Научная статья на тему 'Тревожность: связь со стрессами и темпераментом у студенток'

Тревожность: связь со стрессами и темпераментом у студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4190
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕССЫ / ТЕМПЕРАМЕНТ / СТУДЕНТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Азарных Татьяна Дмитриевна

Целью исследования являлось изучение связи между тревожностью и стрессами разной интенсивности и актуализированности, а также темпераментом у студенток. Установлена связь тревожности как с текущими стрессами высокой (посттравматическими, ПТС) и средней интенсивности, а также пережитыми в детстве в виде насилия (сексуального, семейного, психологического), дисфункциональными семейными отношениями, неблагоприятной экологической обстановкой, так и темпераментом. При этом темперамент оказывает большее влияние на уровень тревожности, чем актуализированность и интенсивность стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anxiety: its connection with stress and temperament among female students

The aim of the research was to study the connection between the anxiety and stresses of varying intensity and actuality, as well as the connection between anxiety and temperament among the female students. We have established the correlation between the anxiety and both current stresses of high (PTS) and moderate intensity, as well as between anxiety and violence, which has been experienced in the childhood (sexual, family, psychological), dysfunctional family relationships, unfavorable environmental conditions, and temperament. We also found out that the temperament has a greater impact on the level of anxiety than the actualization and intensity of stress.

Текст научной работы на тему «Тревожность: связь со стрессами и темпераментом у студенток»

Психологические науки

УДК 159.9

ТРЕВОЖНОСТЬ: СВЯЗЬ СО СТРЕССАМИ И ТЕМПЕРАМЕНТОМ У

СТУДЕНТОК

Татьяна Дмитриевна Азарных, кандидат биологических наук, доцент, Воронежский государственный университет инженерных технологий (ФГБОУ ВО ВГУИТ), Воронеж

Аннотация

Целью исследования являлось изучение связи между тревожностью и стрессами разной интенсивности и актуализированности, а также темпераментом у студенток. Установлена связь тревожности как с текущими стрессами высокой (посттравматическими, ПТС) и средней интенсивности, а также пережитыми в детстве в виде насилия (сексуального, семейного, психологического), дисфункциональными семейными отношениями, неблагоприятной экологической обстановкой, так и темпераментом. При этом темперамент оказывает большее влияние на уровень тревожности, чем актуализированность и интенсивность стресса.

Ключевые слова: тревожность, стрессы, темперамент, студентки.

ANXIETY: ITS CONNECTION WITH STRESS AND TEMPERAMENT AMONG

FEMALE STUDENTS Tatyana Dmitrievna Azarnykh, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh

Annotation

The aim of the research was to study the connection between the anxiety and stresses of varying intensity and actuality, as well as the connection between anxiety and temperament among the female students. We have established the correlation between the anxiety and both current stresses of high (PTS) and moderate intensity, as well as between anxiety and violence, which has been experienced in the childhood (sexual, family, psychological), dysfunctional family relationships, unfavorable environmental conditions, and temperament. We also found out that the temperament has a greater impact on the level of anxiety than the actualization and intensity of stress.

Keywords: anxiety, stress, temperament, female students.

ВВЕДЕНИЕ

Высокая тревожность является индикатором психического и соматического неблагополучия личности. Показано, в частности, что она является предиктором суицидального поведения у подростков [18], а также алкогольного у американских студентов [14], алкогольной, наркотической и никотиновой зависимостей - у китайских [20]. Высокая тревожность связана и с нарушениями соматического здоровья. Наличие ее в раннем подростковом возрасте является предиктором повторяющейся головной боли [9], гипертен-зии [3], а также приводит к снижению социальной адаптации во взрослости (30 лет). Так, тревожность в подростковом возрасте (13-18 лет) предсказывает нарушение социального функционирования, в частности, более низкий уровень доходов, безработицу, плохую адаптацию, неэффективные копинг-стратегии, большее количество стрессовых событий в жизни; развивающиеся депрессия, наркотическая и алкогольная зависимости опосредуют эти связи [11]. Связь между тревожностью и соматическими заболеваниями существует и у взрослых, в частности, сердечно-сосудистыми [19; 10], мигренью [15], сахарным диабетом 1 типа [16]. Между тем тревожные состояния являются распространенными среди студентов не только в России [1], но и других странах, в частности, Франции [17], Турции [13], Мексике [12]. Однако, несмотря на большое количество исследований причины высокой тревожности остаются плохо изученными. Одной из них у студентов называют

стрессы [17]. Показана связь между тревожностью и стрессорами высокой интенсивности, приводящими к развитию посттравматических стрессов (ПТС) и их крайней выраженности в виде посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [7]. Однако связь тревожности со стрессорами высокой интенсивности вне контекста ПТС (т.е. не приведшими к формированию ПТС) является практически совсем неизученной. В собственных исследованиях установлена связь у студентов между ПТС, коморбидной тревожностью и темпераментом. Можно предположить, что связь между тревожностью и темпераментом является универсальной, а не характерной только для группы с ПТС.

Целью исследования являлось изучение связи между тревожностью и 1) стрессами разной интенсивности и актуализированности, 2) темпераментом у студенток.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Определялась выраженность следующих показателей: 1) тревожность Тейлор (дополнительная шкала СМИЛ) МА8сб в сырых баллах и стандартизированных относительно пола MAS [6], 2) ПТС по шкале оценки влияния травматических событий (ШОВТС или IES-R) с субшкалами вторжение IN, избегание AV, физиологическая реактивность AR (M.J. Horovitz), 3) виды пережитых стрессов (LEQ). Опросники 2-3 адаптированы на российских выборках в ИП РАН [4]. Определялся также темперамент через формально-динамические свойства индивидуальности (ФДСИ) [5]. Согласно опроснику ФДСИ существуют следующие параметры: эргичность, пластичность, скорость в сферах психомоторной (ЭРМ, ПМ, СМ), интеллектуальной (ЭРИ, ПИ, СИ) и коммуникативной (ЭРК, ПК, СК), эмоциональность в этих сферах (ЭМ, ЭИ, ЭК), а также индексы: активности психомоторной ИПА, интеллектуальной ИИА, коммуникативной ИКА, общей ИОА, общих эмоциональности ИОЭ и адаптивности ИОАД.

Исследования проведены на студентках дневной формы обучения инженерных и экономических специальностей государственных вузов г. Воронежа в возрасте 18-20 лет (2-4 курсы). Всего в исследовании приняло участие 1282 девушки (фронтальное тестирование, т. е. всей группы без исключения, что важно подчеркнуть, т. к. студентки с наличием текущих стрессов часто не посещают занятия). Все данные представлены в виде средней арифметической (М) и стандартного отклонения (SD), однако при определении достоверности различий между группами использовались как параметрические, так и непараметрические критерии (t-Стьюдента, U-Манна-Уитни, соответственно), последний в случае отклонения данных от нормального распределения (по критерию Колмогорова-Смирнова). Проводился также однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) с вычислением коэффициента детерминации R2, его непараметрический аналог (критерий Краскала-Уоллиса Хку2), анализ таблиц сопряженности (критерий х2-Пирсона, с поправкой на непрерывность). Статобработка проводилась с помощью пакета SPSS (версия 13).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что у студенток существуют следующие группы стрессов: ПТСь2-з 1) хронические (ПТС3, длительность не менее полугода), 2) острые (ПТС2, до 4 месяцев) [ср. время переживания (лет): М = 3,7, SD = 3,23 и М = 0,2, SD = 0,09 соответственно], 3) острая реакция на стресс (ОРС) (длительностью до 1-го месяца) (ПТС1), причиной которых являются насилие, неожиданная смерть близких, несчастные случаи, 4) другие (ДС1-2-3), вызванные болезнями близких, отчислением в прошлом из вуза или его угрозой, разрывом любовных отношений, конфликтами между родителями, с родителями, со сверстниками, с аналогичной градацией по времени: хронические ДС3, острые ДС2 (М = 2,1, SD = 2,29 и М = 0,2, SD = 0,051 соответственно), ДСь В качестве контрольных групп использовались две: в одной из них был хотя бы один стресс из списка LEQ (КГ), в другой - не было ни одного из этого списка (0-стресс). Разделение двух групп с текущими стрессами на ПТС и ДС связано с тем, что в группе с ДС характер стресса не соответ-

ствует критерию, который является обязательным при диагностике ПТСР/ПТС - наличие страха, ужаса или беспомощности в момент стрессового события (по ББМ-ГУ) [8]. Однако на взрослых выборках показано, что симптомология реакции на ряд стрессовых событий (в частности, развод) является схожей с таковой при ПТСР [2].

Выраженность 1ЕБ-Я и ее субшкал в группах с ПТС1-2-3 и ДСЬ2-3 составляет (в баллах): М1ЕБ-Я = 49,2 (ББ = 21,80) и М1ЕБ-Я = 45,8 (ББ = 20,83), Мю = 16,2 (ББ = 8,84) и Мш = 15,4 (ББ = 8,37), МАУ = 19,8 (ББ = 7,97) и МАУ = 18,5 (ББ = 8,36), М^ = 13,2 (ББ = 8,43) и МАЯ = 12,0 (ББ = 8,07 соответственно) со статистически значимой разницей между группами 1ШБ-к. = 2,027, р = 0,043 и гАУ = 2,146, р = 0,032.

Средний уровень тревожности у девушек составляет (в баллах) ММАБсб = 19,4 (ББ = 7,12) и ММАБ = 47,8 (ББ = 11,04), при этом значения по квартилям составляют: 14, 19, 25 и 39, 47, 56 соответственно, т.е. о собственно высоком уровне тревожности можно говорить при баллах > 25 и > 56 соответственно.

В уровне тревожности МАБ/МАБсб между всеми восемью исследованными группами (0-стресс - КГ - ДС - ДС2 - ДС3 - ПТС1 - ПТС2 - ПТС3), а также укрупненными (0-стресс - КГ - ДСь2-3 - ПТСь2-3) существует статистически значимая разница (ХКУ2) (таблица 1).

Показатели 0-стресс (1) КГ (2) ДС1-2-3 (3) ПТС1.2.3 (4) ДС1-2-3 (3)

ДС1 (31) ДС2 (32) ДС3 (33)

М ББ М ББ М ББ М ББ М ББ М ББ М ББ

МАБсб 16,3 6,05 17,9 6,73 20,9 6,52 21,5 7,42 19,9 6,66 22,0 4,96 22,1 6,52

МАБ 43,0 9,38 45,5 10,41 50,1 10,10 51,0 11,51 48,6 10,30 51,7 7,57 52,0 10,12

N 123 - 525 - 211 - 423 - 113 - 21 - 77 -

сб

продолжение таблицы

Показатели ПТС1.2.3 (4) Достоверность разницы между группами

ПТС1 (41) ПТС2 (42) ПТС3 (43) 1-2-31-32-33-41-42-43 № = 7) 1-2-3-4 № = 3) 4-2 4-3

М ББ М ББ М ББ ХКУ2 Р Хку2 Р и Р и Р

МАБсб 20,3 7,61 20,9 7,74 21,8 7,33 102,832 ,000 94,253 ,000 79426,5 ,000 42334,5 ,291

МАБ 49,1 11,77 50,1 11,97 51,4 11,39 102,846 ,000 94,269 ,000 79424 ,000 42340 ,292

N 52 - 57 - 314 - - - - - - - - -

окончание таблицы

Показатели Достоверность разницы между группами

4-1 3-2 3-1 2-1 ANOVA

ПТС1-2-3 (а^/а^г = 2/420) ДС1-2-3 (а^/а^ = 2/208)

и Р и Р и Р и Р Б Р Б Р

МАБс6 15315,5 ,000 40695,5 ,000 7730 ,000 27839,5 ,017 1,089 ,338 2,989 ,053

МАБ 15316 ,000 40688,5 ,000 7730 ,000 27841,5 ,017 1,087 ,338 3,026 ,051

В ряду 0-стресс - КГ - (ДС^2-3, ПТС1-2-3) идет монотонное увеличение уровня тревожности МАБ/МАБсб со статистически значимой разницей между смежными группами, кроме двух последних. Это значит, что самая высокая вероятность развития тревожных состояний существует в группе с текущим стрессом (ПТС1-2-3 и ДС^2-3) по сравнению с обеими контрольными, кроме того в контрольной группе, в которой были стрессы из списка ЬЕр (КГ), она выше по сравнению с той, где их не было (0-стресс).

В уровне тревожности между всеми тремя группами ПТСь2-3 и ДС^2-3 статистически значимая разница отсутствует (АМОУА, критерий Фишера Б). Это значит, что длительность течения не оказывает влияния на уровень тревожности, т.е. она возникает в первый месяц после стрессового события, и затем ее уровень не изменяется.

Частота встречаемости собственно высокого уровня тревожности МАБсб/МАБ (> 25 и 56 баллов соответственно) также растет в ряду групп 0-стресс (1) - КГ (2) - ДС^2-3

(3) - ПТСьг-з (4): 8,1%, 17,9%, 28,9% и 37,8% соответственно со статистически значимой разницей между смежными группами (ха-2)2 = 8,360, p = 0,012, х>3)2 = 10,313, p = 0,001, Х(з-4)2 = 4,543, p = 0,033).

Детализация связи между высокой тревожностью и стрессами из списка LEQ в контрольной группе показала, что в подгруппе с ее высоким уровнем (> 25 баллов) выше частота встречаемости следующих стрессов (номера по LEQ): 8 (опасность химического или радиоактивного заражения, чаще всего - проживание на территории следа аварии на Чернобыльской АЭС) (10,6% и 4,6%, х2 = 4,100, p = 0,043), 20 (отдача в детстве на воспитание или усыновление) (4,3% и 0,5%, х2 = 6,749, p = 0,009), 24 [наличие близкого с очень сильными эмоциональными нарушениями (глубокой депрессией или с хроническим пристрастием к алкоголю, наркотикам)] (21,3% и 12,8%, х2 = 3,901, p = 0,048), 25 (наличие в истории жизни эмоционального оскорбления или пренебрежения) (22,3% и 9,5%, х2 = 10,992, p = 0,001), 31 (сексуально окрашенные действия) (7,4% и 2,1%, х2 = 5,796, p = 0,016), 35 (наличие в семье человека, который «шлепал» или толкнул так сильно, что причинил травму) (9,6% и 3,7%, х2 = 4,926, p = 0,031). Средний возраст на момент получения этих стрессов составляет (лет): M8 = 10,1 (SD = 7,09), M20 = 3,3 (SD = 2,25), M24 = 13, (SD = 5,45), M25 = 12,8 (SD = 4,77), M31 = 15,3 (SD = 2,7), M35 = 11,4 (SD = 5,21) без статистически значимой разницы между группами с высоким и низким уровнем тревожности.

Таким образом, высокая тревожность, с одной стороны, связана с текущим актуализированным стрессом (ПТСь2-3, ДС^2-3), а с другой - с определенного вида стрессами, пережитыми в детском и подростковом возрасте. Это значит, что за высоким уровнем тревожности MAS у студенток очень часто скрывается текущий стресс (ПТС или ДС) или же наличие в истории жизни стрессов, связанных с насилием (сексуальным и семейным), дисфункциональными семейными отношениями, а также неблагополучной экологической обстановкой. Этот вывод следует подчеркнуть, т. к. при мониторинге состояния у студентов самым часто используемым показателем является именно тревожность.

Однако высокий уровень тревожности встречается и в группе, в которой не было ни одного стресса из списка LEQ, что позволяет предположить зависимость тревожности и от других факторов, в частности, темперамента. Действительно, на уровень тревожности во всех четырех исследованных группах (0-стресс, КГ, ДС^2-3, ПТСь2-3) установлено влияние фактора темперамент (высокий, средний, низкий уровень параметров и индексов ФДСИ [5]) (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA)

Факторы 0-стресс(1) КГ (2) ПТС1.2.3 (*) (41.2.3) ДС1-2-3 (*) (31-2-3) 1-2-33-43

1. Виды стрессов F p R2 F p R2 F p R2 F p R2 F p R2

0,847 ,430 - 2,446 ,089 - 26,552 ,000 7,9

Степени свободы df\/df2 = 2/389 df1/df2 = 2/197 df1/df2 = 3/933

2. Темперамент F p R2 F p R2 F p R2 F p R2 F p R2

ЭРМ 0,886 ,415 - 2,587 ,076 - 9,463 ,000 4,6 0,582 ,56 - 5,842 ,003 1,2

ЭРИ 0,083 ,92 - - - - 11,256 ,000 5,5 - - - 30,188 ,000 6,1

ЭРК 1,605 ,206 - 18,097 ,000 7,3 6,716 ,001 3,3 2,759 ,066 - 21,812 ,000 4,5

ПМ 1,37 ,259 - 8,332 ,000 3,5 9,767 ,000 4,8 0,129 ,879 - 16,837 ,000 3,5

ПИ 0,346 ,708 - 6,603 ,001 2,8 3,124 ,045 1,6 4,642 ,011 4,5 9,468 ,000 2,0

ПК 2,605 ,079 - 3,91 ,021 1,7 1,381 ,253 - 2,498 ,085 - 0,855 ,426 -

СМ 3,951 ,022 7,2 6,815 ,001 2,9 9,45 ,000 4,6 1,197 ,304 - 13,811 ,000 2,9

СИ 2,341 ,101 - 34,871 ,000 13,1 16,503 ,000 7,8 5,441 ,005 5,2 47,331 ,000 9,2

СК 3,939 ,022 7,2 9,797 ,000 4,1 8,715 ,000 4,3 2,524 ,083 - 15,795 ,000 3,3

ЭМ 10,873 ,000 17,6 33,528 ,000 12,7 27,735 ,000 12,5 12,859 ,000 11,5 83,625 ,000 15,2

ЭИ 8,868 ,000 14,8 51,753 ,000 18,3 44,436 ,000 18,6 21,568 ,000 18,0 - - -

ЭК -# - - 65,236 ,000 22,0 53,465 ,000 21,6 27,011 ,000 21,5 149,404 ,000 24,2

ИПА - - - 4,351 ,013 1,8 15,732 ,000 7,5 2,409 ,093 - 15,13 ,000 3,1

ИИА 2,471 ,09 - - - - 20,742 ,000 9,6 5,283 ,006 5,1 44,743 ,000 8,7

Факторы 0-стресс(1) КГ (2) ПТС1-2-3 (*) (41-2-3) ДС1-2-3 (*) (31-2-3) 1-2-33-43

ИКА - - - 17,352 ,000 7,0 4,811 ,009 2,4 1,988 ,14 - 16,212 ,000 3,4

ИОА 1,641 ,199 - 24,448 ,000 9,6 22,242 ,000 10,3 11,333 ,000 10,3 38,615 ,000 7,6

ИОЭ 7,607 ,001 13,0 75,211 ,000 24,5 61,581 ,000 24,0 30,29 ,000 23,5 - - -

ИОАД 5,237 ,007 9,3 42,543 ,000 15,5 35,87 ,000 15,6 8,955 ,000 8,3 77,725 ,000 14,3

Степени свободы а^/а^ = 2/101 а^/а^ = 2/463 айЖ2 = 2/389 а^Ж2 = 2/197 айЖ2 = 2/934

Примечание: # - прочерк означает, что критерий Фишера (Б) определить не представилось возможным из-за неоднородности дисперсии (критерий Ливена); * - выборка по сравнению с данными, представленными в таблице 1, уменьшилась из-за ограничений по шкале социальной желательности (опросник ФДСИ)

С целью определения, что больше влияет на уровень тревожности - темперамент или степень актуализированности стресса, а также его наличие в истории жизни (фактор: виды стрессов) - был проведен сравнительный анализ (по коэффициентам детерминации Я2, АШУА) в общей выборке, из которой были исключены группы с ДСь ДС2 и ПТСь ПТС2 (правомочность такого исключения связана с тем, что в уровне тревожности в группах ПТС1-2-3 и ДС1-2-3 между тремя подгруппами, выделенными по длительности течения, статистически значимая разница отсутствует). Установлено, что степень актуали-зированности стресса, а также его наличие в истории жизни оказывает влияние на уровень тревожности, однако влияние темперамента, в частности, уровня эмоциональности психомоторной ЭМ и коммуникативной ЭК, интеллектуальных скорости СИ и индекса активности ИИА, а также индекса общей адаптивности ИОАД сильнее, о чем свидетельствуют более высокие коэффициенты детерминации Я2 по этим параметрам и индексам ФДСИ по сравнению с фактором виды стрессов, который включает степень актуализиро-ванности стрессов, а также их наличие в истории жизни.

ВЫВОДЫ

1. В женской студенческой выборке высокий уровень тревожности (> 25 баллов) связан с текущими стрессами (ПТС и ДС), а также пережитыми в детском и подростковом возрасте. Частота встречаемости ее высокого уровня растет в ряду групп: 0-стресс (не было стрессов из списка ЬЕР) - контрольная группа (были стрессы из этого списка) -ДС (средней интенсивности) - ПТС (высокой интенсивности). Это значит, что за высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности можно предположить наличие актуализированных стрессов (ПТС, ДС) или же пережитых в детском или раннем подростковом возрасте и связанных с насилием (сексуальным, семейным, психологическим), дисфункциональными семейными отношениями (отдача в детстве на воспитание или усыновление, наличие близкого с глубокой депрессией или с хроническим пристрастием к алкоголю, наркотикам), неблагоприятной экологической обстановкой (опасность химического или радиоактивного заражения, чаще всего упоминается проживание на территории следа аварии на ЧАЭС).

2. На уровень тревожности в каждой из групп стрессов (ПТС1-2-3, ДС1-2-3), а также контрольных (КГ и 0-стресс) существует влияние темперамента. Рассмотрение объединенной группы, включающей полярные по уровню тревожности, показывает, что влияние темперамента сильнее, чем степени актуализированности и интенсивности стресса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войцех, В.Ф. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи / В.Ф. Войцех, Е.В. Гальцев // Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - Т. 19. - № 2. - С. 17-25.

2. Волошин, В.М. Клиническая типология посттравматических стрессовых расстройств и вопросы дифференцированной психофармакотерапии / В.М. Волошин // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2001. - Т. 3. - № 4. - С. 125-129.

3. Комина, Г.Н. Психические маркеры предрасположенности к развитию артериальной гипертензии у мужчин молодого возраста / Г.Н. Комина // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 363-370.

4. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1 : Теория и методы / под общей ред. Н.В. Тарабриной - М. : Когито-Центр, 2007. - 208 с.

5. Русалов, В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) : методическое пособие / В.М. Русалов. - М. : Выстрел, 1997. - 50 с.

6. Собчик, Л.Н. СМИЛ : [компьютерная программа]. Лицензия № 05324 / Л.Н. Собчик ; Ин-т прикладной психологии. - М., 2004.

7. Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса: интегративный подход : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Тарабрина Н.В. - СПб., 2008. - 50 с.

8. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, Fourth Edition, Text Revision: DSM-IV-TR. - Washington, DC : American Psychiatric Publishing, Inc., 2000. - 980 р. - ISBN 0890420254.

9. Blaauw, B.A. The relationship of anxiety, depression and behavioral problems with recurrent headache in late adolescence - a Young-HUNT follow-up study / B.A. Blaauw, G. Dyb, K. Hagen [et al.] // The Journal of headache and pain. - 2015. - Vol. 16. - Режим доступа : //www.thejournalofheadacheandpain.com/content/16/1/10. - Дата обращения: 25.08.17.

10. Cohen, B.E. State of the art review: Depression, stress, anxiety, and cardiovascular disease / B.E. Cohen, D. Edmondson, I.M. Kronish // American journal of hypertension. - 2015. - Vol. 28 (11). -P. 1295-1302.

11. Essau, C.A. Anxiety disorders in adolescents and psychosocial outcomes at age 30 / C.A. Es-sau, P.M. Lewinsohn, B. Olaya [et al.] // Journal of affective disorders. - 2014. - Vol. 163. - P. 125-132.

12. Galvan-Molina, J.F. Psychopathology screening in medical school students / J.F. Galvan-Molina, M.E. Jimenez-Capdeville, J.M. Hernandez-Mata [et al.] // Gaceta medica de Mexico. - 2017. -Vol. 153 (1). - P. 75-87.

13. Gulec Oyekcin, D. Mental health, suicidality and hopelessness among university students in Turkey / D. Gulec Oyekcin, E.M. Sahin, E. Aldemir // Asian journal of psychiatry. - 2017. - Vol. 29. - P. 185-189.

14. Ham, L.S. No fear, just relax and play: Social anxiety, alcohol expectancies, and drinking games among college students / L.S. Ham, B.L. Zamboanga, J.V. Olthuis [et al.] // Journal of American college health. - 2010. - Vol. 58 (5). - P. 473-479.

15. Lampl, C. Headache, depression and anxiety: associations in the Eurolight project / C. Lampl, H. Thomas, C. Tassorelli [et al.] // The Journal of headache and pain. - 2016. - Vol. 17. - No. 1. - P. 59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Muscatello, M.R. Depression, anxiety and anger in patients with type 1 diabetes mellitus / M.R. Muscatello, G.M. Troili, G. Pandolfo [et al.] // Recenti progressi in medicina. - 2017. - Vol. 108 (2). - P. 77-82.

17. Saleh, D. Predictors of stress in college students / D. Saleh, N. Camart, L. Romo // Frontiers in psychology. - 2017. - Vol. 8. - Art. 19. - Режим доступа : http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2017.00019. Дата обращения: 25.08.17.

18. Strandheim, A. Risk factors for suicidal thoughts in adolescence-a prospective cohort study: the Young-HUNT study / A. Strandheim, O. Bjerkeset, D. Gunnell [et al.] // BMJ Open. - 2014. - Vol. 4 (8). - e005867. - Режим доступа : http://doi.org/10.1136/bmjopen-2014-005867. Дата обращения: 25.08.17.

19. Thurston, R.C. An anxious heart: anxiety and the onset of cardiovascular diseases / R.C. Thurston, M. Rewak, L.D. Kubzansky // Progress in cardiovascular diseases. - 2013. - Vol. 55(6). - P. 524-537.

20. Yu, X.D. The relationship among depression, anxiety, stress and addictive substance use behavior in 5935 secondary vocational students / X.D. Yu, J.C. Yu, Q.F. Wu [et al.] // Zhonghua yu fang yi xue za zhi. - 2017. - Vol. 51 (3). - P. 226-231.

REFERENCES

1. Voytsek, V.F. and Galtsev, E.V. (2009), "Narushenie adaptatsii I suitsidalnoe povedenie u molodezhi", Sotsialnaya i klinicheskayapsychiatry, Vol. 19, No. 2, pp. 17-25.

2. Voloshin, V.M. (2001), "Klinicheskaya tipologiya posstpravmaticheskikh stressovykh ras-stroystv i voprosy differentsialnoy psychofarmakoterapii", Psychiatry and psychofarmakoterapya, Vol. 3, No. 4, pp. 125-129.

3. Komina, G.N. (2009), "Psikhicheskie markery predraspolozhennosti k razvitiyu arterialnoy gipertenzii u muzhchin molodogo vosrasta", Izvestiya RGPU imeni A.I. Gertsena, No. 102, pp. 363-370.

4. Ed. Tarabrina, N.V. (2007), Practical work on psychologies of posttraumatic stress, Part. 1. Theory and methods, publishing house "Kogito-Tsentr", Moskow.

5. Rusalov, V.M. (1997), Oprosnik formalno-dinamicheskikh svoystv indivudualnosti (OFDSI): methodicheskoe posobie, Vystrel, Moscow.

6. Sobchik, L.N. (2004), SMIL [computer program], Litsenziya № 05324, Institut pricladnoy psychology, Moskow.

7. Tarabrina, N.V. (2008), Psychology posttravmaticheskogo stressa, dissertation, St. Petersburg.

8. American Psychiatric Association. "Diagnostic and statistical manual of mental disorders, Fourth Edition, Text Revision: DSM-IV-TR". - Washington, DC: American Psychiatric Publishing, Inc., 2000. - ISBN 0890420254.

9. Blaauw, B.A., Dyb, G., Hagen, K. et al. (2015), "The relationship of anxiety, depression and behavioral problems with recurrent headache in late adolescence - a Young-HUNT follow-up study", The Journal of headache and pain. 16:10, available at: //www.thejournalofheadacheandpain.com/content/16/1/10 (accessed: 25.08.17).

10. Cohen, B.E., Edmondson, D. and Kronish, I.M. (2015), "State of the art review: Depression, stress, anxiety, and cardiovascular disease", American journal of hypertension, Vol. 28(11), pp. 12951302.

11. Essau, C.A., Lewinsohn, P.M., Olaya, B. et al. (2014), "Anxiety disorders in adolescents and psychosocial outcomes at age 30 ", Journal of affective disorders, Vol. 163, pp. 125-132.

12. 12. Galvan-Molina, J.F., Jimenez-Capdeville, M.E., Hernandez-Mata et al. (2017), "Psycho-pathology screening in medical school students", Gaceta medica de Mexico, Vol. 153(1), pp. 75-87.

13. Gulec Oyekcin, D., Sahin, E.M. and Aldemir, E. (2017), "Mental health, suicidality and hopelessness among university students in Turkey", Asian journal of psychiatry, Vol. 29, pp. 185-189.

14. Ham, L.S., Zamboanga, B.L., Olthuis, J.V. et al. (2010), "No fear, just relax and play: Social anxiety, alcohol expectancies, and drinking games among college students", Journal of American college health, Vol. 58(5), pp. 473-479.

15. Lampl, C., Thomas, H., Tassorelli, C. et al. (2016), "Headache, depression and anxiety: associations in the Eurolight project", The Journal of headache and pain, Vol. 17 No.1, pp. P. 59.

16. Muscatello, M.R., Troili, G.M., Pandolfo, G. et al. (2017), "Depression, anxiety and anger in patients with type 1 diabetes mellitus", Recenti progressi in medicina, Vol. 108(2), pp. 77-82.

17. Saleh, D., Camart, N. and Romo, L. (2017), "Predictors of stress in college students", Frontiers in psychology, Vol. 8, available at: http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2017.00019 (accessed: 25.08.17).

18. Strandheim, A., Bjerkeset, O., Gunnell, D. et al. (2014), "Risk factors for suicidal thoughts in adolescence-a prospective cohort study: the Young-HUNT study", BMJ Open, Vol. 4(8), e005867, available at: http://doi.org/10.1136/bmjopen-2014-005867 (accessed: 25.08.17).

19. Thurston, R.C., Rewak, M. and Kubzansky, L.D. (2013), "An anxious heart: anxiety and the onset of cardiovascular diseases", Progress in cardiovascular diseases, Vol. 55(6), pp. 524-537.

20. Yu, X.D., Yu, J.C., Wu, Q.F. et al. (2017), "The relationship among depression, anxiety, stress and addictive substance use behavior in 5935 secondary vocational students", Zhonghua yu fang yi xue za zhi, Vol. 51(3), pp. 226-231.

Контактная информация: azarnykh_t@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 16.08.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.