Научная статья на тему 'Третий российско-германский форум специалистов, работающих с молодежью: гражданское образование и культура памяти в современной Германии'

Третий российско-германский форум специалистов, работающих с молодежью: гражданское образование и культура памяти в современной Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третий российско-германский форум специалистов, работающих с молодежью: гражданское образование и культура памяти в современной Германии»

_ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ_

УДК 94(4+7)

А. М. Ермаков

Третий российско-германский форум специалистов, работающих с молодежью: гражданское образование и культура памяти в современной Германии

_CHRONICLE AND INFORMATION_

A. M. Ermakov

The Third Russian-German Forum for the Specialists Engaging with the Youth: Civil Education and the Culture of Remembrance in the Modern Germany

26 ноября - 2 декабря 2015 г. в г. Хеппенхайм (Германия) проходил Третий российско-германский форум специалистов, работающих с молодежью. Встреча была организована академией политического и социального образования «Хаус ам Майберг», открытой при епископстве Майнцском, фондом «Германо-российский молодежный обмен» и Молодежным агентством «Интерактив». В форуме участвовали преподаватели вузов, учителя школ и специалисты по внешкольной работе из Ярославля и федеральной земли Гессен. Главной темой обсуждения стало формирование исторической памяти в ходе внеурочной и внешкольной работы с молодежью.

Как показала дискуссия, учебные заведения и внешкольные организации России и Германии осуществляют формирование гражданского сознания молодежи, главным образом, на примере Второй мировой войны. Как в российском, так и в немецком обществе военная тема вызывает и будет вызывать большой резонанс. В обеих странах существует социальный заказ общества и государства на правдивую историю войны 1939-1945 гг., при этом тематика исторического материала и его интерпретация в России и Германии порой могут значительно различаться. Приведем два примера. Составители четвертого тома документальной серии о внешней политике СССР по отношению к Германии в 1941-1949 гг. сотрудник Института

всеобщей истории РАН А. М. Филитов и сотрудник Потсдамского центра изучения новейшей истории Й. Лауфер настолько разошлись в интерпретации документов и оценках исторического контекста Берлинского кризиса 1948-1949 гг., что том был издан с двумя предисловиями [4]. Авторы российско-германского учебного пособия по истории ХХ в. «Россия - Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти» тоже пришли к единому мнению отнюдь не по всем вопросам истории взаимоотношений двух стран и народов [5].

В России специалисты по работе с молодежью делают акцент на патриотическом воспитании, которое реализуется в различных проектах, касающихся Великой Отечественной войны. Нередко от подростков и молодежи требуется обращение к истории собственной семьи, получение информации о подвигах старшего поколения, героически боровшегося с фашизмом и одержавшего победу. Российские педагоги широко практикуют такие формы работы, как квесты, сочинения, подготовка презентаций.

В Германии во главу угла поставлены воспитание активной гражданской позиции, критического отношения к событиям прошлого, устойчивых демократических убеждений и уважения прав и интересов окружающих людей независимо от их национальности, расы, политических и религиоз-

© Ермаков А. М., 2016

ных воззрений. Во внешкольной работе с исторической памятью, как и в школьном преподавании, огромное значение имеет триединая тема «Национал-социализм - война - Холокост». Для немцев она неразрывно связана с преодолением прошлого - общенациональным извлечением уроков из истории Третьего рейха, которое переживает каждое вступающее в сознательную жизнь поколение граждан ФРГ. Термин «преодоление прошлого», вошедший в лексикон в 1950-е гг., нередко подвергается критике как создающий впечатление, что в обозримое время можно подвести окончательную черту под прошлым [1, с. 7-9, 49]. Поэтому на смену ему постепенно приходит формула «культура памяти» [7, с. 11].

Российские специалисты получили возможность познакомиться с деятельностью некоторых школьных учителей, а также различных организаций, занятых в сфере гражданского образования подрастающего поколения и, следовательно, влияющих на формирование исторической памяти.

В частности, своим опытом внеурочной работы со старшеклассниками поделились Франц Йозеф Шефер и Петер Лотц - учителя истории, работающие в гимназии города Мельзунген. В 1998 г. они создали в гимназии историческую мастерскую, носящую имя брата и сестры Шолль -участников молодежной группы «Белая роза», казненных нацистами в 1943 г. Ф. Й. Шефер и П. Лотц стремятся донести до школьников, что Ганс и Софи Шолль не были конформистами, они сопротивлялись духу времени, не боялись называть вещи своими именами и сознательно шли на смертельный риск ради свободы. Задача мастерской - исследовать степень распространения нездорового нацистского образа мыслей в городе и его окрестностях. Учителя и их подопечные -учащиеся 11-13 классов, выбравшие историю в качестве выпускного экзамена, - выдвинули лозунги «История - у твоего порога» и «Копай там, где стоишь». Последний был заимствован у шведского историка Свена Лундквиста и ориентирует на преимущественное изучение локальной истории. Призыв Лундквиста пользовался большой популярностью в ФРГ в середине 1970-х - начале 1980-х гг., когда изучение проблематики повседневной жизни в Третьем рейхе осуществлялось стихийно возникавшими локальными объединениями, получившими название «исторические мастерские». В то время исторические мастерские сыграли важную роль в трансформации исторической памяти западных немцев и повлияли на ис-

ториографию национал-социализма, а теперь мастерская в Мельзунгене служит воспитанию нового поколения граждан.

Как правило, работа над каждым проектом ведется в течение трех лет. В течение первого года преподаватели выбирают тему и определяют, насколько она перспективна. Для этого они работают в библиотеках и архивах, ведут переписку, ищут очевидцев событий, готовых поделиться воспоминаниями. Если разработка темы имеет шансы на успех, то на втором году к поисковой деятельности привлекаются школьники. Как правило, в качестве отправного пункта берется какой-либо базисный документ, к которому ученики ставят вопросы. Затем учащиеся, организованные в группы, собирают материал, систематизируют и редактируют его. Ф. Й. Шефер и П. Лотц убеждены, что школьники должны не только потреблять историю, но и создавать, писать ее. Школьники учатся тому, что результаты исследования очень редко бывают однозначными и чаще вызывают новые вопросы, нежели дают окончательные ответы. Ученики наталкиваются и на непреодоленное прошлое - они на собственном опыте убеждаются и в том, что современники событий очень неохотно рассказывают о жизни в Третьем рейхе. Параллельно решается и другая воспитательная задача -ученикам прививается иммунитет против диктатуры, неонацизма, нетерпимости, агрессивности, они лучше понимают ценность свободы, демократии и толерантности.

Нередко в результате работы исторической мастерской публикуются книги, раскрывающие отдельные аспекты истории региона в период Третьего рейха. Среди них - исследование об иностранных рабочих, чей принудительный труд использовался на фабрике Фрица Штрауха в Хеп-пенхайме (1999), политические биографии участника коммунистического Сопротивления Якоба Киндингера (2006) и депутата от католической партии Центра Фрица Бокиуса, погибшего от рук гитлеровцев (2010). Одна из публикаций исторической мастерской посвящена судьбе жертв нацистской расовой политики - евреев из города Бенсхайм (2004), в другой речь идет о жертвах бесчеловечной программы эвтаназии - жителях округа Бергштрассе, страдавших различными заболеваниями (2008). Национал-социалисты считали, что жизнь этих людей «не имеет никакой ценности» и умертвили их в лечебнице Хадамар, название которой стало символом нацистской программы тайного уничтожения тех, кто, якобы, обременял немецкий народ.

По заказу муниципалитета округа Зеехайм-Югенхайм 19 старшеклассников подготовили и издали сборник документов о жертвах национал-социализма в этой общине - коммунистах, евреях, гомосексуалистах, христианах, цыганах (2012). Учащиеся проводили поиск материалов в 40 местах: местных, региональных и центральных архивах, архивных фондах общественных организаций и газет, частных коллекциях, церквях. Усилиями мастерской был пролит свет на судьбу писателя-коммуниста Даниэля Грайнера и протестантского пастора Георга Райта, защищавшего евреев от нацистского произвола. Старшеклассники столкнулись и с тем, что нацистское прошлое в современной Германии отнюдь не преодолено [2, 3]: пока велась работа над книгой, в ратушу Зе-ехайма пришло несколько писем с угрозами и рисунками свастики, а из архива населенного пункта Югенхайм исчезли протоколы заседания совета общины за 1933-1947 гг. Не менее показательно и другое: муниципалитет Зеехайма сам выдвинул идею издания сборника и обещал издать результаты работы исторической мастерской, даже если они окажутся «неудобными» для жителей общины. После выхода книги в свет муниципалитет принял решение об установке «камней преткновения» около домов, в которых проживали жертвы нацизма.

Самая свежая книга Ф. Й. Шефера, П. Лотца и шестнадцати их воспитанников рассказывает историю столяра из деревни Райхенбах Адама Эс-сингера (2014). Во время Второй мировой войны он служил в аппарате СД в оккупированной Франции, затем был арестован и дважды приговаривался французскими властями к смертной казни. По многочисленным просьбам различных немецких инстанций он был помилован и отпущен в Германию в 1951 г. Работа над книгой велась в течение двух лет, основой ее послужили около 700 писем и документов, хранившихся в семье Эссингера, а также собранные старшеклассниками источники из 19 немецких и зарубежных архивов и материалы прессы [9].

О целях академии политического и социального образования «Хаус ам Майберг» участникам форума рассказали ее директор Бенедикт Видмай-ер и куратор сектора международной работы с молодежью Штефан Швирен. Они выразили обеспокоенность тем, что в европейских странах обсуждается вопрос о возможном начале новой, постдемократической эпохи. Не является исключением и ФРГ, где немало молодых людей уверены в том, что оппозиция должна поддерживать

правительство, а не контролировать его деятельность. Б. Видмайер не считает историю школьного и внешкольного политического образования в Германии историей успеха и сомневается в том, что система политического образования ФРГ может служить «экспортным образцом» для других европейских стран. Главная цель политического образования граждан - их подготовка к активному участию в политической и общественной жизни, то есть создание базового условия существования демократического общества. В отличие от многих школьных дидактиков, Б. Видмайер убежден в том, что многочисленные и разнородные организации, представляющие неформальное образование, в силах решить эту задачу только совместно со школой [10].

Академия «Хаус ам Майберг», имеющая 60-летнюю историю, играет роль площадки для обсуждения общественных и политических вопросов, ее девиз - «Открыты для диалога». Это означает, что принимать участие в дискуссиях могут все желающие независимо от политической, мировоззренческой, культурной, религиозной принадлежности. Академия стремится дать знания о политических и общественных темах, чтобы сделать участников обсуждений способными ориентироваться, вырабатывать собственные оценки и участвовать в политической жизни. Одним из направлений работы с молодежью является критическое осмысление новейшей истории Германии, в том числе истории Третьего рейха. Не случайно последняя публикация Академии - «Политическое образование после Аушвица» - посвящена анализу актуальности проблем, которые поднял еще в 1966 г. Теодор Адорно в знаменитом радиовыступлении «Воспитание после Аушвица» [11].

В учебном центре Анны Франк (Франкфурт-на-Майне) российские участники форума беседовали с координатором выставки Селиной Вен-дельгас. Основной темой беседы была организация работы центра со школьниками. Экспозиция, учебные материалы и методика занятий рассчитаны, главным образом, на учащихся 6-8 классов (11-15 лет), реже проводятся занятия для пятиклассников с использованием интерактивной доски. Как правило, немецкие дети узнают об Анне Франк в шестом классе. В учебных планах по немецкому языку во всех федеральных землях Германии обязательно содержится тема «Холо-кост / Вторая мировая война» и дневник Анны Франк должен быть включен в список литературы, рекомендованной ученикам для чтения по

этой теме. Обучение в Центре проводится в двух вариантах: один рассчитан на два академических часа, другой - на шесть часов. Основу музейной экспозиции, как и занятий с детьми и подростками, составляет дневник 14-летней Анны Франк. Темы, которые она затрагивала, актуальны и для сегодняшних немецких школьников: конфликт поколений, ценности, религия и вера, планы на будущее. Перед учащимися ставятся вопросы, волновавшие Анну: кто я? что со мной происходит? что для меня важно? Первый вопрос означает интерес к собственному происхождению, родине и идентичности. На примере истории семьи Франк - семьи немецких евреев - раскрываются развитие национальной идентичности в Германии ХУШ-ХХ вв. и различия между двумя концепциями общества: демократической (общество равных граждан) и нацистской («народное сообщество» людей одинакового национального происхождения). Отталкиваясь от рассуждений Анны Франк, школьники размышляют о современности, о борьбе индивида за собственное место в обществе. Особое значение придается второму вопросу, поскольку он предполагает знакомство посетителей с событиями Второй мировой войны, историей преследования евреев в Третьем рейхе и повседневной жизнью в убежище семьи Франк. Вопрос «что для меня важно?» создает эмоциональную связь между нынешними юными немцами и Анной Франк, погружая посетителей Центра в мир надежд, радостей, забот, волнений и тревог девушки, которая жила в Германии 70 лет назад.

Учебный центр, открытый чуть более 20 лет назад, не ограничивается работой с посетителями из Франкфурта и его окрестностей. Он использует и другие каналы влияния на культуру памяти. 12 июня 2009 г., в день 80-летия Анны, около дома семьи Франк была установлена памятная стела с цитатой из дневниковой записи за 11 апреля 1944 г.: «Кончится же когда-нибудь эта ужасная война, станем же мы когда-нибудь опять людьми, а не только евреями!» [6, с. 241]. Первоначально в тексте была допущена ошибка: вместо слов «а не только евреями» было написано «а не евреями». На предложение Центра изменить надпись муниципалитет Франкфурта ответил отказом, сославшись на отсутствие средств. Только обращение за поддержкой к правообладателю дневника, базель-скому Фонду им. Анны Франк, помогло Центру добиться восстановления аутентичности текста.

С музеем и центром документации филиала лагеря Натцвайлер в Мангейме-Зандхофене российских участников семинара познакомил его дирек-

тор Ганс-Иоахим Гирш. Музей располагается в здании действующей школы, где в 1944-1945 гг. нацистами был устроен филиал концентрационного лагеря Натцвайлер. Заключенные - 1 060 участников Варшавского восстания 1944 г. - работали в Мангейме на предприятии фирмы Дайм-лер-Бенц.

Экспозиция музея и учебного центра состоит из 9 разделов, в которых рассматриваются история нацистской Германии и Второй мировой войны; принудительный труд иностранных рабочих, военнопленных и узников в Третьем рейхе; Варшавское восстание 1944 г. и судьба его участников; деятельность филиала концентрационного лагеря Натцвайлер; стратегии выживания, страдания, и смерть узников; система нацистских концентрационных лагерей; труд узников лагерного филиала на предприятии Даймлер-Бенц. Последний раздел выставки посвящен «преодолению прошлого» -истории забвения и воскрешения в Зандхофене памяти о нацистских преступлениях.

Бесплатно посетить экспозицию могут все желающие, однако акцент в работе учебного центра делается на воспитание школьников, начиная с 15 лет (9 класс). Школьный класс приходит в музей на целый день и занимается в течение 6 уроков. С тематической и дидактической точки зрения занятия построены так, чтобы пробудить у подростков эмпатию к узникам концлагеря, побудить их к размышлениям о природе и преступлениях национал-социализма, а также о поведении немцев -не только лагерного персонала, но и тех, кто, на первый взгляд, не имел никакого отношения к концлагерю. Учебный материал призван показать, что современное немецкое общество - преемник нацистского общества, подтолкнуть подростков к осмыслению истории обращения немцев с нацистским прошлым и значимости исторической памяти.

В контексте современной культуры памяти в ФРГ российским педагогам-участникам форума представляется важным, во-первых, то, что учебный центр в Мангейме-Зандхофене придает большое значение воспитанию школьников на примере конкретных биографий жертв нацистской политики уничтожения и «обыкновенных немцев» - ревностных исполнителей этой политики. Музей поддерживает связь с бывшими узниками и знакомит подростков с историей бывшего заключенного Владислава Кострженского, бежавшего из Зандхофена и 9 месяцев скрывавшегося от нацистов [8]. Типичный жизненный путь рядового исполнителя преступных приказов

учебный центр демонстрирует на примере двух биографий. Обрершарфюрер СС Кристиан Аренс был уже зрелым человеком, когда Гитлер пришел к власти. Он был солдатом Первой мировой войны, в 1932 г. вступил в нацистские охранные отряды, в 1941-1945 гг. служил в нескольких концентрационных лагерях. После пяти лет плена Аренс поселился в Бремене и только в 1968 г. был арестован и осужден. Другому преступнику, Генриху Викеру, было только 11 лет, когда прекратила свое существование Веймарская республика. В возрасте 16 лет он вступил в СС, а в декабре 1944 г., будучи уже унтерштурмфюрером СС, получил назначение на должность начальника лагеря в Мангейме-Зандхофене. Викер повинен в гибели не менее 170 заключенных во время одного из «маршей смерти» - передислокации узников концлагерей в центр Германии с целью не допустить их освобождения советскими и англоамериканскими войсками. Как сложилась судьба Викера, неизвестно. Сотрудники учебного центра предполагают, что он погиб при освобождении американскими войсками концлагеря Дахау.

Во-вторых, история открытия музея и учебного центра в Зандхофене позволяет на микроуровне проследить метаморфозы исторической памяти в Германии, начиная от краха нацизма и заканчивая современностью. 1 октября 1949 г. в здание бывшей школы, где прежде располагался концлагерь, вернулись дети. Их родители не хотели вспоминать об ужасах, творившихся здесь совсем недавно, и дали школе имя известного мангеймского педагога 1920-х гг. Густава Видеркера. На торжественной церемонии открытия никто не произнес ни слова о нацистском прошлом. В 1968 г. Центральное ведомство по расследованию нацистских преступлений занялось ужасами, творившимися в лагере Мангейм-Зандхофен. Городские власти были официально уведомлены о начале следственных действий, но не сообщили об этом жителям города. К тому времени горожане совсем забыли о том, что когда-то по соседству с ними страдали более тысячи польских узников. Только десять лет спустя городская молодежная организация Ман-гейма узнала о концлагере Зандхофен, начала собственное расследование и опубликовала материал в городской газете. 7 марта 1982 г. в память об узниках концлагеря была открыта мемориальная доска. На торжественной церемонии открытия произошел скандал. Муниципальный советник Генрих Кирш в присутствии консула ПНР, депутатов бундестага от двух ведущих партий страны ХДС и СДПГ заявил, что прошло «так много вре-

мени» после совершения нацистских злодеяний, что не следует возлагать вину на тех немцев, которые «не по своей воле» жили по соседству с концлагерем и теперь не хотят об этом вспоминать. «Почему люди, которым были навязаны все ужасы войны и тирании, должны испытывать чувство вины? Ведь они сами страдали», - заявил оратор. Присутствовавшие были поражены услышанным, многие ушли до того, как Кирш закончил говорить. Извиняясь за оратора, председатель парламентской фракции СДПГ Герхард Виддер сказал: «Нам всем стыдно». Стыдно было всем, кто пришел на церемонию, но не всем жителям Мангейма. Многие были солидарны с Киршем, ведь после открытия мемориальной доски в городе разгорелись жаркие споры о необходимости увековечения памяти узников концлагеря. Решение о создании музея и учебного центра было принято городскими властями только в октябре 1987 г., а его открытие состоялось 12 ноября 1990 г. - уже в объединенной Германии.

Задачи гражданского воспитания современных немцев решают Федеральный центр политического образования и земельные центры. В Центре политического образования федеральной земли Гессен российскую группу встречал руководитель реферата «Европа / Международная политика» Ахим Гюссген-Аква. Он пояснил, что политическое образование в ФРГ служит развитию и укреплению демократических убеждений и поведения отдельных лиц и общества в целом; земельный Центр призван координировать работу учебных заведений и учреждений внешкольного политического образования молодежи и взрослых. Он независим от политических партий, главный заказчик и главный адресат его работы - общество, конкретные люди. Формы работы Центра - обучающие игры для учеников 10-13 классов, конкурсы для школьников 6-13 классов, вечера обсуждения популярных книжных новинок и беседы с авторами книг, семинары по актуальным вопросам политики и истории. Значительное место в работе Центра уделяется информированию немцев всех поколений об истории национал-социализма. Он ведет полный указатель музеев памяти жертв национал-социализма в земле Гес-сен и поддерживает все музейные мероприятия, направленные на формирование исторической памяти. Книги в научной библиотеке Центра, доступной каждому посетителю, посвящены, главным образом, германской истории XX в. Любой желающий вправе обратиться в Центр за новыми изданиями научных и научно-популярных книг,

журналов и мультимедийных обучающих материалов. Их можно приобрести по почте за символическую плату или же явиться лично и получить бесплатно. Значительная часть изданий на бумажном и электронном носителях посвящена нацистскому прошлому. Так, во время визита российской группы Центр располагал книгами по истории национал-социализма, Второй мировой войны, Холокоста, антифашистского Сопротивления, нацистской пропаганды.

Общение с российских и немецких учителей, специалистов по работе с молодежью, обмен опытом в области использования конкретных форм и применения конкретных методов, несомненно, были полезны обеим сторонам. Знакомство российских участников форума с немецкой культурой памяти о национал-социализме, Второй мировой войне и Холокосте, соприкосновение с успехами и проблемами германских коллег, занятых в сфере формирования у подрастающего поколения демократических идеалов, ценностей и норм поведения, побуждают к новым размышлениям о путях преодоления в нашей стране наследия сталинского тоталитаризма.

Библиографический список

1. Борозняк, А. И. Жестокая память. Нацистский рейх в восприятии немцев второй половины XX и начала XXI века [Текст] / А. И. Борозняк. - М. : Политическая энциклопедия, 2014. - 352 с.

2. Динер, Д. Национал-социализм и память [Текст] / Д. Динер. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 112 с.

3. Кениг, Х. Будущее прошлого: Национал-социализм в политическом сознании ФРГ [Текст] / Х. Кениг. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - 164 с.

4. СССР и германский вопрос. 1941-1949: Документы из российских архивов. - Die UdSSR und die deutsche Frage. 1941-1949: Dokumente aus russischen Archiven : в 4-х т. - Т. IV. 18 июня 1948 г. - 5 ноября 1949 г. [Текст]. - М. : МИД РФ, 2012. - 776 с.

5. Тимофеева, Т. Ю. Россия - Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти [Текст] / Т. Ю. Тимофеева // Новая и новейшая история. -2015. - № 5. - С. 160-166.

6. Франк, А. Убежище: Дневник в письмах [Текст] / А. Франк. - М. : Рудомино, 1994. - 331 с.

7. Assmann, A. Das neue Unbehagen an der Erinnerungskultur. Eine Intervention. - München: Verlag C. H. Beck, 2013. - 231 S.

8. Kostrzenski, W. Meine Flucht. Gefangenschaft und Überleben in den Lagern Mannheim-Sandhofen,

Langenzenn und Flossenbürg 1944/45. - Mannheim: Wellhöfer Verlag, 2010. - 320 S.

9. Der „Fall Essinger". Ein Reichenbacher SS-Mann im Spannungsfeld der deutsch-französischen Kriegs- und Nachkriegspolitik. - Bensheim: Geschichtswerkstatt Geschwister Scholl, 2014. - 335 S.

10. Widmaier, B. Außerschulische politische Bildung nach 1945 - Eine Erfolgsgeschichte? // Aus Politik und Zeitgeschichte. - 2012. - Heft 46/47. - S. 9-16.

11. Widmaier, B., Steffens, G. (Hrsg.). Politische Bildung nach Auschwitz. Erinnerungsarbeit und Erinnerungskultur heute. - Schwalbach/Ts.: Wochenschau Verlag, 2015. - 192 S.

Bibliograficheskij spisok

1. Boroznjak, A. I. Zhestokaja pamjat'. Nacistskij rejh v vosprijatii nemcev vtoroj poloviny XX i nachala XXI veka [Tekst] / A. I. Boroznjak. - M. : Politicheskaja jenciklopedija, 2014. - 352 s.

2. Diner, D. Nacional-socializm i pamjat' [Tekst] / D. Diner. - M. : Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), 2010. - 112 s.

3. Kenig, H. Budushhee proshlogo: Nacional-socializm v politicheskom soznanii FRG [Tekst] / H. Kenig. - M. : Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), 2012. - 164 s.

4. SSSR i germanskij vopros. 1941-1949: Dokumenty iz rossijskih arhivov. - Die UdSSR und die deutsche Frage. 1941-1949: Dokumente aus russischen Archiven: V 4-h t. - T. IV. 18 ijunja 1948 g. - 5 nojabrja 1949 g. [Tekst]. - M. : MID RF, 2012. - 776 s.

5. Timofeeva, T. Ju. Rossija - Germanija. Vehi sovmestnoj istorii v kollektivnoj pamjati [Tekst] / T. Ju. Timofeeva // Novaja i novejshaja istorija. - 2015. -№ 5. - S. 160-166.

6. Frank, A. Ubezhishhe: Dnevnik v pis'mah [Tekst] / A. Frank. - M. : Rudomino, 1994. - 331 s.

7. Assmann, A. Das neue Unbehagen an der Erinnerungskultur. Eine Intervention. - München: Verlag C. H. Beck, 2013. - 231 S.

8. Kostrzenski, W. Meine Flucht. Gefangenschaft und Überleben in den Lagern Mannheim-Sandhofen, Langenzenn und Flossenbürg 1944/45. - Mannheim: Wellhöfer Verlag, 2010. - 320 S.

9. Der „Fall Essinger". Ein Reichenbacher SS-Mann im Spannungsfeld der deutsch-französischen Kriegs- und Nachkriegspolitik. - Bensheim: Geschichtswerkstatt Geschwister Scholl, 2014. - 335 S.

10. Widmaier, B. Außerschulische politische Bildung nach 1945 - Eine Erfolgsgeschichte? // Aus Politik und Zeitgeschichte. - 2012. - Heft 46/47. - S. 9 16.

11. Widmaier, B., Steffens, G. (Hrsg.). Politische Bildung nach Auschwitz. Erinnerungsarbeit und Erinnerungskultur heute. - Schwalbach/Ts.: Wochenschau Verlag, 2015. - 192 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.