Научная статья на тему 'ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ'

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / подросток / концентрация / амбиции / коммуникация / самооценка. / anxiety / teenager / concentration / ambition / communication / self-esteem.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Рита Минигаяновна, Гунько Владлена Владимировна, Казбекова Карина Асетовна

В представленной статье освещается тема тревожности и ее воздействие на психическое и эмоциональное состояние подростков. Рассматривается влияние тревожности на поведение и психическое здоровье подростков, а также предлагаются возможные методы диагностики данного состояния. Полученные результаты исследования позволяют более глубоко понять механизмы развития тревожности в подростковом возрасте и рассмотреть стратегии ее преодоления. Кроме того, в рамках исследования была разработана и применена программа психологической помощи подросткам с тревожностью с целью коррекции состояния повышенной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова Рита Минигаяновна, Гунько Владлена Владимировна, Казбекова Карина Асетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANXIETY AS A FACTOR AFFECTING THE PSYCHOEMOTIONAL STATE AND FUNCTIONALITY OF ADOLESCENTS

The article highlights the topic of anxiety and its impact on the mental and emotional state of adolescents. The influence of anxiety on the behavior and mental health of adolescents is considered, and possible methods for diagnosing this condition are proposed. The results of the study allow for a deeper understanding of the mechanisms of anxiety development in adolescence and consider strategies to overcome it. In addition, as part of the study, a program of psychological assistance to adolescents with anxiety was developed and applied in order to correct the state of increased anxiety.

Текст научной работы на тему «ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9.072 Научная статья

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Воронова Р.М, Гунько В.В, Казбекова К.А. НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова»

Аннотация. В представленной статье освещается тема тревожности и ее воздействие на психическое и эмоциональное состояние подростков. Рассматривается влияние тревожности на поведение и психическое здоровье подростков, а также предлагаются возможные методы диагностики данного состояния. Полученные результаты исследования позволяют более глубоко понять механизмы развития тревожности в подростковом возрасте и рассмотреть стратегии ее преодоления. Кроме того, в рамках исследования была разработана и применена программа психологической помощи подросткам с тревожностью с целью коррекции состояния повышенной тревожности.

Ключевые слова: тревожность, подросток, концентрация, амбиции, коммуникация, самооценка.

Для цитирования: Воронова Р.М, Гунько В.В, Казбекова К.А. Тревожность как фактор, влияющий на психоэмоциональное состояние и функциональность подростков // Наука и реальность. 2024. № 1 (17). С. 53-63.

ANXIETY AS A FACTOR AFFECTING THE PSYCHOEMOTIONAL STATE AND

FUNCTIONALITY OF ADOLESCENTS

Voronova R.M., Gunko V.V., Kazbekova K.A. Kokshetau University named after Sh.Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

Abstract. The article highlights the topic of anxiety and its impact on the mental and emotional state of adolescents. The influence of anxiety on the behavior and mental health of adolescents is considered, and possible methods for diagnosing this condition are proposed. The results of the study allow for a deeper understanding of the mechanisms of anxiety development in adolescence and consider strategies to overcome it. In addition, as part of the study, a program of psychological assistance to adolescents with anxiety was developed and applied in order to correct the state of increased anxiety.

Keywords: anxiety, teenager, concentration, ambition, communication, self-esteem.

For citation: Voronova R.M., Gunko V.V., Kazbekova K.A. Anxiety as a factor affecting the psychoemotional state and functionality of adolescents // Science and Reality. 2024. no. 1 (17). pp. 53-63. (in Russian).

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «тревожность» на сегодняшний день является знакомым для большинства людей. Нельзя не отметить с каким темпом данная психоэмоциональная особенность распространяется в нашем мире. Согласно определению А. М. Прихожан, тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. При этом реальных обстоятельств, способных повлиять на безопасность человека, испытывающего эти ощущения, нет [1]. А тревога - это эмоциональное состояние с характерным ощущением напряжения. Повышенную тревогу имеют достаточно много людей подросткового возраста. Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации от 11-12 до 14-15 лет. Данный период характерен постоянным напряжением ввиду становления характера и формирования социальной идентичности. Происходит формирование личных границ, внутренних приоритетов и индивидуальности подростка. При этом стоит отметить, что тревожность формируется как ввиду внутрисемейных проблем, так и по причине проблем в социализации. Наличие благоприятной атмосферы внутри семьи совсем не гарантирует отсутствие тревожности у подростка. Именно поэтому так актуальна и важна своевременная диагностика и коррекция тревожности, ведь от нее не застрахован никто.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Ряд исследователей доказали, что затяжной характер тревожных состояний создает риск появления ряда последствий: сложности во взаимоотношениях с окружающими, панические и депрессивные состояния, склонность к суицидальным наклонностям, развитие соматических заболеваний. Соматическое заболевание - это патология, которая возникает на физиологическом уровне, в результате определенных психологических травм или патологий. Очень часто психические расстройства становятся причиной возникновения соматических расстройств. Они могут проявляться по-разному - это расстройство аппетита, тахикардия, импотенция, повышенное потоотделение, диспепсия, общее физическое недомогание [2]. Наиболее ярким примером того, как психическое расстройство влияет на организм, является паническая атака, в процессе которой резко повышается сердцебиение и проявляются другие физические симптомы. Таким образом, психологическое благополучие подростков предопределяет и физическое здоровье.

К определению сути понятия тревожности и ее проживания индивидом как психического процесса существуют разные подходы. Тревожность различают как эмоциональное состояние, и как устойчивое свойство, черту личности. Первым, кто предпринял попытку объяснить природу тревоги был 3. Фрейд, который в 1925 году озаглавил этот процесс как «неопределенный страх». Фрейд считал важным разграничить понятие тревожности и страха, т. к. страх - это реакция на определенную опасность, а тревога - это реакция, возникающая при неизвестной угрозе. Изучением феномена тревожности также занималась представительница неофрейдизма, К.Хорни. В своей работе "Невротическая личность нашего времени" от 1937 г, она объясняла корреляцию страха и тревожности. Оба этих термина в действительности обозначают эмоциональные реакции на опасность, которые могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение. Как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна [3]. Стоит также отметить, что тревога, по А.Адлеру, открывшему понятие «комплекс неполноценности, выступает как одно из основополагающих свойств данного расстройства личности. И действительно, связь тревоги с восприятием человека и его самооценкой нельзя отрицать. Это и вера в собственные силы и в собственный успех - факторы, которые так важны для подростка, которому в скором

времени предстоит расстановка жизненных приоритетов и выбор профессии. Для подростка является очень важным полноценное функционирование всех его способностей, возможностей. Подросток должен познавать мир, а не «прятаться» от него. Тревожный мозг жаждет чувства безопасности, уединения, изоляции. Но проблемы тревоги это по итогу не решает, ведь суть проблемы кроется в восприятии. Именно восприятие мира как небезопасного места, общества - как критикующего, способствует тому, что функциональность ограничивается, и подросток не хочет лишний раз пробовать себя в чем-то новом, травмировать себя неуспехом и последующей внутренней критикой.

А. М. Прихожан, доктор психологических наук, предприняла попытку систематизировать тревожность категориально.

Категории тревожности, которые выделила А.М.Прихожан:

1) открытая - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

2) скрытая - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем, через специфические способы поведения.

Было выделено три формы открытой тревожности.

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность - сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожность. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы:

а) снижение уровня тревожности;

б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Важной характеристикой является то, что тревожность оценивается как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.

3. «Культивируемая» тревожность - в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого [4].

В зарубежной психологии также существует такое понятие, как «мозговой туман», которым часто сопровождается тревожность. Ввиду того, что тревожность является неконтролируемым процессом, возникающим внезапно, при триггерных ситуациях, ее проживание требует большого количества сил и нагружает мыслительные процессы. Ухудшается концентрация, замедляется переработка информации мозгом, даже незначительные задачи потребляют куда больше ресурсов, чем у подростка без тревожности [5].

Еще одним характерным для тревоги процессом являются интрузивные мысли. Они также довольно тяжело поддаются структурированию и переработке, принося в итоге индивиду огромный стресс. Согласно исследованию К. Лукасик, О. Варрис, А. Совери, М. Лихтонен и М. Лэйн «Связь тревоги и стресса с работой памяти в большой выборке людей, не страдающих депрессией» было доказано, что работа мозга существенно замедляется при проживании тревоги и попытках ее преодоления [6].

Тревожность в подростковом возрасте встречается довольно часто. Состоянии патологической тревоги отрицательно влияет на жизнь подростка, ухудшается эмоциональное состояние, физически подросток чувствует себя неудовлетворенно, снижается или совсем пропадает продуктивность, человек не желает и не может что-то

делать из-за чувства тревоги, которое истощает человека изнутри. Подобные переживания, безусловно, являются симптомами нездоровой тревожности.

Чувство тревоги вполне нормальная реакция организма человека на раздражитель. Стоит уметь различать «здоровую» и «не здоровую» тревожность. Для нормального уровня тревожности характерна объективная причина для беспокойного состояния. Например: собеседование, первое свидание, выступление на сцене, важный экзамен, и тд. При нормальном уровне тревожности данное состояние кратковременно и особо не выраженно. При патологической тревожности у человека нет объективных причин для тревоги: ему ничего не угрожает, но она сильно выражена и может длиться довольно долго.

В подростковом возрасте может появиться патологическая тревожность, это заболевание характерно не только для взрослых. Психика подростка является чувствительной, находящейся в процессе формирования, так как происходит множество эмоционально-затратных событий, выстраивается определенное видение мира и социальная идентичность. Самооценка также может повлиять на тревожность подростка, так как в этот период мнение окружающих становится максимально значимым. Если говорить о том, откуда берется самооценка и как именно она формируется и преобразуется, то исследование «Взаимосвязь между восприятием общения и самооценкой», осуществленное Джеймсом К. Маккроски, Вирджинией П. Ричмонд, Джоном А. Дейли, Рэймондом Л. Фальсионе, показало, что именно взаимодействие с окружающими выстраивает собственный образ у индивида в сознании. Cooley (1902) изначально называл это «зазеркальным я». Такие ученые, как социолог Mead (1934) и Festinger (1951) поддерживали подобную интерпретацию самовосприятия человека. Исследования также предоставили эмпирические доказательства. Дальнейшие исследования таких ученых, как: Brookover и Gotlieb (1964) и Snyder (1965), а также множество других (Manis, 1955: Miyamoto и Dornbusch, 1956: Videback, 1960: Manheim, 1966: Doherty и Secord, 1971) подтвердили, что ранние рассуждения Cooley были, по существу, правильными. « ы такие, какими нас заставляют быть другие» [7]. Соответственно, мы можем сделать вывод, что значительную долю в формировании тревожного взгляда на жизнь и свою персону составляют взгляды и мнения других людей о нас и наших способностей. Тревога же выступает, как постоянная попытка понравится окружающим и не допустить ошибок. Для личности подростковой, а, следовательно, формирующейся, такие процессы являются губительными и ограничивающими. Подросток не может не допускать ошибок, также, как и не может соответствовать ожиданиям всех окружающих внутри своего социального круга. Подросток должен быть свободным в своем восприятии себя, так как основной задачей для него стоит сформировать собственное адекватное мнение о себе. Исходя из мнения, которое подросток имеет о себе, формируются его амбиции, которые играют важную роль в его взрослении и актуализации. Чем меньше амбиций и веры в себя - тем тяжелее в дальнейшем определиться с собственными целями и желаниями.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Целью нашей работы являлось изучить уровень подростковой тревожности и в случае наличия повышенной тревожности, разработать программу психологической помощи и используя ее, скорректировать данное состояние у подростков.

Для изучения уровня тревожности подростков в экспериментальной и контрольной группах мы решили применить методику Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина на выявление их

и XJ у~\ и и SJ

личностной и ситуативной тревожности. Оптимальной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в

стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной шкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъект и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Сопоставление результатов по обеим шкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования была выбрана городская школа. В эксперименте принимали участие, 17 учащихся 7 класса (12-13лет). В контрольной группе - 8 учащихся, в экспериментальной группе - 9 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Таблица 1

Результаты исследования уровня личностной тревожности подростков по методике _Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина

Показатели уровня КГ ЭГ

тревожности

Низкий 0% 0%

Средний 38% 33%

Высокий 62% 67%

80%

60% 40%

20% -

0% 0%

0%

низкий уровень

Рис. 1 Результаты исследования уровня личностной тревожности подростков по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина.

38%

33%

средний уровень >КГ НЭГ

62%

67%

высокий уровень

В экспериментальной и контрольных группах нами был обнаружен высокий уровень личностной тревожности, в КГ - 62% (5 человек), в ЭГ - 67% (6 человек); средний уровень тревожности в КГ - 38% (3 человека), в ЭГ - 33% (3 человека); низкий уровень тревожности в КГ - 0% (0 человек), в ЭГ - 0% (0 человек).

Таблица 2

Результаты исследования уровня ситуативной тревожности подростков по методике

Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина

Показатели уровня КГ ЭГ

тревожности

Низкий 0% 0%

Средний 75% 78%

Высокий 25% 22%

Также был обнаружен высокий уровень ситуативной тревожности, в КГ -25% (2 человека), в ЭГ - 22% (2 человека); средний уровень тревожности в КГ - 75% (6 человек), в ЭГ - 78% (7 человек); низкий уровень тревожности, в КГ - 0% ( 0 человек), в ЭГ - 0% (человек).

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

0% 0% низкий уровень

78%

75% я

средний уровень высокий уровень НКГ НЭГ

25%

22%

Рис. 2. Результаты исследования уровня ситуативной тревожности подростков по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина

Для более объективного результата исследования было проведено еще одно исследование тех же школьников с помощью методики «Шкала явной тревожности для подростков). Шкала явной тревожности для подростков предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования в подростковом и раннем юношеском возрастах (13—16 лет). Шкала разработана А. М. Прихожан на основе взрослого и детского вариантов шкалы явной тревожности (Дж. Тейлор, 1951, 1953; А. Кастенада, Б. Р. МакКандлесс, Д. С. Палермо, 1956). Для подросткового варианта шкалы с помощью группы экспертов (психологов и психиатров) были отобраны 54 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у подростков. Подростковый вариант включает дополнительно 11 пунктов контрольной шкалы, выявляющей тенденцию респондента давать социально одобряемые ответы. Таким

образом, методика содержит 65 пунктов. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования были те же школьники 7 класса. В контрольной группе - 8 учащихся, в экспериментальной группе - 9 человек.

Таблица 3

Результаты исследования тревожности по «шкале явной тревожности для подростков» А.М.Прихожан

КГ ЭГ

Чрезмерное спокойствие 0% 0%

Нормальный уровень тревожности 38% 45%

Несколько повышенная тревожность 25% 33%

Явно повышенная тревожность 12% 11%

Очень высокая тревожность 25% 11%

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

45%

38%

0% 0%

чрезмерное спокойствие

33%

25%

25%

12% 11%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нормальный уровень

несколько повышенный уровень

ЕЗКГ ВЭГ

явно повышенный уровень

очень высокий уровень

Рис. 4. Результаты исследования тревожности по «шкале явной тревожности для

подростков» А.М.Прихожан

Обработав результаты исследования уровня тревожности по «Шкале явной тревожности для подростков» А.М.Прихожан, было обнаружено, что чрезмерное спокойствие в КГ - 0% ( 0 человек), в ЭГ- 0% (0 человек); нормальный уровень тревожности в КГ - 38% (3 человека), в ЭГ - 45% (4 человека); несколько повышенный уровень тревожности в КГ - 25% (2 человека), в ЭГ - 33% (3 человека); явно повышенный уровень тревожности в КГ - 12% (1 человек), в ЭГ - 11% (1 человек); очень высокий уровень тревожности в КГ - 25% (2 человека), в ЭГ - 11% (1 человек).

Результаты проведенного нами экспериментального исследования позволили сделать следующий вывод: существуют определенные проблемные аспекты в проживании тревоги подростками.

Далее в ходе проведения экспериментальной работы, мы составили программу психологической помощи, которая направлена на преодоление состояния тревоги. Ввиду того, что приступы тревожности чаще всего являются внезапными, большое внимание уделено приемам саморегуляции.

•Арт-терапия;

•Саморегуляция •Медитация и релаксация •Физическая культура •Выражение чувств, коммуникация

Практическая работа по программе коррекции проводилась с помощью психолога в течении 2х месяцев. Далее в ходе проведения экспериментального исследования, после работы с учащимися по коррекционной программе мы повторно провели диагностику по методикам исследования уровня тревожности у подростков. Результаты экспериментального исследования отражены в таблицах и диаграмме.

Таблица 4

Результаты исследования уровня личностной тревожности подростков по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина после проведения коррекционной программы

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

низкий уровень средний уровень высокий уровень

НКГ НЭГ

Рис. 4. Результаты исследования уровня личностной тревожности подростков по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина после проведения коррекционной программы

После проведения коррекционной программы в экспериментальной и контрольных группах по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина нами был обнаружено понижение уровня личностной тревожности.

Таблица 5

Результаты исследования уровня ситуативной тревожности подростков по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина после проведения коррекционной программы

Показатели уровня тревожности КГ ЭГ

Низкий 25% 22%

Средний 62 % 66%

Высокий 13% 12%

Показатели уровня тревожности КГ ЭГ

Низкий 13% 0%

Средний 50% 45%

Высокий 37% 55%

13%

0%

50%

45%

37% 37%

55%

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

25%

22%

низкии уровень

62% 66%

среднии уровень

13% 12%

высоким уровень

НКГ НЭГ

Рис. 5. Результаты исследования уровня ситуативной тревожности подростков по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина после проведения коррекционной программы

Высокий уровень тревожности в КГ - 37% (3 человека), в ЭГ - 44% (4 человека); средний уровень тревожности в КГ - 50% (4 человека), в ЭГ - 44% (4 человека); низкий уровень тревожности в КГ - 13% (1 человек), в ЭГ - 0% (0 человек). Также был обнаружено понижение уровня ситуативной тревожности, высокий уровень тревожности в КГ -13% (1 человек), в ЭГ - 12% (1 человек); средний уровень тревожности в КГ - 62% (5 человек), в ЭГ - 66% (6 человек); низкий уровень тревожности, в КГ - 13% (2 человека), в ЭГ - 12% (2 человека).

Таблица 6

Результаты исследования тревожности по «шкале явной тревожности для подростков» А.М.Прихожан после проведения коррекционной программы

КГ ЭГ

Чрезмерное спокойствие 12% 0%

Нормальный уровень тревожности 38% 67%

Несколько повышенная тревожность 38% 22%

Явно повышенная тревожность 0% 11%

Очень высокая тревожность 12% 0%

80% 60% 40% 20% 0%

67%

12%

0%

38%

1

22%

11% 12%

0% 0%

чрезмерное нормальным несколько явно очень

спокоИстивие уровень повышенным повышенным высоким

уровень уровень уровень

НКГ НЭГ

Рис. 6. Результаты исследования тревожности по «шкале явной тревожности для подростков» А.М.Прихожан после проведения коррекционной программы

Обработав результаты исследования уровня тревожности по «Шкале явной тревожности для подростков» А.М.Прихожан после проведения коррекционной программы, было обнаружено, что чрезмерное спокойствие в КГ - 12% ( 1 человек), в ЭГ- 0% (0 человек); нормальный уровень тревожности в КГ - 38% (3 человека), в ЭГ - 67% (6 человек); несколько повышенный уровень тревожности в КГ - 38% (3 человека), в ЭГ - 22% (2 человека); явно повышенный уровень тревожности в КГ - 0% (0 человек), в ЭГ - 11% (1 человек); очень высокий уровень тревожности в КГ - 12% (1 человек), в ЭГ - 0% (0 человек).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное нами исследование позволило нам выявить то, что подростковая тревожность действительно является актуальной проблемой потребляет большое количество жизненных ресурсов и сил, влияет на самооценку и амбиции, а также дестабилизирует когнитивные процесы.

Практическая работа с подростками по результатам нашего исследования позволяет нам сделать вывод о том, что апробация нашей программы дала положительную динамику, так как результаты проблемных аспектов, которые подверглись коррекции, продемонстрировали положительные изменения. Нам удалось снизить уровень личностной тревожности, высокий уровень тревожности в КГ с 62% до 37%, в ЭГ с 67% до 44%; Также было обнаружено понижение уровня ситуативной тревожности, высокий уровень тревожности в КГ с 25% до 13%, в ЭГ с 22% до 12%; средний уровень тревожности в КГ с 75% до 62%, в ЭГ с78% до 66%;

Обработав результаты исследования, мы можем сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Список источников

1. Козырева, М. А. Подростковая тревожность: проблема и пути решения // Молодой ученый. 2022. № 33 (428). С. 117-119. URL: https://moluch.ru/archive/428/94460/

2. Соматические растройства. — URL: https://www.israclinic.com/nashi-publikatsii/psikhoterapiya/prichiny-vyyavlenie-i-metodiki-lecheniya-somaticheskikh-rasstroystv/

3. K.Horney. The Neurotic Personality Of Our Time. N.Y.: W.W.Norton & Co, 1937

4. Прихожан А. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 - 304с.

5. Mike Dow. The Brain Fog Fix: reclaim your focus, memory and joy in just 3 weeks, Hay House, Inc., Carlsbad, California, 2015

6. Lukasik KM, Waris O, Soveri A, Lehtonen M and Laine M (2019) The Relationship of Anxiety and Stress With Working Memory Performance in a Large Non-depressed Sample. Front. Psychol. 10:4. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00004

7. Studies of the relationship between communication apprehension and self-esteem -March, 1977/ James C. McCroskey, Virginia P. Richmond, John A. Daly, Raymond L. Falcione

Воронова Рита Минигаяновна, магистр педагогики и психологии, лектор кафедры педагогики и психологии, НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Voronova Rita Minigayanovna, master of pedagogy and psychology, lecturer at the department of pedagogy and psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan).

: rita sova8@mail.ru

Гунько Владлена Владимировна, психолог, НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Gunko Vladlena Vladimirovna, psychologist, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan).

vladlena_0708@mail.ru

Казбекова Карина Асетовна, студент бакалавриата, НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова» (Казахстан, г.Кокшетау).

Kazbekova Karina Asetovna, undergraduate student, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan).

I I: ergalievagm@mail.ru Дата поступления: 08.03.2024

© Воронова Р.М, Гунько В.В, Казбекова К.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.