О. В. Михайлова
ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОНЯТИЯ «УСПЕХ» В АМЕРИКАНСКОМ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Анализируется понятие «успех» в контексте американской культурно-исторической традиции. Протестантская этика формирует уникальный склад характера американцев: трудолюбие, бережливость, стремление к высоким достижениям, рационализм, индивидуализм. Но с точки зрения психоаналитического подхода эти положительные качества превращают «человека успешного» в невротическую личность.
Слово «успех» в словаре современного человека не только часто употребимо, но приобретает качественно новое значение. Можно говорить об изменении статуса феномена «успех», становлении его как философской категории, вследствие чего появляется возможность определения категории «успех». Цель настоящей статьи -эксплицировать философские основания понятия «успех» через обращение к американской традиции. Именно Америка культивировала и произвела на свет концепт успеха, успешного человека, и именно «американскими стандартами» определяются достижения индивида к какой бы национальности он ни принадлежал. Культурно-исторический материал будет дополнен психоаналитическими и экзистенциальными исследованиями, проведенными Э. Фроммом [7] и другими последователями этой традиции [8].
В США «успех» прошел множество стадий культурно-исторической эволюции, оформившись, в конечном счете, в сильную и функциональную национальную идею. Представляется значимым проследить объективно -исторические события, сопровождающие трансформации понятия «успех» в американском обществе.
Ведущую роль в становлении нации, особенно до XIX в., играла религиозная общность. Американцев нельзя назвать гомогенным, исторически сложившимся как единое целое народом, они представляют собой эклектичное национальное соединение. Соответственно и религиозная репрезентация в Америке была поли-вариантной. И все же, по мнению большинства исследователей, в том числе М. Вебера [1], ведущие позиции в обществе занимал протестантизм. Возможно, популярность и распространенность протестантской религии обусловлена наличием здесь «нерелигиозного» фактора в большей степени, нежели в других религиях, светскостью, направленностью на решение повседневных задач, характером ее принципов. Нельзя однозначно сказать, явилась ли специфика американского менталитета причиной того, что протестантизм утвердился в качестве главной мировоззренческой основы или, наоборот, «протестантское» сформировало «американское». На то, что протестантизм не только занял привычное место религии - духовную сферу жизни, но и повлиял на многие другие - гражданскую, экономическую и в целом культурную, указывает многое. Так, по мнению американского политолога У. Галстона, протестантизм явился той точкой, где сплелись воедино социальные действия и умонастроения, которые формировали лицо доминировавшей социальной группы и конструировали стандарты поведения и образ мыслей в целом [2]. Этой доминирующей социальной группой на волне экономического роста становится класс буржуазии, которому предстоит сложная задача - обрести ре-
левантную духовно-символическую систему, оправдывающую их способ жизни.
Конец XIX в. проходит для церкви под лозунгом «Продажа религии - дело церкви». Церковь собственным примером демонстрирует богоугодность делового стиля жизни и культивирует дух предпринимательства. Фактически происходит сращение экономической и духовной сфер: чем более человек успешен в бизнесе, тем более религиозно значим. Религия, как утверждал известный протестантский теолог Н. Пил, прежде исполняющая функцию подготовки человека к внемир-скому, стала носить «характер научной рекомендации по созданию жизни, полной успеха здесь и сейчас на этой земле» [3. С. 15]. По его мнению, религиозная вера - это не нечто благочестиво-пуританское, в таком качестве она не имеет смысла, но инструментарий по переплавке экономического достояния в духовное. В конечном счете это и обеспечит спасение - духовноэкономическое или, наоборот, экономически духовное.
Важно найти те мировоззренческие основания, на которых строился протестантизм и которые позволили этой религии создать особый предпринимательский склад характера американского народа. В отличие от другой христианской религиозной ветви - католицизма (который также исповедовался в Америке) - ранняя кальвинистская версия протестантизма не признавала никаких «магических средств» влияния на Бога: ни индульгенции, ни мессы, ни соблюдения добродетели. Торговля с Богом, по Кальвину, невозможна, поскольку все уже предрешено: мы либо спасемся, либо нет. От нашей воли ничего не зависит - на все «воля Божья», любая надежда изменить Божественное решение - ересь. Человеку остается одно - осознать свое место в сложном мире-машине, который сотворил Бог. Это можно сделать через профессиональную деятельность.
Если большинство религий строго разделяло мир на сакральный и профанный и определяло последний как греховный, то для Кальвина повседневность становится сферой реализации подлинного богослужения. Примечательно, что немецкое слово «BERUF» имеет два значения: профессия и призвание. В профессиональной деятельности могут быть обнаружены знаки богоизбранности. Избрание человеком определенного вида профессиональной деятельности приравнивается к готовности следовать Божественному предназначению. Если труд приносит прибыль - это знак богоугодности и правильного истолкования Божественного предназначения. Само по себе стремление к прибыли ради прибыли осуждается Кальвином, она должна быть не целью, но результатом прилежной и непрестанной работы. Даже если человек оказывался на неквалифицированной работе и зарабатывал мало денег, это не оз-
начало, что он попадет в ад. Главное - «быть на своем месте» и справляться с работой хорошо и честно. Примечательно, что быстрое, неожиданное обогащение оценивается как порочное, не имеющее морального оправдания и чревато последующими жизненными проблемами. Удача, как везение, не приводит к социальному признанию. В качестве успеха может быть оценена только просчитанная, достигнутая собственными рациональными усилиями вершина. Любая неожиданность, случайность, везение должны быть изгнаны как нежелательные эффекты. Поэтому большую роль приобретают целенаправленные усилия по воспитанию в себе характера, соответствующего «успешному», «богоизбранному» человеку.
Главные американские добродетели выделяет автор крылатого выражения «время - деньги» - «первый буржуа» Бенджамин Франклин в своей «Автобиографии». Перечень основных добродетелей для ежедневного самосовершенствования таков: 1) воздержанность в еде и питье; 2) немногословность, способность избегать пустых разговоров, от которых нет пользы ни одному из собеседников; 3) порядок; 4) решительность, неукоснительное выполнение того, что решено; 5) бережливость; 6) трудолюбие; 7) искренность, отказ от обмана; 8) справедливость; 9) умеренность; 10) чистота, опрятность в одежде и пище; 11) спокойствие, т.е. способность не волноваться по пустякам, из-за неприятностей обычных или неизбежных; 12) целомудрие; 13) скромность [4. С. 482-483]. Как видно, воспитание всех этих качеств имеет весьма прагматические задачи: порядок способствует четкому исполнению указаний, работе любой системы; бережливость - концентрации экономического ресурса для предпринимательской деятельности; спокойствие и скромность отвечают религиозному требованию быть «послушным исполнителем» воли Божьей, своего предназначения.
Американский исследователь А.В. Грисволд в работе «Новая мысль: культ успеха» указывает на то, что важной становится установка на созидание добродетелей, которые непременно привлекут успех, что, в конечном счете, означает независимость личности от внешнего стечения обстоятельств и, следовательно, увеличение жизненных шансов [5]. Формально же полагается некая экономически и социально привлекательная концепция «equal opportunities» («равные возможности»), которая предполагает равноисходность и равнозначность стартовых позиций: «успеха достоин каждый», «успех потенциально заложен в каждого». Добиться успеха - значит приобрести добродетель, доказать себе и окружающим правильность избранного пути и утвердиться в богоизбранности. Однако следует подчеркнуть, что «равные возможности» не уравнивают и не приближают людей друг другу, но, наоборот, создают условия для активной конкуренции. В конечном счете, наиболее успешен только тот, кто становится «первым», и не существует понятия «разделить успех с кем-то». Человек отчитывается перед Богом один на один за индивидуально совершенную работу.
Помимо профессиональной честности, индивидуальной ответственности перед Богом, другим требованием в кальвинизме было аскетичное существование -запрещались любые виды развлечений, такие как театр
и художественная литература, а также приобретательство. Полагалось иметь несколько платьев простого покроя и никаких украшений. Профессиональная сфера рассматривалась как единственно приемлемая для реализации не только интеллектуальных, духовных, но и материальных капиталов. По мнению М. Вебера, произошло высвобождение из всех сфер человеческой жизнедеятельности огромного количества энергии, которая устремилась в сферу предпринимательства. Это и привело к появлению «экономического чуда» капиталистического общества. Протестантизм (или его исток - кальвинизм) породил новый класс - предпринимателей.
Такая религиозная основа превратилась в идеологию, которая оправдывала и обосновывала деловой, предпринимательский стиль жизни и образ мыслей. После того, как экономический эффект был достигнут, нормы и предписания могли быть, как утверждает М. Вебер, трансформированы без ущерба для достигнутого уровня благосостояния, что постепенно и происходило. Так, в скором времени служение Богу заменяется служением себе, поскольку высшая инстанция, в сущности, не являлась ответственной за человека -если «наверху» все уже решено, то теперь единственным свидетелем и критерием успеха или неуспеха становился сам человек.
Итак, «протестантская этика» (в ее первоначально кальвинистской форме) послужила той основой, которая воспитала у американской нации духовное стремление к предпринимательству как оправданному во всех отношениях образу жизни. Во-первых, необходимо было «найти свое место», что являлось признаком богопослушания и потом оформилось в концепцию «призвания»; во-вторых, предполагалось честное и усердное служение на благо дела и строгое убеждение не тратить время и ресурсы на удовольствия; в-третьих, значимыми являлись только индивидуальные усилия и достижения, «личная эффективность» перед Богом, что послужило причиной становления американского индивидуализма; в-четвертых, осуществилась интериори-зация принципов протестантской стратегии жизни в личностную психологию. Об этом говорит Ричард Хубер, монография которого «Американская идея успеха» [6] представляет собой наиболее фундаментальную разработку темы «успех». Он указывает на то, что в 30-е гг. XIX в. протестантизм сформировал своеобразную парадигмальную структуру - «этику характера». Исходя из этой парадигмы, успех был гарантирован при воспитании «успешного характера», главными чертами которого являлись дисциплинированность, трудолюбие, усердие, честность, неприхотливость в своих нуждах и, конечно, стремление к увеличению благосостояния. Квинтэссенцией сращивания религиозных и светских принципов жизни становится надпись на американском долларе: «In God we trust» («Мы верим в Бога»). Если ты служишь доллару, то не можешь не служить Богу. Экономическая религиозность приобретает основополагающее значение в формировании человека американского типа.
Прагматическое мировосприятие выразилось в известной американской философской традиции, представленной У. Джемсом и Ч. Пирсом. Философы обосновали
понимание истины через прагматизм: знание постольку истинно, поскольку оно приносит пользу. Такое убеждение легло в основу многих социальных институтов, в том числе в американскую систему образования. Для преподавания в американских учебных заведениях выбирались только те знания и навыки, которые могли помочь в достижении материального успеха или же способствовать формированию черт характера, ассоциируемых с «self-made man» («человек, сделавший самого себя»). Человек умен постольку, поскольку может конвертировать свои знания в материальный эквивалент.
Совершенно иное видение протестантизма - психологическое - дает Э. Фромм в работе «Бегство от свободы» [7]. Он ставит психоаналитический диагноз человеку эпохи зарождения капитализма. Положительные в экономическом плане черты преломляются в психологической плоскости в свою противоположность: рост деловитости и занятости человека, полный уход в профессиональную деятельность оборачиваются растворением и потерей личности, желанием укрыться от внутренних проблем и решений во внешней активности. Увеличение индивидуальной ответственности за дело и перед Богом, рост личной эффективности в связи с высокой конкуренцией приводят к обособлению, враждебности, ощущению одиночества. Как говорит Э. Фромм, индивид, охваченный страстным стремлением к власти, преступает через других, поскольку рассматривает их не иначе как помеху, которую необходимо устранить на пути к собственной успешности. Результатом является не только отчуждение между людьми, но и человека от самого себя. Протестантизм перекладывает на индивида ответственность только за профессиональную деятельность, тем самым акцентируя внимание на его реализации лишь в этой сфере. Во всех других областях жизни обнаруживается порочность, ничтожность и беспомощность человека, подчеркивается необходимость безоговорочного подчинения внешней силе. Тем самым Э. Фромм констатирует разрушение духовного стержня, гордости и достоинства человека.
Доктрина Лютера и Кальвина способствовала добровольному превращению человека в орудие зарабатывания денег и инструмент достижения власти. Постоянное недовольство достигнутым выражалось в саморазрушении, неуверенности, тревоге, что еще более усугублялось ощущением возрастающей конкуренции и враждебностью окружения. Стремясь противопоставить свои идеи влиянию надвигающегося капитализма, разрушавшего стабильность жизни в эпоху позднего Средневековья, Лютер и Кальвин в своей богословской концепции заложили основы нового мировоззрения, которое не благодаря, а вопреки замыслу создателей
способствовало еще большему упрочнению и расцвету капитализма и предпринимательства. Поскольку главным условием спасения, по Лютеру, являлось полное подчинение власти Бога через уничижение личности, работа стала единственно возможной сферой приложения сил человека. Стремление к труду превратилось из внешней потребности во внутреннюю, заставляющую «трудиться с такой интенсивностью, какая в другом обществе была бы возможна лишь у самого строгого хозяина» [7. С. 86]. Как замечает Э. Фромм, за столь интенсивной и всеохватывающей экономической деятельностью успех и материальная выгода становятся самоцелью, а человек рассматривается как средство, способствующее утверждению экономической системы, умножению капитала, и не для целей собственного счастья, а ради самого капитала. Поскольку человек превращается в винтик гигантской машины, то вполне закономерным оказывается явление «автоматизирующего конформизма». Его результатом становятся несостоятельность, неспособность различения интересов и целей своих собственных и навязанных извне.
По сути, «человек успешный» представляет не что иное, как невротическую личность, механизмы функционирования которой подробно описаны К. Хорни [8]. Внутренние конфликты и порочные круги возникают благодаря принципу соревновательности в американской культуре, которая основывается на материальном изобилии. Последнее приводит к повышению агрессивности, которая создает внутренние конфликты и не приносит положительного результата. Безопасность обменивается на возможность высокой награды, достижение которой, однако, не устраняет чувства тревоги, связанного с недостаточностью безопасности. Цена участия в соревновании - невроз, поскольку само общество рассматривает награду, заставляющую каждого кинуться за нею.
Таким образом, происходит смещение «точки опоры» развития личности с внутренних оснований на внешние, энергия индивидуальных ресурсов высвобождается во вне и происходит «переворачивание» схемы адаптации: социальное самоутверждение становится решающим фактором в формировании человека. Если человек социально состоялся, то его значимость расценивается высоко. Социально -психологические тенденции, описанные Э. Фроммом, а также исследователями американского характера, работающими в русле психоаналитической школы, свидетельствуют, что невротическая основа, заложенная протестантской культурой, будет трансформироваться и дальше. Меняясь в зависимости от разных исторических контекстов, эти тенденции сохраняют принципы функционирования протестантской этики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Пре-
дисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
2. Galston W. Public morality and religion liberal state // PS. 1986. Vol. 15, № 5. P. 810-812.
3. Peal N. The positive religion. N.Y., 1953. P. 31.
4. Франклин Б. Избранные произведения. М., 1956.
5. Griswold A.W. New thought: A cult of success // The American journal of sociology. Vol. 40, N° 3. P. 309-318.
6. Huber, RichardM. The American idea of Success. N.Y.: McCraw-Hill, 1987. P. 563.
7. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Общ. ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1995. 256 с.
8. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление / Пер. с англ. Е.И. Замфир. СПб.: Восточно-Европейский институт психо-
анализа и БСК, 1997. Режим доступа: http://www. psylib.org.ua, свободный.
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 24 ноября 2007 г.