10. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156-176.
11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
12. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. № 8. С. 65-89.
13. Франкл В. Воля к смыслу / В. Франкл; пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2020 С. 50-51
УДК: 37.01
«ТРИ КИТА» ВОСПИТАНИЯ
Резапкина Галина Владимировна,старший научный сотрудник, Центр практической психологии образования Академии социального управления,Федеральный институт развития образования РАНХиГС (Москва), [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы стратегии и тактики воспитательной работы в школе, анализируются ограничения и возможности разных подходов. В качестве приоритетных задач автор рассматривает развитие морального сознания, воспитание нравственной направленности личности, конструктивных мотивов и ценностей, составляющих ядро личности.
Ключевые слова: воспитание, технократическая парадигма, гуманистическая парадигма, аксиологический подход, феноменологический подход, мотивы, направленность личности.
"THREE WHALES" OF EDUCATION
Rezapkina Galina Vladimirovna, senior researcher, Center for practical psychology of education of the Academy of social management, the Federal Institute of education development of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Abstract
The article deals with the issues of strategy and tactics of educational work at school, analyzes the limitations and possibilities of various approaches. As priority tasks, the author considers the development of moral consciousness, the education of the moral orientation of the individual, constructive motives and values that make up the core of the individual.
Keywords: education, technocratic paradigm, humanistic paradigm, axiological approach, phenomenological approach, motives, moral consciousness, personality orientation.
Вопрос «Какими вы хотите видеть своих учеников?» обычно застает учителей врасплох. Одни пытаются «угадать» правильный ответ, вспоминая положения ФГОС или Концепции модернизации образования 2012 года, которая ориентировала школу на воспитание «мобильных, амбициозных и коммуникабельных», другие говорят о «четырех ключевых компетенциях», третьи выдают дежурный набор «умный, успешный, здоровый, счастливый».
К счастью, школа не имеет ни малейшего шанса реализовать все эти намерения, иначе страна не вынесла бы еще одного поколения «амбициозных, креативных, коммуникабельных и мобильных», лишенных чести, совести и сострадания.
Между тем на протяжении двадцати лет врачи, социологи, педагоги и психологи констатируют рост числа детей и подростков с алкогольной, наркотической и другими
видами зависимостей, детских и подростковых психических заболеваний, самоубийств и преступлений. Профилактическая работа не дает результатов, потому что направлена на борьбу с симптомами, а не с болезнью, обусловленной становлением у человека негативных смыслов жизни на разных возрастных этапах его жизненного пути. Истоки болезни следует искать в неблагополучии духовно-нравственной сферы детей и взрослых. Один из способов «лечения» - возвращение в школу задачи воспитания Человека, которая десятилетия была на периферии образования.
В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, воспитанием является «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [3].
Простой предмет невозможно сделать, не имея хотя бы мысленного плана действий и набора инструментов. Не претендуя на полноту и детальную проработку вопроса, обозначу стратегию и тактику воспитательной работы, в русле которых возможно решение поставленных задач.
Стратегия определяет миссию, цель любых действий, отвечая на вопрос «зачем?». Большинство общественных систем тяготеет к одному из двух полюсов: «человек для государства» или «государство для человека». Первый вариант рассматривает человека как средство решения экономических и/или политических задач, что соответствует технократической парадигме. Ее расцвет пришелся на первую треть прошлого века.
От выбора стратегии зависит выбор тактики, то есть методологических подходов.
Для технократической парадигмы органичен комптентностный подход, заимствованный из американской доктрины «Системы проектирования военной подготовки» (1968). Компетентностный (навыковый) подход базируется на психолого-педагогической концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных и, по мнению ученых, не обеспечивающей ни личностного, ни интеллектуального развития человека. В Европе продуктом такой системы образования стал малообразованный человек, слабо конкурентоспособный на быстро меняющемся рынке труда, интеллектуально недоразвитый, но именно вследствие этого хорошо управляемый [2].
Новое время требует более тонких инструментов, основанных на гуманистических подходах - чем совершеннее технологии, тем выше роль «человеческого фактора».
Для гуманистической парадигмы, которая по законам эволюции приходит на смену технократической, органичны подходы, в которых человек рассматривается не как средство, а как цель общественного развития. Кратко охарактеризуем главные из них.
Аксиологический подход (от греч. axios - ценность и logos - слово - учение о ценностях, определяющих человеческие поступки) органичен для гуманистической педагогики. Аксиология исследует условия гармоничного взаимодействия человека и общества. В этой связи «аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и, соответственно, методологии современной педагогики» [4].
Один из основателей аксиологии лауреат Нобелевской премии Р.У. Сперри утверждал, что «мир, в котором мы живем, движим человеческими ценностями, поэтому борьба за спасение планеты становится борьбой за ценности более высокого порядка» [6, с. 24]. Сперри аргументировано показал, что «наши текущие глобальные кризисы являются в большей мере результатом неадекватных социальных ценностей и воззрений... что
человеческая судьба и судьба всей нашей биосферы оказались в полной зависимости от тех воззрений и ценностей, которые выберут следующие поколения» [6, 7].
Но еще задолго до Сперри великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей [1].
Для изучения мотивов и ценностей оптимален феноменологический подход, основанный на доверии к человеку, обращении к его здоровой и правильной сущности, которая в экзистенциальной психологии называется Person, что близко к нашему понятию «совесть». Феноменологический подход играет роль триггера развития ценностно-смысловой сферы как высшей структуры личности.
Рассмотрим основные направления воспитательной работы, исходя из приоритета гуманистических подходов.
Мотивы.
В основе поведения человека лежат не всегда осознаваемые, подчас противоречивые мотивы. К деструктивным мотивам относят стремление к власти, славе и обогащению. Эти мотивы естественным путем формируются при отсутствии внятной воспитательной стратегии. Конструктивные мотивы - это служение и творчество. Конструктивные мотивы, направленные на саморазвитие и благо общества, надо взращивать и воспитывать при слаженном взаимодействии семьи, школы и общества.
Сегодня насаждается система ценностей, формирующая особый тип личности, который Э. Фромм назвал «рыночным». «Рыночная личность» воспринимает себя и других как товар, который надо выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа — карьера и деньги. Их отличают честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. Этот тип Фромм считал непродуктивным в отличие от творческого типа.
Моральное сознание.
Основываясь на трудах Пиаже, Л. Кольберг создал стадиальную теорию развития морального сознания. Кольберг считал, что до пяти лет ребенок не имеет никаких представлений о морали. На стадии нравственного реализма (5-7 лет) дети судят о нравственности поступка, исходя из его очевидных последствий - награды или наказания -благодаря чему закладываются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
На этом уровне находятся и взрослые, чьи поступки определяются страхом наказания (выговор, штраф, лишение прав, уголовное наказание и т.п.) или желанием получить награду (благодарность, премию, орден и т.п.).
На более высоком, конвенциальном уровне морального развития человек поступает так, как этого требует закон или общественное мнение (от лат. conventio — договор, соглашение). Теоретически этот уровень достижим для подростков старше 12 лет.
На следующем уровне человек делает нравственный выбор на основе своих убеждений. Смысл образования Колберг видел в развитии морального сознания детей и взрослых.
Направленность личности.
Еще один важный аспект воспитательной работы - направленность личности. Ближе всех к открытию главного измерения человеческой личности подошел не психолог, а физиолог, великий русский ученый А.А. Ухтомский. Открытый им принцип доминанты выходит за пределы физиологии, объясняя психологические и социальные аспекты поведения человека.
Человек с эгоистической доминантой воспринимает себя как центр, вокруг которого все должны вращаться. Если каждый будет считать себя центром, крутиться вокруг будет некому. Модель поведения с отчетливой доминантой на «Я», при которой «Другие» - фон, массовка очень напоминает модель поведения раковых клеток, каждая из которых считает себя главной.
Исследования показывают, что подростки с эгоистической направленностью менее благополучны в своем психическом развитии. Такие подростки делают все для своего успеха, стремятся к любви и уважению, но не получают их. Они хотят занимать ведущие руководящие роли в коллективе, но авторитетом не пользуются и руководить не умеют [5].
Альтруистическая доминанта в наши дни большая редкость. Но именно она является основой семейного благополучия, бесконфликтного сосуществования и профессиональной успешности (не путать с навязанным стереотипом «успеха»).
Федеральный институт развития образования более десяти лет занимается разработкой, апробацией и внедрением воспитательных программ, направленных на развитие морального сознания у детей и подростков. В программах рассмотрены проблемы воспитания нравственной направленности личности и формирования конструктивных мотивов. Так, в 2012 году по заказу Департамента образования г. Москвы был разработан учебно-методический комплект «Самоопределение», в который входят книги для учащихся 5-7 и 8-9 классов «Беседы о самоопределении»; «Самоопределение учащихся 5-9 классов: психологическая подготовка педагогов и родителей»; «Тренинги самоопределения для учащихся 5-9 классов»; «Классные часы. Беседы о самоопределении в 5-9 классах» (М.: ОИЦ «Академия», 2012). В 2013 году были разработаны научно-методические материалы «Как помочь детям найти свое место в жизни. Стратегии воспитательной работы в школе: научно-методические материалы. М.: Федеральный институт развития образования). Учебное пособие «Личность. Профессия. Карьера» (М.: Просвещение, 2021) включено в федеральный перечень учебников для 8-9 классов.
Эти и другие материалы прошли успешную апробацию на базе экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по теме «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения учащихся» в 2015-2020 гг. В феврале 2021 года создана новая экспериментальная площадка по теме «Организационное, методическое и кадровое сопровождения воспитательного процесса в условиях непрерывного образования», в которую входят детские сады, школы и колледжи. Цель экспериментальной площадки -разработка и апробация в пяти регионах России элементов организационного, методического и кадрового сопровождения воспитательного процесса в соответствии с задачами, поставленными Президентом России В.В. Путиным и министром просвещения С.С. Кравцовым.
Эффективная воспитательная стратегия, подкрепленная качественным инструментарием, в руках компетентных педагогов будет содействовать не только преодолению негативных тенденций, но и осознанному самоопределению школьников, воспитанию поколения людей нравственных, способных к самообразованию, критично мыслящих, настроенных на самореализацию в социально значимых видах деятельности. Главное в этой стратегии - воспитание, прежде всего, граждан, патриотов, творцов, а потом уже рабочей силы, электората или потребителей.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
2. Голубкова Л.Г. Анализ современных концепций образования. Доклад на заседании Русской аналитической школы 16.01. 2020 https://upravleniye.livejournal.com/17377.html
3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (принят ГД 22.07.2020, одобрен Советом Федерации 24.07.2020 http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для высших и средних педагогических уч. заведений / под ред. С.А. Смирнова. М., Академия, 2001.
5. Резапкина Г.В. Педагогика добра и зла // Образовательная политика №6, 2011.С. 91.
6. Сперри Р.-У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения / Мозг и разум. Институт философии РАН. М.: Наука, 1994. С.20-44
7. Федеральный портал «Российское образование» https://edu.ru/news/glavnye-novosti/v-kazhdoy-shkole-budet-svoya-programma-vospitateln/
РАЗДЕЛ 3
СМЫСЛ ЖИЗНИ, АКМЕ, ВОЗРАСТ, СЕМЬЯ, ПРОБЛЕМЫ ПСИХОТЕРАПИИ, ЛОГОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВНИЯ
УДК 159.9
В.Э. ЧУДНОВСКИЙ О ЛИЧНОСТНОМ ФУНДАМЕНТЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Вайзер Галина Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ассоциированный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Моховая, д. 9, с. 4, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье показана значимость работ В.Э. Чудновского по проблеме «Смысл жизни и возраст». Выделена интегрирующая функция смысла жизни в психологическом развитии, ее роль в объединении отдельных возрастных этапов в единую линию жизни. Рассмотрено содержание понятия «личностный фундамент смысла жизни».
Ключевые слова: смысл жизни, личностный фундамент смысла жизни, нравственная составляющая, развитие способностей, адекватное отношение человека к собственной судьбе.
V.E. CHUDNOVSKY ABOUT PERSONAL FOUNDATION OF THE MEANING OF
LIFE
Vaizer Galina Aleksandrovna Ph.D., Senior Researcher, Associate Researcher, FBSSI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow, 9 Mokhovaya str., bld. 4, e-mail: [email protected]
Abstract
The article shows the significance of work of V.E. Chudnovsky on the problem "The meaning of life and age". The integrating functions of the meaning of life in psychological development, its role in combining individual age stages into a single line of life are defined. The content of the concept "personal foundation of the meaning of life" is considered.
Keywords: meaning of life, personal foundation of the meaning of life, moral component, development of capabilities, adequate attitude of person to his own fate.
Значительное число работ В.Э. Чудновского посвящено возрастному аспекту проблемы смысла жизни. И это не случайно. Ведь проблема поиска себя, нахождения смысла своей жизни актуальна для человека любого возраста. Но особое значение она приобрела в наше время, характеризующееся ломкой устоев общественного бытия. Исходные положения для анализа возрастного аспекта в русле смысложизненной проблематики сформулированы в общетеоретических исследованиях В.Э. Чудновского. Он утверждал: «Смысл жизни - не просто определенная идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу» [4, с. 16]. В его работах показано, что структурную основу смысла жизни составляет иерархия смыслов, соотношение «большого» (главного) и «малых» смыслов. Причем особенности структурной иерархии обусловливают не только формально-динамическую, но во многом и содержательную характеристику данного феномена. Он писал: «Становление и формирование смысла жизни