VTTk" 80 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0
-'A14 OU |(сс) VXJ С5У Tbs is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0075 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ © Автор(ы) 2021 SPIN: 8728-9478 AuthorlD: 680842 ORCID: 0000-0002-3872-1351
РУБЦОВА Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: [email protected])
SPIN: 7224-4927 AuthorlD: 462174 ORCID: 0000-0003-4711-8615
ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры
«Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Данная статья представляет результаты исследования, направленного на комплексный анализ популярного, но малоизученного направления трэвел-журналистики. Методологическая основа работы подкрепляется представлением о познавательной функции средств массовой информации, основанной, в том числе, на популяризации знаний о других странах и культурах. Развитие современного направления трэвел-журналистики связано с процессами конвергенции СМИ и популяризацией телевизионного инфотейнмента, сочетающего в себе информационный пласт и рекреативную составляющую. Рассмотрение специфики направления трэвел-журналистики позволило обобщить опыт исследователей в области жанрово-тематических и типологических особенностей прессы и телевизионных программ о путешествиях. Среди наиболее популярных жанровых модификаций трэвел-направленности нами выделены документальные циклы, путевые очерки, репортажи, различные формы реалити. Основываясь на собственном аудиторном опыте, а также современных исследованиях, авторы выделяют: трэвел-передачи на выживание, просветительские программы, юмористические программы, трэвел-программы о животных, телевизионные трэвел-сериалы, документальные циклы, кулинарные путешествия, шоу-проверки, специализированные программы о хобби. Актуальность исследования, результаты которого представлены в данной статье, связана с востребованностью направления трэвел-журналистики в современном масс-медийном пространстве и одновременно с недостаточной изученностью её типологических моделей, роли ведущего в различных трэвел-жанрах, функциональных различиях трэвел-журналистики и смежных с нею явлений.
Ключевые слова: трэвел-журналистики, трэвел-издания, трэвел-передачи, масс-медийное пространство, журналист, типологическая модель, медиатексты, жанр, феномен, телевизионные шоу, блогер, интегративно-коммуни-кационная функция.
TRAVEL JOURNALISM IN THE MODERN THEORY OF MASS COMMUNICATIONS
© The Author(s) 2021
RUBTSOVA Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, associated professor of the «Russian Language and Speech Culture» Department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) DEVDARIANi Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, associated professor of the «Russian Language and Speech Culture» Department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) Abstract. This article presents the results of a study aimed at a comprehensive analysis of the popular, but little-studied direction of travel journalism. The methodological basis of the work is supported by the idea of the cognitive function of the media, based, inter alia, on the popularization of knowledge about other countries and cultures. The development of the modern direction of travel journalism is associated with the processes of media convergence and the popularization of television infotainment, which combines the information layer and the recreational component. Consideration of the specifics of the direction of travel journalism made it possible to summarize the experience of researchers in the field of genre-thematic and typological features of the press and television programs about travel. Among the most popular genre modifications of travel direction, we have singled out documentary cycles, travel sketches, reports, various forms of reality. Based on their own classroom experiences, as well as modern research, the authors distinguish: travel programs for survival, educational programs, humorous programs, travel programs about animals, television travel series, documentary cycles, culinary travels, show tests, specialized programs about hobby. The relevance of the study, the results of which are presented in this article, is associated with the demand for the direction of travel journalism in the modern mass media space and, at the same time, with insufficient knowledge of its typological models, the role of the presenter in various travel genres, functional differences of travel journalism and related phenomena.
Keywords: travel journalism, travel publications, travel programs, mass media space, journalist, typological model, media texts, genre, phenomenon, television shows, blogger, and integrative communication function.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние годы развитие индустрии туризма является общемировой тенденцией, а интерес к данной отрасли связан не только с темпами её динамичного развития, но и с особенностями глобального влияния практически на все ключевые секторы экономики. Отдельным направ-
лением современного российского медиа-пространства выступает трэвел-журналистика, являющаяся особой информационной системой и занимающая в нем определенное место.
Деятельность журналистов, освещающих особенности культуры и традиции других стран, ориентирована на удовлетворение социально-культурных, рекреативных, познавательных, в том числе туристских потреб-
ностей аудитории. Первоначально журналистика путешествий затрагивала информационный и художественно-публицистический пласт печатных публикаций, но со временем расширила типологические и жанровые границы, коснувшись не только количественного, но и содержательного плана. Меняются функции самого трэ-вел-направления, в условиях глобальной конкуренции серьёзней становятся требования к роли публициста или ведущего программы о путешествиях, усиливается рекламная составляющая материалов.
Трэвел-журналистика на телевидении представляет собой контаминацию различных жанров, сочетая в себе документальность кино, репортажность, образовательный пласт шоу-продукта и очерковость. Однако преобладающим компонентом журналистики путешествий становится развлекательность, формирующаяся в рамках инфотеймента и рассчитанная практически на одномерное потребление аудитории. Зарубежный исследователь массовой коммуникации, немецкий философ Г. Маркузе определяет современного зрителя как пассивного объекта воздействия, для которого важно, чтобы материалы были зрелищными. Такое общество становится «одномерным» в результате действия «индустрии культуры» [1, с.12].
В связи с развитием интернета трэвел-журналистика значительно увеличивает свои возможности, «расширяя границы свободы эксперимента при создании новых журналистских жанров и синтеза существующих» [2, с.12]. Возникают сетевые СМИ, посвящённые теме путешествий и туризму, появляется всё больше профессиональных блогеров, ведущих съёмки из различных уголков мира не на любительском, а на профессиональном уровне.
Современные исследователи масс-медийной продукции основную проблему рассматриваемого направления сводят к тому, что, «несмотря на возрастающее значение интегративно-коммуникационной функции трэвел-жур-налистики в мире, одновременно наблюдается и превращение ее в рыночно-ориентированное направление» [3, с. 347]; представляя собой баланс рекламного и шоу-продукта, трэвел-журналистика зачастую смещает акценты в сторону рекламы.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. С целью определения понятий, подчеркнем, что в определении «трэ-вел-журналистика», мы придерживаемся дефиниции Я. Борма, считающего, что все тексты, главной темой которых является путешествие, принадлежат к направлению «трэвел» [4, с.13].
Анализ трудов зарубежных и отечественных исследователей, касающиеся как жанровых и типологических особенностей современных медиа представлен в следующих работах : А.А. Тертычного «Жанры периодической печати» [5], Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвик, А.Я. Юровского «Телевизионная журналистика» [6], Я.Н. Засурского «Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов» [7], так и непосредственно изучения форматов, типологических особенностей и жанровой специфики направления трэвел: И.В. Показаньевой «Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапро-странства» [8], Н.В. Кривцова «Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы» [3], С.Ю. Лучинской «Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа» [9], Л.А. Троценко «Типологические и формально-содержательные особенности программ о путешествиях на российском телевидении» [10], Т.Ю. Редькиной «Трэвел-медиатекст: способы и приёмы речепорождения» [11] и других позволил авторам статьи обобщить результаты исследователей в определении понятия «трэвел-журналистика» с целью выявления его особенностей среди других жанров современного
медиа. В представленном исследовании мы придерживаемся мнения исследователя Показаньевой, считающей, что «трэвел-райтер... принадлежит более литературе, нежели журналистике», исходя из схожести жанрово-тематических и типологических особенностей законов художественной литературы и журналистики [8].
Актуальность исследования, результаты которого представлены в данной статье, связана с востребованностью направления трэвел-журналистики в современном масс-медийном пространстве и одновременно с недостаточной изученностью её типологических моделей, роли ведущего в различных трэвел-жанрах, функциональных различиях трэвел-журналистики и смежных с нею явлений.
Практическое значение результатов исследования, представленных в данной статье, определяется тем, что проведенный анализ специфики направления трэвел-журналистики позволило обобщить опыт исследователей в области жанрово-тематических и типологических особенностей прессы и телевизионных программ о путешествиях. Систематизация различных типологических форм трэвел-программ, позволила выделить наиболее удачные в содержательном и коммерческом плане проекты. Практическая значимостью исследования позволяет использовать ее результаты в подготовке и повышении уровня знаний журналистов, занимающихся направлением трэвел, а также в ходе изучения курсов «Основы теории журналистики», «Жанры ТВ и РВ», «Система СМИ», «Теория и практика массовых коммуникаций», «Система СМК», «Интернет-журналистика», «Жанры периодической печати», «Имидж телеведущего». Результаты представленного исследования могут использоваться в дальнейшей разработке теоретических проблем трэвел - журналистики, роли ведущего в различных трэвел-жанрах, функциональных различиях данного жанра и смежных с ним явлений.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель исследования -комплексное рассмотрение популярного у большей части аудитории медийного направления трэвел (журналистики путешествий), функционирующего в различных форматах и имеющего различные типологические особенности, систематизация различных типологических форм трэвел-программ; изучение роли ведущего в различных трэвел-жанрах, функциональных различий трэ-вел-журналистики и смежных с нею явлений.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Методология исследования базируется на функциональном анализе СМИ как важного средства популяризации знаний о других странах и народах, их роли в межнациональном общении.
Основными методами исследования явились анализ и систематизация научной литературы по рассматриваемой проблематике, методики системно-типологического и жанрово-тематического описания, метод выборки программ и публикаций исследуемого направления, метод наблюдения, методы дедукции и индукции, сравнительный метод. С целью разграничения понятий, связанных с выделением особого жанра журналистского текста -трэвел, возникла необходимость использования контент анализа с целью выявления стилистических, семантических и синтаксических особенностей.
Рассмотрение различных аспектов журналистики путешествий также обусловлено необходимостью анализа качественных материалов трэвел-направления и коммерчески востребованных форм инфотеймента, которые (в ситуации жёсткой конкуренции и в соответствии с постоянно меняющимися требованиям к программам различных форматов и запросами аудитории) нуждаются в грамотном синтезе.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Предметом исследования, представленного в данной
статье, является специфика отечественного направления трэвел-журналистики. Объектом исследования послужили журналы, телевизионные программы, сетевые порталы и блогерские проекты о путешествиях, рассмотренные (помимо исторических справок об отдельных СМИ) в период начала XXI века.
Развитие современного направления трэвел-жур-налистики связано с процессами конвергенции СМИ и популяризацией телевизионного инфотейнмента, сочетающего в себе информационный пласт и рекреативную составляющую. Возросший интерес к исследуемому направлению также объясняется популярностью туристических услуг практически во всех развитых странах мира.
В современных исследованиях практически нет расхождений в определении самого понятия трэвел-жур-налистики и уместности его использования при анализе российского масс-медийного продукта [12-17]. Приоритетными целями журналистики путешествий являются: информирование о неизвестных аудитории научных, исторических, географических, искусствоведческих фактах, создание и поддержание кросс-культурных связей, формирование адекватного имиджа страны, являющейся объектом трэвел-материала, предоставление рекламно-справочного материала для туристов, формирование позитивного взгляда аудитории на любые виды активного отдыха и т.д.
В рамках сформировавшихся аудиторных интересов приоритетными темами для материалов трэвел-направ-ленности становятся популярные маршруты путешествий, трэвел-фотографии, вопросы, касающиеся передвижения по городу (например, удобный и недорогой проезд от аэропорта до центра), вопросы безопасности, средний уровень цен в стране, специфика национальной кухни, средняя стоимость в продуктовых магазинах и местах общепита, культурные памятники и объекты, этические аспекты, связанные с пребыванием в той или иной стране, визовые вопросы, климатические условия, особенности сувенирной продукции, флора и фауна тех или иных регионов и т.д. Т^е1-тексты и программы путешествий описывают социокультурные и национальные отличия, предлагают и поддерживают готовые этно-конструкты.
Медиатексты трэвел-направленности включают в себя информационно-познавательный пласт, связанный с созданием образа той или иной страны (по большей части сюда относятся материалы с положительной коннотацией); информационно-популяризирующий пласт, который связан не с созданием полной картины жизнеописания этноса, а с возможностью вызвать у аудитории желание поехать в определённую страну и поближе узнать о её обычаях и культуре; информационно-рекламный пласт связан не только с побуждением поехать в ту или иную страну, но и создать у читателя или зрителя иллюзию, что он может и должен это сделать.
Телевизионные шоу путешествий синтезируют особенности различных жанров, однако, как правило, доминирующим оказывается какой-то единичный. Особое значение в рамках программы трэвел-направленности приобретает имидж ведущего. Большинство исследователей относят речевое поведение ведущих в различных ^уе1-программах к так называемой речи нежесткого типа, где синтезируются черты научного, публицистического, разговорного стилей и стилистические приметы рекламы. Поэтому, говоря о речи в й^е1-программах, мы имеем дело со стилистическим феноменом. При этом, сформированное стилистикой инфотеймента, речевое поведение ведущих программ о путешествиях является проблемным полем современной журналистики: «...речь многих ведущих развлекательных.программ построена лексически неправильно, загрязнена словами-паразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровня речевой культуры самих трансляторов речи, что способствует расцвету всеобщего процесса конверген-
ции языковой культуры современного телевидения» [18, с.321].
С развитием интернета трэвел-журналистика значительно расширила свои возможности и привлекла новую аудиторию. Большая часть научно-популярных и массовых изданий интернета имеют свои сетевые аналоги, распространение (хоть и не глобальное) получили собственно сетевые издания и порталы о путешествиях. Огромное распространение получили нишевые трэвел-блоги, сосредотачивающие своё внимание на жизни определённого региона планеты, рассказывающие о различных способах передвижения (например, блогер Кондрашов достаточно часто «тестирует» лоукостеры), тематически относящиеся к сферам экстремального туризма, недорогого отдыха, кулинарным или миссионерским путешествиям и т.д. С одной стороны, развитие трэвел-направления в сети открывает новые возможности для информирования аудитории, обращение к ранее неизвестным или плохо раскрытым темам, с другой стороны, данная тенденция «означает риск потери объективного и неангажированного взгляда и, соответственно, беспристрастности при описании увиденного» [3, с. 359].
В топ популярных блогеров-путешественников входят Александр Кондрашов, начавший с видео о подводной рыбалке, а к настоящему моменту показавший пользователям ютуба более 30 стран мира, Касё Гасанов, повествующий о своей жизни в Китае, Виталик и Лиза, вещающие на канале «Своим ходом» и зачастую использующие масштабные панорамные съёмки квадрокоп-тером, Марк, выпускающий качественный контент под ником Activer, Джон и Ева - пара канадца и россиянки, с 2015 года показывающие видео о своём затяжном кругосветном путешествии, Максим Заселян, демонстрирующий записи нестандартных путешествий и активного отдыха. При этом можно констатировать факт, что многие рекламодатели сделали из блогов-путешествий в сети площадки для продвижения своего продукта.
Журналистика путешествий является одним из самых востребованных направлений, привлекающим внимание многомиллионной аудитории туристов. Однако в рамках университетских программ по журналистике акцент на трэвел в системе массовых коммуникациях делается крайне редко. И в России, и в западных странах по большей части функционируют дистанционные школы трэвел-журналистики, представляющие сомнительные курсы от блогеров-путешественников.
Несмотря на то, что долгое время большинство исследователей массовой коммуникации серьёзно не относились к исследуемой журналистике путешествий, именно это направление связано с вопросами культурно-национальной самоидентификации, преобразованием информационных потоков, движением от серьёзной новостной составляющей к области софт-ньюс и формированием более целостного представления о жизни других этносов. Журналистика путешествий является одним из самых зрелищных направлений журналистики, по большей части не имеющим возрастных ограничений и представляющий огромный потенциал не только для профессионального, но и для творческого самовоплощения.
Обобщая собственный аудиторный опыт и современные исследования, среди телевизионных программ мы выделяем: трэвел-передачи на выживание: «Последний герой» («Первый канал»), «Голод» («ТНТ»); просветительские программы (присутствует разделение на просветительские беседы и просветительские лекции): «Клуб путешественников»; юмористические программы на телевидении: «Бешенл Джеографик» («ТНТ»); трэ-вел-программы о животных (представлены «Discovery Channel»); телевизионные трэвел-сериалы: «Орёл и решка», «Пацанки за границей» («Пятница»), «Шнур вокруг света» (канал «НТВ») и документальные циклы: «Одноэтажная Америка», «Тур де Франс» («Первые канал»); кулинарные путешествия: «Еда, я люблю тебя»
(«Пятница»), шоу-проверки: «Ревизорро», «Магаззино» («Пятница»), специализированные программы о хобби (телеканал «Охота и рыбалка»). Многие из приведённых типов программ поддерживают реалити-формат.
Известный российский путешественник Николай Баландинский (телеведущий программы «Их нравы»), говорит только о двух основных телевизионных форматах направления трэвел: «1. Программа-репортаж или цикл программ о той или иной стране. Пример: «Непутёвые заметки», «Путешествия натуралиста», «В поисках приключений». 2. Программа «журнального типа». Пример: «Клуб путешественников», «Вокруг света», «Их нравы» [19].
Говоря о жанровых особенностях трэвел-журналистики в периодической печати или на телевидение, специалисты не выделяют какой-то отдельной жанровой разновидности, наиболее соответствующей природе повествования о путешествиях. Чаще всего, читатель или слушателей имеет дело с контаминацией жанров, объединением нескольких жанровых форм, позволяющих журналисту создать материал, соответствующий определённому целевому назначению, формату издания или телевизионного канала и персонифицированной позиции автора. Условно, исходя из жанровых классификаций отечественных исследователей печатных и аудиовизуальных СМИ [20, 21], основные жанровые разновидности журналистики путешествий можно свести к следующим:
1. Документальным фильмам-путешествиям (документальным циклам). Это фильмы-путешествия по России и её отдельным регионам (например, «Хребет России», 2009), фильмы-путешествия о зарубежных странах («Новая Зеландия 3D: Забытый рай», 2013), фильмы о культурных объектах и памятниках («Закрытый мир Ватикана»), фильмы о путешествиях во времени («Путешествие во времени», 2017).
2. Фильму-травелогу - жанру фильма-путешествия, возникшему в 1910-е годы. «Акцент в травелоге делается на местах и встречах, пережитых самим автором и отнесенные им к разряду достойных для изображения в фильме. Травелог запечатлевает путешествие глазами путешественника-автора» [22, с. 101].
3. Путевому очерку - объёмному жанру художественной публицистики, в котором может сочетаться описательный (встреча с людьми, рассказ о событиях и происшествиях) и проблемный пласт (на таком принципе зачастую были построены очерки В.М. Пескова).
4. Путевым заметкам - жанру, которые некоторые исследователи жанровой специфики СМИ считают младшим братом очерка. Вся трэвел-журналистика, по мнению известного блогера-путешественника Григория Кубатьяна, - это «гибрид путевых заметок и популярного страноведения» [23]. Однако здесь нет столь глубокого аналитического материала, как в очерковом произведении, информация подаётся более мозаично, зачастую не подчиняясь одной теме. Подобная форма заметки распространяется и на телевизионный трэвел-продукт, где программные элементы чаще всего не связываются частной темой (искусство, экология, нравы и обычаи, памятники архитектуры и т.п.), а мозаично, в зависимости от авторского взгляда и в связи с субъективными представлениями о зрелищности, скрепляют разноплановую информацию об отдельной стране.
5. Репортажу - жанру, который является информационным по природе, но использует большое количество художественно-изобразительных средств, создаёт эффект присутствия и содержит персонифицированные авторские характеристики происходящего.
6. Аналитической корреспонденции - жанру, который содержит краткий, но зачастую зрелищный пересказ о каком-либо событии (например, фестиваль Октоберфест в Германии можно показать с помощью репортажа или с помощью аналитической корреспонденции).
7. Аналитическим рекомендациям и советам для
путешественников, которые, попадая в чужую страну, должны знать о её обычаях и порядках (отдельно исследователи выделяют форму дружеской рекомендации, востребованной на рынке отечественной и зарубежной трэвел-журналистики).
8. Обозрениям - жанру, к которому обращаются и журналисты печатных изданий, и телевизионные ведущие, и трэвел-блогеры. С помощью обозрения объединяются тематически близкие материалы или материалы с общей пространственно-временной организацией, что даёт возможность разделить информацию на несколько номеров или выпусков, распределить информацию по блокам в рамках одного номера или выпуска, осветить несколько событий одновременно.
9. Различным модификациям шоу-продукта. Сюда мы можем отнести как привычные для российской аудитории формы реалити-шоу, телевикторин или аналитических телемостов с представителями других культур, так и специфические жанровые формы, ещё не дошедшие до наших соотечественников, например, существующие в Японии шоу-варьете (гибрид документального трэвел-фильма, обучающей программы-инструкции и телевикторины) и викторины-варьете.
Существует околожанровая классификация (по преимуществу телевизионных программ) Джона Гринмана, выделяющего: 1. «Новостные» трэвел-тексты», основой которых является информация о путешествиях или расследования, тематически связанные с путешествиями и туризмом; 2. «Тексты - инструкции» представляют собой журналистику рекреативного толка и появляются в лёгких «досуговых» программах; 3. «Дестинационные трэвел-тексты» повествуют о местах, где собственно и происходят путешествия, а окружающая среда превращается в субъект повествования; 4. «Приключенческие» тексты содержат определенную хронологию, некую композицию, сюжет, но основаны на приключенческом формате» [Цит. по: 24].
Тематически материалы исследуемого направления чаще всего можно разделить по аудиторному принципу, который, по определению Я.Н. Засурского, является самым важным «системным фактором трансформации СМИ» [7]. Равно как и другие типы массовых общероссийских и специализированных изданий (программ), трэвел-журналистика подчиняется гендерному делению. Для основной части медийных продуктов о путешествиях такое деление весьма условно (например, телеканал «Пятница» представляет универсальный контент для женщин и мужчин). Однако некоторые типы изданий или частные публикации во многих случаях будут востребованы мужчинами (например, журнал «Охота и рыбалка» или очерки о скандинавской охоте), а другие - женщинами (например, журнал «Спа. Лучшие отели и курорты»). Ещё одним критерием тематического деления материалов направления трэвел могут быть интересы, специфические или востребованные хобби аудитории и самого автора материала о путешествиях (например, разделение материалов о коллекционерах, любителях клубной жизни в разных городах мира, поклонниках экстремального туризма и т.д.). Многие трэвел-материалы ориентируются на возрастные особенности и семейный статус представителей аудитории. За основу берутся такие показатели как особенности семейного быта в разных странах, журналистский опыт семейного отдыха, ориентация на пожилых людей или семьи с детьми (так, семьям с детьми будет интереснее просматривать публикации или тематические программы о парках-развлечениях «Порт Авентура» в Испании или «Диснейленд» во Франции). В отдельную группу выделяются детские издания, по-свящённые туризму (самый яркий печатный пример данной типологической группы - детский журнал о путешествиях «Пашка»). Отдельный тематический пласт составляют бизнес-программы и публикации, представляющие информацию, ориентированную на деловых людей (как правило, это материалы в сфере здравоохра-
нения, экономики, делового туризма, архитектуры и др.). Последняя тематическая разновидность трэвел-журна-листики выполняет социально-ориентированную функцию и направлена на разрешение серьёзных страноведческих проблем. Это материалы, касающиеся вопросов волонтёрства, экологической безопасности, разрешения международных конфликтов, особенностей визового режима в тех или иных странах и т.д.
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Современные исследователи масс-медийной продукции неоднозначно относятся и к самому определению трэвел-журналистики, и к её содержательному наполнению, и к существующим на сегодняшний день трэвел-форматам. В плане исследовательских практик журналистика путешествий является относительно молодым направлением, активное изучение которого началось лишь в последнее десятилетие XXI века. Развитие новых форматов и разветвление типологии трэвел на современном этапе связано с процессами глобализации, дигитализации (перехода на цифровой формат), конвергенции (основанной на взаимовлиянии, синтезе и взаимном уподоблении масс-медиа) и медийной конгломерации.
Споры в отношении направления трэвел-журнали-стики всё чаще рождают её направленность на аудиторию и концептуальное поле, связанное со стереотипиза-цией представлений о другом этносе посредством создания бинарной оппозиции мы/они, которая, по мнению одних исследователей, уже заложена в идею большинства трэвел-проектов, а, по мнению других, напротив, развенчивается посредством программ и публикаций трэвел-направленности.
Вопрос о терминологии, связанного с понятием «трэ-вел» детально изучен профессором французского университета Яном Борм. Здесь мы согласны с мнением ученого, что стоит разграничивать понятия, пришедшие к нам из английского travel journalism travel writing [25]. И.В. Показаньева считает, что термин travel writing «принадлежит более литературе, нежели журналистике», по ее мнению, трэвел-журналист может работать как на телевидении, так и в печати, т.е. данные термины являются для исследователя синонимами [8].
Согласимся с мнением Эндрю Даффи, что на сегодняшний день трэвел-журналистика, являясь актуальным направлением журналистики, снижает свой уровень научности в связи популяризацией современных блогге-ров, которые подменяют глубокий анализ явлений своими личными субъективными наблюдениями, в связи с чем актуализируется задача обучения основам данной специальности [26].
Обобщенный опыт практического преподавания спецкурса в МГУ по данному направления нашел свое отражение в исследовании Н.В. Кривцова «Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы», которое, на наш взгляд, носит объективный храктер: «Поднимая вопросы определения места этого направления в системе СМИ и прослеживания его истории, автор основное внимание уделяет сегодняшним проблемам трэвел-журналистики в контексте актуальных вызовов глобализации». Н.В. Кривцов показывает неверность подхода к трэвел-журналистике как к «несерьезному» направлению. При этом автор отмечает, что «несмотря на возрастающее значение интегративно-коммуникаци-онной функции трэвел-журналистики в современном мире, одновременно наблюдается и превращение ее в рыночно-ориентированное направление» [3].
Методики системно-типологического и жанрово-те-матического описания позволяют представить не только общий объем понятия трэвел-журналистики, но и выявить его концептуальные характеристики и разновидности на примере наиболее выигрышных в содержательном плане и коммерчески успешных проектов российского телевидения, печати и сети 330
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
Рассмотрение специфики направления трэвел-журналистики, её истории становления и развития, позволило обобщить опыт исследователей в области жанрово-тематических и типологические особенностей прессы и телевизионных программ о путешествиях. Среди наиболее популярных жанровых модификаций трэвел-на-правленности нами выделены документальные циклы, путевые очерки, репортажи, различные формы реалити. Необходимо отметить, что в рамках одной телевизионной программы или газетной публикации не существует отдельно взятого жанра путешествий, аудитория сталкивается с синтезом различных жанровых форм (текстовых и иллюстративных).
Обобщая собственный аудиторный опыт и современные исследования, мы разграничиваем: трэвел-передачи на выживание, просветительские программы, юмористические программы, трэвел-программы о животных, телевизионные трэвел-сериалы, документальные циклы, кулинарные путешествия, шоу-проверки, специализированные программы о хобби.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Таким образом, трэвел-журналистика предлагает широкий типологический спектр печатной и аудиовизуальной продукции, имеющей разное содержательное наполнение и функциональное назначение. В современной теории массовых коммуникаций трэвел является относительно молодым направлением, поэтому со временем его типологические и жанрово-тематиче-ские границы, безусловно, будут расширяться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маркузе Г. Одномерный человек. M.:REFL-book, 1998. 368с.
2. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
3. Кривцов Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы //Вопросы теории и практики журналистики. 2017. T.6. № 3. С. 347-365.
4. Borm J. Defining Travel: On the travel book, travel writing and terminology / Jan Borm // Perspectives on Travel Writing / ed. by Glenn Hooper, Tim Youngs. Aldershot : Ashgate, 2004. P. 13—26.
5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 312 с.
6. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.— 366 с.
7. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 243 с.
8. Показаньева И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства // Электронный научный журнал «Медиаскоп». №3. 2013. URL: http://www.mediascope.ru/ node/1385 (дата обращения: 8.04.2021).
9. Лучинская С.Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Краснодар, 2009. 23 с.
10. Троценко Л.А. Типологические и формально-содержательные особенности программ о путешествиях на российском телевидении // Ученые заметки ТОГУ. Том 8. № 1. 2017. URL: http://ejournal.pnu. edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_41.pdf (дата обращения: 8.04.2021).
11. Редькина Т.Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приёмы речепо-рождения: учеб.-метод. пособие. СПб.: С.-Петер. гос. ун-т, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2013. 73 с.
12. Гегелова Н.С. Трэвел-журналистика на российском телевидении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/trevel-zhurnalistika-na-rossiyskom-televidenii (дата обращения: 9.03.2021).
13. Вихорева Л.Г. Информационный потенциал аудитории трэвел-СМИ в Интернете // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-potentsial-auditorii-trevel-smi-v-internete (дата обращения: 9.03.2021).
14. Бобров А.А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции //Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-puteshestviy-realnost-i-tendentsii (дата обращения: 8.04.2021).
15. Кажикин А.А. Эволюция периодических изданий о туризме и путешествиях на рубеже XX—XXI веков // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 4. С. 89-91.
16. Майга А.А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и культура. 2014. № 3 (37). С. 254-263.
17. Ростовская Ю.В. Современный журнал о путешествиях в условиях трансформации медиасистемы // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. № 1. Тольятти, 2016. С. 165-173.
18. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
19. Баландинский Н.В. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что? URL: http://www.geografia.ru/npprogr. html (дата обращения: 8.04.2021).
20. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 312 с.
21. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. (ОАО Техническая книга). 2004. - 335 с.
22. Показаньева И.В. Погоня за экзотикой на телеэкране или трэ-вел-журналистика на практике // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 52-й международной науч.-практ. конференции. 17-19 апреля 2013 г. / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: СПбГУ, 2013. С. 100-102.
23. Кубатьян Г. Блог «Жизнь в дороге». URL: http://kubatyan. blogspot.ru/(дата обращения: 8.04.2021).
24. Троценко Л.А. Типологические и формально-содержательные особенности программ о путешествиях на российском телевидении // Ученые заметки ТОГУ. Том 8. № 1. 2017. URL: http://ejournal.pnu. edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_41.pdf (дата обращения: 8.04.2021).
25. Borm J. Defining Travel: On the travel book, travel writing and terminology // Perspectives on Travel Writing / ed. by Glenn Hooper, Tim Youngs. Aldershot: Ashgate, 2004. P. 13-26.
26. Duffy A. First-person singular: teaching travel journalism in the age of TripAdvisor // Travel Journalism / ed. by F. Hanusch, E. Fursich. New York: Palgrave Macmillan, 2014. P. 99-115.
Статья поступила в редакцию 01.08.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021