Научная статья на тему 'ТРЕЗВОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ТРЕЗВОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЗВОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕЗВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ТРЕЗВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Ирина Ивановна

Вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами автор предлагает рассматривать с позиции формирования понятия о трезвости. В статье проводится анализ основных подходов к определению данного понятия. Рассматриваются результаты эмпирического исследования представлений младших школьников о трезвости. Показаны направления работы педагога-психолога по формированию трезвенных убеждений у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOBRIETY IN PRESENTING YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The author suggests considering the issues of prevention of substance abuse from the point of view of forming the concept of sobriety. The article analyzes the main approaches to the definition of this concept. The results of an empirical study of the ideas of primary school students about sobriety are considered. The directions of the work of a teacher-psychologist on the formation of sober beliefs in younger schoolchildren are shown.

Текст научной работы на тему «ТРЕЗВОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и обработка данных / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2016. - 392 с.

7. Никандров В.В. Экспериментальная психология / В.В. Никандров. - СПб.: Речь, 2016. - 480 с.

8. Пишо П. Психологическое тестирование / П. Пишо. - СПб.: Питер, 2004. - 160 с.

9. Сидоренко Е.В. Математические методы обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2014. - 350 с.

10. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов / Г.В. Суходольский. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - 464 с.

11. McGuigan F.J. Experimental Psychology: Methods of Research / F.J. McGuigan. - New Jersey: Prentice-Hall, 1997. - 467 p.

12. Solso R., MacLin M.K. Experimental Psychology: A Case Approach / R. Solso, M.K. MacLin. - Boston: Allyn & Bacon, 2001. - 562 p.

Психология

УДК 159.9.07.

кандидат психологических наук, доцент Маркова Ирина Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ТРЕЗВОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами автор предлагает рассматривать с позиции формирования понятия о трезвости. В статье проводится анализ основных подходов к определению данного понятия. Рассматриваются результаты эмпирического исследования представлений младших школьников о трезвости. Показаны направления работы педагога-психолога по формированию трезвенных убеждений у младших школьников.

Ключевые слова: трезвость, младшие школьники, представления о трезвости у младших школьников, трезвенное воспитание.

Annоtation. The author suggests considering the issues of prevention of substance abuse from the point of view of forming the concept of sobriety. The article analyzes the main approaches to the definition of this concept. The results of an empirical study of the ideas of primary school students about sobriety are considered. The directions of the work of a teacher-psychologist on the formation of sober beliefs in younger schoolchildren are shown.

Keywords: sobriety, primary school children, ideas about sobriety in primary school children, sober education.

Введение. Наркологическая ситуация в России характеризуется тем, что наблюдается неуклонное омоложение злоупотребления психоактивными веществами. Опыт употребления пива имеют почти 76% подростков. С 12 лет начинается регулярное употребление пива, с 15 лет - систематическое употребление вина, с 16 лет - водки. Самыми покупаемыми среди детей 13-17 лет являются алкогольные коктейли. За последние десять лет возраст отравления алкогольными ядами снизился с 14 до 11 лет [7; с. 31. В превентивной практике образовательных учреждений по-прежнему широко используется информационный подход.

Считается, что устрашающий характер предоставляемой информации будет способствовать формированию отрицательного отношения к психоактивным веществам (ПАВ), уменьшению шансов на их употребление школьниками. Большинство старших подростков понимают, что употребление наркотических препаратов опасно и вредно. Однако усилия специалистов в области профилактики вкладываются в доказательство именно этих фактов. Данные исследования, проведенные автором, показывают, что у 75% страшеклассников выражено желание получать информацию о поддержании и сохранения здоровья, а не о пагубном влиянии психоактивных веществ [6; с. 310]. В настоящее время акцент делается на проблеме, а должно - на решении. Создание сильного образа нормы - основное направление профилактической работы. Она позволяет показать модели непроблемного поведения, формировать саногенное мировоззрение. К. Хопкинс писал: «Расскажите людям то, что надо делать, а не то, чего надоизбегать».

Вопросы профилактики необходимо рассматривать не только с точки зрения патогенеза, но и саногенеза - поддержания здоровья. Подход «моделирование здоровья» признается более перспективным, чем подход «моделирование болезни». Понятие продвижения к здоровью как к профилактике, а точнее к превенции болезни, лежит в основе модели здоровья. Понятие превенции достаточно широкое и подразумевает не только уход от болезни, но развитие факторов, способствующий сохранению, поддержанию здоровья. В связи с этим вопросы профилактики злоупотреблений психоактивными веществами автор предлагает рассматривать с позиции формирования у школьников понятия о трезвости.

Изложение основного материала статьи. И.В. Бачинин [2; c. 57, 58], проведя анализ использования термина «трезвость» в повседневном языке, медицине, праве, пришел к выводу, что собственное содержание этого понятия отсутствует, оно рассматривается преимущественно, как «отсутствие опьянения».

В медицине трезвость рассматривается в контексте физиологического состояния тканей и органов тела организма в целом, когда опьяняющие вещества не оказывают воздействуя на него.

В правовом поле трезвость и опьянение рассматриваются с позиции установления дееспособности человека. Оценивается, способен ли человек в соответствии с законом нести полную ответственность за свои поступки, носит ли вменяемость полный или уменьшенный характер, присутствуют обстоятельства, отягчающие вину. Здесь также анализируется факт опьянения или его отсутствия, а не трезвость как таковая.

С психологической точки зрения трезвость можно рассмотреть как психофизиологическое и психическое состояние, которое характеризуется сохранностью функций сознания, нормальных порогов восприятия, качеств внимания, координации движений, адекватности представлений, мышления, речи, коммуникаций индивида. Психологические аспекты трезвости практически не изучались. Достаточно хорошо изучено как раз состояние опьянения, нарушения психических функций в этом состоянии.

По мнению И.В. Бачинина, этимологический анализ слов «трезвый», «трезвость» подходит к церковнославянскому языку. Ю.В. Коренева [5; с. 74], изучая культурные смыслы слов «трезвость» и

«трезвение» на примере житийных текстов, отмечает, что они не тождественны. Если трезвость свидетельствует в первую очередь о физическом характере человека, и только потом - о психологическом состоянии, то трезвение характеризует христианскую добродетель. Его можно определить, как «бдительность, внимание к своим душевным движениям, постоянный контроль за своими мыслями / помыслами, осуществляемый в рамках христианской жизни». Уяснить весь понятий комплекс, стоящий за словом «трезвение», человек сможет только при условии включенности в православную культуру, в том числе языковую.

И.В. Бачинин отмечает, что христианская антропология достаточно полно раскрывает собственное положительное понятие «трезвость», которое гораздо шире простого отрицанию качеств опьянения. «Трезвость - это идеальное и в разной степени достигаемое усилиями трезвения состояние такой ясности сознания и внимания к внутреннему миру, которое позволяет различать и оценивать его духовные составляющие, что необходимо для различных видов деятельности служения, направленного на осуществление смысла жизни, предельных смыслов и ценностей, разделяемых с событийно общностью» [2; с. 69] . Трезвость - определенное состояние тела, души и духа человека. Трезвый человек духовно свободен, может проявлять ответственность в ситуации выбора, способен к созидательному умственному и интеллектуальному усилию. Трезвый человек владеем собой, своими эмоциями и помыслами, обладает волей к совершению необходимого действия. Трезвый человек бережет свою честь и достоинство. Трезвость -естественное состояние, сопровождающееся ощущением счастья, чистоты, благодати.

Особый интерес представляет изучение представлений о трезвости у младших школьников. В этот период идет интенсивное формирование убеждений, установок, нравственных и ценностных ориентиров в поведении. Знания об отношении к трезвости необходимо для понимания ведущих направлений профилактической работы с детьми, для оценки эффективности проводимых мероприятий.

Психологические исследования, направленные на изучение особенностей отношения к трезвости у детей единичны. М.А. Вишнякова К.А. Волкова, Е.Е. Горина [3] вначале изучают информированность детей об алкоголе и первичные установки на употребление алкоголя, затем показывают эффективность проводимых ими профилактических мероприятий. Авторам удается эмпирически доказать создание положительного отношения младших школьников к трезвому образу жизни. З.Д. Анисина [1] показывает возможности формирования активной позиции детей и подростков по утверждению трезвости в условиях летнего палаточного лагеря.

В связи со слабой изученностью проблемы представлений младших школьников о трезвости было предпринято собственное эмпирическое исследование, которое проводилось на базе общеобразовательных учреждений Россошанского и Новоусманского муниципальных районов Воронежской области. В нем приняли участие 43 ребенка младшего школьного возраста, ученики 2-3 классов.

Для изучения представлений о трезвости использовались следующие психодиагностические методики:

• «Ассоциации со словом «трезвость».

• Рисунок на тему: «Трезвость».

• Графическая методика «Праздничный стол» М.А. Вишняковой, К.А. Волковой, Е.Е. Гориной [3].

• Незаконченный рассказ на тему: «У нас были гости...» [4].

Анализ результатов исследования ассоциаций со словом «трезвость» показал, что 54% младших школьников рассматривают ее как неупотребление спиртных напитков («трезвость - это когда человек не пьет»), уточняя, какие именно спиртные напитки не должны употребляться («водка, пиво, коньяк, шампанское и вино»). Трезвость рассматривается как ведение здорового образа жизни 29% опрошенных («Трезвый человек - это тот, который пьет чай, кофе, лимонад», «не пьет спиртные напитки и хорошо проводит время», «занимаясь спортом, то есть ведет здоровый образ жизни». Трезвость связывают с правильным питанием 12% опрошенных детей. Трезвость связывают с долгожительством 3% учащихся «Когда человек не пьет водку, коньяк, он не пьяный и может прожить 90-100 лет».

Во втором задании младшим школьникам было предложено нарисовать рисунок на тему «Трезвость». На рисунках 47% младших школьников помещены крупные изображения спиртных напитков в красном перечеркнутом круге. В манере рисования присутствуют грубые штрихи; четкие линии (в основном, выполненные с использованием линейки); сильный нажим на бумагу. Это отражает негативное, агрессивное отношение младших школьников к алкоголю. В рисунках представлены стереотипы социальной антирекламы. На своих рисунках 39% младших школьников наряду с алкоголем изображают молоко, сок, кефир, занятия спортом. Это свидетельствует о том, что они не просто отрицают возможность употребления алкоголя, но и предлагают альтернативу. Только безалкогольные напитки представлены на рисунках 9,5 % младших школьников (человек пьет чай, сок и лимонад). На этих рисунках преобладают мягкие, плавные штрихи, виден легкий нажим, преобладающие цвета - зеленый, желтый и голубой. На одном из рисунков «Трезвость» ребенок сделала следующую надпись: «Есть время на семью, кино, мяч, путешествия, книгу и компьютер».

В третьем задании младшим школьникам было предложено нарисовать свой праздничный детский стол. На рисунках 25% младших школьников были изображены спиртные напитки, употребляемые взрослыми: коньяк, шампанское, водка, пиво, вино. Не указали наличия взрослого алкоголя 16% опрошенных. Детское шампанское присутствовало на столах у 75% детей. Хочется отметить, что «детское шампанское» следует рассматривать как скрытую рекламу алкогольных напитков, вызывающую интерес и составляющую специфическую «культуру» потребления, способствующую в дальнейшем алкоголизации населения. Лишь 12% детей младшего школьного возраста изобразили столы, на которых нет ничего связанного с алкоголем или его номинативным заменителем, а указаны такие напитки как: сок, компот, лимонад и чай.

В четвертом задании детям необходимо было продолжить рассказ: «Гости разошлись, стол был не убран, на столе остались грязные тарелки, рюмки с недопитым вином, а я остался/лась один. И тогда я решил/а.». Большинство младших школьников (70%) отметило, что после ухода гостей начинают убирать со стола («Гости разошлись и тогда я решила убрать со стола тарелки и протереть его. После этого я отодвинула стол, оттряхнула крошки сдивана и пропылесосила комнату. Остатки еды я положила в холодильник, а на следующий день отвезла их своей любимой собаке. После этого я пропылесосила весь дом и помыла полы. Я очень люблю уборку!»). После праздничного застолья 10 % младших школьников чувствуют усталость («Я решила убрать и помыть грязные тарелки и рюмки, потом взяла тряпку и вымыла стол; разложила все на свои места. Я очень устала и пошла спать»).

И лишь одна девочка отмечает: «Я убрала со стола, протерла стол, пропылесосила комнату.Вечер был прекрасен!». Моют рюмки за родителями 30% младших школьников, 4% - убирают со стола бутылки от спиртных напитков.

Установлено, если приобщение к психоактивным веществам произошло достаточно рано, то химическая зависимость формируется быстрее, более выраженными оказываются ее негативные последствия. В связи с этим профилактическую работу важно проводить до наступления подросткового возраста, т.е. в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Говорить о трезвости и заниматься формированием трезвенных убеждений в подростковой и молодежной среде не просто. Трезвость воспринимается как нечто нереальное на фоне массовой алкоголизации взрослых. Люди, ведущие трезвый образ жизни, зачастую воспринимаются как «ненормальные» - своеобразные «белые вороны».

Автор убежден, что именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования трезвенных убеждений как ценностных приоритетов личности. Младшие школьники, в отличие от подростков, проявляют большее доверие к взрослым (родителям, педагогам) и к той информации, которую они сообщают. Поэтому детьми будет адекватно восприниматься объективная информация о ценности трезвости и отрицательных последствиях употребления психоактивных веществ и инток-сикантов.

Возрастная особенность данного возраста - высокая познавательная активность, желание постигать новое. Если своевременно и ярко говорить с детьми о трезвости как норме жизни, показывать ее преимущества, то именно эта информация будет усвоена и взята за образец для подражания.

Для младших школьников саморазрушительное поведение практически не характерно. У них в большей степени выражено стремление быть лучшими, желание следовать правилам и нормам. Они слабо вовлечены в деструктивные группы, в меньшей степени подвержены зависимости от мнения сверстников. В связи с этим повышается вероятность формирования трезвеннических убеждений именно в этом возрасте.

При работе с детьми младшего школьного возраста более уместно вести речь именно о «трезвенном воспитании», в котором определяющими являются духовно-нравственные составляющие, а не знания об одурманивающих веществах.

З.Д. Анисина дает следующее определение трезвенному воспитанию. «Трезвенное воспитание -целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого осуществляется развитие разумной, сознательной личности, отвергающей всякое употребление опьяняющих веществ, строящей свою жизнь без мифов и иллюзий, на принципах здравомыслия, правильного поведения и духовно-нравственных ценностях своего народа» [1; с. 77].

В настоящее время проблема разработки психологической концепции трезвости требует серьезной проработки. Однако, по мнению автора, определение трезвости, сформулированное И.В. Бачининым в рамках христианской антропологии, является по содержанию наиболее близким к психологии.

Данный подход обогащает практику трезвенного просвещения детей и подростков. Формирование трезвеннических убеждений у младших школьников может включать в себя работу по нескольким направлениям:

- воспитание нравственных чувств;

- формирование у детей представлений о добре и зле, о должном и необходимом, о том, что соответствует социальным номам, о вредном и полезном;

- формирование представлений о «трезвении» как важнейшей ценности в отечественной духовной традиции;

- развитие рефлексии, умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

- развитие волевых качеств: выдержки, целеустремленности, решительности;

- развитие компетентности в социальном функционировании.

Выводы. Анализ результатов проведенного исследования показал, что большинство младших школьников рассматривают трезвость как неупотребление спиртных напитков. Прослеживается негативное отношение к спиртным напиткам и есть некоторые представления о здоровом питании как об альтернативе употребления спиртного. Употребление алкоголя взрослыми в присутствии детей младшего школьного возраста является неотъемлемой частью проведения детских праздников. Младшие школьники не могут выделить наличие специфических характеристик трезвости. Есть некое представление о физической трезвости, психологические, духовные аспекты мало осознаваемы детьми. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования трезвенных убеждений как ценностных приоритетов личности. При работе с детьми более уместно вести речь именно о «трезвенном воспитании», в котором главным является духовно-нравственное развитие и воспитание.

Литература:

1. Анисина З.Д. Формирование активной позиции детей и подростков по утверждению трезвости в нашем обществе в условиях палаточного лагеря // Актуальные проблемы развития образования в период детства: материалы заочной научно-практической конференции. Екатеринбург, 31 мая 2017 г. / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Т. В. Никулиной. - Екатеринбург: [б. и.], 2017. - С. 74-81

2. Бачинин И.В. Обоснование антропологического содержания понятия «трезвость» // Вестник ПСТГУ IV, Педагогика. Психология. - 2014. - Выпуск 3 (34). - С. 56-71.

3. Вишнякова М.А., Волкова К.А., Горина Е.Е. Формирование положительного отношения к трезвому образу жизни у младших школьников // Социальные отношения. - 2016. - № 3 (18). - С. 138-146.

4. Гринченко Н.А. Культура здорового образа жизни школьников // Современные подходы к первичной профилактике и формированию культуры трезвого здорового образа жизни в образовательной среде: сборник научно-практической конференции. - Москва: Концептуал, 2017. - С. 16-23.

5. Коренева Ю.В. Трезвение и трезвость: культурные смыслы слова (На примере житий святых) // Русский язык в школе. - 2013. - № 4. - С. 72-75.

6. Маркова И.И. Особенности отношения к здоровью девиантов юношеского возраста / И.И. Маркова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-4. - С. 307-311.

7. Маркова И.И., Красненкова С.А. Психологическое консультирование личности, склонной к девиантному поведению. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2019. - 268 с.

8. Маркова И.И., Красненкова С.А. Социализация подростков и риски асоциального поведения. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. - 368 с.

Психология

УДК 159

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Мунгиева Нина Зурабовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Магомедова Разият Магомедовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, социальной педагогики и социальной работы Шихамирова Бата Абдулгамидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. На страницах настоящей статьи подвергается рассмотрению феномен креативной компетентности современного педагогического работника, осуществляющего профессиональную деятельность в образовательном пространстве высшей школы. В статье рассмотрена взаимосвязь экономических и культурных процессов с одной стороны и глубокой трансформации требований современного социума к системе высшего образования - с другой. Авторы делают вывод о том, что на настоящем этапе развития отечественной высшей школы одно из ведущих мест в структуре компетентности современного преподавателя занимает креативная компетентность. В статье проведён анализ дефиниции «креативная компетентность» и её отдельных составляющим. Авторами исследуется значение креативной компетентности современного преподавателя высшей школы в различных сферах его деятельности. Особое внимание при этом уделено научно-исследовательской работе как требующей наиболее творческого подхода.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, преподаватель высшей школы, профессиональные компетенции преподавателя высшей школы, надпрофессиональные компетенции преподавателя высшей школы, научное творчество.

Annotation. On this article's pages, the modern teacher's, who carries out professional activities in the higher education, creative competence is considered. The publication's first part will examine the relationship between political, economic and cultural processes on the one hand and the deep transformation of the modern society's requirements to the higher education on the other. It will be proved that at the present stage of the national higher school development, one of the leading places in the modern teacher's competence structure is occupied by creative competence. The next part of the article is devoted to the analysis of the «creative competence» definition and its individual components. Further, the significance of the modern higher school teacher's creative competence a in various spheres of his activity is investigated. Special attention is paid to research work as requiring the most creative approach.

Keywords: higher professional education, higher school teacher, professional competencies of a higher school teacher, supra-professional competencies of a higher school teacher, scientific creativity.

Введение. Процессы, фиксирующиеся в политике, экономике и культуре на протяжении последних тридцати лет, сказались также на системе профессионального образования. В настоящий момент последнее перестаёт быть одним из наиболее консервативных социальных институтов, становясь при этом элементом мирового сообщества, подсистемой мировой социальной- экономической и культурной системы [2; 6; 9; 11; 14-15]. Фиксируется, кроме того, переосмысление места и роли системы высшего профессионального образования в современном динамично меняющемся социуме [12, с. 12].

Изложение основного материала статьи. В условиях подобных глубоких трансформаций на первый план выходит уровень профессиональной подготовки современного преподавателя высшей школы и его личностные качества. Если учесть, что педагогическим работникам учреждений системы высшего профессионального образования зачастую приходится осуществлять педагогическую деятельность в условиях постоянной неопределённости и инновационности, то станет практически очевидным значимость их креативной компетентности. Под дефиницией «креативность» большинство современных авторов понимают способности индивида к творчеству, уровень его творческой одаренности, составляющий устойчивую характеристику личности [2; 4; 10; 13].

Под креативной компетентностью преподавателя высшей школы мы будем понимать систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств педагогического работника вуза, необходимых ему для творчества. И хотя креативность может присутствовать во всех видах деятельности преподавателя, в рамках настоящей статьи мы сосредоточимся в основном на том, как креативная компетентность реализуется в процессе реализации исследовательской деятельности.

На настоящем этапе разработки данной проблемы в структуре креативной компетентности современного преподавателя, осуществляющего профессиональную деятельность в рамках образовательных программ высшего профессионального образования, можно выделить ряд качеств (табл. 1):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.