Научная статья на тему 'Эволюция энергетической политики Европейского союза'

Эволюция энергетической политики Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
868
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ГАЗОВАЯ ДИРЕКТИВА / ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Е. А.

Принятие Третьего энергетического пакета кардинальным образом изменило структуру европейского газового рынка, меняя роли и компетенции действующих акторов. Новая энергетическая модель Европейского союза фактически заново создала рыночную среду, которая требует адаптации как для стран, входящих в Европейский союз, так и за его пределами. В данной работе автором рассматривается эволюция энергетического законодательства ЕС и его главные механизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция энергетической политики Европейского союза»

Эволюция энергетической политики Европейского Союза

Исаева Елена Андреевна

аспирант факультета «Международный Энергетический Бизнес», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

Принятие Третьего энергетического пакета кардинальным образом изменило структуру европейского газового рынка, меняя роли и компетенции действующих акторов. Новая энергетическая модель Европейского союза фактически заново создала рыночную среду, которая требует адаптации как для стран, входящих в Европейский союз, так и за его пределами. В данной работе автором рассматривается эволюция энергетического законодательства ЕС и его главные механизмы. Ключевые слова: природный газ, газовая директива, третий энергетический пакет, либерализация, интеграция.

Европейский союз (далее ЕС) уже давно пытается создать единый либерализованный газовый рынок в своих границах. Этот процесс, который можно проследить с 1988 года, был чрезвычайно медленным, главным образом из-за того, что ни основополагающий договор Европейского экономического сообщества (Римский договор о создании ЕЭС - 1957 г.), ни Маастрихтский договор (Договор о создании Европейского союза - 1992 г.) не предоставляли компетенции развивать энергетическую политику. Следовательно, любые законодательные акты, которые могли быть истолкованы как попытка разработать такую политику, рисковали быть воспринятыми странами-членами ЕС как нелегитимные. Это объясняет многолетние стремления Европейского Сообщества (далее Сообщество) к созданию единого регулятора в энергетическом секторе, которая материализовалась только 1 декабря 2009 года, когда был ратифицирован Лиссабонский договор.1

Однако, еще до принятия Лиссабонского договора, Сообщество старалось расширить свою «энергетическую нормативную базу», используя законодательства ЕС о конкуренции и экологической политике с целью развития Единого внутреннего рынка ЕС (далее ЕВР).

Исторически, предоставлением энергии европейским потребителям занимались вертикально интегрированные компании (далее ВИК), как правило, находящиеся под контролем государства. Им предоставлялось монопольное право на производство, передачу электроэнергии, тепла и газа по сетям и продажу их конечным потребителям в обмен на обязанность обеспечить бесперебойность такого снабжения по разумным ценам (не всегда рыночным и одинаковым для всех). Однако, со временем пришло понимание того, что энергия является специфическим, но все же товаром, и должна вращаться на товарном рынке исходя из законов конкуренции. Главной проблемой обеспечения здоровой конкуренции было то, что национальные энергетические монополисты не допускали операторов других государств -

х

X

о

го А с.

X

го m

о

Научный руководитель: д.э.н., проф. Г.О. Халова

«Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community). Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

ю

М О

to

а>

о

CS

№ Ol

О Ш

m х

<

m о x

X

членов ЕС на свой внутренний рынок. Это вело к фрагментарности и нарушению базовых принципов функционирования общего рынка ЕС. Поэтому Еврокомиссия начала усиленно продвигать идею создания в Европе единого, открытого и конкурентного энергетического рынка.

Объединив вопросы, связанные с развитием ЕВР с вопросами, связанными с энергетикой, стало возможным принять законы, затрагивающие энергетические сектора государств-членов ЕС. Вклад внес закон «О единой Европе» (Single European Act - SEA) 1987 года, в котором была введена процедура голосования по принципу квалифицированного большинства по вопросам, связанным с разработкой ЕВР. Благодаря нему, Сообщество смогло принять юридически обязательные меры, влияющие на энергетический сектор ЕС без единодушного согласия государств-членов.

Рассматривая энергию как товар и применяя принцип квалифицированного большинства, Сообщество приняло следующие документы о газе:

• Директива о транзите газа 1991 года;

• Первая газовая директива 1998 года;

• Вторая газовая директива 2003 года;

• Директива о безопасности снабжения, 2004 г.

• Положение о газе №1775, 2005 г.

Вклад этих документов в создание единого газового рынка был медленным и ограниченным. Директива о транзите газа была в значительной степени процедурным документом из-за неспособности стран ЕС согласовать сторонний доступ к трубопроводам. Она не содержала каких-либо положений о транзитных тарифах, пропускной способности или процедурах управления перегрузками. Первая Газовая Директива, работающая параллельно с Директивой о Транзите Газа, содержала лишь общие требования о хранении, распределении и поставке газа. Она также затрагивала правила организации газопроводных систем. Однако, с главную цель - обеспечение открытого доступа на газовый рынок, не выполнила. Исходя из этого, оба документа были отменены Второй Газовой Директивой, призванной увеличить конкуренцию между поставщиками газа и снизить цены на энергоресурсы. В связи с поставленными целями были приняты следующие либерализационные меры:

- открытие национальных рынков (благодаря отмене исключительных экспортно-импортных прав);

- реформирование ВИК (путем юридического обособления управляющих транспортной сетью и распределительной сетью - Глава III-IV)

- обеспечение обязательного доступа третьих сторон к энергетической инфраструктуре ЕС (Глава VI: Организация доступа к сети).

При этом доступ третьих стран к газопроводам был урегулирован на основе тарифов (или методологий), одобренных национальными регулирующи-

ми органами. Однако, ни Вторая Газовая Директива, ни Положение о газе №1775 не предписывали конкретной модели тарификации. Несмотря на то, что в Положении о газе №1775 устанавливаются требования, обязывающие тарифы быть прозрачными, отражать фактические затраты оператора; способствовать эффективной торговле и конкуренции на рынке газа (см. Параграф 3 Положения), это не сделало методологию конкретной.

Тем не менее результатом принятых мер стали определенные положительные изменения в конкурентной среде. Повысилась гибкость контрактов, начали формироваться торговые площадки (хабы), на которых стали заключать спото-вые сделки купли-продажи энергии, возникла так называемая конкуренция газа с газом.

Однако расследование, проведенное в 2005 году Генеральным директоратом по вопросам конкуренции при Европейской комиссии, показало, что либерализация энергетического сектора прошла не столь эффективно, как планировалось. Вторая газовая директива и Постановление 1775 не обеспечивали необходимых основ для достижения цели конкурентного и прозрачного внутреннего газового рынка. Главными поставщиками газа на рынок ЕС так и остались ранее господствующие вертикально интегрированные компании, а цены на энергоресурсы не уменьшились. Главной причиной являлось так называемое «контрактное несоответствие», т.е. несоответствие между продолжительностью/объемом контракта на поставку газа и контрактом на доступ к трубе. Его появление стало предсказуемым итогом целенаправленно проводимой политики ЕС по разделению бизнеса поставки газа и бизнеса его транспортировки.

Это исследование также продемонстрировало, что законодательство ЕС о конкуренции не предоставляет достаточных способов для изменения тех положений в уже существующих долгосрочных контрактах, которые несовместимы с новым регулированием. Таким образом, отчет показал, что доступ к транзитным трубопроводам, загруженность сетей и прозрачность доступа к ним не может решаться исключительно посредством применения законодательства о конкуренции. Поэтому Европейская Комиссия приняла принципиально новый подход, направленный на изменение архитектуры газового рынка ЕС. Новая модель должна быть построена по принципу совокупности рыночных зон. Эти рыночные зоны формируются в виде «бассейнов», соединенных друг с другом трубопроводами-интерконнекторами. Отказавшись от доминирования вертикально интегрированных компаний, одновременно занимающиеся поставками, производством и транспортировкой энергоресурсов, ЕС переходит к структуре, где транспортировка отделена от поставок и производства. При этом Еврокомис-сия руководствовалась так называемым Gas Target

Model (GTM) - не имеющим обязательной юридической силы политическим документом, разработанным европейскими регулирующими органами, -который отражает их видение того, как рынки должны развиваться. Согласно этому документу необходимо:

- Укрепить существующие газовые рынки внутри ЕС, структурируя их как зоны входа-выхода, где входная мощность назначается отдельно от пропускной способности, так что любой газ, поступающий в зону может быть доставлен к любой точке выхода в этой зоне. И каждая зона должна иметь свою собственную физическую или виртуальную торговую точку или газотранспортный узел.

- Соединить эти вновь созданные внутренние рынки друг с другом с помощью адекватных механизмов распределения пропускной способности (Capacity Allocation Mechanisms (CAM)) и процедур управления перегрузками (Congestion Management Procédures (CMP)).

- Обеспечить безопасность поставок и стабильные инвестиционные потоки на эти рынки путем создания достаточного количества новых мощностей.

В связи с этим, в июле 2009 года Европейская Комиссия приняла Третий энергетический пакет (далее - ТЭП), состоящий из пяти документов:

• Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики;

• Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов;

• Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу);

• Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии;

• Директива (ЕС) № 73/2009 (Третья газовая директива) о внутреннем рынке природного газа.

Рассмотрим отдельно три из вышеперечисленных документов (Директива 73, Регламенты 713 и 715). Они касаются непосредственно газового сектора и вводят несколько принципиально новых элементов, объявляя о создании новой архитектуры газового рынка.

Третья газовая директива установила следующие требования:

• Разделение газотранспортной системы и операторов газотранспортной системы (далее ОГС) 1 в различных моделях, таких как:

1 «оператор газотранспортной системы» означает физ. или юр. лицо, которое осуществляет функцию транспортировки и отвечает за функционирование, обеспечение технического обслуживания и, в случае необходимости, развитие газотранспортной системы в определенном регионе и там, где это применимо, за ее соединение с другими системами, и за обеспечение долгосрочной возможности системы отвечать разумным требованиям о транспортировке газа; (Третья газовая директива)

- Имущественно-правовое разделение собственности (Ownership Unbundling - OU). Приоритетная и самая жесткая модель разделения бизнеса. Главным условием является запрет одному и тому же лицу контроля и осуществления любых прав по отношению к оператору газотранспортных сетей и одновременного контроля предприятия по производству/реализации энергии. При том под понятием «любые права» подразумевается:

- полномочие участвовать в голосовании;

- полномочие назначать членов наблюдательного совета и совета правления;

- полномочие по владению контрольного пакета акций.

- Модель независимого системного оператора (Independent System Operator - ISO). Согласно этой модели, государство-член ЕС одобряет и назначает оператора системы, владеющего активами и принадлежащего ВИК. При этом кандидат должен соблюдать особые условия, гарантирующие его независимость и надежность. Оператор обязан доказать, что обладает требуемыми финансовыми, техническими и кадровыми ресурсами. Полномочия владельца такого системного оператора сводятся только лишь до необходимого инвестирования, одобренного самим оператором и законодательным органом.

В связи с большим количеством регуляторов, модель не нашла большого одобрения ни у стран ЕС ни у газовых предприятий. На сегодняшний день только в Австрии функционирует единственный системный оператор газопроводов - TAG.

- Модель независимого оператора газотранспортной системы (Independent Transmission Operators - ITO). Согласно этой модели, оператор сети должен обеспечить свою полную независимость и автономность, при это оставаясь частью ВИК. То есть помимо обособленного ведения и предоставления в регулирующие органы отчетности, оператор не должен располагаться в одном помещении с ВИК, использовать одни и те же трудовые ресурсы, охранные и компьютерные системы, телефонные сети и т.п. Оператору полностью запрещено пользоваться брендом ВИК, а также обращаться в компанию за любыми услугами. Однако сам оператор в праве оказывать услуги ВИК, только в случае отсутствия дискриминации по отношению к другим пользователям сетей. Также модель подразумевает наличие наблюдательного совета, ответственного за решения, влияющие на стоимость активов акционеров ОГС.

Сегодня, полное разъединение собственности является единственной моделью для новых газотранспортных систем. Выполнение требований разъединения является необходимым условием сертификации операторов систем транспортировки.

X X

о

го А

с.

X

го m

о

ю

M О

to

а>

о

es

№ OI

О Ш

m х

<

m о x

X

• Обеспечение доступа третьих лиц к газотранспортной и газораспределительной системе на основе опубликованных тарифов или их методологий, установленных или утвержденных национальным регулирующим органом;

Регламент (ЕС) № 715 установил принял следующие нормы:

• Принятие методологии тарифа «на входе-выходе», согласно которой тарифы устанавливаются отдельно для каждой точки входа и выхода из одной зоны в другую. Этот принцип кардинально отличается от применявшейся ранее методологии «дистанционных» тарифов на транспортировку. Главным отличием является то, что торговля газом теперь происходит на виртуальных торговых площадках (хабах) внутри конкретной зоны, а не на границе стран как это было ранее. При этом каждая зона не обязательно должна совпадать с реальными границами стран Европейского союза.

Рисунок 1. Организация единого внутреннего рынка газа ЕС в соответствии с третьим энергетическим пакетом Источник: А. Конопляник. Четвертый энергопакет ЕС? К чему готовиться «Газпрому» в Европе. - Нефтегазовая вертикаль, - 2018, - № 3.

• Сертификация ОГС (в том числе в отношении третьих стран).

• Создание Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), которой поручено разработать сетевые кодексы (network codes, NC) по трансграничным вопросам. Эти юридически обязывающие правила призваны определить, как операторов газотранспортных сетей, так и механизмы управления общеевропейскими газовыми маршрутами. Смысл создания сетевых кодексов в том, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к сетям, а также выгоду от уменьшения транзакционных издержек как для поставщиков, так и для потребителей газа. На сегодняшний день разработано пять руководящих сетевых кодексов, находящихся на разной стадии имплементации:

1. CMP (congestion management procedures) - Процедуры управления перегруз-

ками. Зачастую компании резервируют большее количество мощностей для транспортировки газа, чем по факту используют. Таким образом создается ситуация формальной перегрузки, которая может неверно интерпретироваться как сигнал к увеличению мощностей и дополнительному инвестированию. По различным причинам в некоторых трансграничных пунктах существует несоответствие между реальными мощностями и законтрактованными заранее. Исходя из этого выделяют два понятия:

- контрактная перегрузка, при которой технические возможности пункта не удовлетворяют спрос на постоянную мощность.

- физическая перегрузка, при которой технические возможности поставки на конкретном пункте в конкретное время не могут обеспечить спрос.

Во избежание инфраструктурных несоответствий и ограничений поставок, в 2010-2011 годах Европейской комиссией были разработаны руководящие принципы для процедур управления перегрузками в трансграничных пунктах. 1 октября 2013 года, после того как Комитет ЕС по газу одобрил внесение изменений в Приложение 1 к Регламенту №715/2009, следующие механизмы стали обязательные к исполнению:

- долгосрочный механизм «используй-или-потеряй» (long term use-it-or-lose-it, LT UIOLI);

- отказ от транспортной мощности (surrender of contracted capacity, SC);

- превышение лимита и обратный выкуп излишних транспортных мощностей (oversubscription (OS), buy-back (BB);

- краткосрочный механизм «используй-или-потеряй» для непрерываемой транспортной мощности «на день вперед» (firm day-ahead use-it-or-lose-it, FDA UIOLI) - внедрен с 1 июля 2016 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно отчету Ассоциации ENTSOG (Европейской сети операторов систем транспортировки природного газа) за 2017 год осуществление руководящих принципов CMP проходит вполне успешно. В 2017 году 38 операторов газотранспортной системы из 49 ОГС ЕС (из которых 45 членов ENTSOG, два ассоциированных партнера и еще два оператора, которые не являются членами Ассоциации) внедрили SC, LT UIOLI, OS + BB или FDA UIOLI.

2. CAM NC (Capacity Allocation Management) - Сетевой кодекс по управлению распределением мощностей. Первый кодекс был принят 14 октября 2013 года, и начал применяться с 1 ноября 2015. В 2017 году он был отменен, когда был принят вступил в силу его преемник -CAM NC 2017. Он имеет более широкую сферу применения, поскольку содержит более подробные нормативные положения в отношении как существующих, так и дополнительных мощностей. Основные положения кодекса следующие:

- проведение аукционов на использование транспортных мощностей в виде стандартных продуктов (standard capacity products) в пунктах соединения (interconnection points). Причем пункт соединения определяется как «физическая или виртуальная точка, соединяющая смежные системы «входа-выхода» или соединяющая систему «входа-выхода» с интерконнектором, поскольку эти точки подлежат процедурам бронирования мощностей пользователями сети». Это определение поясняет, что CAM NC применяется к интерконнекторам между смежными зонами «входа-выхода» независимо от того, расположены ли эти зоны в одной и той же стране-члене ЕС или нет. Также ясно, что CAM NC не применяется к пунктам пересечения границы, если они расположены (физически или виртуально) в одной и той же зоне «входа-выхода».

- по сроку действия стандартные продукты делятся на: ежегодные, ежеквартальные, ежемесячные, ежедневные и длящиеся в течение дня. Причем продукты с наибольшей продолжительностью предлагаются на аукционе первыми.

- выделяются техническая мощность (максимальная пропускная способность, которую оператор системы передачи может предложить пользователям сети); прерываемая (пропускная способность газа, которая может быть прервана оператором системы передачи в соответствии с условиями, предусмотренными в транспортном контракте); дополнительная мощность (дополнение к технической мощности точки присоединения);

«увеличенная мощность» (возможное будущее увеличение за счет процедур расширения технического потенциала или возможного создания новых мощностей)

Главным инструментом для достижения выше поставленной цели является процедура «открытой подписки» (Open Seasons Procedures) для постоянного определения рыночного спроса на мощности, по результатам которого принимаются решения о строительстве новых мощностей, в связи с имеющимся спросом.

3. BAL NC- Сетевой кодекс балансировки

Постановлением Еврокомиссии № 312/2014 от 26 марта 2014 года был установлен Сетевой кодекс по газовой балансировке передающих сетей. Цель его принятия - обеспечение баланса между спросом и предложением в краткосрочных периодах, для создания безопасного и эффективного управления газовой системой европейского союза.

Кодекс применяется к балансировочным зонам в границах ЕС, под которыми понимается система «входа-выхода», к которой применим конкретный режим балансировки. В некоторых странах ЕС балансировочные зоны совпадают с их границами и зоной влияния национального сетевого оператора. В остальных существует несколько балан-

совых зон. В роли торговых платформ выступают определенные биржевые площадки, на которых происходит покупка/продажа стандартных продуктов с минимальным временным интервалом. Таким образом, кодекс устанавливает правила, дающие пользователям сети уверенность в том, что они могут управлять своими ежедневными позициями в различных балансировочных зонах по всему Европейскому союзу экономически эффективным и недискриминационным образом.

4. IO NC - Сетевой кодекс совместимости работы сетей

Для преодоления потенциальных барьеров свободного потока газа в Евросоюзе, 30 апреля 2015 года Еврокомиссия утвердила Регламент ЕК 2015/703 - нормы трансграничного партнерства сетевых газовых операторов. Цель его принятия -обеспечение соответствующей степени гармонизации в технической, операционной и коммуникационной сферах газовых операторов1.

Правила взаимодействия и полноценного обмена данными (объем, давление, качество газа) обеспечивают необходимую гармонизацию соглашений на соединительных пунктах, что приводит к эффективной интеграции на рынке. Газотранспортные операторы должны принимать решения по количеству и направлениям потоков газа для каждого пункта входа-выхода и для каждого временного промежутка газовых суток, как в нормальных, так и в аварийных условиях.2

5. TAR NC - Сетевой кодекс по тарифам

16 марта 2017 года Постановлением Комиссии

ЕС 2017/460 был принят сетевой кодекс по гармонизации тарифов на транспортировку газа. Целью введения кодекса является установление прозрачных, недискриминационных тарифов, которые способствуют эффективной торговле газом, отражают фактические понесенные расходы, обеспечивают стимулы для инвестиций. 3Доку-мент устанавливает стандарты методологии при формировании базовой цены. Она рассчитывается как стоимость гарантированной мощности на год, что дает возможность пользователям делать прогноз уровня тарифов на транспортировку.

Разработка и последовательное внедрение сетевых кодексов позволяют повысить эффективность использования внутренних и трансграничных сетей и пунктов соединения, став технической основой интеграционных процессов и стирания национальных границ и стандартов для газовых потоков, их гармонизации и унификации

1 COMMISSION REGULATION (EU) 2015/703 of 30 April 2015 establishing a network code on interoperability and data exchange rules - Official Journal of the European Union

2 А. Конопляник. Четвертый энергопакет ЕС? К чему готовиться «Газпрому» в Европе. - Нефтегазовая вертикаль, - 2018, -№ 3.

3 COMMISSION REGULATION (EU) 2017/460 of 16 March 2017 establishing a network code on harmonised transmission tariff structures for gas - Official Journal of the European Union

X X О го А С.

X

го m

о

ю

M О

to

а>

о

CS

№ Ol

О Ш

m х

<

m о x

X

до панъевропейского уровня с целью конечного построения единого открытого рынка газа в ЕС. В целом же сетевые кодексы представляются наименее конфликтной сферой либерализации, что подтверждается их достаточно своевременным внедрением в текущую практику газотранспортных операторов.

Регламент № 713 ввел следующие требования:

• Создание Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики (ACER), которому поручено разработать не имеющие обязательной юридической силы Рамочные руководящие принципы (FG), на основе которых должны были быть разработаны вышеупомянутые сетевые кодексы.

В 2014 году в ответ на ухудшение отношений между ЕС и Россией в связи с политическим кризисом в Украине, кризисом в области безопасности и ролью России в нем ЕС разработал новую стратегию европейской энергетической безопасности (Energy Security Strategy) и концепцию политики Стратегии энергетического союза (Energy Union Strategy). Основными целями этих концепций являлось снижение зависимости ЕС от импорта российского газа, а также повышение устойчивости в случае возможных перебоев. Эти шаги последовали за более ранними инициативами ЕС, такими как Постановление о безопасности снабжения (Security of Supply Regulation 2010), которое ввело стандарты снабжения и инфраструктуры) и Решение IGA (IGA Decision 2012), принятые после кризисов транзита газа между Россией и Украиной в 2006 и 2009 годах, преследуя аналогичные цели.

Главные направления деятельности Энергетического союза следующие:

- обеспечение энергетической безопасности;

- создание полностью интегрированного европейского энергетический рынка;

- достижение энергоэффективности, способствующей снижению спроса;

- обезуглероживание экономики;

- внедрение инноваций, обеспечивающих конкурентоспособность;

- диверсификация источников энергии, поставщиков и маршрутов.

В своем первом и втором отчетах о Энергетическом союзе был предложен общий подход к мониторингу и методологии для оценки прогресса, достигнутого в достижении вышеизложенных целей. Он включает в себя набор конкретных показателей, которые будут использоваться для измерения прогресса, достигнутого в отношении каждого из аспектов Энергетического союза. Так предполагается, что прогресс, достигнутый в отношении «энергетической безопасности», измеряется чистой зависимостью от импорта, индексом концентрации поставок (SCI), и правилом N-

1 , а прогресс, достигнутый в отношении «полностью интегрированного европейского энергетического рынка», измеряется индексом рыночной концентрации, оптовыми ценами на газ и курсовой разницей (домашние хозяйства).

ЕК начала воплощать концепцию Энергетического союза в законодательство, в том числе путем разработки нового проекта Постановления о регулировании (The Draft Governance Regulation), принятия пересмотренного Постановления о безопасности снабжения (2017)2 и предложения о внесении поправок в Третью Газовую директиву (2017-1818 гг.).

Постановление о регулировании является важной законодательной инициативой ЕС. В документе разработаны «механизмы управления», обеспечивающие коллективное достижение и исполнение целей Энергетического союза всеми государствами-членами ЕС. Он предусматривает, что механизм будет основан на:

- интегрированных национальных энергетических и климатических планах (integrated national energy and climate plans (ECPs)), подготавливаемые государствами-членами каждые десять лет);

- соответствующих интегрированных национальных докладах о ходе работы в области энергетики и климата (integrated national energy and climate progress reports (ECPRs)), подготавливаемых государствами-членами раз в два года;

- комплекснов мониторинге между ЕК и государствами-членами, в том числе «в отношении регионального сотрудничества и соответствующих действий» ЕС.

Цели ЕС на 2030 год в области энергетики и климата в основном направлены на продвижение «зеленой энергетики». Они включают в себя сокращение выбросов парниковых газов на 40 процентов по сравнению с 1990 годом; увеличение доли возобновляемых источников энергии, потребляемых в ЕС, как минимум на 27 %; повышение энергоэффективности более чем на 27 к 2030 году. Хотя цели ЕС на 2030 год не включают каких-либо четких целей в отношении газовой инфраструктуры, достижение этих целей (некоторые из которых имеют обязательную юридическую силу) может оказать влияние на строительство и использование новой инфраструктуры газопровода. В некоторых государствах-членах потребуется больше газовой инфраструктуры для достижения этих целей. В частности, (проект) Регламента направлен на установление «надежного политического взаимодействия между государствами-членами и ЕС... с учетом достижения целей Энергетического союза», в том числе в области инфраструктуры, на основе интегрированных

1 Commission Staff Working Document, Second Energy Union Report, Monitoring progress towards the Energy Union objectives - key indicators.

2 Security of Supply Regulation 2017/1938.

национальных энергетических и климатических планах. Соответственно, они станут основным инструментом, с помощью которого ЕС может оказать влияние на развитие и использование новой пропускной способности трубопроводов.

Литература

1. Commission Regulation (EU) No 984/2013 of 14 October 2013 establishing a Network Code on Capacity Allocation Mechanisms in Gas Transmission Systems - Official Journal of the European Union

2. Commission Regulation (EU) No 312/2014 of 26 March 2014 establishing a Network Code on Gas Balancing of Transmission Networks - Official Journal of the European Union

3. Commission Regulation (EU) 2015/703 of 30 April 2015 establishing a network code on interoperability and data exchange rules - Official Journal of the European Union

4. Commission Regulation (EU) 2017/460 of 16 March 2017 establishing a network code on harmonized transmission tariff structures for gas -Official Journal of the European Union

5. Directive 2003/55/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 98/30/EC

6. First Gas Directive: 'Directive 98/30/EC of the European Parliament and of the Council of 22 June 1998 concerning common rules for the internal market in natural gas', OJ L 204/1.

7. Gas Regulation 1775: 'Regulation (EC) No 1775/2005 of the European Parliament and of the Council of 28 September 2005 on conditions for access to the natural gas transmission networks', OJ L 289/1.

8. Gas Transit Directive: 'Council Directive [EEC] of 31 May 1991 on the transit of natural gas through grids', (91/296/EEC), OJ L 147/37.

9. ENTSOG BAL NC Implementation and Effect Monitoring Report 2017.

10. ENTSOG «Implementation Monitoring and Effect Monitoring of CMP Guidelines 2017» Апрель 2018.

11. K.Yafimava. Building New Gas Transportation Infrastructure in the EU - what are the rules of the game? - The oxford Institute for energy Studies - July 2018. OIES PAPER: NG 134

12. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2009/73/ЕС от 13 июля 2009 г. относительно общих правил внутреннего рынка для природного газа и об отмене Директивы 2003/55/ЕС

13. Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза № 713/2009 о создании Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики

14. Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза № 714/2009 от 13 июля 2009 г. об условиях доступа к сетям в целях трансграничного обмена электричеством и об отмене Регламента 1228/2003

15. Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС № 715/2009 от 13 июля 2009 г. об условиях присоединения к газотранспортным сетям и об отмене Регламента Европейского Парламента 1775/2005

16. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2009/72/ЕС от 13 июля 2009 г. об общих правилах внутреннего рынка электрической энергии и об отмене Директивы 2003/54/ЕС

17. Гудков И.В.. Проблемы международно-правового регулирования энергетических отношений на примере взаимодействия России и Европейского союза. - Закон, 2015, № 1

18. Исполинов А.С., Двенадцатова Т.И.. Принудительное выделение сетевого бизнеса (unbundling) в рамках Третьего энергопакета ЕС: практика применения, - Закон, - 2014, - № 12.

19. Конопляник А.А. Уменьшить риск и неопределенности Третьего энергопакета ЕС. -Нефтегазовая вертикаль, №7, 2012

20. Конопляник А.А. Четвертый энергопакет ЕС? К чему готовиться «Газпрому» в Европе. -Нефтегазовая вертикаль, - 2018, - № 3.

21. Мельникова С.И., Геллер Е.И., Митрова Т.А., Кулагин В.А. / Газовый рынок ЕС: эпоха реформ// ИНЭИ РАН-НИУ ВШЭ, Москва, 2016 -ISBN 978-5-91438-021-9

22. Халова Г.О., Йорданов С.Г., Полаева Г.Б. Эволюция энергетической политики ЕС // Инновации и инвестиции.2018. - №5.-С.97-101

23. Халова Г.О., Телегина Е.А. Национальные энергетические стратегии в условиях глобализации. Энергетика как платформа инновационного развития. В сб.: Глобальная энергетическая трансформация: экономика и политика. Отв. Ред. С.В. Жуков.- М.: ИМЭМО РАН, 208. - С. 103-108

The evolution of the energy policy of the European Union Isaeva E.A.

Russian State University of Oil and Gas. them. Gubkina The adoption of the Third Energy Package has changed the structure of the European gas market, changing the roles and competencies of existing operators. The new energy model of the European Union has virtually re-created a market environment that requires adaptation both for countries within the European Union and beyond. The article discusses the evolution of EU energy legislation and its main mechanisms. Key words: natural gas, gas directive, third energy package,

liberalization, integration. References

1. Commission Regulation (EU) No 984/2013 of 14 October 2013

establishing a Network Code on Capacity Allocation Mechanisms in Gas Transmission Systems - Official Journal of the European Union

2. Commission Regulation (EU) No 312/2014 of 26 March 2014

establishing a Network Code on Gas Balancing of

X X О го А С.

X

го m

о

ю

M О

to

Transmission Networks - Official Journal of the European Union

3. Commission Regulation (EU) 2015/703 of 30 April 2015 establishing a network code on interoperability and data exchange rules - Official Journal of the European Union

4. Commission Regulation (EU) 2017/460 of 16 March 2017 establishing a network code on harmonized transmission tariff structures for gas - Official Journal of the European Union

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Directive 2003/55 / EC of the European Parliament and of the

Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 98/30 / EC

6. First Gas Directive: 'Directive 98/30 / EC of the European Parliament and of the Council of June 22, 1998 concerning common rules for the internal market in natural gas', OJ L 204/1.

7. Gas Regulation 1775: 'Regulation (EC) No 1775/2005 of the

European Parliament and of the Council of 28 September 2005 on conditions for access to the natural gas transmission networks', OJ L 289/1.

8. Gas Transit Directive: 'Council Directive [EEC] of 31 May 1991

on the transit of natural gas through grids', (91/296 / EEC), OJ L 147/37.

9. ENTSOG BAL NC Implementation and Effect Monitoring Report

2017.

10. ENTSOG "Implementation Monitoring and Effect Monitoring of CMP Guidelines 2017" April 2018.

11. K. Yafimava. Building New Gas Transportation Infrastructure in the EU - what are the rules of the game? - The oxford Institute for energy Studies - July 2018. OIES PAPER: NG 134

12. Directive 2009/73 / EC of the European Parliament and of the Council of July 13, 2009 on the general rules of the domestic market for natural gas and on the repeal of Directive 2003/55 / EC

13. Regulation of the European Parliament and of the Council of the European Union No. 713/2009 on the establishment of the Agency for the Cooperation of Energy Regulators

14. Regulation of the European Parliament and of the Council of the European Union No. 714/2009 of July 13, 2009 on the conditions for access to networks for the cross-border exchange of electricity and on the repeal of Regulation 1228/2003

15. Regulation of the European Parliament and of the Council of the EU No. 715/2009 of July 13, 2009 on the conditions for joining gas transmission networks and on the repeal of Regulation of the European Parliament 1775/2005

16. Directive 2009/72 / EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on the general rules of the domestic electricity market and on the repeal of Directive 2003/54 / EC

17. Gudkov IV. Problems of international legal regulation of energy relations by the example of interaction between Russia and the European Union. - Law, 2015, No. 1

18. Ispolinov AS, Dvadontsatova TI. Forced separation of network business (unbundling) within the framework of the Third EU energy package: practice of application, - Law, - 2014, - No. 12.

19. Konoplyanik A.A. Reduce the risk and uncertainties of the Third EU Energy Package. - Oil and gas vertical, No. 7, 2012

20. Konoplyanik A.A. The fourth energy package of the EU? What to prepare for Gazprom in Europe. - Oil and gas vertical, -2018, - No. 3.

21. Melnikova S.I., Geller E.I., Mitrova T.A., Kulagin V.A. / EU Gas Market: The Age of Reform // INEI RAS-NRU HSE, Moscow, 2016 - ISBN 978-5-91438-021-9

22. Halova G.O., Yordanov S.G., Polaeva G.B. The evolution of the EU energy policy // Innovations and Investments. 2018. -No. 5.-S.97-101

23. Halova G.O., Telegin E.A. National energy strategies in the context of globalization. Energy as a platform for innovative development. In: Global Energy Transformation: Economics and Politics. Repl. Ed. S.V. Zhukov.- M.: IMEMO RAS, 208. -P. 103-108

a>

o

CS

№ Ol

O m m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.