Научная статья на тему 'ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ'

ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРЕНИНГ / STYLE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION / PERSONALITY EDUCATION / PEDAGOGICAL INTERACTION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Ирина Робертовна, Понарина Анастасия Николаевна

В статье рассматривается тренинг, как коммуникативный феномен и проанализированы различные стили педагогического общения: либеральный, авторитарный и демократический. В том числе была дана психолого-педагогическая специфика разных стилей общения в пространстве педагогической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AS A WAY TO INFLUENCE THE STYLE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

The article considers training as a communicative phenomenon and analyzes various styles of pedagogical communication: liberal, authoritarian and democratic. In particular, the psychological and pedagogical specificity of different communication styles in the space of pedagogical communication was given.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Ирина Робертовна Позднякова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

и психологии ОЧУ ВО «Московская международная академия» Анастасия Николаевна Понарина магистрант

Аннотация. В статье рассматривается тренинг, как коммуникативный феномен и проанализированы различные стили педагогического общения: либеральный, авторитарный и демократический. В том числе была дана психолого-педагогическая специфика разных стилей общения в пространстве педагогической коммуникации.

Ключевые слова: стиль педагогического общения, образование личности, педагогическое взаимодействие, тренинг

TRAINING AS A WAY TO INFLUENCE THE STYLE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Irina R. Pozdnyakova

Candidate of Pedagogical Sciences Moscow International Academy Anastasia N. Ponarina master's degree student

Abstract. The article considers training as a communicative phenomenon and analyzes various styles of pedagogical communication: liberal, authoritarian and democratic. In particular, the psychological and pedagogical specificity of different communication styles in the space of pedagogical communication was given.

Key words: style of pedagogical communication, personality education, pedagogical interaction, training

Социально-психологическая сущность общения определяется процессом взаимодействия людей, человека с самим собой, окружающим миром и возникающими межличностными отношениями друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, к самому себе.

Профессиональная деятельность педагога строится по законам общения. Передача опыта человечества через педагогический процесс косвенно связан с личным опытом и самой личностью педагога (нравственными позициями, социальными, личностными, эмоционально-ценностными) и непосредственно передача опыта осуществляется, через образовательно-коммуникативные каналы в самом процессе педагогической деятельности.

В современном мире одними из самых востребованных и популярных направление при подготовке педагогических кадров, являются деловые игры и тренинги. В наше время, чтобы выпускник ВУЗа был востребованным он должен уже не только иметь профессиональный опыт, но должен быть способен на реализацию своих взглядов и позиции в своей профессиональной деятельности, обладать набором профессионально-личностных качества для достижения целей и профессиональных высот [Подлиняев 2016].

Методологической основой любого тренинга выступает теория о естественного научения, естественного освоения опыта, американского психолога консультанта по обучению Д. Колба. Легче всего мы учимся на своем пережитом опыте. Подход, при котором происходит непосредственно, на опыте противопоставляется опыту, при котором студент, только читает, слушает и пересказывает материал. Согласно Колбу такой «естественный» учебный процесс развивает умение для восприятия нового. То есть мы воспринимаем, наблюдаем и осмысливаем это новое. Эту фазу можно назвать стадией анализа, которая развивает в нас интерпретацию и рефлексию. Следующую фазу можно назвать концептуализация опыта, то есть на этой фазе мы начинам мыслить целостно, логично, системно, целенаправленно, и начинаем формировать понятия. И в конечном итоге мы приходим в стадию активного эксперимента, которая выражается в нашей способности решать проблемы, и делать соответствующие выводы, опираясь на теоретические знания. Такую фазу можно условно назвать выработкой нового опыта. К любой из стадии мы можем обращаться по несколько

раз или же много раз перед тем как будет достигнуто новый реальный опыт.

Довольно часто под «тренингом» понимает практически любая форма обучения. Если мы обратимся к Оксфордскому словарю, то в нем определение «тренинг» дается как «тренировка, дрессировка, воспитание, обучении». Мы же «тренинг» чаще всего воспринимаем, как интерактивную форму обучения в ходе, которой идет совместная работа объекта и субъекта. По мнению психолога Сидоренко Е.В., «Тренинг - обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме» [Вачков и др. 2004].

Как правило, ожидания от эффективного тренинга - это не когда тебя учат, а когда ты учишься. То есть преподаватель подает студентам технологию общения таким образом, что у него можно учиться. Таким образом, именно сам студент занимает субъектно-активную позицию, при которой он сам берет предлагаемый ему опыт, то есть учиться сам.

Живое общение является тем, что дает эмоции и переживание, что является условием личным ростом самого обучающего. Эффективность общения и его влияния, которое оказывается на ученика, так же зависит от выбранного стиля общения учителя или преподавателя.

Педагогический стиль общения - это стандартный набор приемов и требования воспитательного и обучающего характера, в котором заключен результат ответного поведения обучающих. Стиль педагогического общения заключается в их разных формах деятельности ученика и учителя, а так же их общения. Само по себе педагогическое общение имеет определенную специфику. Специфика определяется разными позициями (социальными, функциональными и т.д.), и ролями субъектов общения в процессе педагогического общения. Во многом стиль педагогического общения состоит из возможностей педагога к коммуникации, характера взаимоотношений учителя и учеников их личностных и межличностных особенностей.

Российская психолого-педагогическая наука обычно выделяет три основных педагогических стиля: либеральный, демократический и авторитарный. Иногда встречаются и другие вариации данных стилей: императивный, командно-административный, попустительский, анархически-игнорирующий и т.п. Мы поговорим об трех основных стилях.

Первый стиль - это либеральный. Характерной чертой либерального стиля является стремление преподавателя (тренера) меньше всего

включаться в работу группы или коллектива. Как правило, при таком стиле сам преподаватель лишь формально выполняет свою роль. В результате выбранный стиль приводит к недостатку контролированию деятельности тех, кому он проводит тренинг. Чаще тренинг, который прошел в либеральном стиле получается неудовлетворительным. Нерешительность в трудных ситуациях, а так же непоследовательность в действиях и в принимаемых решениях являются характерной чертой либерально преподавателя.

У либерального и авторитарного стилей есть общая особенность, не смотря на их противоположности. И эта особенность заключается в том, что оба создают дистанционные отношения между учителем и учеником, отсутствием между ними доверия, безразличие тренера, показательное подчеркивания своего доминирования.

Вторым стилем, который мы рассмотрим, является авторитарный стиль. Когда-то авторитарный стиль общения был популярен, но с течением временим начал терять свои позиции. Манера общения преподавателя при авторитарном стиле отличается тем, что преподаватель сам принимает решение относительно поставленных проблем, чаще всего, которые он сам же и поставил, относительно всего коллектива или отдельного взятого участника коллектива. Очень часто опираясь на свои личные убеждения, преподаватель самостоятельно ставит цели и пути их достижению, и в том же числе он задает степень взаимодействия при достижение этих целей. Одним из главных проявлений авторитарного стиля является, то, что центром всего тренингового процесса является личность авторитета, единоличное управление всеми функциями управления, в основном используя указания и распоряжения. При авторитарном стиле, как правильно, преподаватель плохо может провести свой самоанализ и самоконтроль после проведенного тренинга, а слушатели проявляют мало активности и самоконтроля [Биркенбиль 2002].

Третий стиль является демократический. Для демократического стиля характерной чертой является связь с аудиторией, а так же выражения почтения и доверия к самим слушателям, преподаватель старается не подавлять слушателей своим авторитетом, а укрепить эмоциональный контакт с аудиторией. Таким образом, это позволяет преподавателю не просто заинтересовать аудиторию, но и повысить мотивацию для самих слушателей, а так, же активизировать интеллектуальную деятельность и увлеченность. При демократическом стиле общения в

тренингах аудитория не ощущает негатива в свою сторону и из-за этого у них не возникает отрицательных эмоции в сторону самого тренера. Доброжелательное, доверительное отношение способствует учению, увеличивает уверенность в собственных силах и мотивирует на активное получение новых знаний умений и навыков.

Практика показывает, что использование демократического стиля, не может, исключает использование двух других [Копытин 2006].

Наличие и использование в демократическом стиле некоторых частных приемов, например из авторитарного стиля, продиктовано, в том числе некоторыми особенностями коллективов. Наблюдение данного явления показало, что подобное сочетание стилей чаще оказывается достаточно эффективным, особенное при работе с коллективами или конкретными слушателями, показывающими относительно невысокий уровень социально-педагогического или личностного развития. Но даже в такой ситуации, когда возникает необходимость смешения стилей, например демократического и авторитарного, педагог должен ориентироваться на возобладание демократического стиля общения, взаимодействия. Он должен быть нацелен на диалог и доверительное сотрудничество с учащимися. Именно такой подход позволяет эффективно достичь положительных результатов личностно-развивающей стратегии взаимодействия преподавателя и слушателя.

В заключение стоит отметить, что в рамках научной дискуссии предлагается иная классификация стилей педагогического взаимодействия, произведенная на основании анализа психологических механизмов, определяющих коммуникативную стратегию человека. Такая классификация позволяет выделить три принципиально различных по своей психологической природе стиля: авторитарный, манипулятивный и диалогический. Однако в данной статье представлена классификация, общепринятая педагогическим сообществом на настоящий момент.

Список литературы

Подлиняев О.Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях: Учебное пособие. Иркутск: ФГБОУ ВО «ИГУ», 2016.

Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. М., 2002.

Копытин А.И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.