Научная статья на тему 'ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
коррупция / коррупционные преступления / антикоррупционная политика / политическая система государства / экономическая система государства / государственный служащий / corruption / corruption crimes / anti-corruption policy / political system of state / economic system of state / civil servant

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева А.А., Лифанова М.В.

В работе представлен анализ успешной борьбы с коррупционными преступлениями Республики Сингапур. На основе проведенного исследования выявлены основные факторы, способствующие эффективной реализации антикоррупционной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THR COMPONENTS OF EFFECTIVE ANTI-CORRUPTION POLICY

The paper presents an analysis of the successful fight against corruption crimes in the Republic of Singapore. Based on the conducted research, the main factors contributing to the effective implementation of the state's anti-corruption policy have been identified.

Текст научной работы на тему «ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 34 Григорьева А.А., Лифанова М.В.

Григорьева А.А.

студент кафедры уголовного права и процесса Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Россия)

Лифанова М.В.

канд. юр. наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Россия)

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация: в работе представлен анализ успешной борьбы с коррупционными преступлениями Республики Сингапур. На основе проведенного исследования выявлены основные факторы, способствующие эффективной реализации антикоррупционной политики государства.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, антикоррупционная политика, политическая система государства, экономическая система государства, государственный служащий.

Антикоррупционная политика государства представляет собой комплекс взаимосвязанных основополагающих принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений.

Эффективность антикоррупционных мер справедливо рассматривать как успешность или результативность проведенной политики против преступлений коррупционной направленности. Успешность в данном случае предполагает положительную оценку той или иной деятельности. Однако стоит отметить, что

реализация мер, направленная на противодействие коррупции, имеет переменный успех, что связано как с особенностями самого государства, так и со сложностью самого феномена коррупции в принципе.

В настоящее время среди стран Азиатско-Тихоокеанского Региона Республика Сингапур является наименее коррумпированным государством наряду со странами Скандинавии. К моменту обретения полной независимости (1965 г.) Республика Сингапур представляла собой страну с низким уровнем экономического развития, политическая система которой была высоко коррумпированной, а большая часть населения - неграмотным [2, с. 33]. Однако за небольшой промежуток времени Сингапур стал высокоразвитым государством, одним из крупнейших финансовых центров Азии, а также смог достичь значительных успехов в области противодействия коррупции, что стало возможным, прежде всего, благодаря реализации эффективной национальной антикоррупционной политики. В настоящее время к мерам противодействия коррупции, используемым в Республике Сингапур, относятся:

1. Наличие сильной политической воли [4, с. 240] Под политической волей в данном случае понимается действующая национальная стратегия противодействия коррупции, а также активная поддержка реализации этой стратегии политической элитой, поскольку эффективность антикоррупционных мер возможна в случае реального стремления правящего руководства государства решить эту серьезную проблему. Основная роль в формировании и реализации политической воли, как правило, принадлежит главе государства, который имеет наибольшие полномочия по обеспечению национальной безопасности, руководства и координации деятельности правоохранительных структур. Впервые инициатива противодействия преступности в данной области была принята первым Премьер-министром Республики Сингапур Ли Куан Ю в начале 1960-х гг. [4, с. 242]. Именно с этого момента был обозначен вектор на формирование неподкупного государственного аппарата и гражданского общества, основанных на уважении законов, социальном равенстве и социальном благополучии, открытости, а также меритократии. Другими

словами, закон должен действовать для всех граждан одинаково, независимо от занимаемой ими должности, политических предпочтений и приближенности к правящей власти. Таким образом, устранение коррупции и повышение доверия и уважения среди граждан - приоритетное направление внутренней политики Сингапура.

2. Создание эффективной системы правового регулирования. Для эффективного функционирования антикоррупционного механизма, в первую очередь, была создана нормативно-правовая база [1, с. 7]. 17 июня 1960 г. был принят Закон «О предотвращении коррупции», который определил направления антикоррупционной политики, а также виды преступлений и меры наказания за них как в государственном, так и частном секторах. Позже, 16 сентября 1963 г., была принята Конституция Сингапура, в которой были отражены основные принципы противодействия преступности. В результате введения универсальных нормативных актов исчезла двусмысленность и неоднозначность, была создана жёсткая система наказаний для всех государственных служащих, которые были лишены права неприкосновенности. Кроме того, был введен основополагающий принцип антикоррупционной политики - «презумпция виновности» [3, с. 68] В соответствии с реализацией данного принципа в качестве доказательства виновности во взяточничестве используется материальное состояние государственного служащего, которое по оценке не соответствует его законным трудовым доходам.

Обеспечением соблюдений законов в сфере противодействия коррупции занимается специализированный орган - Бюро по расследованию коррупционных случаев (далее - Бюро), который обладает политической и функциональной самостоятельностью [3, с. 68]. В соответствии с Законом «О предотвращении коррупции» к основным функциям Бюро относятся:

- рассмотрение жалоб по фактам коррупции,

- контроль над деятельностью государственных служащих,

- расследование преступлений,

- задержание,

- проведение обыска,

- проверка банковских счетов и имущества подозреваемых.

Кроме того, данный государственный институт занимается отбором кандидатов на высокопоставленные должности, проводит собеседования на вакантные места и организовывает тендеры на государственные заказы. Также Бюро отвечает за реализацию основополагающего принципа честности и неподкупности в государственной службе, а также контролирует деятельность предрасположенных к коррупционным проявлениям политических институтов с целью выявления и устранения возможных слабостей в системе управления, рекомендуя принять соответствующие меры.

3. Предоставление реальной автономии судебным органам. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, в Сингапуре судебные органы обладают полной свободой и независимостью [3, с. 10]. Это обеспечивает идеальное взаимодействие между исполнительной властью, Национальным бюро по расследованию коррупционных случаев, а также судебной системой, что делает антикоррупционную политику страны более эффективной. Примечательно, что, как и в большинстве государств, в Республике Сингапур высшей судебной инстанцией является Верховный суд, в состав которого входят Апелляционный суд и Высший суд. Они выносят решения как по гражданским, так и уголовным делам, включая экономические преступления и преступления коррупционной направленности.

4. Повышение заработных плат государственным служащим. Сингапурское правительство обратило внимание на причины существования коррупции - социально-экономическое положение чиновников. Однозначно, что лица, наделённые властью, получая низкие заработные платы, будут компенсировать их взятками. Поэтому, чтобы снизить влияние данного фактора, государственным служащим повысили оплату труда и одновременно ввели жесткую систему ответственности за коррупционные правонарушения. Стоит отметить, что методика расчёта заработной платы государственных служащих,

которая была введена в самом начале реализации антикоррупционной политики, действует в Республике Сингапур и в настоящее время [4, с. 244]

Помимо вышеизложенных антикоррупционных мер в Сингапуре действуют эффективная система юридической ответственности, которую можно представить следующим образом (Рис. 1.).

Рис. 1. Меры наказания за коррупционные преступления в Сингапуре.

Таким образом, данные меры, принятые сингапурскими государственными органами для борьбы с коррупцией, способствовали значительному снижению уровня коррупции в Сингапуре.

С нашей точки зрения, реализация комплекса мер, направленного на формирование политической воли в сочетании с созданием эффективной нормативно-правовой базы, антикоррупционных институтов, автономной судебной системы является самым результативным методом борьбы с коррупцией. Прежде всего, это объясняется тем, что независимо от количества принимаемых внесистемных мер по противодействию коррупции, именно слаженная работа антикоррупционного механизма приводит к наиболее положительным результатам (Риа 2.).

Рис. 2. Три составляющие эффективной антикоррупционной политики.

Вот почему некоторые страны до сих пор испытывают большое количество трудностей в борьбе с коррупцией, несмотря на многочисленное количество предпринимаемых мер. Причина в том, что основные три составляющие антикоррупционного механизма, как правило, функционируют в государстве обособленно. Либо реализуется политика по формированию политической воли и судебной автономии, но при этом отсутствует эффективная правовая база, либо имеется эффективная правовая база, но отсутствует политическая воля и судебная автономия. Республика Сингапур относится к числу именно тех стран, которые осознали, что реализация политики по борьбе с коррупцией обязательно должна включать в себя сочетание этих трех составных элементов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Атоян, Т. Г. Политико-правовые методы борьбы с коррупцией: анализ опыта Сингапура и Гонконга // Закон и власть. - 2020. - № 4. - С. 7-10;

2. Калач А.В., Кулакова Н.Г. Противодействие коррупции и борьба с коррупционными проявлениями в Сингапуре и Российской Федерации:

сравнительно-правовой анализ // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 2. С. 33;

3. Кожарин М.М. Меры по предупреждению коррупции в Сингапуре // Вестник науки. 2022. № 10 (55). С. 68;

4. Махмутова, М. Р. Опыт Сингапура в борьбе с коррупцией // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, Болгария, 16 мая 2017 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. -София, Болгария: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2017. - С. 239-244.

Grigorieva A.A., Lifanova M. V.

Grigorieva A.A.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

Lifanova M.V.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

THR COMPONENTS OF EFFECTIVE ANTI-CORRUPTION POLICY

Abstract: the paper presents an analysis of the successful fight against corruption crimes in the Republic of Singapore. Based on the conducted research, the main factors contributing to the effective implementation of the state's anti-corruption policy have been identified.

Keywords: corruption, corruption crimes, anti-corruption policy, political system of state, economic system of state, civil servant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.