Научная статья на тему 'Тренинги по написанию новостей: методика, упражнения, показатели эффективности'

Тренинги по написанию новостей: методика, упражнения, показатели эффективности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1143
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренинги по написанию новостей: методика, упражнения, показатели эффективности»

Тренинги по написанию новостей: методика, упражнения, показатели эффективности

A.B. Колесниченко,

к.ф.н., доцент кафедры периодической печати МГУП им. Ивана Федорова, редактор по теме «Общество» газеты «Новые Известия»

Общая характеристика. Необходимость использования тренингов при обучении будущих журналистов в вузе вызвана все более распространяющимся в российской системе высшего образования подходом, согласно которому университет должен давать не только, и не столько знания (проверяемые на экзаменах, когда студента просят воспроизвести фрагмент из рассказанного преподавателем в течение семестра), сколько компетенции. В этом случае цель обучения - подготовить студента к решению ряда типовых задач в профессии, привить определенные навыки и тем самым смягчить переход от учебы к практической деятельности.

Навыки написания новостей - важнейшие в работе журналиста. Подавляющее большинство сотрудников СМИ заняты именно подготовкой новостных сообщений. Это работающие и в информационных агентствах, и в ежедневных газетах, и в онлайновых СМИ, и в информационных службах телеканалов и радиостанций. Таким образом, подготовка будущих журналистов в обязательном порядке должна включать в себя обучение навыкам быстрого и качественного написания новостных заметок.

Изложенная ниже методика апробирована в ходе преподавания курса «Основы творческой деятельности журналиста» (ОТДЖ) студентам МГУП им. Ивана Федорова. Включение этой методики в программу обусловлено тем, что курс ОТДЖ предусматривает знакомство студентов с основными журналистскими жанрами. Кроме того, в рамках других преподаваемых студентам курсов, практикум по написанию новостей отсутствует. Как показало проведенное автором тестирование студентов пятого курса, их навыки написания новостных заметок анало-

гичны навыкам второкурсников. Напротив, студенты, прошедшие тренинги, даже в период учебы успешно устраивались на работу в СМИ. Еще одно доказательство эффективности тренингов - многочисленные публикации студентов МГУПечати в газете «Новые Известия».

Тренинги проводились в безбумажной форме, студенты приносили на занятия ноутбуки. Во-первых, это позволяло приблизить занятия к редакционной практике, где тексты сдаются в электронном виде. Во-вторых, подобное нововведение находится в русле провозглашенной президентом Дмитрием Медведевым политики перехода на безбумажные технологии (до 70% внутриведомственного документооборота к 2015 году). Еще одним шагом в развитии этой политики могло бы стать размещение на территории МГУП им. Ивана Федорова точки доступа Wi-Fi, чтобы на занятиях можно было использовать Интернет.

Методика. Тренинги включают в себя объяснение приемов, демонстрацию их преподавателем и последующую отработку приемов учащимися. Обычно прием отрабатывают трижды - дважды на занятии и один раз при выполнении домашнего задания. Приемы с каждым разом усложняются: от работы над элементом новостной заметки учащиеся переходят к работе над новостной заметкой в целом, от работы над простыми формами новостных заметок - к сложным формам.

Прежде, чем перейти к описанию тренингов, следует пояснить, что представляет собой написание новостей с технологической точки зрения. Подготовка новостной заметки состоит из трех этапов: выбор темы, сбор информации и подача текста. Первый этап немецкий исследователь 3. Вайшенберг (S. Weischenberg) называет «тематизаци-ей» - превращением события из мира реального в тему журналистского материала. Тематизация заключается в определении ключевого аспекта события, который потом станет ответом на вопрос «Что же произошло?»1. Например, беспорядки на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 г. можно рассматривать и как массовое хулиганство, и как проявление настроений части граждан, и как превращение националистов в политическую силу, и как провал образовательных программ по пропаганде толерантности, и как результат внутрикремлевских интриг. От выбранного аспекта будет зависеть фокусировка новостной заметки, а фокусировка определит дальнейшие действия журналиста по сбору дополнительной информации, куда входят подробности события, позиции сторон, оценки и прогнозы экспертов, предыстория, статистика и контекст события.

1 Weischenberg S, Rakers J. Nachrichten-Journalismus. Anleitungen und Qualitäts-Standards für die Medienpraxis. Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 2001. - C. 34-35.

Особенность второго этапа подготовки новостной заметки -его диалектический характер. С одной стороны, у журналиста есть созданная в ходе тематизации события гипотеза, и в рамках этой гипотезы происходит сбор информации. С другой, всегда присутствует допущение, что каждая новая единица информации может обесценить предыдущее понимание события и привести к появлению иной гипотезы с последующей перефокусировкой текста. Например, событием является возбуждение уголовного дела в отношении коррумпированного чиновника, исходной гипотезой - начало борьбы с коррупционерами в данном ведомстве, однако дополнительная информация о борьбе группировок в этом ведомстве приведет к появлению новой гипотезы - идет изгнание из ведомства людей одного из высокопоставленных чиновников. Это будет более точной новостью, более качественной тематизаци-ей события, однако потребует пересмотра всей собранной информации, отсева части ее и необходимости сбора новой.

Подача новостной заметки - в большей мере редакторская работа. Если корреспондент отвечает за достоверность и полноту собранной информации и за композиционно грамотное ее изложение, то редактор сосредотачивает свое внимание на тех элементах заметки, которые влияют на восприятие ее читателем. Это заголовок (или заголовочный комплекс), лид и, возможно, один или два первых абзаца основного текста заметки. Задача редактора - «максимально дорого продать» заметку, т. е. вместить в заголовок и лид то самое важное и интересное, что есть в заметке, наполнить эти элементы ключевыми словами, привлекающими внимание читателей (фамилии знаменитостей, текущие процессы) и при этом учесть осведомленность аудитории о данном событии (из электронных СМИ - телевидение, радио, интернет-издания), чтобы подаваемая в заметке информация не выглядела уже известной.

Профессиональный уровень журналиста определяется как грамотностью выполнения всех этапов подготовки заметки и сведением к минимуму лишних действий в виде сбора информации, которая не пойдет в текст, и написания черновиков, так и скоростью выполнения данных действий, оперативностью принятия решений. В редакционной практике обычной является ситуация, когда на написание новостной заметки (включая сбор информации) журналисту отводится один-два часа. Уложиться в этот срок можно, только если все действия журналиста отлажены и выполняются сразу «набело».

Описание тренингов. На занятиях отрабатывались следующие разновидности новостных заметок: короткая новость, расширенная новость, новость-цитата, новость о готовящемся событии, новость о длящемся событии, многопредметная новость. Кроме того, был разобран шаблон новостной заметки, используемый для подготовки жур-

налистов в газете «Коммерсант». Отдельные тренинги были посвящены написанию заголовков, заходов и лидов для новостных заметок.

Подготовку коротких новостей студенты осваивали на материалах пресс-релизов Следственного комитета. Эти пресс-релизы было необходимо преобразовать в новость. Вот пример пресс-релиза:

Следственными органами Следственного комитета по Орловской области возбуждено уголовноедело в отношении 34-летней жительницы Кромского района Орловской области, подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. «в» ч.2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство малолетнего ребенка). По данным следствия, 11 сентября 2010 года подозреваемая, находясь в состоянии алкогольного опьянения, поместила свою 3-летнююдочь в ванну и погрузила ее голову в пластмассовый тазик, наполненный водой. В резуль тате ребенок потерял сознание и перестал дышать. Довести свой преступный умысел до конца подозреваемая не смогла, так как в дом вошел муж ее старшейдочери, который вытащилдевочку из воды, сделал ей искусственное дыхание, после чего вызвал медицинских работников. На данный моментдевочка находится на лечении. В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. Расследование уголовного дела продолжается2.

Как видим, информация здесь подана в том порядке, в каком с ней работали следователи. Журналисту же необходимо начать заметку с сути события, с сообщения о главном, что произошло. Главное в данном случае то, что пьяная мать пыталась утопить дочь. Затем должна идти второстепенная дополняющая информация: как именно мать топила дочь, и что помешало женщине. И лишь в конце следует упомянуть о юридической квалификации действий: возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство малолетнего ребенка». Так отрабатывается навык сообщать о событиях с использованием композиционной схемы перевернутой пирамиды. Задание на тренинге включало работу с восьмью пресс-релизами, устойчивый навык по преобразованию пресс-релиза в новостную заметку обычно наступает после третьего-четвертого упражнения.

От короткой новости переходим к расширенной. Особенностью расширенной новостной заметки является многоуровневая структура: ядро (суть события), детали (подробности события), бэкграунд (вспомогательная информация). Ядро отвечает на два ключевых вопроса: «Что произошло?» и «Что значит?» Детали содержат сюжет события, яркие интересные подробности, позиции сторон (согласно существующим в новостной журналистике стандартам необходимо приводить

2 http://www.sledcom.ru/news/28392.html?sphrase_id = 59670

в заметке позиции обеих сторон либо пояснять, почему чья-либо позиция не могла быть получена), а также оценки и прогнозы экспертов. Бэкграунд же включает в себя предысторию события, статистическую информацию и контекст (другое событие, упоминание о котором придает новое значение описываемому).

Отработка навыков написания расширенной новостной заметки проходит в два этапа. Рабочим материалом служат все те же пресс-релизы Следственного комитета. Вначале студенты определяют, какую информацию им необходимо собрать по каждому пресс-релизу. Затем студенты преобразовывают пресс-релиз в расширенную новостную заметку в ситуации, как будто существует возможность получить любую информацию по теме статьи. Недостающая информация выдумывается, правильность выполнения задания проверяется путем проверки на наличие требуемых элементов.

Контроль правильности написания расширенной новостной заметки может осуществляться и с помощью «новостных вопросов» -вопросов, ответы на которые в обязательном порядке должны быть представлены в тексте. Обычно в учебниках по журналистике используют краткий список из шести вопросов:

• Кто?

• Что?

• Где?

• Когда?

• Почему?

• Как?

В нашем случае список вопросов увеличивается вдвое:

• Откуда узнали? (источник)

• Ну и что? (значение)

• Что будет? (прогноз)

• Кому и чем выгодно? (приобретения)

• Кому и чем невыгодно? (потери)

• Как восприняли случившееся? (реакция)

Специальной отработки требует «новость-цитата» - новостная заметка о высказывании какого-то известного человека. Здесь прежде всего разучивается начало заметки: ключевое высказывание + кто и где это сказал. Если же студент начинает заметку с упоминания, что кто-то где-то выступал, это будет грубейшей ошибкой. Второй ключевой момент - чередование прямой и косвенной речи. За основу берется соотношение один к двум (объем косвенной вдвое превышает объем прямой). Это обусловлено особенностями этих разновидностей передачи слов ньюсмейкера. Прямая речь придает тексту достоверность (человек это сам сказал, а не журналист пересказывает с его слов), косвенная речь - короче и понятнее. Поэтому большую часть высказываний

переводят в косвенную речь, а в прямой оставляют лишь эмоционально-яркие либо юридически спорные фразы.

При анонсировании события (новость о готовящемся событии) также отрабатывается прежде всего начало заметки. Ошибкой будет написать, что такое-то событие будет тогда-то там-то. Правильное решение - предположить, каков результат события наиболее вероятен и начать с этого результата. В качестве тренировочного задания студентам давался следующий анонс:

1 октября 2010 г. арт-группа «Призывник — не чемодан» проведет в Санкт-Петербурге символическую акцию у дверей призывного пункта Петроградского района.Участники акции планируют провести пикет и в ходе пикета прибить к двери 95 тезисов против призыва в армию. В связи с тем, что дверь призывного пункта металлическая, дверь принесут свою. Это действо отсылает к историческому событию 1517 г., когда Мартин Лютер прибил на дверь Виттен-бергского собора 95 тезисов против индульгенций, положив начало Реформации в Германии. Организаторы/приглашают приходить на акцию и приносить с собой листы с тезисами против военной службы. Каж-дыйучастник сможетсобственноручно постучать молотком, приколачивая лист с тезисом к двери. Если пикет не согласуют, акция состоится в форме флэш-моба: на том же месте в тот же час участники будут забивать гвозди вдверь. Если согласуют, то отдуши покричат «Долой призывное рабство!» Место проведения - у призывного пункта Петроградского района - выбрано в связи с тем, что именно этот район отличился в весенний призыв захватами призывников у метро и в квартирах, попытками силового призыва в армию. Название арт-группы «Призывник - не чемодан» напоминает гражданам призывного возраста, что только чемодан можно «взять», «забрать» в армию. А если человек себя осознает не чемоданом, а гражданином, то он не позволит себя «забрать», а будет защищать себя, свою свободу и права всеми законными способами, потому что призывник - это не чемодан! Организаторы просят высылать тезисы против призыва на военную службу на e-mail:[email protected] Сбор группы по подготовке акции пройдет 30 сентября в 19.00 в офисе организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» (Разъезжая, 9).

Как видим, о предполагаемом результате мероприятия (прибивание к двери военкомата 95 тезисов против призыва) сообщается лишь в шестой строчке. В новостной заметке правильным будет начать текст с упоминания про 95 тезисов, которые прибьют к двери военкомата, и лишь затем сообщать, что это пройдет в рамках акции «Призывник - не чемодан».

Под длящимся событием подразумевается некоторый процесс, в рамках которого что-то произошло. Например, очередное заседание суда. Журналист стоит перед необходимостью, с одной стороны,

сообщить новую информацию (что произошло на этом заседании), с другой, ввести читателя в курс дела (упомянуть, что было на прошлых заседаниях, чего хотят участники процесса). При этом нужно учитывать, что среди читателей есть и те, кто следил за процессом, и кому нужна только новая информация, и те, кто не следил, и кого надо вводить в курс дела. Грамотным решением здесь будет чередование новой и старой информации. В общих чертах структура новостной заметки о длящемся событии (на примере судебного процесса) такова:

• Что самого важного было на последнем заседании суда (кратко)

• Кого за что судят (кратко)

• Ход последнего заседания (подробно)

• Цели и аргументы сторон, яркие эпизоды прошлых заседаний (кратко)

Таким образом, читатель, который в курсе дела, получит самую новую информацию о процессе (пункты 1 и 3), а краткое упоминание о сути процесса (пункт 2) обременительным не будет. Читатель же, который не в теме, сможет не только ознакомиться с итогами последнего заседания, но и понять смысл происходящего в целом.

Тренинг по написанию новости о длящемся событии проводился на материалах реального судебного процесса - иска ГУВД Москвы и УВД по Западному округу Москвы к газете «Новые Известия», трем журналистам издания и двум жителям поселка «Речник». Иск рассматривался в Хамовническом суде Москвы осенью 2010 года. Поводом к иску послужили публикации в газете жалоб жителей поселка на действия милиционеров при штурме поселка в январе 2010 года. Истцы же утверждали, что милиционеры действовали исключительно в соответствии с законом. На занятиях студентам давались отсканированные копии документов (протоколы судебных заседаний, жалобы, ходатайства), и требовалось написать новостную заметку по результатам последнего заседания суда с информацией о сути процесса и позициях сторон.

Многопредметную новость также отрабатывали на реальном фактическом материале - сводках информационных агентств о лесных пожарах лета 2010 года. Суть многопредметной новости - проинформировать читателя о нескольких событиях, связанных одной общей темой. Например, в одном регионе сгорело столько-то гектаров леса, в другом помимо леса сгорели дома, в третьем не только сгорели дома, но и погибли люди. Журналист выбирает то событие, которое наиболее значимо (в нашем случае - пожар в регионе, где погибли люди), и фокусирует заметку на нем. Остальные события пойдут фоном. Структура многопредметной новости такова.

Главное событие (кратко)

Второстепенные события (кратко)

Главное событие(подробно)

Второстепенные события (кратко)

Завершает тренинги по структуре новостных заметок изучение шаблона, используемого в подготовке журналистов газеты «Коммерсант». Вот этот шаблон:

ЗАМЕТКА ПИШЕТСЯ ТАК:

1. Собирается материал, то есть:

выслушиваютсядве противоположные стороны ситуации -обвиняющий и обвиняемый, протестующий и тот, против кого протестуют и т. п. Если вторая сторона явно не представлена (например, протест против власти, а она плевать на это хотела), то изучается позиция этой стороны;

наблюдается картинка события (например, демонстрация или ход пресс-конференции), при этом обращается особое внимание на детали (кто сказал глупо или смешно, кто во что одет, кто проговорился и поправился и т. п.), картинка записывается подробно;

осмысливается цель и значение предмета заметки (важно для общества, но нелепо реализуется, или, наоборот, сущая чепуха, а надувается).

2. Пишется текст, то есть:

заголовок, который полностью соответствует смыслузаметки (например: «Юрий Лужков3 пойман, но пока не вор»);

подзаголовок, который кратко описывает событие (например: «Московского мэра арестовали по подозрению в хищении $100 млрд»);

вводка (лид), которая кратко - не более 10% от общего объема заметки - излагает сюжет (например: «Вчера поздно вечером сотрудники московского областного РУБОП произвели обыск в загородном имении мэра Москвы Юрия Лужкова. В операции участвовали более 50 сотрудников милиции, спецназ внутренних войск, работники ФСБ и Генеральной прокуратуры. Изъято денег и ценностей на $150 млрд. Мэр и его жена Елена Батурина арестованы. Возбуждены уголовныедела по 45 статьям Уголовного кодекса. Ночь арестованные провели в «Матросской тишине». Поскольку вводка в 8 строк, заметка предполагается в 80-90);

первый абзац, который рассказывает о событии более подробно (кто именно присутствовал, не оказала ли жена мэра сопротивления, не пыталась ли ускакать, разрешили ли мэру взять с собой сменную кепку);

3 Представленные в данном шаблоне факты вымышлены и не имеют отношения к реальным событиям. Сходство фамилий с фамилиями реальных людей также следует считать случайностью.

второй абзац, в котором представитель Генпрокуратуры объясняет происшедшее (кто стукнул, кто заказал, почему сейчас, а не пять лет назад, как велась разработка, подготовлено ли следствие);

третий абзац, в котором адвокат Лужковых все опровергает (миллиарды подбросил Доренко, ордер на обыск фальшивый и выписан Карлой Дель -Понте, жена Лужкова не ускакала, а прискакала, Лужков не арестован, а находится на пасеке);

четвертый абзац, в котором описывается реакция общественности (Путин находится в отпуске, «Международная амнистия» требует исключить Россию из «Гринписа» за жестокое обращение с лошадьми Лужковой, «Идущие вместе» вышли на демонстрацию в дискотеке МДМ);

пятый абзац с прогнозом эксперта (Лужков будет баллотироваться в мэры на седьмой срок).

Студенты получают задание написать по материалам информационных агентств заметку, в которой информация была бы изложена в таком же порядке (сюжет кратко, сюжет подробно, позиции сторон, реакция, прогноз).

Отрабатываются на тренингах и те элементы заметки, за которые отвечает редактор: заголовок, заход и лид. Студенты учатся составлять заголовок по методу «айсберг», когда устойчивое выражение модифицируют по теме статьи. В качестве примера можно привести два заголовка, придуманных студентами к материалу о знаменитом выступлении Леонида Парфенова на вручении телевизионных премий в ноябре 2010 года. Заголовки таковы:

«Журналист - это звучит горько» «Хотели как лучше, а вышел Парфенов» Новостной заход - это первая фраза заметки, представляющая собой ответ на наиболее важный новостной вопрос. Например, если новость посвящена знаменитости, целесообразно начать заметку с фамилии этой знаменитости (ответ на вопрос «Кто?»), если в центре заметки - происшествие, началом будет ответ на вопрос «Что?», если примечательно место события - «Где?», если издание хочет подчеркнуть оперативность - «Когда?», если о событии в целом известно, а новой является выясненная журналистами причина - «Почему?»

При написании лида отрабатывается навык помещать туда суть события (что произошло) и избегать «тематических лидов» (что происходило). Например, в заметке о совещании каких-то начальников, на котором что-то решили, лид должен содержать информацию об этом решении, а не о том, что собирались начальники. Кроме того, студентов обучают, с одной стороны, делать лид информативным, а с другой, не перегружать его. Конфликт возникает между желанием вместить в лид как можно больше информации и сделать лид небольшим и легко воспринимаемым читателем. Студентов учат делать выбор меж-

ду «обобщающим» лидом (содержит ответы на максимальное количество новостных вопросов и хорошо подходит к заметкам на простые темы) и «модифицированным» (с ответами лишь на три-четыре новостных вопроса, что достаточно, если предмет заметки сложен).

Эффективность и дальнейшее развитие. Работоспособность методики проверяется как в ходе тестовых заданий в аудитории, так и в практической работе студентов в СМИ. Как показывает опыт привлечения студентов МГУПечати в качестве стажеров в газету «Новые Известия», прохождение тренингов значительно повышает шансы на подготовку студентами кондиционных материалов. В частности, летом 2009-го и летом 2010-го года практику в газете проходили в одном случае студенты третьего курса, прошедшие тренинг, в другом - студенты четвертого курса, которые тренинг не проходили. В результате за приблизительно одинаковое время практики (около месяца) прошедшие тренинг смогли опубликовать в газете по 4-7 статей, тогда как не проходившие - лишь по 1-2. Таким образом, эффективность методики -налицо.

Для последующего совершенствования тренингов желательно было бы оборудовать на факультете издательского дела и журналистики МГУПечати аналог редакции - помещение с компьютерами и телефонами, что позволило бы студентам выполнять реальные задания, собирая материал и добиваясь общения с источниками информации. Пока же тренинги в их нынешнем виде позволяют успешно отработать формы и шаблоны новостных заметок, однако не дают приобрести один из основных навыков будущего журналиста - навык добывать информацию, особенно в случаях, когда эту информацию скрывают и не хотят предоставлять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.