Научная статья на тему 'Три вектора пространственной конфигурации Сибири и Дальнего востока и роль Китая на востоке России'

Три вектора пространственной конфигурации Сибири и Дальнего востока и роль Китая на востоке России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
521
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИБИРИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ / КИТАЙ / STRATEGY / SIBERIA AND THE FAR EAST DEVELOPMENT / EASTERN VECTOR / SPATIAL DEVELOPMENT OF THE EASTERN REGIONS / CHINA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Селиверстов В. Е.

При всей стратегической значимости, имиджевой привлекательности и актуальности модернизации социально-экономической системы Сибири и Дальнего Востока все заявления власти, ее планы недостаточно учитывают реальные ограничения, риски, возможности и угрозы, связанные с существующей институциональной средой. Оценивая тенденции, перспективы и эффективность развития Сибири, автор предлагает «дорожную карту» модернизации социально-экономического пространства региона, рассматривает три вектора современного пространственного развития восточных районов и анализирует роль в модернизации региона российско-китайских экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three vectors of Siberia and the Far East space configuration and China''s role in the Russian East

In spite of strategic importance, attractiveness and relevance of modernization of Siberia and the Far East its plans that insufficiently consider real limitations, risks, opportunities and threats associated with the existing institutional environment.. The author analyzing trends, prospects and efficiency of the Siberia development provides a “road map” of the region’s social and economic space, considers three vectors of the modern spatial development of the eastern regions and reviews the role of the Russian-Chinese economic relations in the modernization of the region.

Текст научной работы на тему «Три вектора пространственной конфигурации Сибири и Дальнего востока и роль Китая на востоке России»

Три вектора пространственной конфигурации Сибири и Дальнего Востока и роль Китая на востоке России

В.Е. Селиверстов

В последнее время становится все более очевидным рост внимания российского общества, власти и бизнеса к проблемам социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, что облекается в форму декларируемых властью намерений начать формирование здесь беспрецедентных для восточных регионов страны преференциальных условий развития. Это нашло отражение в принятой Правительством Российской Федерации в 2010 году Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года и в стратегиях ряда субъектов Федерации, расположенных на востоке страны. Наконец, линия на модернизацию социально-экономической системы Сибири и Дальнего Востока является лейтмотивом многих экономических форумов, и особенно четко этот вопрос ставится на Красноярском экономическом форуме.

Вместе с тем выдвигаемые как на этих форумах, так и в средствах массовой информации положения о том, что Сибирь должна стать форпостом и основным пространством новой индустриализации России, что она должна обеспечивать новое позиционирование Российской Федерации в системе мирохозяйственных связей, что государство должно выделять восточным районам существенно большие финансовые и материальные ресурсы и т. д., при всей своей стратегической значимости, имиджевой привлекательности и актуальности, пока в значительной мере имеют формат риторики. Риторики, не учитывающей реальные ограничения, риски, возможности и угрозы, связанные с существующей институциональной средой, которая пока препятствует этим новациям.

Совершенно очевидно, что в силу особой значимости сибирских ресурсов, масштаба сибирских регионов, сложности и неоднозначности развития производства в суровых природно-климатических условиях, необходимости особо крупных вложений в транспортное и инфраструктурное обустройство северных и восточных территорий целевая установка на модернизацию экономического пространства Сибири не может быть реализована в виде простой суммы региональных социально-экономических политик местных правительств и бизнес-проектов (какими бы правильными и эффективными они ни были). Это в принципе очень сложная и комплементарная задача, которая требует особых форм экономической, политической и институциональной интеграции и взаимодействия федерального центра и сибирских регионов; требует новой систе-

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

49

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

мы горизонтальных связей последних; взаимодействия власти и бизнеса; власти, бизнеса и населения.

Поскольку масштабы экономики Сибири существенно превосходят масштабы дальневосточной экономики, очевидно, что решающее воздействие на усиление роли востока России в укреплении экономического потенциала страны будут оказывать именно сибирские территории. При оценке тенденций, перспектив и эффективности развития Сибири важно ответить на следующие вопросы:

1. Каковы должны быть первоочередные шаги в модернизации социальноэкономического пространства Сибири, реперные точки «дорожной карты» этого процесса?

2. Какова должна быть пространственная конфигурация будущей социально-экономической системы Сибири в контексте эффективной пространственной стратегии России?

3. Какую роль в модернизации экономического пространства Сибири могут и должны играть российско-китайские экономические связи?

1. О первоочередных шагах модернизации Сибири

При выработке и реализации государственной политики в отношении Сибири необходимо трезво оценивать современное состояние ее социальноэкономической системы с позиции необходимости и масштабов федеральной поддержки. Так, на Красноярском экономическом форуме 2013 г. в выступлениях ряда глав субъектов Федерации звучала мысль, что Сибирь — это самодостаточный макрорегион и он не нуждается в особых формах масштабной государственной поддержки. Думается — это лукавство, ведь даже Красноярский форум проводился и для того, чтобы привлечь внимание федеральной власти к возможностям и потенциалу Сибири и такую поддержку получить. Самодостаточность же Сибири — это потенциальная самодостаточность, в основе которой лежат ее колоссальные активы: энергетические, минеральные и водные ресурсы, огромные территории. Но чтобы эта самодостаточность из потенциальной превратилась в реальную (что, безусловно, возможно и является одной из главных целей социально-экономических преобразований на данной территории наряду с созданием здесь среды, благоприятной для проживания населения), требуется серьезная и осознанная политика государства, сопровождаемая сильным финансированием и особыми преференциальными условиями развития.

Поэтому первоочередные меры модернизации экономики Сибири, на наш взгляд, должны состоять в следующем1:

- актуализация принятой в 2010 г. Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 г. и плана ее первоочередных мероприятий с ревизией ранее предложенных инвестиционных проектов;

1 Крюков В.А., Кулешов В.В., Селиверстов В.Е. Формирование организационно-экономических механизмов ускорения социально-экономического развития Сибири // Регион: экономика и социология. 2012. № 1. С. 102-122.

50

Выпуск 4 2014

В.Е. Селиверстов

- подготовка предложений по реформированию механизмов и институтов ускорения развития Сибири и ее регионов. Главным направлением здесь должно быть совершенствование механизмов и децентрализация процессов недропользования (в том числе возвращение к практике «двух ключей»). Принципиальным моментом является также возврат к практике уплаты налогов по месту основного производства;

- создание единого сибирско-дальневосточного блока модернизации экономического пространства России, трансформация проекта закона о развитии Дальнего Востока и Забайкалья в закон «О государственной политике в отношении Сибири и Дальнего Востока». Имеется в виду то, что несмотря на схожесть социально-экономических, природно-ресурсных, инфраструктурных, климатических, географических и т. д. условий развития и имеющихся проблем, эти макрорегионы, с одной стороны, в настоящее время искусственно разделяются и противопоставляются, с другой — именно Дальний Восток стал основным центром концентрации федеральной поддержки и особых налоговых льгот, но не территория Сибири. Даже Байкальский регион, который формально попадает в ареал новой правительственной инициативы, оказывается вне ряда ключевых мер стимулирования. Поэтому не случайно Совет при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе выступил с инициативой распространения налоговых льгот, вводимых в Дальневосточном и Байкальском регионах, на субъекты Федерации Сибирского федерального округа с низким уровнем экономического развития (республики Алтай, Тыва, Хакасия и Алтайский край);

- формирование условий для усиления межрегиональной интеграции сибирских регионов и устранение барьеров;

- поиск новых решений по усилению инвестиционной активности в Сибири;

- дальнейшее развитие инновационных анклавов на территории Сибири и формирование новых очагов инновационной активности;

- возрождение на новой основе аграрного сектора Сибири.

Особое внимание в системе первоочередных мер должно быть уделено решению существующих острых проблем пространственного развития Сибири, важнейшими из которых являются:

- деиндустриализация экономически развитых в прошлом районов, расположенных в зоне сплошного хозяйственного освоения, примыкающей к Транссибирской магистрали. Особенно остро эти проблемы проявляются в Красноярском крае и в Иркутской области;

- сложные социально-экономические проблемы развития сибирских моногородов (угольных, мест концентрации предприятий ВПК и др.), требующие особых мер государственной поддержки по диверсификации структуры их хозяйства и возможной «переспециализации»;

- проблемы развития территорий Севера с падающей отдачей недр (в основном — мест концентрации нефтегазовых месторождений);

- проблемы развития неурбанизированных территорий, не примыкающих к зонам основных сибирских агломераций.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

51

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

В 2008 г. в выступлении на Красноярском экономическом форуме Д. Медведев четко высказался о необходимости качественного изменения и усиления «четырех И» — инноваций, инвестиций, инфраструктуры и институтов. Сейчас необходимо заявить о необходимости пятого драйвера роста для Сибири, пятого «И». Имеется в виду межрегиональная экономическая, политическая и институциональная интеграция сибирских территорий. Выскажем в связи с этим несколько тезисов:

- во-первых, межрегиональная интеграция сейчас должна рассматриваться в качестве важнейшего института развития, а не выживания. Именно «выживание» было основной движущей силой деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия в 1990-е гг.;

- во-вторых, наш анализ показывает, что в настоящее время сибирские регионы весьма слабо экономически интегрированы. Они работают на европейскую часть, на другие страны, но внутрирегиональная сибирская интеграция существенно уступает внесибирским экономическим связям;

- в-третьих, и в России в целом, и в Сибири особенно нужна смена парадигмы: от межрегиональной конкуренции за инвестиции и федеральную поддержку к межрегиональной интеграции и сотрудничеству по самому широкому фронту. В правительственной Программе действий до 2018 г. сказано, что «будет обеспечено усиление роли конкуренции территорий как стимула экономического роста»2. Мы считаем, что гораздо большее значение для Сибири имеет повышение конкурентоспособности территорий, а это понятие отличается от понятия «конкурентная борьба»;

- в-четвертых, очевидно, что основа межрегиональной интеграции — это крупные межрегиональные инвестиционные проекты (в первую очередь — инфраструктурные). Но не менее важны проекты по развитию в Сибири новых производств (прежде всего машиностроительных), которые бы работали непосредственно на экономику нашего макрорегиона. Ядром новой промышленно-логистической интеграции всего востока России может стать Красноярский край. Именно такое позиционирование Красноярского края как базового производственного интегратора востока России было обосновано в Стратегии этого региона, которую разрабатывал ИЭОПП СО РАН совместно с Министерством экономики и регионального развития Красноярского края и с Сибирским федеральным университетом. С другой стороны — Новосибирская область может выступать главным научно-инновационным интегратором востока России. Фактически важнейшую функцию научного интегратора востока России выполняет Сибирское отделение РАН, концентрирующееся в значительной мере в новосибирском Академгородке, но имеющее разветвленную сеть научных центров по всей территории Сибири (и даже в Якутии);

- и наконец, в-пятых, чрезвычайно важна организация новых интеграционных связей по линии «Сибирь - Дальний Восток». Не следует эти макрорегионы искусственно разделять, в том числе и в системе государственных приоритетов. Сейчас на высшем государственном уровне заявлено, что основной доминантой в развитии Дальнего Востока должна быть ориентация на страны АТР и

2 http://base.garant.ru/70309020/ (дата обращения: 15.07.2014).

52

Выпуск 4 2014

В.Е. Селиверстов

Юго-Восточной Азии. Однако мы полагаем, что при этом нельзя категорично отвергать меры и усилия по формированию на территории востока России единого экономического пространства, работающего на внутрироссийский рынок, на использование резервов по усилению сибирско-дальневосточных интеграционных связей.

Иными словами, сегодня требуется интеграция сибирских территорий для корректировки федеральной политики в интересах Сибири (не ущемляющей при этом интересы других территорий); требуется корректировка региональных стратегий для ликвидации дублирующих инвестиционных проектов; нужны новые институциональные структуры межрегиональной интеграции. Добиться необходимого баланса между конкуренцией и кооперацией территорий Сибири, между государственной поддержкой сибирских территорий и моделью развития с «опорой на собственные силы» очень непросто. Это требует совершенно иного менталитета, других мотиваций и у власти, и у бизнеса, но это крайне необходимо. Без такого сплочения у Сибири нет будущего.

У сибирских региональных властей и представителей сибирского бизнеса сейчас существует два пути и две возможности по реализации в сибирских регионах новых программ развития, созданию здесь лучшей среды обитания для проживающего населения и лучшего инвестиционного климата.

1. Вписаться в существующую систему российского федерализма и «точечной» (эксклюзивной) региональной политики и попытаться «выбивать» необходимые ресурсы и внимание центральной власти к соответствующим регионам или к конкретным инвестиционным проектам. Использовать традиционные для современной России пути и механизмы: лоббирование региональных интересов на всех уровнях; просьбы и обращения к высшим должностным лицам государства; попытки разместить на своей территории имиджевый федеральный проект (типа крупных международных спортивных мероприятий или международных саммитов высокого уровня), сопровождаемый федеральными «вливаниями»; попытки вхождения в программы и проекты госкорпораций типа Роснано или РЖД; инициирование искусственных агломераций путем объединения ряда близлежащих городов и поселений и т. д.3

2. Путем консолидированных с другими сибирскими регионами усилий попытаться на основе законодательных инициатив изменить существующую институциональную среду (т. е. законы, нормы и правила российского федерализма и региональной политики), которая бы не только способствовала ускорению развития Сибири, но и содействовала общей гармонизации пространственного развития России на основе совершенствования межбюджетных и межрегиональных отношений и отношений федерального центра и регионов.

Очевидно, первый путь в настоящее время объективно доминирует, и вряд ли стоит упрекать сибирских губернаторов в его использовании: это — «осознанная необходимость». Хотя он и может приводить к локальным и краткосрочным выгодам в отдельных ареалах Сибири, но в целом он консервирует неэффективную современную практику отношений «центр - регионы».

3 Селиверстов В.Е. Федерализм, региональное развитие и региональная наука в постсоветской России: модернизация или деградация? // Регион: экономика и социология. 2013. № 4. С. 3-36.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

53

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

В целом вектор гармонизации отношений «федеральный центр - регионы» на территории Сибири для нас очевиден и укладывается в формулу четырех «Д»: децентрализация, демонополизация, дерегулирование и демократизация. Но их конкретное воплощение требует тщательной проработки и обоснования конкретных направлений и принципов управленческих политик федерального центра, реализуемых на российской территории. Как мы полагаем, наибольшую значимость они будут приобретать именно для регионов Сибири, которые больше других в силу своей стратегической значимости и особой сложности конфигурации природно-климатических, исторических, геополитических, социально-экономических, ресурсных и иных условий и факторов своего развития нуждаются в новых управленческих технологиях и в новых управленческих политиках центральной власти.

2. Новый этап реализации концепции «сдвига на восток»: пространственная конфигурация

Реализация установки на подъем Сибири и Дальнего Востока как главного стратегического приоритета России, безусловно, не может происходить равномерно по всей огромной территории востока страны, здесь должны выделяться особые зоны концентрации внимания государства и его инвестиционной политики. В связи с этим мы рассматриваем три вектора пространственного развития восточных районов:

- «северный вектор» — Север и Арктика как зона особых стратегических интересов России;

- «восточный вектор» — Дальний Восток и часть Восточной Сибири как географический ареал обозначенных в последний год пространственных приоритетов государства;

- «центральносибирский вектор» — развитие Южно-Сибирского и Центрально-Сибирского мезорегиона как основа новой индустриализации востока страны.

Начнем с Севера и Арктики. Сравнение прошлых и настоящих тенденций, а также перспектив развития до 2030-2040 гг. позволяет сделать вывод о сдвиге экономической активности на Север и в Арктику и о том, что в последние годы эти процессы заметно интенсифицировались4.

Несмотря на важность эти инициатив и крупных инвестиционных проектов, реализуемых в циркумполярных широтах, пока они слабо увязаны друг с другом и носят, как правило, корпоративный или ведомственный характер. Именно поэтому нужны новые системные решения и новые управленческие технологии, воплощенные в целостной стратегии развития Севера и Арктики России и в соответствующей государственной политике. Здесь необходимо учесть и использовать серьезные уроки северного и арктического развития, которые проистекают из мирового опыта:

4 Пилясов А.Н., Кулешов В.В., Селиверстов В.Е. Арктическая политика в эпоху глобальной нестабильности: опыт и уроки для России // Регион: экономика и социология. 2013. № 4. С. 61-94.

54

Выпуск 4 2014

В.Е. Селиверстов

- учет новых драйверов развития глобальной Арктики: климатических изменений; возрастающей экономической активности в высоких широтах (прежде всего в морской Арктике); процессов глобализации;

- новая интерпретация и трактовка безопасности в арктической зоне. Именно по причинам растущих природных и социальных рисков и неопределенности в арктической зоне мира безопасность в Арктике все меньше становится делом только военных. В возрастающей степени она увязывается с экономической деятельностью, природно-климатической динамикой и интересами основных арктических игроков, в том числе в обеспечении собственной и глобальной энергетической безопасности;

- учет последствий разработки и реализации национальных арктических стратегий. Так, наш анализ показал, что федеративные и унитарные полярные страны по-разному воспринимают арктические риски и разрабатывают различные институты защиты от них;

- необходимость использования новых механизмов недропользования и новых ресурсных режимов на Севере и в Арктике;

- исключительная важность поиска и реализации эффективных моделей управления, адаптированных к северным и арктическим широтам.

Все отмеченные уроки указывают — в предстоящий период освоение российского Севера и Арктики в контексте реалий мировой экономики и политики неизбежно будет требовать реализации новой арктической политики. Очевидно, что в мировой экономике первое двадцатилетие XXI в. станет новым этапом освоения Арктики, своеобразие которого состоит как в масштабном вовлечении в экономический оборот биологических и минеральных ресурсов морей Северного Ледовитого океана, так и в выполнении международных обязательств по ликвидации загрязнения окружающей среды и сохранению экологического равновесия в Арктике. И здесь возникает естественный вопрос: насколько Россия готова к таким переменам? В тезисах отметим контуры новой российской арктической политики.

1. Новая северная и арктическая доктрина и политика России должны быть «многомерными». Пока они в лучшем случае двумерны и ориентированы в основном на проблемы национальной безопасности и освоения ресурсов.

2. В условиях резко усиливающихся в последнее время требований об ответственности стран арктического бассейна за недопущение вредных выбросов в океан и в атмосферу должны быть пересмотрены экологические стандарты функционирования крупных российских предприятий и производств в циркумполярной зоне.

3. Важнейшее требование к северной и арктической политике России — ее интеграционность по вектору «север - юг», т. е экономическая, социальная, инфраструктурная, научно-инновационная, рекреационная межрегиональная интеграция.

4. Новая северная и арктическая доктрина и политика России должны задействовать новые элементы и механизмы государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса.

5. Возможно, усилия государства по реализации новой северной и арктической политики следует облечь в новую институциональную инициативу, напри-

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

55

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

мер в виде формирования и реализации национального проекта «Российский Север и Арктика в условиях глобальных вызовов XXI века» как важнейшей акции государства по внедрению новых подходов к освоению ресурсов Севера и Арктики и новых интеграционных проектов (транспортных, энергетических, социальных), по государственной поддержке Севера, по решению проблем коренных народов и т. д.

Мы считаем, что в России не существует экономической дилеммы — осуществлять ли на Севере и в Арктике новые ресурсные проекты, этому фактически нет альтернатив. Они рано или поздно будет осуществляться, но здесь должны быть тщательно учтены, просчитаны и оценены все риски и угрозы. Ведь существует вполне обоснованная позиция, что излишне форсировать добычу углеводородов на арктическом шельфе не следует, т. к. в мире пока не использован менее дорогой углеводородный потенциал, при добыче которого меньше рисков и затрат на защиту окружающей среды. Главный вопрос освоения ресурсов Арктики состоит в другом: как сделать это с максимальной эффективностью при минимально возможном использовании людского потенциала в исключительно суровых природно-климатических условиях и с максимально возможными природоохранными мероприятиями.

Второй вектор современного пространственного развития — путь на Дальний Восток. Здесь события развиваются очень стремительно. Вначале был вброшен «пробный шар» в виде высказывания С.К. Шойгу о необходимости формирования Корпорации развития Дальнего Востока (полагаем, что не случайно это заявление прозвучало именно из уст политика с наибольшим в то время кредитом народного доверия). Затем эта идея трансформировалась в формирование федерального Министерства по делам Дальнего Востока с его короткой историей неудачного старта и резким усилением влияния в последний год в связи со сменой руководства. Параллельно произошла смена полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. Был создан специальный фонд развития, уставный капитал которого в процессе его функционирования был существенно увеличен. И наконец, в послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин заявил, что подъем Сибири и Дальнего Востока — это главный национальный стратегический приоритет страны в XXI в.: «Вновь подчеркну: ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Например, таких, как подъем Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными. Мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия. Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, в таких территориях, должны быть предусмотрены — и дальше то, что, собственно, предлагается, — должны быть

56

Выпуск 4 2014

В.Е. Селиверстов

предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, — льготная ставка страховых взносов»5.

Безусловно, такой кардинальный поворот центральной власти к проблемам развития востока страны является очень актуальным и четко вписывается в стратегические направления модернизации экономического пространства России. Однако эти процессы, системы мероприятий, предлагаемые инвестиционные программы и проекты должны быть тщательно обоснованы для снижения потенциальных рисков и угроз. В связи с этим сформулируем ряд проблемных вопросов реализации «восточного вектора» пространственного развития страны.

- Во-первых, ключевым во всех этих действиях является все-таки Дальний Восток, а не Сибирь. Правда, в послании В.В. Путина Федеральному собранию неявно дано понять, что эти преференции коснутся и Восточной Сибири, но, скорее всего, — в существенно меньшей степени.

- Во-вторых, как непреложная истина воспринято утверждение премьера Д.А. Медведева о том, что из всех сценариев развития Дальнего Востока единственно возможный и реальный — ориентация на внешний рынок стран АТР. По его мнению, Дальний Восток лучше развивать за счет экспорта в Азию, поскольку «расстояние от Хабаровска до Пекина, Токио и Сеула в разы меньше, чем до Москвы»6. Однако при этом не учитывается, что далеко не исчерпаны резервы интеграционных взаимодействий Сибири и Дальнего Востока, что продукция этого макрорегиона также востребована и на внутреннем рынке, что дальневосточную продукцию вовсе не обязательно везти до западных границ страны.

- В-третьих, в планах государства — ориентация на развитие несырьевых производств на восточных рубежах страны. Конечно, это соответствует курсу на модернизацию экономики России за счет развития инновационных производств и снижения зависимости от сырьевой ориентации. Однако здесь нужно быть реалистами. Серьезным тормозом такого развития является дефицит квалифицированных кадров в дальневосточных районах, для ликвидации которого требуются неординарные меры государственной поддержки. Например, в средствах массовой информации появилось высказывание первого заместителя председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам А.Б. Левинталя о том, что в руководстве авиастроительного ОАО «Компания “Сухой”» рассматривается возможность переноса производственных мощностей из Комсомольска-на-Амуре в КНР, что практически целиком определяется кадровым голодом (отсутствием рабочих и ИТР высокой квалификации на этом предприятии)7.

- В-четвертых, планы государства по подъему востока России — исключительно планы поддержки крупного бизнеса. Практически отсутствуют спе-

5 http://www.kremlin.ru/transcripts/19825 (дата обращения: 10.06.2014).

6 http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131024110147.shtml (дата обращения: 27.07.2014).

7 http://politikus.ru/v-rossii/20339-suhoy-mozhet-perenesti-proizvodstvo-samoletov-iz-komsomolska-na-amure-v-kitay.html (дата обращения: 20.07.2014).

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

57

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

циальные разработки и обоснования программ повышения социальной привлекательности этого макрорегиона, программ закрепления здесь населения, программ качественного совершенствования его квалификации, программ развития социальной инфраструктуры и т. д.

- В-пятых, в любом случае реализация такого количества крупномасштабных международных проектов потребует новых форм (институтов) международного сотрудничества (партнерства), целевого перемещения трудовых ресурсов, поставок оборудования, финансовых потоков и многого другого. Должна быть создана во многом новая логистика, система трансграничных отношений и т. п. Но все вместе взятое создает массу новых рисков и угроз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практически нет сомнений, что Госкорпорация развития Сибири и Дальнего Востока будет создана. И несмотря на то что во всех своих работах в течение нескольких десятилетий мы доказывали важность и нужность формирования специальных институтов развития и региональной политики для востока страны (агентства, корпорации и т. д.), сейчас в отношении инициатив власти существуют весьма обоснованные сомнения. Ключевым является вопрос: в чьем ведении окажется контроль над ресурсами и распределяемой рентой на Дальнем Востоке. Если госкорпорация создается с целью концентрации рентных доходов — это тупиковый путь; если для концентрации и оптимизации ресурсов с целью комплексного освоения территорий — это действительно необходимо, но здесь должны быть четко прописаны все институциональные условия и правила игры на поле такой корпорации.

Тем не менее мы полагаем, что эта идея должна быть тщательно обсуждена в экспертном сообществе; важно выяснить, насколько особые условия хозяйствования в одной части России могут входить в противоречие с принципами федерализма и единства экономического пространства России; насколько и в какой мере принципы формирования такой корпорации должны распространяться на другие территории страны. И в первую очередь — на территорию Центральной Сибири, которая также требует сильной государственной поддержки для создания здесь нового мощного центра экономической активности и ядра новой российской индустриализации.

В связи с этим перейдем к третьему очень важному вектору пространственного развития страны, а именно — целесообразности и возможности создания в южно-центральной части Сибири нового центра экономической активности России8.

Так, наш анализ показал, что даже в сложной обстановке последнего десятилетия и влияния последствий глобального финансово-экономического кризиса в южно-центральной части Сибири начался процесс формирования межрегионального (Новосибирская область - Томская область - Красноярский край) инновационного кластера, основы которого были заложены еще в советский период. Здесь сейчас созданы все основные институты инновационного

8 Селиверстов В.Е. Сибирь и ее регионы в экономическом пространстве России: позиционирование, перспективы, институциональные условия // Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития : сб. науч. тр. / отв. за вып. В.С. Ефимов. Сиб. фед. ун-т, фонд стратегии. исслед. «Сибирский клуб». М.: НИЦ ИНФРА-М ; Красноярск: СФУ, 2014. С. 298-330.

58

Выпуск 4 2014

В.Е. Селиверстов

развития. Его влияние на изменение традиционной специализации сибирского макрорегиона в последние годы становится все более ощутимо. В рамках этого кластера реализуются практически все новые институты развития (технопарки, особые экономические зоны, технологические платформы и др.), и это становится важным вектором модернизации экономики всей Сибири. Более того, в южной зоне Сибири роль и влияние этих институтов развития выше, чем по России в целом. Есть основания полагать, что в предстоящее десятилетие инновационный сегмент экономики Сибири окажет заметное влияние на опережение темпов экономического роста макрорегиона над среднероссийскими наряду с влиянием роста нефте- и газодобычи на новых месторождениях Красноярского края и Иркутской области. Значительный потенциал экономического роста этого мезорегиона связан с возрождением на новой основе предприятий ВПК, расположенных в Новосибирске, Красноярске, Омске и способных производить высокотехнологичную продукцию двойного назначения.

Итак, тенденции последних лет и накопленный потенциал развития позволяют надеяться на формирование в южно-центральном широтном поясе Сибири мощного плацдарма для развития всего сибирского макрорегиона. На узком (по масштабам Сибири) пространстве радиусом от Новосибирска на запад и восток примерно в 600-800 км имеются уникальные возможности для комплексного развития производительных сил. Это даст возможность формировать здесь общие энергетические и транспортные системы с большими возможностями для развития и новые крупные комплексы перерабатывающих производств; обеспечить продовольственную безопасность всей Сибири на основе интенсивного развития сельского хозяйства (особая и востребованная сфера здесь — производство экологически чистой продукции); обеспечить новые выходы в страны Центральной Азии и в КНР и Монголию; создавать в этих районах наукоемкую экономику Сибири нового типа; формировать единое информационное пространство Сибири и систему подготовки и переподготовки кадров для всех регионов востока России; создавать здесь новые рекреационные зоны общесибирской значимости (в том числе — для отдыха северян). Есть все основания говорить о формировании здесь нового крупного центра концентрации экономической активности России, который расположен в срединной части страны, демпфирует пространственный разрыв между концентрациями основных элементов ее производительных сил, позволяет существенно экономить на транспортных затратах, обеспечивает переход на инновационный путь развития всей Сибири и несет основную нагрузку по реализации новых интеграционных внутрироссийских и международных связей в направлении Средней и Центральной Азии. Фактически речь идет о существенной общественной и политической востребованности южно-центральной части Сибири, в которой относительно минимизированы политические, социальные, экологические, демографические и этнические риски. Такую позицию впервые высказал академик В.В. Кулешов, который оценил потенциал Сибири с позиций вызовов и угроз XXI в. и сильных явлений турбулентности, которых не избежала и Россия. Его гипотеза состоит в том, что Сибирь — это срединный регион между западной и восточной зонами турбулентности. Есть основания квалифицировать ее в качестве менее турбулентной

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

59

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

территории, даже географически более защищенной от внешних воздействий, что может быть новой концептуальной идеей развития этого мегарегиона, достойной его геополитической уникальности9.

3. О пространственной конфигурации российско-китайских экономических взаимодействий

При обосновании «дорожной карты» модернизации экономического пространства Сибири необходимо определиться с вектором ее внешней направленности: или она должна, как и ранее, ориентироваться на западный европейский вектор, или же — на восточный (имея в виду в первую очередь сотрудничество с КНР). Так, на состоявшемся в сентябре 2013 г. в Красноярске Экспертном семинаре «Будущее Сибири: проблемы и перспективы развития» отчетливо выявились эти две позиции, каждая из которых имела свои плюсы и минусы.

События 2014 г. на Украине, вхождение Крыма в состав России и последовавшие за этим экономические санкции ряда западных стран в отношении Российской Федерации, безусловно, скорректируют курс нашей страны на международные взаимодействия, в которых сегодня решающее значение начинает приобретать их восточный вектор и в первую очередь — политическое, экономическое, научно-техническое, военное и культурное сотрудничество с КНР. Мы не склонны переоценивать значимость антироссийских экономических санкций, но и недооценивать их также не следует. Полагаем, что и сегодня, и в ближайшем будущем торгово-экономические связи России со странами Европы вряд ли существенно ослабнут и не стоит их противопоставлять укреплению взаимодействия России с Китаем, Японией, Южной Кореей, другими странами АТР. Последнее вне зависимости от украинских событий и ранее являлось объективной необходимостью для России. Тем не менее в реализации курса нашей страны на укрепление связей с Китаем и другими странами АТР должны произойти определенные корректировки.

Во-первых, хотя Китай занял первое место среди стран — торговых партнеров России и эта позиция была существенно укреплена после подписанных во время визита Президента РФ В.В. Путина в КНР в мае 2014 г. новых соглашений, масштаб экономических взаимодействий наших стран далеко не соответствует потенциальным возможностям. Пока не осуществлен переход от концепции роста торгово-экономических связей России и КНР (реализуемых в экспортноимпортных потоках) к концепции укрепления экономических взаимодействий по самому широкому фронту (совместные инвестиционные проекты, программы приграничного сотрудничества и т. д.). В китайских инвестициях в Россию преобладают «портфельные» инвестиции, существуют лишь единичные примеры реализации конкретных инвестиционных проектов КНР (предприятия, объекты инфраструктуры) на территории Российской Федерации и российских инвестиционных проектов на территории Китая.

9 Кулешов В.В. Миссия Сибири: «добычная территория» и стратегический резерв России // Современная роль экономики Сибири в народнохозяйственном комплексе России / отв. ред. В.В. Кулешов. РАН, Сиб. отд-ние, ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2014. Гл. 1. С. 13-66.

60

Выпуск 4 2014

В.Е. Селиверстов

Во-вторых, — и это самое главное — сложившаяся и ожидаемая с учетом подписанных договоренностей структура торгово-экономических связей Китая и России вряд ли может быть признана оптимальной с позиции российских интересов. Основная масса продукции, поставляемой из России в КНР — топливо и сырье, в обратном направлении осуществляются поставки готовой продукции. Это фактически отражено в долгосрочной программе сотрудничества восточных регионов России с северо-западными провинциями КНР, согласно которой на территории востока России должны быть реализованы проекты исключительно сырьевой направленности, тогда как на территории Северо-Востока КНР — проекты по созданию производств глубокой переработки сырья, инновационного машиностроения и т. д. Справедливости ради заметим, что эти сырьевые инвестиционные проекты не были навязаны России китайской стороной, это была осознанная позиция российского бизнеса и региональных властей восточных районов России. Последние российско-китайские контракты 2014 г. лишь закрепляют такой вектор российско-китайских экономических связей.

Поэтому нужно быть реалистами и откровенно признать: такая направленность российско-китайских экономических связей в целом противоречит стратегическому курсу модернизации экономики Сибири на основе развития здесь не только добывающей, но и мощной перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, качественного совершенствования транспортной инфраструктуры, создания условий для комфортного проживания населения и его закрепления на сибирской территории.

Интерес китайской стороны понятен: максимизация прибыли от производства продукции высокой добавленной стоимости на своей территории, что, скорее всего, справедливо с позиций сегодняшнего дня. Если же посмотреть на процессы с позиций более отдаленной перспективы, то здесь должны быть найдены новые направления российско-китайских взаимодействий, равновыгодные как российской, так и китайской стороне, как центральной власти этих стран, так и их регионам, как бизнесу, так и населению. И именно эти новые российско-китайские проекты и инициативы должны гармонично вписаться в три отмеченных вектора пространственного развития востока России.

Очевидно, что интенсивность российско-китайских связей в ближайшее время будет сконцентрирована на восточном направлении российского экономического пространства. Здесь налицо внимание центральной власти и крупного бизнеса России, но эти направления российско-китайского сотрудничества должны учитывать отмеченные выше вызовы, угрозы и ограничения.

Северно-арктический вектор уже длительное время привлекает особое внимание китайских властей и бизнеса. Достаточно посмотреть на состав иностранных делегаций на международных конференциях по развитию Севера и Арктики, Северному морскому пути. Наиболее многочисленные из них — китайские делегации. Это вполне понятно, учитывая стратегическую значимость Арктики в современных условиях. Участие Китая в реализации проектов на арктическом шельфе и в циркумполярных широтах может состоять как в прямых инвестициях в освоение некоторых северно-арктических проектов и в поставках туда специализированной техники, так и в создании совместных российско-китайских компаний, связанных с транспортировкой и логистикой.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

61

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

Мы полагаем, что серьезные перспективы имеет участие КНР в укреплении центральносибирского вектора пространственного развития России. Именно здесь могут быть реализованы неиспользуемые пока резервы научно-технического сотрудничества и взаимодействия двух стран. Так, например, Китай может заранее анонсировать свой интерес в реализации перспективного проекта создания сети скоростного железнодорожного сообщения, соединяющего столицы центрально-южносибирского мезорегиона: Новосибирска, Омска, Красноярска, Кемерова, Томска, Барнаула. Китай может участвовать в создании и модернизации сибирских предприятий, производящих инновационную продукцию для топливно-сырьевого сегмента востока России. Большие перспективы имеет сотрудничество двух стран в космической и авиастроительной промышленности, и в этой сфере Сибирь располагает серьезным научно-производственным потенциалом. Сибирские территории в большей степени, чем дальневосточные, обладают потенциалом высококвалифицированных кадров, здесь (особенно в южных районах Сибири) больше возможностей для закрепления соотечественников (в том числе с высокой квалификацией), иммигрирующих в Россию из республик бывшего СССР. В свою очередь, сибирская наука может предложить создание сети совместных предприятий в регионах Северо-Востока Китая, ориентированных на производство высокотехнологичной продукции и базирующихся на прикладных разработках Сибирского отделения РАН.

В любом случае российская и китайская наука должны быть лидерами таких преобразований: разрабатывать стратегии научно-технологического сотрудничества и экономических взаимодействий, готовить предложения по стыковке региональной политики двух стран с учетом новых совместных интересов, более активно формировать программы сотрудничества в сфере высшего образования. В связи с этим организованные в 2014 г. июньский российско-китайский экономический форум в Харбине, равно как проходящая одновременно Международная торгово-экономическая ярмарка «Российско-китайское ЭКСПО» в рамках знаменитой Харбинской ярмарки, имеют большой потенциал и серьезные перспективы.

В заключение обратимся к опыту Китая по реализации государственной региональной политики, направленной на сокращение региональных диспа-ритетов. Феноменальный экономический рост этой страны на протяжении нескольких последних десятилетий сопровождался существенным усилением различий в уровнях эффективности производства, в уровнях благосостояния южных (и ряда центральных) провинций, ставших мировыми центрами развития высокотехнологичных производств, электроники, легкой промышленности и т. д., и северных и северо-восточных провинций страны. В результате доля трех северо-восточных провинций Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин) в промышленности страны сократилась с 16,2% в 1980 г. до 9,6% в 2000 г.

В начале нового тысячелетия руководство КНР выдвинуло задачу «подтягивания» этих отстающих регионов до уровня передовых на основе реструктуризации производства и реализации здесь мощных инфраструктурных проектов (в первую очередь — в области транспортного строительства). Основным инструментом государственной политики в области выравнивания уровней

62

Выпуск 4 2014

В.Е. Селиверстов

развития китайских провинций стали крупные государственные программы, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства.

В частности, с 2003 г. успешно осуществляется Программа модернизации старопромышленной базы северо-востока Китая, адаптированная к структурным особенностям этого региона (высокая доля добывающих отраслей, тяжелой промышленности, машиностроения, нефтедобычи и т.д.) и к исторической специфике (значительная часть этой старопромышленной базы создавалась с помощью СССР и на советском оборудовании, которое сильно устарело и нуждалось в массовой замене)10. В результате реализации этой программы темпы роста северо-востока КНР стали устойчиво превышать среднекитайские, с 2004 по 2011 г. ВРП этого макрорегиона увеличился в три раза. Получили развитие новые прогрессивные отрасли (автомобилестроение, авиастроение и др.), на качественно новой основе стало развиваться сельское хозяйство, существенно снизился (до 4,3%) уровень официально зарегистрированной безработицы. Аналогичные преобразования происходят в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе.

Опыт Китая доказывает высокую эффективность традиционных для СССР (и для современной России) централизованных методов и механизмов государственного регулирования территориального развития на основе использования крупномасштабных государственных программ. Для России поучителен не только китайский опыт официального признания выравнивания уровней регионального развития в качестве приоритетной и стратегически важной задачи государства, но и реальное наполнение этих лозунгов масштабными инвестициями, перераспределением ресурсов, институциональной поддержкой (и, естественно, поддержкой по линии китайской компартии).

Для формирования новой экономической политики в Сибири отмеченный китайский опыт очень важен как пример одновременного действия государственной власти по решению двух взаимосвязанных проблем: сокращения пространственного неравенства в стране и государственной поддержки стратегически важных северных и восточных регионов в форме специализированных и пространственно акцентированных программных мероприятий, соответствующих принципам регионального стратегического планирования.

Список используемых источников

1. Кулешов В.В. Миссия Сибири: «добычная территория» и стратегический резерв России // Современная роль экономики Сибири в народнохозяйственном комплексе России / отв. ред. В.В. Кулешов. РАН, Сиб. отд-ние, ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2014. Гл. 1. С. 13-66.

2. Крюков В.А., Кулешов В.В., Селиверстов В.Е. Формирование организационно-экономических механизмов ускорения социально-экономического развития Сибири // Регион: экономика и социология. 2012. № 1. С. 102-122.

10 Ма Юцзюнь. Проблемы реорганизации промышленности северо-востока Китая // Регион: экономика и социология. 2013. № 3. С. 289-294.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

63

3. Ма Юцзюнь. Проблемы реорганизации промышленности северо-востока Китая // Регион: экономика и социология. 2013. № 3. С. 289-294.

4. Пилясов А.Н., Кулешов В.В., Селиверстов В.Е. Арктическая политика в эпоху глобальной нестабильности: опыт и уроки для России // Регион: экономика и социология. 2013. № 4. С. 61-94.

5. Селиверстов В.Е. Сибирь и ее регионы в экономическом пространстве России: позиционирование, перспективы, институциональные условия // Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития : сб. науч. тр. / отв. за вып. В.С. Ефимов. Сиб. фед. ун-т, фонд стратегич. исслед. «Сибирский клуб». М.: НИЦ ИНФРА-М ; Красноярск: СФУ 2014. С. 298-330.

6. Селиверстов В.Е. Федерализм, региональное развитие и региональная наука в постсоветской России: модернизация или деградация? // Регион: экономика и социология. 2013. № 4. С. 3-36.

7. http://base.garant.ru/70309020/ (дата обращения: 15.07.2014).

8. http://politikus.ru/v-rossii/20339-suhoy-mozhet-perenesti-proizvodstvo-samoletov-iz-komsomolska-na-amure-v-kitay.html (дата обращения: 20.07.2014).

9. http://www.kremlin.ru/transcripts/19825 (дата обращения 10.06.2014).

10. http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131024110147.shtml (дата обращения: 27.07.2014).

64

Выпуск 4 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.