Научная статья на тему 'Тревога как наследие духовной культуры протестантизма'

Тревога как наследие духовной культуры протестантизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОГА / ANXIETY / ПРОТЕСТАНТИЗМ / PROTESTANTISM / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / PERFECTIONISM / СВОБОДА / FREEDOM / КРИЗИС ДУХОВНОСТИ / CRISIS OF SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зотова Анна Олеговна

Статья посвящена рассмотрению тревоги как следствия распространения протестантизма. Автор выделяет следующие основные идеи протестантской духовной культуры порождающие тревогу: идея социального соответствия, перфекционизм, ориентация на практическую сторону жизни, идея предопределенности. Идея покинутости Богом также вызывает, как полагает автор, чувство растерянности и тревоги, поскольку человек одинок и лишен опоры, хотя и обладает свободой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anxiety as Legacy of the Spiritual Culture of Protestantism

The article is dedicated to the observation of anxiety as legacy of the spiritual culture of Protestantism. The author analyses ideas of spiritual culture of Protestantism that cause anxiety: idea of social compliance, perfectionism, orientation on the practical side of life, idea of overdetermination. By the author the idea of God abandoned us also give rise to anxiety, because human being is free, but alone.

Текст научной работы на тему «Тревога как наследие духовной культуры протестантизма»

не допускающего взаимопроникновения в сферы деятельности друг друга.

ЛИТЕРАТУРА

1. См. Андреева Л.А. Религия и власть в России. М.: Ладомир, 2001. 252 с., Давыденко О. Светская и церковная политика: возможные точки пересечения (общественно-политический аспект диалога между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами) // Власть. 2008. № 7. С. 63-67; Государственно -церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Отв. ред. Ф.Г. Овсиенко, Л.А. Баширов, Ю.Е. Григорьева, Ю.М. Дягтерев. М.: Изд-во РАГС, 1996. 252 с.; Клеандрова В.М. Из истории взаимоотношений государства и церкви в России // Вопросы научного атеизма. Вып. 37: Православие в истории России. М.: Мысль, 1988. С. 152-163; Бергер П.Л. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. 470 с.; Баранов П.П., Верещагин В.Ю. Русская православная государственность: миф или реальность? // Философия права. 2007. № 4. С. 7-13.

2. Себенцова А.Е. Религия в системе власти. Доклад на Всероссийской научно-практической кон-

ференции "Власть и религия в истории России" // Портал Credo.ru. [Электронный ресурс]. http:// www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=74710&cf.

3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории: В 2 ч. Ч. 2. М.: Владос, 1994. 336 с. С. 95.

4. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Русская идея: сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004. 512 с. С. 49.

5. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2000. № 2. С. 60-68.

6. Шахов М.О. Клерикализация России: миф или реальность? // Национальные интересы. 2002. № 5. С. 56-62.

7. См.: Овсиенко Ф.Г. Клерикализм // Энциклопедия религий. М.: Академический проект, 2008. 1520 с. С. 666-667.

8. Яхъяев М.Я. Об экстремизме, религиозности и духовно-нравственной ситуации в республиках Северного Кавказа // Здравый смысл. 2010. № 3. С. 28-32.

6 марта 2012 г.

УДК 1(100)(091)

ТРЕВОГА КАК НАСЛЕДИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРОТЕСТАНТИЗМА

А.О. Зотова

Современный мир характеризуется полной непредсказуемостью завтрашнего дня, утрачены традиционные ценности, цели и смыслы. Мы наблюдаем нравственную деградацию, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Эти явления - прямое следствие кризиса духовности. Исследователи, анализируя сложившуюся картину, приходят к выводу, что "вряд ли за всю историю человечества найдется поколение, которое так лишено почвы под ногами, как нынешнее" [1], тревога становится неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.

В философской литературе проблема тревоги поднимается в работах В. А. Андрусенко,

Зотова Анна Олеговна - аспирант кафедры истории философии Южного федерального университета, 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина 13, e-mail: dribjazok@ mail.ru.

НА. Бердяева, Г.В.Ф. Гегеля, И.А. Ильина, С. Кьеркегора, Ж. Лакана, К.Н. Леонтьева, Ф. Римана, Ж.П. Сартра, Л. Фейербаха, В. Франкла, З. Фрейда, Э. Фромма, М. Хайдег-гера, К. Ясперса и др. Религиозное понимание тревоги встречается в работах С. Кьеркегора, П. Тиллиха, Райнольда Нибура.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть тревогу как наследие духовной культуры протестантизма, опираясь на труды основоположников протестантизма - М. Лютера и Ж. Кальвина, а также обратившись к работам Э. Фромма и М. Вебера, анализирующим протестантизм.

Что же вызвало кризис духовной культуры? Обратимся к корням духовного кризиса - протестантской культуре.

Anna Zotova - post-graduate student of the Philosophy History Department at the Southern Federal University, 13, Nagibina Street, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: dribjazok@ mail.ru.

Трудно переоценить значение протестантизма для Запада. Так, социолог П. Бергер отмечает, что удивительным образом весь мир становится протестантским.

Протестантская этическая культура оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственного облика личности. Попытаемся выделить основные идеи протестантизма, влекущие за собой развитие тревоги.

Одной из доминирующих идей в протестантской этике является идея социального соответствия. Она распространяется как на культурно-правовую сферу (обязательность и законопослушание), так и на техно-логическо-производственную (прилежание и трудовая и технологическая дисциплина) и ценности частной жизни (семья и личное совершенство).

Таким образом, протестантская этика распространяется на интеллектуальный, эмоциональный и практический мир верующего, затрагивает все сферы его жизни. В протестантской духовной культуре активно развивается идея перфекционизма (как следствие общей направленности новоевропейской культуры на индивидуализм).

Важнейшей сферой деятельности индивида, в которой следует достичь совершенства, считается сфера труда: успешность в той или иной деятельности понимается как свидетельство богоизбранности, успех трактуется как призвание к конкретному виду деятельности и в конечном счете как профессия. Бог призывает человека к тому или иному труду, дав ему задатки и способности, с одной стороны, и спрашивая потом, хорошо ли он ими распорядился, с другой. Мастерство и его экономическая эффективность выступают, таким образом, как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности понимается как моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва.

Наряду с этим происходит разрушение традиционных социальных общностей (в рамках индустриализации). Все это способствует развитию тревоги, так как человек сталкивается с чем-то новым и неизвестным - с одной стороны, а с другой - его беспокоит несоответствие идеалам.

Протестантская концепция свободы также способствует развитию тревоги, поскольку в ней мы видим парадокс - свободу в одних вопросах и полное предопределение

в других. Лютер, а затем и Кальвин отрицают свободу человека в вопросах спасения и нравственного самоопределения. Человеческая воля находится где-то между Богом и сатаной, а за кем он последует, решает не сам человек, а Бог и сатана, которые борются за то, чтобы удержать и завоевать его волю. Человек свободен лишь постольку, поскольку его воля принадлежит Богу. М. Лютер отмечает, что "мы все совершаем по необходимости, а не по свободной воле, потому что сила свободной воли - это ничто, она ничего не может, если нет Божьей благодати, она не способна ни на какое добро" [2]. Но это касается лишь божественных вопросов, а в земной практической жизни все в руках человека. В этом заключается парадокс - протестантизм отрицает свободу человека как духовный феномен, однако говорит о необходимости свободы как явления практической и гражданской жизни.

Одиночество человека, его "покинутость" Богом, о чем в той или иной степени говорят все направления протестантского учения, предоставляет человеку определенную свободу выбора модели поведения, с одной стороны, но и лишает его надежды, опоры, с другой. Поскольку человек покинут Богом, он свободен, но у него нет ни опоры, ни надежды. Человек обречен, но он сам не знает на что.

Свобода, которой наделяет верующих протестантизм, приводит к тому, что протестантская церковь не представляет собой единое целое, следовательно, протестанты не ощущают надежности, устойчивости, стабильности общества. Нет уверенности - появляется тревога.

Парадокс в отношении свободы не единственный в протестантской духовной культуре. Еще один парадокс касается идеи об абсолютном предопределении. С одной стороны, религиозно обоснованы равенство людей в социальном статусе и возможность развития индивидуальности, а с другой, усиливается разобщенность людей, укореняется идея об изначально предопределенном неравенстве в отношении дарованной Богом благодати. Ж. Кальвин пишет: "все происходящее решается сокрытым планом Божьим. А относительно действия неодушевленных тел, нам надлежит придерживаться той точки зрения, что, хотя Бог и определил для каждой вещи ее свойства... они могут проявляться,

лишь будучи направляемы Божьей рукою. Ибо вещи - всего лишь орудия Бога, которым Он непрерывно сообщает столько способности к действию, сколько считает нужным, и употребляет их по своему усмотрению, обращая их к тем действиям, к каким пожелает" [3].

По Кальвину, человек при жизни не знает, на что он обречен. То есть его будущее, хоть и предопределено, сокрыто от него. Поэтому всю жизнь человек должен серьезно и напряженно относиться к спасению души. Есть только одна сфера жизни - сфера труда и предпринимательства, где он может выявить свое религиозное призвание. Методичность, аскеза, тотальная систематизация жизни, самоконтроль кальвинистов сделали массовыми явлениями "личностный поступок" и творческую социальную практику в сфере производства.

Размытие границ между мирской и духовной жизнью, позиция "различения, но не разделения" этих сфер делают возможным сосуществование многих противоречий внутри данной системы.

Идея о предопределенности распространяется также и на спасение, иначе говоря, Бог избрал одних к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается потому, что получает дар веры, избран к спасению. При этом кальвинизм требует от человека инициативы: он должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен. Человек испытывает тревогу, поскольку не может быть уверен в своем собственном спасении.

М. Вебер считает, что идея предопределенности (господствующая в кальвинизме), отдаленного и непостижимого протестантского Бога порождает глубокую тревогу в людях. Практический метод ослабления тревоги принимает форму систематического следования призванию, таким ценностям, как упорная работа, бережливость, самодисциплина, материальные вознаграждения за которые не расходуются человеком, а умножаются и преумножаются. Единственным поприщем, на котором человек мог достичь успеха, который давал бы надежду, свидетельство об избранности, оставалась профессиональная деятельность, все остальное: искусство, созерцание - это идолопоклонство. Протестантизм отказывается от всего, что можно заподозрить в "идолопоклонстве": Бог действует только в истории. Должно быть отброшено все,

что мешает преуспеванию в делах, умножению богатства. Так формируется образ мышления, необходимый для капиталистического развития: труд ради труда, исполнение долга, самоограничение и отказ от роскоши. Более того, успех в коммерческом мире убеждает человека, что Бог благоволит ему.

Протестантские нововведения, с одной стороны, освобождают от догм, а с другой, лишают индивида традиционных ценностей, вызывают духовный кризис. Так, в протестантизме упраздняется догматическое различие между священником и мирянином. Священник больше не обладает правом исповедовать и отпускать грехи: "Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву" [4], практика продажи индульгенций подвергается жесткой критике: "Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, - предполагая невозможное - обесчестит

Матерь Божию - значит лишиться разума.....

Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины" [4]. Протестантизм отказывается от молитвы за умерших, поклонения святым, почитания мощей и икон, а также от монашества. Богослужение предельно упрощено и заключается в проповеди и пении псалмов.

С одной стороны, протестантская этика обращается к практической жизни и утверждает такие ценности, как бережливость, трудолюбие, расчетливость, честность в исполнении трудовых обязательств и соглашений, уважение к собственности, предприимчивость, а также внушает человеку уверенность в собственных силах, делая его психологически устойчивым в любых кризисных ситуациях. Но, с другой стороны, внушает чувство тревоги, поскольку будущее человека, хотя и предопределено, но ему неизвестно.

В рамках протестантской культуры человек сосредоточен на материальной стороне жизни. Это означает развитие конформизма, а значит, способствует духовному и психическому кризису, этической и эстетической ущербности. Говоря о кризисе, Г. Зиммель отмечает, что "культура вещей, предоставленная собственному ходу развития, получает громадную сферу распространения, вследствие чего интересы и надежды все больше обращаются в эту сторону, оттесняя как будто

значительно более узкую, конечную задачу приобщения индивидуальных субъектов к культуре" [5].

Лютер пересмотрел учение о значении добрых дел в нашем спасении. И пришел к выводу, что нет необходимости в своих делах. Так как дела вследствие полной греховности человечества не могут нас спасти, спасает нас жертва Сына Божьего, и спасает всех, кто верует в него. Таким образом, для нас достаточно только веры во Христа и веры в то, что мы уже Им спасены.

Протестантский идеал спасения одной лишь верой, а не делами стал способствовать обесцениванию нравственных взаимоотношений и стремлению к выполнению своего христианского долга исключительно в профессиональном призвании.

Как отмечает католический мыслитель Л. Джуссани, протестантская духовная культура ассоциирует текущий период материального развития с уровнем всеобщей эволюции, т. е. ориентирует человека не на уже достигнутые результаты и вневременные эталоны культуры, но на современный стандарт в той или иной области. Фактически это означает отрицание вечных статических характеристик человека, высших и несомненных для любого времени. Это же означает и отчуждение от истории, от прошлого, т. е. сужение фундамента и перспективы жизни отдельного человека и общества.

Э. Фромм в своей работе "Здоровое общество" отмечает особый патриархальный уклад протестантской культуры, отличающейся от культуры католицизма отсутствием "материнского начала в религиозном учении". В таком укладе человек "остается один, лицом к лицу с суровым и требовательным Богом, милости которого он мог добиться, лишь полностью покорившись ему" [6].

Происходит секуляризация потребностей личности, которые связаны с общечеловеческими духовными ценностями. Как следствие, в настоящее время человечество находится в поисках замены другими религиями, с большим вниманием к мистическому содержанию и духовной практике, или субстратами астрологии и эзотерики. Ясно, что в отсутствие традиции человек неизбежно встречается с новыми кризисами в таких заимствованиях, которые он воспринимает в качестве средств.

В условиях кризиса протестантская культура, сопутствуя дальнейшему техниче-

скому и социальному развитию, вместе с тем все отчетливей выступает одним из главных факторов кризиса, оказывающим негативное воздействие на социально-культурную и личностную сферы этого развития. Негативность воздействия заключается в ускорении темпов развития и функционирования внутри современной модели общества и все более полной и безличной стандартизации культурных и духовных ценностей. В этом смысле протестантизм не только и не столько религия, сколько стиль жизни.

Изменение основ христианства протестантизмом (новые акценты в учении о спасении, оправдании, свободе воли, благодати, церкви) является одной из важнейших причин развития кризисных явлений в современной культуре (отчуждение, гипериндивидуализм, психические болезни, перфекционизм). Этому продолжает способствовать в настоящем, с одной стороны, углубление духовной дезинтеграции христианского мира, с другой, навязывание и унификация все более абстрактных культурных стандартов, нивелирующих представления о необходимости многообразия культуры.

Интересен тот факт, что именно протестантизм породил современные исследования Библии, произведя тем самым неслыханный в истории случай, когда официально представляющие религиозную традицию ученые направляют исследование против священных писаний той же самой традиции.

М. Вебер, и Э. Дюркгейм считали, что религия - важнейший источник идей и действий, имеющих свое проявление в социальной действительности. М. Вебер полагал, что религия может быть источником как социальных перемен, так и стабильного социального порядка [7, 8].

Идеи протестантской этики оказали существенное влияние на историю ХХ в., социологию, политологию. Национализм и социализм, например, рассматриваются некоторыми исследователями как результат влияния секуляризированной этики на модель экономического развития.

Итак, разрушение традиций, идея предопределенности, отсутствие стабильного общества, опоры порождают в приверженцах протестантизма чувство тревоги. Широкое распространение протестантизма, стремление проникнуть во все сферы человеческой жизни делают проблему тревоги общезначимой.

Следовательно, протестантская духовная культура выступает одной из предпосылок формирования экзистенциала тревоги в философии ХХ в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколова Е.А. Проблема человека и поиск социальной гармонии в философских воззрениях Ф.М. Достоевского: Дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2004. 156 с. С. 14.

2. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1987. 702 с. С. 334.

3. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 3 т. Т. 1. Кн. 1-2. М.: РГГУ, 1997.

4. Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций / Пер. с лат. А.И. Рубана; под ред. Ю.А. Голубца. СПб.: Герменевт, 1996.

5. Зиммель Г. Избранное. Философия культуры: В 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 1996. 672 с. С. 491.

6. Фромм Э. Психоанализ и культура: Избр. тр. Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. 624 с. С. 318.

7. См.: Corrywright D., Morgan P. Get Set for Religious Studies. Edinburgh University, 2006. 196 с. С. 85.

8. Вебер М. Избр. произведения / Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; пре-дисл. П.П. Гайденко; комм. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

15 апреля 2012 г.

УДК 159.943

НАДЕЖДА КАК ФАКТОР СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗНАЧИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

И.С. Мансурова, Е.В. Ежак, К.Н. Кошко

Рассматривая вопрос о совладаю-щем поведении в значимых жизненных ситуациях и надежде как его факторе, следует отметить, что данная проблема разрабатывается в рамках социально-психологического анализа конструктивных и деструктивных изменений личности, системы ее отношений под влиянием жизненных событий. Она нашла отражение в работах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайловой [1] и др. Выраженность у человека надежды, веры в успех в определенной степени определяет успешность преодолевающего поведения в значимых жизненных ситуациях. Понятие преодолевающего поведения используется для описания характерных способов поведения человека в различных ситуациях. Оно является одним из основных аспектов

Мансурова Инна Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Донского государственного технического университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, е-шаП: тпа_ mansurova@mail.ru, т. 8(863)2738346;

Ежак Евгения Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент той же кафедры, е-тай: (1от14-18@ yandex.ru;

Кошко Ксения Николаевна - кандидат философских наук, доцент той же кафедры, е-mail: ksena-koshka@ mail.ru.

современных теорий стресса. Преодоление (копинг) рассматривается как стабилизирующий фактор, который помогает людям поддерживать психосоциальную адаптацию во время стресса.

Психологическое назначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, смягчения или ослабления этих требований и тем самым понизить стрессовое воздействие ситуации. Понятие преодоления охватывает широкий спектр человеческой активности, включая в себя все виды взаимодействия субъекта с внутренними и внешними условиями, т.е. характеризующими психологические особенности субъекта и специфику решаемой им задачи.

В настоящее время широкое распространение получили два основных подхода

Inna Mansurova - Ph.D. in Psychology, associate professor of the Department of Philosophy at the Don State Technical University, 1, Gagarina Square, Rostov-on-Don, 344000, e-mail: inna_mansurova@mail.ru, ph. +7(863)2738346;

Evgeniya Ezhak - Ph.D. of Pedagogy, associate professor of the same Department, e-mail: dom14-18@ yandex.ru;

Kseniya Koshko - Ph.D. in Philosophy, associate professor of the same Department, e-mail: ksena-koshka@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.