ТРЕТЬЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОЕКТА «ТРИАЛОГ» «МЕЖДУ ОДЕРОМ И НЕМАНОМ:
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»
Событием, завершившим программу международного проекта «Триалог», стало проведение в Калининграде, в БФУ им. И. Канта 26 — 27 апреля 2012 г. третьей научной конференции трех университетов: Виадрины (Франкфурт-на-Одере), Университета Николая Коперника (Торунь) и БФУ им. И. Канта1. Как и предыдущие конференции в Германии и Польше2, она носила междисциплинарный характер, что проявилось как в выборе темы — «Между Одером и Неманом: проблемы исторической памяти», — так и в составе участников: историки, социологи, политологи, географы, культурологи, филологи и искусствоведы — представители трех стран, работающих по проекту.
Проблемы, обсуждавшиеся на калининградской конференции, в последние десятилетия вызывают повышенный интерес ученых и имеют принципиально важное значение для исследователей культурного ландшафта и идентичности людей, живших и живущих на территории между Одером и Неманом, где в течение ХХ в. после двух мировых войн произошли масштабные и сложные изменения.
Открыли конференцию два пленарных доклада. В одном доцент БФУ им. И. Канта М. Г. Шендерюк остановилась на актуальных методологических и источниковедческих проблемах региональной калининградской идентичности, обратив особое внимание на значение источников «устной истории» для изучения процесса самоопределения (доклад «Региональная идентичность: методологические и источниковедческие проблемы»). Во втором докладе, сделанном доцентом БФУ им. И. Канта В. И. Гальцовым, — «История Калининградской области/Восточной Пруссии в Рунете», — впервые был систематизирован и проанализирован материал русскоязычного сектора Интернета с целью изучения проблем формирования и функционирования коллективной памяти жителей Калининградской области.
Разнообразные вопросы содержания, особенностей и механизмов функционирования исторической памяти как основных элементов индивидуальной и коллективной идентичности были рассмотрены в пяти секциях конференции. В первой — «Проблемы исторической памяти» — внимание докладчиков было сосредоточено на наиболее значимых социальных явлениях, оказывающих воздействие на региональную ис-
1 Информацию о вгорой конференции см.: Гальцов В. И. Конференция международного проекта «Триалог» в Торуни //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канга. 2011. Вып. 12. С. 149 — 154.
2 Материалы эгих конференций были опубликованы: Mobilitat und regionale Vernetzung zwischen Oder und Memel: Eine europaische Landschaft neu zusam-mensetzen / hrsg.: Olga Kurilo. Berlin, 2011; Granice i ich pokonywanie na obszarze niemiecko-polsko-rosyjskim / Grenzen und ihre Uberwindung im deutsch-polnsch-russischen Raum / Границы и их преодоление в немецко-польско-российском пространстве / hrsg.: J. Kostjasov [et al.]. Torun, 2012.
161
162
торическую память и процесс идентификации населения. Доцент БФУ им. И. Канта И. О. Дементьев в докладе «Калининградская область как зона диалога культур и столкновения мест памяти», опираясь на исследования П. Нора, использовал категории «места памяти» при анализе исторического сознания жителей Калининградской области и предложил свой список мест памяти в этом регионе. Доктор Ивон Пёрцген (Университет Бремена) в докладе «Калининград / Кёнигсберг: ритуалы и идентичность города» остановился на особенностях недавнего празднования в Калининграде важнейших юбилейных дат в качестве примера инструментализации ритуалов, играющих важную роль в формировании и укреплении идентичности калининградцев. Доктор Петр Заричны (Университет Николая Коперника в Торуни) свой доклад «Пресса и ее влияние на историческую память и национальную идентичность» посвятил анализу немецкой прессы для того, чтобы показать как в ней формируется образ современной Польши, и как СМИ участвуют в инструментализации коллективной памяти в контексте германо-польских отношений после вступления Польши в Европейский союз.
Во второй секции — «Коллективная память и региональная идентичность» — доктор Беата Лакеберг (Университет им. Карла фон Осец-кого в Ольденбурге, Бад Цвишенан) проанализировала содержание «Силезских краеведческих календарей», выходивших в ФРГ для силезских переселенцев, с целью установления соотношения между региональной и национальной идентичностями (доклад «День за днем, неделя за неделей — к вопросу о коллективной памяти в "Силезских краеведческих календарях"»). Аспирантка Университета г. Аугсбурга Ка-таржина Вониак в докладе «(Пере)осмысление "Дня освобождения" в Лобезе и Злотуве — сравнительный анализ ритуальной практики в локальном пространстве» обратила внимание на то, как различная история этих городов наложила отпечаток на отношение их жителей к важнейшему празднику освобождения от германской оккупации, что стало особенно заметно после 1989 г. Один из сюжетов восточной политики Ватикана, касающийся польско-немецко-ватиканских отношений по вопросу освоения польской католической церковью германских земель, отошедших после Второй мировой войны к Польше, а также влияние этого процесса на формирование образа оппозиционной по отношению к коммунистическому режиму польской церкви, — все это было рассмотрено в докладе доктора Роланда Черны-Вернера (Университет Париса Лодрона, Зальцбург) «Церковно-административные границы как яблоко раздора и образующие идентичность символы». В докладе руководителя международного проекта «Триалог» приват-доцента Университета Виадрина (Франкфурт-на-Одере) Ольги Курило «Курорты Замланда / Калининградской области: исторические и современные ландшафты памяти и изменение идентичности в XIX и ХХ веках» было показано, как Балтийское побережье Самбийского полуострова после Второй мировой войны потеряло прежнее значение европейского культурного ландшафта, как в Калининградской области сохраняется некоторая преемственность культурных традиций Самбии и как это
отражается на идентичности калининградцев. Вопрос об отражении исторической памяти жителей сельской местности в наименовании колхозов и совхозов, существовавших в Калининградской области в 1946 — 1991 гг., был рассмотрен в докладе доцента БФУ им. И. Канта П. П. Полха «Топонимика Калининградской области и проблема исторической памяти».
Третья секция называлась «Мифы, стереотипы и символы в контексте исторической памяти». Здесь обсуждались три доклада. Аспирант Университета Николая Коперника (Торунь) Патрик Вовжиньский в докладе «Присутствие политики памяти во внешней политике Польши в XXI веке» обратил внимание на то, что в Польше после ее вступления в ЕС наблюдалось соперничество концепций политики исторической памяти братьев Качиньских и Д. Туска с традиционной «парадигмой забвения», распространяемой А. Михником, окружением «Газеты Вы-борчей» и, в последнее время, министром иностранных дел Р. Сикор-ским. Аспирант Университета Виадрина (Франкфурт-на-Одере) Конрад Чепе исследовал художественные и ментальные образы врага на примере немецкой и советской пропаганды времен Второй мировой войны и определил возможности сравнительного анализа стереотипов врагов (доклад «Образ врагов в исторической памяти. Немецкие и советские стереотипы во время Второй мировой войны»). Профессор БФУ им. И. Канта Ю. В. Костяшов в докладе «Путешествия россиян по Восточной Пруссии как опыт межкультурного взаимодействия» исследовал общие стереотипы и особенности восприятия русскими людьми Восточной Пруссии во время их путешествия по этой земле в XIX — первой половине ХХ в.
В четвертой секции конференции рассматривались «Памятники и архитектура как места памяти и культурное наследие». Доктор Ганс-Христиан Пуст из Штутгарта в докладе «"Nagelungsdenkmaler" ("Па-мягники-гвоздения") в период Первой мировой войны на территории между Одером и Неманом» напомнил о малоизвестной сейчас немецкой традиции по установке многочисленных деревянных фигур героического плана, предназначавшихся для добровольного вбивания в них гвоздей как одного из средств воспитания патриотизма и сплочения народа во время Первой мировой войны. Профессор БФУ им. И. Канта Г. В. Кретинин и начальник отдела Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Калининградской области И. Некрылова в совместном докладе «Воинские памятные места и кладбища на территории Калининградской области» проанализировали возможности исторической преемственности при возведении и сохранении объектов исторической и культурной памяти, связанной с военными событиями на территории Калининградской области. Аспирантка Университета Николая Коперника Доминика Чарнецка в своем докладе «Символы благодарности и уступки — памятники благодарности Красной армии в Польше в первые годы после крушения коммунизма (1989 — 1993 гг.)» показала, как принимались решения о судьбе таких памятников после 1989 г. и какие варианты их применения или ликвидации были осуществлены в постсоветской Польше. Доцент
163
164
И. В. Белинцева (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Москва) проследила, как менялось в Калининградской области восприятие архитектурного наследия Восточной Пруссии — от «чуждого» до «приСвоения» и «оСвоения» в начале XXI в. (доклад «Архитектура Калининградской области: "чужое" как "чуждое" и как "свое"»).
Материалами для докладов пятой секции стали «Источники памяти: воспоминания, музыка, стихи и интервью». Доцент Московского государственного университета культуры и искусств Л. М. Гаврилина в докладе «Символы в структуре "калининградского текста"» проанализировала группу литературных текстов, ориентированных на создание своеобразного «портрета» Калининградской области. Доцент БФУ им. И. Канта Л. Л. Емельянова на основе материалов интервьюирования переселенцев из бывших союзных республик попыталась определить роль их исторической памяти в принятии решения приехать в Калининградскую область в докладе «Соотечественники в Калининградской области: их историческая память и новая родина (по материалам интервьюирования)». Доктор Михал Мругальский (Варшавский университет, Университет Тюбингена) в докладе «Стихи: приют всех имен. Память польского стихосложения (Александр Ват и Чеслав Милош)» предпринял попытку реконструкции основных признаков и механизма «теории прямого реализма», которая, по его мнению, более всего подходит в качестве основы теории памяти для польской поэзии начиная с Мицкевича. Методика изучения памяти о прошедших событиях посредством музыки стала темой доклада органиста и музыковеда Михаэля Руновски (Берлин) «Эпитафия и траурный марш. Немецко-польская музыкальная военная культура памяти на примере "Эпитафии Максимилиану Кольбе" Фолькера Бройтигама и "Польского траурного марша" Яна Янцаса».
В рамках конференции прошла презентация исследовательского проекта студентов III курса исторического факультета БФУ им. И. Канта В. Артеменко, В. Козловской, Я. Лазаренко, В. Лысовой и С. Фостовой «Исторические знаки и символы в городском пространстве Калининграда», которая стала своеобразным продолжением проведенной ранее по программе «Триалога» студенческой работы по созданию фотовыставки «Приграничье? Поиски следов бывшей границы в г. Торунь и прилегающей к нему области». Эта выставка, открытие которой состоялось в БФУ им. И. Канта в дни работы конференции, а также презентация студенческого проекта, как и предыдущие студенческие инициативы в рамках «Триалога», стали свидетельством продуктивности сотрудничества университетов трех стран не только для профессиональных исследователей, но и для начинающих ученых.
В. И. Тальцов,
канд. ист. наук, доц., декан исторического факультета БФУ им. И. Канта