Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ)'

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
822
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / MEDIA / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MASS COMMUNICATION / ИНФОТЕЙНМЕНТ / INFOTAINMENT / СЕРИАЛЬНОСТЬ / КОНТЕНТ / CONTENT / ШОУ / SHOW / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / SERIALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермолаева Светлана Юрьевна, Чермышенцев В. Ю.

В статье предпринята попытка построить новую типологическую модель современных российских трэвел-телепередач. Для этого были описаны основные факторы, влияющие на создание современного телевизионного контента о путешествиях, такие, как развитие новых форм туризма и последние тенденции в тележурналистике. Остается открытым вопрос о функциях трэвел-программ, которые мечутся между просветительскими, развлекательными, рекламными и бытовыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological model of telecasts in the conditions of modern tendencies of development of the Russian journalism (on an example of a travel-journalism)

The article attempts to build a new typological model of modern Russian travel-TV programs. For this, the main factors influencing the creation of modern television content on travel, such as the development of new forms of tourism and the latest trends in television journalism were described. It remains an open question about the functions of travel-programs, which rush between educational, entertaining, advertising and household.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ)»

С.Ю. ЕРМОЛАЕВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ*

В.Ю. ЧЕРМЫШЕНЦЕВ студент Института журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ

Типологическая модель телепередач в условиях современных тенденций развития российской журналистики (на примере трэвел-журналистики)

Трэвел-журналистика представляет собой широчайшую сферу, в которой можно отыскать множество разнообразных тематик, форматов, технических решений. Она не только каждый год преподносит зрителям яркий и увлекательный контент, но и представляет особый интерес для глубокого изучения. К сожалению, журналистике путешествий и, в особенности, ее телевизионной составляющей уделено не так много внимания. Российские телеканалы выпускают трэвел-телепередачи, которые заслуживают рассмотрения.

Чтобы лучше понять их специфику, внутреннюю наполненность, следует попробовать выделить новую типологическую модель, по которой можно будет проанализировать каждую программу.

Трэвел-телепередачи являются сложным продуктом телекомпаний, над производством которого работает большая творческая и техническая группа. Результат их совместного труда зависит не только от профессионализма авторов, но и от ряда других факторов и их совокупности. На наш взгляд, Инна Владимировна Показаньева, видный исследователь журналистики путешествий, дала ее очень

* Ермолаева Светлана Юрьевна, e-mail: [email protected]

точное определение. По ее мнению, трэвел-журналистика занимает во всей журналистике особое место, предлагая читателю, слушателю или зрителю сведения о путешествии, в которые также поднимаются различные темы и проблемы очень многих сфер жизни человека.1 Трэвел-журна-листика удовлетворяет потребность в знаниях о чужих краях, а также выполняет очень важную рекламную функцию, которая, в свою очередь, обеспечивает материальную возможность создания таких программ.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что на развитие телевизионной журналистики путешествий непосредственное влияние оказывает актуальные тенденции в развитии данного вида СМИ и сферы туризма.

Отметим, что за последние тридцать лет туризм становится все более доступным для россиян. Положение дел на рынке туризма зависит от материального положения граждан, но многие россияне уже побывали за пределами страны, некоторые стараются ежегодно проводить отпуск за рубежом. Также усилились деловые отношения между разными государствами, в связи с чем россияне стали чаще совершать деловые поездки в другие страны. Последние годы правительство ведет активную политику по развитию туризма внутри нашей страны, а иностранные туристические компании начинают прорабатывать маршруты по России. Исследователь в области туризма Яна Магомедовна Абдуразакова выразила справедливое мнение о тенденциях в развитии этой сферы в наше время. По ее словам, будут активно развиваться в новом ключе привычные формы путешествий. Кроме того, в сфере туризма будут применяться новейшие современные технологии, что

может в перспективе привести к совершенно новым видам

2

туристических поездок .

Все вышеупомянутое влияет на производство трэвел-телепередач. Развитая сфера туризма приводит к спросу на соответственную рекламу, роль которой может взять

1 Показаньева И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства. [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/node/1385. (Дата обращения: 23.04.18)

2 Абдуразакова Я.М. Современный международный туризм: тенденции и перспективы. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sov-remennyy-mezhdunarodnyy-turizm-tendentsii-i-perspektivy. (Дата обращения 23.04.2018)

трэвел-телепередача. При появлении моды на неординарные путешествия выходят программы, в которых вместо привычного описания достопримечательностей другой страны авторы стараются подготовить телевизионный экскурс в какие-то экзотические аспекты жизни ее граждан. Когда возникают новые виды путешествий, ведущие трэ-вел-программ участвуют в них на телеэкранах.

В России, в частности увеличивается количество циклов о путешествиях внутри нашей страны, обращая внимание на какие-то специфические локации, продиктованные иногда политической обстановкой, а также на объекты национального достояния, сферу ремесленного искусства и кулинарию и прочее. Что касается зарубежных поездок, авторы отечественных передач стали искать новые небанальные темы и маршруты, по которым отправляют съемочные группы.

Необходимо отметить изменения в отечественной телевизионной журналистике последних лет. Александра Александровна Хлызова упоминала, что из-за процессов диги-тализации информации и конвергенции, а также становления персональных устройств главными средствами связи, средства массовой информации испытывают потребности в существенных изменениях1. Новые медиа возникают в результате конвергенции внутри журналистики, благодаря чему на свет выходит контент мультимедийный, нового поколения. Российское телевидение, имеющее устоявшиеся традиции, в наше время активно пытается вступить в эпоху новых СМИ. Телевидение вступает в конкуренцию за зрителя с мультимедийными платформами в интернете.

Борьба за зрителя в таких условиях требует от телевидения новых решений в сфере технологий, а также во внутренних решениях, таких как принципы работы журналистов и производства контента. В трэвел-сфере конвергенция также бурно проходит, что можно увидеть на примере телеканала «Моя планета». Его руководство направило много усилий в развитие сайта телеканала, который одновременно с этим является и клубом любителей путешествий, где выкладываются пользовательские материалы различных форматов. Также сайт дал различные методы акти-

1 Хлызова А.А. Телевидение в условиях конвергенции СМИ на современном этапе // Ученые записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные Науки, 2016, т. 158, кн. 4, с. 1108-1111.

визации аудитории, например, во время проведения телеканалом кастингов.

Наталья Аркадьевна Захарченко отмечала принцип се-риальности в подаче контента на современном российском телевидении. Она отмечает тенденцию в незаконченности и продолжаемости на отечественных ток-шоу, которая проявляется в приглашении повторяющихся персон, как гостей или экспертов. Автор приводит пример сериальности во время выхода эпизодов программы «Пусть говорят» об инциденте с Дианой Шурыгиной, которые продолжались на

протяжении долгого времени и смогли привлечь к программе

1

внимание, в том числе и со стороны молодежной аудитории .

В этом же аспекте стоит отметить роль журналистов и ведущих, как «актеров сериала». Артистичность и запоминающиеся действия становятся составляющей этих программных «сериалов». В трэвел-журналистике сериальность используется в циклах передач, но только обуславливаясь их жанром и форматом. С точки зрения современного понимания этого явления в медиа, она не распространена широко, хотя имеет такие тенденции благодаря ярким фигурам ведущих. Многие из них запоминаются своей неординарной подачей, что притягивает внимание к программе.

Многое из сказанного выше описывает внешние особенности создания программ. Но внутренние содержательные элементы также стоит рассмотреть. Совместно с ними стоит выделить и функциональные особенности, на счет которых у исследователей возникают споры. В сумме это может дать нам новое понимание организации контента в трэвел-тележурналистике.

В первую очередь стоит поговорить о содержательных вопросах. Имеются ввиду именно сценарные элементы и решения, которые в свою очередь определяют место ведущего и прочие внешние проблемы. Для того чтобы было проще говорить о внутренней наполненности передач о путешествиях, следует выделить определенные категории, из которых состоит содержательная часть программ. Описание этих категорий позволит соотнести их с функциями, которые в большей или меньшей степени выполняет та или

1 Захарченко Н.А. Принцип сериальности как способ организации современного телевизионного контента. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsip-serialnosti-kak-sposob-organizatsii-sovremennogo-televizionnogo-kontenta. (Дата обращения: 23.04.2018).

иная программа, а также проанализировать передачи по выбранным авторами решениям в рамках категорий.

Начнем с категории ведущего. Нет смысла сопоставлять ведущего и автора во время разговора о трэвел-теле-передаче, так как это далеко не всегда одно и то же лицо. Тем не менее, ведущий становится главным ведущим программы, именно он может казаться организатором всего происходящего на экране, драматургом программы в глазах зрителей. Нас не столько интересует имидж ведущего трэ-вел-программы, так как в современных российских реалиях это не имеет большого значения. Мы видим совершенно разные типажи экранных путешественников, которые образуются в зависимости от целей и темы передачи. Исключением могут быть программы о путешествиях, где на роль ведущего пригласили актеров. Здесь имидж звездных персон может или остаться в привычном для них и зрителей виде, или раскрыться по-новому, показывая звезду-путешественника с необычного ракурса.

Для содержания программы важно, как будет вести себя ведущий. Если начинать с более широкого вопроса, то стоит определить, какое у ведущего настроение? Чаще всего мы встречаем веселых путешественников, способных шутить и неожиданно реагировать на специфические ситуации. В помощь таким героям выступает графика и музыка, передающая настроение. В программу вклиниваются забавные инсценировки, шуточные ситуации и т.п. В противовес веселому ведущему становится путешественник со спокойным серьезным подходом. Эта роль вовсе не означает, что ведущий не будет шутить в передаче или его реакция на происходящее станет менее яркой, но фокус программы с него сместится больше на цели его поездки.

Ярким примером серьезного ведущего служит образ Алексея Никулина в цикле передач «Русский след». Программы строятся на исторических событиях, значимых фигурах и военных действиях, поэтому в таком контексте крив-ляния и обилия юмора просто не уместны. Серьезный ведущий проходит по маршруту со достойной выдержкой, сохраняя спокойствие на протяжение всей программы. Тем не менее, путешественник может выразить нужную эмоциональность в уместных моментах. Категории «веселый» и «серьезный» не являются устойчивыми, так как даже в разных эпи-

зодах одного цикла программ путешественник может менять свое экранное настроение в зависимости от ситуации.

В образе ведущего также стоит отметить, какую позицию он занимает по отношению к зрителю. Здесь полюса расходятся от ведущего-наставника до ведущего-обывателя. Выбор роли тесно связан с главенствующей функцией в передаче, о чем мы поговорим позже. Стоит учитывать, что в любой трэвел-телепередаче, независимо от функции или роли ведущего, зрителю дается «инструкция» по путешествию в той или иной форме. Это исходит из определения трэвел-журналистики. Даже если зритель не получает прямых указаний, дублированных графическим «списком правил», он усваивает информацию о путешествии или его аспекте, мнение представителя другой страны, выводы и реакцию самого ведущего. Таким образом, телезритель сам структурирует для себя указания к поездке.

Роль ведущего-наставника, как мы решили назвать данную категорию, осуществляется в некотором положении над телезрителем. Такой ведущий критически оценивает происходящие с ним события и встреченных персон. Он же может выступать повествователем, рассказывая историю без непосредственного в нее погружения. Реакция такого ведущего менее яркая, на нее не делается фокус. Основное внимания направлено на выводы путешественника, которыми он делится со зрителем. Ярким ведущим-наставником можно назвать Петра Вайля.

Ведущий-обыватель близок телезрителю. По факту он может полностью ассоциироваться со зрителями, создавая образ обычного ничем не примечательного путешественника. В таких передачах важна его реакция на происходящее. Эмоции ведущего будут транслироваться и на зрителя с помощью его собственной манерности, а также операторских и технических возможностей. Такому ведущему не столько важно чему-то научить или что-то показать, сколько поделиться впечатлениями от поездки. Этот тип ведущего наиболее близок к трэвел-блогингу. Инна Владимировна Пока-заньева определила трэвел-блогеров, как пользователей интернета, которые делятся с аудиторией информацией о своем путешествии и опыте1. Трэвел-журналист же должен

1 Показаньева И.В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блогинга. Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста. [Электрон-

информировать о фактах и событиях, связанных с путешествием и вытекающими отраслями. Однако ведущий-обыватель все-таки ближе к трэвел-блогеру благодаря своей бурной реакции и позиции, более равной к зрителю.

Следующей важной категорией, вытекающей из образа и позиции ведущего, являются отношения автора и дес-тинации, то есть места его путешествия. Показаньева, ссылаясь на зарубежных исследователей, привела два типа таких отношений: симбиотический и антагонистический.1 В первом варианте ведущий погружается в чужеродную среду. Мы ощущаем его впечатления, видим отношения с представителями другой культуры, участие в обрядах, производстве, праздниках и т.п. Вовлечение зрителя в путешествие ведущего происходит благодаря техническим приемам и операторской работе.

Во втором типе отношений ведущий может и вовсе не появляться в кадре, передавая информацию только при помощи закадрового голоса. Ведущий не обязательно противопоставляется локации и не обязательно утверждает какое-то противопоставление в своих выводах, он просто отсутствует в кадре. Подобные отношения могут появляться в передачах, строящихся на туристических маршрутах, как, например, в «Непутевых заметках». Зритель отдаляется от локации также путем операторских решений. В таких передачах много общих статичных планов, без эффекта живой активной камеры. Мы вместе с ведущим не переживаем приключения в чужеродной среде, а наблюдаем за ней издалека.

Исследователь отмечала, что в программе с антагонистическими отношениями могут присутствовать эпизоды, где ведущий погружается в среду. Фрагменты с отдалением дестинации имеют место и в передачах, где ведущий совершает путешествие в кадре, окунаясь в чужеродную культуру. Сегодня нельзя говорить об однозначной позиции ведущего по отношению к локации. При преобладании симбиотических отношений авторам программы так или иначе необходимо выделить определенные эмоционально-

ный ресурс] URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2083. (Дата обращения: 24.04.2018)

1 Показаньева И.В. К теоретизации отношений автора и дестинации в трэвел-журналистике. [Электронный ресурс] URL: http://7univer-sum.com/ru/philology/archive/item/1529. (Дата обращения: 24.04.2018)

смысловые фрагменты, расставить знаки. Для этого пригодятся эпизоды, в которых путешественник отдаляется от места, а вместе с ним дистанцируется и зритель. Поэтому в современных трэвел-передачах отношения ведущего и дестинации могут стать средством выразительности.

Так как разговор уже затронул дестинацию, то следующей категорией станет реалистичность изображаемой локации и происходящих в ней событий. Эта категория непосредственно связана с базовым понятием - факт в журналистике. Очевидно, что видеоматериал способен исказить объективную реальность. Чтобы не обозначать эту категорию, как «объективность», так как мы столкнемся со многими нерешенными наукой вопросами, мы обозначим ее как реалистичность.

Алексей Александрович Гук пишет, что видео и мультимедийное творчество, которым в том числе занимается и

тележурналистика, выстраивает определенные отношения

1

с материалом, которым для них выступает реальность. Суть отношений заключается в необычном способе отображения такой реальности. Для этого существует большой арсенал средств: от различных методов съемки до приемов монтажа. В процессе творчества мы получаем видеоинтерпретацию реальности. Журналистика основывается на фактах и объективной реальности, однако в жанрах, использующих при создании сюжета драматургию, творческое искажение реальности также имеет место. В рамках разговора о трэвел-телепрограммах, мы можем оценить, насколько реальную историю нам показывают. Является ли сюжет дневником путешественника, рассказ которого сопровождает живой видеоряд? Или это выдуманная сценаристами история, раскрывающая какую-то тему или проблему, а главную роль в которой исполняет ведущий?

Портрет страны с документалистической точностью уже давно не является целью производства всего множества трэвел-телепрограмм. Яркий сюжет о необычных приключениях в чужом краю, основанный на стереотипах о стране может показаться зрителю более интересным и забавным. Даже если передача старается передать неискаженную

1 Гук А.А. Видеохронотоп: формирование нового способа экранного творчества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М., 2009, № 1(27), с. 57-64

картину мира, ее создатели тем не менее могут сделать повествование более запоминающимся, добавив постановочный сюжетный элемент. Владимир Васильевич Шаба-лин отметил различие в передаче реальности через телевизионный сюжет от обычной фиксации действительности. Оно в том числе прослеживается через соотношение реального и экранного времени1. Если не считать, что второе существует в разных плоскостях: время сюжета и время события, даже с производственной точки зрения, время будет искажаться.

Современные трэвел-передачи иногда снимаются на протяжении продолжительного количества времени. То, что нам демонстрируют как единый временной отрезок, на самом деле могло сниматься даже в разные сезоны года. Кроме того, благодаря техническим средствам и музыкальному сопровождению может измениться и природа места. Если создатели хотят привнести в локацию какой-то атмосферы, они могут поставить соответствующие тона на видео, добавить эмоциональную музыку, чтобы вызвать соответствующую реакцию у зрителя. Вопрос качественности и некачественности итогового журналистского продукта в таком случае зависит от функций, которые берет на себя программа, и ее целей.

В рамках категории реалистичности можно рассмотреть и более банальную проблему: насколько правдива та информация, которую нам передает ведущий с экрана? Намеренное искажение фактов может случиться из-за сильной эксплуатации штампов и суеверий, чтобы получить соответственную реакцию зрителя. Также это может осуществляться не в художественных целях, а в интересах рекламодателей. Не стоит оценивать такие явления как положительные в трэвел-журналистике, однако своеобразную развлекательную роль они тоже способны сыграть.

Затронув художественную составляющую трэвел-теле-передачи, перейдем к категории характера ее зрелищности. Благодаря литературным, художественным, кинематографическим и техническим достижениям, создатели программ о путешествиях имеют огромный диапазон возможностей для отображения необычных аспектов нашей жизни.

1 Шабалин В.В. Художественное время в телерепортаже // Вестник ВятГГУ. Киров, 2015, № 3, с. 15-17.

Как мы знаем, в современных условиях авторы трэвел-телепередач стараются снимать сюжеты о необычных аспектах жизни людей, либо о неординарных способах и целях путешествий. Для наглядности изображения подобной экзотики авторы используют соответствующие приемы передачи зрелищности. Это и актерские инсценировки, в которых ведущий выбирает нужную манерность, и опять же музыка, и съемка каких-то ярких элементов, не всегда пристойных. Все зависит от выбранного типа зрелищности, среди которых может быть комичность, экзотика или даже жестокость. Пример последнего можно проследить в намеренной вставке в сюжет кадров обрядов диких племен или агрессивного поведения животных. Зрелищность может усиливаться, если в происходящих событиях принимает участие ведущий, например, становится участником ритуала. Еще большая вовлеченность осуществляется при использовании живой камеры и съемки с близкого ракурса, чтобы зритель сильнее прочувствовал происходящее.

Последняя интересующая нас категория является неким «мостом» между содержательной и функциональной составляющей трэвел-телепрограммы. Речь идет о размытости или сжатости ее темы и проблематики. Передач с обобщенной темой становится все меньше. Современный медиарынок не позволяет делать сюжеты просто про страну. Вместо этого авторы сужают тематический диапазон до одного аспекта. Иногда передача информации о чужой стране дается несколькими тематическими блоками, в каждом из которых выделяется какой-то один элемент жизни. Иногда из такого блока состоит и вся программа или даже цикл передач. Выбор в вопросе о степени широты или концентрации внимания определяет многие решения в вышеописанных категориях.

Мы можем использовать выделенные категории для анализа любых трэвел-программ, но для начала зададимся вопросом: какова сегодня функциональный набор трэвел-журналистики? На современном телевидении протекает несколько процессов, которые дают понимание ответа на этот вопрос. Александра Александровна Хлызова, описывая изменения в системе современных телевизионных жан-

ров и их гибридности, выделила три современных формата подачи информации и контента зрителю .

Первый из них, инфотеймент, заключается в информировании через развлечение. Такая подача позволяет удержать зрителя, подавая ему информацию в простой для восприятия и зрелищной форме.

Второй формат, эдьютеймент, схож по функции с первым. Отличительным здесь является уже обучение через развлечение, то есть подача сложной научной и образовательной информации в привлекательной форме.

Технотейнмент, третий формат, заключается в развлекательном оформлении материалов. Важной составляющей здесь выступают новейшие мультимедийные средства, которые помогают достичь нужного развлекательного эффекта.

Все три формата сегодня имеют место быть и в трэвел-тележурналистике, хотя, конечно, ведущее влияние на эту сферу оказал именно инфотейнмент. По такому принципу построены чуть ли не все современные передачи о путешествиях.

Показаньева И.В. пишет о трех характерах трэвел-программ, которые авторы выделяют в зависимости от коммуникативных целей. Эти характеры очень близки к пониманию функций. По мнению исследователя, трэвел-телепередача может быть сделана в документально, потребительском или развлекательном режиме.

В первом варианте зрителя пытаются просветить, донести образовательную информацию с помощью экспертных мнений и высказываний жителей страны, а также различных документальных приемов. В этом режиме фокус делается на ведущего, на роль которого выбирают авторитетную личность.

Второй режим носит развлекательный характер. В его рамках зритель получает прежде всего интересный способ проведения досуга. Ведущий становится ближе к аудитории, программа наполнена юмором. Сюда подходят и передачи о кулинарных путешествиях, и различные телеигры.

1 Хлызова А.А. Обновление системы телевизионных жанров в современных медиаусловиях // Журналистский ежегодник, 2015, № 4, с. 74-76.

2 Показаньева И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства. [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/node/1385. (Дата обращения: 23.04.18)

В программах потребительского характера выделяется рекламная функция, так как передачи ставят цель красиво показать и мотивировать зрителя отправиться в предлагаемое путешествие. Кроме того, аудитории дается различная полезная информация о поездке и выборка из способов проведения досуга, пунктов питания и т.д.

В современном российском телепространстве стоит обособлять документальные фильмы из трэвел-тележурна-листики. Их функциональные особенности различаются, однако программа о путешествии может содержать в себе элементы документального кино. Тем не менее, первый вышеуказанный характер имеет место быть на современном трэвел-телевидении. Это же справедливо и к развлекательному режиму, что несколько раз упоминалось выше. Что касается потребительского характера, то в современных условиях он появляется практически в любой трэвел-телепередачи. Каждая программа касательно путешествий в той или иной степени выполняет рекламную и потребительскую функцию, или же только одну из них.

Александр Александрович Бобров вообще отмечает, что современная трэвел-журналистика находится между рекламой и форматом, напоминающим шоу. Автор даже упоминает, что материал о путешествии может обходиться без самого путешествия, предоставляя аудитории выдуманную историю. Исследователь ссылается на материалы из женских глянцевых журналов, хотя мы отмечали подобное явление при описании категории реалистичности в содержании трэвел-телепередачи. Бобров говорит о том, что современный продукт трэвел-журналистики одновременно передает информацию, рекламирует туристические услуги и предоставляет способ проведения досуга, то есть развлекает .

В итоге мы опять приходим к полифункциональности трэвел-журналистики. Просматривая современные передачи, сложно попытаться вычленить что-то одно, так как авторы нацелены на их просматриваемость и успех. Соответственно, они стараются находить новые решения, из-за чего выходят за рамки старых форматов, опирающихся на одиночные функции. Мы видим, что рекламные цели и

1 Бобров А.А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции. [Электронный ресурс] URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/284. (Дата обращения: 25.04.18)

информация непосредственно о бытовых моментах путешествия или туристических деталях содержится в той или иной мере практически в любой трэвел-программе.

Неизменно на последних этапах развития журналистики путешествий остаются развлекательная и просветительская функции. Современное понятие инфотеймента практически соединяет просвещение и развлечение. Тем не менее, мы можем наблюдать программы, где, как нам кажется, та или иная функция проявляется в меньшей степени или вовсе отсутствует. Такое явление характеризуется одновременно изменениями в направлении трэвел-тележурналистики в рамках новых тенденций и некой переимчивостью от произведений прошлых этапов становления этой сферы. Таким образом, мы можем наблюдать современную картину в этом направлении тележурналистики, где развивается развлекательная роль и сохраняется просветительская.

Эти выводы позволяют нам вывести классификацию современных трэвел-телепередач по функциональному признаку. Она будет иметь два полюса: на одном будет находится просветительская функция, как главенствующая, на другой, соответственно, развлекательная. Все трэвел-теле-передачи будут располагаться между этими полюсами, тяготея к одному или к другому. Редкие случаи будут находиться абсолютно в крайних точках. При этом мы имеем смелость предполагать, что наиболее качественный продукт современной тележурналистики о путешествиях будет находиться ближе к центру, сочетая, таким образом, просветительскую и развлекательную функцию в равных долях. Такие передачи, располагающиеся ближе к центру, мы назовем смежными.

Рассмотрим поподробнее элементы нашей системы. Просветительские программы обусловлены историей развития трэвел-журналистики. Однако Наталья Сергеевна Гегелова, например, отмечала в современных передачах о путешествиях недостаток проработки научно-познавательной информации. Мы могли бы это объяснить недостаточным спросом на такие передачи у массовой аудитории, на которую рассчитывают авторы1.

1 Гегелова Н.С. Трэвел-журналистика на российском телевидении. [Электронный ресурс] URL: http://journals.rudn.ru/literary-criticism/artic-le/view/13378. (Дата обращения: 25.04.18)

Стоит отметить, что хоть трэвел-журналистика и переживает недостаток в точности и проработанности фактов, просветительские черты в ней сохраняются. Именно поэтому мы и оставили такое название для этого типа передач, хоть они и серьезно отличаются от первоначальных произведений о путешествиях, ставящих целью просвещение читателя.

Программы, относящиеся к данному полюсу, в наши дни преподносят зрителю не только просветительскую информацию о других странах, народах, обычаях и культуре, но и дают готовые выводы и утверждения. Как правило, это достигается с помощью ведущего, приобретающего авторитетность по мере программы, или же обладающего ей с самого начала, являясь известной многими уважаемой персоной.

Как правило, тематика таких программ достаточно серьезна, поэтому их тон и настроение ведущего соответственные. Но бывают и исключения, когда ведущий может позволить себе юмор в определенных ситуациях, чтобы придать действию иной тон, расставить смысловые акценты или же просто разрядить атмосферу.

Действие в этих передачах должно быть максимально приближено к реальному. Конечно, для достижения драмы авторы могут пойти и на вольности, а также свое влияние может оказать рекламная составляющая, но тем не менее программы этого полюса сильно тяготеют к документалистике. В нее может входить и хроника, исторические отсылки и экскурсы, мнения ученых и исследователей и т.п.

Просветительские программы могут обладать особым характером зрелищности, зависящим от целей авторов. Здесь может демонстрироваться как жестокость, например, в фильмах, затрагивающих военные темы или проблемы преступности, так и некая экстравагантность, экзотичность. Иногда встречается комическая зрелищность. Весь этот инструментарий дает возможность подтвердить выводы, которые озвучивает ведущий, или же подвести к ним зрителя. Иногда яркая зрелищность может использоваться для достижения антитезы, чтобы вывести зрителя на размышления.

Как правило, просветительские программы выбирают узкую тематику, но могут не ограничиваться одной рассматриваемой проблемой. Если речь идет о цикле, то его раз-

ные серии могут рассказывать о разных темах, объединенных одной общей. При этом, в таких передачах особый вес имеют общественно важные темы, актуальные социальные и политические конфликты, острые международные и региональные проблемы и т.д.

Развлекательный полюс, очевидно, обладает рядом отличающихся факторов. Он изначально появлялся, как противоположность сухой просветительской информации, чтобы разбавить ее и придать притягательную для зрителя форму. Современная аудитория испытывает постоянную потребность в развлечении, которую трэвел-передачи этого типа охотно удовлетворяют. Это, однако, не означает, что они не обладают полезной и образовательной информацией, но здесь она подчинена целям рекламы и организации ненапрягающего досуга.

Тамара Юрьевна Редькина, описывая развлекательный трэвел-текст, говорит о его приключенческом характере, наполненно неожиданными событиями и последствиями. Она также говорит об эмоциональной, чувственной оценке встречаемых объектов1. Вышеперечисленные моменты справедливы и для развлекательной трэвел-телепередачи.

Ведущий в таких программах становится очень близок зрителю. В отдельных случаях авторы пытаются достичь у зрителя ассоциации образа ведущего с собой. Как правило, ведущий может выражать какой-то яркий характер, остающийся, тем не менее, достаточно простым. Здесь возможна пара ведущих с противоположными качествами. Также герой путешествия должен обладать чувством юмора, среди развлекательных программ практически нет серьезных ведущих.

Ведущий наиболее сильно окунается в жизнь другой страны, хотя может периодически с ней дистанцироваться. Он неформально и непринужденно общается с местными жителями, вливается в толпу. Иногда на его знакомствах может строиться весь сюжет программы. В таких случаях через приключения с местными жителями рисуется портрет страны.

Реальность в развлекательных передачах может легко искажаться. Чем необычнее путешествие у ведущего, тем интереснее наблюдать за этим зрителю. У авторов есть ши-

1 Редькина Т.Ю. Средства реализации развлекательной функции в трэвел-тексте. Вестник СПбГУ. Серия 9, 2011, Выпуск 4, с. 210-214.

рокие возможности для творческого полета, что может помочь создать и яркую рекламу. Однако стоит помнить, что трэвел-журналистика все-таки ассоциируется с изложением проверенных фактов о другой стране. Зритель ждет достоверной информации, хотя бы из бытовых соображений, поэтому излишний перебор с фантазией может навредить имиджу программы.

Зрелищность в развлекательных трэвел-передачах должна быть приятной зрителю. Как правило, это комичность, вводимая для различных целей, включая банальное поднятие настроения. Также тут может появиться приятная экзотика, роскошь и т.п. В общем, демонстрируемые объекты и локации должны притягательно выглядеть. Негативная зрелищность может быть использована в меру для создания контраста.

Тематика таких передач может быть как широкой, так и узкой. Как правило, авторы стараются выбрать определенный аспект или нестандартный тип путешествия и завязать на нем весь сюжет. Но развлекательные передачи редко глубоко прорабатывают затрагиваемые темы. Как правило, они не ставят зрителей перед вопросами, а ведущие доносят выводы не через рассуждения, а через яркие эмоции, сопровождаемые необходимым видеорядом.

Смежные телепередачи берут элементы и от просветительских, и от развлекательных. В них могут сочетаться разные типы ведущих и подниматься различные тематики в купе с необычной зрелищностью. Авторский вымысел и реальность здесь существуют в равных долях, иногда вымышленные фрагменты специально подчеркнуты. Передачи в этом спектре позволяют авторам принимать наиболее креативные решения, чтобы сделать итоговый продукт интереснее и презентабельнее для зрителя.

Трэвел-передачи современного российского телевидения легко укладываются в двуполярную классификацию, выведенную из исторического изменения функциональной составляющей данного формата. С помощью нее можно проследить взаимосвязь главенствующей функции и содержательных элементов передачи. Таким образом, беря предложенные в данной работе критерии или выводя новые, возможно описать любую трэвел-телепередачу на современном этапе развития журналистики путешествий.

Ермолаева С.Ю., Чермышенцев В.Ю. Типологическая модель телепередач в условиях современных тенденций развития российской журналистики (на примере трэвел-журна-листики). В статье предпринята попытка построить новую типологическую модель современных российских трэвел-телепередач. Для этого были описаны основные факторы, влияющие на создание современного телевизионного контента о путешествиях, такие, как развитие новых форм туризма и последние тенденции в тележурналистике. Остается открытым вопрос о функциях трэвел-программ, которые мечутся между просветительскими, развлекательными, рекламными и бытовыми.

Ключевые слова: медиа, массовая коммуникация, инфотейн-мент, сериальность, контент, шоу, аудитория, типология.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ermolaeva S.Yu., Chermyshentsev V.Yu. Typological model of telecasts in the conditions of modern tendencies of development of the Russian journalism (on an example of a travel-journalism).

The article attempts to build a new typological model of modern Russian travel-TV programs. For this, the main factors influencing the creation of modern television content on travel, such as the development of new forms of tourism and the latest trends in television journalism were described. It remains an open question about the functions of travel-programs, which rush between educational, entertaining, advertising and household.

Keywords: media, mass communication, infotainment, seriality, content, show, audience, typology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.