Научная статья на тему 'Энергетическая составляющая Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири российской Федерации и северо-востока китайской Народной Республики (2009-2018 гг. )'

Энергетическая составляющая Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири российской Федерации и северо-востока китайской Народной Республики (2009-2018 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
771
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / КИТАЙ / RUSSIAN ENERGY DEVELOPMENT / ENERGY INFRASTRUCTURE / ENERGY COOPERATION / EASTERN SIBERIA / THE FAR EAST / CHINA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Санеев Б. Г., Лопатина М. Н.

Авторы рассматривают основные направления энергетического сотрудничества между Россией и Китаем, изложенные в Программе, утвержденной сторонами еще в 2009 г. Анализ ряда ключевых проектов этого сотрудничества показывает, что китайской стороной будут реализованы в основном инновационные проекты, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а российской стороной проекты по добыче топлива (уголь, нефть), производству электроэнергии традиционными (пусть даже с использованием современных технологий) методами. Программа, по мнению авторов, должна быть дополнена и другими проектами, представляющими взаимный интерес для России и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy component of the Program of cooperation between the regions of the Far East and Eastern Siberia of the Russian Federation and the northeast area of China People''s Republic (2009-2018)

The authors examine the main directions of the energy cooperation between Russia and China that were developed in the Program approved by the parties in 2009. Analysis of a number of the key projects of the regional cooperation between Russia and China shows that the innovative projects related to alternative and renewable energy sources will be implemented mainly by China, and the projects related to fuel extraction (coal. oil) and electricity production (even with the use of modern technology) by conventional methods will be implemented by Russia. Program according to the authors’ opinion should be supplemented by other projects that would reflect the mutual interest of Russia and China

Текст научной работы на тему «Энергетическая составляющая Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири российской Федерации и северо-востока китайской Народной Республики (2009-2018 гг. )»

Энергетическая составляющая Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и северо-востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.)

Б.Г. Санеев, М.Н. Лопатина

Восточный вектор — приоритетное направление развития энергетики России в первой половине XXI в.

(основные концептуальные положения)

Особенности развития экономики России в новых условиях хозяйствования вызвали необходимость пересмотра ранее принимавшихся приоритетов в экономической и энергетической политике. Национальные интересы России требуют активизации ее взаимовыгодного энергетического сотрудничества с Китаем, Японией, Кореей и другими странами Северо-Восточной Азии1. Это приоритетное направление развития энергетики страны, неофициально получившее название «Восточный вектор энергетической политики России» четко было обозначено еще в 2003 г. в Энергетической стратегии России-20201 2. Суть направления состоит в следующем:

- создание новых энергетических центров на востоке страны будет способствовать повышению энергетической безопасности России, восстановлению и усилению нарушенных топливно-энергетических связей между регионами, решению многих важных задач федерального, межрегионального и регионального уровней;

- создание на востоке России и в Северо-Восточной Азии развитой энергетической инфраструктуры позволит снизить стоимость энергоносителей,

1 К странам Северо-Восточной Азии (СВА) зарубежные публикации и некоторые официальные документы Японии, Китая и Республики Кореи относят Монголию, Китай, Северную и Южную Корею, Японию.

2 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. №1234-р. Москва, сентябрь 2003. 118 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

65

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

повысит надежность энерго-, топливоснабжения потребителей разных стран, облегчит решение экологических проблем.

Восточная энергетическая политика России, являясь частью экономической политики, — не самоцель, а инструмент решения многих принципиально важных задач федерального, межрегионального и регионального уровней.

Есть все основания полагать, что в первой четверти XXI в. на востоке России будет сформирована уникальная транспортно-энергетическая инфраструктура в виде магистральных и экспортных нефте-, газопроводов, линий электропередач и тем самым в России будет создано единое транспортно-энергетическое пространство.

России необходима взвешенная, хорошо продуманная и научно обоснованная стратегия экономического и энергетического сотрудничества, прежде всего со странами Северо-Восточной Азии.

Восточные регионы страны — Восточная Сибирь и Дальний Восток — с их мощным экономическим и энергетическим потенциалом являются форпостом в реализации национальных интересов России в этом стратегически важном регионе мира.

Экспорт российских энергоресурсов в страны СВА. Исходное состояние, взгляд в будущее

Восточная Сибирь и Дальний Восток обладают уникальным топливно-энергетическим потенциалом. Гидроэнергетический потенциал оценивается (состояние на 2010 г.) в 81% от гидроэнергетического потенциала страны, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено 46% разведанных российских ресурсов угля, 15% нефти, 12% природного газа.

В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке создана крупная топливно-энергетическая база страны: здесь производится (состояние на 2010 г.) 18,8% всей производимой в стране электроэнергии, 13,7% тепловой энергии, добывается 37,2% угля, перерабатывается 11,5% сырой нефти.

Хотя эти регионы обладают уникальными ресурсами и запасами углеводородов, крупномасштабная добыча нефти и природного газа здесь только началась: в 2010 г. добыча нефти составила 37 млн т, природного газа — 31 млрд куб. м, или 7,3% и 4,8% от их российской добычи соответственно.

До недавнего времени экспортно ориентированными отраслями в этих регионах были только три отрасли — угольная и нефтеперерабатывающая промышленность, электроэнергетика.

В 2008 г. Россия уже экспортировала в страны Северо-Восточной и Восточной Азии более 22 млн т нефти, а с 2009 г. начала поставлять и сжиженный природный газ.

В настоящее время в России завершен сложный и трудоемкий этап работ по формированию большого числа программных документов, определяющих стратегическое развитие экономики и энергетики на востоке страны до 2030 г. с учетом энергетической кооперации России со странами Восточной и Северо-Восточной Азии: «Энергетическая стратегия России на период

66

Выпуск 4 2014

Б.Г. Санеев, М.Н. Лопатина

до 2030 г.»3, Восточная газовая программа — «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР»4, «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.»5, «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г.»6 и др.

В формирование Восточной энергетической стратегии России определенный вклад вносит и Институт систем энергетики СО РАН. В 2007-2011 гг. Институтом в рамках работ по обоснованию Энергетической стратегии России-2030 и по заказу региональных органов власти был выполнен большой цикл работ по обоснованию долгосрочных направлений развития ТЭК страны и ее восточных регионов и некоторых субъектов РФ на их территории7.

При разработке стратегии долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока во внимание был принят, наряду с другими, следующий целевой ориентир:

Развитие энергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока в рассматриваемой перспективе будет ориентировано не только на удовлетворение собственной потребности в энергоносителях, но и на обеспечение взаимовыгодных экспортных поставок российских топливно-энергетических ресурсов на энергетические рынки стран Северо-Восточной Азии.

Страны Северо-Восточной и Восточной Азии в экспорте российских энергетических ресурсов занимают пока незначительное место: экспорт топлива (уголь, нефть) составляет соответственно 24 и 17% от общего количества их экспорта, а доля экспорта электроэнергии и природного газа — 6 и 8%. Однако

3 Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р. // http://www.energystrategy.ru/projects/es-2030.htm (дата обращения: 03.04.2014).

4 Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Утверждена приказом Минпромэнерго РФ от 03.09.2007 г. № 340.

5 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р) // http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_ development/346/ (дата обращения: 24.12.2011).

6 Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р.

7 Топливно-энергетический комплекс Сахалинской области: современное состояние и перспективы развития / под ред. Б.Г. Санеева, В.Н. Тихоньких. М.: Энергия, 2010. 240 с.; Топливно-энергетический комплекс Амурской области: современное состояние и перспективы развития / под ред. Б.Г. Санеева, В.Е. Пескова. М.: Энергия, 2010. 240 с.; Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года / под ред. Г.Ф. Алексеева, В.И. Кондратьевой, А.А. Стручкова, Н.А. Петрова, Б.Г. Санеева, А.Ф. Сафронова. Якутск-Иркутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2010. 328 с.; Топливно-энергетический комплекс Иркутской области. Современное состояние, перспективы развития / под ред. Н.И. Воропая, Б.Г. Санеева. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2010. 81 с.; Энергетика Байкальского региона: современное состояние, стратегия развития, механизмы реализации. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2011. 103 с.; Восточный вектор энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее / под ред. Н.И. Воропая, Б.Г. Санеева. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2011. 368 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

67

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

Россия намерена диверсифицировать энергоресурсы и импортеров за счет расширения поставок топливно-энергетических ресурсов на рынки Китая, Японии и других стран Северо-Восточной Азии.

Анализ конъюнктуры энергетических рынков Китая, Кореи, Японии и других стран Северо-Восточной и Восточной Азии показывает, что в этих странах имеется ниша для российских энергоресурсов, а Россия готова на взаимоприемлемых условиях поставить из восточных регионов в эти страны следующие объемы топливно-энергетических ресурсов8: нефть — с 38 млн т в 2010 г. до 55-60 млн т в 2020-2025гг. и до 70-75 млн т в 2030 г.; природный газ — с 13 млрд куб. м в 2010 г. до 50-70 млрд куб. м в 2020-2025 гг. и до 80-90 млрд куб. м в 2030 г.; уголь — с 28 млн т в 2010 г. до 40-45 млн т в 2020-2025гг. и до 60-80 млн т в 2030 г.; электроэнергия — с 1,1 млрд кВт ч в 2010 г. до 50-60 млрд. кВт ч в 2020-2025гг. и до 80-85 млрд. кВт ч в 2030 г.

В настоящее время материальный базис Восточного вектора энергетической стратегии России определяют несколько крупных топливно-энергетических проектов, ориентированных на иностранный и прежде всего китайский рынок:

- в стадии завершения находится строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» с пропускной способностью 80 млн т/год с ответвлением нефтепровода в Сковородино на Китай с пропускной способностью 15-20 млн т нефти в год;

- Правительством РФ одобрена и реализуется Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, которая предусматривает поставку после 2015 г. российского природного газа по газопроводам в объеме 50 млрд куб. м в Китай и в Корею;

- Президентом РФ Д.А. Медведевым и Председателем КНР Ху Цзиньтао в 2009 г. утверждена Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока РФ и северо-востока КНР.

Энергетическое сотрудничество в российско-китайской Программе 2009-2018 гг.: программные мероприятия, возможные направления их расширения

Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири и северо-востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг., далее Программа) утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым и Председателем КНР ХУ Цзинтао 23 сентября 2009 г. Координаторами Программы являются Министерство регионального развития РФ и Государственный комитет КНР по развитию реформ.

В рамках выполнения Программы планируется осуществить ряд ключевых проектов регионального сотрудничества России и Китая.

8 Макаров А.А., Воропай Н.И., Саенко В.В, Санеев Б.Г. и др. Региональные особенности топливноэнергетического комплекса // В кн.: Энергетика России: взгляд в будущее. Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 года / под ред. А.Б. Яновского и др. М.: Издательский дом «Энергия», 2010. С. 435-460.

68

Выпуск 4 2014

Б.Г. Санеев, М.Н. Лопатина

В Программе приведен обширный список проектов (205 наименований), который, судя по тексту Программы, носит потенциально избыточный характер и, как утверждается в разделе 6 Программы, «проекты будут реализовываться заинтересованными российскими и китайскими участниками с ориентацией на потребность рынка при условии согласования ими технико-экономических, финансовых или иных параметров сотрудничества».

С российской стороны в Программе участвуют 11 субъектов РФ на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, с китайской стороны — три провинции (Хайлунцзян, Ляонин, Цзилинь) и один автономный округ (Внутренняя Монголия).

Осуществление Программы позволит вовлечь в реализацию проектов дополнительно 40 тыс. чел. (по 20 тыс. чел. в каждой из стран). Общий объем инвестиций оценивается в 55 млрд долл., в том числе 38 млрд долл. на российской стороне и 17 млрд долл. на китайской стороне.

Сибирским и Дальневосточным отделениями Российской академии наук выполнен независимо друг от друга мониторинг (анализ) Программы российско-китайского регионального сотрудничества, результаты которого кратко можно сформулировать следующим образом9.

Основные проекты Программы на территории как России, так и Китая связаны с развитием транспортной инфраструктуры — 45 и 55 проектов соответственно, при этом большинство их направлено на организацию вывоза российского сырья в КНР.

Программа асимметрична с точки зрения отраслевой структуры и технического уровня. Большинство производственных проектов в России относятся к сферам освоения минерально-сырьевых ресурсов (27 проектов), отраслям лесопереработки (22), легкой и пищевой промышленности (13), промышленности строительных материалов (14). В то же время на территории Китая большинство проектов приходится на высокотехнологичные отрасли — химическую промышленность (17), машиностроение и приборостроение (18), обрабатывающие производства (41).

С формальной точки зрения энергетическая составляющая Программы достаточно весома: 27 проектов из 205. Однако анализ специализации энергетических проектов показывает, что на китайской стороне будут реализованы в основном инновационные проекты, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а на российской стороне — проекты по добыче топлива (уголь, нефть), производству электроэнергии традиционными (пусть даже с использованием современных технологий) методами. С этой точки зрения и исходя из стратегических приоритетов энергетической кооперации России и стран Северо-Восточной Азии Программа, на наш взгляд, должна быть дополнена и другими проектами, представляющими взаимный интерес для энергетического сотрудничества России

9 Кулешов В.В., Коржубаев А.Г., Малов В.Ю., Санеев Б.Г. и др. Российско-китайское сотрудничество: перспективные направления и подводные камни // Наука в Сибири, 2010. № 19; Бакланов П.Я. Мониторинг трансграничного российско-китайского сотрудничества / Выступление на III Международном Форуме регионального сотрудничества и развития в СВА. Харбин, 13-15 июня 2010 г.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

69

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

и Китая. В связи с этим особый интерес представляют следующие направления энергетического сотрудничества между Россией и Китаем.

1. Широкомасштабный экспорт электроэнергии из Восточной Сибири и Дальнего Востока в Китай. Межгосударственная интеграция и кооперация России со странами Северо-Восточной Азии в области электроэнергетики является одной из составляющих восточной энергетической стратегии нашей страны. Эта кооперация предполагает развитие межгосударственных электрических связей восточных районов России с соседними странами: Монголией, Китаем, Японией, Северной и Южной Кореей. Сооружаемые при этом трансграничные линии электропередачи могут использоваться как для экспорта электроэнергии из России, так и для выполнения совместной (или параллельной) с указанными странами работы и формирования общих электроэнергетических рынков.

В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке создана крупная электроэнергетическая база страны: в этих регионах установлено свыше 20% мощности всех электростанций России. Достаточно быстро реализуемый экспортный электроэнергетический потенциал восточных регионов, по разным оценкам, составляет 10-15 млн кВт, в том числе в Восточной Сибири — 6-7 млн кВт, на Дальнем Востоке — 4-8 млн кВт.

Расчеты показывают, что реконструкция существующих, завершение строительства уже начатых и ввод планируемых построить в ближайшем будущем новых электростанций только в Восточной Сибири позволит иметь большой избыток электроэнергии (по разным оценкам, от 20 до 30 млрд кВт-ч). Такой объем электроэнергии по ЛЭП высокого напряжения может быть передан как в юго-восточном направлении (Монголия, Китай), так и на российский Дальний Восток. Строительство ЛЭП высокого напряжения Восточная Сибирь - Дальний Восток позволит объединить на параллельную работу ОЭС Сибири и Дальнего Востока, что повысит надежность электроснабжения потребителей этих регионов и создаст необходимые предпосылки для формирования Восточного крыла глобальной мировой электроэнергетической системы.

В настоящее время российские компании изучают возможность крупномасштабного экспорта в объеме 50-60 млрд кВт.ч из восточных регионов России в КНР. Привлечение в проект китайских инвесторов позволит снизить риски при поставках (продаже) электроэнергии на рынки Китая.

2. Экспорт российского угля в Китай. Доказанные запасы угля в России оцениваются в 157 млрд т, или 17,3% соответствующих мировых запасов угля, при этом только 10% запасов угля находится в европейской части страны, а 90% запасов сосредоточено в Сибири и на Дальнем Востоке.

Выше уже было отмечено, что в 2010 г. Россия экспортировала около 116 млн т угля, включая 20 млн т — в Японию, Республику Корею и другие страны Северо-Восточной и Восточной Азии.

Согласно имеющимся оценкам в 2020-2025 гг. экспорт российского угля может составить 135-140 млн. т, из которых 40-45 млн т может быть поставлено потребителям стран Северо-Восточной и Восточной Азии.

В связи с этим особый интерес представляют три угледобывающих предприятия (одно существующее и два новых), отрабатывающие месторождения

70

Выпуск 4 2014

Б.Г. Санеев, М.Н. Лопатина

каменного угля с высокими экспортными качественными характеристиками. Это — действующий Тугнуйский разрез в Республике Бурятия, Эльгинское месторождение коксующихся углей в Республике Саха (Якутия), Элегестское месторождение коксующихся углей в Республике Тыва.

3. Сотрудничество в комплексной переработке бурых углей. Запасы бурых углей на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока составляют более 85 млрд т. К крупнейшим месторождениям бурых углей относятся:

- месторождения Канско-Ачинского бассейна в Красноярском крае;

- Свободнинское и Сергеевское месторождения в Амурской области;

- Кангаласское — в Республике Саха (Якутия);

- Ушумское — в Еврейской автономной области;

- Мухинское — в Хабаровском крае;

- Солнцевское — в Сахалинской области.

Учитывая относительно низкие вложения в добычу угля, на базе этих месторождений целесообразно организовать совместные российско-китайские предприятия по комплексной глубокой переработке бурых углей.

Продукты глубокой переработки угля (прежде всего моторное топливо) могут поставляться российским и китайским потребителям.

4. Обеспечение надежного энергоснабжения изолированных и труднодоступных потребителей восточных регионов России. В перечне проектов Программы не нашли отражения проекты строительства объектов малой энергетики, в том числе возобновляемых источников энергии. Довольно широко на территории северо-востока КНР представлены только проекты производства поликристаллического кремния для фотоэлектрических преобразователей. Из российских проектов в перечень включено одно такое производственное предприятие в г. Усолье-Сибирское Иркутской области, хотя, если учитывать значительный прогресс в этой области, можно говорить о подобных проектах и на других территориях Востока России.

Кроме того, можно ожидать плодотворного сотрудничества с китайской стороной в части сооружения ветроэлектрических станций и создания совместных производств в восточных регионах России, учитывая значительные достижения КНР в ветроэнергетике и намечаемое производство ветроагрегатов на территории Китайской Народной Республики. Один из таких проектов по строительству ветропарка мощностью 850 МВт в провинции Хэйлунцзян включен в перечень проектов Программы. Наиболее перспективными для развития ветроэнергетики на территории востока России являются Камчатский край, Курильские острова Сахалинской области, арктическое побережье Красноярского края и Республики Саха (Якутия), восточная часть Магаданской области, Хабаровского и Приморского краев, северо-восток Чукотского АО.

Суммарная установленная мощность ветровых электростанций в восточных регионах, по имеющимся оценкам10, может возрасти с 3 МВт в настоящее время до 56-60 МВт в 2020 г. и до 125-130 МВт — в 2030 г.

10 Восточный вектор энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее / под ред. Н.И. Воропая, Б.Г. Санеева. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2011. 368 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

71

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

Необходимые условия и инициативы для успешной реализации взаимовыгодного российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере

Реализация Программы регионального сотрудничества является очень сложной проблемой. Ее сложность состоит в том, что она носит комплексный характер, реализуется на обширной территории, в ней задействовано большое количество российских и китайских участников, программные мероприятия (особенно межстрановые энергетические проекты) очень капиталоемки и их реализация предполагает тесное сотрудничество.

На наш взгляд, для продвижения взаимовыгодных форм российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере необходимо выполнение следующих пяти условий.

1. Должна быть проявлена политическая воля, серьезность намерений участников реализовать выгодный для каждой из стран конкретный энергетический проект.

2. Должна быть согласована экономическая и энергетическая политика центральных, региональных органов власти и бизнеса стран при формировании межстрановых проектов в энергетической сфере.

3. Должна быть проведена комплексная, системная оценка последствий (эффектов) для стран, регионов, энергетических компаний от реализации крупных межстрановых энергетических проектов — особенно в условиях большой неопределенности будущего развития, экономических рисков и глобальных вызовов.

4. Должны быть разработаны взаимоприемлемые механизмы реализации межстрановых энергетических проектов (организационные, экономические, правовые и прочие механизмы).

5. Проекты, имеющие межстрановый характер, должны разрабатываться и реализовываться интернациональным коллективом (на всех стадиях: от технико-экономического обоснования, проведения проектных работ до практической реализации).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Заключить статью хотелось бы следующими выводами.

1. Назрела необходимость в разработке научно обоснованной стратегии энергетического сотрудничества России и Китая.

2. В настоящее время основные контуры разработки такой стратегии энергетического сотрудничества России и Китая ясны. Необходимо провести совместные исследования и определить по их результатам перечень взаимовыгодных проектов кооперации России и Китая в энергетической сфере и разработать механизмы их реализации. Особое внимание должно быть уделено формулам образования цен на топливно-энергетическую продукцию.

3. Такую стратегию можно разработать лишь на основе тесной кооперации коллективов научно-исследовательских и проектных институтов, компаний,

72

Выпуск 4 2014

Б.Г. Санеев, М.Н. Лопатина

банков и т. п. России и Китая при активной поддержке правительств и региональных органов власти.

Энергетические и экономические институты России и Китая должны и могут принять самое активное участие в решении этой сложной и очень важной для России и Китая проблемы.

Список используемых источников

1. Бакланов П.Я. Мониторинг трансграничного российско-китайского сотрудничества. Выступление на III Международном Форуме регионального сотрудничества и развития в СВА. Харбин, 13-15 июня 2010 г.

2. Восточный вектор энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее / под ред. Н.И. Воропая, Б.Г. Санеева. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2011. 368 с.

3. Кулешов В.В., Коржубаев А.Г., Малов В.Ю., Санеев Б.Г. и др. Российско-китайское сотрудничество: перспективные направления и подводные камни // Наука в Сибири, 2010. 13 мая, № 19.

4. Макаров А.А., Воропай Н.И., Саенко В.В, Санеев Б.Г. и др. Региональные особенности топливно-энергетического комплекса // В кн.: Энергетика России: взгляд в будущее. Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 года / под ред. А.Б. Яновского и др. М.: Издательский дом «Энергия», 2010, с. 435-460.

5. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Утверждена приказом Минпромэнерго РФ от 03.09.2007. № 340.

6. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р) // http://www. minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/346/ (дата обращения: 15.09.2011).

7. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р.

8. Топливно-энергетический комплекс Амурской области: современное состояние и перспективы развития / под ред. Б.Г. Санеева, В.Е. Пескова. М.: Энергия, 2010. 240 с.

9. Топливно-энергетический комплекс Иркутской области. Современное состояние, перспективы развития / под ред. Н.И. Воропая, Б.Г. Санеева. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2010. 81 с.

10. Топливно-энергетический комплекс Сахалинской области: современное состояние и перспективы развития / под ред. Б.Г. Санеева, В.Н. Тихоньких. М.: Энергия, 2010. 240 с.

11. Энергетика Байкальского региона: современное состояние, стратегия развития, механизмы реализации. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2011. 103 с.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

73

Тема номера: «Восточный вектор» региональной политики России

12. Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года / под ред. Г.Ф. Алексеева, В.И. Кондратьевой, А.А. Стручкова, Н.А. Петрова, Б.Г. Санеева, А.Ф. Сафронова. Якутск-Иркутск: Медиахолдинг «Якутия», 2010. 328 с.

13. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р. М., сентябрь 2003. 118 с.

14. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. // http://www. energystrategy.ru/projects/es-2030.htm (дата обращения 25.12. 2011).

74

Выпуск 4 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.