Научная статья на тему 'ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ'

ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ / ЕДИНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ТРЕТЬЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПАКЕТА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СТРАН - ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / СУД ЕС / ENERGY SECURITY / EUROPEAN UNION / THIRD ENERGY PACKAGE / SINGLE ENERGY MARKET / IMPLEMENTATION OF THE THIRD ENERGY PACKAGE / NATIONAL LEGISLATION / EU COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестак Виктор Анатольевич, Яресько Алиса Максимовна

В статье рассматриваются правовые основы функционирования энергетического рынка Европейского Союза в контексте анализа регламентов и директив третьего энергетического пакета. Показано, что существующее законодательство ЕС нацелено на постепенную либерализацию условий для деятельности компаний как европейских стран, так и третьих государств. Вместе с тем, указанные акты, по сравнению с ранее принятыми, значительно расширяют объем прав потребителей и увеличивают зону ответственности поставщиков электроэнергии. Так же акцентировано внимание на проблемах, которые возникают в процессе имплементации данных нормативных актов на примере различных стран - членов ЕС. Основная трудность в процессе внедрения норм регламентов и директив заключается в некорректном перенесении их основных положений в национальное законодательство, что зачастую ведет к рассмотрению спорных дел в Суде ЕС. При этом существуют различные действенные механизмы, позволяющие вести досудебный диалог между институтами ЕС и государствами-нарушителями. Таким образом, в современных условиях создана прочная правовая база регулирования отношений в сфере энергопотребления и распределения энергетических ресурсов Европейского Союза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EU'S THIRD ENERGY PACKAGE AND THE PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION TO THE NATIONAL LEGISLATION OF EU MEMBERS

In the article author examines legal basics of energy cooperation in the European Union in the context of analyzing of EU Regulations and Directives in the framework of the Third Energy Package. It is shown that the existing legislation aims to progressive liberalization of proper conditions for carrying out of the activity of the European and third countries' enterprises alike. In addition, comparing with the previously adopted laws, above-mentioned Package considerably extends the scope of rights of consumers and enhances responsibility of electricity suppliers. Moreover, special attention is paid to the problem of the legislative implementation based on examples of the EU Members. The main complicated issue in terms of implementation of the norms of the Third Energy Package, is in the incorrect introducing the provisions of the Package into national legislation. This leads to hearings before the EU Court. Meanwhile, there are various mechanisms that enable to start a negotiation process between the EU institutional bodies and the countries. In the author's opinion currently, there is a solid basis of the legislative regulation of relations related to energy consumption and distribution of energy resources in the European Union

Текст научной работы на тему «ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ»

ШЕСТАК Виктор Анатольевич,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и

криминалистики МГИМО МИД России e-mail: shestak.v.a@mgimo.ru

ЯРЕСЬКО Алиса Максимовна,

студент 3-го курса МИЭП МГИМО МИД России (направление подготовки: «Международное право и юридическое обеспечение международного энергетического сотрудничества») e-mail: alisa.yaresko@gmail.com

ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ

Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы функционирования энергетического рынка Европейского Союза в контексте анализа регламентов и директив третьего энергетического пакета. Показано, что существующее законодательство ЕС нацелено на постепенную либерализацию условий для деятельности компаний как европейских стран, так и третьих государств. Вместе с тем, указанные акты, по сравнению с ранее принятыми, значительно расширяют объем прав потребителей и увеличивают зону ответственности поставщиков электроэнергии. Так же акцентировано внимание на проблемах, которые возникают в процессе имплементации данных нормативных актов на примере различных стран - членов ЕС. Основная трудность в процессе внедрения норм регламентов и директив заключается в некорректном перенесении их основных положений в национальное законодательство, что зачастую ведет к рассмотрению спорных дел в Суде ЕС. При этом существуют различные действенные механизмы, позволяющие вести досудебный диалог между институтами ЕС и государствами-нарушителями. Таким образом, в современных условиях создана прочная правовая база регулирования отношений в сфере энергопотребления и распределения энергетических ресурсов Европейского Союза.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, Европейский Союз, Третий энергетический пакет, единый энергетический рынок, имплементация Третьего энергетического пакета, законодательство стран - членов Европейского Союза, Суд ЕС.

SHESTAK Victor Anatolyevich,

Doctor of Law, associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law, criminal procedure and criminology MGIMO University

YARESKO Alisa Maksimovna,

the 3rd year student of MGIMO University (International Institute of Energy Policy and Diplomacy)

THE EU'S THIRD ENERGY PACKAGE AND THE PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION TO THE NATIONAL LEGISLATION

OF EU MEMBERS

Annotation. In the article author examines legal basics of energy cooperation in the European Union in the context of analyzing of EU Regulations and Directives in the framework of the Third Energy Package. It is shown that the existing legislation aims to progressive liberalization of proper conditions for carrying out of the activity of the European and third countries' enterprises alike. In addition, comparing with the previously adopted laws, above-mentioned Package considerably extends the scope of rights of consumers and enhances responsibility of electricity suppliers. Moreover, special attention is paid to the problem of the legislative implementation based on examples of the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

EU Members. The main complicated issue in terms of implementation of the norms of the Third Energy Package, is in the incorrect introducing the provisions of the Package into national legislation. This leads to hearings before the EU Court. Meanwhile, there are various mechanisms that enable to start a negotiation process between the EU institutional bodies and the countries. In the author's opinion currently, there is a solid basis of the legislative regulation of relations related to energy consumption and distribution of energy resources in the European Union.

Key words: energy security, European Union, Third Energy Package, single energy market, implementation of the Third Energy Package, national legislation, the EU Court.

В современных условиях формирование единого европейского энергетического рынка является приоритетной целью для Европейского Союза. Наличие прочной законодательной базы для полноценного функционирования энергетического пространства - неотъемлемая часть обеспечения безопасности европейского региона с точки зрения как инфраструктуры, так и производства энергоносителей.

В современных условиях формирование единого европейского энергетического рынка является приоритетной целью для Европейского Союза. Наличие прочной законодательной базы для полноценного функционирования энергетического пространства - неотъемлемая часть обеспечения безопасности европейского региона с точки зрения как инфраструктуры, так и производства энергоносителей.

Июль 2009 г. ознаменовался масштабным событием в мире законодательства в энергетической сфере. Тогда были приняты пять знаменательных документов - две директивы и три регламента - позже их совокупность была названа - Третий энергетический пакет (далее -ТЭП) [7; 8; 17; 18; 19]. Не менее важна в этой связи календарная дата 3 марта 2011 г. - дата окончания процесса имплементации в национальное законодательство положений соответствующих документов (применительно к директивам), за исключением некоторых статей, например ст. 49, 54 Директивы 2009/72/ЕС.

Оговоримся, что целью данной работы не является рассмотрение процесса либерализации, начавшего еще в 1997 г., - года принятия т.н. Первой Энергетической Директивы, основной акцент будет сделан на ТЭП как на совокупности документов, определяющей качественно новый этап развития внутреннего энергетического рынка.

ТЭП предусматривает новые требования, по сравнению с положениями Второго Энергетического Пакета, касающимися выделения сетевого бизнеса независимых компаний с автономным руководством, принципов независимости и определения полномочий национальных властей, функционирования рынка розничной тор-

говли с расширенной защитой потребителя. В частности, регламенты устанавливают детальные правила в отношении определения ключевых принципов функционирования рынка, таких как доступ третьих стран на недискриминационной основе, прозрачность поставок электроэнергии, четкие правила управления энергоресурсами.

Известно, что единство любой системы, а тем более рынка энергетики, обуславливается наличием единого органа управления, где сосредоточены важнейшие координационные и контрольные функции. Таким органом стало Агентство по сотрудничеству регулирующих органов в сфере энергетики (далее - Агентство)1. Это является существенной новеллой, предусмотренная Регламентом 713, однако отдаленный прообраз Агентства существовал и до этого. В Преамбуле Регламента указывается, что решением Европейской Комиссии 2003/796/ЕС от 2003 г. была учреждена Европейская группа регуляторов по электроэнергетике и газу. Это была независимая консультативная экспертная группа, которая содействовала проведению консультаций, взаимодействию между регуляторами государств-членов. Несмотря на позитивный вклад данной Группы в развитие и совершенствование единого энергетического рынка, государства признали, что добровольное сотрудничество стран-участниц должно быть оформлено в виде определенной структуры с четко определенной компетенцией и полномочиями по принятию индивидуальных административных актов. Отметим, что деятельность Агентства и его подразделений регулируется не только названным Регламентом, но и Регламентом от 2011 г. (далее - Регламент) [20].

Согласно ст. 5 гл. 2 Регламента общими задачами Агентства являются представлять мнения и давать рекомендации Европейскому Парламенту, Совету или Комиссии по их запросу по вопросам, связанным с целью учреждения Агентства - обеспечение согласованного, гармонизированного и добросовестного взаимодействия между национальными исполнительными

1 The Agency for the Cooperation of Energy Regulators (англ.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

органами - регуляторами и регулирование деятельности Европейских сетей операторов систем транспортировки газа1 и электроэнергии2. Согласно ст. 6, 8, 9 Регламента (ЕС) N0 715/2009 указанные объединения (Европейские сети) также сформировались в результате принятия ТЭП, и операторы в их рамках имеют полномочия по разработке общих стандартов безопасности, коммерческих и технических кодексов; основные же полномочия двух объединений заключаются в принятии общеевропейского 10-летнего плана сетевого развития и разработке на основе указаний Агентства трансграничных сетевых кодексов (последние должны быть утверждены Еврокомиссией). Примечательно, что полный список таких Европейских сетей опубликован в Официальном Вестнике ЕС.

Чтобы понять реальный вклад Агентства в формирование единого энергетического пространства, кратко охарактеризуем статус актов, которые оно выносит. Согласно ст. 4, 6, 7, 8 Регламента Агентство уполномочено:

• представлять мнения и давать рекомендации системным операторам по транспортировке, национальным регуляторам;

• принимать индивидуальные решения в определенных Регламентом случаях, а именно - в отношении национальных регуляторов поднимать вопрос перед Комиссией о необходимости принятия обязательных решений, если Агентство посчитает это необходимым;

• представлять Комиссии необязательный рамочный документ Комиссии по вопросам взаимодействия национальных и европейских регуляторов;

• определять в своих актах условия права доступа и оперативной безопасности в отношении трансграничной энергетической инфраструктуры, но только по запросу национальных регуляторов в случае, если последние не придут к соглашению по таким условиям в течение 6 месяцев, а также по совместному запросу уполномоченных исполнительных органов-регуляторов;

• принимать решения по оценке сетевых кодексов национальных энергетических регуляторов для последующего утверждения их Комиссией - без положительной

1 European Network of Transmission System Operators for Electricity (англ.).

2 European Network of Transmission System Operators for Gas (англ.).

оценки Агентства сетевые кодексы не будут одобрены Комиссией;

• разрешать споры и выносить обязательные решения по спорам трансграничной транспортировки энергии;

• принимать иные акты, строго указанные в Регламенте.

В целом мы видим, что акты Агентства носят по природе своей рекомендательный характер, и их перечень указывается исчерпывающим образом. Однако в определенных установленных случаях оно вправе выносить обязательные решения и, следовательно, играет одну из ключевых ролей, в том числе, в формировании национального энергетического законодательства государств-членов. Так, вышеупомянутый 10-летний план сетевого развития носит необязательный характер, но государства обязаны принимать обязательные к исполнению инвестиционные планы с учетом общеевропейского. Очевидно, что данный орган не подменяет собой национальные компетентные органы, но призвано контролировать их согласованные действия и единую энергетическую политику. Агентство является независимым, в том числе, это проявляется в его финансировании из Бюджета ЕС и факта формирования Административного совета (постоянно действующий орган управления) институтами ЕС, что закреплено в ст. 12 гл. 3 Регламента. Рассмотрение структуры Агентства выходит за пределы исследования, поэтому авторы ограничиваются краткой характеристикой статуса решений этого органа в контексте появления общей культуры регулирования [1, с. 59], что отвечает целям работы.

Анализируя электроэнергетическую

Директиву 2009/72/ЕС (далее - Директива), необходимо уточнить, что в основном она базирует свои положения на решениях и директивах 2003 г. (No 1229/2003/ЕС) в контексте ликвидации монопольного регулирования и структуры рынка и разделения вертикально интегрированных компаний (далее - ВИК) (имеется в виду разделение специализации по добыче/производству и транспортировке). Так, само разделение произошло уже в 2004 - 2007 гг. [3]. ТЭП же ввел понятие и процесс обязательного разделения собственности (ownership unbundling - общее название и одновременно название одной из форм разделения) в целях создания эффективного инструмента для привлечения инвестиций в энергетическую инфраструктуру на недискриминационной основе, справедливого доступа к сетям новых участников рынка и продвижения принципа транспарентности рыночных отношений (п. 11 Преамбулы Директивы). Подчеркнем,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

что государство-член вправе само выбирать подходящую для него форму разделения. Появилось, таким образом, три формы разделения, согласно ст. 9, 12, 14, 17 Директивы:

• оwnership unbundling — лишает права компаний одновременно заниматься производством и транспортировкой электроэнергии и газа и иметь в собственности трубопроводы, которые передаются в собственность независимой компании. ВИК, чтобы сохранить влияние на процессы транспортировки и производства, в таком случае должна разделиться на компании с различными собственниками, но едиными интересами;

• independent system operator — предусматривает возможность сохранения собственности на трубопроводы у компании, занимающейся добычей, но налагает запрет на ее участие в управлении сетями по транспортировке энергии - такое управление на договорной основе передаётся независимым системным операторам (Independent System Operator) - тем самым фактически упраздняется вертикальная интеграция;

• legal unbundling вводит нового субъекта управления сетями - юридически независимую компанию с автономным руководством (ITO — Independent Transmission Operator), при этом производитель и поставщик/транспортировщик энергии оставляет за собой право собственности и право получать доход от деятельности такой независимой компании [2]. Особое внимание в Директиве уделяется

доступу к энергии наиболее уязвимых слоев населения и налагаются обязательства на членов по принятию мер по обеспечению энергии их на недискриминационной основе и предотвращению отключения их от сетей в чрезвычайных обстоятельствах; inter alia государства должны отражать в своих национальных планах развития положения, которые нацелены на ликвидацию «энергетической бедности».

В отношении генерации энергии члены ЕС должны определить критерии строительства источников генерирующих мощностей на своей территории, учитывая безопасность и охрану сетей, необходимость защиты общественного здоровья, вклад, сделанный по реализации целей «20-20-20» Европейской Комиссии [4].

Уточнен (по сравнению с Первым и Вторым Энергопакетом) принцип доступа третьих лиц к сетям (далее - ДТС) - особенно это важно для формирования концепта реализации права

потребителя на выбор поставщика энергии. В частности, право доступа гарантирует энергетическим игрокам использовать сети, которые принадлежат другим компаниям, в целях транспортировки, доставки и торговли энергопродуктами. Кроме того, без такого права производители энергии не могли бы достичь конечного потребителя и не смогли бы осуществлять торговлю из-за отсутствия альтернативных сетей. Согласно ст. 2 Директивы права ДТС не являются автономно действующими, так как они принадлежат, в том числе, и правомочным потребителям1. ДТС подразделяется на регулируемый и договорный доступ. Первый Энергопакет предусматривал их статус как равных альтернативных вариантов для компаний. ТЭП обязал компании с разделенной собственностью предоставлять регулируемый доступ, что не исключает использование и договорного [9, с. 29].

Проведя обзор основных нововведений и уточнений Третьего Энергетического Пакета, можно сделать вполне закономерный вывод: европейский законодатель сделал упор на расширение прав как потребителей, так и поставщиков энергии. При этом учреждены новые структуры, в том числе, Агентство по сотрудничеству регулирующих органов в сфере энергетики, для обеспечения эффективного взаимодействия между национальными органами власти в свете их компетенции в энергетической сфере. Совокупность документов ТЭП нацелена на создание благоприятной среды для конкуренции внутри энергорынка и формирование действительно единого энергетического пространства.

Насколъко эффективно действует ТЭП на практике и каковы существуют ключевые проблемы при его соблюдении? Проведя краткий анализ существующего положения, можно прийти к заключению, что таковыми являются:

• проблема имплементации норм и положений ТЭП в национальное законодательство;

• проблема соблюдения ТЭП как такового после внедрения в национальное законодательство его норм и положений (несоблюдение или ненадлежащее соблюдение);

Для начала целесообразно, осветить общие положения процедуры, которая инициируется

1 Eligible customers (англ.). Определение такого потребителя дано в п. 12 ст.

2 Директивы: это потребитель, который имеет право свободно потреблять энергию от поставщика по своему выбору

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

Комиссией при выявлении нарушения европейских законодательных правоположений.

В случае если возможное нарушение выявляется Комиссией посредством ее оценки или по запросу иной заинтересованной стороны, и это нарушение не относится к «неимплементации» Директивы, то применяется порядок, предусмотренный в EU Pilot Project - это неформальный диалог между Комиссией и государством в целях проведения переговоров по спорному вопросу и достижения компромисса на основе духа сотрудничества и кооперации. Если переговоры по проблеме решены и достигнут положительный результат, то процедура по нарушению законодательства ЕС не открывается, если нет, т.е. было выявлено, что серьезное нарушение имело место - происходит обратное. В последнем случае в соответствии со ст. 258 Договора о функционировании ЕС (далее - ДФЕС) Комиссия сначала направляет члену ЕС мотивированное заключение, дав при этом ему возможность направить свои замечания и объяснения, по общему правилу, в течение двух месяцев. После получения ответа Комиссия вправе прекратить процедуру против государства, если последнее предоставит доказательства приведения в соответствие своего законодательства согласно заключению, равным образом Комиссия может обратиться в Суд ЕС. Если же государство не исполнит судебное решение, обычно налагающее обязательство по уплате фиксированной суммы штрафа или пени [6], то Комиссия направляет формальное уведомление государству во исполнение ст. 260 ДФЕС, и состоится вторая передача (second referral) дела в Суд ЕС. Примечательно, что «энергетические дела» -первая большая группа дел, которая попадала под действие ст. 260 ДФЕС, введённой в 2011 г. [5].

К моменту окончания срока (3 марта 2011 г.), установленного для имплементации Дирек-тив1, ни одна (! - выделено авторами) страна не выполнила обязательства по гармонизации национального законодательства согласно Директивам. Следовательно, в сентябре и ноябре 2011 г. Комиссия инициировала в общей сложности 38 процедур против 19 государств в связи с непредоставлением отчета Комиссии по принятию мер приведения законодательства согласно ТЭП или исполнением своих обязательств лишь частично [16, с. 696]. Инициация таких процедур возымела свое действие, и в течение 2012 и

1 Под Директивами здесь и далее будут пониматься Директива 2009/72/ЕС по электроэнергетике и Директива 2009/73/ЕС по газу (составные части ТЭП).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

2013 гг. большинство государств полностью исполнили вышеуказанные обязательства. Однако все равно оставались государства, которые не прислушались к решениям Комиссии. Уже в апреле 2012 г. Комиссия направила 8 мотивированных заключений пяти странам -Финляндии, Швеции, Соединенному Королевству - за неисполнение обязательств в отношении Директив, Австрии и Эстонии - в отношении газовой Директивы [15]. Более того, в июне 2012 г. мотивированные заключения были направлены Ирландии, Словении и Польше [14]. С января 2013 г. по февраль 2014 г. Комиссия обращалась в Суд ЕС по поводу частичной импле-ментации Директив такими государствами, как Болгария, Эстония, Соединенное Королевство [10], Румыния [13], Ирландия [12]. В итоге, 15 дел были направлены в Суд ЕС: например, дела C-598/12 Commission v. Poland, C-111/13 Commission v. Finland, C-217/14 Commission v. Ireland. К сожалению, 2014 год - это не год последнего обращения Комиссии в Суд ЕС по указанным выше вопросам. Даже сейчас, спустя восемь лет после истечения срока для имплемен-тации директив, государства не принимают должных мер по их внедрению. Так, 19 июля 2018 г. Европейская Комиссия передала дела в отношении Германии и Венгрии в Суд ЕС в связи с частичной или ненадлежащей имплемента-цией директив в свое национальное законодательство [11] (дела находятся на стадии рассмотрения Судом ЕС). Мы остановимся на этих делах более подробно, чтобы понять, какие положения Директив вызывают больше затруднений при их «переносе».

Пресс-релиз Комиссии указывает, что Федеративная Республика Германия не обеспечивает полного соблюдения всех правил, касающихся полномочий и независимости национальных регулирующих органов. В частности, утверждается, что регуляторы не пользуются всем спектром дискреционных прав по установлению сетевых тарифов и других условий в целях доступа к сетям и сбалансированному рынку энергетических услуг, так как большинство составных частей тарифов и условий регулируются по большей части в детальных правилах, принятых Федеральным Правительством. Кроме того, Германия некорректно перенесла в национальное право требования директив по независимым компаниям с автономным руководством и модели разделения собственности. К примеру, принципы независимости персонала и управления в таких компаниях не соблюдаются, как это предусмотрено документами, и дефиниция вертикально интегрированных структур

исключает их деятельность за пределами ЕС. Заметим, что мотивированное заключение государство было направлено еще в апреле 2016 г. Очевидно, с этой даты Германия не предприняла никаких мер.

Что касается дела Венгрии, то здесь проблемы вызваны установлением энергетических сетевых тарифов. Венгрия полностью имплемен-тировала положения ТЭП, но после ad hoc оценки Комиссией законодательства страны обнаружилось, что венгерское право исключило некоторые виды затрат из формулы расчета энергетических и газовых тарифов в нарушение принципа возврата издержек (cost-recovery tariffs), установленных директивами; не до конца введен перечень полномочий национальных регулирующих органов; игнорирование принципа «vulnerable consumers», наличие неопределенности процессуальных правил по подаче жалоб потребителей. Так же Комиссия обнаружила факт наличия поправок, которые нарушают право рыночных операторов на судебный контроль (пересмотр) решений национальных регуляторов по тарифам. Если в случае с Германией, Комиссия направляла одно мотивированное заключение, то Венгрия получила два таких заключения - в 2016 и в 2017 гг. соответственно.

Мы видим, что в основном проблемы возникают при соотношении национального законодательство и важнейших нововведений, связанных с концептом ownership unbundling, обеспечения прав потребителей и вертикально интегрированных структур. Таким образом, энергетическое законодательство ЕС закрепило достаточно эффективные механизмы согласованности действия участников энергорынка, взаимодействия компаний по транспортировке, добыче и доставки энергии, защиты прав потребителей и т.п. Однако de facto функционирование отдельных положений не представляется возможным - и это вина не самого законодателя ЕС, но государств-членов, которые обязались соблюдать акты, принятые ЕС. Чем обусловлено их такое поведение? Достаточно ли нормативного регулирования в энергетической сфере именно на уровне Союза? Ответ на первый вопрос всегда кроется во внутренних государственных причинах, политической обстановке, правовой культуры правительства и должностных лиц. Ответ на второй вопрос: однозначно «да, достаточно». Естественно, со временем будет необходимо принятие других документов, подпадающих под существующие реалии, но на данный момент сфера энергетики урегулирована подробнейшим образом, в том числе, и актами, не имеющими обязательной силы, но имеющими важ-

ное стратегическое значение в политике ЕС: от вопросов по установлению нормы минимальных запасов нефти в государствах-членах до регулирования целей достижения к 2050 г. минимального выброса С02 в атмосферу и правил обращения с энергоотходами. Кажется, нет области, где энергетика не нашла свое отражение. Теперь стоит задача перед государствами - обеспечить на своей территории действие принципов и норм законодательства ЕС.

В завершение своей работы приведем слова Комиссара Европейской Комиссии по изменению климата и энергетике М. Канете "Weplan to speed up the building of cables that unite the market physically, and codes that connect it technically. This will make our market a haven for friendly investors; and a hazard for monopolistic bullies." В них прямо отражены главные цели Европейского Союза для устойчивого развития энергетического сектора в условиях современности.

Список литературы:

[1] Гудков И.В. Третий энергетический пакет Европейского Союза / / Нефть, газ и право. - 2010. - № 3. - С. 59.

[2] Двенадцатова Т.А. О перспективах борьбы Газпрома с Третьим энергопакетом: спасет ли ВТО? [Электронный ресурс] // Zakon.ru. URL: https://zakon.ru/blog/2014/6/10/o_ perspektivax_borby_gazproma_s_tretim_ energopaketom_spaset_li_vto (дата обращения: 14.04.2019).

[3] Кавешников Н.Ю. Развитие энергетического пространства Европейского Союза / Н.Ю. Кавешников // Политическая наука: науч. журн. - 2014. - № 2. - С. 65 - 89.

[4] Communication from the Commission -Energy efficiency: delivering the 20% target? [Электронный ресурс] / / EUR-Lex. URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex:52008DC0772 (дата обращения: 14.04.2019).

[5] Communication from the Commission — Implementation of Article 260(3) of the Treaty // OJ C 12, 15.1.2011, p. 1-5.

[6] Communication from the Commission — Updating of data used to calculate lump sum and penalty payments to be proposed by the Commission to the Court of Justice in infringement proceedings // OJ C 340, 24.9.2018, p. 2-4.

[7] Directive 2009/72/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC // OJ L 211, 14.8.2009, p. 55-93.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

[8] Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC // OJ L 211, 14.8.2009, p. 94-136.

[9] Graper F. and Schoser C., 'Third Party Access' in C. Jones (eds.) The Internal Energy Market: The Third Liberalisation Package (Leuven: Claeys & Casteels, 2010).

[10] Internal energy market: Commission refers Bulgaria, Estonia and the United Kingdom to Court for failing to fully transpose EU rules [Электронный ресурс] // European Commission. Press Release Database. URL: http://europa.eu/ rapid/press-release_IP-13-42_en.htm (дата обращения: 14.04.2019).

[11] Internal energy market: Commission refers Germany and Hungary to Court for failing to transpose EU rules [Электронный ресурс] // European Commission. Press Release Database. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_ IP-18-4487_en.htm (дата обращения: 14.04.2019).

[12] Internal energy market: Commission refers Ireland to Court for failing to transpose EU rules [Электронный ресурс] // European Commission. Press Release Database. URL: http:// europa.eu/rapid/press-release_IP-14-155_en.htm (дата обращения: 14.04.2019).

[13] Internal energy market: Commission refers Romania to Court for failing to fully transpose EU rules [Электронный ресурс] // European Commission. Press Release Database. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_ IP-13-260_en.htm?locale=en (дата обращения: 14.04.2019).

[14] Internal energy market: national legislation in 3 Member States is still not fully in line with EU rules [Электронный ресурс] // European Commission. Press Release Database. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_ IP-12-639_en.htm?locale=EN (дата обращения: 14.04.2019).

[15] Internal energy market: national legislation in 5 Member States is still not fully in line with EU rules [Электронный ресурс] // European Commission. Press Release Database. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_ IP-12-410_en.htm?locale=EN (дата обращения: 14.04.2019).

[16] Jones, Christopher. EU Energy Law. Vol. Fourth edition, Claeys & Casteels Publishing, 2016.

[17] Regulation (EC) No 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

of Energy Regulators // OJ L 211, 14.8.2009, p. 1-14.

[18] Regulation (EC) No 714/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the network for cross-border exchanges in electricity // OJ L 211, 14.8.2009, p. 15-35.

[19] Regulation (EC) No 715/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the natural gas transmission networks and repealing Regulation (EC) No 1775/2005 // OJ L 211, 14.8.2009, p. 36-54.

[20] Regulation (EU) No 1227/2011 of the European Parliament and of the Council of 25 October 2011 on wholesale energy market integrity and transparency // OJ L 326, 8.12.2011, p. 1-16.

Spisok literatury:

[1] Gudkov I.V. Tretij energeticheskij paket Evropejskogo Soyuza // Neft', gaz i pravo. - 2010. - № 3. - S. 59.

[2] Dvenadcatova T.A. O perspektivah bor'by Gazproma s Tret'im energopaketom: spaset li VTO? [Elektronnyj resurs] // Zakon.ru. URL: https://zakon.ru/blog/2014/6Z10/o_perspekti-vax_borby_gazproma_s_tretim_energopaketom_ spaset_li_vto (data obrashcheniya: 14.04.2019).

[3] Kaveshnikov N.Yu. Razvitie energetich-eskogo prostranstva Evropejskogo Soyuza / N.Yu. Kaveshnikov // Politicheskaya nauka: nauch. zhurn. - 2014. - № 2. - S. 65 - 89.

[4] Communication from the Commission -Energy efficiency: delivering the 20% target? [Elektronnyj resurs] // EUR-Lex. URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex:52008DC0772 (data obrash-cheniya: 14.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Communication from the Commission — Implementation of Article 260(3) of the Treaty // OJ C 12, 15.1.2011, p. 1-5.

[6] Communication from the Commission — Updating of data used to calculate lump sum and penalty payments to be proposed by the Commission to the Court of Justice in infringement proceedings // OJ C 340, 24.9.2018, p. 2-4.

[7] Directive 2009/72/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC // OJ L 211, 14.8.2009, p. 55-93.

[8] Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC // OJ L 211, 14.8.2009, p. 94-136.

[9] Graper F. and Schoser C., 'Third Party Access' in C. Jones (eds.) The Internal Energy Market: The Third Liberalisation Package (Leuven: Claeys & Casteels, 2010).

[10] Internal energy market: Commission refers Bulgaria, Estonia and the United Kingdom to Court for failing to fully transpose EU rules [Elektronnyj resurs] // European Commission. Press Release Database. URL: http://europa.eu/ rapid/press-release_IP-13-42_en.htm (data obrashcheniya: 14.04.2019).

[11] Internal energy market: Commission refers Germany and Hungary to Court for failing to transpose EU rules [Elektronnyj resurs] // European Commission. Press Release Database. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-4487_en.htm (data obrashcheniya: 14.04.2019).

[12] Internal energy market: Commission refers Ireland to Court for failing to transpose EU rules [Elektronnyj resurs] // European Commission. Press Release Database. URL: http://europa. eu/rapid/press-release_IP-14-155_en.htm (data obrashcheniya: 14.04.2019).

[13] Internal energy market: Commission refers Romania to Court for failing to fully transpose EU rules [Elektronnyj resurs] // European Commission. Press Release Database. URL: http:// europa.eu/rapid/press-release_IP-13-260_en. htm?locale=en (data obrashcheniya: 14.04.2019).

[14] Internal energy market: national legislation in 3 Member States is still not fully in line with EU rules [Elektronnyj resurs] // European Commission. Press Release Database. URL: http://

europa.eu/rapid/press-release_IP-12-639_en. htm?locale=EN (data obrashcheniya: 14.04.2019).

[15] Internal energy market: national legislation in 5 Member States is still not fully in line with EU rules [Elektronnyj resurs] // European Commission. Press Release Database. URL: http:// europa.eu/rapid/press-release_IP-12-410_en. htm?locale=EN (data obrashcheniya: 14.04.2019).

[16] Jones, Christopher. EU Energy Law. Vol. Fourth edition, Claeys & Casteels Publishing, 2016.

[17] Regulation (EC) No 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators // OJ L 211, 14.8.2009, p. 1-14.

[18] Regulation (EC) No 714/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the network for cross-border exchanges in electricity // OJ L 211, 14.8.2009, p. 15-35.

[19] Regulation (EC) No 715/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the natural gas transmission networks and repealing Regulation (EC) No 1775/2005 // OJ L 211, 14.8.2009, p. 36-54.

[20] Regulation (EU) No 1227/2011 of the European Parliament and of the Council of 25 October 2011 on wholesale energy market integrity and transparency // OJ L 326, 8.12.2011, p. 1-16.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.