-морские учения. Руководители обеих стран рассматривают свое сотрудничество как важный элемент своей политики в отношении Китая, который расширяет свое влияние в этом регионе.
Таким образом, перед дипломатией кабинета Синдзо Абэ стоят сложные задачи в отношениях со странами-соседями и за их пределами. Эти отношения осложняются территориальными спорами и разночтением в послевоенной истории. Кроме этого, в регионе Северо-Восточной Азии сохраняется напряженная обстановка в связи с ведущимися разработками в Северной Корее ракетно-ядерной программы. После очередного ядерного испытания Северной Кореей 6 января 2016 г. и запуска 7 февраля 2016 г. ракеты-носителя со спутником, США и Южная Корея рассматривают вопрос о развертывании на юге Кореи американской противоракетной системы «Таад». Противники размещения этой системы полагают, что это входит в планы Вашингтона по созданию региональной системы ПРО в Северо-Восточной Азии. Эти планы поддерживает и Япония. Если это произойдет, то Китай и Россия вынуждены будут принять ответные меры в целях обеспечения своей безопасности.
В итоге все это может привести к гонке вооружений и военному противостоянию между ведущими державами мира, к геополитическому напряжению в АТР в духе «холодной войны» второй половины ХХ в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ИТАР-ТАСС. Азиатско-Тихоокеанский регион. - 2015. - 27 апр.
2. ИТАР-ТАСС. Азиатско-Тихоокеанский регион. - 2015. - 21 июл.
3. ИТАР-ТАСС. Азиатско-Тихоокеанский регион. - 2015. - 7 апр.
4. Михеев, В. В. Китай - Япония: стратегическое соперничество и партнерство в глобализирующемся мире / В. В. Михеев. - М. : ИМЭМО РАН, 2009. - 360 с.
5. Российская газета // 2015. - 2 сент., № 195. - С. 5.
6. Семин, А. В. Токио - Пекин: от партнерства к противостоянию? // Япония. 2006 : ежегодник. - М. : АИРО-ХХ1, 2006. - С. 41-54.
7. Diplomatic Blue book 2015. Japanese Diplomacy and International Situation in 2014. - Tokyo : Ministry of Foreign Affairs, Japan. 2015. - 364 с.
8. The Japan Times. - 2014. - December 5.
9. Data Book of the World 2015. -Tokyo : Ninomiya Syoten, 2015. - 480 р. - Яп. [Справочник по странам мира].
10. Нихон кокусэйдзуэ 2015/2016. - Токио : Я но цунэтаки нэнкай, 2015. - 543 р. - Яп. [Япония в цифрах и диаграммах 2015/2016 : стат. справочник].
REFERENCES
1. ITAR-TASS. Asian-Pacific region. 2015. April 27. (In Russ.).
2. ITAR-TASS. Asian-Pacific region. 2015. July 21. (In Russ.).
3. ITAR-TASS. Asian-Pacific region. 2015. April 7. (In Russ.).
4. Miheev V.V. China - Japan strategic partnership and competition in a globalized world. Moscow: Institute of World Econ. and Intern. Relations, Russ. Acad. of Sci. Publ., 2009. 360 p. (In Russ.).
5. Rossiiskaya gazeta, 2015, no. 195, Sept. 2, p. 5. (In Russ.).
6. Semin A.V. Tokyo - Beijing: from partnership to confrontation? Japan. 2006: The Yearbook. Moscow: AIRO-XXI Publ., 2006, pp. 41-54. (In Russ.).
7. Diplomatic Blue book 2015. Japanese Diplomacy and International Situation in 2014. Tokyo: Ministry of Foreign Affairs, Japan 2015. 364 p.
8. The Japan Times, 2014, December 5.
9. Data Book of the World 2015. Tokyo: Ninomiya Syoten, 2015. 480 p. (In Japan.).
10. Japan in figures and diagrams 2015/2016: Statistical Handbook. Tokyo: Ya no thunetaki nenkai, 2015. 543 p. (In Japan.).