Хронотоп
третья международная научная конференция «Онтология и аксиология права»
(Омск, Омская академия МВД России, 19—20 октября 2007 г.): аналитический обзор
Третья международная биеннале «Онтология и аксиология права» собрала 68 заявок на участие от философов и юристов, представляющих 28 образовательных и научных учреждений России (включая 6 вузов, входящих в систему Министерства внутренних дел), а также наших коллег из Казахстана, Украины, Германии, Мексики и США. 52 человека нашли возможность встретиться очно в Омске в стенах академии.
На пленарном заседании было заслушано 5 докладов. Роль общефилософского введения в смысловое поле конференции сыграл доклад кандидата философских наук, доцента С. Ф. Шатилова (Петропавловск, Казахстан) «Онтологические характеристики субъекта права», посвященный, как явствует из заглавия, экспликации универсального бытийного каркаса, в котором конституируется — воспользуемся удачной латынью Ж. Карбонье — homo juridicus. На подготовленную таким образом почву лег предпринятый доктором юридических наук, доцентом М. А. Кожевиной (Омск) в докладе «Эволюция правопонимания» обстоятельный исторический обзор версий философской рефлексии права, выработанных европейской культурой с XI столетия до наших дней. Поскольку современность не может похвастать перед историей такой концепцией права, симптоматика которой в полной мере удовлетворяла бы критериям научной доказательности и философской завершенности, постольку вполне логично, что последующие выступления были выдержаны в проблемном ключе.
На каком ценностном фундаменте возможна гуманная и жизнеспособная правовая система — проблема доклада доктора философских наук, профессора Л. В. Денисовой (Омск) «Аксиология права: проблема оснований». Докладчик обозначил
четыре типа философско-аксиологических теорий, различающихся трактовками генезиса ценностей: психологизм, нормативизм, трансцендентализм и онтологизм. По мнению Л. В. Денисовой, их анализ склоняет чашу весов в пользу онтологической парадигмы, особенно с учетом тех тональностей, которые в нее внес немецкий мыслитель первой трети ХХ в. М. Шелер. Критическая часть его воззрений нацеливает на решительный пересмотр идеи справедливости, утверждавшейся в сознании, законодательстве и правосудии с эпохи античности, а конструктивная часть ориентирует на иерархизацию системы ценностей, высшая ступень которой принадлежит ценностям сакрального порядка. Согласно гипотезе доклада, сакрализация правовых ценностей может стать противоядием от застарелого российского недуга — юридического нигилизма.
Как возможно взаимодействие философского и теоретико-научного подходов к праву — методологическая проблема, поставленная в докладе доктора философских наук, профессора Г. Ч. Синченко (Омск) «Дополнительность философско-правового и юридического дискурсов». Реакция на историческую разрозненность естественно-правового, логи-ко-нормативистского и социально-психологического течений, периодически вступавших в перекрестную полемику, но прокладывавших себе обособленные русла, подтолкнула ряд современных ученых к замыслу интегративной концепции права. Однако, на взгляд докладчика, интегративистский проект, призванный освободиться от отрицательных и объединить положительные моменты классических традиций, не в силах преодолеть принципиальный методологический барьер, воздвигаемый двойственной ценностно-фактуальной природой права. Вопро-
сы о юридическом сущем, находящиеся в фокусе аналитического дискурса, и вопросы о правовом должном, имеющие системообразующее значение для дискурса этико-философского, опираются на альтернативные предпосылки и потому не могут одновременно решаться с равной точностью и аргументированностью. Поэтому разговор о праве следует вести не на одном, а на двух — аналитическом и этическом — языках, отношения между которыми вписываются в модель дополнительности (в смысле Н. Бора). Интегративистская же программа представляется утопичной.
Как возможно возникновение юридического — историческая и вместе с тем онтологическая проблема, рассмотренная в докладе доктора философских наук, профессора Б. С. Шалютина (Курган) «Рождение юридического: дуально-родовой брак как общественный договор». Мораль — регулятор, укорененный в сопереживании и, как следствие, имеющий короткий радиус действия. В далекой древности, когда базисной структурой социальности служил род, мораль вместе с системой табу-итета интегрировала родовой коллектив, но была беспомощна в налаживании межродовой коммуникации. Выстроенная в логике кровной мести вражда родов привела к глубокому кризису, выход из которого был «подсказан» половым биморфизмом homo sapiens. Прогрессивной формой показала себя дуально-родовая организация (союз двух родов),
предполагавшая запрет кровосмешения и институт дуально-родового брака. Последний оказался первой формой общественного договора, посредством которого люди вступили в правовое измерение жизни.
По завершении пленарного состоялись секционные заседания по 5 направлениям: 1) бытийные аспекты права, 2) ценностные измерения права, 3) правовое и внеправовое регулирование, 4) право в системе духовной жизни, 5) опасность и безопасность: философско-правовой и психологический контексты. С неподдельным интересом были выслушаны и живо комментировались сообщения кандидата философских наук, доцента М. А. Куцей (Уссурийск) «Религиозная безопасность России и обеспечение свободы совести», доктора философских наук, профессора В. О. Лобовикова (Екатеринбург) «Правовой нигилизм и философия жизни: модальная логика норм и алгебра естественного права», доктора психологических наук, доцента Т. В. Рогачевой (Екатеринбург) «Подходы к определению психологической устойчивости в концепциях безопасности», аспиранта кафедры философии и соискателя кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета Е. Ю. Филатова «Философия права и теория государства и права: проблемы соотношения». Выступление доктора политических наук М. А. Фа-деичевой (Екатеринбург) на тему «Права инородцев
70 Научный вестник омской академии мВД россии № 1(28), 2008
в Российской империи XIX в.» повернуло острие диалога на проблемы законодательного регулирования статуса малых народов в Российской Федерации, вспыхнула заочная полемика с авторами, не прибывшими на конференцию, но представившими в оргкомитет свои тезисы.
Несколько неожиданно для организаторов едва ли не в кульминацию конференции превратился «круглый стол» «Вузовская философия в Омске». Полученная из уст казахстанских участников информация о реформах в сфере высшего образования, проводимых в их государстве, раздвинула первоначальные тематические рамки мероприятия и спровоцировала энергичный обмен мнениями о перспективах подведения системы отечественного вузовского образования под болонские стандарты. Без преувеличения можно сказать, что за на-
шим «круглым столом» не было ни безразличных сердец, ни дремлющих умов, ни скучающих лиц.
К началу конференции вышел из печати сборник ее материалов. Ознакомившись с этим изданием *, все желающие получат более полное представление о разработках, предложенных вниманию научного сообщества на третьем совместном форуме философов и юристов в Омской академии МВД России. Положения нескольких прозвучавших на конференции выступлений предполагается опубликовать в развернутом виде в одном из ближайших номеров журнала.
Обзор подготовлен профессором кафедры философии и политологии Омской академии МВД России доктором философских наук, профессором Г. Ч. Синченко
* Онтология и аксиология права: тезисы докладов и сообщений Третьей междунар. науч. конф. (19-20 октября 2007 г.). — Омск, 2007. — 183 с. Сборник можно приобрести в организационно-научном и редакционно-издательском отделе академии. Контактный телефон (8-3812) 31-02-00, Чумакова Юлия Александровна.