не допускающего взаимопроникновения в сферы деятельности друг друга.
ЛИТЕРАТУРА
1. См. Андреева Л.А. Религия и власть в России. М.: Ладомир, 2001. 252 с., Давыденко О. Светская и церковная политика: возможные точки пересечения (общественно-политический аспект диалога между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами) // Власть. 2008. № 7. С. 63-67; Государственно -церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Отв. ред. Ф.Г. Овсиенко, Л.А. Баширов, Ю.Е. Григорьева, Ю.М. Дягтерев. М.: Изд-во РАГС, 1996. 252 с.; Клеандрова В.М. Из истории взаимоотношений государства и церкви в России // Вопросы научного атеизма. Вып. 37: Православие в истории России. М.: Мысль, 1988. С. 152-163; Бергер П.Л. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. 470 с.; Баранов П.П., Верещагин В.Ю. Русская православная государственность: миф или реальность? // Философия права. 2007. № 4. С. 7-13.
2. Себенцова А.Е. Религия в системе власти. Доклад на Всероссийской научно-практической кон-
ференции "Власть и религия в истории России" // Портал Credo.ru. [Электронный ресурс]. http:// www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=74710&cf.
3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории: В 2 ч. Ч. 2. М.: Владос, 1994. 336 с. С. 95.
4. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Русская идея: сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004. 512 с. С. 49.
5. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2000. № 2. С. 60-68.
6. Шахов М.О. Клерикализация России: миф или реальность? // Национальные интересы. 2002. № 5. С. 56-62.
7. См.: Овсиенко Ф.Г. Клерикализм // Энциклопедия религий. М.: Академический проект, 2008. 1520 с. С. 666-667.
8. Яхъяев М.Я. Об экстремизме, религиозности и духовно-нравственной ситуации в республиках Северного Кавказа // Здравый смысл. 2010. № 3. С. 28-32.
6 марта 2012 г.
УДК 1(100)(091)
ТРЕВОГА КАК НАСЛЕДИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОТЕСТАНТИЗМА
А.О. Зотова
Современный мир характеризуется полной непредсказуемостью завтрашнего дня, утрачены традиционные ценности, цели и смыслы. Мы наблюдаем нравственную деградацию, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Эти явления - прямое следствие кризиса духовности. Исследователи, анализируя сложившуюся картину, приходят к выводу, что "вряд ли за всю историю человечества найдется поколение, которое так лишено почвы под ногами, как нынешнее" [1], тревога становится неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.
В философской литературе проблема тревоги поднимается в работах В. А. Андрусенко,
Зотова Анна Олеговна - аспирант кафедры истории философии Южного федерального университета, 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина 13, e-mail: dribjazok@ mail.ru.
НА. Бердяева, Г.В.Ф. Гегеля, И.А. Ильина, С. Кьеркегора, Ж. Лакана, К.Н. Леонтьева, Ф. Римана, Ж.П. Сартра, Л. Фейербаха, В. Франкла, З. Фрейда, Э. Фромма, М. Хайдег-гера, К. Ясперса и др. Религиозное понимание тревоги встречается в работах С. Кьеркегора, П. Тиллиха, Райнольда Нибура.
В данной статье мы предлагаем рассмотреть тревогу как наследие духовной культуры протестантизма, опираясь на труды основоположников протестантизма - М. Лютера и Ж. Кальвина, а также обратившись к работам Э. Фромма и М. Вебера, анализирующим протестантизм.
Что же вызвало кризис духовной культуры? Обратимся к корням духовного кризиса - протестантской культуре.
Anna Zotova - post-graduate student of the Philosophy History Department at the Southern Federal University, 13, Nagibina Street, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: dribjazok@ mail.ru.
Трудно переоценить значение протестантизма для Запада. Так, социолог П. Бергер отмечает, что удивительным образом весь мир становится протестантским.
Протестантская этическая культура оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственного облика личности. Попытаемся выделить основные идеи протестантизма, влекущие за собой развитие тревоги.
Одной из доминирующих идей в протестантской этике является идея социального соответствия. Она распространяется как на культурно-правовую сферу (обязательность и законопослушание), так и на техно-логическо-производственную (прилежание и трудовая и технологическая дисциплина) и ценности частной жизни (семья и личное совершенство).
Таким образом, протестантская этика распространяется на интеллектуальный, эмоциональный и практический мир верующего, затрагивает все сферы его жизни. В протестантской духовной культуре активно развивается идея перфекционизма (как следствие общей направленности новоевропейской культуры на индивидуализм).
Важнейшей сферой деятельности индивида, в которой следует достичь совершенства, считается сфера труда: успешность в той или иной деятельности понимается как свидетельство богоизбранности, успех трактуется как призвание к конкретному виду деятельности и в конечном счете как профессия. Бог призывает человека к тому или иному труду, дав ему задатки и способности, с одной стороны, и спрашивая потом, хорошо ли он ими распорядился, с другой. Мастерство и его экономическая эффективность выступают, таким образом, как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности понимается как моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва.
Наряду с этим происходит разрушение традиционных социальных общностей (в рамках индустриализации). Все это способствует развитию тревоги, так как человек сталкивается с чем-то новым и неизвестным - с одной стороны, а с другой - его беспокоит несоответствие идеалам.
Протестантская концепция свободы также способствует развитию тревоги, поскольку в ней мы видим парадокс - свободу в одних вопросах и полное предопределение
в других. Лютер, а затем и Кальвин отрицают свободу человека в вопросах спасения и нравственного самоопределения. Человеческая воля находится где-то между Богом и сатаной, а за кем он последует, решает не сам человек, а Бог и сатана, которые борются за то, чтобы удержать и завоевать его волю. Человек свободен лишь постольку, поскольку его воля принадлежит Богу. М. Лютер отмечает, что "мы все совершаем по необходимости, а не по свободной воле, потому что сила свободной воли - это ничто, она ничего не может, если нет Божьей благодати, она не способна ни на какое добро" [2]. Но это касается лишь божественных вопросов, а в земной практической жизни все в руках человека. В этом заключается парадокс - протестантизм отрицает свободу человека как духовный феномен, однако говорит о необходимости свободы как явления практической и гражданской жизни.
Одиночество человека, его "покинутость" Богом, о чем в той или иной степени говорят все направления протестантского учения, предоставляет человеку определенную свободу выбора модели поведения, с одной стороны, но и лишает его надежды, опоры, с другой. Поскольку человек покинут Богом, он свободен, но у него нет ни опоры, ни надежды. Человек обречен, но он сам не знает на что.
Свобода, которой наделяет верующих протестантизм, приводит к тому, что протестантская церковь не представляет собой единое целое, следовательно, протестанты не ощущают надежности, устойчивости, стабильности общества. Нет уверенности - появляется тревога.
Парадокс в отношении свободы не единственный в протестантской духовной культуре. Еще один парадокс касается идеи об абсолютном предопределении. С одной стороны, религиозно обоснованы равенство людей в социальном статусе и возможность развития индивидуальности, а с другой, усиливается разобщенность людей, укореняется идея об изначально предопределенном неравенстве в отношении дарованной Богом благодати. Ж. Кальвин пишет: "все происходящее решается сокрытым планом Божьим. А относительно действия неодушевленных тел, нам надлежит придерживаться той точки зрения, что, хотя Бог и определил для каждой вещи ее свойства... они могут проявляться,
лишь будучи направляемы Божьей рукою. Ибо вещи - всего лишь орудия Бога, которым Он непрерывно сообщает столько способности к действию, сколько считает нужным, и употребляет их по своему усмотрению, обращая их к тем действиям, к каким пожелает" [3].
По Кальвину, человек при жизни не знает, на что он обречен. То есть его будущее, хоть и предопределено, сокрыто от него. Поэтому всю жизнь человек должен серьезно и напряженно относиться к спасению души. Есть только одна сфера жизни - сфера труда и предпринимательства, где он может выявить свое религиозное призвание. Методичность, аскеза, тотальная систематизация жизни, самоконтроль кальвинистов сделали массовыми явлениями "личностный поступок" и творческую социальную практику в сфере производства.
Размытие границ между мирской и духовной жизнью, позиция "различения, но не разделения" этих сфер делают возможным сосуществование многих противоречий внутри данной системы.
Идея о предопределенности распространяется также и на спасение, иначе говоря, Бог избрал одних к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается потому, что получает дар веры, избран к спасению. При этом кальвинизм требует от человека инициативы: он должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен. Человек испытывает тревогу, поскольку не может быть уверен в своем собственном спасении.
М. Вебер считает, что идея предопределенности (господствующая в кальвинизме), отдаленного и непостижимого протестантского Бога порождает глубокую тревогу в людях. Практический метод ослабления тревоги принимает форму систематического следования призванию, таким ценностям, как упорная работа, бережливость, самодисциплина, материальные вознаграждения за которые не расходуются человеком, а умножаются и преумножаются. Единственным поприщем, на котором человек мог достичь успеха, который давал бы надежду, свидетельство об избранности, оставалась профессиональная деятельность, все остальное: искусство, созерцание - это идолопоклонство. Протестантизм отказывается от всего, что можно заподозрить в "идолопоклонстве": Бог действует только в истории. Должно быть отброшено все,
что мешает преуспеванию в делах, умножению богатства. Так формируется образ мышления, необходимый для капиталистического развития: труд ради труда, исполнение долга, самоограничение и отказ от роскоши. Более того, успех в коммерческом мире убеждает человека, что Бог благоволит ему.
Протестантские нововведения, с одной стороны, освобождают от догм, а с другой, лишают индивида традиционных ценностей, вызывают духовный кризис. Так, в протестантизме упраздняется догматическое различие между священником и мирянином. Священник больше не обладает правом исповедовать и отпускать грехи: "Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву" [4], практика продажи индульгенций подвергается жесткой критике: "Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, - предполагая невозможное - обесчестит
Матерь Божию - значит лишиться разума.....
Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины" [4]. Протестантизм отказывается от молитвы за умерших, поклонения святым, почитания мощей и икон, а также от монашества. Богослужение предельно упрощено и заключается в проповеди и пении псалмов.
С одной стороны, протестантская этика обращается к практической жизни и утверждает такие ценности, как бережливость, трудолюбие, расчетливость, честность в исполнении трудовых обязательств и соглашений, уважение к собственности, предприимчивость, а также внушает человеку уверенность в собственных силах, делая его психологически устойчивым в любых кризисных ситуациях. Но, с другой стороны, внушает чувство тревоги, поскольку будущее человека, хотя и предопределено, но ему неизвестно.
В рамках протестантской культуры человек сосредоточен на материальной стороне жизни. Это означает развитие конформизма, а значит, способствует духовному и психическому кризису, этической и эстетической ущербности. Говоря о кризисе, Г. Зиммель отмечает, что "культура вещей, предоставленная собственному ходу развития, получает громадную сферу распространения, вследствие чего интересы и надежды все больше обращаются в эту сторону, оттесняя как будто
значительно более узкую, конечную задачу приобщения индивидуальных субъектов к культуре" [5].
Лютер пересмотрел учение о значении добрых дел в нашем спасении. И пришел к выводу, что нет необходимости в своих делах. Так как дела вследствие полной греховности человечества не могут нас спасти, спасает нас жертва Сына Божьего, и спасает всех, кто верует в него. Таким образом, для нас достаточно только веры во Христа и веры в то, что мы уже Им спасены.
Протестантский идеал спасения одной лишь верой, а не делами стал способствовать обесцениванию нравственных взаимоотношений и стремлению к выполнению своего христианского долга исключительно в профессиональном призвании.
Как отмечает католический мыслитель Л. Джуссани, протестантская духовная культура ассоциирует текущий период материального развития с уровнем всеобщей эволюции, т. е. ориентирует человека не на уже достигнутые результаты и вневременные эталоны культуры, но на современный стандарт в той или иной области. Фактически это означает отрицание вечных статических характеристик человека, высших и несомненных для любого времени. Это же означает и отчуждение от истории, от прошлого, т. е. сужение фундамента и перспективы жизни отдельного человека и общества.
Э. Фромм в своей работе "Здоровое общество" отмечает особый патриархальный уклад протестантской культуры, отличающейся от культуры католицизма отсутствием "материнского начала в религиозном учении". В таком укладе человек "остается один, лицом к лицу с суровым и требовательным Богом, милости которого он мог добиться, лишь полностью покорившись ему" [6].
Происходит секуляризация потребностей личности, которые связаны с общечеловеческими духовными ценностями. Как следствие, в настоящее время человечество находится в поисках замены другими религиями, с большим вниманием к мистическому содержанию и духовной практике, или субстратами астрологии и эзотерики. Ясно, что в отсутствие традиции человек неизбежно встречается с новыми кризисами в таких заимствованиях, которые он воспринимает в качестве средств.
В условиях кризиса протестантская культура, сопутствуя дальнейшему техниче-
скому и социальному развитию, вместе с тем все отчетливей выступает одним из главных факторов кризиса, оказывающим негативное воздействие на социально-культурную и личностную сферы этого развития. Негативность воздействия заключается в ускорении темпов развития и функционирования внутри современной модели общества и все более полной и безличной стандартизации культурных и духовных ценностей. В этом смысле протестантизм не только и не столько религия, сколько стиль жизни.
Изменение основ христианства протестантизмом (новые акценты в учении о спасении, оправдании, свободе воли, благодати, церкви) является одной из важнейших причин развития кризисных явлений в современной культуре (отчуждение, гипериндивидуализм, психические болезни, перфекционизм). Этому продолжает способствовать в настоящем, с одной стороны, углубление духовной дезинтеграции христианского мира, с другой, навязывание и унификация все более абстрактных культурных стандартов, нивелирующих представления о необходимости многообразия культуры.
Интересен тот факт, что именно протестантизм породил современные исследования Библии, произведя тем самым неслыханный в истории случай, когда официально представляющие религиозную традицию ученые направляют исследование против священных писаний той же самой традиции.
М. Вебер, и Э. Дюркгейм считали, что религия - важнейший источник идей и действий, имеющих свое проявление в социальной действительности. М. Вебер полагал, что религия может быть источником как социальных перемен, так и стабильного социального порядка [7, 8].
Идеи протестантской этики оказали существенное влияние на историю ХХ в., социологию, политологию. Национализм и социализм, например, рассматриваются некоторыми исследователями как результат влияния секуляризированной этики на модель экономического развития.
Итак, разрушение традиций, идея предопределенности, отсутствие стабильного общества, опоры порождают в приверженцах протестантизма чувство тревоги. Широкое распространение протестантизма, стремление проникнуть во все сферы человеческой жизни делают проблему тревоги общезначимой.
Следовательно, протестантская духовная культура выступает одной из предпосылок формирования экзистенциала тревоги в философии ХХ в.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соколова Е.А. Проблема человека и поиск социальной гармонии в философских воззрениях Ф.М. Достоевского: Дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2004. 156 с. С. 14.
2. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1987. 702 с. С. 334.
3. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 3 т. Т. 1. Кн. 1-2. М.: РГГУ, 1997.
4. Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций / Пер. с лат. А.И. Рубана; под ред. Ю.А. Голубца. СПб.: Герменевт, 1996.
5. Зиммель Г. Избранное. Философия культуры: В 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 1996. 672 с. С. 491.
6. Фромм Э. Психоанализ и культура: Избр. тр. Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. 624 с. С. 318.
7. См.: Corrywright D., Morgan P. Get Set for Religious Studies. Edinburgh University, 2006. 196 с. С. 85.
8. Вебер М. Избр. произведения / Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; пре-дисл. П.П. Гайденко; комм. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
15 апреля 2012 г.
УДК 159.943
НАДЕЖДА КАК ФАКТОР СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗНАЧИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
И.С. Мансурова, Е.В. Ежак, К.Н. Кошко
Рассматривая вопрос о совладаю-щем поведении в значимых жизненных ситуациях и надежде как его факторе, следует отметить, что данная проблема разрабатывается в рамках социально-психологического анализа конструктивных и деструктивных изменений личности, системы ее отношений под влиянием жизненных событий. Она нашла отражение в работах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайловой [1] и др. Выраженность у человека надежды, веры в успех в определенной степени определяет успешность преодолевающего поведения в значимых жизненных ситуациях. Понятие преодолевающего поведения используется для описания характерных способов поведения человека в различных ситуациях. Оно является одним из основных аспектов
Мансурова Инна Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Донского государственного технического университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, е-шаП: тпа_ [email protected], т. 8(863)2738346;
Ежак Евгения Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент той же кафедры, е-тай: (1от14-18@ yandex.ru;
Кошко Ксения Николаевна - кандидат философских наук, доцент той же кафедры, е-mail: ksena-koshka@ mail.ru.
современных теорий стресса. Преодоление (копинг) рассматривается как стабилизирующий фактор, который помогает людям поддерживать психосоциальную адаптацию во время стресса.
Психологическое назначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, смягчения или ослабления этих требований и тем самым понизить стрессовое воздействие ситуации. Понятие преодоления охватывает широкий спектр человеческой активности, включая в себя все виды взаимодействия субъекта с внутренними и внешними условиями, т.е. характеризующими психологические особенности субъекта и специфику решаемой им задачи.
В настоящее время широкое распространение получили два основных подхода
Inna Mansurova - Ph.D. in Psychology, associate professor of the Department of Philosophy at the Don State Technical University, 1, Gagarina Square, Rostov-on-Don, 344000, e-mail: [email protected], ph. +7(863)2738346;
Evgeniya Ezhak - Ph.D. of Pedagogy, associate professor of the same Department, e-mail: dom14-18@ yandex.ru;
Kseniya Koshko - Ph.D. in Philosophy, associate professor of the same Department, e-mail: ksena-koshka@ mail.ru.