DOI 10.22394/1682-2358-2019-3-133-138
S.A. Vorontsov, Doctor of Sciences (Law), Professor of the Procedural Law Department, South-Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
AV. Ponedelkov, Doctor of Sciences (Politics), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Head of the Political Science and Ethnopolitics Department, South-Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
THE THIRD
ALL-RUSSIAN
ELITOLOGICAL
CONGRESS WITH
INTERNATIONAL
PARTICIPATION
"RUSSIAN ELITOLOGY:
INNOVATIVE
RESPONSES
TO THE CHALLENGES OF THE MODERN WORLD" (Rostov-on-Don, 15-16 February 2019)
С.А. Воронцов, доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального права Южно-российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: raven_serg@mail.ru)
А.В. Понеделков, доктор политических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой политологии и этно-политики Южно-российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: ponedelkoV@skags.ru)
Третий Всероссийский элитологический конгресс
«российская элитология:
ИННОВАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА» (г. Ростов-на-Дону, 15-16 февраля 2019 г.)
Т 1 р
ретий элитологический конгресс «Российская элитология: инновационные ответы на вызовы современного мира» состоялся 15—16 февраля 2019 г. в Ростове-на-Дону. Конгресс продолжил традицию ростовской научной элитологической школы, заложенную Первым Всероссийским элитологичес-ким конгрессом «Элитология России: современное состояние и перспективы развития» (2013 г.) и Вторым Всероссийским эли-тологическим конгрессом «Элитология и стратегии развития современной России» (2016 г.) по изучению социального стату-
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 3
133
са, роли и базовых характеристик современной российской правящей элиты, тенденций и проблем ее развития и функционирования.
Данное мероприятие проведено в соответствии с резолюцией конгресса Российского общества политологов (РОП), состоявшегося в сентябре 2018 г. В ходе конгресса, в котором приняли участие признанные эксперты и выдающиеся ученые России, была сформирована эффективная система обмена научными мнениями и налажено комплексное сотрудничество по актуальным вопросам, связанным с элитологическими исследованиями.
В качестве организаторов-соучредителей Конгресса выступили общероссийская общественная организация «Российское общество политологов» и ее региональные отделения: Ростовской, Астраханской, Волгоградской, Саратовской областей, Пятигорское отделение, Российская ассоциация политической науки, Академия политической науки, факультет политологии МГУ, Лаборатория проблем повышения эффективности государственного и муниципального управление ЮРИУ РАНХиГС, Пятигорский государственный университет, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Общественная палата Ростовской области и другие. Активное участие в организации конгресса и обсуждении проблем современной элитологии приняли ученые различных институтов РАНХиГС, в том числе Поволжского института управления имени П.А. Столыпина.
На конгрессе были представлены доклады известных ученых, за которыми последовала острая полемика в ходе официальных дискуссий и кулуарного общения участников. На пленарном заседании выступили доктор политических наук, профессор кафедры российской политики МГУ А.П. Кочетков; доктор политических наук, профессор кафедры политологии и политического управления РАНХиГС Л.Н. Тимофеева; доктор политических наук, профессор кафедры государственной политики МГУ А.И. Соловьев; директор Института междисциплинарных исследований глобальных процессов и глокализации РИНХ доктор политических наук, профессор А.М. Старостин; доктор исторических наук, профессор кафедры политических наук Поволжского института управления имени П.А. Столыпина В.М. Долгов, декан факультета социологии и политологии Финансового Университета при Правительстве РФ кандидат политических наук А.Б. Шатилов и другие ученые.
В Южно-Российском институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ЮРИУ РАНХиГС) последовательно разрабатывается научное направление элитологии по изучению социального статуса, роли и базовых характеристик современной российской правящей элиты, тенденций и проблем ее развития и функционирования. Изучение этих проблем осуществляется в контексте современных социально-политически процессов, ибо развитие элитологии особенно актуально в странах, где происходит смена элит, характеризующихся слабостью и низким качеством. При этом формирование политической элиты, обладающей высокими управленческими и нравственными качествами, является одним из условий выхода из кризиса.
В рамках подготовки к Третьему Всероссийскому конгрессу, в июле — нояб-
134
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 3
ре 2018 г., Лабораторией проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ проведено социологическое исследование в пятнадцати субъектах Европейской части Российской Федерации. В ходе социологических опросов использовалась методика, аналогичная исследованиям 2013 и 2016 гг, проведенных при подготовке к первому и второму конгрессам.
Целью исследования являлся анализ состояния современной элиты российских регионов, выявление роли лидеров общественного мнения в политическом процессе. Результаты исследования позволили выделить следующие аспекты, касающиеся региональных элит. По мнению экспертов — государственных деятелей, журналистов, ученых, депутатов, представителей политических партий, — элита региона сформирована федеральной властью из числа влиятельных людей. Такого мнения придерживаются 44,0% экспертов в Ростовской области, 50% — в Краснодарском крае, 60,2% — в Московской области. Современная политическая элита представлена в основном бывшей номенклатурой, сменившей прежнюю идеологическую принадлежность, а новая генерация, как правило, состоит в родственных отношениях с предшествующей (этого мнения придерживаются 50,7% экспертов в Московской области, 40,0% — в Ростовской области). Следует отметить, что термин «бывшая номенклатура» сегодня лишен того смысла, который вкладывался в это понятие в 1990-е годы.
Эксперты обращают внимание на то, что процесс формирования региональной элиты по-прежнему является результатом внутриэлитных договоренностей и следствием «работы» клановых политико-управленческих отношений. Так полагают 50,7% экспертов в Московской области, 42% — в Ставропольском крае, 34% — в Ростовской области. Лишь 18% экспертов в Ростовской области и в других субъектах РФ уверены, что формирование региональной элиты осуществляется на основе демократических процедур превентивной политики. Существенно снизилось число экспертов, считающих, что в регионах у власти находятся творческие и активные люди, обладающие искренним желанием изменить ход событий в лучшую сторону, усилия которых блокируются высшей государственной властью и коррумпированными структурами (8% — в Ростовской области; 4,2% — в Московской области; 3,3% — в Республике Карелия).
Для системного понимания процессов, связанных с элитой как со средой, где осуществляется процесс разработки и принятия ключевых решений, сравним результаты исследований 2016 и 2018 гг. Оценки, данные экспертами Ростовской области, сопоставимы с оценками экспертов в других субъектах Федерации. Так, в ответах экспертов на вопрос: «Какие меры вы бы предложили для улучшения качественных характеристик современной правящей российской элиты?» — выявлено снижение значимости фактора антикоррупционного очищения с 49,5 до 46,0%. Можно предположить, что общество отмечает определенную результативность принимаемых антикоррупционных мер, а также факт достаточно широкого освещения в СМИ процессов, связанных с пресечением коррупционных преступлений должностных лиц.
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 3
По данным социологического опроса, наиболее значимыми показателями остаются персональная ответственность должностных лиц и ужесточение спроса за некачественное исполнение служебных обязанностей (58,0%). Респонденты подчеркивают необходимость ухода от фактической анонимности политической власти к ее профессиональной персонификации и ответственности за результат управленческой работы. Далеко не все политические события являются следствием осуществления полномочий органов государственной власти, необходимо учитывать и более широкий набор психологических, политико-экономических и социальных факторов. Демонстрация могущества, связанная с сосредоточением потоков социальных благ в руках правящей политико-административной элиты, безусловно, повышает ее политические рейтинги и делает социальное положение оппонентов политической элиты, способных оспорить ее статусные позиции, не более чем статистической погрешностью. Однако в кризисные периоды у правящей социальной элиты не получается распределить ответственность и тем самым защитить себя от критики. В массовом политическом сознании власть всегда считается ответственной за происходящее.
Расхождение результатов проведенных социологических исследований наблюдается в вопросе о дебюрократизации государственного аппарата. Так, в 2016 г. на необходимости проведения дебюрократизации управления настаивали 36,9% экспертов, в 2018 г. — 16,0%. Такой результат можно интерпретировать следующим образом. Определенные действия по дебюрократизации уже предпринимались: например, оптимизация штатного расписания государственной гражданской службы, сокращение числа государственных служащих, внедрение современных информационных технологий и другое. Тем не менее эксперты отметили, что дебюрократизация опасна именно в кризисный период. С одной стороны, опасность возникает при выходе на рынок труда большого количества безработных из числа бывших государственных служащих, что формирует проблемы по трудоустройству и усиливает социальную напряженность. С другой стороны, дебюрократизация влечет ослабление управляемости государственного аппарата, прежде всего снижение «плотности» контроля за работой различных сфер общественной жизни. Согласно исследованию, мало изменился и уровень оценки значимости кадровой работы, а также возможности добиться кардинального улучшения функционирования системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления — 24,0%.
Представляет определенный интерес динамика изменения ответов на вопрос: «Какие достоинства и негативные характеристики проявляются в деятельности современных российских политико-административных и региональных элит?». При анализе полученных результатов выявляется снижение значимости умения разрешать конфликты с 44,5% в 2016 г. до 38,0% в настоящее время. Безусловно, любой кризис формирует множество различных проблемных ситуаций, требующих навыков быстрого управленческого реагирования и их эффективного разрешения. Следовательно, логично было ожидать роста данного показателя качества представителей элиты, а не его снижения. Почему
1 36 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2019. Vol. 19. № 3
же экспертный опрос показал обратный результат? Вероятно, это связано не с переоценкой функций социальной элиты, а с изменением понимания сути кризисных проявлений и принципиальной способности повлиять на них со стороны региональных элит. Конфликты и локальные кризисные проявления на региональном уровне продуцируются экономическими и политическими явлениями глобального порядка, повлиять на которые региональная элита не имеет реальной возможности. Этим и обусловлено снижение качественных оценок региональной элиты со стороны экспертов. При этом в массовом сознании представление об ответственности региональной политико-административной и бизнес-элиты за все происходящее в данном регионе остается неизменным, и оно достаточно критично.
Изменилась позиция экспертов и по вопросу отношения представителей элиты к социальным проблемам. В 2016 г. этот показатель составлял 13,75%, а в 2018 — 6,0%. При этом возросла значимость факторов, связанных с необходимостью жестких и непопулярных решений для минимизации последствий неопределенности в стратегических рисках. Чуткость, состоящая в принципе «войти в положение» обездоленных, существенно затрудняет принятие подобных политических решений. Несомненно, этот фактор может вызывать дополнительное напряжение в отношениях элиты и народных масс. Разрешить эту коммуникативно-политическую проблему может демонстрация элитой реального принятия всех издержек кризиса вместе с рядовыми гражданами, не делая попыток создать для себя более комфортные условия, используя возможности и статус принадлежности к элите.
Очевидно и расхождение «экспертного» и «народного» понимания данного вопроса. Существует массовый социальный запрос на отзывчивость к проблемам граждан; но, по мнению ряда экспертов, это проявление определенной слабости, при которой невозможно быстро принимать неприятные, но необходимые решения. Это свидетельствует также о формировании мобилизационного типа общественного сознания, в котором процессы, связанные с санкционными действиями США и ЕС, их последствиями в виде проблем в экономике и падения уровня жизни воспринимаются в обществе как «холодная война», требующая мобилизационной перестройки политического сознания общества и повышения качества общественных отношений в целом.
Кризисное состояние повышает актуальность обеспечения единства элиты и народа, способность обычных людей с пониманием относиться к непопулярным решениям и принимать неизбежные издержки. В 2013 г. опасность отрыва власти от народа отмечали 27,69% экспертов, в 2018 г. этот негативный для стабильности общества фактор составил уже 32,0%. Огромный разрыв в доходах, социальное расслоение, непродуманные законодательные и управленческие инициативы усиливают отчуждение элиты от общества, создают благоприятную среду для политических манипуляций, порождают опасные для политического строя и государства риски.
Важной функцией правящей элиты является способность проявлять стратегическое предвидение, создавать и реализовывать инновации в различных сферах жизни. Исследование показало определенное недоверие экспертов к
Вестник Поволжского института управления • 2019. Том 19. № 3 13/
качеству реализации данной функции представителями элиты, что проявилось в ответах на вопрос «Как бы вы оценили вклад политико-административных элит в инновационное развитие современной России?».
Подавляющее большинство экспертов не видят у элиты необходимых качеств для осуществления успешной инновационной деятельности. В связи с этим возникает проблема выявления лидеров, способных реализовать общенациональную инновационную стратегию развития страны. В ходе проведенного исследования эксперты указали на приоритетные с их точки зрения возможности для улучшения отбора и подготовки представителей региональной политико-административной элиты. Отмечается, что необходимость качественного обновления и повышения эффективности политико-административной элиты видится в привлечении молодых специалистов из числа муниципальных и региональных лидеров и активистов, проявляющих деятельную жизненную позицию. По мнению экспертов, отбор в элиту необходимо проводить на основании оценки итогов мониторинга эффективности работы руководителя, используя проектную работу как способ отбора и подготовки политических лидеров, а также кейсы наставничества, стажировки и т.п. Следует искоренять такие явления, как сращивание политических сил и местных надзорных органов, «круговая порука», «кумовство», а также стремиться к улучшению системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. К отбору в управленческую элиту целесообразно допускать претендентов, уже проявивших себя на практике и заслуживших авторитет у населения.
Проведенное исследование было ориентировано не только на выявление важнейших социально-политических характеристик российской региональной политико-административной элиты, но и на определение перспективных, по мнению экспертов, направлений развития элитологии в качестве отрасли научного знания. Изучение системы взаимоотношений элиты и широких слоев населения необходимо продолжить с учетом кризисных условий, когда создается угроза методам взаимодействия, которые в стабильных условиях считались эффективными.
Эксперты считают наиболее актуальными для изучения социально-политические вопросы, связанные с межэтническим взаимодействием, безопасностью, образованием, а также аспекты функционирования элиты, связанные с юридической незащищенностью граждан вне круга элиты. Перспективным направлением социологических исследований является рассмотрение особой роли государственной власти в формировании российской элиты и воспитании чувства национального самосознания. Необходим постоянный анализ специфики внутренней идентификации современных российских элит и дифференциации элитного слоя по экономическим и политическим направлениям, изучение механизмов самовоспроизводства и влияния элиты на качественный состав элитного слоя общества.
138
ВиПейп о£ Ае Яе^оп о£ АЛтг^^айоп • 2019. V)!. 19. № 3