Тревел-журналистика в практике современного российского радиовещания Travel-journalism in the practical work of modern russian radio broadcasting
Коваленко Алика Игоревна
Студент 4 курса, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, г. Белгород e-mail: [email protected]
Kovalenko Alika Igorevna 4th year student, Belgorod state national research University Russia, Belgorod
e-mail: [email protected]
Научный руководитель Карпенко Ирина Ивановна
кандидат филологических наук доцент кафедры журналистики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, г. Белгород e-mail: olgasilver@mail. ru
Scientific adviser Karpenko Irina Uvanovna
candidate of philological Sciences associate professor of the journalism, Belgorod state national research University Russia, Belgorod e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье изучается развитие молодогонаправления «тревел» на современном российском радио. В ходе исследования удалось установить в какое время передачи данного направления появились на российском радио. В исследовании дана классификация радиопрограмм путешествиннической тематики на основе теоретических сведений и анализа радиопередач. Также в данной статье описывается состояние тревел радиопрограмм на сегодняшний день.
Annotation.
The development of a modern branch called "travel" is examined in the article. During the research, it had been able to ascertain when the programmes of this branch appeared on the Russian radio for the first time. The classification of travelling radio programmes based on theoretical data and the analysis of radio programmesis stated in the article. Also, the article describes the present condition of travelling radio programmes.
Ключевые слова: тревел-журналистика, российское радиовещание, классификация, тревел-передачи
Key-words: travel-journalism, Russian radio broadcasting, classification, travelling programmes
Журналистика путешествия в XXI в. становится все популярнее и все больше интересует аудиторию, причем разных возрастов.Это достаточно молодой жанр, где журналисты-путешественники рассказывают о самых разных странах, городах, местах, об их истории, национальной еде и т.д.
В практике современного радиовещания достаточно редко можно услышать такое понятие как «тревел-программа». Обычно это сводка новостей, прямые эфиры с гостями, небольшие репортажи с места события. Но все же есть на радиостанциях рубрики про путешествия и даже есть отдельное онлайновое радио. Мы
проанализировали радиопрограммы, которые имеют направленность «тревел» и выяснили, насколько развито данное направление на российском радио.
Определений к термину «тревел-журналистика» существует достаточно много, например, аспирантка факультета журналистики СПБГУ И. В. Показаньева считает, что тревел-журналистика (от англ. traveljournalism) - это особое направление в журналистской сфере, благодаря которому аудитория может получать информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры и т.д. [Показаньева 2013, http]. Вся информация и о различных странах, интересных местах - описывается журналистами с помощью этого жанра. Кандидат исторических наук и тревел-журналист Н.В. Кривцов считает, что: «трэвел-журналистика представляет собой политематическое и многожанровое, комплексное направление, которое опирается на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, а именно, на информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в этой тематике. Следовательно, трэвел-журналистику можно рассматривать как широкую специализацию, куда входит история, география, искусство, гастрономия, этнография и др.» [Кривцов 2017, http].
Когда именно тревел-журналистика возникла на радио - достаточно трудно определить, ведь до 1960 года об этом понятии в сфере СМИ ни где не было четко сказано. Почему именно до этого года? В 1960 году на российском телевидении вышла первая передача про путешествия «Клуб кинопутешественников», ведущим которой являлся режиссер Владимир Шнейдеров - автор советских травелогов (цикл научно-популярных фильмов «Путешествия по СССР»). На телевидении гораздо проще определить этот жанр, ведь даже названия практически всех тревел-передач говорят сами за себя.
Нам удалось выяснить, когда же на радио вышла самая первая передача, которая имела в себе признаки тревел-журналистики. Обратимся к детскому географическому радиожурналу, который вышел на Центральном радио в декабре 1945 года «Клуб знаменитых капитанов». Главные действующие лица - герои любимых детских книг: капитан Немо, Гулливер, Робинзон Крузо, Дик Сэнд, Барон Мюнхгаузен и др. В форме пьес капитаны рассказывали школьникам о великих путешественниках, об истории географических открытий, о последних достижениях науки и чудесных явлениях природы [Шерель 2000, с.33]. В этих передачах герои рассказывали о жизни в зарубежных странах, подробно описывали, что эти государства из себя представляют, озвучивали самые интересные факты о них, также присутствует описание страны, ее культуры, различных обычай. Итак, первые нотки зарождения журналистики путешествия как жанра на радио появились в декабре 1945 года.
С развитием информационных технологий, с появлением интернет-изданий радио теряет свою популярность в XXI веке. Направление журналистики путешествия активно развивается, но в других СМИ: ТВ-программы, рубрики в газетах, журналах, интернет-изданиях, программы блогеров на YouTube. Что касается радио, то на сегодняшний день существует очень мало тревел-передач, но все же они есть на таких радиостанциях: «Вести FM», «Дорожное радио FM», «Radio 7 на семи холмах», «Коммерсантъ FM», «Радио России», «Маяк», «АвтоРадио». Существует даже отдельное онлайн радио, посвященное путешествиннической тематике «Radio.Travel».
Радиокорреспонденту необходимо делать все для того, чтобы аудитории было интересно слушать эфир, ведь увидеть и прочитать ничего нельзя. Успех эфира зависит не только от того, как логично и точно журналист выстраивает свой текст, но и насколько эмоциональным будет его повествование, сможет ли он затронуть чувства слушателя. Для этого необходимо делать акценты на многие детали при записи звука, накладывать фоновую музыку, чтобы радиопередача не была скучной и монотонной, то есть использовать звуковой образ. Это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций
представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере человека [Шерель 2000, с.77].
Существует две группы выразительных средств радиожурналистики:
1. Исходный звуковой «материал» (слово (речь), музыка, шумы, документальные записи, сделанные вне студии). Эти четыре элемента называют природными (формообразующими). Их нельзя изменить, они стабильны.
2. Полностью зависит от творческого замысла корреспондента, который делает радиоматериал (монтаж, звуковая мизансцена, голосовой грим, технические способы звукообразования). Их называют техническими (стилеобразующими) [Шерель 2000, с.78].
В качестве примера возьмем передачу с радио «Коммерсантъ FM» Петра Воронкова «Коллекция впечатлений Петра Воронкова». Передача идет не больше двух минут. Здесь используется исходный звуковой материал, а именно: человеческая речь и музыка. Пока диктор читает текст, на фоне играет ободряющая музыка, которая подходит под тему самой передачи. Также используется голосовй грим и монтаж. Аналогично строит свою передачу «Большое путешествие» на «АвтоРадио» и Станислав Кучер.
Следующий пример - передача с радио «России» Андрея Мартынова «Неизвестная планета». А тут уже приемы отличаются от предыдущих примеров. Автор программы приглашает в студию журналистов, экспертов и т.п. и ведет с ними беседу на заданную тему. В начале и конце передачи звучит музыкальная заставка, а все остальное время просто идет диалог между Мартыновым и гостем программы (без музыкального сопровождения). То есть здесь используются исходный звуковой материал (человеческая речь и музыка) и монтаж. Такие же приемы мы можем услышать в передачи «Культурное путешествие» Полины Ступак и Марата Сафарова на «Вести FM». Она идет более 35 минут и в течении всей программы ведущие ведут диалог между собой, но на фоне нет музыкального сопровождения. Заставки передачи звучат в начале, середине и конце передачи.
Существует также отдельное онлайн радио «КаШо.Тгауе1». Визуальный контент на сайте оформлен прекрасно: хороший и понятный текст, фотографии, карты и т.д., чего нельзя сказать о радио-контенте. Время у всех звуковых дорожек абсолютно разное, а самое важное, что здесь читается текст монотонным голосом без музыкального сопровождения, каких-либо звуков и шумов. Создается впечатление, что текст читает бот.
На основе данного анализа также можно выявить классификацию тревел радиопередач:
1. Гастрономические передачи - журналист рассказывает про различные рестораны и заведения той или иной страны/города, где можно отведать блюда разных категорий (редкие, традиционные и т.п.)
2. Экскурсионные - ведущий делает полный обзор того или иного места в городе. Например, журналист рассказывает о знаменитом московском арбате: его история, где находится, как добрать, что интересного и т.п.
3. Туристические - корреспондент дает полный обзор на страну/город, о которой идет речь: культура, местная кухня, достопримечательности, где можно остановиться и за какую цену, как добраться и т.д.
Что касается рекламного контента в наших тревел-передачах - его наблюдается крайне мало на государственном радиовещании. В основном рекламируют только марки машин, на которых можно совершить комфортное путешествие. На этом, к сожалению, реклама каких-либо фирм заканчивается. Возможно, это связано с тем, что на радио нет визуализации? Ведь люди всегда предпочитают наглядный пример, чтобы его можно было рассмотреть, например, какой-нибудь отель или ресторан. А на радио можно лишь услышать что-то о таких местах. Даже самое красивое и яркое описание мало о чем даст понять слушателю.
На коммерческом же радио рекламного контента сравнительно больше. Например, в передаче «Прогулки со Смирновым» на «Радио 7 на семи холмах» рекламный контент переплетается с журналистским текстом: «Мономагазины по торговле хлебом стали не в чести: повсеместно булочные закрылись (или были
вынуждены превратиться в мини-маркеты, в которых продают изделия мини-пекарен). Однако при хлебозаводах все еще действуют специализированные магазины. Например, на Новоостаповской улице и на Красноказарменной»[Прогулки со Смирновым, Радио 7 на семи холмах, 01.03.2019]. В тексте ведущего присутствуют элементы нативной рекламы, в данном примере журналист рассказывает о том, где можно купить тот самый свежий хлеб, как в былые времена.
Судя по нашему анализу, мы можем сделать вывод, что наши радиожурналисты не пользуются всеми техническими и выразительными средствами для создания передачи про путешествия. Мы наблюдаем только присутствие самых стандартных приемов. Из этого следует, что российские тревел-передачи, с современными техническими возможностями, не развиваются именно на радио, чего нельзя сказать о телевизионных программах.
Список используемой литературы:
1. Кривцов Н. В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы [Электронный ресурс] / Н. В. Кривцов // Cyberleninka. - 2017. - Т.6. №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/v/trevel-zhurnalistika-spetsifika-napravleniya-i-ego-problemy
2. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [Электронный ресурс] / И. В. Показаньева // Mediascope. —2013. — № 3. — Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/1385.
3. Шерель А. А. Радиожурналистика. [Текст]: учебное пособие / А. А. Шерель - М., 2000 г., с. 33-78
4. «АвтоРадио» Большое путешествие [Электронный ресурс] / Режим доступа: http ://www. avtoradio. ru/trip
5. «Вести FM» Культурное путешествие [Электронный ресурс] / Режим доступа: https ://radiovesti. ru/brand/61026/
6. «Коммерсант FM» Коллекция впечатлений Петра Воронкова [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.kommersant.ru/theme/1370?from=doc_tema
7. «Радио 7 на семи холмах» Прогулки со Смирновым [Электронный ресурс] / Режим доступа: https ://radio7. ru/programs/progulki-so-smirnovym
8. «Радио 7 на семи холмах» Прогулки со Смирновым. Столичный хлеб [Электронный ресурс] / Режим доступа: https ://radio7. ru/programs/progulki-so -smirnovym/stolichnyy-hleb
9. «Радио России» Неизвестная планета [Электронный ресурс] / Режим доступа: https ://www. radiorus.ru/brand/57077/episodes
10. Radio.Travel [Электронный ресурс] / Режим доступа: https ://radio.travel/