Научная статья на тему 'ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ'

ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
тревожность / успеваемость / факторы тревожности / критерии успеваемости.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пилипенко Елена Валерьевна, Вильчинская Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается связь тревожности и учебной успеваемости студентов. Человеческие мысли и установки являются ключевыми факторами, воздействующими на тревожность. Автор приходит к заключению, что для обучающихся с высоким уровнем тревожности характерна более низкая успеваемость, для студентов со средним уровнем тревожности характерен средний уровень успеваемости, для обучающихся с низким уровнем тревожности характерна высокая успеваемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пилипенко Елена Валерьевна, Вильчинская Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ»

УДК 316.6

ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ

ПИЛИПЕНКО ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Доцент кафедры экономической социологии и психологии предпринимательской деятельности, кандидат социологических наук Минск, Беларусь

ВИЛЬЧИНСКАЯ ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Студентка УО «Белорусский государственный экономический университет»

Минск, Беларусь

Аннотация. В статье рассматривается связь тревожности и учебной успеваемости студентов. Человеческие мысли и установки являются ключевыми факторами, воздействующими на тревожность. Автор приходит к заключению, что для обучающихся с высоким уровнем тревожности характерна более низкая успеваемость, для студентов со средним уровнем тревожности характерен средний уровень успеваемости, для обучающихся с низким уровнем тревожности характерна высокая успеваемость.

Ключевые слова: тревожность, успеваемость, факторы тревожности, критерии успеваемости.

В процессе обучения студенты сталкиваются со множеством проблем и трудностей, которые вызывают у них чувство тревоги, которое сопровождает учебную деятельность человека. Учебная деятельность студентов часто сопровождается тревогой, так как сдача зачета или экзамена всегда содержит в себе определенную степень неопределённости. Влияние тревоги на результативность деятельности зависит от свойств личности, от типологических и характерологических особенностей человека.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности. Большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать одновременно как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Ею были выделены формы тревожности:

1) Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

2) Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность [5, с. 46].

По определению Р.С. Немова: «Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [3, с. 265].

По определению А.В. Петровского: «Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [4, с.54].

Исследователи Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека [1, c.74].

Наиболее полное описание тревожности можно найти в большом психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко [2]. Они описывают тревожность как индивидуальную особенность человеческой психики, проявляющуюся в тенденции чаще и интенсивнее остальных реагировать на различные жизненные ситуации переживаниями сильной тревоги, страха, беспокойства.

Проблема тревожности имеет и другой аспект - психофизиологический. Второе направление в исследовании тревожности идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния.

Современной науке неизвестны точные причины, провоцирующие развитие данного состояния, но можно выделить ряд факторов, способствующих зарождению тревоги. Среди них выделяют:

1) генетическую предрасположенность;

2) неправильное питание;

3) отсутствие физической активности;

4) негативное мышление;

5) соматические заболевания;

6) окружающую среду.

Многие ученые считают, что уровень тревожности закладывается на генетическом уровне. Каждый индивид имеет специфический набор генов, так называемое «биологическое оформление». Именно дисбаланс и порождает беспокойство.

Тревога может быть спровоцирована неправильным питанием и отсутствием физической активности, которая имеет решающее значение для здоровья. Занятия спортом, бег и другая физическая нагрузка являются превосходными способами снятия напряжение, стрессового воздействия и излишнего беспокойства. Благодаря такой активности человек может направить в здоровее русло гормоны.

Большинство психологов считает, что человеческие мысли и установки являются ключевыми факторами, воздействующими на их настроение, а, следовательно, на тревожность. Личный опыт индивида также нередко становится причиной беспокойства. Приобретенный негативный опыт может в дальнейшем в сходных ситуациях вызывать страх, который увеличит уровень тревожности.

Кроме того, высокая тревожность может быть спровоцирована недружелюбной или новой средой. В нормальном состоянии, тревожность является сигналом того, что индивид находится в опасной ситуации. Но если уровень тревожности опасности не соответствует со степенью опасности, то такое состояние необходимо исправлять.

Данное состояние нередко является сопутствующим симптомом некоторых соматических недугов и заболеваний психики. Сюда, прежде всего, можно отнести различные нарушения эндокринного характера, гормональный сбой во время менопаузы у женщин, неврозы, шизофрению, алкоголизм. Нередко внезапное чувство тревоги является предвестником инфаркта или свидетельствует о снижении в крови уровня сахара.

Все перечисленные выше факторы могут спровоцировать тревожность, при этом следует учесть, что возраст индивида нередко играет определяющую роль в возникновении тревожности.

Степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности, находящее свое внешнее выражение в оценочных баллах определяет успеваемость студентов.

По словарю Ожегова С.И., успеваемость - это степень успешности усвоения учебных предметов учащимися.

Современный толковый словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

полноты, глубины, сознательности и прочности. Находит свое внешнее выражение в оценочных баллах. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуются успеваемость по каждому учебной дисциплине, по циклу дисциплин, по группе или университете в целом. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер.

Проблема успеваемости сложна, важно ее оценивать не только с точки зрения числовых показателей, но и учитывать психологические критерии: динамику развития личности, мотивацию к обучению, познавательный интерес, социальную адаптированность. Ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: как преподаватель учит; как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие.

Для понимания связи между уровнем тревожности и успеваемостью было проведено исследование, в котором принимали участие студенты Белорусского государственного экономического университета. Общий объём выборки составил 50 обучающихся в возрасте от 19 до 21 года двух специальностей.

Изучение уровня тревожности проводилось при помощи диагностической методики ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированной Ю.Л. Ханиным. В исследовании использовалась только шкала личностной тревожности, под которой понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Успеваемость у студентов исследовалась как средний балл за экзамены и дифференцированные зачеты крайней сессии (зимняя сессия 2023-2024 учебного года).

Для выявления взаимосвязи между уровнем тревожности и успеваемостью используется метод корреляционного анализа.

Результаты диагностики личности по уровню тревожности студентов гуманитарной специальности согласно методике Спилбергера представлены ниже (рисунок 1).

25

20

to

0

II

01

4

5 15 с

и 01 а

0 <0 I-

u

01 т

е; о

SC

10

11 10

4

□ Высокий уровень

□ Средний уровень ■ Низкий уровень

Уровень тревожности

5

0

Рисунок 1 - Диаграмма уровня тревожности студентов гуманитарной специальности

Результаты диагностики личности по уровню тревожности студентов экономической специальности представлена на рисунке (рисунок 2).

25

20

to

е

г 01 Ч I О

01 а

0

IQ I-

u

01 т

е; о

SC

15

10

12 12

1

□ Высокий уровень

□ Средний уровень ■ Низкий уровень

Уровень тревожности

5

0

Рисунок 2 - Диаграмма уровня тревожности студентов экономической специальности

По результатам данного исследования испытуемых можно сделать вывод, что 11 человек (44% респондентов) гуманитарной специальности и 12 человек (48% респондентов) экономической специальности имеют высокий уровень тревожности, который характеризуется склонностью воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Также это дает основание предполагать у испытуемых появления состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа.

Средним уровнем тревожности обладают 10 человек (40%) гуманитарной специальности и 12 человек (48% респондентов) экономической специальности, характеризующегося к менее выраженной склонности воспринимать угрозу своей жизнедеятельности в обширном плане, а также реагировать более спокойным состоянием.

Низкий уровень тревожности присущ 4 респондентам (16% респондентов) гуманитарной специальности и 1 респонденту (4% респондентов) экономической специальности; низкий уровень характеризуется потребностью пробуждения активности, подчеркиванием мотивационных компонентов деятельности, возбуждением заинтересованности, высвечиванием чувства ответственности в решении тех или иных задач.

На основании полученных данных был посчитан средний балл уровня личностной тревожности группы гуманитарной специальности - 43,32 (средний) и группы экономической специальности - 45,24 (высокий). По этим данным сделан вывод, что уровень личностной тревожности у группы экономической специальности выше на 1,92 балла группы гуманитарной специальности.

Следующим этапом работы служит рассмотрение уровня успеваемости. Под успеваемостью принимается средний балл экзаменационных оценок крайней сессии (зимняя сессия 2023-2024 учебного года).

Результаты успеваемости у студентов гуманитарной специальности согласно среднему баллу представлены ниже (рисунок 3).

0

<Q I-

<j

01 T

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

e; о

SC

25

20

Ш

0

¡S 15

1 10 и

01

a _

11

I Четыре - пять Пять - шесть Шесть - семь Семь - восемь Восемь - девять I Девять - десять

Успеваемость (средний балл)

Рисунок 3 - Диаграмма уровня успеваемости у студентов гуманитарной специальности

Результаты успеваемости у студентов экономической специальности согласно среднему баллу представлены на рисунке (рисунок 4).

25

20

0

II

01

4

5 15

01 а

0 <0 I-

u

01 т

е; о

SC

10

Четыре - пять Пять - шесть Шесть - семь Семь - восемь Восемь - девять Девять - десять

Успеваемость (средний балл) Рисунок 4 - Диаграмма уровня успеваемости у студентов технической специальности

На основании полученных данных посчитан средний балл группы гуманитарной специальности - 7,992, а также средний балл группы экономической специальности - 6,44. По этим данным можно увидеть, что средний балл у студентов гуманитарной специальности выше на 1,552 балла студентов экономической специальности, что свидетельствует и большей успеваемости у группы гуманитарной специальности.

Для выявления взаимосвязи между уровнем тревожности и успеваемостью респондентов был использован коэффициент ранговой корреляции Чарльза Спирмена (г=0,796). Исследование показало, что присутствуют сильная обратная связь. Таким образом, при увеличении значения одной величины происходит уменьшение значений другой величины. Чем выше уровень тревожности - тем ниже успеваемость, чем ниже уровень тревожности - тем выше успеваемость.

В ходе исследования было установлено, что:

0

5

0

1) в большей степени для респондентов с высоким уровнем тревожности характерна более низкая успеваемость, так как повышение тревоги перед экзаменами не дает студенту сосредоточиться на знаниях.

2) у респондентов со средним уровнем тревожности чаще наблюдается средняя успеваемость, в редких случаях - высокая успеваемость, потому что при повышении тревоги рассеивается внимание на внешние факторы.

3) для респондентов с низким уровнем тревожности характерна высокая успеваемость, что свидетельствует о большей уверенности в своих знаниях.

1. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. - М.: Речь, 2006. - 198 с.

2. Пригожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Воронеж: Модэк, 2000. - 304 с.

3. Кьеркегор, С.О. Страх и трепет. Тревога и тревожность / С.О. Кьеркегор. - СПб.: Речь, 2001.

4. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека / К.Р. Роджерс. - М.: Прогресс-Универс, 2014. - 401 с.

5. Салливан, Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии / Г.С. Салливан. - СПб.: ВЕИП,

ЛИТЕРАТУРА:

189 с.

1999. - 112-139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.